поверьте! После окончания исполнения «Интерлюдии» зал просто молчал. Мы с ужасом решили, что это полнейший провал, но через какое-то время раздался шквал аплодисментов и крики: «Стен Кентон»! Я не понимал, что это значит. После концерта к нам за кулисы пришел американец, который был проездом в Шанхае, он возвращался домой после демобилизации. Оказалось, что это и был музыкант, который работал со Стеном Кенто-ном. Он спросил: «Кто написал эту вещь?». Ребята показали на меня, после чего мы познакомились. Он был страшно удивлен, что я ничего не знал о работах Стена Кентона... он сказал замечательную фразу о том, что «идеи витают в воздухе, только не все их «хватают»!» [3].
По сути, Лундстрем использовал метод, который широко применяют дизайнеры при создании своего продукта: метод компоновки, только применил его не для материального объекта, а для музыкального стиля. Он как никто другой мог схватить идею, которые витают в мире культуры, и, что не менее важно, воплотить её.
Вот такой это был музыкант, инженер, архитектор, дизайнер, художник, и так далее, а в целом - многогранная личность и великий организатор джазового оркестра, который сегодня по праву носит его имя: Олег Лундстрем.
Библиографический список
1. ПапанекВ. Дизайндляреальногомира.ИздательствоД. Аронов,2008.
2. Дерек Джоэлл. Герцог: портрет Дюка Эллингтона. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2005.
3. ЧерниковаЛ. Джаз -оркестрОлегаЛундстрема. Федеральное агентство по образованию. Башкирский гос. ун-т, Уфа, 2009.
4. Черникова Л. Запись беседы с Олегом Леонидовичем Лундстремом 19 июля 2000 года. Available at: http://www.god.dvoinik.ru / index.htm
5. Максимова-Тещина Г. Солнечная серенада Виктора Деринга. ООО «Центр оперативной печати», Казань, 2006. References
1. Papanek V. Dizajn dlya real'nogo mira. Izdatel'stvo D. Aronov, 2008.
2. Derek Dzho'ell. Gercog: portret Dyuka 'Ellingtona. Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izd-vo, 2005.
3. Chernikova L. Dzhaz - orkestr Olega Lundstrema. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu. Bashkirskij gos. un-t, Ufa, 2009.
4. Chernikova L. Zapis'besedy s Olegom Leonidovichem Lundstremom 19 iyulya 2000 goda. Available at: http://www.god.dvoinik.ru /index.htm
5. Maksimova-Teschina G. Solnechnaya serenada Viktora Deringa. OOO «Centr operativnoj pechati», Kazan', 2006.
Статья поступила в редакцию 13.11.17
УДК 377
Abdina R.P., Cand. of Sciences (Philology), Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
Tolmashov A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING TEACHERS FOR ORGANIZATION OF CULTURAL ACTIVITIES AMONG CHILDREN (WITH REFERENCE TO THE REPUBLIC OF KHAKASSIA). The article discusses a problem of development and contents of education and training in a variety of ethnic and cultural environment. Despite the fact that many governmental documents relating to education included tasks that are related to this problem, special state programs and concepts have not yet been developed. In this regard, there is a need for the research of various aspects of the development and contents of training in particular ethnic and cultural environment. The organization of pedagogical activity involves the use of educational technologies, one of the main features is the pedagogical design. Pedagogical design of cultural activities is based on the problems and prospects of preservation and development of traditional folk culture with the aim of implementing effective pedagogical potential. Educational technologies in organization of the cultural activities must include a diagnostic part, which would be based on motivational value, cognitive and active components.
Key words: pedagogical technology, ethno-cultural activities, traditional culture, Khakassia, pedagogical design, diagnostic component.
