Научная статья на тему 'БИОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПРИНЦИПЫ, ПРИЗНАКИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ'

БИОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПРИНЦИПЫ, ПРИЗНАКИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / БИОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ / БИОЭТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / BIOETHICS / BIOETHICAL EDUCATION / PERSON / REVERENCE FOR LIFE / BIOETHICALLY ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Аида Насрутдиновна, Харченко Леонид Николаевич

Рассматривается впервые вводимое в педагогический тезаурус понятие «биоэтическое воспитание». Предлагается авторская трактовка данного понятия, а также рассматриваются и характеризуются принципы и признаки биоэтического воспитания. Обосновывается ключевая роль педагога в процессе биоэтического воспитания, описываются подходы к разработке биоэтически ориентированной социокультурной среды педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOETHICAL PERSONAL EDUCATION: PRINCIPLES, FEATURES, PEDAGOGICAL CONDITIONS

The article deals with the firstly introduced in the pedagogical thesaurus concept of bioethical education. There is suggested the author’s interpretation of the concept. There are considered and characterized the principles and features of the bioethical education. The authors substantiate the key role of the teacher in the process of bioethical education. The article describes the approaches to the development of bioethically oriented sociocultural environment of the pedagogical university.

Текст научной работы на тему «БИОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПРИНЦИПЫ, ПРИЗНАКИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»

известия вгпу

12. Файер В.В., Наумова Е.С. Латинский язык: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007.

13. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: учеб.-метод. пособие для преподавателей русского языка как

иностранного. 2-е изд., стереотип. М., 2015. * * *

1. Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). M.: IKAR, 2009.

2. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka / sost. i gl. red. S.A. Kuznecov. SPb.: Norint, 2000.

3. Bragova A.M. Osnovy obucheniya latinskomu yazyku v gumanitarnom universitete [Elektronnyj resurs] // Studia Humanitatis. 2017. № 1. URL: http:// st-hum.ru/content/bragova-am-osnovy-obucheniya-la tinskomu-yazyku-v-gumanitarnom-universitete (data obrashcheniya: 05.01.2020).

4. Dvoreckij I.H. Latinsko-russkij slovar'. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Rus. yaz., 1976.

5. D'yachok M.T. Osnovy latinskogo yazyka: ucheb. posobie dlya bakalavriata i specialiteta. 3-e izd., ispr. i dop. M.: Yurajt, 2019.

6. Zarva M.V. Russkoe slovesnoe udarenie: slo-var'. M.: NC ENAS, 2001.

7. Kacman N.L., Pokrovskaya Z.A. Latinskij yazyk: uchebnik dlya studentov, obuchayushchih-sya po gumanitar. special'nostyam i napravleniyam. 7-e izd., pererab. dop. M.: VLADOS, 2014.

8. Kacman N.L. Metodika prepodavaniya latinskogo yazyka. 2-e izd., pererab. i dop. M.: VLADOS, 2015.

9. Miroshenkova V.I., Fedorov N.A. Lingua Latina: uchebnik dlya vuzov. 13-e izd., ster. M.: Flinta: Nauka, 2015.

10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazo-vaniya po napravleniyu podgotovki 45.03.01 «Filo-logiya» (uroven' bakalavriata): prikaz Minobrnauki Rossii ot 7 avg. 2014 g. № 947 [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450301_Fi lologia.pdf (data obrashcheniya: 05.01.2020).

11. Solopov A.I., Antonec E.V. Latinskij yazyk: uchebnik i praktikum dlya akademichesko-go bakalavriata. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Yurajt, 2019.

12. Fajer V.V., Naumova E.S. Latinskij yazyk: ucheb. posobie dlya stud. filol. fak. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2007.

13. Shchukin A.N. Obuchenie rechevomu obsh-cheniyu na russkom yazyke kak inostrannom: ucheb.-metod. posobie dlya prepodavatelej russkogo yazyka kak inostrannogo. 2-e izd., stereotip. M., 2015.

