13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 37
UDC 37
ПОЗДНЯКОВА К.А.
магистрант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: madamlalori@gmail.com
POZDNYAKOVA K.A.
Master's Student, Orel State University E-mail: madamlalori@gmail.com
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ПРАВА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES USED IN THE LESSONS OF LAW TO OVERCOME THE DEFORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS AND THE FORMATION OF THE LEGAL CULTURE OF STUDENTS
Статья посвящена вопросу исследования правового воспитания, как ведущего фактора, влияющего на формирование правовой культуры в общеобразовательном учреждении. Федеральный проект «Современная школа», утвержденный Президентом Российской Федерации, ставит приоритетную задачу перед общеобразовательными учреждениями - формирование правовой грамотности и правовой культуры обучающихся. Общеобразовательное учреждение выступает своеобразным этапом, на котором реализуется обязательный процесс формирования правовой культуры. Реализация правового воспитания на уроках является обязательной, но в комплексе с правовым обучением на уроках права (преподавания правового компонента обществозна-ния) может оказать более значительное влияние на правовое сознание воспитанников и правовую культуру, в целом.
Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовое сознание, деформации правосознания, правовое обучение, педагогические технологии, методы, приемы, используемые на уроках права при формировании правовой культуры.
The article is devoted to the study of legal education as a leading factor influencing the formation of legal culture in a general educational institution. The federal project «Modern School», approved by the President of the Russian Federation, sets a priority task for educational institutions - the formation of legal literacy and legal culture of students. A general educational institution acts as a kind of stage at which the obligatory process of forming a legal culture is realized. The implementation of legal education in the classroom is mandatory, but in combination with legal training in the lessons of law (teaching the legal component of social science) can have a more significant impact on the legal consciousness of pupils and legal culture in general.
Keywords: legal culture, legal education, legal consciousness, deformation of legal consciousness, legal training, pedagogical technologies, methods, techniques used in law lessons in the formation of legal culture.
Формирование правовой культуры у обучающихся, как целостный и многогранный процесс, предполагает не только реализацию воспитательного процесса во многих его формах, но и воздействие на правосознание воспитанников при организации урочной и внеурочной деятельности.
Все мы так или иначе взаимодействуем с обществом, развиваемся и социализируемся в нем. Такое функционирование очень важно для создания гражданского общества. Гражданское общество является своеобразной гарантией соблюдения прав и свобод человека, что является предпосылкой к формированию правового государства. А важной предпосылкой к формированию развитого гражданского общества является формирование правовой культуры населения на высоком уровне. Важнейшая цель многих развивающихся государств - формирование правового государства. В Российской Федерации есть предпосылки к достижению этой цели, но впереди предстоит пройти еще много этапов, чтобы приблизиться к ней.
«Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального
согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов» [1]. Таким образом, достижение всех этих факторов является важным для государства, общества и личности.
Формирование правовой культуры на уроках является одной из ключевых задач, которые необходимо реализовать. Формирование правовой культуры происходит не только на уроках права или обществознания, но и при организации образовательного процесса литературы, истории, МХК и других гуманитарных дисциплин, реализуемых в общеобразовательных учреждениях. Правовое воспитание, как основополагающий элемент правовой культуры, реализуется также при преподавании гуманитарных дисциплин, но особое место оно, как и воздействие на правовое сознание воспитанников, занимает на уроках права (преподавание правового компонента обществознания).
Ибрагимова З.Н. справедливо полагает, что «право-
© Позднякова К.А. © Pozdnyakova K.A.
вое сознание - это синтез динамичной, находящейся в непрерывном совершенствовании системы правовых знаний, образующихся с помощью правового мышления, которые под влиянием чувств, эмоций, настроений, воли, становятся правовыми убеждениями, мировоззрением, определяют оценки правовых явлений, формируют ценностные ориентации, социально-правовые установки, регулирующие правовое поведение человека» [6, с. 29].
По мнению учителей, имеющих большой стаж работы в образовательных учреждениях, правовое сознание школьников необходимо целенаправленно и систематически формировать.
На протяжении всей жизни каждый непрерывно взаимодействует с правом, кто-то только со стороны реализации своих прав и свобод, а также защиты их. Кто-то взаимодействует с правом на профессиональном уровне. В.К. Бабаев выделяет 3 уровня правового сознания личности:
• обыденный уровень (отношение к праву, как к бытовому средству регулирования взаимоотношений);
• профессиональный уровень правового сознания (юристы-практики, которые взаимодействуют с правовой системой при выполнении своих должностных обязанностей);
• теоретический уровень (такой вид правового сознания присущ группе ученых-теоретиков).
