17. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014
18. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174
19. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
20. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сундеева Марина Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Особым значением в практике современного образовательного процесса обладает метод проектов. Авторами рассматривается вопрос о применении метода проектов в системе профессионального образования. Определено, что метод проектов предполагает использование в совокупности исследовательских, проблемных и поисковых методов деятельности. В процессе исследования авторами определены и проанализированы отличительные характеристики и особенности данного метода. В основу метода проектов положена прагматическая направленность на конкретный результат, который можно получить путем решения той или иной практической задачи. Более того, этот результат можно увидеть, ощутить, осмыслить и затем применить в дальнейшей деятельности.
Ключевые слова: метод проектов, профессиональной обучение, система профессионального образования.
Annotation. The method of projects has a special level in the practice of the modern educational process. The authors consider the application of technologies in the system of vocational education. It is determined that the project method assumes the use of research, problem and search methods of activity in the aggregate. In the process of research, the authors analyzed the distinctive characteristics and features of this method. The project method is based on a pragmatic focus on a specific result, which can be obtained by solving a particular practical problem. Moreover, this result can be seen, felt, comprehended and then applied in the future.
Keywords: project method, vocational training, vocational education system.
Введение. Метод проектов занимает особое место среди инновационных педагогических технологий и предполагает собой использование окружающей среды в качестве лаборатории, где и происходит процесс познания. Разработкой направления применения проектного метода в обучении занимались такие отечественные педагоги-исследователи как В.В. Гузеева, М.Б, Павлова, С.В. Судакова и др.
Формулировка цели статьи. Целью статьи является выявление характеристик и особенностей метода проектов в системе профессионального образования.
Изложение основного материала статьи. Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».
Метод проектов - это модель обучения, которая вовлекает обучающегося в процесс решения сложных проблем. Он является составной частью учебного процесса и представляет собой такую систему обучения, при которой студент приобретает знания, умения и навыки в процессе самостоятельного выполнения практических заданий, которые меняются и усложняются в процессе работы над ними.
В основе проектной технологии лежит развитие познавательных способностей обучающихся, умений ориентироваться в справочном материале, развитие критического и творческого мышления студентов. Проекты предлагают обучающемуся роль, в которой необходимо изучить и разобрать проблему и принять определенное решение.
Метод сам по себе является одной из категорий дидактики и определяется как «совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности». Это путь и способ организации процесса познания. Поэтому, говоря о методе проектов, в первую очередь нужно иметь в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным соответствующим образом.
В основу метода проектов положена прагматическая направленность на конкретный результат, который можно получить путем решения той или иной практической задачи. Более того, этот результат можно увидеть, ощутить, осмыслить и затем применить в дальнейшей деятельности. Но для достижения такого результата необходимо научить студентов размышлять самостоятельно, уметь решать проблемы, задействуя разносторонние знания, пытаться спрогнозировать результаты и последствия различных вариантов решения проблемы, а также учиться устанавливать причинно-следственные связи между действием и последствием.
Метод проектов нацелен на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которая реализуется в течение определенного периода времени. Данная технология в первую очередь предусматривает решение определенной проблемы. С одной стороны, это предполагает использование комплекса различных средств и способов обучения, а с другой - потребность интегрирования знаний из разных областей и возможность применять разносторонние навыки.
Метод проектов ориентирован не на объединение знаний, навыков и умений, а именно на их практическое использование и формирование новых компетенций, в том числе и путем самообразования. Когда обучающиеся вовлечены в организацию проекта, появляется возможность формировать и отрабатывать новые методы деятельности в социокультурной среде. Таким образом, технология проектного обучения представляет собой совокупность исследовательских, творческих и проблемных методов.
Как отмечает Е.С. Полат, практика применения проектного метода показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».
Проекты, применяемые в обучении, подразделяются на несколько групп, которые формируются на основе следующих признаков:
1.Преобладающая деятельность (экспериментальная, поисковая, ролевая, ознакомительно-ориентировочная и пр.).
2. Предметно-содержательная область.
3. Характер контактов участников проекта.
4. Количество задействованных в проекте человек.
5. Продолжительность проекта.
Каждый из типов проектов имеет свои сильные стороны. Однако, независимо от вида проекта, все они объединены следующими общими характеристиками:
- оригинальность;
- направленность на результат;
- ограниченные временные рамки;
- организованность действий.
