Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
МЕТОДЫ ЗНАКОМСТВО С МАКОМАМИ В ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Малохат Саиджабборовна Мухитдинова
Старший преподаватель ТОЧГПИ кафедры «Музыкальное образование»
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется методы кластерного подхода в изучении древнего жанра маком в общеобразовательном музыкальном образовании, который способствует формированию и развитию представлений об узбекской народной музыкальной культуре в школах, в разрезе предметов эстетического цикла.
Ключевые слова: маком, историческая основа, виды макома, музыкальная педагогика, кластерный подход, творческая индустрия.
METHODS INTRODUCING MAKOMS TYPES IN THE GENERAL MUSIC
EDUCATION
ABSTRACT
The article analyzes the methods of the cluster approach in the study of the ancient genre of poppy in general music education, which contributes to the formation and development of ideas about Uzbek folk music culture in schools, in the context of subjects of the aesthetic cycle.
Keywords: makom, historical basis, types of makom, music pedagogy, cluster approach, creative industry.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы основана на различных аспектах. Одним из них является новый подход в методике преподавания макома как на базе средней школы, так и создание новой технологической цепочки в освоении макома, как музыкально-этнического и общенационального явления. Для этого предполагается создание кластера.
Следующий аспект — это сохранение и приумножение национального сокровища, культурного наследия узбекского народа. В условиях духовного возрождения именно проблема фундаментального изучения классической
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
музыки приобретает важное значение. С чем связаны ряд положений, постановлений и указов президента Республики Узбекистан, которые направлены на реформирование сферы музыки и искусства, сохранение Шашмакома, как основного жанра Узбекской классической музыки.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ
В 2003 году Шашмаком признан ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества.
В 2008 году Шашмаком включён в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Искусством Шашмакома интересуются различные государства не только стран Востока, но и Европы именно с научной точки зрения. В Германии в 2012 году проводилась конференция посвященная изданию сборника «Шашмаком», авторами которого являются Арий Бабаханов и Ангелика Юнг. В рамках Фестиваля Шарк тароналари также проводятся конференции, форумы по изучению и пропаганде Шашмаком. Так, например на 5 конференции приняли участие более 20 стран. [1]
Регулярно проводится фестиваль исполнителей макома в Шахрисабзе, в котором принимают участие представители Индии, Азербайджана, Ирана, Турции, Узбекистана, Таджикистана, а также ценители восточной музыки стран Европы.
В рамках программы ЮНЕСКО «Шашмаком - классическая музыка Центральной Азии» в период 2005-2007 годов были проведения научные экспедиции, что позволило создать базу данных об узбекских макомах, опубликованы научные труды И.Раджабова, Р.Юнусова, О.Ибрагимова, сборник «Юнус Раджаби. Узбекские макомы. Шашмаком», исследование О.Матякубова, Р.Болтаева, Х.Аминова «Узбекская нотация» (о хорезмской танбурной нотации); материалы научных конференций и более 32 аудио дисков (цифровая интерпретация записей Шашмакома 60-х годов ХХ века и современных исполнителей макома), видео и мультимедиа, а также серия DVD по материалам научных экспедиций. Одной из действенных форм сохранности, преемственности и передачи традиций явились «Мастер-классы» известных современных исполнителей искусства маком в консерватории, в ряде университетов и музыкальных колледжах Узбекистана, а также в рамках Международного фестиваля «Шарк тароналари» в Самарканде (2005, 2007). [2]
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
Маком — это явление не только музыкального, но и исторического значения.
Первые упоминания о макоме датируются второй половиной I-тысячелетия до нашей эры, период формирования государственности. Когда формируются такие государства как Согдиана, Бактрия, Хорезм, что обязательно требовало идеологического объединения и культурного фактора. Платон упоминал о существовании макома на основе 12 месяцев, что соответствовало циклу земледельческих работ. Зороастрийцы использовали данный цикл для исполнения гимнов молитв и заклинаний в честь богов -Ахурамазда, Анахита, Митра, Ясреб. И это является традиционным и народным достоянием именно оседлого народа и его культурой. И все эти гимны-21 книга «Авеста», которая содержит подробное описание правил и сводов жизни зороастрийцев. И благодаря Авесте сохраняются гимны, перешедшие через эпохальные события, распады империй, создания Шелкового пути, и становятся элементом устной музыкальной культуры народов, проживающих на территории современного Узбекистана. [3]
На фоне различных религий и культур, традиции макома сохранили себя как явление.
