Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРРАТИВА В ОБУЧЕНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРРАТИВА В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТИВ / НАРРАТИВНЫЙ ПОВОРОТ / НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИСТОРИИ / ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПЕДАГОГ / РЕФЛЕКСИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ / НАРРАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / NARRATIVE / NARRATIVE TURN / NARRATIVE APPROACH / STORIES / TRAINING / STUDENTS / TEACHER / REFLECTION / PEDAGOGICAL NARRATIVE / NARRATIVE PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Житникова Наталья Евгеньевна, Челноков Александр Сергеевич

В статье рассматриваются возможности использования нарратива в образовании. Авторы исследуют появление феномена нарратива, раскрывая его сущность как истории жизни человека, которую он сам рассказывает. Значительное место уделено вопросам рассмотрения понятия нарратива в научных трудах. В статье затронут вопрос возможности использования техник нарратива в семейной психотерапии. Указаны отличительные признаки нарратива и возможности его использования в педагогической практике. Подчёркивается перспективность использования нарратива в обучении в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Житникова Наталья Евгеньевна, Челноков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING NARRATIVES IN TRAINING

The article discusses the possibility of using narrative in education. The authors investigate the appearance of the phenomenon of narrative, revealing its essence as the story of a person’s life, which he himself tells. Considerable attention is paid to the consideration of the concept of narrative in scientific works. The article addresses the issue of the possibility of using narrative techniques in family psychotherapy. The distinguishing features of the narrative and the possibilities of its use in pedagogical practice are indicated. The prospects of using narrative in higher education are emphasized.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРРАТИВА В ОБУЧЕНИИ»

Профессиональным образовательным учреждения необходимо не просто выпустить специалиста, а надо качественно подготовить выпускника, с использование современных образовательных технологий, и подготовить его к выполнении конкретных трудовых действий в своей профессиональной области.

Все это, а так же изменения происходящие на уровне социально-экономического и научно-технического процессов обусловили необходимость в модернизации профессионально-педагогического образования, переосмысления теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.

Программой среднего профессионального образования и Концепцией модернизации образования 2020 предусмотрены такие приоритеты как качество, доступность и эффективность. Реализации данных требований способствуют инновационные технологии, которые применяются в современном образовательном процессе.

Инновационная образовательная деятельность предполагает формирование компетенций основанных на новых знаниях, приемах, подходах, методах и технологиях обучения, которые направлены на получение конкретного образовательного результата, в виде таких образовательных услуг, которые отличаются востребованностью в обществе и на рынке труда.

Педагогическая наука постоянно находится в поиске таких образовательных технологий и методик, которые бы позволили достигать наивысшего образовательного результата в работе с обучающимися, а также постоянно совершенствовать уже имеющуюся базу.

Технология в любой сфере деятельности это всегда процесс, который отражает закономерности развития конкретной предметной области, и обеспечивает наибольшее соответствие результатов деятельности относительно поставленных целей.

Выводы. В процессе исследования нами были определены основные преимущества применения современных педагогических технологий в процессе обучения:

1. Изменяются функции педагога и обучающихся. Педагог становится координатором действий, а не только выполняет контролирующую и информационную функции, а обучающиеся получают большую самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

2. Образовательные технологии расширяются возможности и индивидуализации, и дифференциации учебно-познавательной деятельности.

3. Результаты применения педагогических технологий зависит от мастерства преподавателя, и всей совокупности образовательных компонентов.

4. Повышается эффективность учебно-воспитательного и педагогического процессов.

5. Направленность на конечный результат - подготовку высококвалифицированного специалиста, имеющего прикладные и фундаментальные знания, способного быстро осваивать новые технологические процессы, реагировать на изменения происходящие в обществе и профессиональной деятельности; обладающего активной жизненной позицией, высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Литература:

1. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

2. Маркова С.М., Петровский А.М. Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 99-102.

3. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 23.

