Научная статья на тему 'Роль и значение физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков'

Роль и значение физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2010
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ЗДОРОВЬЕ / КАЧЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ / THE PHYSICAL CULTURE / SPORT / PREVENTIVE MAINTENANCE / DEVIATION BEHAVIOR / TEENAGER / HEALTH / QUALITY / SHAPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннегалиев М. М.

В статье рассматривается одна из актуальных проблем общества и государства профилактика девиантного поведения подростков. Проанализированы роль и значение физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков, как ценности в формировании здорового образа жизни и здоровьесбере-жения, в воспитании физических и нравственно-этических качеств у подростков девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND IMPORTANCE OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN PREVENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIORS TEENAGER

In article is considered one of the actual problems society and state preventive maintenance deviation behaviors teenager. The analyzed role and importance of the physical culture and sport in preventive maintenance deviation behaviors teenager, as value in shaping sound lifestyle and health of the saving, in education physical and morally-ethical quality beside teenager deviation behaviors.

Текст научной работы на тему «Роль и значение физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков»

или универсальный алгоритм (схемы, блоки, терминологии, способы) актуализации (выявления, понимания) и решения проблем, возникающих в различных компонентах процесса профессионального обучения безработных граждан (такое знание еще называют хорошо структурированным - владеющий им субъект способен осуществить понятные ему и целесообразные операции при решении задач различного класса и уровня) на основе интеграции формального и неформального образования.

В данной связи, проектирование [1; 2; 3 и др.], с одной стороны, и интеграция [4 и др.], с другой стороны, использовались нами в качестве научных оснований при разработке модели программы профессионального обучения безработных граждан.

В настоящее время, существуют следующие формы обучения взрослых: классические курсы, интенсивы, погружение, стажировки, дистанционное обучение, самообразование. Анализ существующей практики показал, что возможны и интегрированные, включающие две (и более) разновидности форм обучения взрослых в рамках одной образовательной программы. В практике повышения квалификации педагогических работников (например, в гг. Армавир, Ставрополь, Челябинск и некоторых других) используется, так называемая, накопительная система повышения квалификации, в рамках которой предусматривается, в том числе и самообразование педагогов через показ мастер-классов и открытых уроков, участие с выступлениями на педагогических и методических семинарах, научно-практических конференциях. Такие формы повышения квалификации - это скорее исключение, чем правило.

По сложившейся схеме (в традиционной форме) организуются различные курсы профессионального обучения безработных и незанятого населения центрами занятости населения. В рамках определенных квот и стоимости обучения для регионов и городов, государство финансирует такие программы. Отбор образовательных учреждений для реализации программ профессионального обучения, которые включают до 480 часов учебного времени (в среднем 2,5 мес.), как правило, осуществляется на конкурсной основе (за исключением случаев, когда специальность подготовки уникальна, или лишь одно учреждение в регионе имеет лицензию на право подготовки специалистов по данной специальности). Конкурсы, к сожалению, выигрывают те образовательные учреждения, которые могут оказывать менее дорогие образовательные услуги.

Даже поверхностный анализ позволяет сделать вывод о том, что, такой подход к профессиональному обучению безработных по своей форме и содержанию, во-первых, не вполне соответствуют современным идеям непрерывного образования, андра-гогическим принципам обучения, а также требованию направленности на формирование не только собственно профессиональных, но и личностных качеств взрослого обучающегося.

Таким образом, отчетливо возникает потребность интегрировать формальное и неформальное образование, и на этой основе разрабатывать модель программы профессионального обучения безработных граждан. Результатом проектирования

Библиографический список

стала программа профессионального обучения безработных граждан на основе интеграции формального и неформального образования, структура которой представлена в таблице 1, а модель программы показана на рис. 1.

Опираясь на психолого-педагогические принципы обучения преподавателей (приведенные на рис. 1), мы выделили в модели программы профессионального обучения модули: целевой, содержательный, педагогический, диагностический и результативный. Образовательный процесс в рамках программы, корпоративная культура всех организаторов обучения, способствовали достижению целей программы профессионального обучения безработных граждан, в которой профессиональное обучение строилось как пространство имитационного воспроизведения необходимых профессиональных ситуаций и, в ходе которого у слушателей формировались профессиональные качества не только более высокого уровня, но и качественно нового типа -проектно-менеджерского, рыночного, интегративного.

