Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ'

АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ УКЛАД ЖИЗНИ ШКОЛЫ / ПРАВОВЫЕ КУРСЫ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Патимат Дайитбеговна, Раджабова Раиса Валиевна, Алиева Зульфия Ибрагимовна

В данной статье, опираясь на результаты наблюдений за деятельностью учителей-правоведов общеобразовательных организаций и анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрены теоретические и методические основы правовой социализации учащейся молодежи, в условиях правового пространства школы; описаны возможности правовых курсов решении проблемы повышения уровня правосознания учащихся. Авторы делают вывод о том, что для успешного распространения полученного опыта в образовательных учреждениях необходимо вносить его в содержание подготовки будущих учителей права. Следует активно знакомить студентов с имеющимся опытом во время прохождения педагогической практики, в обязательные задания по педагогической практике необходимо включать организацию работы, направленную на формирование правовой культуры учащихся. Так же, крайне важно, осуществлять преемственность в процессе правового воспитания детей и молодежи и продолжать ее в условиях СПО и вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PRACTICAL EXPERIENCE OF LEGAL SOCIALIZATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE SCHOOL

In this article, based on the results of observations of the activities of teachers-jurists of general educational organizations and the analysis of psychological and pedagogical literature, the theoretical and methodological foundations of the legal socialization of students in the conditions of the legal space of the school are considered; the possibilities of legal courses for solving the problem of increasing the level of legal consciousness of students are described. The authors conclude that for the successful dissemination of the experience gained in educational institutions, it is necessary to include it in the content of the training of future teachers of law. It is necessary to actively acquaint students with the existing experience during the passage of pedagogical practice, in the mandatory tasks for pedagogical practice it is necessary to include the organization of work aimed at the formation of the legal culture of students. It is also extremely important to carry out continuity in the process of legal education of children and youth and continue it in the conditions of VET and universities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ»

time-consuming, arouses a certain interest among students [5,6]. They work a lot with different texts and dictionaries, realizing that the main condition for writing a good essay is to be fluent in the subject. After all, the students will have to express their own points of view, reasons, and draw conclusions. To structure the work logically, the first thing to do is to think about the outline of the essay. It usually consists of separate brief thesis on a given topic, which as they are disclosed should be argued and supported by evidence. So the accumulated experience will be useful to students in their future scientific work and will help them not only to write articles, but also to communicate with foreign colleagues and participate in international projects, conferences and international examinations.

Bibliography:

1. Banartseva, A.V., Vlasova, I.V. Chemistry in Medicine. Textbook. - Samara: Samara State Technical University, 2015. - P. 100.

2. Banartseva, A.V., Vlasova, I.V. Chemistry in Engineering. Textbook. - Samara: Samara State Technical University, 2017.

3. Banartseva, A.V., Vlasova, I.V. Chemistry in Nanosphere. Textbook. - Samara: Samara State Technical University, 2019. - P. 100.

4. Blinov V.I., Vinenko V.G., Sergeev I.S. Methods of teaching in higher education. Educational and practical textbook. -Moscow: Yurayt Publishers, 2013. - P. 315.

5. Bonami, D. English for future engineers / D. Bonami. - M.: High School, 1994. - 287 p.

6. Galskova N.D. Modern methodology for teaching foreign languages. - M., 2000. - 420 p.

7. Komarov A.S. Guide To Writing Essays in English. Textbook / A Guide To Successful Essay Writing. - M., 2018. - P. 152.

8. Selyantseva N.V.: USE. English Language. Essay: topics and arguments. Writing: topics and structure. - M., 2019. - P. 560.

9. Vlasova I.V., Mikhelkevich V.N. General cultural competences of bachelors of engineering and technology and their formation by means of foreign language / I.V. Vlasova, V.N. Mikhelkevich // Traditions and innovations in construction and architecture: materials of the 72nd All-Russian scientific and technical conference. - Samara: SAGASU. - 2015. - P. 364-372.

10. Vlasova I.V., Mikhelkevich V.N. The system of development and formation of general cultural competences of technical university students in the process of foreign language teaching / I.V. Vlasova, V.N. Mikhelkevich // Bulletin of Samara State Technical University. Psychological and Pedagogical Sciences Series. - Samara: SamGTU. - 2014. - № 4 (24). - P. 39-47.

11 .Yagudena A.R. Essay Designer in English. Textbook. - M., 2020. - P. 80.

