Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИК / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апанович А. В., Базалий Р. В.

Представлен анализ теоретической литературы по педагогическим технологиям и описан процесс формирования профориентационных навыков у абитуриентов. По мнению авторов, проблема профориентации в настоящее время весьма актуальна и обусловлена тем, что многие старшеклассники относят себя к социально незащищенным слоям населения, требующим внимания и поддержки, поэтому важно изучить современные направления профориентационной работы в рамках самоопределения в старшей школе. Авторы анализируют различные подходы к организации и проведению педагогической работы по профессиональному самоопределению старшеклассников, рассматривают роль профориентации в этом процессе. Цель исследования - рассмотреть методы грамотной профориентационной работы со старшеклассниками, которые позволяют раскрыть их способности и склонности к будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апанович А. В., Базалий Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF CAREER GUIDANCE PREFERENCES OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The article analyzes the theoretical literature on pedagogical technologies and describes the process of formation of career guidance skills among applicants. According to the authors, the relevance of the problem is due to the fact that a large percentage of high school students consider themselves socially unprotected. Therefore it is important to study the current problems of career guidance in the framework of self-determination in high school. The authors analyze various approaches to the organization and conditions for conducting pedagogical work on professional self-determination of high school students, the role of career guidance in this process. The purpose of the study is to consider the methods of competent career guidance work with high school students, which allow them to reveal their abilities and preferences for the future profession.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 37.048.45

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ

ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

А. В. Апанович, Р. В. Базалий

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Представлен анализ теоретической литературы по педагогическим технологиям и описан процесс формирования профориентационных навыков у абитуриентов. По мнению авторов, проблема профориентации в настоящее время весьма актуальна и обусловлена тем, что многие старшеклассники относят себя к социально незащищенным слоям населения, требующим внимания и поддержки, поэтому важно изучить современные направления профориентационной работы в рамках самоопределения в старшей школе. Авторы анализируют различные подходы к организации и проведению педагогической работы по профессиональному самоопределению старшеклассников, рассматривают роль профориентации в этом процессе. Цель исследования — рассмотреть методы грамотной профориентационной работы со старшеклассниками, которые позволяют раскрыть их способности и склонности к будущей профессии.

Ключевые слова: образование, старшеклассник, профориентация, технология, педагогические технологии.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF CAREER GUIDANCE PREFERENCES OF HIGH SCHOOL STUDENTS

A. V. Apanovich, R. V. Bazaliy

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The article analyzes the theoretical literature on pedagogical technologies and describes the process of formation of career guidance skills among applicants. According to the authors, the relevance of the problem is due to the fact that a large percentage of high school students consider themselves socially unprotected. Therefore it is important to study the current problems of career guidance in the framework of self-determination in high school. The authors analyze various approaches to the organization and conditions for conducting pedagogical work on professional self-determination of high school students, the role of career guidance in this process. The purpose of the study is to consider the methods of competent career guidance work with high school students, which allow them to reveal their abilities and preferences for the future profession.

Keywords: education, high school student, career guidance, technology, pedagogical technologies.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов социализация молодого поколения, а также ориентация на будущую профессиональную деятельность значительно возросла.

На фоне того, что в российском обществе происходят значимые перемены, экономические преобразования, сфера образования также уходит от концепции «административного человека» в сторону «человека экономического». В основу последней концепции заложено предположение, что у личности есть собственный экономический интерес, который детерминирует в его дальнейшей трудовой деятельности.

Кроме того, молодежь сегодня оказалась в числе социально незащищенных слоев населения. Неверно выбранная профессия в старшем подростковом возрасте может поспособствовать и в дальнейшем социальной незащищенности, неспособности молодого

Молодой исследователь Дона [РУД! №3(36) 2022

человека быть профессионалом, поскольку он не будет удовлетворен своим трудом. Это приведет к некоторой трансформации ценностей профессии, самоопределения, человек в зрелом возрасте впоследствии может почувствовать себя потерянным, не нужным обществу [1].