Если взять за основу ту деятельность обучающихся, которая преобладает в проекте, можно выделить следующие типы проектов:
1. Исследовательский проект. Данный вид предполагает собой определение и изучение проблемы с учетом всех принципов научного исследования. Такие проекты основываются на четко определенных целях, значимости в обществе, имеют прекрасно продуманную структуру, являются актуальными и интересными для всех участников. Основные стадии работы над таким проектом это: определение темы, целей и задач проекта, изучение проблемы, выдвижение гипотезы, подведение и обсуждение итогов проделанной работы. Такой вид проектов часто предлагается студентам в качестве экзамена и для его подготовки и реализации выделяется достаточное количество времени.
2. Информационный проект. Такой проект обычно направлен на представление широкой аудитории. Собранная и изученная информация подвергается всестороннему анализу. При создании такого проекта учитываются возможности исправлений по ходу работы. Структура подобных проектов так же должна быть тщательно продумана.
3. Практико-ориентированный проект. Результаты проектов подобного типа, прежде всего, направлены на интересы выполняющих его студентов (презентация, документ, статья, фильм, справочный материал). Структура такого проекта должна учитывать все возможные функции каждого из его участников, а в процессе проведения регулярно происходит предварительная оценка проекта.
Проектное обучение сочетает в себе определенный комплекс психологических, педагогических, организационных и управленческих средств, при помощи которых можно научить студента созидательной деятельности. Можно сказать, что основной целью проектной технологии является создание условий, в которых обучающиеся:
- самостоятельно занимаются поиском новой информации в различных дополнительных источниках;
- с помощью приобретенных знаний решают практические и познавательные задачи;
- развивают навыки общения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, обобщение).
Имея подобные отличительные черты, технология проектного обучения выделяется из основной массы других образовательных технологий и представляет собой качественную образовательную практику.
При применении метода проектов преподаватель основывается на интересах студентов, их компетенциях, направляет обучающихся в выборе цели таким образом, чтобы обучающиеся могли реализовать содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, способны были проанализировать свою деятельность и подвести ее итоги. Исходя из этого понятия «проектное обучение», «метод проектов», «проектная учебная деятельность» являются связными и нераздельными.
Проектная учебная деятельность студентов - это составляющая часть проектного обучения, связанная с определением и удовлетворением потребностей обучающихся путем проектирования и создания материального изделия, которое обладает объективной или субъективной новизной. Данная деятельность является самостоятельной работой обучающихся, в которую входят:
-определение практической задачи;
-выбор содержания и цели работы в процессе теоретической проработки материала;
-практическое исполнение задачи при консультативной роли преподавателя.
Таким образом, педагогическая деятельность выступает обратной стороной технологии проектного обучения.
Метод проектов является одной из составных частей дидактической системы и представляет собой отдельную педагогическую методику, включающую в себя объединение и применение актуальных знаний, а так же приобретение новых. Такая методика основывается на деятельности каждого студента, его нуждах, потребностях и интересах; строит образовательный процесс на основе инициативы. Реализация метода происходит через систему учебно-познавательных способов и подходов, когда обучающиеся сталкиваются с необходимостью преодоления возникающих трудностей и противоречий. Метод проектов является одной из личностно-ориентированных педагогический технологий, которая реализует основные принципы гуманистического подхода в образовании: уделение внимания индивидуальным особенностям каждого обучающегося и направленность на развитие критического мышления студентов. Основные подходы к реализации проекта дают возможность актуализировать общие компетенции в соответствии с ФГОС.
Различные виды реализуемых проектов позволяют студентам включиться в процесс преобразовательской деятельности, начиная с этапа создания проекта и вплоть до его реализации.
Условия применения метода проектов в системе профессионального образования сводятся к следующему:
1. Наличие важной проблемы, которая требует решения путем исследовательского, творческого поиска и применения знаний из различных областей.
2. Практическая и теоретическая значимость ожидаемых результатов.
3. Применение творческих методов при проектировании.
4. Поэтапное выполнение проекта.
5. Самостоятельная деятельность обучающихся.
В процессе проектной деятельности у студентов формируется проектное мышление. При реализации этой технологии решаются следующие задачи:
- развитие познавательных способностей;
- рост мотивации к обучению;
- развитие способностей к самообразованию;
- навыки ориентации в информационном пространстве;
- развитие умения выделять главное в массе материала;
- обучение студентов рефлексии;
- обучение умению выступать на публике и умению аргументировать свою точку зрения;
- развитие критического мышления.
Метод проектов обладает особой важностью в практике образования в целом, однако при его применении возникает противоречие на социально-педагогическом уровне. С одной стороны, необходимо постоянно осваивать новые методы обучения, обусловленные требованиями общества и необходимостью обучения и воспитания поколения людей, способных самостоятельно творчески мыслить и принимать решения. С другой стороны, нужно сохранить проверенные временем идеи и опыт обучения, интегрируя в него новые веяния.