От отношения воспитанников к праву и правовым явлениям, а также наполненность правовыми знаниями зависит уровень сформированности правовой культуры в целом. В идеальном смысле, правовое сознание должно отражать уровень правовых знаний личности, ее уважительное отношение к праву, понимание важности права. Происходящие процессы в обществе и правовая действительность в российской системе права влияют на изменение правовых параметров, характеристик, что провоцирует деформацию правового сознания личности. По мнению Г.В. Назаренко дефектом правосознания выступают недостатки правового сознания, которые говорят о его несформированности. В связи с этим, необходимо рассмотреть основные деформации правового сознания.
Самым распространенным видом деформации правосознания личности является правовой нигилизм. Хотя само понятие начало рассматриваться правоведами в конце 19 - начале 20 века, это явление достаточно давно существует в России. Правовой нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - это отрицательное (негативное) отношение человека к праву, пренебрежение ко всем правовым явлениям, а также отрицание его значимости. На уровне обыденного правового сознания выражается в форме отрицательных установок, идеологических убеждений и стереотипов. Соответственно, в процессе обучения и воспитания личности следует корректировать установки на правовые, развеять стереотипы о праве на уроках, а также внеурочной деятельности. Приведение примеров из собственной жизни, знакомство с сотрудниками правоохранительных органов та-
кие приемы правового воспитания личности могут применяться для борьбы с правовым нигилизмом и другими дефектами правового сознания.
Некоторые теоретики не разграничивают понятия «правовой нигилизм» и «правовой инфантилизм». Однако, эти понятия не могут употребляться как тождественные. В отличие от правового нигилизма характерной особенностью правового инфантилизма является полное отсутствие или недостаточность правовых знаний, что приводит к несформированности правовых убеждений.
Еще одним, довольно распространенным, видом деформации правового сознания является правовой фетишизм. Он выражается в преувеличении роли права в обычной жизни. Право ложно принимают как явление, которое способно решить все возникающие ситуации, порой требующие более комплексного решения.
Существуют дефекты правового сознания, которые не так распространены, как вышеперечисленные. К ним можно отнести правовую демагогию, правовой релятивизм, правовой субъективизм, правовой популизм, правовой цинизм, правовой дилетантизм. Все они так или иначе искаженно отражают юридическую действительность и отрицательно влияют на формирование правовой культуры.
Существует много подходов к пониманию основных причин возникновения деформаций правового сознания. Выявив причины, необходимо приложить усилия для решения данной проблемы. На данный момент Российская Федерация находится на пути устранения причин, влияющих, в частности, на распространение правового нигилизма на территории нашего государства. Правовой нигилизм способствует развитию неблагоприятной среды для полноценного развития личности, функционирования общества и становления правовой культуры граждан. Борьба с ним является важным средством для достижения более глобальной цели -формирование правовой культуры населения, с целью построения правового государства.
Многие ученые считают, что основополагающими причинами зарождения правового нигилизма являются:
1. Противоречие между законом и фактическим решением споров, возникающих в общественных отношениях.
2. Отсутствие ограничений власти монарха, соответственно и наказуемости его деяний, а также неприкасаемость приближенных к власти.
3. Стремление людей отторгать механизмы правовой защиты своих прав и свобод.
На современном этапе развития общества, помимо исторических предпосылок, к причинам также относят несовершенство правовой системы и наличие правовых коллизий в законодательстве, неэффективную деятельность правоохранительных органов (А.И. Романова), систематическое нарушение прав человека, нередко, сопровождающееся покрывательством со стороны сотрудников правоохранительных органов, высокий уровень решения вопросов посредством дачи взятки, отката.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Для преодоления правового нигилизма на территории Российской Федерации требуется как осмысление теоретических и практических подходов, так и последующая их реализация. Большое значение должно уделяться комплексному подходу для борьбы с деформацией правового сознания. Нельзя реформировать одну составляющую, лучше приложить немного больше усилий и воздействовать сразу на все стороны функционирования правовой системы [4, с. 75].
