для формирования умений и навыков, для создания идей для осмысления, для решения конкретных коммуникативных задач.
1. Комарова А.И. Язык для специальных целей: содержание понятия // Вестн. Моск. ун-та. 1998. № 1. С. 70-75.
2. Скалкин В.Л. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А.А. Леонтьев. М., 1991. С. 173-180.
Поступила в редакцию 22.02.2008 г.
Tishkina I.A. Content aspect of distant introductory corrective course of foreign language for civil and municipal servants. In this article the content aspect of distant introductory corrective course of foreign language for civil and municipal servants is shown. The integrative components of the content of distant introductory corrective course are detached. Some kinds of typical situations of civil and municipal servants’ professional communication on the bases of which the language is learnt are described. The stages of selection of specific language material according to the principle of professional trend are defined as well.
Key words: distance education, introductory corrective course, typical situations.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
М.А. Данилова
В статье рассматриваются пути преодоления кризисной ситуации на селе с помощью совершенствования допрофессиональной подготовки старшеклассников сельских малокомплектных школ. Эту работу необходимо начинать с оказания помощи в выборе профессии, то есть с профессиональной ориентации. В статье дается содержание понятия профорентации, её цели, мотивы, задачи, содержание, средства, контроль и самоконтроль осуществления, основные результаты деятельности.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, агропромышленный комплекс, старшеклассник, сельские малокомплектные школы, уроки химии, деятельность.
Сложившаяся в России политика в сфере профессионального ресурса агропромышленного комплекса (АПК) оказалась недостаточно эффективной для успеха экономической реформы в этой области народного хозяйства страны. Поэтому одним из ключевых моментов деятельности государства является решение стратегической задачи на селе с помощью совершенствования допрофессиональной подготовки сельской молодежи [1].
Молодежь на селе в современных социально-экономических условиях является инновационной силой и трудовым потенциалом. Значит сегодня остро необходима разработка социально-образовательной программы сопровождения профессиональной карьеры молодежи на деятельность АПК, начиная со школьного возраста. Эту работу надо начинать с оказания помощи старшеклассникам в выборе профессии.
Нами проведена профориентационная работа среди старшеклассников по выбору и получению специальностей АПК (рис. 1).
Профориентация, т. е. помощь в выборе профессии, включает профпросвещение, профессиональный выбор, профконсульта-цию, профотбор и профадаптацию [2].
Все эти компоненты являются основой внешней мотивации ученика. Организация внутренней мотивировки, не навязывание другого мнения, позволяет преодолеть формализм выбора профессии АПК. Саморазвитие личности, грамотно осуществляемое в школьные годы, не может быть обеспечено только в условиях внешне мотивированной деятельности.
Важность внутренней мотивации школьника заключается в том, что анализ своих слабых и сильных сторон личности, осмысление учебных и трудовых результатов позволяет выстроить собственную программу дальнейшей деятельности по выбору профес-
сии. Важно как можно раньше развить у учащихся умение дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свои внутренние потребности. Включение ученика в такую деятельность будет способствовать формированию у него критического отношения к себе, составлению внутреннего представления об уровне своих возможно-
стей, а значит, ответственного отношения к профессиональной деятельности.
Переход школьника к регулированию своих действий по выбору профессий в сфере АПК непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт переживания в другом режиме, где все решают взрослые: родители, воспитатели, учителя. Внутренняя мотивация профориентации подразумевает:
Рис. 1. Особенности организации профориентации старшеклассников на деятельность агропромышленного комплекса
1) создание необходимого психологического настроя обучающихся;
2) обеспечение ситуации, когда учащиеся самостоятельно и объективно могут оценить свои способности и результаты;
3) составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап профориентации с учетом анализа полученных выводов.
Главной фигурой профориентации при внутренней мотивировке становится сам ученик, берущий на себя ответственность за профессиональное самоопределение и самореализацию. Учитель при этом только подводит ученика к самостоятельной деятельности по индивидуальному планированию профориентации на каждом этапе.
Осуществление внутренней мотивированной деятельности в процессе профориентации - это не только организация самостоятельной деятельности, но и обязательное преодоление сопутствующих трудностей, вызывающих напряженную работу интеллектуальных сил, в результате чего и происходит самостоятельный выбор профессий АПК. Это возможно только на основе положительных внутренних мотивов деятельности, т. е. самоуважения, самоутверждения, поддержания и повышения чувства собственного достоинства.
Такой подход позволяет выявить не только определившихся в выборе профессий АПК, требующих и заслуживающих мощной креативной поддержки, но и колеблющихся в своем самоопределении, которые нуждаются в особом внимании со стороны взрослых [3].
При осуществлении данной цели рассматривались следующие мотивы выбора профессий АПК.
I. Внешние мотивы.
1. Положительные:
- близость расположения места работы;
- оплата труда в денежной форме и на-турпродуктами;
- соответствие любимому школьному предмету;
- возможность применять в жизни знания, умения и навыки;
- спрос на рынке труда специалистов данной отрасли.
2. Отрицательные:
- влияние родителей и друзей;
- отсутствие другого выбора;
- ограниченность современной технической оснащенности;
- отсутствие престижности профессий АПК.
