Научная статья на тему 'БИОЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ПУТИ РЕШЕНИЯ'

БИОЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИОЭТИКА / ГУМАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / БИОЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / HIGHER PEDAGOGIC EDUCATION / BIOETHICS / HUMANE EDUCATION / INTERSCIENTIFIC KNOWLEDGE / BIOETHICAL CULTURE OF AN EDUCATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хроменков Петр Александрович, Кюрегян Анна Викторовна

В статье на основе сравнительного анализа зарубежных и отечественных литературных источников по вопросам биоэтического образования, вузовской образовательной практики дана оценка степени сформированности базовых слагаемых биоэтической культуры студентов-будущих педагогов, выявлены проблемы на пути ее развития, установлена их интегративная природа и рассмотрены некоторые пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хроменков Петр Александрович, Кюрегян Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOETHIC CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY: STATE, DEVELOPMENT PROBLEMS, WAYS OF SOLUTION

Basing on the comparative analysis of foreign and national literature sources on the issues of bioethical education, university education practice, the article gives the evaluation of the formation extent of bioethical culture basic components among students-future educators, reveals the problems on the way of its development, specifies its integrative essence and researches some ways of problem solution.

Текст научной работы на тему «БИОЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»

позволяет получить информацию дистанционно, буквально не выходя из дома. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации.

В современных образовательных условиях ученики могут организовать совместный проект учащихся из разных стран. Интернет технология позволяют применять на уроках разнообразие методы и формы, которые позволяют значительно повысить эффективность учебного процесса. Поэтому, на уроках 23 иностранного языка необходимо широко применять данные технология, которые позволяют значительно расширить границы обучения [2, с. 289].

Анализ исследований Е.С. Полат [5, с. 192] позволяет определить дидактические свойства, как характеристика средства и методов обучения, которые отличаются в плане теории, так и практики. Школьники еще не обладают способностью выделять наиболее важную информацию, которую представляет ресурс Интернет. Поэтому, при использовании интернета на уроках следует сделать выборку сайтов и предоставить этот список учащимся. Метод способствует расширению теоретических знаний, работать с большим объёмом информации, и обрабатывать ее.

Работа в режиме on-line на уроках английского языка проводится в условиях, когда знание одного значения слова уже недостаточно для понимания текста, статьи. В Интернете опубликовано множество учебной информации, которая может оказать консультационную помощь. Эффективность подобранного материала из Интернета зависит от соответствия их содержанию, целям и задачам урока. Школьники должны владеть элементарными навыками работы с компьютером, а учитель уметь четко формулировать задания.

Выводы. Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Изучение английского языка достаточно сложно и трудоемко. Поэтому, перед педагогами встает задача облегчить это процесс, сделать его интересным и увлекательным. Одним из таких средств, которое позволяет решить поставленные задачи, является Интернет технология. Данное инновационное средство позволяет заинтересовать учеников и направить их на активное усвоение материала, причем в непринужденной обстановке. Применение Интернет технологий в системе образования позволяет повысить эффективность процесса обучения и воспитания. Кроме того, Интернет технология способствуют профессиональному росту педагогов, что, в свою очередь, способствует повышению уровня преподавания в образовательных учреждениях.

Литература:

1. Денисов А. Internet Explorer 5.5.: справочник / А. Денисов - СПб.: Питер, 2011. - 320 - с. 51

2. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие / Е.А. Маслыко [и др.]. - Мн.: Выш. шк., 2009. - 522 с.

3. Неделкова А.А. Мультимедийные технологии в обучении английскому языку/ А.А. Неделкова // Среднее профессиональное образование. - М., 2012. - № 2. - С. 24-25.

4. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе/ Е.Д. Нелунова // Иностранные языки в школе. - М., 2006. - №7. - С. 62-65.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат - М.: Академия, 2013. - 272 с.

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: «Школа-Пресс», 2014. - 205 с.

7. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М.: Издательство Московского университета, 2013. - 89 с.

8. Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. Учебное пособие для студентов вузов / И.А. Цатурова, А.А. Петухова. - М., 2014. - с. 232

Педагогика

УДК 378.4

доктор педагогических наук, доцент Хроменков Петр Александрович

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Московский государственный областной университет» (г. Мытищи); кандидат педагогических наук Кюрегян Анна Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» (г. Москва)

БИОЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье на основе сравнительного анализа зарубежных и отечественных литературных источников по вопросам биоэтического образования, вузовской образовательной практики дана оценка степени сформированности базовых слагаемых биоэтической культуры студентов-будущих педагогов, выявлены проблемы на пути ее развития, установлена их интегративная природа и рассмотрены некоторые пути решения.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, биоэтика, гуманное образование, межнаучное знание, биоэтическая культура педагога.

Annotation. Basing on the comparative analysis of foreign and national literature sources on the issues of bioethical education, university education practice, the article gives the evaluation of the formation extent of bioethical culture basic components among students-future educators, reveals the problems on the way of its development, specifies its integrative essence and researches some ways of problem solution.

Keywords: Higher pedagogic education, bioethics, humane education, interscientific knowledge, bioethical culture of an educator.

Введение. В современных условиях в результате экологического кризиса должен быть на качественно ином уровне поставлен вопрос о единстве гуманизации и экологизации образования, в решении которого значительную роль играет включение в структуру подготовки учителей идей экологии и биоэтики,

ориентирующих их на выработку у подрастающего поколения таких общечеловеческих ценностей, как природа, человек, жизнь. Немаловажно, что расширение межнаучных знаний педагогов о природе, человеке, его месте в биосфере, об использовании экологически безопасных технологий подразумевает выработку у детей и взрослых новых этических норм.

Вместе с тем, как показали результаты нашего исследования со студентами бакалавриата ряда вузов России, обучавшихся по разным профилям по направлению «педагогическое образование» за последние семь лет, объем сформированных биоэтических знаний, несмотря на его положительную динамику, вырос в 2018 году по сравнению с 2011 годом всего лишь на 5,3%, профессиональные умения использовать эти знания в педагогической деятельности выявлены только у 75% выпускников бакалавриата. С помощью методов беседы, наблюдения и экспертной оценки нами установлено, что объем усвоенных естественнонаучных понятий у студентов, обучавшихся по непрофильным направлениям профессионально-педагогической подготовки, составляет 45-60%, а объем сформированных биоэтических понятий у этой категории студентов не превысил 40%.

Следует отметить, что полученные нами результаты согласуются с данными других исследований. Как показало анкетирование будущих педагогов, лишь у 12% из них отсутствует противопоставление человека и природы, у 69% студентов, обучающихся по специальности «Экологическое образование и химия», преобладает антропоцентрическое сознание при том, что состояние окружающей среды вызывает озабоченность у 74% студентов [5]. Согласно результатам другого исследования, даже после проведенного курса занятий по экологии у многих студентов отсутствует умение обосновать свою точку зрения по личной ответственности за состояние среды обитания [1].

Изложение основного материала статьи. Как показывает сравнительный анализ результатов теоретических исследований в России [4; 8] и за рубежом [20; 31], в научном сообществе доминирует точка зрения, согласно которой биоэтика, изначально возникшая как экологическая этика, регулирующая поведение человека в условиях техногенной цивилизации, сопряжена с медициной. В этой связи мы разделяем мнение Р. Поттера, основоположника понятия «биоэтика», в том, что назначение данного термина, означающего комбинирование человеческих ценностей и экологических фактов, оказалось забыто из-за его использования в медицинском аспекте [27]. Отметим, что в отечественной и зарубежной науке термин «биоэтика» также используется при рассмотрении вопросов культурологии и прав человека, но он применяется лишь к жизни человека, в отрыве от его взаимодействия с окружающей средой [12; 13; 22].

