Научная статья на тему 'Формирование педагогической культуры студентов вуза в условиях межнаучного взаимодействия: истоки и тенденции'

Формирование педагогической культуры студентов вуза в условиях межнаучного взаимодействия: истоки и тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / INTERDISCIPLINARY APPROACH TO EDUCATION / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / METHODOLOGICAL CULTURE / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATIVE CULTURE / БИОЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / BIOETHICAL CULTURE / TECHNOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кюрегян Анна Викторовна

Раскрывается генезис педагогической культуры на основе анализа трудов ведущих отечественных деятелей образования. Показаны выявленные тенденции ее развития на стыках наук о человеке и природе, которые позволяют раскрыть интегративный характер педагогической культуры и установить в качестве ее составляющих методологическую, коммуникативную, технологическую и биоэтическую культуры.The article reveals the genesis of pedagogical culture basing on the analysis of works by leading Russian educators. It presents the revealed tendencies of its development at the junction of separate science studying human and nature. This tendencies make it possible to disclose the integrative character of pedagogical culture of a modern teacher, and to find out that its constituents are methodological, communicative, technological and bioethical cultures interconnected together.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической культуры студентов вуза в условиях межнаучного взаимодействия: истоки и тенденции»

УДК 378

А.В. Кюрегян,

Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»

Формирование педагогической культуры студентов вуза в условиях межнаучного взаимодействия: истоки и тенденции

Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»

В педагогике большое число исследований посвящено вопросам профессионализма учителей и воспитателей. При этом в качестве критерия эффективной педагогической деятельности выступает культура педагогического работника, так как она характеризуется его опытом использования образовательных технологий в реализации программ обучения и воспитания, совокупностью сформированных профессионально значимых личностных качеств, необходимых для организации целостного образовательного

процесса и достижения высокого качества образования. Во многих педагогических исследованиях (Е.В. Бондаревской, И.Е. Видт, И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Г.Б. Корнетова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина и др.), философских (С.В. Алещенко, В.Л. Бенина, И.А. Грешиловой и др.), культурологических работах (М.А. Ари-арского, Н.И. Павелко и др.) и психологических (А.Г. Асмоло-ва, П.С. Гуревича и др.) педагогическая культура рассматривается как составляющая общечеловеческой культуры, позволяющая

транслировать в образовательном процессе ценности национальной культуры, решать образовательные задачи, выстраивать взаимодействие с обучающимися на принципах сотрудничества и развивать их личностный потенциал (Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинков-ская, Н.Д. Никандров,А.В. Реприн-цев, Н.Е. Щуркова и др.). Однако в них понятие «педагогическая культура» рассматривается, как правило, односторонне, с позиций отдельно взятой науки.

В то же время в работах последних трех десятилетий раскрываются механизмы эффективного формирования и реализации педагогической культуры как многокомпонентного понятия на межпредметной (А.Я. Данилюк, В.К. Кириллов, К.Ю. Колесина, Н.Г. Худолий и др.), междисциплинарной (А.И. Еремкин, Е.В. Про-тас, Н.Г. Тихонкина и др.) и межнаучной основе (В.И. Журавлев, П.А. Хроменков и др.).

Анализ этих и других источников позволяет нам рассматривать педагогическую культуру в условиях межнаучного взаимодействия как проекцию общечеловеческой культуры на профессиональную деятельность педагога и определить ее как многокомпонентное обобщенное понятие. Оно включает: целостные знания студентов о личностных и жизнеобеспечивающих системах субъектов образовательного процесса и умения выстраивать на этой основе субъектно-субъектные от-

© Кюрегян А.В., 2016

ш

АННА ВИКТОРОВНА КЮРЕГЯН

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Национального исследовательского университета «Московского энергетического института». Сфера научных интересов: педагогическая культура, история педагогики, междисциплинарные исследования, гуманизация образования. Автор 25 публикаций

Раскрывается генезис педагогической культуры на основе анализа трудов ведущих отечественных деятелей образования. Показаны выявленные тенденции ее развития на стыках наук о человеке и природе, которые позволяют раскрыть интегративный характер педагогической культуры и установить в качестве ее составляющих методологическую, коммуникативную, технологическую и биоэтическую культуры. Ключевые слова: междисциплинарный подход к образованию, методологическая культура, коммуникативная культура, биоэтическая культура.

The article reveals the genesis of pedagogical culture basing on the analysis of works by leading Russian educators. It presents the revealed tendencies of its development at the junction of separate science studying human and nature. This tendencies make it possible to disclose the integrative character of pedagogical culture of a modern teacher, and to find out that its constituents are methodological, communicative, technological and bioethical cultures interconnected together.