Выводы. Таким образом, среди главных достоинств метода проектов можно выделить следующие:
1. Актуальность. В центре технологии находится студент и его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки на практике.
2. Создание комфортной образовательной среды.
3. Дифференцированный подход, который позволяет студентам полностью реализовать свой творческий потенциал, в результате чего решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.
4. Использование информационных технологий.
5. Формирование исследовательских умений.
6. Мотивирующий характер обучения.
7. Предоставление права выбора и возможности самостоятельного контроля процесса.
Литература:
1. Булаева М.Н., Лапшова А.В., Петров Ю.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10. С. 220-231.
2. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.
3. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
4. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42.
5. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 270.
6. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования // Вестник Мининского университета. 20138. Т.6 № 2 (23). С. 2.
7. Цыплакова С.А. Педагогическое проектирование: сущность и особенности // Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 17.
Педагогика
УДК: 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
студент Емельянова Анна Максимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В данной статье авторы обращаются к рассмотрению практики инклюзивного образования в современной образовательной системе. Отмечается рост толерантности общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, что находит своё отражение в законодательно закреплённых актах. Рассматривается вопрос о появлении в России инклюзивных образовательных практик. Сравниваются два вида образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: интегрированное и инклюзивное. Даётся определение инклюзивного образования. Одной из эффективных форм организации инклюзивного обучения выступает дистанционное обучение, рассматриваемое авторами в качестве наиболее доступной и открытой формы организации процесса образования. Определяются и раскрываются принципы организации дистанционного обучения в условиях инклюзивного образования. Указываются преимущества и ограничения дистанционного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Раскрывается значение понятия специальных условий обучения. Важным условием перехода к инклюзивной форме образования, его успешность авторы видят в системе тьюторского сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Определяются виды сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Указываются цель, задачи и принципы тьюторской деятельности в ситуации инклюзивного образования.
Ключевые слова: интегрированное и инклюзивное образование, дистанционное обучение, сопровождение, тьютор.
Annotation. In this article, the authors turn to the consideration of the practice of inclusive education in the modern educational system. There is an increase in the tolerance of society towards people with disabilities, which is reflected in legislative acts. The question of the emergence of inclusive educational practices in Russia is being considered. Two types of education for people with disabilities and disabilities are compared: integrated and inclusive. The definition of inclusive education is given. One of the effective forms of organizing inclusive education is distance learning, considered by the authors as the most accessible and open form of organization of the educational process. The principles of the organization of distance learning in an inclusive education are determined and disclosed. The advantages and limitations of distance education for students with disabilities are indicated. The meaning of the concept of special learning conditions is revealed. An important condition for the transition to an inclusive form of education, the authors see its success in the system of tutor support and support for students with disabilities. The types of accompaniment of trainees with disabilities are determined. The goal, objectives and principles of tutoring activities in a situation of inclusive education are indicated.
Keywords: integrated and inclusive education, distance learning, support, tutor.
Введение. Развитие инклюзивных подходов к обучению - одна из актуальных проблем современной образовательной системы. В основе концепции инклюзивного образования идея о равенстве прав на образование всех обучающихся независимо от особенностей физического, психического, культурно-этнического, языкового развития. В современной системе высшего образования существующая инклюзивная идеология характеризуется как понимание места и роли молодого человека с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в обществе и в образовательном пространстве, так и стратегического ресурса проектирования профессиональной образовательной среды, условий и механизмов получения образования [1].
В последнее время в России наблюдается очевидный рост толерантности по отношению к инвалидам. Это связано со специальными акциями, организованными инвалидами, с работой правительства, политиков и чиновников, обсуждающих проблемы инвалидов, которые находят всё больше сторонников. Но главное -стала формироваться определённая социальная модель понимания инвалидности, используемая профессионалами при оценке существующих у человека проблем со здоровьем. Общество пришло к осознанию существующей многие годы дискриминации по отношению к инвалидам. На сегодняшний день работодатели вынуждены считаться с потребностями людей с ограниченными возможностями здоровья, с их правами. Это закреплено законодательно в государственных документах: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Конвенция ООН о правах инвалидов и др. Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа» уточняет, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [2].
Изложение основного материала статьи. Проблема обеспечения полноценного образования и интеграции людей с адаптивными возможностями здоровья в общество нашла отражение в трудах: о доступности высшего образования для инвалидов - М.И.Никинтина; о психолого-педагогическом и медико-