Studying the phonetics

of Latin language in higher school:

based on the experience of teaching

The correct pronunciation has an utmost importance for the declamation of the poetic and prosaic texts in Latin and for the mastering of the skills of the oral speech. There is generalized the experience of teaching of Latin language studied in Bunin Yelets State University. There is suggested the complex of exercises directed to the mastering of the phonetic level of the classical language.

Key words: Latin language, phonetics of Latin language, teaching methods of Latin language, pronunciation of vowels and consonants of Latin language.

(Статья поступила в редакцию 21.01.2020)

а.н. магомедова

(махачкала)

л.Н. харченко

(Ставрополь)

биоэтическое воспитание личности: принципы, признаки, педагогические условия

Рассматривается впервые вводимое в педагогический тезаурус понятие «биоэтическое воспитание». Предлагается авторская трактовка данного понятия, а также рассматриваются и характеризуются принципы и признаки биоэтического воспитания. Обосновывается ключевая роль педагога в процессе биоэтического воспитания, описываются подходы к разработке биоэтически ориентированной социокультурной среды педагогического вуза.

Ключевые слова: биоэтика, биоэтическое воспитание, личность, благоговение перед жизнью, биоэтически ориентированная образовательная среда.

Наше обращение к биоэтике, ее воспитательному (и даже шире - педагогическому) потенциалу обусловлено наличием определенных социокультурных проблем, связан-

О Магомедова А.Н., Харченко Л.Н., 2020

ных с вмешательством ученых и разработанных ими технологий в природу, в тело человека, его мозг и психику. Данная тема актуальна для современной педагогической науки с точки зрения приращения нового знания о феномене биоэтической культуры и для современной практики образования с позиций разработки новых образовательных продуктов, интегрирующих учебный и воспитательный процессы на основе гуманистических ценностей биоэтики [3; 7; 10].

Актуальность проводимого нами исследования подчеркивается еще и тем, что в системе подготовки педагогических кадров сложились противоречия, связанные с несоответствием данной подготовки требованиям, ориентированным на биоэтические нравственные ценности значительной части российского общества, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и существующей практики организации учебно-воспитательной и просветительской работы с населением разных возрастных групп.

Проведение исследований в данном направлении важно еще и потому, что на модернизацию педагогического образования в части развития воспитательного потенциала педагогических кадров и системы образования в целом нацеливают государственные стратегические документы, такие, например, как Поручение Президента Российской Федерации Правительству российской Федерации по вопросам общего образования (Пр-209 от 8 февраля 2017 г.); Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996; План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (утв. распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2018 г. №2 1375-р); Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В данной связи цель предлагаемой статьи состоит в обосновании вводимого нами понятия «биоэтическое воспитание», а также в характеристике принципов, признаков и педагогических условий такого направления воспитательной деятельности. введение, обоснование и использование нового для педагогической науки понятия «биоэтическое воспитание» крайне необходимо, поскольку оно послужит совершенствованию научных исследований и практике образования [5].

кие науки -

Дело в том, что состояние современного общества, особенно если рассматривать его с позиций взаимоотношений с природой или с техникой, все чаще обнаруживает разноуровневые противоречия. Противоречия вызваны прежде всего научно-техническим прогрессом. По определению О. Шпенглера, с которым мы согласны, «сама цивилизация стала машиной, которая все делает или желает делать по образу машины, в этой машинной цивилизации материально-техническая составляющая человеческого бытия развивается неизмеримо быстрее его духовной составляющей» [9].

Параллельно в современном российском обществе и в его культуре, прежде всего в системе отечественного образования, под влиянием процессов псевдодемократизации и псевдогуманизации усиливаются индивидуалистические, персоналистические, личностные подходы к воспитанию и обучению [1; 5]. Данные процессы вызывают в обществе нравственные коллизии: на фоне возрастающего индивидуализма, субъектности, самостоятельности, самости членов общества исчезает представление о ценности другого человека, общества, природы.