Key words: interdisciplinary approach to education, methodological culture, communicative culture, technological culture, bioethical culture.

ношения между его участниками на принципах сотрудничества, воплощать потенциал современного человекознания в практику обучения и воспитания, обеспечивающую выработку у детей и взрослых системы ценностных отношений к живой природе, духовной и материальной культуре, использовать в образовании технологии, разработанные на стыках наук о человеке и технических наук, а также потребности педагогов в профессиональном и личностном развитии, творческом поиске, достижении высоких результатов труда на основе всестороннего видения актуальных проблем образовательной практики и путей их решения.

Таким образом, в структуре педагогической культуры, формируемой в условиях межнаучного взаимодействия в образовательном процессе вуза, следует выделить в качестве ее базовых компонентов методологическую, коммуникативную, технологическую и биоэтическую составляющие.

Разумеется, методологическая составляющая во многом определяет направленность формируемой педагогической культуры. Результаты выполненного нами исследования позволяют утверждать, что она включает знания студентов о межнаучной основе по-

строения учебно-познавательной деятельности и логике учебного процесса, обобщенные умения оценивать ее всесторонне и диалектически на основе сформированных педагогических, общенаучных понятий и выработанного метаязыка, использовать межцикловые связи в развитии познавательного опыта обучающихся, навыки трансформирования межнаучных знаний в методы организации интегративной учебно-познавательной деятельности субъектов образовательного процесса [2, 3].

Коммуникативную составляющую педагогической культуры мы представляем знаниями, сформированными на стыках психологии, педагогики и социологии, об организации общения и межличностных отношений в детской среде и среди взрослых, о биологических и социальных факторах, влияющих на выбор способов коммуникации и педагогического сопровождения образовательного процесса в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей его субъектов, навыками устной и письменной речи студентов.

Технологическая культура студентов должна включать в себя знания о современных педагогических технологиях, умения опре-

делять структуру и содержание учебного процесса, дифференцировать и индивидуализировать его посредством использования современных информационно-коммуникационных средств обучения и воспитания на основе межнаучных знаний об обучающихся, воспитанниках, навыки использования образовательных технологий для построения индивидуальных образовательных траекторий, прогнозирования и достижения высокого качества обучения и воспитания.

Биоэтическая культура студентов охватывает усвоенные междисциплинарные знания на стыках педагогики, биологии, психологии, социологии, культурологии, экологии о взаимодействии человека с живым миром природы, умения соотносить собственный выбор с потребностями людей и других живых существ, минимизировать вред, причиняемый природе, навыки самоконтролируемого поведения по отношению к окружающему миру.

С учетом предложенного определения и представленной структуры педагогической культуры, формируемой в условиях межнаучного взаимодействия, выявим истоки, раскроем основные тенденции в ее развитии и установим ее межнаучную природу.

Как известно, идея о необходимости учитывать возраст, способности и интересы детей (М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, В.Ф. Малиновский, Н.И. Пирогов и др.) получила развитие в Х1Х-ХХ веках, так как в основу отечественной педагогики был заложен антропологический принцип, требующий всесторонних знаний «наставников» о природе человека (К.Д. Ушинский, П.Ф. Кап-терев, П.Ф. Лесгафт, П.П. Блон-ский, Л.С. Выготский, Г.А. Фортунатов, С.Т. Шацкий и др.). В XIX веке впервые встает вопрос о том, что проявлением педагогической культуры является умение взаимосвязанно использовать естественные и социальные факторы

в развитии способностей учащихся, формировании у них чувства справедливости, готовности к взаимопомощи, навыков совместного обучения (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский). Эта идея получила продолжение в начале XX века в отечественной школе, перед которой была поставлена задача преобразования учебной среды таким образом, чтобы она стимулировала развитие ценностных качеств личности (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).

Сказанное позволяет установить, что первой тенденцией в формировании педагогической культуры на основе межнаучной мысли является стремление ученых к обоснованию обучения и воспитания в соответствии с принципами природосообразности и культуросообразности образования. Как показал анализ литературных источников, эта тенденция характеризует педагогическую культуру тем, что в теории педагогики был выявлен механизм меж-знаниевого взаимодействия, интеграции педагогического знания, поэтому педагоги-практики стали постепенно использовать междисциплинарные знания о человеке, выработанные на стыках биологии, физиологии, психологии, социологии, истории и других наук [3, 5, 7]. К началу третьего тысячелетия она заметно проявилась в том, что в теории и практике образования ученые и школьные педагоги стали оперировать такими понятиями, сформированными на межнаучной основе, как: «целостный педагогический процесс», «образовательная траектория», «интеграция образования», «развивающая образовательная среда», «природосообразность образования», «культуросообраз-ность образования», «гуманизация образования», «полиэтническая и поликультурная образовательная среда» и др.