II. Внутренние мотивы.
1. Индивидуально значимые:
- возможность общения с природой;
- соответствие способностям и интересам;
- способствование умственному и физическому развитию;
- возможность для творчества;
- способствование дальнейшей учебе.
2. Социально значимые:
- высокое чувство ответственности и любви к природе, родному краю;
- возможность приносить пользу людям;
- возможность для профессионального роста, карьеры;
- реализация способности к руководству другими людьми.
При рассмотрении обстоятельств выбора профессионального будущего наблюдается борьба мотивов, что является стимулом к побуждению дальнейшей деятельности.
Для организации профессиональной ориентации старшеклассников на деятельность АПК решались следующие задачи:
1) осуществление информационно-справочной допрофессиональной грамотности учащихся;
2) формирование интереса к трудовой деятельности в АПК;
3) выработка качеств и свойств личности специалиста АПК;
4) усвоение теоретических знаний, развитие умений и навыков, необходимых для деятельности в АПК.
Решение данных задач позволили учащимся правильно сделать выбор профессиональных предпочтений и планировать свое профессиональное будущее.
Содержание профориентационной работы включало следующие компоненты, представленные в таблице 1.
Взаимосвязь компонентов дает устойчивый положительный результат по формированию социально значимой осознанности устойчивой внутренней мотивации выбора профессий АПК и своего места в жизни.
В нашей работе использовались следующие средства:
- научно-популярная и специальная литература о профессиях АПК;
Таблица 1
Компоненты профориентационной работы со школьниками
Название компонента Содержание компонента
I - Когнитивный компонент 1. Информационно-речевое и демонстрационное воздействие в учебно-воспитательном процессе с целью профориентации учащихся. 2. Теоретические знания фундаментальных наук, необходимых для деятельности в АПК. 3. Информационно-компьютерные сведения о деятельности и профессиях АПК. 4. Информация о специальностях агропромышленной направленности, которые можно получить в г. Мичуринске и других городах Тамбовской области
II - Мотивационный компонент 1. Ориентация старшеклассников в мире профессий для выбора профессиональных предпочтений. 2. Стимулирование познавательного интереса к деятельности в АПК. 3. Формирование познавательной потребности в освоении фундаментальных наук, необходимых для деятельности в АПК. 4. Выработка целенаправленной активности в формировании умений и навыков, необходимых для деятельности в АПК. 5. Побуждение к изучению своих личностно деловых качеств с целью профориентации. 6. Развитие самостоятельности в выборе профессиональных предпочтений
III - Практический компонент 1. Использование теоретических знаний при выполнении практических и лабораторных работ на уроках фундаментальных наук. 2. Применение умений и навыков в производственной практике, на учебно-опытном участке, в личном подсобном хозяйстве ЛПХ. 3. Изучение качеств и свойств личности специалиста АПК и сопоставление со своими личностно-деловыми качествами. 4. Самообразование по проблеме профессиональной деятельности АПК. 5. Продолжение обучения в учебных заведениях агропромышленной направленности
- современные информационно-компьютерные технологии профессиональной ориентации школьников;
- средства школьного учебно-воспитательного процесса для формирования знаний, умений и навыков фундаментальных наук, необходимых для деятельности в АПК;
- средства массовой информации (радио, печать, телевидение и т. д.) о деятельности АПК;
- материально-техническая база, используемая в производственной практике, личном подсобном хозяйстве.
Данные средства позволили осуществить профессиональную ориентацию учащихся на деятельность АПК полнее и многостороннее [4, 5].
Контроль и самоконтроль осуществлялся с помощью следующих методик: методика тестирования С.С. Гриншпуна «Определение личностной направленности»; методика диагностики и коррекции самооценки учащихся в процессе профессионального выбора С.И. Вершинина; методика сравнения профессиональных интересов учащихся с требованиями профессии С.И. Вершинина;
методика выявления мотивов выбора профессий АПК (из программы социальной адаптации выпускников учреждений профессионального образования к рынку труда); методика получения полной информации об учащихся в целях профориентации Е.А. Прошиц-кой; методика уточнения и дополнения профессионального выбора учащихся на основе соотношения их способностей и требований профессий С.И. Вершинина; методика выбора типа профессий Е.А. Климова «Нравится ли тебе, любишь ли ты, хотелось бы тебе?»; методика анкетирования профессиональных намерений (из программы профессионального курса для старшеклассников «Самопознание и выбор профессии»); методика развития самостоятельности учащихся при подготовке к выбору профессии С.С. Гриншпуна; методика оценивания личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе С.С. Гриншпуна; методика определения первоначального уровня подготовленности к труду С. С. Гриншпуна; методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения С.Н. Чистяковой [6-14].
Нами в данной статье приводится таблица сводных результатов, которые оценивались по вышеприведенным методикам. Результаты были получены в контрольной группе, организованной на базе Устинской средней общеобразовательной школы, и в экспериментальной группе, организованной на базе Стаев-ской средней общеобразовательной школы Мичуринского района (табл. 2).
