Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / РАБОТА С ЛИЦАМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / TEACHER TRAINING / WORKING WITH INDIVIDUALS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS / MASTER'S PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна, Тимченко Екатерина Сергеевна

Статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров к работе с лицами с расстройствами аутистического спектра, в том числе в условиях специального и инклюзивного образования. Отмечается недостаточность количества образовательных программ, ориентированных на подготовку специалистов к работе с лицами с РАС, их доминирующая направленность на аспекты психолого-педагогического сопровождения и реабилитации. Сделан вывод о необходимости разработки и реализации программ подготовки магистров, ориентированных на вопросы организации образовательного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специального и инклюзивного образования. Представлен опыт разработки программы магистратуры «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра», реализуемой в Южном федеральном университете, отмечены ее объективные и субъективные преимущества, привлекающие абитуриентов. Описан опыт включения потенциальных работодателей в процесс разработки основных результатов освоения образовательной программы (обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций), а также содержательных элементов теоретической и практической подготовки магистрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна, Тимченко Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF PEDAGOGICAL PERSONNEL FOR WORK WITH PERSONS WITH DISABILITIES OF THE AUTISTIC SPECTRUM: FROM THE EXPERIENCE OF THE DEVELOPMENT OF A MASTER PROGRAM

The article is dedicated to the problem of teacher training aimed at working with individuals with autism spectrum disorders also in conditions of special and inclusive education. The lack of educational programmes, targeted at preparing specialists for the work with individuals with autism spectrum disorders and their main focus on such aspects as psychological and pedagogical support and rehabilitation, is stated. The conclusion is made about the necessity of designing and developing Master’s programmes, focused on organizational issues of educational process for children with autism spectrum disorders in conditions of special and inclusive education. The experience of designing Master’s programme “Theory and methodology of the work with individuals with autism spectrum disorders” implemented in Southern Federal University is presented; both subjective and objective benefits, attracting applicants, are highlighted. The experience of potential employers incorporation in developing main results of mastering an educational programme (mandatory and recommended professional competencies) as well as substantive elements of theoretical and practical Masters training, is described.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ»

2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" - М., 2018

3. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2012, с. 192.

4. Геращенко И.Н.; Сагандакова Е.А. Взаимосвязь технологий практико-ориентированного обучения студентов и процесса формирования патриотического мировоззрения детей и молодежи (на примере Краснодарского государственного института культуры) // Культура и время перемен. - 2017. - № 3(18); URL: timekguki.esrae.ru/34-275 (дата обращения: 25.09.2017).

5. Горбачев А.А., Руденко Э.О.Стратегия семейного и делового отдыха // Курорты. Сервис. Туризм. -Краснодар, 2016. № 2 (31). С. 31-36.

6. Горбачева Д.А., Котенко И.В., Крюков Д.М., Петрова Т.В Социализация и патриотическое воспитание учащихся средствами современной наглядной агитации // Культурная жизнь Юга России. -Краснодар, 2015. № 2 (57). с. 33-36.

7. Горбачева Д.А., Горбачев А.А. Туристский образовательный ресурс - вектор развития культуры и патриотизма: инновационный подход. К юбилею кафедры туризма: монография. - Краснодар: Экоинвест, 2019. - 394 с.: ил.

8. Горбачева Д.А. Опыт реформирования туристского образования (по итогам реализации экскурсионного военно-исторического маршрута по Апшеронскому району) // Образование и наука в высшей школе: современные тренды: сборник материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию КГИК. - Краснодар. 2016. - С. 104-108.

9. Егорова Е.Н., Макарец В.А. Маркетинговые исследования при проведении экскурсий военно-исторической тематики на территории Краснодарского края // Курорты.Сервис.Туризм. - Краснодар, 2016. -№3-4 (32-33). - С. 23-26.

