УДК 378.14+681.142.5 Хроменков Петр Александрович
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: МЕТАЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА И КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Khromenkov Pyotr Aleksandrovich
D.Phil. in Education, Professor, Education Science Department, Moscow State Regional University
A PROFESSIONAL IMAGE OF A TEACHERS’ TRAINING UNIVERSITY GRADUATE: META-LANGUAGE CULTURE AND COMPETENCE
Аннотация:
В работе особое внимание уделено необходимости совершенствования педагогического профессионализма студентов на основе внедрения в образовательный процесс межнаучной коммуникации посредством реализации множественных многосторонних межнаучных связей педагогики, обеспечивающих формирование метаязыковой культуры и профессиональной компетентности.
Ключевые слова:
интегративная образовательная система, профессионально-педагогическая компетентность, межзнаниевое взаимодействие, межнаучная коммуникация, метаязыковая культура студента, многосторонняя межнаучная связь, учебный метаязык, формализованная межнаучная коммуникация.
Summary:
The article substantiates the necessity for improvement of students’ teaching skills on the basis of introduction of the inter-scientific communication in the educational process by implementation of numerous inter-scientific relations of the education science, which support development of the meta-language culture and professional competency of students.
Keywords:
integrative educational system, teaching competence, inter-knowledge interaction, inter-scientific communication, meta-language culture of students, many-sided inter-scientific relations, academic meta-language, formalized inter-scientific communication.
Педагогический профессионализм, являясь ключевым понятием множества исследований, посвященных поиску путей и средств формирования и развития профессиональной культуры студентов - будущих педагогов в условиях традиционного обучения, достаточно широко представлен совокупностью вырабатываемых в образовательном процессе собственно педагогических знаний, умений, навыков и ценностных качеств личности учителя (С.И. Архангельский, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов, В.А. Сластенин и т. д.). В условиях межнаучного взаимодействия этики, социологии, психологии, аксиологии и других общественных наук сформировалось и вошло в научный оборот педагогики интегративное понятие «профессиональный портрет» личности учителя (Е.В. Бондаревская, В.И. Журавлев, С.В. Кульневич, В.С. Лазарев, В.А. Сластенин и т. д.). Профессиональный портрет, как известно, наряду с требованиями, предъявляемыми к личности учителя, включает специальные (предметные) знания, умения и навыки, группы организаторских, коммуникативных, исследовательских, управленческих и других профессионально значимых качеств, в совокупности характеризующих готовность выпускника педагогического вуза к самореализации в профессиональной деятельности.
Однако среди признаков этого понятия остается недостаточно исследованным существенный признак, который отражает степень овладения метаязыком, проявляющуюся в способности студента - будущего педагога управлять целостным учебно-воспитательным процессом на основе межнаучных знаний о развитии личностных и физиологических систем современного школьника посредством решения на практике метапредметных образовательных задач. В то же время, как показывают результаты нашего исследования, метаязыковая культура учителя, являясь критерием педагогического образования, существенным образом определяет его профессиональную компетентность [1]. Поэтому, как мы полагаем, в условиях осуществления компетентност-ного подхода уже на первой ступени высшего педагогического образования, моделируя профессиональный портрет современного учителя, у студентов необходимо вырабатывать учебные компетенции с помощью формирующегося учебного метаязыка.
Следует отметить, что решение данной проблемы осложняется отсутствием в теории ком-петентностного подхода дидактического механизма формирования и развития образовательных способностей студентов, несмотря на то что существует множество научных работ, в которых раскрываются теоретические положения, методология и сущность компетентностного подхода в
- 5B -
образовании (Б.В. Авво, В.А. Болотов, И.Д. Фрумкин и т. д.), обосновываются различные компетентностью модели обучения и его содержательные характеристики (В.В. Краевский, В.С. Лед-нев, А.В. Хуторской и т. д.). К сожалению, эти и другие авторы рассматривают проблему формирования профессионально-педагогической компетентности в условиях существующего предметоцентрированного обучения, лишь оговариваясь о том, что понятие «компетентность» носит интегративный характер [2; 3].
В этой связи перед нами возникает необходимость, во-первых, ответить на вопрос, может ли быть в принципе эффективно сформирована профессионально-педагогическая компетентность студентов в условиях традиционного обучения, во-вторых, раскрыть роль межнаучной коммуникации в совершенствовании их профессиональной подготовки и, в-третьих, установить с позиций компетентностного подхода критерии, позволяющие представить профессиональный портрет выпускника педагогического вуза.
Основываясь на положительных результатах решения проблемы интеграции педагогического образования на основе межнаучной коммуникации, опираясь на основные положения теории развивающего обучения и всесторонние данные образовательной практики, мы утверждаем, что эффективно развить образовательные способности студентов, а следовательно, сформировать компетентную личность педагога можно только в развивающей образовательной среде вуза [4]. Действительно, в условиях традиционного обучения происходит в основном не развитие, а накопление и расширение базовых собственно педагогических знаний; не обобщение профессиональных действий, а выработка общих учебно-познавательных умений, поскольку в репродуктивной образовательной системе, в силу односторонности фрагментарно используемых междисциплинарных и тем более межнаучных связей педагогики, не возникает механизм межзнаниевого взаимодействия и не вырабатывается межнаучное знание. Вместе с тем, согласно основным положениям теории развивающего обучения и теории интеграции образования, развитие знаний субъекта является базовым условием развития его образовательных способностей (Л.В. Занков, Д.Б. Элько-нин, В.В. Давыдов, А.Я. Данилюк, А.А. Кирсанов, Г.Ф. Федорец и т. д.).