Р.П. Абдина, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected] А.Г. Толмашов, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
педагогические технологии подготовки педагогов к организации этнокультурной деятельности детей (на примере республики хакасия)
В данной статье рассматривается проблема развития и содержания образования и воспитания в условиях многообразия этнокультурных особенностей народов. Несмотря на то, что во многих государственных документах, касающихся образования, включены задачи, касающиеся этой проблемы, соответствующей специальной государственной программы и концепции пока не разработано, в связи с этим возникает необходимость исследований к разнообразным аспектам развития и содержания образования и воспитания в условиях многообразия этнокультурных особенностей народов. Организация педагогической деятельности подразумевает использование педагогических технологий, одним из основных признаков яв-
Рис. 11
ляется педагогическое проектирование. Педагогическое проектирование этнокультурной деятельности основывается на проблемах и перспективах сохранения и развития традиционной народной культуры с целью реализации ее эффективного педагогического потенциала. Педагогическая технология организации этнокультурной деятельности обязательном порядке должна включать диагностическую часть, основу которой составляют мотивационно-ценностный, когнитивный компонент и деятельностный компоненты.
Ключевые слова: педагогическая технология, этнокультурная деятельность, традиционная культура, хакасы, педагогическое проектирование, диагностический компонент.
В российском многонациональном государстве, насчитывающим более ста национальностей и этнических групп, определяющим направлением является поиск оптимального соотношения между общегосударственными национальными интересами, а также содействие этнокультурному и языковому многообразию народов России, что находит отражение в положениях указов Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении «Основ государственной культурной политики», от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года», в Постановлении Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Правительством Российской Федерации 29 мая 2015 г., и в других государственных документах. Однако, как справедливо и актуально отмечают ведущие ученые по этнокультурному образованию РФ, несмотря на то, что практически во все государственные документы, касающихся образования, включены отдельные актуальные задачи приобщения граждан Российской Федерации к традиционным культурам народов нашей страны, определяющие современную российскую государственную образовательную и культурную политику, соответствующей специальной государственной программы и концепции пока не разработано [1]. В связи с этим возникает необходимость исследований к разнообразным аспектам развития и содержания образования и воспитания в условиях многообразия этнокультурных особенностей народов. Подготовка специалистов к организации этнокультурной деятельности детей должна быть ориентирована на способность педагога сформировать у детей мировоззрение, основанное на диалоге культур, уважении многонационального состава нашего государства в интенсивно-изменяющемся мире, характеризующемся процессами глобализации и интеграции культур и культурных ценностей. Специфика этнокультурного образования определяется его методологической направленностью на формирование постоянно действующего поля субъектно-объектных отношений, а также на изучение принципа ценностного взаимодействия как в отношениях «культура - педагог - обучаемый», так и в отношениях «педагог - обучаемый», поэтому при организации любой деятельности с детьми необходимо учитывать особенности той культуры, в которой воспитывается ребенок. Достижение таких задач, как разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, воспитание личности, обладающей высокой нравственностью и проявляющей национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, расширило сферу педагогического влияния предметов этнокультурного цикла, привело к включению в учебные планы и в планы внеурочной деятельности ряда интегративных и специализированных курсов по этому направлению. Данные предметы при подготовки будущих педагогов, в связи с нехваткой аудиторных часов, в обязательном порядке должны включать самостоятельную подготовку.
Организация педагогической деятельности с обучающимися подразумевает использование педагогических технологий (ПТ), содержание и определение которых довольно подробно рассмотрено в ряде научных трудов. Выбор наиболее эффективной педагогической технологии для подготовки компетентного специалиста, способного эффективно осуществлять этнокультурную деятельность с детьми с помощью приобретенных специальных компетенций, осуществлялся поэтапно.
Выделим основные признаки педагогической технологии:
- проектирование и организация процесса с учетом дидактических целей и требуемого уровня усвоения (отношения «куль-тура-педагог-обучаемый»);
- процессуальный двусторонний характер, взаимосвязанная деятельность преподавателя и учащихся (педагог - обучаемый);
- гарантированное достижение определенного планируемого результата.