Однако в зарубежной педагогической практике на решение основополагающих задач биоэтики, а именно - на проведение связи между этикой и экологией и интеграцию данной тематики в образование направлена система мер, представляющая собой гуманизацию личности и образовательного процесса путем формирования ценностного отношения к окружающему миру и именуемая в педагогической литературе гуманным образованием. Из анализа педагогических трудов следует, что гуманное образование включает в себя ряд аспектов, нацеленных на преодоление социально-экологического кризиса и имеющих в своей основе установку на посильную сознательную трансформацию образа жизни, в соответствии с межнаучными знаниями на стыках антропологии, экологической экономики и других наук [21; 23; 26].

Выполненное нами исследование зарубежных социально-педагогических источников позволило установить, что первая проблема в формировании биоэтической культуры педагогов заключается в осознании ими необходимости принятия сбалансированных и согласованных научно-технических и экономических решений на национальном и международном уровнях, их направленности на улучшение качества жизни социума в соответствии с законами природы. Для их реализации значительная роль принадлежит общественным объединениям и союзам педагогов, которые транслируют свои убеждения на то, что отправными точками достижения устойчивого благосостояния во многих случаях является отказ от поддержки общепринятых практик, таких, как использование продукции интенсивного животноводства, одноразовых товаров и т.д.

В зарубежной психолого-педагогической литературе подчеркивается, что мотивацией для стремления к экологически оправданному образу жизни являются межнаучные знания о преобразующей деятельности человека, позволяющие осознать внутреннюю ценность живых существ, населяющих биосферу, общность их нужд с потребностями человека, необходимость стремиться сохранить экосистемы для минимизации их страданий [24; 28; 30].

Таким образом, обозначенный в зарубежной педагогической литературе и постепенно воплощающийся в отечественной образовательной практике качественно новый - биоцентрический подход к сохранению окружающей среды актуализирует вторую проблему в исследуемом нами направлении - проблему выработки у будущих педагогов системы ценностей, имеющей в своей основе идею этичного отношения человека к миру живой природы. Это означает, что, во-первых, решение данной проблемы должно быть направлено на использование в образовательном процессе педагогического вуза межнаучных знаний о человеке и живой природе с целью формирования биоэтического сознания, выработки потребностей соотносить свои потребности с потребностями других живых существ, постоянно стремиться к гармонизации взаимодействий в мире живой природы. Во-вторых, выработка ценностного отношения студентов-будущих педагогов к живым существам обеспечивает их ориентацию на преодоление принципа сильнейшего, что, в свою очередь, позволит им формировать гуманистические качества у обучающихся, так как сформированная у них установка на нежелательность насилия к наиболее уязвимым субъектам жизни способствует осознанию ими ответственности за их сохранение [18; 19; 25]. В-третьих, воплощение идей биоэтики и биоцентрического подхода в педагогическом образовании обеспечивает решение задач, направленных на всестороннюю гуманизацию детей и взрослых, на целостное формирование личности. Это предполагает применение не одностороннего, а интегративного подхода к формированию биоэтической культуры будущих педагогов. Поэтому разработанные за рубежом и наметившиеся в отечественном образовании подходы к ее формированию требуют переосмысления содержания и технологий высшего педагогического образования, в которых, как показывает анализ литературных источников [7; 15; 29; 32], актуальность приобретает рассмотрение явлений культуры через призму ценностного отношения к природе. В качестве путей решения данной проблемы в образовательном процессе педагогического вуза можно привести пример использования результатов междисциплинарного исследования ученых, в котором рассматриваются вопросы, связанные с тем, каким образом возникает и развивается система ценностей, какие из них являются базовыми в социуме, каковы исторические и культурологические предпосылки их возникновения, как научно-технический

прогресс, промышленные интересы, реклама и другие факторы влияют на их развитие, на потребление, как истоки формирования установок на природу выявляются путем анализа используемых языковых средств, образов природы в литературе, народном творчестве и т.п. [17; 32].