Одним из важных факторов, влияющих на развитие дефектов правосознания, в частности, правового нигилизма является наличие большого количества правонарушений, в частности, преступлений. Существует объективная необходимость бороться с преступностью, особенно в верхних эшелонах власти. Эти действия покажут людям, что все равны перед законом и судом независимо от социального статуса, должности или имущественного положения. А также необходимо укрепление правопорядка и дисциплины в РФ.
Укрепление дисциплины на школьном этапе социализации личности возможно лишь при должном воздействии как со стороны родителей, так и учителей. При долгосрочном воспитательном процессе, направленном на преодоление дефектов правового сознания, путем укрепления дисциплины, у воспитанника возникает чувство самодисциплинирования и самовоспитания.
Формирование у населения уважительного отношения к правам и свободам, обеспечение их в процессе жизнедеятельности, исполнение своих обязанностей будут служить отличным базисом для борьбы с правовым нигилизмом и другими деформациями правового сознания, что будет способствовать формированию правовой культуры. Формировать у граждан уважительное отношение к правам других следует начинать с самого раннего возраста. Продолжать развивать уважительное отношения следует и в школе, таким образом, реализуя принцип непрерывности правового воспитания. К примеру, ФГОС содержит требование к образовательному процессу о наличии вариативной части домашнего задания. Таким образом, обучающие вправе сами выбрать из перечня перечисленных учителем задание. Реализация данного требования может вызвать интерес у обучающихся в процессе открытия «нового» знания, а также может улучшить отметки, так как школьники могут выбрать из перечня заданий то, которое больше по душе.
Многие ученые-теоретики считают, чтобы начать бороться с правовым нигилизмом в РФ, необходимо начать реформирование системы законодательства. А также, важной составляющей на пути борьбы с правовым нигилизмом в России является правовое просвещение населения. Именно правовое просвещение заслуживает большого внимания, так как непосредственно относится к форме правового воспитания личности, а значит и формированию правовой культуры на уроках права. Правовое просвещение личности может использоваться как форма организации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении на пути к совершенствованию правового сознания школьников.
Правовое убеждение - это «целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства» [2, с. 76]. Правовое просвещение обучающихся некоторыми понимается только как формирование правовых знаний у субъектов образовательного процесса. Но помимо правовых знаний правовое просвещение предполагает устойчивое базирование на морально-нравственной связи. Правовое просвещение как основное средство для коррекции правового сознания обучающихся на уроках права, может осуществляться в форме урока-встречи с сотрудниками правоохранительных органов.
Например, изучая тему «Оперативно-розыскная деятельность» в 9 классе, можно организовать встречу с уполномоченным на это сотрудником, который помимо теоретических знаний может поделиться и случаями из практики. Правовое просвещение в общеобразовательных учреждениях, как правило, носит информационный характер. Исходя из вышесказанного, правовое просвещение, как один из элементов правового воспитания, может выражаться в форме стендов на правовую тематику, школьной пропаганды, организации кружков и семинаров на правовые темы. А также большое значение при правовом просвещении имеют ролевые и деловые игры, которые имеют место на уроках права, как вид деятельности обучающихся.
Глобальной целью воздействия на правовое сознание и реализации правового воспитания является формирование правовой культуры обучающихся. Для реализации поведенческой и познавательной деятельности обучающихся на современном этапе организации образовательного процесса, в целях формирования правовой культуры на уроках права и, в целом, при организации процесса обучения и воспитания, применяются образовательные технологии. Применение образовательных технологий, их комбинирование на уроке права позволяет повышать качество образование и оказывать успешное воздействие на правовое сознание воспитанников. Образовательная технология дословно обозначает «наука о мастерстве обучения и воспитания».
Понятие «образовательная технология» имеет множество определений. Многие ученые сходятся во мнении, что образовательная технология представляет собой совокупность форм, методов, приемов и способов, с помощью которых происходит взаимодействие учителя и ученика в рамках процесса обучения и воспитания. Применение образовательных технологий предполагает достижение конкретного результата образовательного процесса при обеспечении комфортных условий для воспитанников с учетом личностно-ориентированного подхода.
В условиях реализации требований ФГОС на уроках права наиболее актуальными для формирования правовой культуры становятся следующие технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии;
2. Игровые технологии;
3. Информационно-коммуникационная технология;
4. Квест-технология;
5. Кейс-технология;
6. Педагогика сотрудничества;
7. Проектная технология;
8. Технология проблемного обучения;
9. Технология развития критического мышления.
