Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА'

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ФУНКЦИИ / ФОРМАЛИЗМ / PEDAGOGICAL PROCESS / MANAGEMENT / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / PEDAGOGICAL ACTIVITY / STUDENT / FUNCTIONS / FORMALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Булганина Светлана Викторовна, Казначеев Дмитрий Александрович

Статья посвящена рассмотрению актуального вопроса сегодняшнего дня - управлению процессом образования. Управленческую деятельность в образовании авторы сопоставляют с менеджментом и приходят к выводу: понятие менеджмента как умения руководителя претворять в жизнь поставленные цели с привлечением труда, интеллекта и мотивов поведения других сотрудников и педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании не только детей, но и взрослых обуславливает появление такого понятия, как педагогический менеджмент. Авторы указывают, что в основе управленческой деятельности педагога находятся функции, составляющие так называемый управленческий цикл: планирование, организация, мотивация и контроль и рассматривают каждую из них с точки зрения педагогической деятельности. Находит отражение актуальная проблема современного образования - формальное отношение к педагогической деятельности. Авторы указывают на факты проявления формализма в педагогической деятельности и приходят к выводу, что недостаточная компетенция и низкий профессионализм преподавателя порождают присутствие формализма в педагогических системах и в управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Булганина Светлана Викторовна, Казначеев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S MANAGEMENT ACTIVITIES

The article is devoted to the consideration of the urgent issue of today - the management of the educational process. The authors compare the managerial activity in education with management and come to the conclusion: the concept of management as the ability of a leader to implement goals with the involvement of labor, intelligence and behavior motives of other employees and pedagogy as the science of education, training and education of not only children but also adults causes the emergence of such a thing as pedagogical management. The authors indicate that the basis of the managerial activities of the teacher are the functions that make up the so-called management cycle: planning, organization, motivation and control and consider each of them from the point of view of pedagogical activity. The actual problem of modern education is reflected - a formal attitude to pedagogical activity. The authors point out the facts of the manifestation of formalism in pedagogical activity and come to the conclusion that the lack of competence and low professionalism of the teacher give rise to the presence of formalism in pedagogical systems and in management.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА»

значимую информацию и продуктивно хранить и воспроизводить. Нарративный метод, характеризующийся многоплановостью и функциональным потенциалом, обладает перспективой использования в высшей школе.

Литература:

1. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы. // Вопросы философии. 2000. №3

2. Бухаров А.О. Нарративные методы обучения в современной школе // Современная наука: Гуманитарные науки № 2, 2011.

3. Гомза Т. Нарратив в лекции. Высшее образование в России. 2001. №3. С. 53-58

4. Казанцева Е.В. К характеристике практического уровня реализации феноменологической педагогики. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. №1. С. 96-103

5. Салиева Л.К. Потенциал текста-вымысла как инструмента создания образа государства // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Материалы 9-й Международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (25-27 мая 2011 г.) / Под ред. М.А. Буданов. — Т. 2. — Москва: Москва, 2011. — С. 650-658

6. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики: Пилотный курс лекций. Томск. 2000. С. 138

7. Челнокова Е.А. Нарративация монологической формы ведения занятий. Открытое и дистанционное образование. 2012. №3 (47). С. 63-66

8. Луканина М.В. Нарративный метод в образовании. Магия ИННО: новые измерения в лингвистике и лингводидактике: сб. науч. трудов. В 2 т. Т. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации. Москва: МГИМО - Университет, 2017. 543 с.

9. Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2004. №6-7. С. 56-74

10. Bruner, J. Actual Minds, Possible Worlds. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986. Р.11

11. Diekelmann Nance, Diekelmann John. Schooling Learning Teaching: Toward Narrative Pedagogy. 2009. P. 12

Педагогика

УДК: 37.014

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Булганина Светлана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Казначеев Дмитрий Александрович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуального вопроса сегодняшнего дня - управлению процессом образования. Управленческую деятельность в образовании авторы сопоставляют с менеджментом и приходят к выводу: понятие менеджмента как умения руководителя претворять в жизнь поставленные цели с привлечением труда, интеллекта и мотивов поведения других сотрудников и педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании не только детей, но и взрослых обуславливает появление такого понятия, как педагогический менеджмент. Авторы указывают, что в основе управленческой деятельности педагога находятся функции, составляющие так называемый управленческий цикл: планирование, организация, мотивация и контроль и рассматривают каждую из них с точки зрения педагогической деятельности. Находит отражение актуальная проблема современного образования - формальное отношение к педагогической деятельности. Авторы указывают на факты проявления формализма в педагогической деятельности и приходят к выводу, что недостаточная компетенция и низкий профессионализм преподавателя порождают присутствие формализма в педагогических системах и в управлении.

Ключевые слова: педагогический процесс, управление, менеджмент, педагогический менеджмент, педагогическая деятельность, обучающийся, функции, формализм.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the urgent issue of today - the management of the educational process. The authors compare the managerial activity in education with management and come to the conclusion: the concept of management as the ability of a leader to implement goals with the involvement of labor, intelligence and behavior motives of other employees and pedagogy as the science of education, training and education of not only children but also adults causes the emergence of such a thing as pedagogical management. The authors indicate that the basis of the managerial activities of the teacher are the functions that make up the so-called management cycle: planning, organization, motivation and control and consider each of them from the point of view of pedagogical activity. The actual problem of modern education is reflected - a formal attitude to pedagogical activity. The authors point out the facts of the manifestation of formalism in pedagogical activity and come to the conclusion that the lack of competence and low professionalism of the teacher give rise to the presence of formalism in pedagogical systems and in management.

Keywords: pedagogical process, management, management, pedagogical management, pedagogical activity, student, functions, formalism.

Введение. Современной педагогической науке и практике свойственно стремление к осмыслению педагогического процесса с точки зрения управленческой науки на основе строгого научного обоснования.

По утверждению ряда исследователей, не только производственные и технические процессы подлежат управлению. Процесс грамотного управления имеет место быть и в области противоречивых социальных устройств, включая педагогические.

Известному американскому теоретику менеджмента П. Друкеру принадлежит трактовка менеджмента, которая может рассматриваться для некоммерческой области (образование, например). В его трудах мы читаем, что современный менеджмент может рассматриваться как нестандартный вид управленческой деятельности с ориентацией на человека и целью овладения им коллективными действиями, на придание продуктивности их усилиям и сглаживание характерных для них слабостей, так как способность людей к внесению вклада в общество напрямую обусловлена как эффективным управлением предприятием, так и собственными усилиями и отдачей человека.

Изложение основного материала статьи. Актуальной проблемой современного высшего образования выступает вопрос о педагогической деятельности, обусловленной не только наличием компетенций в методике преподавания дисциплины, но и присутствием компетенции профессионального управления учебной и познавательной деятельностью студентов.

Сопоставляя управленческую и педагогическую деятельность, мы можем отметить схожие функции; мотивационную, конструктивную, организационную, информационную, контролирующую и функцию принятия решения. Анализируя действия, требующиеся при реализации управления с точки зрения смены позиции преподавателя, подходим в вопросу об интегрировании управленческой и педагогической деятельности.

Понятие менеджмента как умения руководителя претворять в жизнь поставленные цели с привлечением труда, интеллекта и мотивов поведения других сотрудников и педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании не только детей, но и взрослых обуславливает появление такого понятия, как педагогический менеджмент.

К историческим предпосылкам педагогического менеджмента относятся: теоретические знания и практические навыки, которые были приобретены на различных периодах становления менеджмента как отрасли знаний по управлению; социально-экономическая и социокультурная ситуация становления инновационной России.

