ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В.А. КАБАЧКОВ, В.А. КУРЕНЦОВ, В.К. ПЕТРОВ, В.С. ЧЕБУРАЕВ, Т.В. ЕВСТРАТОВА, Е.И. ПЕРОВА, Л.М. БУРОВА,
ВНИИФК
Аннотация
В работе рассматриваются вопросы влияния наркомании и связанной с ней подростковой преступности на демографическую ситуацию, социально-психологическую атмосферу общества, здоровье нации, а также предложены пути реализации снижения социально запущенных детей и подростков в нашей стране.
Abstract In work questions of influence of a narcotism and the teenage criminality connected to it on a demographic situation, a social-psychological atmosphere of a society, health of the nation are considered, and also realizations of decrease in socially started children and teenagers in our country are offered.
Ключевые слова: наркомания и подростковая преступность, физическая культура и спорт, социологические исследования информативными тестами, модель профилактики наркомании.
В последние годы в Российской Федерации демографическая ситуация имеет все более настораживающий характер. Крайне негативное влияние на состояние здоровья нации оказывает рост наркомании и преступности в детско-подростковой популяции со все большим сдвигом в младшие возрастные группы.
Вышеизложенное определяет необходимость нахождения путей противостояния наркомании и преступности среди несовершеннолетних, используя все возможные средства, имеющиеся в распоряжении общества, в первую очередь физическую культуру и спорт.
Однако средства и методы физической культуры и спорта в настоящее время используются недостаточно. Проанализированы причины, сдерживающие использование средств физической культуры и спорта в профилактике наркомании. Среди них:
- отсутствие должного финансирования; нехватка спортивных баз;
- недооценка возможностей спортивной деятельности как эффективного средства профилактики наркомании со стороны госструктур вне сферы физической культуры и спорта;
- недостаток информации и пропаганды здорового образа жизни;
- снижение вклада научных и образовательных учреждений в развитие деятельности по профилактике наркомании и преступности; отсутствие целенаправленной работы по физическому воспитанию, особенно в дошкольных учреждениях;
- отсутствие специальных программ, направленных на изучение личности занимающихся, подбор средств и методов коррекции физического и психологического состояния детей и подростков, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ;
- низкие темпы развития клубной системы занятий физической культурой и спортом с ориентацией на профилактику наркомании среди молодежи; недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень
подготовленности специалистов, работающих с детьми группы риска.
В течение последних 15 лет ВНИИФКом совместно с физкультурно-спортивными центрами гг. Вольска, Тулы, Астрахани, Ярославля в рамках Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками» были изучены основные факторы, способствующие формированию нарко-и токсикозависимости среди детей и подростков различных возрастных групп.
Результаты социологических исследований показали следующее:
- состав семьи, ее материальное положение, жилищные условия, образовательный статус родителей не являются основополагающими факторами формирования аддиктивного поведения детей и подростков, их зависимости от психоактивных веществ;
- факторами приобщения учащихся к употреблению психоактивных веществ являются особенности семейного воспитания, взаимоотношения в семье, отсутствие контроля родителей за поведением и учебной деятельностью детей.
Отмечено, что во всех семьях по мере взросления детей:
- увеличивается количество конфликтов между родителями и детьми;
- снижается контроль родителей за поведением и учебной деятельностью;
- ухудшается успеваемость по общеобразовательным предметам и, как правило, увеличивается количество подростков с равнодушным, а порой и негативным отношением к учебе.
В возрастном плане были установлены следующие тенденции:
- начиная с 12-летнего возраста отмечается приобщение детей к курению и употреблению алкогольных напитков, к 16-летнему возрасту их число достигает пика;
(шШ)
- в разных климато-географических регионах наиболее опасный возраст приобщения детей к употреблению психоактивных веществ, с 11 до 16 лет.
Результаты тестирования физического состояния подростков не позволили выявить ярко выраженных различий в уровне физического развития упомянутых выше групп испытуемых. Существенные различия наблюдались лишь в некоторых показателях двигательной подготовленности. В частности, социально дезадаптированные подростки имеют достоверно более низкие результаты в видах испытаний, требующих проявления быстроты (бег 30 м), координационных способностей (челночный бег 5x10 м) и способностей к дифференцировке мышечных усилий. Эти различия наиболее существенны в группах 13-14 и 15-16 лет.