Здоровьесберегающие технологии являются одним
из приоритетных видов деятельности по организации образовательного процесса, особенно после утверждения ФГОС. Применяется всегда, на всех уроках, имеет большое значение на современном этапе образования. Здоровьесберегающие технологии - это такие приемы и средства организации процесса обучения и воспитания, при реализации которых главной целью выступает сбережение здоровья обучающих от неблагоприятных факторов образовательной среды, а также формирование у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни и культуры здоровья. Например, в условиях развития современной школы, отличительными особенностями применения здоровьесберегающих технологий выступают:
• соблюдение требований СанПиН;
• наличие в штате общеобразовательного учреждения тьютера при реализации государственной программы «доступная среда»;
• формирование установок к побуждению на здоровый образ жизни;
• укрепление физиологического и психологического здоровья ребенка (принцип психологической и физической комфортности);
• реализация личностно-ориентированного подхода (с учетом особенностей и способностей обучающихся).
Игровые технологии достаточно часто используются педагогами в процессе обучения и воспитания. Игровая технология - это процесс обучения и воспитания, который сочетает в себе элементы игры и образования. Главной особенностью применения педагогической игры на уроке права является наличие нескольких целей. Помимо «открытия» нового знания обучающимися, педагог ставит перед собой цель - формирование правовой культуры воспитанников.
Педагогические игры, в целом, можно дифференцировать по виду деятельности:
1) физические;
2) интеллектуальные;
3) трудовые;
4) социальные;
5) психологические.
А.М. Новиков считает важным аспектом проведения правовой игры ее стадии. Он выделяет три обязательных стадии педагогической игры:
1) подготовительная (объяснение правил),
2) техническая (сама игра),
3) заключительная (рефлексия).
На уроках права в общеобразовательных учреждениях распространены 3 формы педагогической игры:
1) познавательная (интеллектуальная);
2) ролевая;
3) деловая.
Особенностями реализации игровых технология выступают различные факторы. Учеными доказана эффективность применения педагогических игр на уроках. Но важно сделать уточнение, что нельзя использовать игру, как основной метод обучения и воспитания, так как при частом использовании эффективность применения данной технологии будет наносить вред, ее эффективность снизится. В игру стоит вовлекать всех, необходимо вызвать интерес у всей группы воспитанников, возложить обязанности по контролю за соблюдением правил на ответственных и активных обучающихся, стоит чередовать детей, выполняющих активные роли игры, чтобы включить всех в процесс обучения и воспитания, с целью формирования правовой культуры. Одной из главной особенности педагогической игры является необходимость контроля со стороны учителя. Учитель может наблюдать со стороны, не оказывая ведущего управления обучающимися, но координировать игру при необходимости он обязан. Так как дети могут попросту заиграться, упустив самое главное - содержание правовой игры. Как правило, игровые технологии реализуются совместно с технологией педагогического сотрудничества.
Технология педагогического сотрудничества была разработана учителями - практиками (С.Л. Соловейчик Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, Б.П. Никитин). Суть этой технологии заключается в формировании условий для самостоятельного и всестороннего развития личности в процессе обучения и воспитания. Прибегнуть к этой технологии будет целесообразно с теми классами, в которых проведено продолжительное воспитательное воздействие, когда авторитет учителя будет незыблем, так как эта технология предполагает взаимодействие учителя и ученика как равных субъектов образовательного процесса. Учитель будет выступать в роли старшего наставника, авторитетного направляющего деятельности учеников.
Применение этой технологии позволяет более эффективно воздействовать на учеников с точки зрения психолого-социологического воздействия на личность, формируя или развивая необходимые навыки и умения. Например, уважение прав других участников образовательного процесса, исполнение возложенных на воспитанников обязанностей, взаимодействие с коллективом, а также такие важные качества для личности, как ответственность, самодисциплинированность, взаимопомощь и активная жизненная позиция.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
• Гуманно-личностный подход к ребенку (главная цель - формирование личностно-значимых качеств воспитанников);
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс (мотивационная часть - как важнейшее средство обучения в системе обучающих компонентов);
• Концепция воспитания (личность ребенка -центр воспитательной системы);
• Педагогизация окружающей среды (сотрудничество с важнейшими институтами социализации и становления личности, к примеру, семья).
