Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ НАРОДНОМ ИСПОЛНЕНИИ ПУТЕМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСКУССТВУ МАКОМА'

ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ НАРОДНОМ ИСПОЛНЕНИИ ПУТЕМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСКУССТВУ МАКОМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство национального макома / история музыковедения и макомоведение / жанр макома / мелодии шашмакома. / milliy maqom san'ati / musiqashunoslik va maqomshunoslik tarixi / maqom janri / shashmaqom kuylari.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пиримқул Хужамқулов, Джавохир Содик Ўғли Каюмов

В процессе проведения уроков музыки и музыкальных кружков в общеобразовательных школах необходимо обучать учащихся истории искусства макома, совершенствовать их знания о творческих школах и традициях, наследии великих композиторов, певцов и музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TALABALARGA MAQOM SAN'ATINI O'RGATISH ORQALI MILLIY FOLKLOR IJROCHILIGI TO'G'RISIDA G'OYANI SHAKLLANTIRISH

O'rta maktablarda musiqa darslari va musiqa to'garaklarini o'tkazish jarayonida o'quvchilarga maqom san'ati tarixini o'rgatish, ijodiy maktablar va urf-odatlar, buyuk bastakorlar, qo'shiqchilar va musiqachilar merosi to'g'risidagi bilimlarini takomillashtirish zarur.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ НАРОДНОМ ИСПОЛНЕНИИ ПУТЕМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСКУССТВУ МАКОМА»

ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ

НАРОДНОМ ИСПОЛНЕНИИ ПУТЕМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ИСКУССТВУ МАКОМА

Пиримкул Хужамкулов

Старший преподаватель кафедры музыкального образования ЧГПИТО

Джавохир Содик ртли Каюмов

преподаватель кафедры музыкального образования ЧГПИ ТО

Аннотация: В процессе проведения уроков музыки и музыкальных кружков в общеобразовательных школах необходимо обучать учащихся истории искусства макома, совершенствовать их знания о творческих школах и традициях, наследии великих композиторов, певцов и музыкантов.

Ключевые слова: искусство национального макома, история музыковедения и макомоведение, жанр макома, мелодии шашмакома.

TALABALARGA MAQOM SAN'ATINI O'RGATISH ORQALI MILLIY FOLKLOR IJROCHILIGI TO'G'RISIDA G'OYANI SHAKLLANTIRISH

Annotasiya O'rta maktablarda musiqa darslari va musiqa to'garaklarini o'tkazish jarayonida o'quvchilarga maqom san'ati tarixini o'rgatish, ijodiy maktablar va urf-odatlar, buyuk bastakorlar, qo'shiqchilar va musiqachilar merosi to'g'risidagi bilimlarini takomillashtirish zarur.

Tayanch so'zlar: milliy maqom san'ati, musiqashunoslik va maqomshunoslik tarixi, maqom janri, shashmaqom kuylari.

TO FORM A REPRESENTATION ABOUT THE NATIONAL FOLK PERFORMANCE BY TEACHING STUDENTS IN THE ART OF MAKOM.

Abstract: In the process of conducting music lessons and music circles in secondary schools, it is necessary to teach students the history of art of maqom, improve their knowledge of creative schools and traditions, the heritage of great composers, singers and musicians.

Keywords: art of national maqom, history of musicology and maqom studies, genre of maqom, shashmaqom melodies.

Необходимо и дальше развивать искусство макома в Узбекистане, возрождать на глубокой научной основе традиции исполнительской и творческой школы, наследие великих композиторов, хафизов и музыкантов. Он связан с записью образцов классического музыкального наследия, улучшением и внедрением существующих записей, социально-историческими корнями искусства макома, научными и теоретическими основами, национальными и общечеловеческими ценностями.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2017 года № PQ-3391 «О мерах по дальнейшему развитию искусства узбекского национального макома», искусства национального макома, являющегося неотъемлемой частью культурного наследия. узбекского народа, проводит исследования по его древней истории, глубоким философским корням.Одна из наших главных целей сегодня - популяризация искусства макома, освоение многовековых способов его исполнения, обогащение его новыми методами и обучение это молодому поколению. Вопросы, связанные с интерпретацией, обоснованием, музыкальной теорией и практикой законов искусства макома, нашли отражение в «музыкальных трактатах» в основном с девятого века. В частности, музыкальные теоретики, такие как Абу Наср Фароби, Абу Али ибн Сино, Сафиуддин Урмави, Кутбиддин Шерази, Абдулкадир Мароги, Абдурахман Джами, Наджмидди Кавкаби, Дарвеш Али Чанги, внесли большой вклад в развитие искусства макама. Научные, исторические и теоретические исследования статус-кво также сформировались в 1920-е годы. «Хорезмский историк музыки» Муллы Бекджон Рахмон оглу (Бекжон Рахматов) и Мухаммад Юсуф Девонзода (Матюсуф Харатов) (1925, арабский алфавит), «Классическая музыка узбеков» В.А. Успенского (1927), «Узбекская классическая музыка Абдурауфа Фитрата. «И его история» (1927 г., арабским алфавитом), статьи Гулома Зафари об узбекской музыке и «Фергано-ташкентское дерево учителей» (журнал «Аланга», 1931, №1), статьи Чолпона, «Узбекская музыка» Н. Миронова. »И« Очерки музыкальной культуры узбеков и других народов Центральной Азии »(1931 г.) знаменуют собой новый поворотный момент в истории музыковедения и статуса. Ценны заслуги Урмави и Шерази (XШ-XIV вв.) В упорядочивании и систематизации макомов, особенно в 12 макомах, которые использовались в музыкальной науке и практике в наиболее развитый период музыкальной культуры народов Ближнего Востока. и Ближний Восток.