Исследование особенностей психоэмоционального состояния детей группы риска позволило установить следующее:
- психическая напряженность отмечается уже в младшем школьном возрасте. Основным источником тревоги для большинства социально дезадаптированных подростков являются ситуации, связанные со школой, общением с преподавателями и межличностные отношения со сверстниками;
- показатели тревожности (общей, школьной и межличностной) к 13-14 годам достоверно повышаются, а в 15-16 лет практически остаются на этом же уровне. Повышение тревожности с существенным снижением самооценки личности порождает у значительной части подростков группы риска неуверенность в себе, трудности межличностного общения, психическую неустойчивость в общении с преподавателями и сверстниками;
- особенностями психоэмоционального состояния детей группы риска являются: пассивность, низкая умственная работоспособность, низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, ощущение неуверенности и тревоги, высокое беспокойство по поводу учебы, высокая чувствительность к неудачам. Эти особенности темперамента проявляются уже в младшем возрасте, а наиболее четко в 14-16 лет;
- информативными тестами диагностики предрасположенности детей, подростков и молодежи к употреблению ПАВ следует отнести: теппинг-тест (состояние нервной системы), тест Кондаша (оценка различных видов тревожности), самооценка личности, тест Руса-лова (оценка структуры темперамента), динамометрия (дифференцирование мышечных усилий), челночный бег 5x10 м (координация), бег на 1000 м (волевые усилия), прыжок в длину с места (в стандартных и усложненных условиях).
Сделан вывод, что учебно-воспитательный процесс профилактической направленности с использованием средств и методов физической культуры и спорта необходимо начинать на ранних этапах формирования личностной предрасположенности к употреблению психоактивных веществ - в 10-11 лет. В более старшем возрасте эти отклонения усугубляются и требуют гораздо больших усилий по их коррекции.
Появление научных данных, а также результаты наших исследований, проведенных в течение 2001-2004 гг., позволили разработать организационно-управленческую модель диагностики и оценки физического и психоэмоционального состояния детей и подростков группы социального риска.
Диагностика личностной предрасположенности детей и подростков к зависимости от психоактивных веществ должна осуществляться в следующих направлениях:
- во-первых, изучение личности подростка в системе социальных отношений;
- во-вторых, изучение физического развития и физической подготовленности;
- в третьих, диагностика тех индивидуальных свойств, которые с наибольшей вероятностью могут определить психофизическую предрасположенность к формированию зависимости от психоактивных веществ.
Программа профилактики наркомании состоит из трех взаимосвязанных блоков: психолого-педагогиче-ской диагностики особенностей личности, средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом; блока дифференцированного применения физической культуры и спорта для коррекции психоэмоционального состояния; повышения уровня двигательных особенностей и функционального состояния организма.
Для каждого блока определены задачи, подобраны средства, методы и педагогические приемы, которые реализуются в ходе учебно-педагогического процесса в течение трех взаимосвязанных этапов: побуждающего, формирующего и совершенствующего.
На побуждаемом этапе (начальный этап) в задачи тренера-преподавателя входят: привлечение дезадаптированных подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями; создание предпосылок к формированию интереса к физкультурно-спортивной деятельности; психолого-педагогическое диагностирование личности, которое включает изучение двигательной подготовленности, психоэмоционального состояния, социального окружения. С учетом полученных данных осуществляется подбор средств, методов, педагогических приемов, направленных на коррекцию отклоняющегося поведения.
Формирующий этап включает совершенствование индивидуальных средств и методов коррекции психического состояния, (уровня тревожности, агрессивности, самооценки личности) в сочетании с комплексным развитием двигательных качеств, направленных на формирование физического статуса; воспитание морально-волевых и нравственных качеств.
На совершенствующем осуществляется формирование устойчивых нравственных привычек поведения; коррекция двигательных и психофизических качеств, воспитываются волевые качества, высоконравственные и духовные ценности; создается устойчивый интерес к систематическим занятиям физической культурой
1аа)
и спортом.Реализация этих этапов требует разработки содержания, средств и методов физической культуры и спорта, способствующих формированию потребностей и мотивов к занятиям физическими упражнениями, воспитанию моральных и волевых качеств, стабилизации психофизического состояния детей и подростков девиантного поведения.
Методика физического воспитания педагогически запущенных подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, имеет свои специфические особенности, так как наряду с задачами оздоровления организма и повышения моторного потенциала решаются задачи коррекции психоэмоционального состояния и нравственной сферы личности.
Важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение детей и подростков в занятия спортом, учитывая мотивы начала занятий в секции, отрицательные наклонности, положительные качества, на которые следует опираться в воспитательной работе, ведущие и лимитирующие звенья в структуре различных сторон подготовленности.
