Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / VOCATIONAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Демакова Ольга Владимировна, Пулькина Елена Евгеньевна

В данной статье авторами проводится исследование понятия педагогическая технология. Инновационная образовательная деятельность предполагает формирование компетенций основанных на новых знаниях, приемах, подходах, методах и технологиях обучения, которые направлены на получение конкретного образовательного результата, в виде таких образовательных услуг, которые отличаются востребованностью в обществе и на рынке труда. Педагогическая наука постоянно находится в поиске таких образовательных технологий и методик, которые бы позволили достигать наивысшего образовательного результата в работе с обучающимися, а также постоянно совершенствовать уже имеющуюся базу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Демакова Ольга Владимировна, Пулькина Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN PROCESSIONAL EDUCATION

In this article, the authors study the concept of pedagogical technology. Innovative educational activity involves the formation of competencies based on new knowledge, techniques, approaches, methods and technologies of training, which are aimed at obtaining a specific educational result, in the form of educational services that are in demand in society and the labor market. Pedagogical science is constantly in search of such educational technologies and techniques that would make it possible to achieve the highest educational result in working with students, as well as constantly improve the existing base.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

27. Kahn R., Humes B. Marching out from ultima thule: Critical counterstories of emancipatory educators working at the intersection of human rights, animal rights and planetary sustainability // Canadian Journal of Environmental Education. - #14(1). - 2009. - p.. 179-195.

28. Pedersen H. Schools, speciesism and hidden curricula: The Role of Critical Pedagogy for Humane Education Futures // Journal of Future Studies. - 2014. - #8(4). - P. 1-14.

29. Perren J.M., Losey K.M., Perren D.O., Piippo A., "Transforming learning : teaching & advocacy and ESL at the crossroads: selected proceedings of both the 2009 and 2010 Michigan teachers of English speakers of other languages conferences Grand Rapids, Michigan, October 9-10, 2009 and Ypsilanti, Michigan, October 1-2, 2010" (2011). MITESOL Proceedings. Book 1.http://commons.emich.edu/mitesol/1 (дата обращения 12 ноября 2019)

30. Potter V.R. Global bioethics: building on the Leopold legacy. Michigan: Michigan State University Press, 1988. - 203 p.

31. Stants N.B. Humane education and education for sustainable development: initiatives with common goals // M.R. Jalongo (ed.) Teaching Compassion in Early Childhood. NY: Springer, 2014. - P. 67-73.

32. Thomas S.C. Humane education and humanistic philosophy: toward a new curriculum // Journal of humanistic counseling, education and development. - Fall 2002. - Volume 41. - P. 190-199.

33. Tucker K.C. Teaching through the lens of humane education in U.S. Schools. Doctoral Study. Walden University, 2016. - 284 p.

34. Tumer L. Bioethics in a multicultural world: medicine and morality in pluralistic settings // Health Care Analysis. - Volume 11, Issue 2. - 2003. - P. 99-117.

35. Weil Z. The power and promise of humane education. - Gabriola Island: New Society Publishers, 2004. - 175 p.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Демакова Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Пулькина Елена Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье авторами проводится исследование понятия педагогическая технология. Инновационная образовательная деятельность предполагает формирование компетенций основанных на новых знаниях, приемах, подходах, методах и технологиях обучения, которые направлены на получение конкретного образовательного результата, в виде таких образовательных услуг, которые отличаются востребованностью в обществе и на рынке труда. Педагогическая наука постоянно находится в поиске таких образовательных технологий и методик, которые бы позволили достигать наивысшего образовательного результата в работе с обучающимися, а также постоянно совершенствовать уже имеющуюся базу.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное обучение, педагогическая технология.

Annotation. In this article, the authors study the concept of pedagogical technology. Innovative educational activity involves the formation of competencies based on new knowledge, techniques, approaches, methods and technologies of training, which are aimed at obtaining a specific educational result, in the form of educational services that are in demand in society and the labor market. Pedagogical science is constantly in search of such educational technologies and techniques that would make it possible to achieve the highest educational result in working with students, as well as constantly improve the existing base.

Keywords: vocational education, vocational training, pedagogical technology.

Введение. Понятие «технология» получило свое развитие наряду с развитием информационных систем и их массового внедрения в различные технологические, научные и педагогические процессы. А в педагогической науке появилось новое понятие, которое необходимо было исследовать - педагогическая технология. Данное направление приобрело значимость в середине шестидесятых годов двадцатого века с западных странах, а в настоящее время распространилось во все развитые страны земного шара.