Предложенную модель профессионального обучения безработных граждан отличают такие качественные характеристики, как непрерывность, структурированность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость и, кроме того, она обладает качествами, позволяющими проверять ее параметры и применять в других учреждениях профессионального образования, другими субъектами образовательного процесса. Необходимо отметить, что программа профессионального обучения безработных, отвечает характеристикам инновационности. В частности, инновационная роль программы проявляется через такие качественные параметры: 1) состав, содержание и проблематика (отражение современных особенностей соответствующих областей рыночной экономики, роли и места в ней рабочего, специалиста); 2) целевая и практическая направленность профессионального обучения не только на понимание, -но и на отработку определенных умений и навыков, «живое» участие в одном или нескольких этапах производственного процесса; 3) сочетание эффективных дидактических средств и методов формального и неформального образования при минимизации формальных ограничений для обучаемого и обучающего, взвешенное сочетание коллективного и индивидуального обучения; 4) перспективность, востребованность направлений и содержания профессионального обучения практикой непрерывного образования взрослого населения и рынком образовательных услуг; 5) конкурсный подбор состава и творческое (пси-холого-педагогическое) взаимодействие исполнителей (методистов, преподавателей, тьютеров, мастеров производственного обучения и пр.) программы обучения; 6) возможность выбора и быстрая смена различных технологий обучения, преобладание среди них активных и интерактивных.

Таким образом, предлагаемая модель программы отвечает заявленным требованиям и основывается на целостной системе решения инновационно-образовательной задачи. При разработке модели соблюдены принципы педагогического моделирования и учтены требования, предъявляемые к организации профессионального обучения безработных граждан на основе формального и неформального образования.

1. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие. - Казань, 2004.

2. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М., 1994.

3. Заир-Бек, Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дис. ... д-р пед. наук. - СПб., 1995.

4. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д., 2000.

Bibliography

1. Gurje, L.I. Proektirovanie pedagogicheskikh sistem: ucheb. posobie. - Kazanj, 2004.

2. Gusinskiyj, Eh.N. Postroenie teorii obrazovaniya na osnove mezhdisciplinarnogo sistemnogo podkhoda. - M., 1994.

3. Zair-Bek, E.S. Teoreticheskie osnovih obucheniya pedagogicheskomu proektirovaniyu: avtoref. dis. ... d-r ped. nauk. - SPb., 1995.

4. Danilyuk, A.Ya. Teoriya integracii obrazovaniya. - Rostov n/D., 2000.

Статья поступила в редакцию 14.06.12

УДК 371.93

Minnegaliev MM. ROLE AND IMPORTANCE OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN PREVENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIORS TEENAGER. In article is considered one of the actual problems society and state - preventive maintenance deviation behaviors teenager. The analyzed role and importance of the physical culture and sport in preventive maintenance deviation behaviors teenager, as value in shaping sound lifestyle and health of the saving, in education physical and morally-ethical quality beside teenager deviation behaviors.

Key words: the physical culture, sport, preventive maintenance, deviation behavior, teenager, health, quality, shaping.

М.М. Миннегалиев, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «БирГСПА», г. Бирск,

E-mail: MaratMagasumovich@rambler. ru.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается одна из актуальных проблем общества и государства - профилактика девиантного поведения подростков. Проанализированы роль и значение физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков, как ценности в формировании здорового образа жизни и здоровьесбере-жения, в воспитании физических и нравственно-этических качеств у подростков девиантного поведения.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, профилактика, девиантное поведение, подростки, здоровье, качества, формирование.

В настоящее время изменения, происходящие в России в различных сферах жизни, экологическое и экономическое неблагополучие, социальная нестабильность, усиление влияния субкультур, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей и т.п. болезненно отразились на подростках, обусловив деформацию институтов социализации. В этих условиях возникают серьезные предпосылки для зарождения у подростков девиантного поведения, причинами возникновения которого являются разнообразные факторы: начиная с психобиологических, заканчивая социальными факторами. Формы проявления девиантного поведения также разнообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний.