В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов подбор средств и методов тренировок необходимо осуществлять исходя из интересов и потребностей подростков, применяя дифференцированный подход при формировании группы занимающихся:
- учебный материал должен быть понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенным усилием, поскольку в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность;
- усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляется постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности;
- начиная с первого занятия предъявлять одинаковые требования ко всем занимающимся;
- своевременно применять педагогическиеметоды принуждения, наказания, поощрения;
- в процессе занятий необходимо осуществлять контроль за выполнением заданий тренера, следить за дисциплиной, внешним видом, посещаемостью уроков.
Большое значение в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессе, направленном на профилактику приема психоактивных веществ, отводится коррекции психоэмоционального состояния детей и подростков. Для этого рекомендуются следующие методические приемы:
- создание педагогических условий, в которых тревожные подростки могли бы действовать уверенно, без лишнего напряжения и страха (облегченные условия выполнения упражнений);
- при неуверенности учащегося иметь несколько вариантов выполнения задания, поощряя их за трудолюбие, самостоятельность и т.п.;
- предоставление агрессивным подросткам ведущие роли при проведении эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения, тестировании;
- извлечение максимальной пользы из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками;
- проведение групповых бесед, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, поддержание инициативы, самостоятельности и взаимопомощи при освоении новых двигательных навыков.
Основными средствами вовлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:
- на начальном (побуждающем) этапе: беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта;
- на этапе формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту: беседы, убеждения, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений тре-нера-учителя, участие в соревнованиях и их судействе и т.д.;
- на этапе сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой или виду спорта: контроль тренера и педагогов за деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в соревнованиях, ходатайство (о снятии с учета в органах милиции, если подросток туда прикреплен).
Любые задачи профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта решаются тренером-педагогом совместно с психологами, учителями, работниками социальных служб и правоохранительных органов, руководством учреждений.
Среди первоочередных задач профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта:
- повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровня их образования в области физической культуры и спорта;
- наделение должным статусом системы физического воспитания в детских дошкольных учреждениях;
- физическая культура как образовательная область и учебный предмет должна быть включена в план всех образовательных учреждений;
- объем двигательной активности на всех возрастных этапах должен составлять не менее 6-8 часов в неделю.
Механизм реализации физического воспитания и спорта должен осуществляться через:
- урочные формы занятий в образовательных учреждениях, начиная с яслей и заканчивая высшими учебными заведениями;
- дополнительные, внеурочные формы занятий в семье, секциях, спортивных клубах и т.п.;
- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (туризм, Спартианские игры, спартакиады школьников и др.).
В ходе экспериментальных исследований установлено, что занятия физическими упражнениями независимо от спортивной направленности оказывают положительное влияние на формирование физической
(шШ)
и психической устойчивости дезадаптированных подростков и позволяют достоверно:
- снизить межличностную тревожность (р < 0,05), а также значительно, хотя и несущественно, уменьшить остальные виды тревожности (общую, самооценочную и школьную);
- увеличить (р < 0,05) показатели социальной пластичности и социальной эмоциональности, улучшить большинство показателей структуры темперамента;
- увеличить в группе риска количество подростков без акцентуаций на 26,7%, сократить число подростков с эпилептоидной акцентуацией характера на 13,3% и снизить на 6,7% проявления остальных типов акцентуаций, соответственно: неустойчивого, истероидного и шизоидного;
- уменьшить склонность к делинквентности и алкоголизму в среднем у 5,6% подростков;
- повысить уровень двигательной подготовленности, улучшить координационные способности, диффе-ренцировку мышечных усилий у 41,5% подростков-девиантов.
Разработанная модель профилактики наркомании среди несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта прошла апробацию в детско-юношеских физкультурно-спортивных клубах в ряде регионов РФ. Показала свою эффективность и может быть рекомендована как профилактическая программа противодействия злоупотреблению психоактивными веществами среди детей и подростков.
Литература
1.Жуков М.Н., Кабачков В.А., Куренцов ВА, Тюлень-ков С.Ю. Профилактика наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта: Методическое пособие. - Ярославль, 2004. - 147 с.
2. Кабачков В.А., Тюленьков С.Ю, Чебураев В.С., Куренцов В.А., Петров В.К. Концепция профилактики нар-
комании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №1. - С. 44-47.
3.Жуков М.Н. Педагогические технологии социально-оздоровительной направленности в физическом воспитании детей с девиантным поведением // Вестник спортивной науки. - 2004. - № 3. - С. 52-55.
1