Чтобы развить образовательные способности, то есть сформировать профессиональнопедагогическую компетентность, необходимо осуществить переход от репродуктивной системы обучения к интегративной образовательной системе, в которой студенты посредством реализации множественных многосторонних межнаучных связей педагогики, наряду с научными и учебными языками общей педагогики, общей психологии, социологии и других изучаемых ими наук, овладевают языками таких наук, как нейролингвистика, возрастная физиология, дифференциальная психология, социология больших и малых групп, этология и ряда других наук. В результате использования современного человекознания в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности будущих педагогов путем организации интегративного образовательного процесса на основе межзнаниевого взаимодействия происходит овладение учебным метаязыком, с помощью которого развиваются ранее сформированные знания, вырабатываются меж-научные знания и формируются обобщенные учебно-познавательные действия. Для решения этих ключевых задач необходимо построить образовательный процесс на основе межнаучной коммуникации, разработав экспертным путем классификацию и выполнив отбор наук о человеке, подлежащих изучению на межнаучном уровне, разработав базу межнаучных данных о человеке и организовав автоматизированную систему их использования при постановке и решении педагогических задач с межнаучным содержанием.
Определяющую роль в выработке учебного метаязыка и, соответственно, учебных компетенций выполняет, как показывают результаты выполненного нами исследования, формализованная межнаучная коммуникация, которая возникает в сознании студента при условиях, если:
- он способен установить дефицит знаний, необходимых для решения педагогической задачи с межнаучным содержанием, и у него возникает информационно-познавательная потребность в поиске межнаучной информации об изучаемых педагогических фактах, явлениях, процессах и системах;
- студент умеет выполнять информационный запрос в автоматизированной системе меж-научных данных и оперировать ими;
- происходит параллельное освоение языка педагогики и языков сопряженных с ней наук о человеке;
- студент умеет работать самостоятельно и в процессе учебно-познавательной и научноисследовательской деятельности овладевает умениями перевода полученных семантик с языков наук о человеке на научный и учебный языки педагогики;
- формируемая межнаучная информация трансформируется в межнаучное знание, происходит выработка обобщенных семантик на основе многомерного и многократного их измерения.
Метаязык в педагогике, сформированный в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности на основе межнаучной коммуникации, представляет собой систему усвоенных субъектом межнаучных (общенаучных) понятий и терминов и является стержнем постепенно вырабатываемой его метаязыковой культуры. Авторская практика работы в педагогических вузах показывает, что подавляющее большинство студентов, обучающихся в интегративной образовательной системе, успешно им овладевают, поскольку язык педагогики, как утверждают эксперты, до 80 % наполнен понятиями, заимствованными в условиях межнаучной коммуникации из других наук о человеке. При этом многие из этих понятий являются общими для наук о человеке и без особых затруднений поддаются объективации в базе межнаучных данных.
Овладение метаязыком и связанное с ним развитие образовательных способностей, в совокупности характеризующих формирование метаязыковой культуры и профессионально-педагогической компетентности, является достаточно продолжительным процессом. Условно можно выделить несколько его этапов. Первый этап предполагает усвоение содержания педагогического образования в соответствии с действующим образовательным стандартом и овладение предметным собственно педагогическим тезаурусом. На этой основе при постановке метапредметных педагогических задач в сознании студента возникает механизм межзнаниевого взаимодействия.
На втором этапе студенты, усвоив элементарные педагогические знания, овладевают методологическим минимумом знаний наук о человеке, обогащают свой учебный собственно педагогический язык такими базовыми понятиями, как развитие личности, образовательная система, содержание и качество образования, средства, методы, формы, виды, закономерности и принципы обучения и воспитания и другими общенаучными понятиями. При выполнении упражнений в операциях с базовыми понятиями посредством решения педагогических задач с недостающими меж-научными данными они овладевают языками наук о человеке и элементарными умениями перевода на язык педагогики информации, содержащейся в научных документах и текстах. При этом студенты развивают свои способности оценивать и измерять полученную предметную информацию, вырабатывать межнаучную информацию и трансформировать ее в межнаучное знание.
На третьем этапе, при условии успешного усвоения общенаучных понятий путем решения разнотипных педагогических задач с межнаучным содержанием, студенты, с учетом их когнитивного стиля, индивидуально-типологических особенностей обучения, углубляют, расширяют и синтезируют знания на стыках наук о человеке, обобщают учебно-познавательные действия, овладевая также периферийными предметными понятиями, расширяющими их межнаучный кругозор. Например, при изучении основных факторов наследственности и природы в развитии личности школьника у них формируются расширенные знания о генетической программе, задатках, предрасположенностях и одаренности, об условиях развития творческого начала ребенка, о влиянии географических условий проживания детей на развитие их физиологических и личностных систем и вырабатывается целостное знание об их учете в воспитании и обучении. На данном этапе решение педагогических задач на прогнозирование образовательных маршрутов школьников на основе межнаучных диагностических данных о них обеспечивает развитие у студентов умений и способностей прогнозировать динамику и результаты образовательного процесса и проектировать воспитательную и учебно-познавательную деятельность детей.
Таким образом, профессиональный портрет личности выпускника педагогического вуза во многом определяет его метаязыковая культура, формирующаяся в образовательном процессе, построенном на основе межнаучной коммуникации. В свою очередь, овладение метаязыковой культурой способствует выработке учебных компетенций студентов и формированию педагогической компетентности, определяющей уровень их профессиональной состоятельности и готовности к самореализации в школе.
Ссылки:
1. Хроменков П.А. Метаязык как средство формирования профессионально-педагогической компетентности студентов вуза // Преподаватель XXI век. 2013. № 3. Ч. 1. С. 7-13.
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллектив. моногр. / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионо-вой, А.П. Тряпицыной. СПб., 2005.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
4. Хроменков П.А. Развивающая образовательная среда педвуза в условиях межнаучной коммуникации : монография. М., 2013. 196 с.