ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-18-22
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конурова Лейла Руслановна
Преподаватель Гулистанского государственного университета
leyla [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности музыкальной терапии, как одного из методов рецептивного, активного и интегративного музыкального воспитания. В процессе своей работы учитель музыки использует методику активной музыкальной терапии: игра на различных музыкальных инструментах и пение. Сделан вывод о эффективности музыкальной терапии в рамках физическое и психологическое состояние детей.
Ключевые слова: музыка, музыкальная терапия, музыкальная грамота, коммуникативные связи, сопровождение, релаксация, эмоциональное состояние, влияние музыки.
ABSTRACT
The article examines the features of music therapy as one of the methods of receptive, active and integrative music education. In the course of his work, a music teacher uses the method of active music therapy: playing various musical instruments and singing. The conclusion is made about the effectiveness of music therapy in the framework of the physical and psychological state of children.
Keywords: music, music therapy, musical literacy, communication links, accompaniment, relaxation, emotional state, influence of music.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по поднятию на качественно новый уровень системы духовно-нравственного и физически гармоничного воспитания молодежи, ее обучения и воспитания» № ПП-3907 от 14 августа 2018 г., «...в нашей стране последовательно реализуются меры, направленные на формирование гармонично развитого поколения, воспитание духовно-нравственной и физически здоровой молодежи, превращение ее в активного участника проводимых реформ» [1].
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-18-22
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
В настоящее время решающую роль в использовании музыкальной терапии у подрастающего поколения играют детское дошкольное учреждение и конечно же, уроки музыки, направленные на развитии творческих способностей детей.
На музыкальных занятиях дети приобретают знания, умения и навыки по музыкальной грамоте, истории музыки, вокально - хоровой работе, которые создают колоссальную базу для дальнейшего музыкального самообразования и художественного самовоспитания, являющимися основой последующего познавательно-ценностного отношения личности к музыке, которая сможет понимать и наслаждаться музыкой всю свою жизнь. Общеизвестно, что только дошкольное учреждение может помочь подрастающему поколению творчески реализоваться, расширить коммуникативные связи, развить образовательные интересы и создать ценностные ориентации.
Влияние музыки в развитии творческих способностей детей играет большую роль в формировании сознания подрастающего поколения, его художественной и эстетической культуры, мобилизует его духовные силы и нравственность.
Музыка воздействует на развитие ребенка, побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям, ведёт к преобразованию окружающего, к активному мышлению.
В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной терапии, при помощи которой ребенок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Музыка способна влиять на душу ребенка, на его чувственные и нравственно-духовные переживания, преобразовывать окружающий мир, вести к активному мышлению, приобщать к духовному опыту человечества и выполнять важную социальную и воспитательную функцию. В музыке заложены широчайшие возможности общения. Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-18-22
Музыкальная терапия - это вид терапии, который помогает укрепить психическое, физическое и социальное здоровье детей в дошкольном учреждении. Слушание правильно подобранной музыки повышает настроение детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Утром встречают детей, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Музыкальные занятия с использованием технологий эффективны при учете возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.
Исследование С.В. Шушарджана свидетельствует, что музыка может способствовать более быстрому излечению от многих болезней. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, которая может быть использована для достижения этой цели - общение с детьми в музыкальных кружках.
К числу более поздних исследователей, внесших значительный вклад в изучение музыкальной терапии, можно назвать В. Петрушина, который в своих многочисленных работах эмпирическим путем доказал влияние музыки на психологическое здоровье и интеллектуальное развитие детей.
Процесс творческого развития дошкольников будет более эффективным, если в процессе деятельности будут использованы возможности творческих занятий, проводимых в форме комплексных музыкальных упражнений.
Во время комплексных занятий повышается активность детей, т.к. поставленные учителем музыки задачи предполагают свободу выбора слова и действий в ее реализации. Творческие занятия помогают раскрыть стеснительных детей, дают возможность детям почувствовать себя сопричастными ко всему, что происходит во время проводимых музыкальных действий, свободно выражают свои эмоции, радуются результатам коллективного труда.
Такие комплексные занятия способствуют воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств, дети способны выражать себя и ориентироваться в окружающем мире.
На основе музыкальной терапии диагностическое исследования позволило предложить программу комплексных музыкальных занятий для
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-18-22
дошкольников экспериментальной группы и разработать методические рекомендации для воспитателей.
Программа комплексных музыкальных занятий по развитию интереса к классической музыке у дошкольников включала в себя занятия, построенные на музыкальном материале произведений композиторов-классиков (П.И. Чайковский, М. И. Глинка, С.С. Прокофьев и т.д.).
К занятиям предполагались задания на творческую продуктивную деятельность: задания на своеобразное исполнение танцевальных движений; викторины; чтение поэтических отрывков; иллюстрирующих произведение и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее результативными методами организации ориентировки детей в этом репертуаре были: организация восприятия целостного музыкального произведения; вербальный анализ средств музыкальной выразительности.
Результаты исследования показывают, что развитие детей в музыкальной деятельности посредством музыкальной терапии, включая дидактические пособия и игры, сочетающие в себя все обучающие, развивающие и воспитательные функции, направленные не только на развитие музыкальных способностей, но и обогащающие опыт ребенка, способствуют формированию музыкальных способностей детей.
Таким образом, музыкальная терапия является научно признанным эффективным методом, основывающимся на использовании музыки как средства оказания лечебного, релаксирующего, стимулирующего эффекта.
REFERENCES
1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по поднятию на качественно новый уровень системы духовно-нравственного и физически гармоничного воспитания молодежи, ее обучения и воспитания» от 14 августа 2018 г. № ПП-3907
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1996. -376 с.
3. Шушарджан С.В. (20056) Современные методы музыкальной терапии и эффекты, возникающие при воздействии музыкой и различными акустическими сигналами на организм человека. Традиционная медицина, 2(7): 23-29.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-18-22
4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
5. Введение в музыкотерапию / Под ред.Г.Г. ДекеррФойгт. — СПб: Питер, 2003.
6. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия : руководство по психотерапии / Л.С. Брусиловский. - Ташкент: Медицина, 1979. - 275 с.
7. Ворожцова, О.А. (2004), Музыка и игра в детской психотерапии / О.А. Ворожцова. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 90 с.