Теоретические основы управления в образовательной сфере рассматривались в трудах многих исследователей [2, 3, 5, 7]. Педагогическое управление должно опираться на требования общественного развития. При рассмотрении вопросов педагогического управления Н.М. Борытко определяет его в качестве непрерывной последовательности действий, которые осуществляет субъект управления. Результатом данного процесса является формирование и изменение образа управляемого объекта, установление целей коллегиального сотрудничества, нахождение способов их достижения, распределение действий среди участников и интеграция их усилий [1].

Управление процессом обучения мы рассматриваем как последовательную и пошаговую реализацию процедуры учебной и познавательной деятельности, основанных на инновационном подходе к построению образовательного процесса, обусловленного личностно ориентированным подходом к обучению, изменением роли преподавателя как менеджера учебного процесса [4].

При реализации педагогического менеджмента процесс образования в высшей школе приобретает инновационный, творческий, аксиологический, личностно-ориентированный смысл; разрабатываются и используются педагогические технологии, которые соответствуют целям высшего образования и запросам общества.

Не вызывает сомнения факт взаимосвязи деятельности педагога и обучающегося, при которой происходит подчинение деятельности обучающегося деятельности педагога. В данном случае предметом управления с педагогической стороны является деятельность обучающихся. Следовательно, в рамках педагогической деятельности управление выступает как подструктура. В процессе образования средством достижения целей обучающимися выступает управление, где целью является овладение обучающимися универсальными учебными действиями, результативное и качественное усвоение знаний и умений по изучаемой дисциплине.

Образование сегодняшнего дня рассматривает педагога не как неукоснительно действующего по инструкции и не способного к самостоятельному принятию решений. Обществу необходим педагог как устроитель процесса обучения, человек, способный к сотрудничеству в процессе решения злободневных проблем жизни и деятельности обучающихся [8]. Современное образование нуждается в присутствии в учебном заведении педагога как отлично знающего свою дисциплину, так и способного передать эти знания обучающимся путём управления учебной и познавательной деятельностью обучающихся. В основе управленческой деятельности педагога находятся функции, составляющие так называемый управленческий цикл: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование как важнейшая функция управления обуславливает сбалансированную деятельность всего педагогического сообщества, рациональное использование имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это обеспечивает необходимую организацию всего процесса образования. Планирование основывается на основных принципах: комплексности, точности, непрерывности, гибкости и экономичности.

При организации педагогического процесса должны быть использованы в совокупности методы и средства, которые смогут обеспечить настрой обучающихся на образовательную деятельность. Только в этом случае могут быть достигнуты цели эффективного взаимодействия педагога и обучающихся в совместном труде, качественное приобретение знаний.

Немаловажную роль в процессе обучения играет микроклимат группы и уровень подготовленности обучающихся к учебной деятельности. В данном случае основной задачей педагога является эмоциональная настройка обучающихся на учебную деятельность, установление личного контакта. Общеизвестно, что существуют различные методы и средства, способные оказать воздействие на человека с целью стимуляции к труду и успешного выполнения поставленных целей и задач. Здесь мы говорим о мотивации как процессе изменения состояния и отношения личности, основанной на конкретных мотивах, которыми являются определённые побуждения, причины, которые в состоянии побудить обучающегося учиться, совершать определённые действия и поступки. В качестве мотивов здесь могут рассматриваться в совокупности потребности и интересы, стремления, эмоции, установки, идеалы.

Контроль является заключительной функцией цикла управления и включает в себя наблюдение за тем, как усвоены необходимые знания, умения и навыки. Это своеобразный анализ результата. Его важность состоит в рефлексии допущенных ошибок обучающимися. С его помощью осуществляется анализ уровня знаний обучающихся.

Важный момент в педагогическом управлении - исключение формального подхода педагога к процессу обучения. На сегодняшний момент проблема формального отношения к педагогической деятельности особенно актуальна в свете модернизации российского образования.