Примером решения обозначенной проблемы может служить практика формирования биоэтической культуры педагогов в зарубежных вузах [17; 32], которая предусматривает использование междисциплинарного анализа при постановке и решении педагогических проблем, возникающих при рассмотрении вопросов, связанных с ценностным отношением к живым существам, с учетом особенностей контингента аудитории, представленных в ней национальных культур, выработанных у обучающихся всесторонних знаний о природе. Значительное место в решении этих проблем отводится проблеме избегания конфликтов при коммуникации людей, занимающих противоположные позиции по вопросам о взаимодействии человека и животного мира [17; 26].

Между тем, в зарубежных трудах на данную тему широкого использования термина «биоэтика» не наблюдается, а при исследовании подходов к выработке ценностных установок у молодежи используются термины «антропоцентризм», «биоцентризм», «экоцентризм». В то же время в отечественной образовательной практике педагогических вузов для решения второй проблемы мы наблюдаем попытку интегрировать понятие «биоэтика» с такими понятиями, как: «гуманное образование», «антропоцентризм», «биоцентризм», «экоцентризм» и разработать педагогическую систему выработки у студентов биоэтического отношения к окружающему миру. Она отражена в учебных пособиях по курсу «Биоэтика», имеющему универсальный характер и рассчитанному на студентов разных профилей подготовки [9; 11]. Вместе с тем, как показывает анализ отечественных литературных источников и вузовской образовательной практики, наблюдается недостаток разработок, посвященных проблеме формирования биоэтической культуры студентов на интегративной основе. Отметим также, что будущие учителя, обучающиеся в российских вузах на непрофильных факультетах, изучают, например, проблемы культуры, истории, экологии и биоэтики в значительной мере в отрыве друг от друга. Анализ рабочих программ бакалавриата разных вузов России, разработанных в соответствии с ФГОС 3++, позволяет нам установить, что использование элементов биоэтики происходит фрагментарно, в рамках дисциплин о человеке, таких как философия, педагогика, культурология и др.; при этом затрагивается обычно лишь этика отношения к человеку. Кроме того, введенный в отечественные вузы курс экологии в большей степени ориентирован на формирование экологических понятий, а не на осознание способов экологизации собственной жизни, использование в профессиональной деятельности многосторонних связей между экологией, биологией, этикой, педагогикой, психологией и другими науками.

Следует также подчеркнуть то, что, как показало наше исследование современных отечественных программ по экологии и по другим естественнонаучным дисциплинам на стыках с биоэтикой, они не предусматривают знакомства с природоохранным законодательством, путями его практического использования, способами анализа экологических и биоэтических ситуаций с использованием междисциплинарных знаний. В результате, как показали беседы с будущими педагогами, владение знаниями взаимодействия человека и окружающего мира зачастую ограничивается лишь уровнем знаний-узнаваний. Более того, мы выявили у них убежденность в мудрости современной науки и культуры, в том, что современное развитие общества и его правила представляют собой оптимальный итог достижений цивилизации; отсюда вытекало мнение многих студентов, что принятие экологически и биоэтически необходимых решений и контроль в данных областях должны быть делом специалистов. Однако, как показывает история, из-за отсутствия биоэтической культуры взрослых природоохранные решения зачастую реализуются на основе краткосрочной выгоды, биоэтическое образование студентов и детей ограничивается анализом экологических и биоэтических ситуаций и фрагментарным участием в природоохранной деятельности. Разумеется, для кардинального решения социальных проблем, связанных с природопользованием и сохранением мира живой природы, требуется смена мировоззренческих принципов человека, отказ от прагматизма в системе «природа-человек», установка на предпочтительность избегать любой жестокости, в том числе традиционно принимаемой обществом.