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты - табу. В дальнейшем понятия о «дозволенном и недозволенном» изменялись, и складывались другие правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия. Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению [1].

Данная проблема носит междисциплинарный характер и находится на стыке социологических, педагогических, социопсихологических, философских, культурологических наук, каждая из которых имеет собственные подходы к ее рассмотрению и обоснованию. Первоначально она была выделена как в зарубежных, так и в отечественных социологических и криминологических трудах (М. Вебер, Э. Дюргкгейм, И.С. Кон, Р Мертон и др.). Девиантным (отклоняющимся) поведением принято называть поведение, не соответствующее установившимся в обществе нормам. И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы физического, нравственного и психического здоровья, права, культуры и морали [2].

Отметим, что девиантное поведение, понимаемое нами как отклонение от социальных и нравственных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медицинских работников и правоохранительных органов.

Психологические исследования этого явления берут начало в психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии и других направлениях. В отечественной психологической, социально-педагогической науке уделяется внимание проблеме девиантности, особенно в связи с появлением категории «трудные» подростки (Л.И. Божович, А.Е. Личко, А.С. Макаренко, В.В. Новиков и др.) или подростки «группы риска» (Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, И.Ф. Дементьева, А.В. Мудрик, Л.Я. Оли-ференко, Т.И. Шульга и др.). К категории «группы риска» относят детей из неблагополучных семей, педагогически запущенных, социально-депривированных, характеризующихся различными проявлениями девиантного и делинквентного поведения, имеющие суицидальные наклонности и т.д. [2].

Несмотря на значительные усилия специалистов в области педагогики, психологии и социологии, направленные на изучение состояния проблем общеобразовательной школы, определение теоретических основ обучения в современных условиях, внедрение новых технологий педагогического взаимодействия с учащимися, проблема воспитания подрастающего поколения по-прежнему остается актуальной как в теоретико-методологической плоскости, так и в практической сфере ее реализации.

Назрела необходимость в комплексном изучении и педагогическом обосновании сущности девиантного поведения, основанном на новых исследовательских подходах к изучению особенностей девиантного поведения подростков в современных социально-экономических условиях, к организации комплексной помощи и социальной поддержки данной категории, к формированию всесторонне развитой, социально-полноценной личности, а также к разработке воспитательно-профилактических технологий и программ, учитывающих личностные и социальные факторы.

К социальным факторам относятся рост преступности, миграционные процессы, индустрия наркотиков и алкоголя, разрушение природной среды, безработица. Психофизические факторы определяются врожденными нарушениями в развитии и возрастными особенностями пубертатного периода в формировании личности подростков.

Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. В школах наблюдается рост формального отношения к детям, проще стали относиться к увеличению числа отклонений в поведении и правонарушений.

Педагогические факторы, связаны с потребностями модернизации системы образования, с резким снижением количества и качества форм внешкольной работы с подростками, в частности с закрытием спортивных секций и клубов, с переводом их на коммерческие формы работы, что резко снижает процент подростков, занимающихся физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью [3].

Профилактика девиантного поведения подростков становится важнейшей задачей современного общества и государства. При этом в настоящее время недостаточно разработано направление работы с подростками девиантного поведения в процессе учебной и внеклассной работы с целенаправленным использованием физической культуры и спорта. Решению этой актуальной задачи и посвящено наше педагогическое исследование. Целью нашего исследования явилось выявление роли и значения физической культуры и спорта как ценности в формировании здорового образа жизни, в воспитании физических и нравственно-этических качеств подростков девиантного поведения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определение ценностного отношения подростков к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности как важной и значимой для личностного развития.

2. Выявление степени вовлеченности подростков в физкультурную и оздоровительную деятельность, организованные в школе.

3. Изучение мотивации и отношения к значимости физической культуры и спорта как формы организации образовательного процесса в условиях школьного обучения.

Мы предполагаем, что использование физической культуры и спорта в воспитательно-профилактической работе с подростками девиантного поведения будет способствовать повышению мотивации и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, изменению негативных эмоциональных состояний (тревожности, агрессивности), сохранению и укреплению здоровья, развитию физических и нравственно-этических качеств у девиантных подростков.