12. Yagudena A.R. Secrets of English essay writing. Tips from an expert. - M., 2020. - P. 254.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения праву Гаджиева Патимат Дайитбеговна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Раджабова Раиса Валиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного

и международного права Алиева Зульфия Ибрагимовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

Аннотация. В данной статье, опираясь на результаты наблюдений за деятельностью учителей-правоведов общеобразовательных организаций и анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрены теоретические и методические основы правовой социализации учащейся молодежи, в условиях правового пространства школы; описаны возможности правовых курсов решении проблемы повышения уровня правосознания учащихся. Авторы делают вывод о том, что для успешного распространения полученного опыта в образовательных учреждениях необходимо вносить его в содержание подготовки будущих учителей права. Следует активно знакомить студентов с имеющимся опытом во время прохождения педагогической практики, в обязательные задания по педагогической практике необходимо включать организацию работы, направленную на формирование правовой культуры учащихся. Так же, крайне важно, осуществлять преемственность в процессе правового воспитания детей и молодежи и продолжать ее в условиях СПО и вузов.

Ключевые слова: демократический уклад жизни школы, правовые курсы, правовая культура, правомерное поведение.

Annotation. In this article, based on the results of observations of the activities of teachers-jurists of general educational organizations and the analysis of psychological and pedagogical literature, the theoretical and methodological foundations of the legal socialization of students in the conditions of the legal space of the school are considered; the possibilities of legal courses for solving the problem of increasing the level of legal consciousness of students are described. The authors conclude that for the successful dissemination of the experience gained in educational institutions, it is necessary to include it in the content of the training of future teachers of law. It is necessary to actively acquaint students with the existing experience during the passage of pedagogical practice, in the mandatory tasks for pedagogical practice it is necessary to include the organization of work aimed at the formation of the legal culture of students. It is also extremely important to carry out continuity in the process of legal education of children and youth and continue it in the conditions of VET and universities.

Keywords: democratic way of life of the school, legal courses, legal culture, lawful behavior.

Введение. В настоящий момент в Российской Федерации наблюдается тенденция. Согласно которой выпускники общеобразовательных школ обладают определёнными знаниями в области права, более - менее успешно сдают ЕГЭ по Обществознанию, но, как показали опросы, зачастую слабо владеют практическими навыками поведения на основе полученных правовых знаний. Это факт существенно снижает эффективность социализации подрастающего поколения в нашей стране. При этом среди молодёжи явно недостаточно распространены такие качества законопослушного гражданина, как законопослушность, активная гражданская позиция, способность к социальному творчеству и толерантность. В этой связи в обществе нарастают такие негативные тенденции, как усиление социальной апатии, растёт рост правонарушений среди молодёжи [1-7].

Изложение основного материала статьи. За последние годы в российских школах накоплен большой опыт организации правового воспитания школьников среди молодёжи на базе общеобразовательных учебных учреждений.

При этом можно выделить наиболее значимые факторы, способствующие развитию данного процесса:

• существенное повышение свобод в образовательных учреждениях, обусловленных демократизацией образования (прежде всего, свободы личности обучающихся, существенное расширение свободы в деятельности учителей);

• активное использование в работе школ положительного опыта воспитания подрастающего поколения последних лет в вопросах формирования правовой культуры учащихся;

• повсеместная реализация вариативности образования. предоставляющим школам права на выбор форм, методов. технологий обучения и воспитания учащихся и др.

Опыт работы подобного рода организаций, например, МБОУ СОШ лицея N051 г. Махачкала по правовому образованию и воспитанию учащихся видится нам одним из возможных направлений совершенствования всей общеобразовательной системы в сфере права.

Важным элементом школьного правового пространства является изучение учебных курсов, целью которых является изучение основ демократических принципов и ценностей современного правового государства и гражданского общества. В качестве примера можем привести учебный курс «Граждановедение».

В этом курсе подростки не столько повышаю осведомлённость в области права, но и приобретают ценнейший опыт соблюдения и отстаивания прав гражданина.

Отсюда вытекают цели и задачи данного курса (табл. 1):

Таблица 1

Цели и задачи учебной дисциплины курс «Граждановедение»

Цель курса Задачи курса

1. сформировать представления о правах и свободах человека как личной жизненной ценности. 1. способствовать приобретению опыта реализации прав гражданина и возможности отстаивания их; 2. помочь учащимся сформировать и осмыслить опыт различения как реализации, так и нарушения прав человека; 3. формировать умения создавать нормы и правила общей жизни, обсуждать их в коллективе.