Говоря о проблеме возникновения формализма, можно отметить его давнюю историю: становление современной школы на всём протяжении сопровождалось борьбой с застоем, с архаичными формами и методами, одновременно утверждались новые, передовые, прогрессивные педагогические идеи. Рассматривая ретроспективу школьного образования, мы видим, что такое явление, как формализм появилось довольно давно. В Средние века обучение носило ярко выраженный авторитарный характер, полностью основывалось на авторитете Священного писания и его толкователе, учителе. Обучение не допускало никаких искажений и творчества учеников. Истинным достоинством «усвоения» считалось полное совпадение ответа ученика и текста книги. Овладеть навыками чтения и письма можно было только при бесчисленных упражнениях, состоящих из буквослагательства и произношения слов, нередко совершенно непонятных для учеников.

Не вызывает сомнения, что любая инновация является отказом от шаблонов, невозможно приспособление развивающегося организма к традиционным, шаблонным формам. В данном случае необходимо приводить форму в соответствие изменяющимся целям и задачам.

Ясное понимание решения поставленных целей позволит избегнуть проявления формализма при управлении процессом образования. Формализм в управлении проявляется многообразно. С точки зрения системного подхода, организация образовательного процесса и контроля над этим процессом может выражаться в следующих видах формального отношения: это может быть субъективный опыт, проявляющийся в предпочтении знаниям и опыту, на данный момент являющимися устаревшими в свете инновационных преобразований сегодняшнего дня.

Новое содержание деятельности преподавателя и обучающихся может вступать в противоречие с формами контроля, которые шаблонны и на данный момент устарели. В результате это является формализмом субъективного опыта, главной причиной которого служат отсутствующие моральные и материальные мотивационные составляющие для преподавателя.

Выражением формального отношения могут выступать и определённые действия. Что, несомненно, является следствием указанного выше вида формализма. Его возникновение происходит в случае принятия педагогом или руководителем на определённом этапе деятельности необоснованных и нецелесообразных требований. Это может быть результатом престижных соображений, стремления избежать замечаний по отношению к себе, боязнью совершить ошибочные действия в присутствии проверки или попыткой завуалировать отсутствие собственной компетенции и опыта. То есть, недостаточная компетенция и низкий профессионализм преподавателя порождают присутствие формализма в педагогических системах и в управлении. Формализм является злейшим врагом творческой деятельности, общественной активности людей.

Выводы. Процесс образования в качестве управляемого процесса способен сформировать личность обучающегося. При управляемом образовательном процессе педагог получает возможность формировать личность обучающегося, устанавливать систему взаимоотношений в среде обучающихся, включать их в творческий процесс совместного творчества. Важнейшая задача педагогического управления - поддержка в развитии личности обучающегося, в обучении, воспитании.

Процесс образования призван действенно, неформально содействовать качественному обучению и гармоничному и свободному развитию обучающихся. Достижение указанной цели возможно при условии эффективной деятельности педагогов при научном, благоприятном управлении данным процессом.

Литература:

1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2008. 320 с.

2. Васильев Ю.В. Приёмы педагогического менеджмента. М., 2003. 177 с.

3. Горюнова Л.В. Индивидуально-личностный подход понимания педагогического менеджмента. М., 2010. 185 с.

4. Иванцов Е.А. Управление образовательным процессом - специфика термина в педагогической наук. Вестник Московского института государственного управления и права. 2015. №11. С. 161-163

5. Кузьмина Н.В. Приёмы эффективного управления. М., 2010. 209 с.

6. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Управление качеством образовательного процесса в условиях инновационного развития вуза. // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8) С. 36

7. Сибирская М.П., Шамова Т.И. Педагогическое управление и самоуправление. Витебск, 2000. 266 с.

8. Челнокова Е.А., Коровина Е.А., Агаев Н.Ф. Педагогический менеджмент как вид управленческой деятельности педагога. Современные наукоёмкие технологии. 2015. №12-1. С. 165-168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.