Итак, важным звеном в этой работе является структура учебно-воспитательного процесса и разнообразие форм учебно-методического материала. Очевидно, что физкультурно-оздоровительная деятельность оказывает серьезное влияние на психологическую составляющую личности, а поскольку мы рассматриваем период детства и пубертатный период, то, несомненно, огромное влияние физической культуры и спорта на формирование и становление личности в этот период. Очевидно, что в процессе занятий физической культурой и спортом в значительной мере ослабевает действие тревожно-агрессивных компонентов личности за счет переноса этой отрицательной компоненты, в социальном плане, на стратегию борьбы и соревнования, что в значительной мере создает воспитательную и профилактическую основу, снижает риск асоциального и девиантного поведения среди подростков.

Учитывая особую выраженность негативных социально-экологических и топологических воздействий на организм и психику подростков с девиантным поведением, угрозу алкоголизации и наркозависимости, решение этой комплексной проблемы связано с усилением физкультурно-оздоровительной направленности технологий в контексте обеспечения координации усилий министерств и ведомств, работающих по проблемам профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте.

Для того чтобы воспитательно-профилактическая работа была эффективной, необходимо создание следующих условий: 1) выявление адекватности и эффективности применяемой профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга; 2) научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы и семьи по организации и проведении профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта [1].

Основным приоритетом в работе с подростками девиантного поведения должен быть перенос акцента на воспитательный аспект, на предупреждение и преодоление девиантного поведения. Особо следует подчеркнуть и учитывать тот факт при формировании физических и нравственно-этических качеств у подростков, что правильное решение конкретной задачи невозможно без создания условий взаимопомощи, взаимоподдержки и опоры на внутренний потенциал подростка. Это поможет преодолеть социальную неустроенность, врожденные недуги и безответственность взрослых.

Руководствуясь принципами социализации и гуманизации в процессе воспитательно-профилактической работы с подростками, следует направить усилия педагога на формирование общечеловеческих ценностей, на диагностику и развитие социально направленных ценностей и мотивов для их практической реализации.

В современном мире заметно ослабление социальных связей, а физическая культура и спорт приобретает большое значение в связи с тем, что общение происходит вне дома и работы, и физкультурно-спортивные мероприятия приобретают статус «социально-психологических», где подростки собираются для формирования и поддержания дружеских, неформальных позитивных отношений.

Следовательно, проявление внимания по отношению к подросткам, сопереживания и сочувствия, которых они лишены в семье, позволяет компенсировать отсутствие этих эмоций, и предполагает формирование позитивного поведения. Формирование таких качеств личности, как доброта, отзывчивость, терпимость, дисциплинированность, честность, порядочность, в определенной степени зависят от правильной организации процесса физкультурно-оздоровительной деятельности.

Важно, также подчеркнуть, что занятия физической культурой и спортом заполняют вакуум свободного времени, прививают навыки здорового образа жизни, формируют положительные привычки и чаще всего меняют состав референтной группы, в которой подросток находится. Актуализация личностного потенциала подростка и его желание добиться положительного результата, несомненно, формируют умения и навыки, необходимые для принятия самостоятельных и правильных решений в жизни.

Для измерения готовности к реализации различных форм девиантного поведения нами была использована методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, ориентированная на выявление внутренней, в том числе не проявляемой вовне, склонности к отклоняющемуся поведению в подростковом возрасте.

Для определения уровня нравственности и воспитанности, отношения и мотивации к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности подростков девиантного поведения применяли метод экспертного опроса. В качестве экспертов выступали

учителя, классные руководители. В число экспертного обсуждения ставили вопросы оценки особенностей отношения подростков к учебному процессу, оценку качества обучения, особенностей проявления личности в учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности, конфликтности и агрессивности поведения, деятельность в коллективе, оценку степени педагогической запущенности подростков.

Для объективности оценки отклонений в поведении и педагогической запущенности, результаты экспертного опроса сопоставляли с данными анкеты подростков, где отражены: мотивация и отношение к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности; предпочтения в ценностях проведения свободного времени от учебы; особенности предпочтений в организации здорового образа жизни и особенности педагогического сопровождения физкультурно-оздоровительной деятельности подростков.