Различная трактовка данного понятия встречается не только в научной и учебной литературе, но так же и в публицистике. Появление понятия «технология» является закономерным, так как инновационные процессы проникли в различные сферы жизнедеятельности общества.

Достижения качества образования на всех уровнях, предполагает обеспечение педагогического процесса актуальной информацией, использование инновационных методов и форм обучения, применение современных образовательных технологий, интеграцию междисциплинарных программ, использования информационных и инновационных технологий обучения.

Можно классифицировать педагогические технологии по различным показателям: целям, структуре, форме и т.д.

В настоящее время многие педагогические технологии уже используются не только в образовательном процессе образовательного учреждения, все это позволяет говорить о том, что такая тенденция обучения как технологизация делает процесс обучения более эффективным и качественным. Это говорится в трудах таких исследователей Беспалько В.П., Селевко Г.К., Сластенин В.А., Маврин С.А. и др.

Главное отличие педагогической технологии от любой другой является то, что она способствует эффективизации обучения с учетом повышения интереса и формировании мотивации обучающихся.

Изложение основного материала статьи. В процессе исследования были использованы методы научного познания, такие как анализ и синтез, систематизация и конкретизация, изучение документов и литературы, моделирование и проектирование и т.д.

Под педагогическими технологиями нами понимаются ряд действий направленных на достижение целей обучения и воспитания, в рамках целостного педагогического процесса под руководством педагога.

С учетом того, что педагогический процесс это сложно организованная система, построенная на ряде принципов, то мы можем говорить о том, что педагогическая технология является совокупностью действий направленных на реализацию данных принципов педагогом. В этом проявляется отличие педагогической технологии от методики обучения, сущность которой заключается в использовании приемов и методов обучения безотносительно к субъекту деятельности. Таким образом, педагогическая цель будет эффективно достигнута в случае применения адекватной педагогической технологии, которая будет грамотно реализовываться педагогом.

Педагогические технологии могут классифицироваться на технологии образовательного процесса и технологии воспитательного процесса. Существенными признаками обоих видов педагогических технологий являются следующие:

- педагогическая технология разрабатывается с учетом конкретной педагогической идеи, которая зависит от цели и задач образовательного процесса. Автор в данном случае опирается на свои методологические и мировоззренческие позиции;

- на технологические этапы обучения влияют те установки, которые направлены на конкретный результат, и с их учетом осуществляется постановка операций и действий, а также выстраивается коммуникативная составляющая данного процесса;

- использование педагогических технологий всегда подразумевает взаимосвязь педагогов и обучающихся, а эта взаимосвязь, в свою очередь осуществляется на основании таких принципов как дифференциация и интеграция;

- любая педагогическая технология должна быть легко воспроизводимой любым педагогом, а так же иметь элементы вариативности, чтобы все обучающиеся могли достигнуть результатов обучения.

Во владение педагогом педагогическими технологиями проявляется педагогическое мастерство, поэтому мы можем говорить о взаимосвязи данных дефиниций. Однако считается, что педагогическое мастерство индивидуально, и не ограничивается операционными компонентами. Владение педагогической технологией будет зависеть как об объективных причин, так и от субъективных характеристик личности педагога.

Исходя из этого, при осуществлении педагогического процесса с использованием технологии обучения, не зависящих от временных ограничителей и содержания предмета, можно выделить частные и общие технологии. Например, технология конструирования учебного процесса будет относиться к общим технологиям, а технология педагогического стимулирования деятельности обучающихся к частным.

Системный подход к реализации целостного педагогического процесса предполагает обеспечение единства всех его компонентов, начиная о т цели и содержания, заканчивая формами организации. Данный факт предполагает то, что изменение отдельного компонента процесса обучения влечет изменение во всех остальных. В отличии от методики обучения педагогическая технология направлена на разработку таких способов организации обучения, которые были бы направлены на обеспечение диагностически поставленных целей и контролирование качества образовательного процесса, что в целом направленно на всестороннее развитие личности обучающихся.

Технология - это система совокупности умений, навыков и знаний, способов и методов деятельности, разработка решения каких-либо проблем. В толковом словаре она рассматривается как совокупность в определенной отрасли производства производственных процессов, а также способов производства и их научное описание.

Педагогическая технология - это совокупность психологических и педагогических установок, которые способствуют определению форм, методов, средств и способов обучения, и является инструментарием образовательного процесса.

