ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НА ПУТИ
К ВЫБОРУ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ 1 2
Куптель Е.В. , Пазюк К.Т. Email: [email protected]
1Куптель Екатерина Викторовна - магистрант;
2Пазюк Константин Терентьевич - доктор философских наук, профессор, кафедра экономической кибернетики, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация: в статье рассмотрены проблемы профессиональной ориентации в средней общеобразовательной школе, роль родителей и педагогического коллектива в вопросе выявления профориентационных склонностей и их дальнейший потенциал развития. Были изучены основные понятия профориентации, рассмотрены существующие проблемы в профориентационной сфере деятельности и осуществлении помощи педагогом-психологом в самоопределении старшеклассников, развитие их профессиональных навыков и выбора своей будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: школа, самоопределение, будущее, карьера, профориентация, образование, проблемы, способности, профессиональная деятельность.
PROFORIENTATION AS AN IMPORTANT ELEMENT ON THE WAY TO CHOOSING A FUTURE PROFESSION Kuptel E.V.1, Pazyuk КТ.2
1Kuptel Ekaterina Viktorovna - Master Student;
2Pazyuk Konstantin Terent'evich - Doctor of Philosophy, Professor, DEPARTMENT OF ECONOMIC CYBERNETICS, PACIFIC STATE UNIVERSITY, KHABAROVSK
Abstract: the article deals with the problems of vocational orientation in secondary schools, the role of parents and the teaching staff in the issue of identifying vocational orientation aptitudes and their future development potential. The basic concepts of vocational guidance were studied, existing problems in the vocational guidance field of activity and the implementation of the help of a psychologist in the self-determination of high school students, the development of their professional skills and the choice of their future professional activity were considered.
Keywords: school, self-determination, future, career, vocational guidance, education, problems, abilities, professional activities.
УДК 37.047
В современном обществе существуют проблемы, с которыми сталкиваются выпускники школ, к их числу относится неопределенность в выборе будущей профессии и своем предназначении. Далеко не каждый старшеклассник понимает, кем он хочет стать. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения старшеклассников. К ним относятся: система профориентации, которая вооружает школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий и умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе
профессии; общественно-значимые мотивы выбора профессии; формирование элементов культуры в процессе подготовки учащихся к осознанному выбору профессии [1, с. 270].
Выбор профессии - одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни, поскольку все хотят, чтобы работа соответствовала интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась. На выбор профессии оказывает влияние множество факторов - это и собственные интересы, и способности, и мнение друзей и родителей. Одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии - это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить необходимое образование.
При выборе профессии у выпускника школы возникает множество вопросов, порой очень противоречивых. Многие родители, думая о будущем своего ребенка не учитывают мнение и способности самого ребенка, не редко ориентируясь не на возможности и желания, а на престиж и прибыльность будущей профессии. Сами же дети не всегда адекватно выбирают направление, зачастую следуя веяниям моды или действуя под влиянием друзей и кумиров [2, с. 35].
Еще одна проблема - это слабая осведомленность родителей и школьников. Очень часто возникает ситуация, когда ученик не обращает внимание на те или иные специальности лишь потому что не знает, чем занимаются люди этих специальностей.
Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей и является актуальной темой исследования. Основополагающими целями профориентации являются - формирования у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и необходимостью общества в определенных кадрах, требованиям к современному индивидууму. Значительному затормаживанию развития профориентации является тот факт, что она, как правило, не рассчитана на индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой [3, с. 120].
По результатам опрошенных около 75% людей выбирают свою будущую профессию обращая внимание на выбор сверстников или слушая советы родителей и преподавателей, или возлагают всю ответственность на результаты ЕГЭ, кто-то выбирает вуз на комфортном расстоянии от дома. 50% и вовсе не имеют понятия о сути своей профессии и её предназначение. Около 60% молодых специалистов хотят поменять свою профессиональную деятельность уже после первого года работы. И только 17% выбрали профессию, ещё учась в школе. Перечисленные факты лишь подтверждают важную роль средней школы [4, с. 139].
Профессиональная ориентация выпускников раскрывает перспективы, которые могут быть реализованы благодаря его способностям. Это касается как результатов учащегося, так и путей их достижения. Качественная профессиональная ориентация старшеклассника - это есть его карьерный рост, выбор социально значимой профессии, возможность получения дополнительного образования.
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Педагогические и психологические аспекты профессиональной ориентации являются предметом исследований Жеребина В.М., Синявского В.В., Климов Е.А.
Сейчас существует много интернет сайтов с различными тестами, выявляющими примерную профессию ученика и профессиональные наклонности зачастую, в неверной трактовке. Хотелось бы верить, что в будущем выявление профориентации в школе выйдет на новый уровень и для ученика станет возможным не просто
прочитать описание будущей специальности, но и посмотреть «изнутри» рабочий
процесс и пообщаться с уже опытными специалистами в этой области.
Список литературы /References
1. Карушева А.В., Севостьянова Е.П. Особенности профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательных учреждений // Молодой ученый, 2016. № 4. С. 687-691.
2. Воронкова О.Б., Жиляков И.Ю. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / под ред. И.Ю. Жилякова. М.: Феникс, 2010. С. 315.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010. С. 200-304.
4. Волегов В.С. Подходы к определению пространства профессионального самоопределения/ под. ред. В.С. Волегов. Вестник Пермского национального исследовательсткого политехнического университета: Социально-экономические науки, 2016. С. 53-61.
5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М. Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. 218 с.
6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 99-544.