Педагогические наблюдения проводились с целью определения уровня воспитанности, особенностей отклонений в поведении, и реакции подростков на педагогические воздействия в условиях учебно-воспитательного процесса. Данные педагогических наблюдений сопоставлялись с анализом учебной документации, что позволило выявить подростков, имеющих различную степень отклонений в поведении.

Для более эффективного воспитательного воздействия на личностные качества и психоэмоциональную подростков сферу средствами и методами физической культуры и спорта целесообразно использовать следующие методические рекомендации:

- важным моментом является разносторонняя физическая подготовка, являющаяся фундаментом физической работоспособности;

- чем меньше возраст воспитанника, тем непосредственнее его восприятие воспитательных воздействий. Например, в младшем возрасте легче переделывать отрицательные и воспитывать положительные привычки, приучать к труду, дисциплине и порядку, поведению в коллективе и т.д.;

- необходимо строгая последовательность увеличения и выбора физических нагрузок для разного подросткового возраста, пола, степени подготовленности;

- необходимо создание ситуаций нравственного поведения, направленных на организацию взаимопомощи, соревнований, игр с особо установленными правилами;

- в учебно-тренировочном процессе решать как общие, так и специальные задачи нравственного, эстетического и трудового воспитания;

- для более активного привлечения подростков к выполнению физических упражнений по воспитанию физических и нравственных качеств целесообразно периодически обновлять комплексы физических упражнений, подвижных и спортивных игр.

Применение физической культуры и спорта в профилактике девиатного поведения направлено на индивидуальное развитие личности, формирование физической культуры личности и может иметь своей целью оздоровление организма, физическое совершенствование подростков, формирование мотивации и потребности в занятиях физическими упражнениями, способности к самостоятельным занятиям спортом [4].

В результате проведенного исследования было выявлено, что у 62,2 % обследованных подростков обнаружены отклонения в учебной деятельности, сопровождающиеся девиациями в поведении. Только треть подростков не имели проблем в обучении и отклонений в поведенческой сфере развития личности. Что само по себе ставит вопрос результативности обучения и воспитания в условиях школьного образования в разряд актуальных. По результатам исследования, подростки девиантного поведения проявляют агрессивное неприятие педагогических воздействий, проявляющееся в конфликтном отношении, как с учителями, так и с родителями, и в отношении к учебе.

Результаты изучения занятости в свободное от учебы время социально адаптированной деятельностью в школе выявило, что физкультурно-спортивную деятельность предпочитает больший процент подростков девиантного поведения, однако также высок процент их не вовлеченности в организованную деятельность во внешкольное время. Несмотря на вовлеченность в физкультурно-спортивную деятельность значительного числа подростков девиантного поведения, ценностное отношение к урокам физической культуры неоднозначно. В группе девиантных подростков более высокий процент отрицательно относящихся к урокам физической культуры 22,1 %, а равнодушно относящихся подростков в обеих группах незначительно отличается - 33,9 и 35,5 %.

Несмотря на различия в ценностном отношении к физической культуре как форме организации учебного процесса, более

половины подростков девиантного поведения осознают значение данного вида деятельности в процессе формирования и сбережения здоровья в личностном и общечеловеческом контексте. Отметим, что на приоритеты в сознании значения двигательной деятельности, высок процент подростков, которые пренебрегают этой ценностью в организации собственного стиля жизни и здоровьеформирующей ролью физической культуры и спорта.

Изучение особенностей ценностного отношения девиантных подростков к физкультурно-спортивной деятельности и вовлеченности в социально значимые виды деятельности выявило, что для данного контингента характерно: смещение в ценностном отношении к образовательному процессу как малозначимому для личностного развития; несмотря на осознанность значения роли физической культуры и спорта в современном об-

Библиографический список

ществе у подростков не сформирована социально полезная установка на реализацию данного осознания в условиях физкультурно-образовательного процесса.

Таким образом, целенаправленное использование физической культуры и спорта в воспитательно-профилактической работе с подростками позволяет заполнить свободное время подростков социально-значимой деятельностью, которая способствует корректировке физического, нравственного и психического состояния, что положительно сказывается на предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков. В значительной мере этому способствует условия, обстановка и «микроклимат» спортивной секции и класса, зависящей от квалификации учителей физической культуры и тренеров по видам спорта, и педагогических условий учебно-тренировочных занятий.