Продолжение обучения выпускников Стаевской средней общеобразовательной школы в учебных заведениях агропромышленной направленности (Мичуринский колледж пищевой промышленности, Мичуринский аграрный колледж, Мичуринский промышленно-технологический колледж, Мичу-
ринский государственный аграрный университет) представлены в таблицах 3, 4.
Разработанная нами интегральная педагогическая технология, реализованная на уроках химии в Стаевской средней общеобразовательной школе Мичуринского района, дала положительные результаты:
1) сформированы представления школьников о результатах деятельности, проблемах и перспективах развития АПК как отрасли народного хозяйства;
2) выявлены профессиональные предпочтения и ориентация в мире профессий агропромышленной направленности;
3) получены старшеклассниками теоретические знания, практические умения и навыки, необходимые для деятельности в АПК;
Таблица 2
Сводные итоговые результаты экспериментальной деятельности по профориентации старшеклассников на деятельность агропромышленного комплекса
Уровни Информационносправочная допро фессиональная грамотность учащихся Интерес к трудовой деятельности АПК Качества и свойства личности специалиста АПК Знания, необходимые для деятельности в АПК Умения и навыки, необходимые для деятельности в АПК
до после до после до после до после до после
к э к э к э к э к э к э к э к э к э к э
Очень низкий 6,7 6,7 10 6,7 3,3 3,3 3,3
Низкий 53,3 30 43,3 13,3 73,3 86,7 33,3 16,7 20 6,7 20 2,3 63,3 50 36,7 13,3 40 33,3 26,7 13
Средний 36,7 70 23,3 26,7 20 13,3 26,7 10 46,7 80 36,7 23,3 36,7 50 26,7 26,7 50 66,7 40 23
Выше среднего 3,3 23,3 10 6,7 23,3 30 13,3 30 33,3 6,7 16,7 20 17 23
Высокий 3,3 50 6,7 40 16,7 6,7 56,7 43,3 57
Таблица 3
Трудоустройство выпускников 9 класса в Стаевской СОШ
Учебный год Всего выпускников Продолжили обучение в 10 классе Продолжили обучение в учебных заведениях АПК Продолжили обучение в других учебных заведениях
2003 /2004 13 6 2-15 % 4
2004 /2005 25 9 8-32 % 8
2005/2006 18 8 7-39 % 1
2006/2007 11 3 8-72 % -
Таблица 4
Трудоустройство выпускников 11 класса в Стаевской СОШ
Учебный год Всего выпускников Продолжили обучение в учебных заведениях АПК Продолжили обучение в других учебных заведениях Работают в сфере АПК Работают в других областях народного хозяйства
2003 / 2004 13 6-50 % 6 - 1
2004 / 2005 9 5-55,5 % 4 - -
2005 / 2006 6 3-50 % 3 - -
2006 / 2007 7 4-57 % 3
4) скорректирована самооценка личностно-деловых качеств выпускников; знание ими достоинств и недостатков в соответствии с требованиями профессий АПК; оценка их внутренних ресурсов и потенциала для достижения профессиональной цели;
5) повысилась личностная ответственность в профессиональном выборе на специальности агропромышленной направленности.
Таким образом, управляя процессом профессиональной ориентации в сельских школах, можно закрепить молодые кадры на селе и в АПК как важной отрасли экономики страны.
1. Забродин Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры // Школа и производство. 1999. № 6. С. 86-87.
2. Левиева С.И. Мир профессии: человек - природа. М., 1985.
3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. М., 2002.
4. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2007.
5. Столяренко А.М. Общая педагогика. М., 2006.
6. Вершинин С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора // Школа и производство. 1996. № 5. С. 87-89.
7. Вершинин С. И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессии // Школа и производство. 1996. №3. С. 90-93.
8. Вершинин С.И. Способности и выбор профессии // Школа и производство. 1996. № 4. С. 92-95.
9. Гриншпун С. С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе // Школа и производство. 1994. № 6. С. 9-14.
10. Гриншпун С. С. Развитие самостоятельности у учащихся при подготовке к выбору профессии // Школа и производство. 1995. № 6. С. 88-91.
11. Гриншпун С. С. Подготовка учащихся к ком-петентностному выбору профессии // Школа и производство. 1995. № 2. С. 17-19.
12. Климов Е.А. Как выбирать профессию: книга для учащихся. М., 1984.
13. Прошицкая Е.А. Методика изучения учащихся в целях профориентации // Школа и производство. 1994. № 2. С. 87-89.
14. Чистякова С.Н. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения. Тамбов, 2003.
Поступила в редакцию 20.02.2008 г.
Danilova M.A. Vocational guidance of senior pupils in rural small schools aimed at the work in the agroindustrial complex. The article describes some ways to overcome the crisis in the rural area by improving the preprofessional training of senior secondary school pupils. The initial step in carrying out this type of work implies giving pupils the assistance in choosing their future profession, i.e. their vocational guidance. The article deals with the content of the term “vocational guidance”, revealing the aims, motivation, tasks, means and ways of controlling the activity, which also include self-control. The main results of the activity are provided.
Key words: professional guidance, afro-industrial complex, senior-former, rural small schools, Chemistry lessons, activity.