Приход арабов (VII-VIII века н.э.) принес запрет на все существующие культурные традиции, вероисповедания, религиозные культы и строжайшему запрету всего, что не укладывалось в рамки Ислама. Таким образом, в этот период наблюдается забвение макома.
Но с течением времени маком всё равно появляется в жизни народа, как неотъемлемый элемент его культуры. Он переживает этот период и формирование государств в XI-XII веках, снова входит в жизнь, но на уровне фольклора. Но с приходом тюркских династий и с началом формирования узбекского этноса приводит к необходимости распространения собственной культуры, традиций и эстетических канонов. [4] Таким образом, маком из фольклорного уровня поднимается до официального жанра музыкальной культуры. 12 макомов «Дувоздах маком» выходят на общее обозрение, в качестве гимнов, которые сопровождаются цветовым сопровождением. Появляются, так называемые парда-хона, в которых месхетер руководит исполнением макомов, при этом каждый из них соответствовал определённому цвету одежд исполнителей. Происходит распространение макома, как собственного музыкального жанра, неотъемлемой частью жизни каждого
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
жителя. Темой макома в это время заняты великие мыслители, философы, музыканты, поэты, такие как аль-Фароби, Ибн Сино, Сафиуддин Урмави, Абдулкадыр Марраги, Барбад Марви, Алишер Навои, Бедиль, Джами. Они обращаются к макому и считают необходимым не только исследовать, сохранить, но и обогатить и дополнить. В макоме видят музыкальный цикл, который достойно отражает жизнь народа, который станет частью каждого гражданина, общности. И таким образом став своеобразными курантами, маком пропагандируется среди населения, как собственная культура. [3] Появляется цель - приучать народ к последовательности исполнения, к пониманию различий (когда какой маком исполняется), определенные правила исполнения, состав инструментов. А цветовое сопровождение, в последствии отражается в вышивках, в орнаментах ковров, архитектурном оформлении. Таким образом, маком является уже связующим звеном всех видов культуры (Художественной культуры, поэзии и т.д.) Таким образом «Довуздахмаком» обращает на себя внимание и поэтому каждый человек, который заботится о сохранении традиций, он непосредственно обращается к макому- исследовать, закрепить и по возможности обогатить. Так как это сделали Барбад Марви, Нажмиддин Кавкаби, Дервиш Али-чанги, которые сделали маком фундаментальным явлением культуры. [3]
Наджмиддин Кавкаби свёл 12 макомов, по тоновой основе, к 6 макомам. Но скорее всего это произошло постепенно, усилиями не только Кавкаби, но и других музыкантов, которые в тот период (XVI в) жили в Бухаре.
Маком изменяется именно в после арабский период с приходом тюркских династий, время ассимиляции, смешения культур, в процессе этногенеза. И к XVI веку, когда уже происходит формирование узбекской нации, мы уже имеем школу Шашмакома. И окончательно Шашмаком сформировался в 18 веке, когда Бухарское ханство становится процветающим государством. Бухара сыграла основную роль в сохранении традиций макомата, т.к. это был культурный центр, где маком приобретает элитарность. Маком уходит из народной среды в элитно-придворную.
Что очень плодотворно сказывается на классике, нет различных интерпретаций, есть определённые правила исполнения, придворный этикет требовал соблюдения правил. Как например, Мухаммад Рахимхан Сони (18061825), правитель государства Хорезмского подписал указ о том, что «Макомы являются неприкосновенностью народа. Установить крайние меры наказания
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
для тех, кто осмелится умалять достоинства и значение макома, либо исполнять их искажения». [5]
XVI-XVIII века связаны с образованием государств Бухарского, Хивинского и Кокандского ханства. Бухарское ханство отличалось высокой культурой, стабильностью и выгодным местоположением. Таким образом формируется школа Шашмакома, формирование порядка исполнения частей Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох, Ирок, определённым составом инструментов, разделов. Существование трёх государств узбекского народа в XVI-XVIII вв приводит к созданию школ. Мы познакомились с бухарской школой, затем появляется хорезмская школа, а в последствии Фергано-Ташкентские макомные циклы на основе местных узбекских традиций. Она была в большей части связана с народной музыкой и отвечала вкусам городского населения. Таким образом маком является государственным жанром.