Педагогика

УДК: 371.315.3

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Житникова Наталья Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Челноков Александр Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРРАТИВА В ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования нарратива в образовании. Авторы исследуют появление феномена нарратива, раскрывая его сущность как истории жизни человека, которую он сам рассказывает. Значительное место уделено вопросам рассмотрения понятия нарратива в научных трудах. В статье затронут вопрос возможности использования техник нарратива в семейной психотерапии. Указаны отличительные признаки нарратива и возможности его использования в педагогической практике. Подчёркивается перспективность использования нарратива в обучении в высшей школе.

Ключевые слова: нарратив, нарративный поворот, нарративный подход, истории, обучение, обучающиеся, педагог, рефлексия, педагогический нарратив, нарративная педагогика.

Annotation. The article discusses the possibility of using narrative in education. The authors investigate the appearance of the phenomenon of narrative, revealing its essence as the story of a person's life, which he himself tells. Considerable attention is paid to the consideration of the concept of narrative in scientific works. The article addresses the issue of the possibility of using narrative techniques in family psychotherapy. The distinguishing

features of the narrative and the possibilities of its use in pedagogical practice are indicated. The prospects of using narrative in higher education are emphasized.

Keywords: narrative, narrative turn, narrative approach, stories, training, students, teacher, reflection, pedagogical narrative, narrative pedagogy.

Введение. Целью современного образования является не просто передача совокупности знаний, а актуализация личного и социального опыта, который соответствует указанным знаниям, поддержка чувства познавательного контроля обучающихся над материалом [8]. Именно нарратив и выступает как междисциплинарный методологический принцип, результативно достигающий указанных целей [9].

Изложение основного материала статьи. Понятие «нарратив» переводится с английского языка (narrarive, narration) и трактуется как «повествовательный, рассказ, сочинение, история. Основным значением слова «нарратив» является текст, который повествует о событиях, имевших место быть или выдуманных автором в определённой последовательности [5].

Рассмотрению феномена нарратива посвящены труды многих учёных: Дж. Брунера, Т. Сарбина, Л. Выгодского, О. Зарецкой, К. Гирца, В. Тернера, В. Пропп, М. Бахтина, Н. Фрай, С. Тагальской, В. Федотова, М.Н. Эпштейн, Е. Сапогова, Л. Татару, В. Яковлева, Н. Чепелевой, А. Топоркова.

В исследованиях Й. Брокмейера и Р. Харре раскрывается сущность «нарративного поворота», отмеченного в современной философии: «В своём общепринятом и обобщенном смысла нарратив - это имя некоторого ансамбля лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически, ограниченных уровнем мастерства каждого индивида и смесью его или её социально-коммуникативных способностей с лингвистическим мастерством [1].

Л. Шестов в научных трудах (1905) подтверждал мысль о кореллятивности отношений микро- (история отдельной личности, малой группы, народа, малого творческого жанра и формы) и макроисторий в их взаимной контекстуализации: «Раз человек нашёл слова, чтобы выразить своё действительное отношение к миру, - он имеет право говорить, и его можно слушать, хотя бы его отношение было единственным в своём роде, не встречавшимся доныне и никогда не имеющим повториться» [6]. Критикуя естественнонаучную методологию, Л. Шестов обращал внимание на неразумное игнорирование наукой огромного количества единичных фактов, принимая во внимание только череду явлений, могущих быть вызванными искусственно по собственному желанию. Нарратив именно и выступает тем единичным явлением, способным сообщить гораздо больше, нежели постоянно повторяющееся [6, С. 137].

Американский психолог Дж. Брунер в исследовании «Реальное сознание, возможные миры» раскрыл основы современного понимания нарратива, дополнив к прагматическому логико-научному мышлению нарратив, который ориентирован на описание реалий и выступает естественным способом человеческого понимания [10].

Нарративный подход в своей основе заключает идею о том, что жизнь человек строит по тем историям, которые он рассказывает себе самому о себе либо окружению, или по которым слышит от других людей. Сам человек не является единственным автором историй своей жизни: многие из них являющихся довлеющими, основываются на опыте семейного взаимодействия, дошкольного и школьного. Эти взаимодействия приобретают тот облик, который им придают широкие социальные контексты. Истории сообщества -источник норм и эталонов - сравнивая себя с ними, человек невольно может создать проблему. Задача нарратива - извлечь человека из проблемы и разместить его в культурном ландшафте.

