Научная статья на тему 'Педагогические технологии обучения национальным моделям цикла макома учащихся детских музыкальных и художественных школ'

Педагогические технологии обучения национальным моделям цикла макома учащихся детских музыкальных и художественных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
маком / приёмов обучения / формы / результат образования / методы / пения / музыкальный цикл

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бешим Давронович Расулов

Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку. Хотя его буквальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов. Маком одно из самых красивых направлений узбекского искусства. Поскольку макомное исполнение требует высокого профессионализма, мастерства и опыта, певца воспитывают и обучают в течение нескольких лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии обучения национальным моделям цикла макома учащихся детских музыкальных и художественных школ»

Педагогические технологии обучения национальным моделям цикла макома учащихся детских музыкальных и

художественных школ

Бешим Давронович Расулов Туркестанский университет новых инноваций

Аннотация: Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку. Хотя его буквальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов. Маком одно из самых красивых направлений узбекского искусства. Поскольку макомное исполнение требует высокого профессионализма, мастерства и опыта, певца воспитывают и обучают в течение нескольких лет.

Ключевые слова: маком, приёмов обучения, формы, результат образования, методы, пения, музыкальный цикл

Pedagogical technologies for teaching national models of the maqom cycle to students of children's music and art schools

Beshim Davronovich Rasulov Turkestan university of new innovations

Abstract: A special set of forms, methods, ways, methods of teaching and educational means, systematically used in the educational process on the basis of the declared psychological and pedagogical attitudes, which always leads to the achievement of a predictable educational result with an acceptable deviation rate. "technology" remained outside the conceptual apparatus of pedagogy, it belonged to the technocratic language. Although its literal meaning ("the doctrine of mastery") does not contradict the tasks of pedagogy: description, explanation, prediction, design of pedagogical processes. Makom is one of the most beautiful areas of Uzbek art. Since maqom performance requires high professionalism, skill and experience, the singer is brought up and trained for several years.

Keywords: poppy, teaching methods, forms, result of education, methods, singing, music cycle

Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку. Хотя его буквальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов.

В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технологии обучения, воспитания, преподавания, образовательная и традиционная технологии, технологии программированного и проблемного обучения, авторская технология и т.д.

Первоначально многие педагоги не делали различий между понятиями «педагогическая технология», «технология обучения» и «технология воспитания». Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» или «технология воспитания».

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Учреждения дополнительного образования детей и молодежи могут быть следующих видов:

• центр (дворец);

• детская школа искусств.

Центр (дворец) - учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

Центры дополнительного образования детей и молодежи в городах Узбекистана, например, предлагают следующие художественные, спортивные и технические кружки, студии, клубы различной направленности, детские коллективы: танцевальные (народный, эстрадный, бальный танец), инструментальные (ансамбли, обучение игре на различных инструментах), театральные (театр кукол, театральная студия, театр пантомимы, музыкальный

театр), вокально-хоровые (эстрадное пение, хоры, ансамбли), технические (робототехника, радиотехника, авиа-моделирование, конструирование автомототехники и реставрация, школы мототехники), кружки декоративно-прикладного и изобразительного искусства (работа с различными материалами, роспись по дереву и стеклу, соломоплетение, бисероплетение, вязание, моделирование, пошив одежды и др.).

Детская школа искусств - учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля в сфере культуры с изучением учебных предметов, учебных дисциплин на повышенном уровне.

Детская школа искусств может быть государственной и частной. В Бухаре, Фергане и Харезме открылись школы - интернат специализированный макому, где обучаются ученики с 5 до 11 классов.

В арабской и турецкой традиционной музыке многозначный термин, обозначающий ладовый звукоряд, модально-монодический лад в совокупности всех его категорий и функций, целостную текстомузыкальную композицию, включающую не только конкретные приёмы техники композиции, но также коннотации музыкального жанра.

Арабскому и турецкому макаму родственны азербайджанский Маком, таджикский и узбекский шашмаком, иранский дестгях, уйгурский мукам и т.д. Совокупность этих локально-исторических восточных музыкальных традиций -при всём различии частных и специфических особенностей каждой - обобщённо называют «макамо-Макомной традицией», или «макаматом» (maqamat).

Как и в случае с европейскими монодическими ладами (например, древнегреческими «гармониями» Платона), отдельным макамам приписываются определённые этосы и аффекты (разные в разных локальных и исторических традициях), которые способен воспринять только слушатель, погружённый в контекст специфической культурной традиции. Некоторые конститутивные музыкальные интервалы в ладах (ладовых звукорядах) макамо-Макомной традиции акустически отличаются от тонов, полутонов, терций и других интервалов, присущих западноевропейской диатонике и хроматике, что делает затруднительным их восприятие слушателем, воспитанным в традициях академической музыки «западного мира».