Становление общества, состоящего из индивидуумов с нравственными проблемами, представляется нам довольно плачевным положением, и это бесперспективный путь для человечества. Очевидно, что наука и техника, т. е. машинное общество, сами по себе «не приведут к нравственному совершенству и счастливому будущему, они только создают его возможности, однако главное остается за человеком» [2, с. 411], его образованностью и воспитанностью.

в сложившейся ситуации мы видим решение проблемы в обращении к нравственным ценностям, заложенным в биоэтике, в которой ярко высвечивается способность субъекта оценивать разнообразные явления жизни и строить с ними отношения. «Уточним, что, поскольку единственным носителем морального сознания до сих пор признан только человек, то именно его отношение к другим живым существам и оценивается с позиций морали и нравственности» [Там же, с. 4].

Здесь под отношением подразумевается не только качественная характеристика способа взаимодействия, мыслей о живых существах, эмоции от этого взаимодействия, но также мотивы поведения и деятельность, которые направлены прямо или опосредствованно на манипулирование жизнью этих существ, их по-

пуляций и экосистем, их жизненную среду [4, с. 92-98]. Следовательно, отношение реализуется и проявляется в практической деятельности человека или его бездействии по отношению к жизни, живому, живущему.

Если осуществить хотя бы краткий анализ современного состояния научной проблемы, связанной с темой проводимого нами исследования, то обнаружится, что процессы совершенствования подготовки педагогических кадров постоянно находятся в центре внимания многих исследователей. Например, данные проблемы волновали Е.В. Бондаревскую, Н.М. Борытко, М.А. Вейт, В.А. Козырева, Л.Е. Сараскину, В.В. Серикова, В.А. Сласте-нина, Ю.Г. Фокина, Е.Н. Шиянова и др. - это и сегодня стратегическое направление в педагогике, поскольку именно учителю в большей степени общество делегирует процессы воспитания личности.

Различные аспекты развития биоэтического мировоззрения и деонтологии можно обнаружить в трудах Б.Г. Юдина, р.Г. Апресяна, И.В. Силуяновой, А.Н. Орлова, М.Я. Яровин-ского и др. В работах данных авторов в той или иной мере определились некоторые общие, с нашей точки зрения, но не вполне определенные и во многом даже формальные и противоречивые позиции по оценке педагогического потенциала биоэтики и его использования в практике подготовки педагогов.

В то же время результаты анализа показывают, что в науке наблюдается дефицит фундаментальных работ, посвященных теоретическим вопросам использования педагогического потенциала биоэтики в образовании. редкое исключение - диссертации А.В. Кюрегян [3] и Ш.Н. Шахбанова [7]. Еще меньше работ, посвященных биоэтическому воспитанию личности [4], и отсутствуют работы, связанные с исследованием научных основ формирования биоэтической культуры педагогических работников. Таким образом, осмысление проблемы формирования биоэтической культуры студентов педагогического вуза - будущих педагогов для отечественной педагогики и психологии имеет важное теоретическое и практическое значение.

Следует отметить, что восприятие биоэтики вообще и ее педагогического потенциала различными педагогическими сообществами в образовательных организациях различного уровня в настоящее время весьма различно и поверхностно. Если же взглянуть глубже, то биоэтикой давно интересуются различные на-

уки - философия, медицина (в части деонто-логических проблем), социология, юриспруденция, т. к. биоэтика касается общечеловеческих проблем, таких как отношение к жизни, моральная и нравственная стороны этого отношения, выраженные в «благоговении перед жизнью» [8], а это неиссякаемый источник благоприятного влияния на личность, но этим источником пока система образования пренебрегает.

в педагогике устоялось мнение о том, что воспитание - это важнейшая категория. Если, исходя из ее обобщенного определения, попытаться сформулировать определение понятия «биоэтическое воспитание», его можно охарактеризовать как «становление личности с биоэтической моралью в процессе социализации, которое может быть как специально организованным, т. е. управляемым и контролируемым, взаимодействием воспитателя и воспитываемого, так и стихийным (впитывание профессионального и жизненного опыта, например, от значимого взрослого, или личное эмоционально-чувственное проживание собственных контактов с различными проявлениями жизни)» [4, с. 6].