Как показали результаты исследования, на пути формирования биоэтической культуры студентов педагогических вузов существует третья проблема, связанная с решением насущной задачи вузов и общеобразовательных организаций - выработкой культуры межнационального общения и подготовкой будущих педагогов к диалогу культур [2; 6; 14]. Ее решение связано с тем, что сосуществование студентов, придерживающихся разных религиозных позиций, требует проведения грани между правом национальных и религиозных культур на соблюдение своих традиций и нормами светской этики. Из результатов исследований отечественных ученых и практики поликультурного образования [2; 3; 6; 7; 14; 15; 16] следует, что эффективным способом достижения взаимопонимания в поликультурной среде является поиск универсальных ценностей и подход к национальным традициям как к способам их выражения, в соответствии с местными реалиями. Таким образом, ключом к выработке культуры взаимодействия разных этносов и вероисповеданий может быть исследование истоков религиозной догматики, связанной со всякой жизнью, выявление биоэтических ценностей, сходных в разных конфессиях, поиск возможностей трансформации жестоких обрядов с сохранением их смысла. Соотнесем выявленные проблемы с общепрофессиональными компетенциями, предусмотренными ФГОС 3++, с целью определить биоэтический потенциал данных компетенций. Необходимость выработки УК-5 и ОПК-4, то есть способностей воспринимать межкультурное различие общества, осуществлять нравственное воспитание через национальные ценности, актуализирует идею об уважении к жизни как основу, позволяющую создавать образовательную среду и в многонациональном обществе, и при моноэтническом составе коллектива. Умения выявлять истоки биоэтических ситуаций и проблем, решать их системно, оценивать перспективы их развития с использованием общенаучных знаний, может служить примером сформированности УК-1, способности осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации. Отметим, что природосообразное использование межнаучных знаний о взаимодействии людей с природой, интегральное рассмотрение проблем защиты прав человека, животных, природоохраны, соотносится с УК-8, заключающейся в создании безопасных условий жизнедеятельности, и ОПК-8, состоящей в осуществлении педагогической деятельности на основе специальных научных знаний. Формирование умений планировать биоэтические проекты при решении учебных задач по изучаемым дисциплинам предусмотрено компетенциями ОПК-2 и ОПК-3, развитие способностей разрабатывать образовательные программы и

организовывать учебно-воспитательную деятельность, то есть способностей определять цель, задачи проекта, выбирать способы решения - компетенцией УК-2.

Следовательно, освоение данных компетенций посредством постановки исследовательских и учебных задач, связанных с решением проблем взаимодействия человека и окружающего мира, подразумевает выработку у будущих педагогов биоэтических знаний, умений, установок и профессионально значимых качеств. Основываясь на классическом определении термина «знания» и на содержании дисциплин, посвященных исследованию вопросов ценностного отношения к природе, определим понятие «биоэтические знания» как результат познания действительности, связанной со взаимодействием человека и природы. Биоэтические умения означают подготовленность к принятию природосообразных и этически оправданных решений, способность расставлять приоритеты, исходя из их биоэтической значимости, соотносить жизненно и нежизненно важные потребности субъектов жизни. Наличие биоэтических знаний и умений является основой для выработки соответствующих установок, то есть для формирования склонности к позитивному образу действий применительно к окружающей среде и к слабейшим, что способствует развитию биоэтических качеств. Результатом сформированности биоэтических знаний, умений, установок, потребностей и качеств личности будущего педагога является его биоэтическая культура, которая представляет собой часть его общечеловеческой и профессиональной культуры и выражается в способности оперировать понятиями, связанными со взаимодействием человека и природы, систематизировать и оценивать соответствующую информацию, творчески интегрировать ее в образовательный процесс, стремиться к корректированию образа жизни, в соответствии с антропологическими и экологическими данными, участвовать в природоохранной деятельности.

Выводы. Таким образом, оценив результаты теоретических исследований по вопросам биоэтического образования за рубежом и в России, состояние вузовской образовательной практики, направленной на формирование биоэтической культуры студентов педагогических вузов и выявив основные проблемы в данном направлении, мы обосновали пути их решения, установив, что эти проблемы имеют междисциплинарную природу. Поэтому их решение в соответствии с содержанием ФГОС 3++ приобретает интегративный характер и должно основываться на взаимодействии естественных и общественных наук.