10. Радченко А.А., Горбачева Д.А Перспективы развития военно-патриотического туризма в Краснодарском крае // Молодежь-науке - IX, развитие сферы туризма, гостеприимства и спорта: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (3-4 апреля 2018 г.). - Нижневарторск, 2018. -С. 224-227.

Педагогика

УДК: 37.09

доктор педагогических наук, профессор Горюнова Лилия Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону);

кандидат педагогических наук, доцент Тимченко Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров к работе с лицами с расстройствами аутистического спектра, в том числе в условиях специального и инклюзивного образования. Отмечается недостаточность количества образовательных программ, ориентированных на подготовку специалистов к работе с лицами с РАС, их доминирующая направленность на аспекты психолого-педагогического сопровождения и реабилитации. Сделан вывод о необходимости разработки и реализации программ подготовки магистров, ориентированных на вопросы организации образовательного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специального и инклюзивного образования. Представлен опыт разработки программы магистратуры «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра», реализуемой в Южном федеральном университете, отмечены ее объективные и субъективные преимущества, привлекающие абитуриентов. Описан опыт включения потенциальных работодателей в процесс разработки основных результатов освоения образовательной программы (обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций), а также содержательных элементов теоретической и практической подготовки магистрантов.

Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, работа с лицами с расстройствами аутистического спектра, магистерская программа.

Annоtation. The article is dedicated to the problem of teacher training aimed at working with individuals with autism spectrum disorders also in conditions of special and inclusive education. The lack of educational programmes, targeted at preparing specialists for the work with individuals with autism spectrum disorders and their main focus on such aspects as psychological and pedagogical support and rehabilitation, is stated. The conclusion is made about the necessity of designing and developing Master's programmes, focused on organizational issues of educational process for children with autism spectrum disorders in conditions of special and inclusive education. The experience of designing Master's programme "Theory and methodology of the work with individuals with autism spectrum disorders" implemented in Southern Federal University is presented; both subjective and objective benefits, attracting applicants, are highlighted. The experience of potential employers incorporation in developing main results of mastering an educational programme (mandatory and recommended professional competencies) as well as substantive elements of theoretical and practical Masters training, is described.

Keywords: teacher training, working with individuals with autism spectrum disorders, master's programme.

Введение. В настоящее время в поле научных интересов ряда исследователей оказались проблемы подготовки кадров для работы с лицами, имеющими расстройства аутистического спектра. Современная статистика, как зарубежная, так и отечественная, показывает ежегодное увеличение количества детей, у которых диагностированы расстройства аутистического спектра разной степени тяжести. Специалисты, способные работать с данной категорией лиц, востребованы в настоящее время не только в образовательных организациях, но и в органах социальной защиты и медико-психологической помощи населению.

Анализ «Атласа новых профессий» [1] показал, что после 2020 года будут востребованы такие профессии как «игропедагог», «разработчик образовательных траекторий», «тьютор», «разработчик инструментов обучения состояниям сознания» и др. Стоит отметить, что специалист, который работает с лицами, имеющими расстройства аутистического спектра, уже сегодня должен владеть компетенциями, соответствующими требованиям данных профессий, заменяя, по сути, единолично работу нескольких специалистов.

На сегодняшний день перед вузами стоит актуальная задача разработки образовательных программ подготовки педагогических кадров, которые будут работать с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, в условиях специального и инклюзивного образования.

Изложение основного материала статьи. Анализ существующих образовательных программ, реализуемых ведущими российскими университетами, показал, что программы, направленные на подготовку педагогических кадров к работе с лицами с РАС, реализуются организациями высшего образования не так активно, как этого требует современная ситуация. Так, с 2019 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете в рамках направления 44.04.02 Психолого-педагогическое образование реализуется программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)», а также в Московском городском педагогическом университете рамках направления 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование предлагается для освоения магистерская программа «Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра» очно-заочной формы обучения.

