Научная статья на тему 'Педагогические технологии социально-оздоровительной направленности в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением'

Педагогические технологии социально-оздоровительной направленности в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков М. Н.

В статье рассматриваются индивидуальные особенности детей и подростков групп социального риска. Предлагаются средства и методы физической культуры и спорта, направленные на снижение уровня их девиантности, оздоровление, коррекцию психоэмоционального состояния. Даются конкретные рекомендации для учебно-образовательных учреждений страны по организации воспитательно-коррекционных мероприятий с педагогически запущенными подростками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуков М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии социально-оздоровительной направленности в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением»

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

М.Н. ЖУКОВ, Ярославский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье рассматриваются индивидуальные особенности детей и подростков групп социального риска. Предлагаются средства и методы физической культуры и спорта, направленные на снижение уровня их девиантности, оздоровление, коррекцию психоэмоционального состояния. Даются конкретные рекомендации для учебнообразовательных учреждений страны по организации воспитательно-коррекционных мероприятий с педагогически запущенными

подростками.

Abstract

In this paper, individual features of children and teenagers in high social risks group are concerned. The methods and means for deviance decrease, sanitation and correction of psycho-emotional state are offered. The recommendations for education centers how to manage education process with deviant teenagers are given.

Отклоняющееся (девиантное) поведение детей и подростков является актуальной социальной, психоло-го-педагогической и медико-биологической проблемой.

Предупреждение и преодоление школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий, становится актуальной проблемой общеобразовательной и профессиональной школы.

Создание системы физического воспитания детей-де-виантов в рамках государственной политики охраны здоровья населения определяется необходимостью формирования здоровьесберегающей системы обучения и воспитания (В.А. Вишневский, 2002).

В настоящее время целостная система физического воспитания дезадаптированных детей и подростков с учетом их личностных особенностей отсутствует.

Учитывая особую выраженность негативных социально-экологических и топологических воздействий на орга-

низм и психику детей и подростков с девиантным поведением, угрозу наркозависимости, решение этой комплексной проблемы связано с усилением оздоровительной направленности технологий в контексте обеспечения координации усилий министерств и ведомств, работающих по проблемам профилактики правонарушений и наркомании в детском и подростковом возрасте.

Физическая культура, являясь составной частью общей культуры личности, во многом определяет ее социальный и нравственный статус и может быть решающим фактором предупреждения и преодоления педагогической и социальной запущенности учащихся.

Вовлечение молодых людей в спортивную деятельность дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни и является альтернативой приему ПАВ.

На основании предположения о том, что направленное использование средств физической культуры и

(Щ®)

спорта в ходе учебно-педагогического процесса с трудновоспитуемыми детьми и подростками будет способствовать повышению интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, изменению негативных эмоциональных состояний (тревожности, агрессивности), повышению здоровья, уровня развития физических и профессионально важных качеств, необходимых для успешного освоения изучаемой профессии, была поставлена цель разработать социально-педагогические и оздоровительные технологии использования средств физической культуры и спорта, физического воспитания детей и подростков с девиантным поведением.

В процессе работы были выдвинуты следующие положения:

1. двигательные способности, психо-физиологичес-кий статус и состояние здоровья являются определяющими в подборе и выборе педагогических воздействий в сфере физической культуры и спорта для формирования личности учащихся с девиантным поведением;

2. данные, характеризующие влияние последствий депривации на состояние здоровья, физический и психоэмоциональный статус учащихся-дезадаптантов разного возраста и пола;

3. программно-содержательное обеспечение процесса воспитания учащихся с девиантным поведением средствами физической культуры и спорта;

4. эффективность воздействия комплексного использования средств и методов физической культуры на состояние здоровья, работоспособность, двигательную подготовленность, психоэмоциональную сферу и учебно-профессиональную успешность учащихся с девиантным поведением.

В работе проведен системный анализ научной и научно-методической литературы, опыт работы различных воспитательных учреждений России, проанализированы результаты собственных исследований, представленных для публичной оценки в ряде печатных работ по проблеме повышения эффективности физического воспитания детей и подростков с девиантным поведением с конечной целью решения комплексной проблемы профилактики правонарушений и наркомании в детском и юношеском возрасте.

По исследовательским материалам дана оценка наиболее перспективных физкультурно-спортивных технологии последнего времени, применительно к решению проблемы снижения уровня девиантности и деликвент-ности детей и подростков в основных видах учебно-воспитательных учреждений страны в зависимости от возраста, пола и степени индивидуальной педагогической запущенности детей и подростков (М.Н. Жуков, 2003, 2004; М.Н. Жуков, В.А. Кабачков, В.А. Куренцов, 2004).

Работа осуществлялась в следующих направлениях:

1. диагностика психофизического состояния трудновоспитуемых детей и подростков;

2. выявление особенностей физического воспитания учащихся-девиантов в связи с характером воспитательного учреждения, местом проживания и полом подростка;

3. разработка и оценка эффективности программы физкультурно-оздоровительной работы с педагогически запущенными детьми и подростками;

4. изучение возрастных особенностей физкультурномассовой и оздоровительной работы с детьми и подростками с девиантным поведением;

5. исследование значения профессиональной физической культуры для профилактики правонарушений;

6. оценка эффективности применения пищевых биологически активных добавок как средства оздоровления и повышения работоспособности учащихся-девиантов.

Установлено, что истоки трудновоспитуемости лежат в семейном воспитании. Педагогическая несостоятельность родителей, неполная семья, дезадаптированные семьи увеличивают возможность появления у детей негативного отношения к окружающему миру, что с возрастом может приобрести устойчивый характер.