Любая организация деятельности педагога требует педагогического проектирования (ПП), под которым понимается предварительная разработка педагогом основных элементов предстоящей совместной деятельности с учащимися. Педагогическое проектирование позволяет систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, а также интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике [2]. ПП в настоящее время является функцией каждого педагога, планирующего организацию любой деятельности с обучающимися, в том числе и этнокультурную, которая направлена на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к культуре родного края с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Педагогическое проектирование этнокультурной деятельности рассматривается как один из видов проектирования, состоящего в научно-обоснованной разработке перспектив, сохранения и развития традиционной народной культуры с целью более эффективной реализации ее педагогического потенциала в этнокультурном образовании и воспитании граждан РФ [3].
ПП - это сложная многоэтапная деятельность, включающая основные этапы: педагогическое моделирование, создание проекта, педагогическое конструирование. Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений [4].
Представим этапы педагогического проектирования этнокультурной деятельности на примере республики Хакасия. На первом этапе ПП организации этнокультурной деятельности детей после определения и задач выделяем следующие элементы:
- изучение теоретических вопросов и ознакомление со спецификой традиционной культуры Хакасии и других народов России. На этом этапе необходимо опираться на принцип инте-гративности. В основе этого принципа лежит идея единства мировой художественной культуры и своеобразия этнонациональ-ных культур, основанием которой выступают идеи целостности и многообразия мира (В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев), синкретич-ности народного искусства (М.А. Некрасова), идея интегральной, целостной личности (Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов). Необходимость опоры на этот принцип обусловлена пониманием того, что в рамках конкретного исторического периода все традиционные культуры различных этносов находятся в постоянной взаимосвязи, находя выражение в культуре конкретного этноса [5];
- отбор материала по культуре хакаского народа, исходя из дидактического принципа систематичности, последовательности и постепенности: от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, что предполагает ознакомление детей с наиболее близким искусством своего народа, затем других этносов, проживающих в Хакасии, затем можно и расширить область такого изучения.
На втором этапе ПП организации этнокультурной деятельности решаем следующие задачи:
- овладение педагогом практическими умениями, если это предусмотрено на первом этапе ПП;
- подготовка наглядности для проведения занятий с детьми.
В третьем этапе выделяем следующие составляющие:
- определение последовательности проведения занятий;
- выбор путей применения полученных компетенций в других видах и формах деятельности.
Рассмотрим вышесказанное на примере ПП занятий по декоративно-прикладному и орнаментальному искусству хакасов.
На первом этапе ПП этнокультурной деятельности начать работу следует с изучения педагогом декоративно-прикладного искусства хакасов, ознакомления с особенностями украшения изделий, формой и материалами, из которых они изготавливают-
ся. Важно выделить виды орнаментов, рассмотреть их взаимосвязь с природными условиями и национальными традициями, композиционным строем и цветовым решением, а также обратить внимание, как народные мастера «чон узы» используют приемы варьирования элементов украшения в зависимости от материала и формы украшаемого предмета.
На этапе создания проекта при подготовке наглядности для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством хакасов педагог ставит и решает задачу, как можно подробно и разнообразнее отобразить специфические черты народного искусства, показать многообразие орнаментальных схем и вариантов композиционного решения узоров. Как показывает практика, порой бывает трудно подобрать необходимые изделия, украшенные традиционным орнаментом. Поэтому на занятиях важно использовать презентации с грамотно выполненными и четкими изделиями. На этом же этапе педагог занимается практическим освоением составления орнамента, дополнительно можно сделать эскизы наиболее характерных для хакасского декоративно-прикладного искусства предметов быта и орнаментов на них.
Основной деятельностью педагога на третьем этапе педагогического проектирования организации этнокультурной деятельности детей является разработка методов, приемов, средств.