Вышеназванные программы достаточно глубоко рассматривают проблемы психолого-педагогического сопровождения и реабилитации, но лишь вскользь касаются вопросов организации образовательного процесса для лиц данной категории, оставляя без внимания проблемы разработки и реализации адаптированных образовательных программ для детей с РАС, организации их тьюторского сопровождения, разработки индивидуальных образовательных маршрутов и особенностей социализации детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивной образовательной организации. В рамках данных образовательных программ учебные дисциплины представлены большим разнообразием курсов по выбору, имеющих относительно небольшую трудоемкость (не более 2 зачетных единиц).

В Южном федеральном университете в рамках направления 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование разработана программа подготовки магистров «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра», которая по своему содержанию ориентирована на широкий спектр интересов абитуриентов и может быть привлекательна как для работающих специалистов, имеющих базовое педагогическое образование, так и для бакалавров, получивших высшее образование по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Данная программа образовательной подготовки магистров является актуальным продуктом, востребованным как абитуриентами, так и потенциальными работодателями, готовыми обеспечить целевой набор и трудоустроить выпускников образовательной программы. Отдельно стоит отметить привлекательность очно-заочной и заочной форм обучения по данной магистерской программе, так как они в большей степени отвечают интересам работающих абитуриентов, столкнувшихся в условиях реального образовательного процесса с проблемами, касающимися организации обучения лиц с расстройствами аутистического спектра. Выпускники программ бакалавриата также в большей степени ориентированы на заочную или очно-заочную формы обучения, так как стараются реализовать свои потенциальные возможности, устраиваясь работать по специальности, получая, таким образом, преимущество, связанное с использованием различных вариантов индивидуальных траекторий профессионального и личностного развития.

Среди преимуществ образовательной программы «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра» можно выделить как объективные, обусловленные особенностями проектирования образовательного процесса в Южном федеральном университете, так и субъективные, основанные на особенностях реализации самой образовательной программы.

К объективным преимуществам образовательной программы мы относим:

- возможность глубокого погружения в материал изучаемых дисциплин, обусловленная их укрупнением до 5 зачетных единиц, что пропорционально увеличивает количество часов аудиторной работы в рамках практических занятий;

- включение в образовательную программу дисциплин в рамках модуля университетской академической мобильности, что позволяет реализовать в рамках образовательной программы принцип междисциплинарности и формировать элементы универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках расширенного поля научных исследований;

- использование ресурса недели академической мобильности, в рамках которой магистранты имеют возможность активно развивать навыки проектной и исследовательской деятельности, ориентируясь на запросы потенциальных работодателей;

- увеличение доли онлайн-обучения при реализации основных дисциплин образовательной программы, что позволяет магистранту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию как в рамках изучения определенной дисциплины (при смешанной форме обучения), так и в пределах образовательной программы (при замещающем варианте использования онлайн-курсов).

К субъективным преимуществам образовательной программы:

- содержание образовательной программы, в равной степени доступное для освоения магистрантам, имеющим базовое педагогическое, специальное (дефектологическое) или психолого-педагогическое образование, что позволяет большинству студентов при отсутствии базового специального (дефектологического) образования избежать ситуации «догоняющего» обучения;

- использование методики «сквозного» проектирования образовательного процесса, что позволяет качественно реализовать принципы практикоориентированности и преемственности при реализации теоретических и практических модулей образовательной программы;

- активное включение магистрантов в научно-образовательные мероприятия кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации (молодежные школы, всероссийские и международные конференции и форумы, тематические конкурсы), что способствует, с одной стороны, контекстному формированию элементов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных

компетенций, с другой стороны, обеспечивает развитие сети личных и профессиональных коммуникаций магистрантов в рамках университетского образовательного пространства и за его пределами;

- участие в работе студенческого научного объединения «Инклюзия в образовании и обществе», позволяющее формировать компетенции, необходимые для ведения научно-исследовательской работы, и развивать публикационную активность магистрантов;

- возможность использования ресурсной базы организаций-партнеров в процессе реализации образовательной программы в соответствии с направленностью образовательной программы, что делает образовательную программу «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра» основой уникальной платформы взаимодействия Южного федерального университета и образовательных организаций Юга России.