Литература:

1. Астраханцева И.В. Теоретическое и экспериментальное обоснование парадигмы совершенствования экологического образования студентов педагогического вуза // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Том 12. - №1. - 2017. - С. 91-101.

2. Бондаревская Е.В., Гукаленко О.В. Подготовка учащихся к осуществлению педагогической поддержки детям мигрантам в поликультурном социуме. - Ростов н/Д: РГПУ, 2000. - 186 с.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М. - Ростов н/Д: творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

4. Введение в биоэтику / А.Я. Иванюшкин и др. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 381 с.

5. Дереча Н.Н. Диагностика и формирование экологического сознания студентов педагогического вуза как ценностная ориентация современного образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VlIl Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9142/ (дата обращения: 03.05.2019).

6. Джуринский А.Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительное исследование.

- М.: Academia, 2008. - 303 с.

7. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993. - 215 с.

8. Курленкова А.С. Медицинская антропология и биоэтика в США и России: историографический и социокультурный анализ: дис. ... канд. ист. наук. М., 2013. - 336 с.

9. Лукьянов А.С. Биоэтика с основами биоправа: учебное пособие. - М.: Научный мир, 2008. - 356 с.

10. Мещерякова Т.В. Биоэтика как форма защиты индивидуальности в современной культуре: дис. . канд. философских наук. Томск, 2009. - 166 с.

11. Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе. - М.: МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, 1997. - 148 с.

12. Седова Н.Н., Сергеева Н.В. Биоэтика в пространстве культуры: монография. - М.: Триумф, 2010. - 336 с.

13. Сидорова Т.А. Идентичность жизни в контексте проблемы начала жизни в биоэтике: дис. ... канд. филос. наук. М., 2005. - 173 с.

15. Хухлаева О.В., Хакимов Э.Р., Хухлаев О.Е. Поликультурное образование: учебник для бакалавров. -М.: Юрайт, 2015. - 283 с.

16. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. - 78 с.

17. Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьников. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1995. - 62 с.

19. Andrzejewski J. Teaching animal rights at the university: philosophy and practice // Journal for Critical Animal Studies. - Volume I, Issue 1. - 2003. - P. 14-32.

20. Antoncic L.S. A New era in humane education: how troubling youth trends and a call for character education are breathing new life into efforts to educate our youth about the value of all life // Animal Law. - 2003. - Volume 9.

- P. 183-213.

22. Caine R. Teaching compassion: on behalf of the animals. - Toronto: Waterhill Publishing, 2015. - 282 p.

23. Chattopadhyay S., De Vries R. Respect for cultural diversity in bioethics is a cultural imperative // Medicine, Health Care and Philosophy. - Volume 16, Issue 4. - November 2013. - Pp. 639-645.

24. Humes B. Moving towards libratory pedagogy for all species: Mapping the need for dialog between humane and anti-oppressive education // Green Theory and Praxis: The Journal of Ecopedagogy. - #4(1). - 2008. - P. 65-85.

25. Iltis A. Bioethics: the intersection of private and public decisions // The Journal of Medicine and Philosophy.

- #29(4) August. - 2004. - P. 381-388.

26. Itle-Clark S. In-service teachers' understanding and teaching of humane education before and after a standards-base intervention. D. Ed. Dissertation. -Fielding Graduate University, 2013. - 126 p.

27. Kahn R., Humes B. Marching out from ultima thule: Critical counterstories of emancipatory educators working at the intersection of human rights, animal rights and planetary sustainability // Canadian Journal of Environmental Education. - #14(1). - 2009. - p.. 179-195.

28. Pedersen H. Schools, speciesism and hidden curricula: The Role of Critical Pedagogy for Humane Education Futures // Journal of Future Studies. - 2014. - #8(4). - P. 1-14.