Педагогическое проектирование достаточно сложный и ответственный этап ПТ, и нередко наталкивает студента, или уже работающего педагога на самостоятельную исследовательскую деятельность. Неоспорим тот факт, что современные информационные технологии обладают уникальными возможностями, «...реализация которых создаёт предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого, в частности в условиях выполнения самостоятельной исследовательской работы..» [6, с. 9]. Но всё же хочется отметить, что при педагогическом проектировании этнокультурной деятельность важно опираться на первоисточники, в качестве которых нередко могут выступать и люди - носители языка и знаний о традиционной культуре коренного народа. Информационные же технологии могут служить способом и средством педагогической технологии на этапе процесса организации этнокультурной деятельности.
Каждая ПТ имеет диагностический компонент, который является основой третьего признака - гарантированное достижение определенного планируемого результата. На основе научных разработок исследователей, а также на основе практического опыта и нормативных документов предлагаем уровни сформиро-ванности этнокультурной компетентности будущих педагогов, в основе которых лежит: а) мотивационно-ценностный компонент (направлен на формирование ценностно-ориентационной и социально-установочной готовности студентов для работы в этнокультурной среде, формирование эмоционально-личностного отношения к национальному наследию Хакассии); б) когнитивный компонент (характеризует совокупность художественных,
Библиографический список
лингвокультурных и этнокультурных знаний и представлений, сущности и способах самовоспитания этнокультурной компетентности, способность к систематизации и обобщению знаний); в) деятельностный компонент (предполагает знания этнохудо-жественных особенностей культуры родного края, практическое овладение некоторыми народными художественными промыслами, характерными для этносов данного региона, а также умение использовать полученные знания в формировании у детей позитивного отношения к представителям различных народностей, к их этнопсихологическим особенностям):
- высокая степень сформированности: студент обладает ценностно-ориентационной и социально-установочной готовностью для работы в условиях этнокультурной среды, сформированным эмоционально-личностным отношением к национальному наследию Хакасии; этнохудожественными, лингвокультурными и этнокультурными знаниями и представлениями; практически владеет некоторыми народными художественными промыслами, характерными для этносов данного региона; готов к применению этих знаний в своей профессиональной деятельности.
- средняя степень сформированности: будущий педагог обладает ценностно-ориентационной и социально-установочной готовностью для работы в этнокультурной среде, обладает отдельными этнохудожественными, лингвокультурными и этнокультурными знаниями и представлениями, владеет некоторыми народными художественными промыслами, характерными хакасского этноса, в большей части на теоретическом уровне, не всегда готов к применению этих знаний в своей профессиональной деятельности.
- низкая степень сформированности: студент обладает поверхностными этнохудожественными, лингвокультурными и этнокультурными знаниями, не знает культуру родного края и не обладает практической этнохудожественной подготовкой.
Диагностика уровней сформированности этнокультурной компетенции - систематический и планомерный процесс педагогической технологии, который не должен ограничиваться только выявлением недостатков. Он должен быть ориентирован на умение нахождения возможностей удаления этих недостатков, а также на выработку у студентов навыков самоконтроля. Только в этом случае ПТ будет эффективна и востребована. Эффективность педагогической технологии подготовки педагогов к организации этнокультурной деятельности детей мы определяем следующими параметрами: высокий уровень сформированности этнокультурной компетентности студентов, рост интереса у студентов к изучении культуры Хакасии, готовность будущих педагогов к организации этнокультурной деятельности детей.
Таким образом, перечисленные выше признаки педагогической технологии представляют собой целостную систему, их взаимосвязь способствует обеспечению эффективной подготовки педагогов, которым необходимо наличие этнокультурных качеств, к организации процесса этнокультурной деятельности детей.
1. Бакланова Т.И. Разработка и концептуальное обоснование государственной программы Народная художественная культура и этнокультурное образование» как актуальная научно-практическая задача. Материалы международной научно-практической конференции. Москва: ЦНС «Интерактив плюс», 2017: 20 - 29.
2. Кудрявцева А.И., Горлевская Е.Л. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ. Материалы международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2011: 80 - 84.