Технология - это педагогическая деятельность, максимально реализующая в себе высокие законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая ее конечные результаты.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля под технологией понимается: «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [4].

В процессе исследования выявлены характерные признаки технологий обучения:

- в основе технологии лежит авторская концепция, а сама технология разрабатывается под конкретную профессионально-педагогическую ситуацию;

- технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность субъектов образовательного процесса, которая строится на педагогических принципах (дифференциации, индивидуализации и т.д.);

- структурные компоненты педагогической технологии должны быть вариативны и воспроизводиться любым педагогом, однако должны отвечать требованиям современных стандартов, в плане достижения результатов всеми обучающимися.

Цель профессионально-педагогического образования - подготовка высококвалифицированного специалиста, бакалавра или магистра, способного эффективно выполнять свою профессиональную деятельность, быть компетентным и конкурентоспособным на рынке труда.

В настоящий момент традиционная система подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений ориентирована на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в профессиональной области, это связано в внедрение компетентностного подхода в систему образования. Основой результата обучения становится не столько знание, сколько способность грамотно мыслить и действовать.

Профессиональным образовательным учреждения необходимо не просто выпустить специалиста, а надо качественно подготовить выпускника, с использование современных образовательных технологий, и подготовить его к выполнении конкретных трудовых действий в своей профессиональной области.

Все это, а так же изменения происходящие на уровне социально-экономического и научно-технического процессов обусловили необходимость в модернизации профессионально-педагогического образования, переосмысления теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.

Программой среднего профессионального образования и Концепцией модернизации образования 2020 предусмотрены такие приоритеты как качество, доступность и эффективность. Реализации данных требований способствуют инновационные технологии, которые применяются в современном образовательном процессе.

Инновационная образовательная деятельность предполагает формирование компетенций основанных на новых знаниях, приемах, подходах, методах и технологиях обучения, которые направлены на получение конкретного образовательного результата, в виде таких образовательных услуг, которые отличаются востребованностью в обществе и на рынке труда.

Педагогическая наука постоянно находится в поиске таких образовательных технологий и методик, которые бы позволили достигать наивысшего образовательного результата в работе с обучающимися, а также постоянно совершенствовать уже имеющуюся базу.

Технология в любой сфере деятельности это всегда процесс, который отражает закономерности развития конкретной предметной области, и обеспечивает наибольшее соответствие результатов деятельности относительно поставленных целей.

Выводы. В процессе исследования нами были определены основные преимущества применения современных педагогических технологий в процессе обучения:

1. Изменяются функции педагога и обучающихся. Педагог становится координатором действий, а не только выполняет контролирующую и информационную функции, а обучающиеся получают большую самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

2. Образовательные технологии расширяются возможности и индивидуализации, и дифференциации учебно-познавательной деятельности.

3. Результаты применения педагогических технологий зависит от мастерства преподавателя, и всей совокупности образовательных компонентов.

4. Повышается эффективность учебно-воспитательного и педагогического процессов.

5. Направленность на конечный результат - подготовку высококвалифицированного специалиста, имеющего прикладные и фундаментальные знания, способного быстро осваивать новые технологические процессы, реагировать на изменения происходящие в обществе и профессиональной деятельности; обладающего активной жизненной позицией, высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Литература:

1. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

2. Маркова С.М., Петровский А.М. Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 99-102.

3. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 23.

Педагогика

УДК: 371.315.3

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Житникова Наталья Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Челноков Александр Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРРАТИВА В ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования нарратива в образовании. Авторы исследуют появление феномена нарратива, раскрывая его сущность как истории жизни человека, которую он сам рассказывает. Значительное место уделено вопросам рассмотрения понятия нарратива в научных трудах. В статье затронут вопрос возможности использования техник нарратива в семейной психотерапии. Указаны отличительные признаки нарратива и возможности его использования в педагогической практике. Подчёркивается перспективность использования нарратива в обучении в высшей школе.

Ключевые слова: нарратив, нарративный поворот, нарративный подход, истории, обучение, обучающиеся, педагог, рефлексия, педагогический нарратив, нарративная педагогика.

Annotation. The article discusses the possibility of using narrative in education. The authors investigate the appearance of the phenomenon of narrative, revealing its essence as the story of a person's life, which he himself tells. Considerable attention is paid to the consideration of the concept of narrative in scientific works. The article addresses the issue of the possibility of using narrative techniques in family psychotherapy. The distinguishing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.