Информационно-коммуникационные технологии по мнению И.Г. Захаровой представляют собой «совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображении ииспользовании информации в интересах ее пользователей» [5, с. 86]. По её мнению, массовое применение информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях происходит в 90-е годы. «Именно в этот период начинаются кардинальные действия по внедрению информационных технологий в образование. Это объясняется тем фактом, что в 1998 году относительно широко происходит внедрение в систему обучения глобальной сети Интернет, становится необходимым внедрение инноваций в образовательную программу» [8, с. 21].
ИКТ имеют большое значение для формирования правовой культуры школьников в процессе обучения и воспитания на уроках права. Например, даже в условиях пандемии существует возможность организации встреч с сотрудниками правоохранительных органов в режиме «онлайн». Также актуальность использования данной педагогической технологии позволяет реализовать такой важный принцип формирования правовой культуры, как непрерывность правового воздействия на личность. Существует возможность высылать правовую информацию, различные обучающие фильмы, проверять домашнее задание, а также проводить уроки в виртуальной реальности.
Кейс-технологии начали активно применяться учителями в общеобразовательных учреждениях России 6-7 лет назад. Такой вид образовательной технологии подразумевает развитие способностей учеников в процессе реализации образовательного процесса, а также научно-исследовательскую деятельность учителя при составлении кейса. Кейс-технологии представляют собой организацию активного обучения и воспитания в ходе познавательно-проблемной деятельности по решению задач-ситуаций (кейсов).
Таким образом, «открытие» нового знания в полном объеме происходит на первом уроке, а закрепление (включение в систему) знаний происходит на втором занятии, путем анализа задач-ситуаций. В ходе реализации данной технологии происходит формирование правовой культуры, так как, предлагаемые для решения ситуации, должны иметь непосредственное отношение к реальной жизни, а их решение будет иметь практико-ориентированную реализацию, путем формирования правовых ценностных ориентаций, правовых установок. Важной особенностью составления кейса учителем
является подбор не только жизненных, но и спорных ситуаций (наличие нескольких способов решения).
Квест-технологии широко используются учителями в процессе организации урочной и внеурочной деятельности. В соответствии с ФГОС, образование нового поколения требует внедрения и последующего использования образовательных технологий деятельностного типа. Существует мнение, что квест-технологии являются подвидом игровой технологии, но учителя-практики разделяют данные образовательные технологии. Квест в рамках общеобразовательного учреждения - это образовательная игра, в ходе которой обучающиеся взаимодействуют друг с другом и ведущим, выполняя определенные сюжетом игры задания. Учитель составляет правила, определяет педагогические цели квеста и организует сам процесс его проведения. Квест - форма взаимодействия учителя и обучающихся, которая способствует формированию умений и навыков по решению определенных задач на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета игровой деятельности. Применение квест-технологий в процессе формирования правовой культуры необходимо, так как в процессе участия в квесте обучающиеся закрепляют, полученные на уроках права знания, решают практические задачи, ситуации в ходе игровой деятельности, а также формируются правовые установки и правовые привычки [7, с. 78].
Проектная технология была предложена для реализации в образовательном учреждении Дж. Дьюи, который считал нужным строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. На современном этапе обучения и воспитания, в школах выполнение проекта является обязательным условием для допуска к единому государственному экзамену для старшеклассников. Целью применения проектной технологии является создание таких условий, при наличии которых обучающиеся будут самостоятельно получать недостающие знания по наиболее интересующих их теме, а также происходит развитие аналитического мышления. Применение проектной технологии возможно и на уроке права (правового компонента обще-ствознания). Конечной целью любого проекта является продукт. К примеру, выбрав тему для проекта «Способы защиты прав потребителя» конечным продуктом может являться создание памятки на заданную тематику, а также последующее ее распространение среди школьников и их родителей. Таким образом, в процессе выполнения проекта под руководством выбранного учителя, у обучающегося (обучающихся) происходит процесс самообразования, восполнение правовых пробелов, получение дополнительных знаний, умений и навыков. А также, помимо правового обучения, правового самовоспитания, происходит влияние на правовое сознание школьников. Таким образом, проектная технология непосредственно играет большую роль в формировании правовой культуры на уроках права.
Технология проблемного обучения получила рас-
пространение на территории России в период 19201930 годов. В СССР применение проблемного обучения было недолгим. Так как процесс образования осуществлялся посредством подхода, при котором происходит непосредственная передача знаний от учителя к ученику.