Однако исходя из представления о важности формирования универсальных, надпредметных умений, в таком курсе могут успешно решаться задачи формирования умения вести дискуссии и участвовать в них, создавать тексты документального, нормативного характера, рецензировать тексты товарищей, ставить вопросы и давать на них ответы, проводить опросы общественного мнения и анализировать их результаты, умение анализировать собственную и коллективную деятельность, оценивать себя по выработанным критериям.

Структура учебного курса предполагает:

1. Изучение школьниками прав человека, законов государства по их обеспечению, проведение микросоциологических опросов родителей, населения по их отношению к правам человека, реализации прав в своей жизни.

2. Изучение школьных законов, подготовка проектов изменений и дополнений к ним, новых законов и положений, регулирующих жизнь школьного сообщества.

Здесь полезно проведение опросов в школе и сбор предложений по совершенствованию школьного законодательства, рецензирование проектов, подготовленных товарищами, проведение деловой игры, имитирующей законодательное собрание, обсуждение школьных законов, подготовленных учениками школы.

В результате освоения этой темы у школьников формируются представления о законотворческой деятельности, навыки ведения дискуссии, накапливается и осмысляется опыт решения проблем, существующих в школе.

Изучение основ отраслевого права - гражданского, трудового, уголовного. Ролевая игра в малых группах в юридическую консультацию. Ученики поочередно становятся клиентом, юристом-консультантом и экспертом, они задают друг другу вопросы, разыгрывают жизненные ситуации, пытаются правовым путем решить возникающие проблемы. Посещение суда по уголовным и гражданским делам, юридической конторы, полиции и т.п. [8].

Результат изучения раздела - формирование осведомлённости о правовых нормах; осмысление учащимся опыта применения правовых норм в повседневной жизни.

При изучении первой темы учащиеся знакомятся с важными правовыми документами - текстами Всеобщей декларации и Конвенции о правах ребенка.

В рамках данной темы предполагается чтение учащихся данных документов с последующим обсуждением непонятных терминов, которые встретились в Декларации или Конвенции. Далее - обязательное обсуждение прав ребёнка, согласно данным документам.

После коллективного обсуждения, для закрепления полученных знаний, учащимся предлагается занести в таблицу краткое содержание статей, разделив их на политические, гражданские и социальные, нормы.

Другой вариант вытекает из деятельностного подхода к процессу образования и основан на «проживании» и переживании соответствующих ситуаций, иначе говоря, деятельность учителя и учащихся строится на интерактивных технологиях обучения, что позволяет одновременно решить целый ряд дидактических задач.

В этом случае в начале первого урока ребятам предлагают попробовать составить перечень прав, которыми они не хотели бы обладать как в настоящий период своей жизни, так и в дальнейшем, когда они будут взрослыми. Вначале каждый сам в тетради коротко формулирует желаемые права и свободы. В этот момент не нужны никакие тесты и справочники, ребятам надо напомнить, что сейчас нет смысла вспоминать о том, что они читали о правах, смотрели по телевизору или слышали от взрослых. Важно как можно лучше представить свое будущее, свои мечты и желания и подумать, какие права нужны были бы, чтобы сбылось то, о чем ты мечтаешь про самого себя, что желаешь близким людям.

После этого целесообразно составить общий список прав, который желает иметь этот класс.

По ходу заполнения таблицы (ее можно заранее составить из пяти вертикальных колонок на нескольких развернутых листах тетради) в ее первой левой колонке записывается формулировка прав, предложенных ребятами. При этом вместе определяются близкие по смыслу выражения, с согласия авторов производят обобщение их в одно предложение. Тут же мотивируется деятельность по объединению в сходные понятия близких по смыслу предложений. Учитель подчеркивает важность такого умения и его сложность. Ведь надо уловить смысл каждого выражения, удержать несколько положений в своей памяти, соотнести смыслы, уловить их сходство или различие, сформулировать обобщенное предложение.

Далее учащиеся получают текст Всеобщей декларации прав человека, учитель рассказывает об истории принятия Всеобщей декларации прав человека в ООН в 1948 году.

При этом важно подчеркнуть, что впервые в истории планеты мировое сообщество смогло принять общий и единый для всех стран перечень прав жителя Земли.

После обсуждения Всеобщей декларации прав человека учитель приступает к обсуждению второй главы Конституции России, в которой излагаются все права, которые российское государство гарантирует гражданам своей страны.