Известно, что уже в XVIII-XIX веках в педагогике выдвигается идея об антропологической основе образования (К.Д. Ушинский, Н.И.

Новиков, Н.И. Пирогов и др.). Она получает развитие в исследованиях педагогического профессионализма и педагогической культуры студентов и учителей, формируемых на междисциплинарной основе (Б.М. Бим-Бад, А.И. Ерем-кин, В.К. Кириллов и др.). Примечательно то, что в 1970-1980-е годы прошлого столетия в образовательной практике школьных учителей актуализировалась проблема использования межпредметных связей и развивающего обучения (И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, И.Я. Лернер, В.В. Давыдов и др.). Поэтому мы считаем вполне закономерной в современной педагогике разработку идеи об использовании в образовательной практике развивающего потенциала человекознания.

Таким образом, вторая тенденция формирования педагогической культуры заключается в ориентации педагога на целостное видение мира с системой взаимосвязей как в природе, так и в обществе. Это позволяет нам утверждать, что знания о законах взаимодействия общества и природы, симбиотических отношениях между ними, структуре и функциях социального опыта, сходствах и различиях потребностей людей, а также умения и навыки использовать не только предметный учебный материал, но и межпредметные связи для интеграции образования составляют основу для формирования у студентов следующих понятий: «ценностно ориентированный подход в образовании», «интегральная образовательная область», «духовно-нравственное воспитание», «поликультурная образовательная среда», «интеграция образования» и др.

Следует отметить, что овладение межнаучными знаниями обеспечивает выработку у студентов способностей к всесторонним выводам при изучении педагогических фактов, процессов и систем, решении педагогических проблем на основе анализа и синтеза разносторонних знаний о че-

ловеке и окружающем мире. В

XVIII—XIX веках развитие получила идея о не зависимом от существующих авторитетов поиске истины в образовании (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков). А на рубеже

XIX-XX веков встал вопрос о вреде абсолютных истин и предпочтительности создания своего собственного морального идеала (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, Л.Н. Толстой). Сейчас ведущими педагогами страны поставлен вопрос о необходимости использования синергетическо-го подхода в педагогическом образовании путем выработки профессиональных умений всесторонне и системно анализировать причинно-следственные связи при постановке и решении задач обучения и воспитания (Е.В. Береж-нова, И.Ф. Исаев, С.В. Кульневич, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).

Это позволяет нам установить перспективную тенденцию в формировании педагогической культуры на межнаучной основе, сущность которой состоит в развитии у педагогов критического мышления в процессе решения задач образования. Она характеризуется формированием целостных знаний о взаимодополняющих путях решения задач обучения и воспитания, возможностью выбора эффективных средств, методов и форм их решения, введением в научный оборот и в практику образования понятий: «метазнание», «метаязык», «универсальные учебные действия», «полиэтническая образовательная среда», «рефлексия», «абсолютная истина», «культура мышления», «учебная компетенция», «целостное развитие личности» и др.

С проблемой развития критического, вариативного мышления педагогов неразрывно связана проблема свободы творчества и профессионального самовыражения. Потребности самореализации мы относим к базовым элементам педагогической культуры, которые, как свидетельствует сравнительный анализ литератур-

ных источников, постепенно вырабатывались на основе сопряженных знаний в области психологии, педагогики и педагогической антропологии. Если в XIX веке происходит понимание того, что обучаемым для духовного становления необходима убежденность педагога в правильности своих действий, и в качестве залога нравственности указывается свободный выбор человека (Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), то в наши дни эта идея перерастает в идею наличия образа достойной жизни у педагога, т.е. в соответствии со своими индивидуальными целями, потребностями, убеждениями и с осознанием последствий личного выбора (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Н.Е. Щуркова и др.). Немаловажно, что сформиро-ванность образа жизни требует обширных междисциплинарных знаний, так как именно они позволяют раскрыть ребенку многообразие личных и общественных смыслов разных объектов мира, оценивать последствия своих действий. При этом подчеркивается, что свобода в профессиональной деятельности необходима для формирования как общечеловеческой, так и профессиональной культуры учителя (Л.Д. Андреева, Н.В. Марти-шина и др.).