В современной школе, особенно с появлением ФГОС, проблемное обучение стало неотъемлемой частью обучения, в том числе правового. Если обратиться к требованиям по составлению технологической карты к уроку, можно увидеть этапы «Мотивация», в ходе которого учитель создает проблемную ситуацию, стимулируя, тем самым, интерес обучающихся к уроку. Следующим этапом урока будет «Целеполагание и планирование» - учащиеся формулируют цели и план урока, после чего уже приступают к «открытию» нового знания. Реализация проблемного обучения в ходе преподавания правового компонента обществознания или права, как самостоятельной дисциплины, позволяет реализовать деятельностный и практико-ориентированный подход, так как наличие проблемы предполагает ее решение, а также включение новых знаний в систему уже имеющихся.
Технология развития критического мышления была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил. В России начала использоваться как самостоятельная образовательная технология только на современном этапе преподавания. Ее применение на уроках права предполагает развитие
у детей мыслительных навыков, поисковых умений и оценочной деятельности [3, с. 25]. Например, на этапе мотивации учитель может задать противоречивый вопрос, ответ на который обучающие не могут дать исходя из имеющихся у них знаний. Урок на тему «Сделка». Учитель может спросить у обучающихся: «Можно ли продать квартиру с людьми?» Ответ учеников будет очевидным, в конце урока требуется раздать информационный материал с юридической практикой и вырезками из решений суда, из которых можно понять, что такие случаи есть и будут.
Формирование правовой культуры является сложным и многогранным процессом. В общеобразовательном учреждении уделяется большое внимание правовой культуре. Сочетая средства, методы, образовательные технологии, а также уделяя должное значение педагогическим условиям, формирование правовой культуры обучающихся на высоком уровне будет достигнуто к окончанию обучения. Так как глобальной целью на современном этапе реализации образовательного процесса является принцип «научить детей учиться», а также организовать процесс воспитания, в том числе, правового, таким образом, чтобы у воспитанников возникла мотивация на самовоспитание. А это значит, что, достигнув цели образования, обучающиеся сами смогут контролировать, а также повышать уровень своей правовой культуры.
Библиографический список
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан(утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168)// Российская газета, № 151, 14.07.2011.
2. Андреева Е.Е., Морозов Г.Б. Об эффективных формах правового просвещения граждан Российской Федерации// Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 76-78.
3. Бажайкина М.С. Опыт использования приемов технологии критического мышления на уроках обществоведческих дисциплин // Парадигма. 2019. №1. С. 23-33.
4. Берзегова С.А. Пути преодоления правового нигилизма // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. №1 (113). С. 72-78.
5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 137 с.
6. Ибрагимова З.Н. Правовая культура РФ в схемах и таблицах. Учебное пособие. Орел: Изд. «Переплетчик», 2017. 64 с.
7. Неустроева М.И. Кейс-технология в образовательном процессе // European science. 2016. №12 (22). С. 77-79.
8. Фролова Н.Х., Фролов Е.С. Становление информационно-коммуникационных технологий // Символ науки. 2018.№12. С. 19-23.
References
1. Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the development of legal literacy and legal awareness of citizens (approved by the President of the Russian Federation on 28.04.2011 No. Pr-1168) // Rossiyskaya Gazeta, No. 151, 14.07.2011.
2. Andreeva E.E., Morozov G.B. On effective forms of legal education of citizens of the Russian Federation // Pedagogical education in Russia. 2016. No. 1. Pp. 76-78.
3. Bazhaikina M.S. Experience in using the techniques of critical thinking technology in the lessons of social science disciplines // Paradigma. 2019. No. 1. Pp. 23-33.
4. Berzegova S.A. Ways to overcome legal nihilism // Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies. 2013. No. 1 (113). Pp. 72-78.
5. ZakharovaI.G. Information technologies in education: a textbook for students. institutions of higher. prof. education . 8th ed., Rev. and add. M .: Publishing Center "Academy", 2013. 137 p.
6. Ibragimova Z.N. Legal culture of the Russian Federation in diagrams and tables. Tutorial. - Eagle: Ed. "Bookbinder", 2017. 64 p.
7. NeustroevaM.I. Case technology in the educational process // European science. 2016. No. 12 (22). S. 77-79.
8. Frolova N.Kh., Frolov E.S. Formation of information and communication technologies // Symbol of Science. 2018. No. 12. Pp. 19-23.