Необходимость соответствия образовательной программы «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра» требованиям федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения априори делает результаты освоения образовательной программы, отвечающими запросам потенциальных работодателей, мнение которых учитывается при проектировании обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций, которыми магистранты овладевают в течение всего периода обучения. Так, в 2019 году на основании требований ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование [5], профессиональных стандартов 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [2] и 01.002 «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [3] в процессе совместной работы с потенциальными работодателями и экспертами в качестве обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций были предложены следующие:

ПКО-1 - способен к проектированию и реализации коррекционно-педагогического процесса в образовательных организациях с учетом достижений современной дефектологической и педагогической наук;

ПКО-2 - способен к организации диагностико-консультативной помощи и профилактической деятельности в образовательных организациях всех типов и видов;

ПКР-1 - способен к проектированию и реализации адаптированных основных образовательных программ образования лиц с расстройствами аутистического спектра;

ПКР-2 - способен к проектированию коррекционно-образовательного пространства, отвечающего особым потребностям развития лиц с расстройствами аутистического спектра;

ПКР-3 - способен к осуществлению коррекционной работы с детьми и обучающимися с РАС в условиях образовательных организаций различных типов и видов.

Вышеназванные профессиональные компетенции прошли апробацию в рамках специально организованных экспертных семинаров, в которых приняли участие ведущие ученые, потенциальные работодатели и специалисты-практики.

Отметим, что потенциальные работодатели включаются не только в процесс проектирования результатов освоения образовательной программы, но и в разработку содержательной части рабочих программ дисциплин и практик. В процессе реализации образовательной программы происходит активное включение потенциальных работодателей в содержательный вектор недели академической мобильности, что позволяет обеспечить трудоустройство большинства выпускников до момента окончания нормативного срока обучения. Опыт выпускников образовательной программы в организации и проведении научно-образовательных мероприятий, а также публикационная активность является для работодателей одним из привлекательных «бонусов», гарантирующих выполнение показателей эффективности будущими сотрудниками образовательных организаций.

В рамках реализации образовательной программы «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра» реализуется стратегия контролируемой самостоятельной работы обучающихся, включающая системную организацию научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, обеспечивающая качественно новый уровень подготовки выпускных квалификационных работ в соответствии со спецификой магистерской программы. Необходимо отметить, что данная стратегия сочетается с использованием методики «сквозного» проектирования образовательного процесса [4], конечным продуктом которого будет индивидуальный научно-образовательный метапроект, выполненный магистрантом по заказу конкретной образовательной организации, оформленный в виде выпускной квалификационной работы. Последовательность и эффективность подготовки ВКР обеспечивается регулярной организацией научных семинаров с участием потенциальных работодателей и представителей профессионального сообщества, на которых представляются и обсуждаются результаты научной и проектной деятельности магистрантов.

Одним из наиболее эффективных инструментов, используемых в ходе научно-исследовательской и проектной деятельности магистрантов, являются мероприятия недели академической мобильности, в рамках которых расширяется область научного поиска магистрантов, возникает возможность для создания междисциплинарных продуктов научной и проектной деятельности, налаживается более тесный контакт магистрантов с потенциальными работодателями, организуется работа над индивидуальными и групповыми проектами, направленными на решение конкретных исследовательских задач.

Отдельно стоит подчеркнуть, что образовательная программа «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра» предполагает, что выпускник, освоивший ее, с одной стороны, готов к конструктивному взаимодействию со специалистами помогающих профессий, с другой, может самостоятельно осуществлять поиск дополнительной информации междисциплинарного характера, необходимой для качественного выполнения трудовых функций. Таким образом, возникает не только возможность, но и необходимость подготовки междисциплинарных выпускных квалификационных работ, отражающих результаты индивидуальной работы магистранта в рамках проектной группы, решающей комплексную задачу поиска стратегий взаимодействия, оказания образовательных услуг и социальной помощи лицам с расстройствами аутистического спектра.