Помимо этого, у современной школьной молодежи не вполне верное представление о жизненном успехе, на первое место часто выдвигаются материальные блага, при этом установки могут быть навязаны сверстниками, ближайшим окружением, желания самого подростка могут уходить на второй план.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что проведение профориентационной работы в рамках самоопределения в старшей школе является актуальной задачей.

Объект: педагогическая работа по профессиональному самоопределению в старшей школе.

Предмет: актуальные методы профориентационной работы со школьной молодежью в рамках профессионального самоопределения.

Цель: провести анализ организации педагогической работы по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Задачи:

- представить школьную молодежь (старшеклассников) как социально-демографическую группу;

- определить теоретические подходы к профессиональному самоопределению и роли профессиональной ориентации в этом процессе;

- охарактеризовать понятие и содержание профориентационной работы со старшеклассниками как основы для профессионального самоопределения;

- провести анализ примеров удачной организации профориентационной деятельности.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ и систематизация психолого-педагогической литературы.

2. Эмпирические: анализ документов, сравнение, группировка.

Основная часть. Старший подростковый возраст — период приобретения необходимого опыта в совокупности с имеющимися знаниями и навыками, которые позволят вступить во взрослую жизнь. Старшеклассники имеют особое нравственно-эмоциональное развитие: обладают критическим осмыслением происходящего, возможностью приобретения нарастающего логического мышления, проявляют активность и инициативность. Современные программы по профессиональной ориентации дают возможность решить имеющиеся проблемы в отношении установления взаимосвязей между знаниями и навыками, которые позволяют в дальнейшем достичь самоопределения в будущей профессиональной деятельности [2].

Социально-педагогическая деятельность в профессиональном самоопределении — это вид деятельности, который направлен на оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления посредством профессионально-ролевой адаптации и самоопределения для успешной интеграции в профессиональную среду. Содержание социально-педагогической деятельности включает в себя передачу учащимся специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к избранному виду профессиональной деятельности [3].

Базой данного исследования является МБОУ «Школа № 110» города Ростова-на-Дону. Здесь довольно успешно используется групповое и индивидуальное консультирование.

Молодой исследователь Дона [РУД! №3(36) 2022

Интерпретация и обсуждение результатов профконсультирования способствуют подбору подходящей сферы профессиональной деятельности с учетом индивидуальных психологических особенностей старшеклассника. Е. А. Климов ввёл в профориентационную практику следующий типовой план психологической работы с профессионально самоопределяющимся старшеклассником:

I. Определение профессиональных намерений старшеклассника:

1. Какие у тебя планы после окончания школы: учёба, работа, то и другое?

2. Какое учебное заведение предпочитаешь (если намерен получать дальнейшее образование)?

3. Опиши основное содержание будущей профессиональной деятельности и базовые профессиональные требования, которые предъявляются к человеку, овладевающему данной профессией.

II. Раскрыть предпочтения, склонности, способности, умения старшеклассника:

1. Расскажи о своих любимых предметах в школе и на занятиях во внеучебное время. Что тебе в них нравится?

2. Какие способности и умения ты раскрыл в себе? Насколько они развиты?

3. Обладаешь ли ты необходимыми способностями и умениями для успешного освоения выбранной профессии?

4. Каким образом ты совершенствуешь свои способности и умения?

5. Как родители (другие взрослые) повлияли (влияют) на развитие твоих способностей

и умений?

III. Сопоставить выявленные интересы, склонности, способности, умения старшеклассника с объективными профессиональными требованиями к выбранному виду деятельности.

IV. Определить уровень развития различных личностных качеств (навыков, умений, психологической направленности) старшеклассника.

V. Проверить психологическую готовность старшеклассника к выбору профессиональной деятельности.

VI. Дать старшекласснику и его родителям (воспитателям, кураторам) психологические рекомендации, которые помогут проанализировать личностные качества старшеклассника для выбора им определенной (наиболее подходящей для него) сферы деятельности/профессии.