В XIX веке уже появляются Хорезмские макомы «Панджгох», благодаря Ниязджону Ходжи. Который при дворе Мухаммада Рахимхана обучил музыкантов исполнению бухарских макомов, которые в последствии были изменены и сложились в своеобразный, с отличительным стилем и инструментами, в маком Панджгох. И Махамат Ниёз Пахлавон Музабогил (Камил Хорезми) создал танбурную нотацию, которая и послужила основой для первых записей макомов, (хотя первую восточную нотопись находят в трудах Абу Али ибн Сино). Макомы Хорезма привлекают своей яркостью, местным колоритом. Хотя интонационно похожи на бухарские, но в них содержатся и свои оригинальные мелодии. Также разрешено было добавить в музыкальное сопровождение инструмент гармонь. Хорезмские музыканты несколько развили и расширили инструментальный раздел, заменив в них промежуточные части на хорезмские более развитые инструментальные пьесы (накш, сувора), поэтому некоторые из них названы их именами (Сакиль Ниязджон, Сакиль Феруз и т.д.).
Ташкентская школа отличается отсутствием инструментального раздела и меньшим количеством вокальных частей и получает название Чор-маком. Традиционно эти макомы исполняются певцами в сопровождении ансамбля, в который входят инструменты: танбур, гиджак, рубаб, най, дойра.
К началу XX вв исследователи этнографы, понимая значимость макома, стараются передать его в нотной записи. Так, как это сделали В.Успенский,
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
А.Беляев, Е.Миронова, Фуркат, а в последствии Ю.Раджаби записал их на грампластинки, тем самым увековечив Маком для будущих поколений. [6]
Искусство профессиональной музыки складывалось с первых веков нашей эры и по сей день, оно изучается, исполняется популярными исполнителями. И тем самым достигло совершенства благодаря неустанному труду поэтов, философов, певцов и музыкантов.
В постановление об искуустве маком президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева указано:
- регулярное проведение с на родине Амира Темура, в городе Шахрсабзе международного форума, посвященного искусству макома (каждые 2 года с 2018 года более 70 стран мира участвовали в первом форуме);
- создание Центра узбекского национального искусства макома, в задачи которого входит:
- создание «золотого фонда» шедевров классического и современного исполнения макомов
- проведению глубоких научно-теоретических исследований, созданию учебно-методической литературы;
- широкой популяризации искусства макома в нашей стране и за рубежом посредством радио и телевидения, других средств массовой информации и сети Интернет
-проведение конференций, форумов, фестивалей, конкурсов
- материальной и моральной поддержке деятельности наставников-макомистов, ученых-макомоведов и специалистов в этой области, талантливых и перспективных молодых исполнителей;
-дальнейшее развитие искусства макома в Узбекистане, возрождение и изучение на научной основе сложившихся исполнительских и творческих школ и традиций, наследия великих композиторов, хафизов и музыкантов.
- налаживание международного сотрудничества для проведения научных исследований в области искусства макома, а также его популяризации
- переложение на ноты узбекского классического музыкального наследия, расшифровку и внедрение в научный и культурный оборот имеющихся записей;
- создание учебников, пособий и научно-методической литературы по преподаванию в системе музыкального образования искусства макома как специального предмета;
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
- организовать на базе кафедры музыкального востоковедения Государственной консерватории Узбекистана кафедры «История и теория узбекского макома», преподавания специального предмета «Искусство макома».
-учреждение с 2018 года в целях поддержки и стимулирования артистов, осуществляющих активную творческую деятельность в данной сфере, премии по номинациям «Лучший солист-исполнитель макома», «Лучший музыкант-исполнитель макома», «Лучший наставник в искусстве макома», «Лучший пропагандист искусства макома», «Лучший молодой макомист».