1. Миннегалиев, М.М. Содержательно-технологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта // Образование учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта: материалы Всерос. научно-практ. конф. - Бирск, 2011.

2. Шнейдер, Л.Б Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2007.

3. Жуков, М.Н. Воспитание детей и подростков с девиантным поведением с использованием средств физической культуры и спорта: монография. - Ярославль, 2004.

4. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе (Педагогические стратегии и технологии). - М., 2002.

Bibliography

1. Minnegaliev, M.M. Soderzhateljno-tekhnologicheskie aspektih profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov sredstvami fizicheskoyj kuljturih i sporta // Obrazovanie uchatheyjsya molodezhi v sfere fizicheskoyj kuljturih i sporta: materialih Vseros. nauchno-prakt. konf. - Birsk, 2011.

2. Shneyjder, L.B Deviantnoe povedenie deteyj i podrostkov. - M., 2007.

3. Zhukov, M.N. Vospitanie deteyj i podrostkov s deviantnihm povedeniem s ispoljzovaniem sredstv fizicheskoyj kuljturih i sporta: monografiya. -Yaroslavlj, 2004.

4. Vishnevskiyj, V.A. Zdorovjesberezhenie v shkole (Pedagogicheskie strategii i tekhnologii). - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 28.06.12

УДК 15.9:37.015.3

Nevzorova M.S., Petelin A.S. FORMATION OF MOTIVATION OF RESPONSIBLE RELATION OF SENIOR PUPILS TO ACADEMICAL AND CREATIVE ACTIVITY. The article consider the correlation between a learning motivation and a motivation of responsible attitude at senior pupil. The management of learning motivation is represents as effective mechanism to form the requirement of responsible attitude in learning activity.

Key words: objects of learning, learning motivation, motivation of responsible attitude to learning activity.

М.С. Невзорова, ассистент каф. педагогики и психологии Мичуринского гос. педагогического института, г. Мичуринск, E-mail: [email protected]; А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории и истории музыки и музыкальных инструментов Воронежского гос. педагогического университета, г. Воронеж, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ МОТИВАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается взаимосвязь мотивации ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности и учебной мотивации старшеклассников. Управление учебной мотивацией представляется как эффективный механизм формирования потребности ответственно относиться к деятельности познания.

Ключевые слова: цели учения; познавательная потребность; учебная мотивация; мотивация ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы по воспитанию у старшеклассников ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности мы пришли к выводу о том, что оно проявляется в достаточной степени только в условиях высокой положительной мотивации ответственного познавательного поведения. Какова же психологическая природа этой взаимосвязи и педагогические ресурсы формирования мотивации ответственного отношения к учебе? Как отмечает В.В.Монахов, необходимо тактично предусмотреть меры по усилению ответственности школьников за свой учебный труд, и не только «карательные». Главное в этом - правильное использование возможностей мотивационной сферы учащихся и повышение эффективности подготовительного этапа, дающие необходимые готовность и подготовленность ученика к учебе [1, с. 8]. Нам представляется, что рассмотрение проблемы формирования мотивации ответственного отношения старшеклассников к познавательной деятельности целесообразно начинать с анализа мотивационно-целевой основы учения, т.к. цели любой деятельности и стоящие за

ними потребности, ценности, мотивы являются ее ведущими и системообразующим звеном. В.Д. Шадриков [2] также деятельность индивида связывает с его потребностями, возможность и реальность удовлетворения которых отвечает за весь процесс становления личности. Представляется, что успешность процесса и результата удовлетворения познавательной потребности составляет основу положительной мотивации ответственного отношения старшеклассников к учебно-познавательной деятельности. Мы убедились в том, что на текущем этапе новизной подхода к рассмотрению данной проблемы становится нахождение и обоснование пути формирования мотивации ответственного отношения старшеклассников к учебно-познавательной деятельности, а также теоретическое отделение ее от мотивации учебной деятельности. Мотивы, посредством которых репрезенту-ются основные познавательные потребности старшеклассников, образуют следующий перечень: профессиональные, познавательные, мотивы творческих достижений, широкие социальные мотивы, мотивы социально-психологического плана и личного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.