Главная задача нашей жизни сегодня - это углубленное изучение этих теорий с участием местных ученых и зарубежных экспертов и создание новых научных исследований. Также нынешний период бурного развития -это время материальной и моральной поддержки, опыта и поддержки статуса художников-макомов, макамоведов, педагогических ученых и специалистов, сотрудников Маком-центра, освоивших многовековые способы выполнение макомного искусства, обогатило их новыми способами и научило им подрастающее поколение, обмены, конференции, концерты и мастер-классы. Это означает, что жанр, стиль и художественное содержание макома, являющегося наследием нашей национальной музыки, - это искусство, которое развивалось и совершенствовалось на протяжении веков, достигнув совершенства и совершенства своей формой и художественным выражением. Он отражает истинный национальный дух, социальные особенности, высокие человеческие качества, историческую борьбу за свободу и счастье, чаяния нашего народа.

Музыкальное наследие узбекского народа характеризуется двумя основными направлениями: многогранная тема, уходящая корнями в далекое прошлое, и более простой жанр фольклора и макома, и более сложная структура, развитые песни и музыкальные произведения (в том числе макомы), сформированные на В основе же лежит профессиональное (профессиональное) творчество в традициях. Фактически, «маком» происходит от арабского слова «маком», что означает размещение, проживание, остановка, занавес, который создает звук при прикосновении пальца в музыке, занавес, с которого начинаются мелодии и песни (в современном тоническое чувство), серию звуковых занавесей, то есть, в современной терминологии он был описан как выражение парней.

Статус народов Востока различен: статус узбекского и таджикского народов, статус мукама у уйгуров, статус мугама в Азербайджане, статус дастгяха в Иране, статус макама. или Навба у арабов.) известны под своими именами.

У нас нет информации о первоначальных образцах макомов, об их мелодической структуре и о том, как они исполнялись.

Потому что они не доходили до нас в прошлом из-за отсутствия текущих обозначений и других средств письма.

Правда, есть настольные заметки, изобретенные в X-XШ веках. Таблица Абу Насра аль-Фараби содержит множество звуковых линий в специальной настольной ноте, предназначенной для практики на инструменте Уд,

похожей на современный вокал. Он отражает стиль движения статус-кво, выполненный в его время.

Настольные записи, изобретенные Сафиуддином аль-Урмави в 13 веке, содержат образцы иранских и азербайджанских мугамов. В XШ-XVШ веках в музыке народов Средней Азии, Хорасана, Азербайджана было двенадцать (12) макомов, а именно:

1. Ушшак означает влюбленные. (Ставя любовь на пути Бога)

2. Наво должен вздыхать так, то есть по пути Бога.

3. Бусалик - вход на эту тропу, названную в честь человека по имени Абусалик.

4. Верно - это правда, что я вступил на этот путь, этап I.

5. Хусейни - II фаза связана с именем этого человека.

6. Хиджаз - это название места в Аравии, фаза III.

7. Рахави - в смысле Сувора, то есть продолжение пути, этап IV.

8. Пангула - Колокольчики на шее верблюдов, в смысле стона, V стадия.

9. Оружие - географическое название, VI этап.

10. Исфахан - самая отдаленная деревня в Аравии, Книга VII.

11. Зирафканд - означает остановиться, дотянуться, спрыгнуть.

12. Бузрук означает великий, что означает имя Бога или великого.

Двенадцать систем состояний образуют основную группу ладов,

структура которой обычно описывается графически (линия). Арабская буква была написана для обозначения звука в круге, а места, где добавлялись прямые линии, соединяли звуки в этом занавесе. Таким образом, все эти занавески, входящие в систему статусов, основаны на системе Пифагора.

Следует отметить, что шашмаком - один из шедевров музыки, богатый мелодиями нашего народа, продукт композиторов, которые жили и работали в прошлом, и пришел к нам через слушание и обучение от учителей к ученикам. Впервые мелодии шашмакома были записаны в 1919 году профессором В.Л. Успенским в исполнении известных бухарских музыкантов Хафиза Ота Джалала и Ота Гияса. Он взял записи у своего отца Джалала Носирова и отца Гияса Абдуганиева и опубликовал их в 1924 году. Создание кафедры истории и теории узбекского статуса на базе кафедры музыкального востоковедения Государственной консерватории Узбекистана, введение преподавания искусства макома как специального предмета в области музыкального образования в педагогическом вузе. образовательные учреждения в регионах. Повышение музыкальных знаний учащихся на этом

макоме и формирование их таланта осуществляется путем совместного разъяснения исторической сущности народного исполнительства.

REFERENCES

1. Произведения Камиля Хорезми «Мураббай Комил» и «Пешрави Фероз» (1873, 1883).

2. Знаменитый труд шейха Сулеймана Бухари «Словарь чигатоя и тюркского османского языка» («Словарь чигатой и османско-турецкого языка»).

3. Книга Исхака Раджабова «К вопросу о статусе» 1963 года.

4. 6-томный сборник «Шашмаком» Б.Файзуллаева, Ш.Сахибова и Ф.Шахобова 1950-61 гг.

5. История узбекской музыки Том 5 Юнус Раджабий Ташкент 1954 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.