Основной и главной задачей сейчас, является научить, дать представление об искусстве макома именно в школах, в разрезе предметов эстетического цикла, который способствует постижению детьми целостной художественной картины мира, так как в процессе слушания, исполнения, анализа музыки происходит «самообогащение личности». Развивается эстетический вкус, культура, мировоззрение. Но на сегодняшний день основной проблемой является «эмоциональная глухость» и отсутствие эмпатии, что приводит к проблемам в общении. Поэтому цель современного педагога, на сегодняшний день, это повышение качества образования за счёт совершенствования форм и методов обучения, отбора содержания музыкального образования через инновационные методы и формы обучения, внедрения образовательных технологий, кластерного подхода, как более прогрессивного и эффективного метода изучения. Весь этот комплекс формирует личностные качества обучающихся. Поэтому в настоящем исследовании рассмотрены методы, формы и приёмы преподавания теоретических основ макома в средней школе.
Было определено что, когда на уроках мы начинаем изучать теоретическую и историческую основу макома, то отмечаем узость кругозора детей в этой области. Музыкальная педагогика - часть общей педагогики, поэтому музыкальное образование включает в себя не только образование в узком смысле, но и воспитание, которое не является дополнением к процессу обучения, а составляет органичное единство с учебным процессом, назначение которого - художественно-эстетическое воспитание. История музыкальной педагогики Узбекистана связана с культурой и бытом народа, веками развивающего и преумножающего лучшие формы и методы музыкального воспитания и образования.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
Накопленный опыт в области музыкальной педагогики должен всесторонне изучаться и активно передаваться последующим поколениям. Теоретически все признают роль народного и национального фактора в искусстве. Практически же все нередко сводится лишь к внешним, языковым моментам. То есть, на деле не используются все возможности народного творчества. Изучение макома в педагогической теории и практике - это уникальный источник сохранения духовно-культурных достижений, так как нравственные идеалы и ценности не меняются с течением времени. На уроках, слушая различные музыкальные произведения, дети приобретают навыки внимательного, вдумчивого слушателя, учатся определять характер музыкального произведения, определять и различать на слух различные тембры музыкальных инструментов, знакомятся с многообразием видов и жанров узбекской классической музыки.
РЕЗУЛЬТАТЫ
При подборе музыкального материала обязательно учитываются возрастные особенности и индивидуальные возможности детей. По известному принципу «от простого - к сложному» строится работа по формированию навыков музыкального восприятия и анализа произведений Шашмаком. Шашмаком привлекает, прежде всего, своим содержанием, музыкальными формами, поэтическим строением газелей выдающихся поэтов Востока, творчество которых учащиеся изучают на уроках литературы и узбекского языка. Их знания в этом аспекте очень созвучны.
Исходными положениями когнитивного восприятия «теории макома» являются основные психолога - педагогические условия:
-доступность содержания обучения возрастным особенностям школьников;
-постепенность включения материала;
-его разнообразие и соответствие интересам, вкусам и потребностям учащихся;
- развитие творческих умений и навыков в процессе изучения макомов;
-обеспечение межпредметных связей и связи школьного и семейного воспитания в приобщении к узбекской национальной культуре.
Для практической реализации основных задач, важное значение имеет разработанная система специальных методов и приемов:
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
1) традиционные методы (словесные, наглядные, практические);
2) методы проблемно-творческого характера (предъявление проблемно-творческих заданий, создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем);
3) методы создания специальных эстетических ситуаций «погружения» в
среду
4) методы организации творческой деятельности на основе темы;
5) методы стимулирования интереса к активному освоению теории макома;
Развитие способности воспринимать музыкальные явления формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Поэтому, чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем больше условий для эмоционально-осознанного восприятия ими музыкального материала.