29. Perren J.M., Losey K.M., Perren D.O., Piippo A., "Transforming learning : teaching & advocacy and ESL at the crossroads: selected proceedings of both the 2009 and 2010 Michigan teachers of English speakers of other languages conferences Grand Rapids, Michigan, October 9-10, 2009 and Ypsilanti, Michigan, October 1-2, 2010" (2011). MITESOL Proceedings. Book 1.http://commons.emich.edu/mitesol/1 (дата обращения 12 ноября 2019)

30. Potter V.R. Global bioethics: building on the Leopold legacy. Michigan: Michigan State University Press, 1988. - 203 p.

31. Stants N.B. Humane education and education for sustainable development: initiatives with common goals // M.R. Jalongo (ed.) Teaching Compassion in Early Childhood. NY: Springer, 2014. - P. 67-73.

32. Thomas S.C. Humane education and humanistic philosophy: toward a new curriculum // Journal of humanistic counseling, education and development. - Fall 2002. - Volume 41. - P. 190-199.

33. Tucker K.C. Teaching through the lens of humane education in U.S. Schools. Doctoral Study. Walden University, 2016. - 284 p.

34. Tumer L. Bioethics in a multicultural world: medicine and morality in pluralistic settings // Health Care Analysis. - Volume 11, Issue 2. - 2003. - P. 99-117.

35. Weil Z. The power and promise of humane education. - Gabriola Island: New Society Publishers, 2004. - 175 p.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Демакова Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Пулькина Елена Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье авторами проводится исследование понятия педагогическая технология. Инновационная образовательная деятельность предполагает формирование компетенций основанных на новых знаниях, приемах, подходах, методах и технологиях обучения, которые направлены на получение конкретного образовательного результата, в виде таких образовательных услуг, которые отличаются востребованностью в обществе и на рынке труда. Педагогическая наука постоянно находится в поиске таких образовательных технологий и методик, которые бы позволили достигать наивысшего образовательного результата в работе с обучающимися, а также постоянно совершенствовать уже имеющуюся базу.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное обучение, педагогическая технология.

Annotation. In this article, the authors study the concept of pedagogical technology. Innovative educational activity involves the formation of competencies based on new knowledge, techniques, approaches, methods and technologies of training, which are aimed at obtaining a specific educational result, in the form of educational services that are in demand in society and the labor market. Pedagogical science is constantly in search of such educational technologies and techniques that would make it possible to achieve the highest educational result in working with students, as well as constantly improve the existing base.

Keywords: vocational education, vocational training, pedagogical technology.

Введение. Понятие «технология» получило свое развитие наряду с развитием информационных систем и их массового внедрения в различные технологические, научные и педагогические процессы. А в педагогической науке появилось новое понятие, которое необходимо было исследовать - педагогическая технология. Данное направление приобрело значимость в середине шестидесятых годов двадцатого века с западных странах, а в настоящее время распространилось во все развитые страны земного шара.

Различная трактовка данного понятия встречается не только в научной и учебной литературе, но так же и в публицистике. Появление понятия «технология» является закономерным, так как инновационные процессы проникли в различные сферы жизнедеятельности общества.

Достижения качества образования на всех уровнях, предполагает обеспечение педагогического процесса актуальной информацией, использование инновационных методов и форм обучения, применение современных образовательных технологий, интеграцию междисциплинарных программ, использования информационных и инновационных технологий обучения.

Можно классифицировать педагогические технологии по различным показателям: целям, структуре, форме и т.д.

В настоящее время многие педагогические технологии уже используются не только в образовательном процессе образовательного учреждения, все это позволяет говорить о том, что такая тенденция обучения как технологизация делает процесс обучения более эффективным и качественным. Это говорится в трудах таких исследователей Беспалько В.П., Селевко Г.К., Сластенин В.А., Маврин С.А. и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.