Система гарантии качества образовательной программы через процедуры оценки и признания качества образования включает в себя комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия программы «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра», с одной стороны ожиданиям студентов и работодателей, с другой, объективным требованиям со стороны компетентного

профессионального сообщества. Для этих целей проводится ежегодный мониторинг удовлетворенности студентов качеством обучения в вузе, в том числе направленный на установление соответствия ожиданий, связанных с содержанием образовательной программы, для последующей его корректировки.

Также на этапе разработки содержания образовательной программы проводится анкетирование работодателей с целью выявления ключевых моментов подготовки, которые, по их мнению, являются базовыми и гарантируют качественное выполнение трудовых функций будущими выпускниками. Подобное анкетирование проводится ежегодно во время серии семинаров с директорами инклюзивных школ, организованных в рамках реализации проекта кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации АПП ЮФУ «Базовая инклюзивная школа региона - основа инклюзивного образовательного пространства Юга России» при поддержке отдела специального образования и здоровьесбережения в сфере образования министерства общего и профессионального образования Ростовской области. Стоит отметить, что на этапе разработки образовательной программы важным моментом является активное привлечение работодателей к процедуре определения результатов ее освоения, формулируемых в виде рекомендуемых профессиональных компетенций, что также позволяет гарантировать удовлетворение ожиданий на этапе завершения обучения и трудоустройства выпускников.

Образовательная программа «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра» учитывает необходимость активного включения элементов онлайн-обучения и дистанционных форм работы со студентами, обучения стратегиям быстрого поиска и анализа актуальной информации в условиях динамично разрастающегося глобального информационного поля, изучения инновационных методов и технологий, необходимых специалисту для качественной работы с лицами с РАС. Вышеизложенное позволяет позиционировать данную образовательную программу, как отвечающую требованиям долгосрочной перспективы развития профессиональных трендов в системе высшего образования.

Выводы. Обобщая вышесказанное, отметим, что в настоящее время основной проблемой подготовки педагогических кадров к работе с лицами с расстройствами аутистического спектра является необходимость проектирования результатов освоения образовательных программ в рамках направления подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование при отсутствии утвержденного профессионального стандарта педагога-дефектолога и примерных образовательных программ, на которые необходимо опираться при разработке основной профессиональной образовательной программы. Таким образом, качество подготовки выпускников по данному направлению подготовки фактически становится «зоной ответственности» разработчиков образовательной программы и во многом зависит от организованного взаимодействия образовательных организаций высшего образования с научно-педагогическим и профессиональным сообществами.

Литература:

1. Атлас новых профессий. Электронный ресурс. URL: http://atlas100.ru/

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Электронный ресурс. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf

3. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Электронный ресурс. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.002.pdf

4. Ромашевская Е.С. Подготовка педагогов к проектированию инклюзивного образовательного пространства: аспекты теории и практики: монография. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. - 144 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование. Электронный ресурс. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Mag/440403_M_3_19032018.pdf

Педагогика

УДК: 376.3

кандидат психологических наук, доцент Гостунская Яна Игоревна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Шипилова Евгения Валерьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Трущелёва Анна Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

ЗРЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования социального опыта у дошкольников с нарушениями зрения; представлен анализ исследований специфики социального опыта в условиях зрительной депривации, предложены направления и условия формирования социального опыта у слепых и слабовидящих детей.

Ключевые слова: социальный опыт, компоненты социального опыта, дошкольники с нарушениями зрения, недостаток социальной перцепции, нарушение взаимодействия, проблемы коммуникации.

Annоtation. The article deals with the formation of social experience in preschool children with visual impairment; the analysis of studies of the specifics of social experience in the conditions of visual deprivation, the directions and conditions of the formation of social experience in blind and visually impaired children.

Keywords: social experience, components of social experience, preschool children with visual impairment, lack of social perception, interaction disorders, communication problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.