Макамы как вид традиционной музыки имеют принципиально устную природу. Несмотря на обширную традицию теоретических описаний макама (восходящую к трудам Сафиаддина Урмави и Абдулгадира Мараги), нотированные записи старинных макамов отсутствуют. Теории турецкого макама и попытки нотирования его (в европейской системе пятилинейной круглой нотации) возникли довольно поздно, в XIX веке. Аналогичные теории и

попытки нотации азербайджанского Макома - в XX веке. Музыкальная нотация макама до сих пор не унифицирована.

До сих пор учат макома традиционно, то есть, учитель поёт, а ученики повторяют, хотья ноты существуют. Потому что передовать чувство и образ, который хочет создавать через музыкальных инструмента, не получется.

Один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки, многочастное вокально-инструментальное произведение. Маком - это также общее название ладов азербайджанской музыки.

Макому характерен импровизационный тип мелодического развертывания на основе определенного Маком-лада. Маком исполняются как полностью (дестгях), так и по частям певцом-солистом (ханенде) с инструментальным сопровождением или в виде сольных инструментальных произведений (на таре, кеманче и др.).

Маком - это явление не только музыкального, но и исторического значения. Первые упоминания о макоме датируются второй половиной I тысячелетия до нашей эры, период формирования государственности. Когда формируются такие государства как Согдиана, Бактрия, Хорезм, что обязательно требовало идеологического объединения и культурного фактора. Платон упоминал о существовании макома на основе 12 месяцев, что соответствовало циклу земледельческих работ. Зороастрийцы использовали данный цикл для исполнения гимнов молитв и заклинаний в честь богов - Ахурамазда, Анахита, Митра, Ясреб. И это является традиционным и народным достоянием именно оседлого народа и его культурой. И все эти гимны-21 книга «Авеста», которая содержит подробное описание правил и сводов жизни зороастрийцев. И благодаря Авесте сохраняются гимны, перешедшие через эпохальные события, распады империй, создания Шелкового пути, и становятся элементом устной музыкальной культуры народов, проживающих на территории современного Узбекистана.

На фоне различных религий и культур, традиции макома сохранили себя как явление. Приход арабов (УП-УШ века н.э.) принес запрет на все существующие культурные традиции, вероисповедания, религиозные культы и строжайшему запрету всего, что не укладывалось в рамки Ислама. Таким образом, в этот период наблюдается забвение макома. Но с течением времени маком всё равно появляется в жизни народа, как неотъемлемый элемент его культуры. Он переживает этот период и формирование государств в Х1-Х11 веках, снова входит в жизнь, но на уровне фольклора. Но с приходом тюркских династий и с началом формирования узбекского этноса приводит к необходимости распространения собственной культуры, традиций и эстетических канонов.

Использованная литература

1. Юнусов Р. Исхок Ражабов - XX аср маком алломаси. Туплам. Самъатшунослик масалалари. Т., 1998

2. Фитрат А. Учбек классик мусикаси ва унингтарихи. Т., 1993, 3-бет.

3. Исхок Ражабов. Устоз па олим. «Ражабийхоплик» илмий-амалий анжуман материаллари. Т. 1994.

4. Успенский В.А. Классическая музыка узбеков. / В кн.: Успенский В.А. Научное наследие. Воспоминания современников / Под ред. И. Акбарова. -Ташкент: Издательство литературы и искусства, 1980. - 380 с.

5. Успенский В.А. Классическая музыка узбеков /Научное наследие. Воспоминания современников. Композиторское твор-во. Письма /Сост. и авт. проф. И.А. Акбаров. - Ташкент, 1980; Он же. Ауджи тюрк и его роль в развитии народной песни Бухары: там же. - С. 39-46; Он же. Катта ашула: там же. - С. 4851.

6. Узбекская классическая, профессиональная музыка устной традиции -маком на уроках музыкальной культуры в 5-7 класса/ Методическое пособие для учителей музыкальной культуры школ узбекистана /Ташкент - «Мехнат» - 2002

7. Рауф Кадыров. Музыкальная педагогика. Издательство «МШ^А» Ташкент — 2009

8. Рустамбек Абдуллаев. Обряд и музыка в контексте культуры Узбекистана и Центральной Азии. Научный редактор - доктор искусствоведения, профессор Н. С.Янов-Яновская.Ташкент 2006.

9. Гордин В. Э., Матецкая М. В. Культурные кластеры как генераторы инноваций в развитии туризма в дестинации // Роль туризма в модернизации экономики: сборник научных статей по материалам Международной научнопрактической конференции. - Петрозаводск, 2011. - С. 195-199

10. Акинфеева Е. В. Формирование и развитие региональных кластеров // Наука. Инновации. Образование. - 2008. - № 7. - С. 177-19

11. Ражабоп Исхок. Макомлар масаласига доир. Т., 1963, Узадабийнашр, Г26-бет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.