Таким образом, четвертая тенденция развития педагогической культуры в условиях актуализации всесторонних знаний для совершенствования педагогического мастерства состоит в самореализации педагога в профессиональной деятельности и формировании разносторонне развитой личности учащихся. Это позволяет нам выделить в структуре педагогической культуры следующие ее компоненты: формирование знаний о пирамиде профессиональных потребностей педагога, способах его мотивации на общественно полезную деятельность, путях реализации личностного потенциала, свободе профессионального творчества; овладение умениями и навыками осознавать краткосроч-

ные и долгосрочные последствия своих действий, определять грань между свободой и вседозволенностью, находить баланс между профессиональной самореализацией и соблюдением образовательного регламента, вырабатывать у учащихся чувство ответственности за свободный личный выбор, содействовать формированию у них целостного представления об их будущей жизни, включающего достижение их целей, следование их нормам и убеждениям. Это вводит в теорию и практику образования следующие понятия: «самореализация», «личностное развитие», «нормативная педагогика», «педагогика смыслов», «личный выбор» «методическая работа», «самообразование», «педагогическая карьера» и др.

Следует отметить, что в современной педагогической науке и практике актуализируется вопрос о роли в образовательном процессе учебной ситуации и об апроприации педагогического опыта, т.е. учете социальных, психологических, исторических, культурологических и других предпосылок (Ю.К. Бабанский, И.Ф. Исаев и др.). Еще одним проявлением педагогической культуры предстает способность учителя к анализу причин возникновения проблемной педагогической ситуации и к умению использовать ее в перспекти-ве(Е.В. Бондаревская, М.Б.Канов-ская, Н.Е. Щуркова и др.). Таким образом, эту тенденцию развития педагогической культуры можно охарактеризовать как стремление к творчеству, модификации педагогического опыта в соответствии с реалиями конкретной ситуации. Признаками этой тенденции являются: знания о закономерностях обучения и воспитания педагогики и об императивах, меняющихся в зависимости от социокультурных, психологических и других факторов, об эвристическом поиске, о проявлениях педагогического творчества; умения и навыки педагогов комбинировать содержание, формы, методы обучения,

обобщать и синтезировать социальный опыт, видеть педагогические проблемы в перспективе и прогнозировать результаты их решения, применять передовой опыт педагогической деятельности, используя как междисциплинарные знания о субъектах образовательного процесса и его организации, так и собственную интуицию и как результат введенные в теорию и практику образования понятия: «передовой педагогический опыт», «новаторство», «авторская школа», «мастер-класс», «креативность», «педагогический поиск», «пилотный эксперимент» и др.

Известно, что основным вопросом педагогики является проблема целеполагания и аксиологических приоритетов в образовательном процессе. Обращение к педагогической литературе показывает, что в конце XX века обозначился ценностно ориентированный подход к развитию личности учащихся (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев,

B.А. Караковский, С.В. Кульневич, В.А. Мосолов, Н.Д. Никан-дров, Н.Е. Щуркова и др.). Этот подход предусматривает ориентацию на потребности обучаемых для развития их индивидуальности, познание бытия посредством обмена духовными ценностями (Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк,

C.Ю. Дивногорцева, С.В. Куль-невич, Т.И. Петракова, и др.). Немаловажно, что при таком подходе процесс становления личности рассматривается как уникальное явление, за которым стоит комбинация разнородных составляющих жизни [1]. С точки зрения исследования междисциплинарных основ педагогической культуры, особый интерес представляет то, что личностно ориентированный подход позволяет учащемуся раскрыть свои возможности, образующие индивидуальность.

Соответственно, эту тенденцию следует охарактеризовать как осознание учащихся базовой ценностью и объектом развития. Она характеризуется следующи-

ми признаками: формированием знаний о физиологических, психологических, культурных и других потребностях детей, об организации коллектива, о познавательном процессе; умениями и навыками определить субъектный опыт учащегося, разносторонне обогащать его, развивать природные задатки, интересы и познавательные способности учащихся; использованием в теории и практике образования понятий: «инклюзивное образование», «субкультура», «самоопределение личности», «талант», «одаренность» и др.