У подростков с низким уровнем физической подготовленности отмечается высокий уровень тревожности (63,8%), что напрямую свидетельствует о необходимости занятий физической культурой и спортом.

Исследования показали, что физическое воспитание, в процессе которого осуществляется профессиональноприкладная физическая подготовка, является более действенным средством обеспечения трудовой подготовки выпускников вспомогательно-коррекционных школ.

Исследования подтвердили целесообразность создания принципиально новой структурной единицы в общеобразовательной школе, расположенной в зоне повышенной криминогенности - кафедры физической культуры, способствующей совершенствованию физического воспитания школьников, выступающей как альтернативная форма организации работы с детьми и подростками по спортивно-массовой работе и позволяющей более эффективно вести работу по коррекции асоциального поведения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Выдвинуто положение, что благодаря созданию кафедры физической культуры система организации физического воспитания учащихся общеобразовательной школы становится саморазвивающейся системой.

Разработаны и апробированы основные принципы программирования и построения процесса физического воспитания с трудновоспитуемыми детьми и подростками:

- широкое использование педагогического подхода, известного как «закрытое» воспитание, когда учащийся не догадывается, что становится объектом направленной коррекционной работы;

- упор не только на мотивационные потребности, но и на приобретение определенных социальных качеств, способствующих общественной интеграции;

- не надо специально искать отрицательные качества и исправлять их, а необходимо формировать и усили-

вать положительные черты, сделать их ударной силой в процессе перевоспитания, рассматривая исправление как неотъемлемую часть этого процесса;

- выполнение функции раннего и общего предупреждений и функции перевоспитания. Средства и методы должны подбираться в зависимости от доминирования функциональной направленности;

- сочетание занятий физической культурой с социально полезными видами деятельности в рамках мероприятий государственных органов и общественных организаций;

- ценность того или иного вида спорта не имеет существенного значения для целей профилактики правонарушений. Главная особенность заключается в степени эмоционального возбуждения, которое испытывает личность под воздействием спортивных занятий.

В значительной мере этому способствует «микроклимат» спортивной секции и класса, зависящей от квалификации преподавателей и тренеров и условий учебнотренировочной работы.

Определены методические подходы преодоления и коррекции педагогической запущенности в процессе занятий физическими упражнениями.

Программы физической подготовки депривантов должны основываться на возрастной периодизации физического и психического развития детей школьного возраста, учете возрастно-половых различий, личных интересов в области физической культуры и спорта, и быть направлены на индивидуальное развитие личности учащегося, формирование физической культуры как части общей культуры человека и иметь своей целью оздоровление контингента, физическое совершенствование детей и подростков, развитие в них жизненной потребности в занятиях физическими упражнениями, способности к самостоятельным занятиям спортом.

В учебно-воспитательных программах подготовки депривантов занятия физическими упражнениями должны рассматриваться с трех основных позиций:

- во-первых, как способ организации досуга подростков;

- во-вторых, как одно из средств оздоровления подрастающего поколения;

- в-третьих, как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния.

Программный материал по физическому воспитанию девиантов должен строиться с учетом следующих положений:

- этапность реализации;

- оздоровительно-профилактическая направленность учебно-тренировочного процесса, способствующего формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой;

- адекватность средств, методов личностным особенностям подростков, их интересам и потребностям, с использованием специальных педагогических приемов, направленных на снижение уровня тревожности, ригид-

ности, агрессивности, функций внимания, повышение самооценки личности, улучшения нравственных качеств, мотиваций к учебной и спортивной деятельности.

Для более эффективного воздействия на личностные качества подростков и психоэмоциональную сферу средствами, методами, педагогическими приемами физического воспитания целесообразно использовать следующие рекомендации:

- обязательным условием является разносторонняя физическая подготовка, являющаяся фундаментом повышенной физической работоспособности;

- чем меньше возраст воспитанника, тем непосредственнее его восприятие, тем больше он верит учителю. Поэтому в младшем возрасте легче переделывать отрицательные и воспитывать положительные привычки, приучать к труду, дисциплине, поведению в коллективе и т. д.;

- необходимо строгая последовательность увеличения и выбора оптимальных нагрузок для разного возраста, пола, степени подготовленности;

- необходимо создание специальных ситуаций нравственного поведения, направленных на организацию взаимопомощи, соревнований, игр с особо установленными правилами;

- в тренировочном процессе решать как общие, так и специальные задачи эстетического и трудового воспитания;

- на занятиях формировать у учащихся навыки проведения самостоятельных занятий;

- для более активного привлечения подростков к выполнению физических упражнений по развитию физических качеств целесообразно периодически обновлять комплексы упражнений, подвижных игр.

Обязательным условием в организации воспитательно-коррекционной работе с педагогически запущенным контингентом, является применение педагогических приемов, способствующих оптимизации психоэмоциональной сферы личности.

При перевоспитании надо учитывать индивидуальные особенности подростков и восприимчивость к педагогическим воздействиям.

На основании исследований выдвинута концепция комплексирования работ по подготовке и внедрению системы мониторинга физического развития и физической подготовленности, по профилактике наркомании и созданию социально-педагогических и оздоровительных основ использования средств физической культуры и спорта в физическом воспитании детей и подростков (школьников) с девиантным поведением.

Следует считать, что учет выявленных в работе закономерностей разработанной физкультурно-педагогической системы воспитания детей и подростков с девиантным поведением усилит целевую направленность и повысит эффективность физкультурно-оздоровительной работы в учебно-образовательных учреждениях страны, как одного из основных средств профилактики правонарушений, наркомании среди детей и подростков.

(Щ®)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.