Групповое консультирование дает возможность реализовать сразу несколько задач и соответствующих мероприятий по осуществлению профессиональной подготовки старшеклассников. Именно такой вид работы позволит использовать различные активизирующие методы, представленные в виде профориентационных игр, обсуждений путей для решения профориентационных задач. Для успешной реализации данной стратегии могут быть использованы следующие игры и упражнения:

Профориентационная игра «Цепочка профессий». Цель: развитие умения выделять общее среди различных видов трудовой деятельности.

Профориентационная игра «Кто есть кто?». Цель: предоставление участникам возможности сопоставить свой образ с различными профессиями на основании знания обучающихся друг о друге.

Игротренинг «Я и мир профессий». Цели:

- развитие навыка самостоятельной и групповой работы;

- развитие навыков планирования и оценки своей деятельности;

- расширение знаний о мире профессий;

- развитие осмысленного отношения обучающихся к своему профессиональному выбору;

- обеспечение готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

В данном учебном заведении проводится профориентационная работа со старшеклассниками, которая предполагает четкую направленность на подготовку к будущей профессии, возможность принятия самостоятельного решения. Наглядным примером послужил урок по информатике, который позволил старшеклассникам раскрыть имеющиеся у них в этом плане возможности и приобрести навыки, которые можно будет использовать в дальнейшем.

Были проведены как теоретические, так и практические занятия, применены различные методы и приемы обучения.

Одна из тем урока — «Компьютерные сети». Она затрагивает изучение сети Интернет. На таких уроках можно успешно совместить обучающий и профориентационный аспекты. Например, при изучении браузеров следует познакомить учеников с разделом «Работа и вакансии», посетить сайты различных учебных заведений, ознакомиться со списком актуальных и востребованных профессий.

На одном из уроков была предложена тема «Базы данных», с помощью которой раскрываются аналитические способности обучающихся, познаются ими основы программирования. Ученики ближе знакомятся с такими профессиями, как программист, аналитик компьютерных систем, инженер по автоматизированным системам.

Каждая изучаемая тема предмета «Информатика» дает обучающимся представление о всевозможных профессиях, способствует приобретению дополнительных навыков, которые в будущем могут определить ими выбор профессии.

Заключение. Для осуществления грамотной профориентационной работы со старшеклассниками очень важна поддержка их на всех уровнях. Педагогическая помощь заключается в раскрытии понимания среди старшеклассников их способностей и склонностей как возможности в развитии профессиональных интересов. Благодаря педагогу родителям легче понять, какие трудности могут ожидать школьников в выборе той или иной профессии. Учитель подбирает специальные программы и применяет индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы достичь цели профориентирования — помочь будущему выпускнику в осознанном выборе своей будущей профессии.

Библиографический список

1. Землянухина, Н. С. Целевые функции субъектов профессиональной ориентации / Н. С. Землянухина // Профессиональная ориентация. — 2019. — № 1. — С. 17-21.

2. Бахвалова, С. Б. Профориентация как фактор профессионального самоопределения школьников / С. Б. Бахвалова, Э. М. Киселева, И. В. Савельева // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 1 (86). — С. 96-99.

3. Губарькова, Е. Г. Система диагностической деятельности педагога-психолога в профориентации школьников / Е. Г. Губарькова // Профессиональная ориентация. — 2017. — № 2. — С. 38-40.

L4QQ/J

Об авторах:

Базалий Раиса Викторовна, доцент кафедры «Теория и методика профессионального образования» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат педагогических наук, labeznaya@yandex.ru

Апанович Анастасия Викторовна, студент кафедры «Теория и методика профессионального образования» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), napanovich@yandex .ru

About the Authors:

Basaliy, Raisa V., Associate professor, Department of Theory and Methodology of Vocational Education, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), Cand.Sci., labeznaya@yandex.ru

Apanovich, Anastasiya V., Student, Department of Theory and Methodology of Vocational Education, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), napanovich@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.