3. Королева Г.М. Этнокультурная деятельность в регионах: педагогическое проектирование и реализация. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2011.
4. Педагогическое моделирование и проектирование. Available at: http://www.pedsovet.pro/
5. Полынская И.Н. Научные принципы в содержании обучения изобразительному искусству в школе с учетом национально-регионального компонента. Наука и школа. 2009; Выпуск 6: 20 - 23.
6. Гаджиева П.Д. Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий в развитии навыков самостоятельной работы студентов. Мир науки, культуры, образования. 2016; Выпуск 4 (59): 9 - 11.
References
1. Baklanova T.I. Razrabotka i konceptual'noe obosnovanie gosudarstvennoj programmy Narodnaya hudozhestvennaya kul'tura i 'etnokul'tumoe obrazovanie» kak aktual'naya nauchno-prakticheskaya zadacha. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: CNS «Interaktiv plyus», 2017: 20 - 29.
2. Kudryavceva A.I., Gorlevskaya E.L. Pedagogicheskoe proektirovanie kak metod upravleniya innovacionnym processom v DOU. Materialy mezhdunarodnojnauchnoj konferencii. Perm': Merkurij, 2011: 80 - 84.
3. Koroleva G.M. 'Etnokul'turnaya deyatel'nost' v regionah: pedagogicheskoe proektirovanie i realizaciya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.
4. Pedagogicheskoe modelirovanie iproektirovanie. Available at: http://www.pedsovet.pro/
5. Polynskaya I.N. Nauchnye principy v soderzhanii obucheniya izobrazitel'nomu iskusstvu v shkole s uchetom nacional'no-regional'nogo komponenta. Nauka i shkola. 2009; Vypusk 6: 20 - 23.
6. Gadzhieva P.D. Didakticheskie vozmozhnosti informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v razvitii navykov samostoyatel'noj raboty studentov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; Vypusk 4 (59): 9 - 11.
Статья поступила в редакцию 13.11.17
УДК 378.126
Alekseev S.S., postgraduate, Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University (Moscow,
Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF THE COMPETITIVE POSITION OF TEACHERS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES. The research reveals the basics of the competitive position of teachers in professional activities tailored to their formation. Individual competitive position of a teacher can be dominant, strong, favorable, reliable, weak, non-viable and vulnerable. The author concludes that the formation of the competitiveness of teachers in professional activities is preferably carried out in stages: the first step is to inform about the existence of the problem, the second to focus on the formation of the dominant motives of the success. The third phase should be devoted to the ability to respond adequately to failures and interference in the activities and accumulation of resources to overcome challenges. The fourth stage is associated with the ability to work in a team.
Key words: competitiveness, competitive position, soft-skills.
С.С. Алексеев, аспирант каф. социальной педагогики и психологии, ФГБОУ «Московский педагогический
государственный университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
формирование конкурентных позиций педагогов в профессиональной деятельности
В статье раскрывается сущность конкурентных позиций педагогов в профессиональной деятельности с учётом их формирования. Индивидуальная конкурентная позиция педагога может быть доминирующая, сильная, благоприятная, надежная, слабая, нежизнеспособная, уязвимая. Автор делает вывод о том, что работу по формированию конкурентоспособности педагогов в профессиональной деятельности желательно проводить поэтапно: на первом этапе необходимо информировать о существовании проблемы, на втором - целенаправленно работать над формированием доминирующих мотивов успешной деятельности. Третий этап должен быть посвящён умению адекватно реагировать на неудачи и помехи в деятельности и накоплению ресурсов для преодоления трудностей. Четвертый этап связан с умением работать в команде.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособные позиции, софт-скилс.