Главной целью является развитие музыкального восприятия, воспитание музыкальной культуры; приобщение детей к шедеврам узбекской национальной классики с самого начала обучения музыке. Таким образом предлагаемые методы обучения дают знания, но чтобы сформулировать у ребенка компетентное представление о макоме, необходимо живое звучание, вот в этом нам должен помочь кластерный подход. [9]
После теоретической информации учащиеся соприкаются не только с прослушиванием, но и встречаются с исполнителями макомов. Знакомятся с музыкальными инструментами, узнают о них больше, чтобы могли на слух определить различные части макома, а это возможно только при живом исполнении. Поэтому пример специализированной школы в Наманганской области является одним из главных субъектов кластера, где мы даём теоретическую основу, а дальнейшее привитие вкуса, интереса к этой музыке и дальнейшее развитие учащиеся получаем в непосредственном контакте с исполнителями. [9]
При ДШМИ открыты отделы исполнительства макома, которые в свою очередь могли бы пропагандировать маком в общеобразовательных школах, проводя концерты, музыкальные встречи, мастер-классы. И таким образом закончив полное объёмное формирование компетентного знания, которое ребёнок сможет применить на практике в жизни. Отличая эту культуру, жанр, понимая красоту этого произведения. Отсюда будет рождаться трепетное отношение, понятие того, что это часть твоей культуры, которую нужно не
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
только сберечь, но и приумножить, сохранить и передать будущим поколениям. Без создания такого кластера, мы рискуем остаться только со знаниями в формате информация, которые вряд ли ребёнок впоследствии сможет применить эффективно в своей жизни. [10]
Маком невозможен без обычаев, традиций, архитектуры, без погружения в эту эпоху, которая формировала этот жанр. И поэтому вместе с программой, которая даёт ребёнку тесное знакомства с историческими местами, эффективно включать экскурсии посещение мест, где ремесленники изготавливают свои изделия, и мест, где звучит живая музыка, которые должны быть любом историческом городе. Так как именно они дают понятие о всей ценности культуры Узбекского народа, и это даст нам развитие интеллектуального детского туризма, который от всех остальных видов туризма формирует личность с обширным мировоззрением, патриотическим настроем, любви не просто к своей Родине, но и к каждому уголку своего города, села. В результате, общество приобретает достойных граждан своего государства, которые будут стремиться приумножить богатства своей Родины. [7]
Целесообразно дополнить систему изучения макомата привлечением учреждений такого типа как консерватория, филармония, театры, концертные залы. Так как, к искусству макома обращаются и современные композиторы, как к неиссякаемому источнику композиторского творчества. Например, в опере «Лейли и Меджнун» Р.Глиэра и Т.Садыкова, большая часть сольных номеров основана на цитатах и образцах из узбекского музыкального наследия. Так образ Кайса раскрывается через мелодию макома «Ирок»- отрывок из 2 отдела вокальной части макома Бузрук. Или же 9 симфония М. Таджиева, в которой представлены мелодии из вокального раздела макома Дугох. По другому пути идёт таджикский композитор З. Шахиди в своей композиции «Симфония макомов». В основе этого сочинения две темы: одна напоминает напев Наср Ушшок из макома Рост, другая тему из макома Бузрук. В произведении для хора (а капелла) М.Бафоева «Отзвуки макома» на стихи поэтессы Увайси (XIX в) или же его симфония «Газель» по мотивам поэзии А. Навои. Также в Симфонии Махмудова «Наво». В консерватории и филармонии ученики должны прийти к выводу, что «золотые зёрна» народной музыки дают совершенные всходы, когда к ним прикасается рука художника с утончённым вкусом и творческой фантазией, большим интеллектом и профессиональным мастерством. Именно здесь ребёнок может послушать живую музыку, чтобы
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
связать воедино тот образ, который формируется на протяжении учебного цикла. [4]
Фонд «Олтин мерос» непосредственно занимается сохранением культурного наследия, поэтому предлагается организовать выставки, где учащиеся, входя в зал, могли бы просмотреть древние записи нот XVIII-XIX вв., старые фотографии, инструменты. Они могут соприкоснуться с той живой историей, которая могла бы обогатить их эмоционально, которая разбудит их души и привлечёт интерес. [5]
Кластерный подход нацелен на перспективу. Можно расширить его и в идеале создать творческую индустрию, которая будет состоять из различных элементов, которые будут взаимодействовать между собой. Это была бы уже выработана целая технология по изучению макомата. Готовая, которая от первых знаний в классе до компьютерных программ, киноиндустрии, галерейного бизнеса могла бы содержать всю линию творческой индустрии по созданию макомата. [6]
В наш 21 век, только занятия в виде лекций и теоретических знаний не достаточны. Нужно быть с детьми на одной волне. Нужны разработка таких программ, которые будут содержать разные квесты, задания творческого плана посвященные макому, которые заставляли бы размышлять, думать. Можно создать конкурсы в печатных изданиях.
