Асланов Ш. Т. преподаватель музыкальная кафедра Навоийский государственный педагогический институт
ФАКТОРЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖАНРА МАКОМА В ИСКУССТВЕ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Аннотация: В данной статье рассматриваются виды макомного жанра и его роль в музыкальном искусстве и жизни человека.
Ключевые слова: Музыка, личность, образование, роль, искусство, узбекского народного музыка, жанр, маком.
Aslanov Sh. T. teacher music department Navoi State Pedagogical Institute
FACTORS OF RESTORATION AND DEVELOPMENT OF THE MAQOM GENRE IN THE ART OF UZBEK FOLKLOR MUSICAL
PERFORMANCE
Annotation: This article discusses the types of maqom genre and its role in the art of music and human life.
Key words: Music, personality, education, role, art, Uzbek folk music, genre, poppy.
В средние века сложился классический традиционный музыкально -вокальный жанр "маком", который по праву считается вершиной узбекской профессиональной музыки устной традиции. Некоторые исследователи видят в макомах развитие древнейших канонизированных песнопений, которые задолго до установления в Центральной Азии ислама были неразрывно связаны с астрологическими представлениями зороастрийцев. Вероятно, первоначально в определенные часы суток во время смены стражи предписывалось исполнение над крепостными или городскими воротами специальной ритуальной музыки, получившей название "маком", что в буквальном переводе с арабского означает "местоположение".
Шашмаком (в переводе с персидско-таджикского означающий «шесть макамов») - один из основных жанров классической музыки Центральной Азии, представленный в культуре Таджикистана и Узбекистана. Это утонченная инструментальная музыка и высоко профессиональное вокальное искусство.
Несмотря на близость отдельных сторон многосложной концепции Шашмакома к идеям суфизма и выражению духовной божественной гармонии, история Шашмакома тесно переплетается с политической историей Центральной Азии: развитие искусства Шашмакома часто зависело от прихотей властителей. Но и сегодня существование и развитие этого искусства в Центральной Азии по-прежнему во многом зависит от государственной поддержки, а также от энтузиазма традиционных музыкантов и работы преданных музыковедов.
В тоже время государство в наших странах с макомной традицией доминирует во всех сферах жизни, и в особенности в культуре, и здесь никак не обойтись без его активной роли. Роль государства в культуре была доминирующей и в недавний советский период истории. Так что преемственность сохраняется и имеет значение. В мусульманское средневековье государство также традиционно выступало главным покровителем и меценатом профессионального творчества. Но были и замечательные частные меценаты, как, например, великий Алишер Навои. Сложные классические формы музицирования, собственно говоря, и зародились-то во многом в недрах государственных форм музицирования (придворная традиция), и они не могут полноценно существовать без значительной финансовой поддержки. Представьте себе, какое финансирование нужно, чтобы поддерживать оперное искусство в странах Европы и США. Но там всегда есть дополнительная помощь от крупных частных компаний и меценатов самого разного масштаба.
Современный мир неизбежно влияет и будет влиять на разные аспекты и стороны Шашмакома и его исполнение. Имеются отдельные случаи, которые, к счастью, еще не стали тенденцией, «осовременить» искусство макомов, приблизить его к современным звуковым экспериментам, соединить в единовременных и спонтанных «творческих актах» искусство макомов с весьма далекими в художественном смысле видами новейшего музицирования (джаз, рэп и др.). Все эти эксперименты выглядят весьма курьезно и забавно, но они подтачивают традиционную аутентичную эстетику макомата, расшатывают его каноны, профанируют серьезное искусство. Другой более серьезный фактор влияния - это коммерциализация. Искусство макомов испытывает сильное влияние коммерциализации. Оно вынуждено подстраиваться под вкусы и запросы «свадебной аудитории» внутри страны или под запросы современной туристической индустрии. Это нередко влияет на форму подачи и интерпретацию классической музыки. Музыканты-макомисты нередко становятся частью современного шоу-бизнеса с набором таких его «ценностей», как стремление к шумному успеху, популярности, престижу, деланию карьеры и т.п. Все эти качества в былые времена были абсолютно чужды этическому кодексу традиционного музыканта. Но времена, как
известно, меняются. Можно привести и другие различные приметы нового времени.
Использованные источники:
1. Мирзиёев Ш.М. Мы построим наше великое будущее вместе с нашим смелым и благородным народом. Ташкент: «Узбекистон», 2017. 488с.
2. Ш.Рахматуллаев. Современный литературный узбекский язык. 2006, Издательство Университета.
3. Елистратова Г.Б. Музыкальное мышление как форма креативной деятельности. Дис. ...кан. филос. наук. Саранск, 2003. 198 с.
4. Машарипова. узбекский фольклор. Т., 2008.
5. Abu Nasr Forobiy. Fozil odamlar shahri. - T.: A.Qodiriy nomidagi xalq merosi nashriyoti, 1993. - с.222.
6. Хамидов Х. История узбекской традиционной певческой культуры. -Ташкент, 2016. - 54 с.
7. www.ziyonet.uz
8. www.lex.uz