Эти размышления позволили сформулировать определение понятия «биоэтическое воспитание». Это направленный на формирование качеств личности, соответствующих биоэтической морали, психолого-педагогический процесс, реализуемый непрерывно как на разных ступенях образовательной системы, так и вне ее [4].

Проведенный анализ позволил определить принципы биоэтического воспитания, применение которых будет влиять на эффективность данного педагогического процесса:

- биоэтизации морали, в которой главенствующими становятся жизнь и все живое;

- благоговения перед жизнью, который, с нашей точки зрения, выражает отношение общества и каждой отдельной личности к жизни и ко всему живому;

- свободы и ответственности при выборе биоэтической морали;

- биоэтического императива - объективного неукоснительного требования к поведению людей, эксплуатирующих природу и собственный организм.

Разработка концепции биоэтического воспитания требует не только определения принципов такого воспитания, но и выделения его основных признаков. в нашем представлении, в качестве таковых признаков могут выступать:

- целенаправленность процесса биоэтического воспитания на личность, на становление личности как борца за биоэтические идеалы;

- сформированность высоконравственного отношения развивающейся личности к жизни, явлениям и процессам мира живых существ;

- субъектная позиция всех участников процесса биоэтического воспитания и воспитателей, и воспитанников;

- педагог и воспитанник в пространстве биоэтического воспитания - это товарищи, соратники, члены одной команды;

- важный признак процесса биоэтического воспитания - его творческость, креативность, неповторимость;

- процесс биоэтического воспитания эффективен в определенных педагогических и психологических условиях и строится с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников;

- биоэтическое воспитание не может и не должно осуществляться неподготовленными людьми, необходима соответствующая профессионально-личностная подготовка.

Отсюда назревшая проблема - подготовка педагогов к биоэтической воспитательной деятельности, а, по сути, создание в педагогических вузах и колледжах ориентированной био-этически образовательной среды. И создавать ориентированную на биоэтические ценности обучающую и воспитывающую среду педагогического вуза или колледжа можно на основе эволюционного, синергетического и системного подходов.

Данное утверждение вполне обосновано. Так, «полученные в результате педагогического наблюдения и собеседования со студентами данные подтвердили наше предположение о том, что активное участие студентов в неформальных биоэтических объединениях, включение их в практическую биоэтическую воспитательную деятельность в школе в период педагогических практик повышает социальную значимость педагогической профессии и способствует проявлению субъектности будущих учителей, позволяющей им достигать личных результатов в профессионально-педагогической деятельности» [5, с. 10].

Создание ориентированной на биоэтические ценности учебно-воспитательной системы следует начинать с ответственного (поскольку ответственность перед нашим будущим) подбора педагогических кадров, обладающих необходимыми, прежде всего нрав-

'кие науки -

ственными качествами, а потом соответствующими профессиональными знаниями и умениями. Структурно такая система должна:

- основываться на разработанной методологии и соответствующей концепции, отражающих идеалы, принципы, нормы и ценности биоэтики, биоэтической морали, что может быть лаконично сформулировано в миссии педагогического образования [3];

- быть не только личностно ориентированной, но шире - социально ориентированной, создавая тем самым благоприятный эмоционально-психологический климат становления педагогики и педагога будущего [там же];

- использовать наработанный опыт других образовательных систем и нарабатывать свой собственный, субъективный [3; 10];

- быть соответствующим образом организованной, т. е. включать основные элементы воспитательной системы, в которой первыми скрипками являются воспитуемый и воспитатель.

Желательно, чтобы система биоэтического воспитания создавалась в условиях определенной финансово-материальной поддержки, необходимой для реализации целей системы или осуществления биоэтически ориентированных проектов [Там же].