Формирование категории «нарратив» можно проследить по социально-конструктивистским психологическим исследованиям, где человеческая жизнь подлежит рассмотрению в качестве истории или текста. Когда человек повествует о самом себе, о том, как он себя вёл, поступал, то он выделяет из потока жизни и смотрит иначе на настоящие, прошлые или будущие события. Происходит формирование особой реальности определённым смыслом. Используя нарратив, человек создаёт личное представление действительности и самого себя в ней. Категория «нарратив» основана на идее, что человеческий опыт непрерывен и уникален.

Мы согласимся с учёными Дж. Брунером, Г. Мюррейем, М. Уайтом, Д. Эпстоном в определении нарратива как истории жизни человека, которую он сам рассказывает. Пространственная и временная ценность человеческой жизни, логика и смысл существования определённого человека находят отражение в категории «нарратива».

Техники нарративного подхода нашли широкое применением в семейной психотерапии. Они основаны на том, что личность имеет возможность «переписать» тревожную, некомфортную, по мнению личности, ситуацию, в которой он оказался или оказывался когда-то, разрушая логически выстроенные им самим цепочки, и создать иную реальность, имеющую позитивную окраску. Человеку предоставляется возможность по-иному посмотреть на негативные события, увидеть положительные стороны. Тем самым отделяя проблему от счастливого, полноценного существования.

Авторами нарративного подхода в обучении являются австралийский психолог Майкл Уайт и новозеландец Дэвид Элстон. По мнению учёных, изучая поступки героев художественных текстов, обучающиеся способны воспринимать их жизнь за общечеловеческие ценности, как основополагающие рассказы о культуре, анализировать свою идентичность с героями, давать оценку действиям, принимая или отвергая их.

При анализе работ британских и американских учёных С. Джордана, Дж. Брунера, Дж. Ритча и Д. Вилсона, Р. Сохмера и С. Мишеля, Д. Полкингхорна, Нэнси и Дж. Дэйкелманннов и др. Е.В. Казанцева приходит к мнению о связи развития нарративной педагогики с идеями феноменологического анализа и герменевтики [4]. С точки зрения феноменологического анализа, образование рассматривается как процесс развития личности, цель которого - раскрыть индивидуальный духовный потенциал, основанный на способности к рефлексии и эмпатии.

Нарратив воздействует на эмоции, позицию слушателя. Наличие информации, настраивающей слушателя на определённую позицию, способствует выработке отношения к истории. Рефлексия в данном случае выступает как неотъемлемый атрибут нарратива, дополнение к коммуникативным формам в обучении и воспитании.

Важное свойство нарратива, если рассматривать его с образовательной, педагогической позиции, заключается не в его информационной составляющей как пересказе фактов, а в воздействующем характере и

оценочном компоненте. Нарративу свойственна передача отношения, выстраивание и организация восприятия, формирование позиции слушателя. Когда понимается роль автора нарратива, роль транслятора истории, то формируются навыки построения нарратива, опирающиеся на отбор и сочетание элементов событий, авторское изложение и оценку события, создание образа [9].

Можно отметить отличительные признаки нарратива:

- краткость и лаконичность, отсутствие деталей, не имеющих отношение к цели истории, способствуют обновленному пониманию явления посредством реально произошедшей поучительной истории;

- изложение ведётся от лица участника события, являющегося проблемной ситуацией для слушателей;

- неизвестный аудитории заранее выход из проблемной ситуации является неожиданным для слушателей и единственно верным способом решения вопроса, сопровождаемым описанием благоприятных последствий принятого решения.