Создавая индустрию в рамках «5 инициатив», мы получили бы готовый продукт, который не будет просто слушателем, но и пропагандистом, а может даже исполнителем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев различные точки зрения по вопросам кластеризации образовательного процесса и создания культурно -музыкальных центров в различных регионах страны, мы считаем вполне обоснованным реализацию кластерного подхода к развитию образования в сфере образования, так как это позволяет:
- проектировать экономически эффективную действительность, интегрирующую и комбинирующую различные элементы организационных структур систем образования и культуры;
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
- обосновать интеграцию образовательных учреждений в систему экономических взаимосвязей различных субъектов социокультурного пространства;
- представить образовательное учреждение культуры как субъект социально-культурной деятельности, выстраивающий эффективное сотрудничество с творческими предприятиями (к плюсам такого сотрудничества можно отнести возможность интеграции обучения с применением своих прикладных знаний в познание действительности, её преобразование);
- ориентировать образовательный процесс на совершенствование профессиональных компетенций, связанных с получением воспитательного эффекта от творческой деятельности;
- рассмотреть процесс, структуру и содержание образовательного кластера в обучении макомного явления в тесной связи с современными тенденциями развития социально-культурной среды, с учетом интересов всех субъектов кластера;
- удовлетворить более широкие образовательные потребности учеников за счет расширения образовательного пространства (в том числе материальной базы) в кластере и получения возможности обмена фондами, ресурсами (например, информационными), а также участия в научно-исследовательской деятельности при реализации совместных проектов с другими субъектами кластера, будь то ДШМИ, или творческие профессиональные коллективы, ансамбли макомистов из консерватории или других музыкальных спецшкол.
REFERENCES
1.Мирзиёев Ш.М. «О мерах по дальнейшему развитию национального искусства макома» - Т., 17 .11. 2017 .
2. Акрамова С.Х. История и историография музыкального искусства Таджикистана в первой половине ХХ века. - Душанбе: ТНУ, 2015. - С.4-6.
3. Наука и просвещение. -Ташкент, 1922. №2.
4. Успенский В.А. Классическая музыка узбеков. / В кн.: Успенский В.А. Научное наследие. Воспоминания современников / Под ред. И. Акбарова. -Ташкент: Издательство литературы и искусства, 1980. - 380 с.
5. Успенский В.А. Классическая музыка узбеков /Научное наследие. Воспоминания современников. Композиторское твор-во. Письма /Сост. и авт.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-518-530
проф. И.А. Акбаров. - Ташкент, 1980; Он же. Ауджи тюрк и его роль в развитии народной песни Бухары: там же. - C. 39-46; Он же. Катта ашула: там же. - C. 4851.
6. Узбекская классическая, профессиональная музыка устной традиции -маком на уроках музыкальной культуры в 5-7 класса/ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛ УЗБЕКИСТАНА /Ташкент - «Мехнат» - 2002
7. Рауф Кадыров. Музыкальная педагогика. Издательство «MUSIQA» Ташкент — 2009
8. Рустамбек Абдуллаев. Обряд и музыка в контексте культуры Узбекистана и Центральной Азии. Научный редактор - доктор искусствоведения, профессор Н. С.Янов-Яновская.Ташкент 2006.
9. Гордин В. Э., Матецкая М. В. Культурные кластеры как генераторы инноваций в развитии туризма в дестинации // Роль туризма в модернизации экономики: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2011. - С. 195-199
10. Акинфеева Е. В. Формирование и развитие региональных кластеров // Наука. Инновации. Образование. - 2008. - № 7. - С. 177-19
11. Мухитдинова, М. С. (2021). К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Scientific progress, 1(6).