Завершая рассмотрение вопросов, связанных с биоэтическим воспитанием, можно сделать несколько выводов.

1. Биоэтическое воспитание выступает не только новой категорией для педагогики и ориентирует воспитательные системы на воспитание личности с биоэтической моралью, но, главное, биоэтическое воспитание открывает дорогу человечеству в будущее.

2. Принципы и признаки биоэтического воспитания позволятют организаторам учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования создавать условия для эффективного формирования биоэтической культуры личности.

3. Ориентированная на биоэтические ценности учебно-воспитательная система педагогического вуза создает предпосылки для формирования мировоззренческой установки студентов - благоговения перед жизнью - и благоприятные условия для переноса знаний и умений биоэтического воспитания в контекст будущей педагогической и культурно-просветительской деятельности.

Список литературы

1. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Ин-т социологии РАН, 2008.

2. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ», 2005.

3. Кюрегян A.B. Гуманизация образования на биоэтической основе в зарубежной школе и педагогике (XIX-XXI вв.): дис. ... канд. пед. наук. М.,

2014.

4. Харченко Л.Н., Магомедова А.Н. Обоснование педагогической категории «Биоэтическое воспитание личности в системе образования» // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2(51). С. 92-98.

5. Харченко Л.Н., Магомедова А.Н. Технология подготовки учителя к биоэтической воспитательной деятельности. Ставрополь: Изд-во СКФУ,

2015.

6. Харченко Л.Н., Магомедова А.Н. Биоэтический тезаурус. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016.

7. Шахбанов Ш.Н. Подготовка будущих учителей к биоэтическому воспитанию школьников: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2015.

8. Швейцер А. Культура и этика / пер. с нем. М.: Прогресс, 1973.

9. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.

10. Hairston R. The Responsible Use of Animals in Biology Classrooms Including Alternatives to Dissection. Richmond: National Association of Biology Teachers, 1990.

* * *

1. Gurko T.A. Brak i roditel'stvo v Rossii. M.: In-t sociologii RAN, 2008.

2. Zolotuhina-Abolina E.V. Sovremennaya etika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. 3-e izd., pererab. i dop. M.: IKC «MarT», 2005.

3. Kyuregyan A.V. Gumanizaciya obrazovaniya na bioeticheskoj osnove v zarubezhnoj shkole i pe-dagogike (XIX-XXI vv.): dis. ... kand. ped. nauk. M., 2014.

4. Harchenko L.N., Magomedova A.N. Obosno-vanie pedagogicheskoj kategorii «Bioeticheskoe vos-pitanie lichnosti v sisteme obrazovaniya» // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015. № 2(51). S. 92-98.

5. Harchenko L.N., Magomedova A.N. Tekhno-logiya podgotovki uchitelya k bioeticheskoj vospi-tatel'noj deyatel'nosti. Stavropol': Izd-vo SKFU, 2015.

6. Harchenko L.N., Magomedova A.N. Bioeti-cheskij tezaurus. Stavropol': Izd-vo SKFU, 2016.

7. Shahbanov Sh.N. Podgotovka budushchih uchi-telej k bioeticheskomu vospitaniyu shkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk. Vladikavkaz, 2015.

8. Shvejcer A. Kul'tura i etika / per. s nem. M.: Progress, 1973.

9. Shpengler O. Chelovek i tekhnika // Kul'tu-rologiya. XX vek: Antologiya. M.: Yurist, 1995.

Bioethical personal education: principles, features, pedagogical conditions

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article deals with the firstly introduced in the pedagogical thesaurus concept of bioethical education. There is suggested the author's interpretation of the concept. There are considered and characterized the principles and features of the bioethical education. The authors substantiate the key role of the teacher in the process of bioethical education. The article describes the approaches to the development of bioethically oriented sociocultural environment of the pedagogical university.

Key words: bioethics, bioethical education, person, reverence for life, bioethically oriented educational environment.

(Статья поступила в редакцию 20.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.