В основе нарративного подхода лежит идея, что учебно-воспитательный подход опирается на истории, которые обучающиеся имеют возможность анализировать, соотнести со своим действиями, тем самым происходит актуализация жизненного опыта обучающихся. Рассказ или повествование - это самый распространённый способ, при котором имеется возможность ретранслировать события и передать сведения об исторических деятелях. С его помощью можно выработать определённую линию поведения, поскольку слушатель запоминает информацию, осмысливает и может использовать на практике. Часто обучающиеся, встречая подобные проблемы в жизни, соотносят поступки героев с самим собой, имеют возможность проанализировать свои возможные поступки или соотнести себя с героями рассказа, повествования. Происходит приспособление или подстройка событий реальной жизни к структуре развивающегося рассказа, повествования. В данном случае повествование выступает не только как транслятор информации от субъекта к субъекту, но и как создатель поведенческой политики, с помощью чего приобретается новый опыт либо актуализируется ранее полученный личный или социальный опыт. На педагога в данной ситуации возлагается определённая доля ответственности за правильный подбор истории, текста, повествования с целью дальнейшего обсуждения. В данной ситуации задача преподавателя - создать понятный и доступный обучающимся текст. Здесь положение студента идентично читательскому (присутствует определённый культурный и образовательный уровень, умение работать с текстом и пр.). Целью преподавателя является включение обучающегося в процесс педагогического дискурса, расширение словарного запаса.

Нарративный подход в обучении позволяет пересмотреть обучающимся собственные действия или действительность. При воспоминании последовательности собственных действий и выстраивании их логически у обучающегося появляется возможность пересмотра алгоритма действий, переосмысления поступков в их взаимосвязи и выработки новой стратегии, которая позволит в будущем избежать сделанных раньше ошибок. Происходит замыкание герменевтического круга и выход на следующую ступень познания и опыта. А.О.Бухаров пишет «Нарратив как форма организации социально-психологических исследований, обладает мощным потенциалом. Анализ нарративов охватывает, по сути, все измерения социальной реальности: от индивидуального уровня упорядочивания и интерпретации жизненного опыта до уровня социальных взаимодействий (взаимодействия индивидуальных историй» [2].

Неотъемлемыми признаками нарративного подхода следует назвать такие атрибуты интерактивных и коммуникативных педагогических технологий, как эмпатия и рефлексия. Совершая акт высказывания, субъекты коммуникации подвергают текст высказывания осмыслению, рефлексии: происходит задействование эмоциональной сферы, обучающийся выражает своё отношение к полученной информации. Следовательно, акту наррации свойственна не только передача информации, но и выражение личного отношения к повествованию. Здесь имеет место неповторимость и уникальность манеры неповторимой авторской трактовки повествования. Таким образом, происходит взаимодействие преподавателя и обучающегося, организация процесса и способа организации совместной деятельности, что и является целью обучения и воспитания - взаимодействие всех участников процесса образования.

Построение образовательного процесса на основе нарративного подхода может происходить как моделирование профессиональных ситуаций и отношения к ним посредством деловой игры, круглого стола, диспута, дискуссии - разнообразных активных форм обучения. Задача педагога - задать тему для обсуждения, обучающий проявляет инициативу и взаимодействует с окружением.

Педагогический нарратив имеет определённые отличия, которые характеризуются:

- минимальным объёмом информации по содержанию дисциплины;

- единичное применение, связанное с аудиторией и культурно-исторической ситуацией;

- спонтанное возникновение (возможность заполнения свободного времени, необходимости переключения внимания аудитории) с обязательной педагогической нагрузкой.

Анализируя опыт деятельности преподавателей с обучающимися, мы можем указать на основную трудность в работе с учебными нарративами: подобранные тексты должны быть систематизированы и переработаны с учётом авторской подачи их слушателям.

Основные компоненты при практической работе в нарративной педагогике - доверительное общение при работе с персональным нарративом - учебным опытом обучающегося. Преподаватель сопровождает беседу, с помощью наводящих вопросов ориентирует на ведение беседы в нужном направлении, подытоживает и акцентирует внимание на важном. Далее проводится коллективное обсуждение образов личного опыта, рефлексия.

Выводы. При помощи нарративной педагогики при взаимодействии преподавателя и обучающегося происходит прояснение образа «себя» в ситуации обучения или будущей профессиональной деятельности. Как указывал Дж.Дейкелман, «нарративная педагогика выделяется из практик совместного прослушивания историй студентов, педагогов...использует понимающую феноменологию в процессе интерпретации нарративного рассказывания (процедура сторителлинга) своего опыта» [11]. Нарратив как свойство человеческой природы, может привлечь и удержать внимание обучающихся, в результате мы имеем мотивированного и заинтересованного студента. Если проявляется заинтересованность, то информация запоминается лучше. При повествовании возможно использование ассоциативных связей и образности, прояснение морали представленного.