Обращение к отечественной педагогической литературе показывает, что проблемы аксиологии в образовании не ограничиваются ценностным отношением к обучаемым. В XX-XXI веках появляется множество педагогических, психологических, социологических, юридических исследований о связи жестокости к животным и жестокости к людям (Е.В. Бочаров, В.А. Зубакин, И.И. Лобов, Д.Н. Кавтарадзе, В.С. Мирошниченко, К.А. Семенова и др.). В этот же период в связи с экологическим кризисом поднимается вопрос об экологической культуре учителя. В этой связи педагог предстает как носитель экологических и биоэтических ценностей, являющих-

ся стержневыми элементами его общей и профессиональной культуры [6]. Подчеркивается, что ответственность за окружающий мир должна стать регулятором образа жизни (Н.Н. Егорова, А.Н. За-хлебный, Н.М. Мамедов, Н.И. Соколова, И.Д. Суравегина, В.А. Яс-вин и др.). Примечательно, что во второй половине XX века идеи экологии и этики соединяются в междисциплинарной отрасли знаний биоэтике, исследующей вопросы оценки действий человека по отношению к живым объектам, их взаимосвязь не только с педагогикой и психологией, но и с медициной, экологией, экономикой (А.Ф. Богомолов, А.С. Лукьянов, Т.Н. Павлова, Л.Н. Харченко, Ш.Н. Шахбанов и др.). Следовательно, эту тенденцию педагогической культуры следует охарактеризовать в качестве осознания жизни как таковой базовой ценностью и готовность к выстраиванию приоритетов в соответствии с нуждами живого мира природы. Ее характеризуют следующие признаки: формирование знаний о единых законах развития природы и общества, путях сохранения биоразнообразия, причинно-следственных связях в окружающем мире,проблемах, связанных с преобразующей деятельностью человека и др.; выработка умений

и навыков использования междисциплинарных знаний для решения учебно-познавательных и воспитательных экологических и биоэтических задач; введение в педагогическую теорию и практику образования следующих понятий: «биоэтическое сознание», «культура потребления», «природоохранная деятельность», «экологическое образование», «ценностное отношение к живой природе», «инструментальная ценность», «внутренняя ценность» и др.

Таким образом, сравнительно-педагогический анализ литературных источников, образовательной практики по вопросам формирования педагогической культуры убедительно свидетельствует о том, что, во-первых, понятие «педагогическая культура» является интегративным понятием и, во-вторых, что успешно решать задачи формирования целостной, всесторонне развитой творческой личности в условиях межкультурной коммуникации способен только педагог с высокой профессиональной культурой, которая может быть успешно выработана на стыках наук о человеке, посредством реализации принципа междисци-плинарности в образовательном процессе и интеграции высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Москва - Ростов-на/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

2. ЕремкинА.И. Педагогическиеосновымеждисциплинар-ного подхода в профессиональной подготовке учителя: дис. ... д-ра пед. наук. Херсон, 1991. 422 с.

3. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. 164 с.

4. Краевский В.В., Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1982. 319 с.

LITERATURA

1. Bondarevskajа E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija. Moskva -Rostov-na/D: Tvorcheskij centr «Uchitel'», 1999. 560 s.

2. Eremkin A.I. Pedagogicheskie osnovymezhdisciplinarnogo podhoda v professional'noj podgotovke uchitelja: dis. ... d-ra ped. nauk. Herson, 1991. 422 s.

3. Zhuravlev V.I. Pedagogika v sisteme nauk o cheloveke. M.: Pedagogika, 1990. 164 s.

4. Kraevskij V.V., Lerner I.Ja., Skatkin M.N. Didaktika srednei shkoly: nekotorye problemy sovremennoj didaktiki. M.: Prosveshhenie, 1982. 319 s.

5. Протас Е.В. Историческая эволюция, теория и опыт интеграции педагогической культуры в юридическое образование: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 44 с.

6. Харченко Л.Н., Магомедова А.Н. Технология подготовки учителя к биоэтической воспитательной деятельности: монография. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. 198 с.

7. Хроменков П.А. Межнаучная коммуникация в высшем педагогическом образовании: решение проблемы его качества в XXI веке: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2011. 233 с.

5. ProtasE.V. Istoricheskaja yevolyucija, teorija i opyt integracii pedagogicheskoj kul'tury v yuridicheskoe obrazovanie: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2002. 44 s.

6. Harchenko L.N., Magomedova A.N. Tehnologija podgotovki uchitelja k bioyeticheskoj vospitatel'noj dejatel'nosti: monografija. Stavropol': Izd-vo SKFU, 2015. 198 s.

7. Hromenkov P.A. Mezhnauchnaja kommunikacija v vysshem pedagogicheskom obrazovanii: reshenie problemy ego kachestva v XXI veke: monografija. M.: Izd-vo MGOU, 2011. 233 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.