Можно предложить сравнить статьи Конституции России и Декларации, положения Конституции с «нашими» нормативами. Несмотря на то, что авторы Конституции при подготовке этой главы соотносили ее положения с Декларацией, имеются и различия. Интересно узнать мнения ребят о причинах этих расхождений и еще раз зафиксировать, что та или иная норма может быть по разному сформулирована. Если найдены какие-то дополнительные права или положения, расширяющие статьи Декларации, то их надо занести в третий столбик таблицы «Конституции РФ» [12].

Если в школе имеются свои внутришкольные законы или писаные правила, интересно после прочтения записать их в четвертый столбик «Права в нашей школе», а затем обсудить с ребятами, каким статьям Декларации и Конституции соответствуют те или иные школьные нормы, а также причины отсутствия тех или иных прав во внутришкольном законодательстве( например, Положение об ученическом самоуправлекнии и т.д.). Если таких законов нет, можно ознакомиться с Уставом школы и также соотнести его положения со статьями Декларации и российской Конституции.

Большую роль в преподавании данного курса играют игровые технологии обучения, в частности, особый интерес у ребят вызывает деловая игра: поход в юридическую консультацию, которую следует проводить для закрепления изученного материала по теме права человека. Перед ее началом ученики объединяются в группы из трех человек: один из них принимает роль юриста, другой - клиента, третий - эксперта, оценивающего правовое поведение товарищей и правильность консультации. Члены каждой группы меняют свои позиции и проводят взаимооценку. При этом учащимся можно предложить ознакомиться с Уставом школы и соотнести положения устава со статьями Декларации и Российской Конституции. Проанализировать насколько Устав общеобразовательного учреждения соответствует статьям Всеобщей декларации прав человека и Российской Конституции.

Выводы. Таким образом, успешность правовой социализации учащихся в условиях образовательного пространства школы во многом зависит от того, насколько реализующийся образовательный процесс, характер взаимоотношений педагогов и учащихся, а так же учащихся между собой, характер действующих норм и правил школьной жизни будут соответствовать демократичным основам. Совокупность подобных условий жизнидеятельности образовательного учреждения ученые [9; 12 и др.] называют правовым пространством школы.

Обобщение опыта педагогического коллектива и учащихся лицея №51 г. Махачкалы показал, что это название подчеркивает с одной стороны - многообразие возможных форм деятельности и общности видов органов управления, обилие норм и правил, а с другой - конкретную направленность педагогической работы на формирование и осмысление опыта правового поведения всех участников учебно-воспитательного процесса.

Мы считаем, что для успешного распространения полученного опыта в образовательных учреждениях необходимо вносить его в содержание подготовки будущих учителей права. Необходимо активно знакомить студентов с имеющимся опытом во время прохождения педагогической практики, в обязательные задания по педагогической практике необходимо включать организацию работы, направленную на формирование правовой культуры учащихся. Это могут быть как уроки в рамках учебного процесса, так и внеклассные воспитательные мероприятия со школьниками [6]. Так же, крайне важно, осуществлять преемственность [7; 10; 11] в процессе правового воспитания детей и молодежи и продолжать ее в условиях СПО и вузов.

Литература:

1. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. -Москва, 2021.

2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

3. Гаджиева П.Д. Детям о правах (учебно-методическое пособие). - Махачкала, 2018. - С. 128.

4. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права // Право и образование. - 2014. -№ 1. - С. 48-54.

5. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Современные тенденции развития образования // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5 (54). - С. 152-153.

6. Гаджиева П.Д., Дудаев Г.С.Х., Серкерова Н.К. О вопросах формирования готовности будущего педагога к обеспечению прав ребенка в общеобразовательной школе // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). -С. 301-302.

7. Гаджиева П.Д., Серкерова Н.К., Коценко В.Н. Реализации идей социального проектирования в процессе формирования военно-патриотической направленности студенческой молодежи на основе взаимодействия общественных объединений и образовательных организаций // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 306-307.

8. Гражданское образование: Пособие для педагогов и работников образования / Сборник материалов разработанный под эгидой Совета Европы. Второе издание / Под редакцией Н. Воскресенской, И. Фрумина. - М., 2000

9. Ловничая, Т.Н. Формирование правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея: атвореф дисс. к.п.н. - Волгоград, 2003. - 23 с.

10. Сорокопуд Ю.В., Соловьева С.Н., Коценко В.Н. Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2 (81). - С. 41-43.

11. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 263-265.

12. Фиофанова О.А. Проектирование модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. - СПб. - 2007. - №9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.