Итогом деятельности обучающихся с учебным нарративом выступает формирование опыта творчества, заключающегося в умении передать информацию в истории. Указанный опыт является неотъемлемой составляющей развития специалиста как профессионала, его стремления обрабатывать профессионально-

значимую информацию и продуктивно хранить и воспроизводить. Нарративный метод, характеризующийся многоплановостью и функциональным потенциалом, обладает перспективой использования в высшей школе.

Литература:

1. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы. // Вопросы философии. 2000. №3

2. Бухаров А.О. Нарративные методы обучения в современной школе // Современная наука: Гуманитарные науки № 2, 2011.

3. Гомза Т. Нарратив в лекции. Высшее образование в России. 2001. №3. С. 53-58

4. Казанцева Е.В. К характеристике практического уровня реализации феноменологической педагогики. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. №1. С. 96-103

5. Салиева Л.К. Потенциал текста-вымысла как инструмента создания образа государства // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Материалы 9-й Международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (25-27 мая 2011 г.) / Под ред. М.А. Буданов. — Т. 2. — Москва: Москва, 2011. — С. 650-658

6. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики: Пилотный курс лекций. Томск. 2000. С. 138

7. Челнокова Е.А. Нарративация монологической формы ведения занятий. Открытое и дистанционное образование. 2012. №3 (47). С. 63-66

8. Луканина М.В. Нарративный метод в образовании. Магия ИННО: новые измерения в лингвистике и лингводидактике: сб. науч. трудов. В 2 т. Т. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации. Москва: МГИМО - Университет, 2017. 543 с.

9. Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2004. №6-7. С. 56-74

10. Bruner, J. Actual Minds, Possible Worlds. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986. Р.11

11. Diekelmann Nance, Diekelmann John. Schooling Learning Teaching: Toward Narrative Pedagogy. 2009. P. 12

Педагогика

УДК: 37.014

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Булганина Светлана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Казначеев Дмитрий Александрович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуального вопроса сегодняшнего дня - управлению процессом образования. Управленческую деятельность в образовании авторы сопоставляют с менеджментом и приходят к выводу: понятие менеджмента как умения руководителя претворять в жизнь поставленные цели с привлечением труда, интеллекта и мотивов поведения других сотрудников и педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании не только детей, но и взрослых обуславливает появление такого понятия, как педагогический менеджмент. Авторы указывают, что в основе управленческой деятельности педагога находятся функции, составляющие так называемый управленческий цикл: планирование, организация, мотивация и контроль и рассматривают каждую из них с точки зрения педагогической деятельности. Находит отражение актуальная проблема современного образования - формальное отношение к педагогической деятельности. Авторы указывают на факты проявления формализма в педагогической деятельности и приходят к выводу, что недостаточная компетенция и низкий профессионализм преподавателя порождают присутствие формализма в педагогических системах и в управлении.

Ключевые слова: педагогический процесс, управление, менеджмент, педагогический менеджмент, педагогическая деятельность, обучающийся, функции, формализм.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the urgent issue of today - the management of the educational process. The authors compare the managerial activity in education with management and come to the conclusion: the concept of management as the ability of a leader to implement goals with the involvement of labor, intelligence and behavior motives of other employees and pedagogy as the science of education, training and education of not only children but also adults causes the emergence of such a thing as pedagogical management. The authors indicate that the basis of the managerial activities of the teacher are the functions that make up the so-called management cycle: planning, organization, motivation and control and consider each of them from the point of view of pedagogical activity. The actual problem of modern education is reflected - a formal attitude to pedagogical activity. The authors point out the facts of the manifestation of formalism in pedagogical activity and come to the conclusion that the lack of competence and low professionalism of the teacher give rise to the presence of formalism in pedagogical systems and in management.

Keywords: pedagogical process, management, management, pedagogical management, pedagogical activity, student, functions, formalism.

Введение. Современной педагогической науке и практике свойственно стремление к осмыслению педагогического процесса с точки зрения управленческой науки на основе строгого научного обоснования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.