С каждым годом в значительной степени на профессиональную деятельность педагога оказывают множество условий и факторов, которые формируют конкурентоспособность. К условиям можно отнести - спрос на образовательные услуги, демографическую ситуацию в стране, изменение правовых норм и правил в образовании, изменчивость экономики. Следует также выделить и факторы, которые зависят от самого педагога конкретно влияющие на формирование собственной конкурентной педагогической позиции. В первую очередь это развитость социально-востребованных качеств личности, которые составляют основу, а также уровень образования и квалификации. Во-вторых, накопленный инновационный потенциал в профессиональной деятельности. В-третьих, мотивация достижения. Однако самым сложным остается мотивация достижения педагога. Учитывая специфику конкурентоспособности, в нашем понимании, мотивация достижений педагога должна быть направлена на конкурентную и успешную позицию, в которой динамично проявляются необходимые социально-востребованные качества и раскрывается инновационный потенциал педагога. В научной литературе этому вопросу уделяется значительное внимание [1; 2; 3].
Л.М. Митина под развитием конкурентоспособной личности понимает формирование рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических нестандартных ситуациях [4, с. 115]. Успешность формирования конкурентоспособной личности заключается в осознании человеком своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста, постоянное экспериментирование, понимаемое как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития человека является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой [4, с. 11].
Динамика развития элементов конкурентоспособности обеспечивает становление профессионального опыта, формирование готовности к инновационной деятельности.
Достаточно актуальным, на наш взгляд, является исследование А.Я. Кибанова по конкурентоспособности персонала с экономической точки зрения, в котором описываются конкурентные позиции сотрудников [2]. Если проанализировать данные позиции, с учётом педагогической направленности можно сделать вывод о том, что все позиции отражают конкурентное взаимодействие и являются индивидуальными. Для этого мы выделим особенности каждой позиции, с учётом профессиональной деятельности. Индивидуальная конкурентная позиция педагога может быть доминирующая, сильная, благоприятная, надежная,
слабая, нежизнеспособная, уязвимая. Дадим краткую характеристику каждой позиции.
Доминирующей считается конкурентная позиция педагога, когда он умеет ставить цель (конкретность, привлекательность, реализуемость), а также опирается в своей деятельности на собственные педагогические способности, с учётом современных требований.
Сильная позиция отличается от доминирующей тем, что у педагога есть особые достижения в профессиональной деятельности, именно они позволяют диктовать свои условия конкретному работодателю и влиять на конкурентную среду, педагог уверен в себе, ориентирован на успех.
Особое место занимает благоприятная конкурентная позиция, которая ориентирована на инновационное образование и создает предпосылки для получения выгодных условий найма и труда, педагог умеет «презентовать себя», владеет методами решения большого класса профессиональных задач, способен справляться с различными профессиональными проблемами.
Следует проанализировать и надежность позиции. У такого педагога отмечаются успешные показатели в профессиональной деятельности на протяжении всего межаттестационного периода, педагог готов к постоянному самосовершенствованию, открыт к получению нового опыта, как в профессиональном плане, так и в личностном. Педагог не просто обладает набором интересных и важных знаний, но обладает тем, что сегодня называют «софт скилс» - и креативным, и плановым, и другими видами мышления.
Отрицательную категорию занимают слабая, уязвимая, нежизнеспособная позиции. Данные позиции педагога характеризуются ограниченными профессиональными возможностями, наблюдается боязнь неудачи, преувеличение трудностей, оправдание собственной пассивности.
Анализируя позиции педагогов с учётом конкурентологии, мы приходим к особому видению конкурентных позиций в современном образовании. Доминирующая, сильная, благоприятная, надёжная позиции формируются благодаря правильно поставленной цели и мотивации достижения. Отрицательные позиции (слабая, уязвимая, нежизнеспособная) в профессиональной деятельности могут быть подвержены изменениям в процессе труда и повышения квалификации. Работу по формированию конкурентоспособности педагогов в профессиональной деятельности желательно проводить поэтапно: на первом этапе необходимо информировать о существовании проблемы, на втором - целенаправленно работать над формированием доминирующих мотивов успешной деятельности. Третий этап должен быть посвящён умению адекватно реагировать на неудачи и помехи в деятельности и накоплению ресурсов для