Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №5, Том 6 / 2018, No 5, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-5-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN518.pdf
Статья поступила в редакцию 15.10.2018; опубликована 04.12.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Раимханова А.Ж. Условия, модели, механизмы и формы взаимодействия школы и вуза как структурные элементы организационно-педагогического обеспечения процесса профессионального самоопределения старшеклассников // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Raimkhanova A.Zh. (2018). Conditions, models, mechanisms and forms of interaction between the school and the university as structural elements of the organizational and pedagogical support of the process of high-school students' professional self-determination. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN518.pdf (in Russian)
УДК 37.016 ГРНТИ 14.15.15
Раимханова Айгуль Жолдыбековна
Республиканское государственное предприятие с правом хозяйственного ведения «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева», Астана, Казахстан Магистрант 2 курса специальности «Социальная педагогика и самопознание» (6М012300)
E-mail: [email protected]
Условия, модели, механизмы и формы взаимодействия школы и вуза как структурные элементы организационно-педагогического обеспечения процесса профессионального самоопределения старшеклассников
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ различных подходов к пониманию составляющих педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников. Автор заостряет внимание на существовании такой проблемы в профориентационной работе, как отсутствие системности в ее организации, и предлагает рассматривать в качестве структурных компонентов процесса профориентации условия, модели, механизмы и формы взаимодействия школы и вуза. Анализ работ по педагогическому сопровождению процесса профессионального самоопределения позволил автору продемонстрировать сходства и различия в теоретических взглядах современных исследователей. Отмечено, что чаще всего предметом исследований становятся разнообразные условия взаимодействия субъектов профессионально ориентационной системы. Однако сами условия нередко трактуются как принципы. Так, наиболее часто упоминаемым в диссертационных исследованиях принципом является преемственность (в отдельных случаях непрерывность) между средним и высшим образованием. Также затрагивается вопрос о неоднозначно трактуемом понятии «партнерство» субъектов профориентационной системы. Условия взаимодействия рассматриваются на различных уровнях: как требования к высшим учебным заведениям, как требования к общеобразовательной школе, как требования к сформированности отдельных личностных качеств у старшеклассников. Далее автор обращает внимание на представленность в научных работах моделей взаимодействия высших и средних учебных заведений, которые чаще всего представлены графическим образом. При этом автор отмечает, что механизмы взаимодействия, наделяемые им таким обязательным качеством, как
динамичность, в научных работах представлены недостаточно четко. В статье отмечается, что наиболее часто используемыми в отчетных стратегиях о профориентационной работе структурными элементами изучаемого процесса выступают конкретные формы взаимодействия в диаде «школе-вуз», в отрыве от других компонентов системы. Автор делает вывод о том, что системность позволяет достигать более надежных результатов в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профессиональная ориентация; условия эффективного взаимодействия школы и вуза; модели и механизмы профориентационной системы; формы профориентационной работы
Организационно-педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе профессионального самоопределения является актуальной задачей для основных субъектов профориентации - школы и вуза. Мы предлагаем понимать под профессиональной ориентацией систему практических, педагогических и иных воздействий общества на личность и личности на саму себя с целью формирования профессионального самоопределения [1, с. 97]. На практике профориентация редко носит системный характер. Причиной тому могут служить разночтения в том, что считать ее структурными составляющими. Анализ работ по проблемам профессионального самоопределения и профессиональной ориентации показал, что в большинстве случаев говоря о профориентации исследователи рассматривают понятия условия, модель, механизмы и формы взаимодействия ее основных субъектов.
Условия (в отдельных работах формат, фактор, принцип), модель, механизм и формы (средства) взаимодействия школы и вуза представляют собой неразрывный комплекс. То есть описывая взаимодействие, мы должны полагать, что в определенных условиях согласно определенному механизму функционирует некая определенным образом устроенная структурная модель, а конкретное содержание процессуальных действий представлено в виде форм этого взаимодействия. При этом, структурными элементами модели чаще всего выступают субъекты взаимодействия или отдельные представители субъектов взаимодействия.
Целесообразно четко разграничивать указанные выше понятия. Так Толковый словарь С.И. Ожегова трактует условие следующим образом:
1. Обстоятельство, от которого что-нибудь зависит.
2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон.
3. Устное или письменное соглашение о чём-нибудь, договорённость.
4. Правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности.
5. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь.
6. Данные, требования, из которых следует исходить.1
Такое толкование позволяет рассматривать довольно обширный перечень разнообразных организационно-педагогических и иных условий. Представляется закономерным, что именно условия, способствующие эффективности профессионального самоопределения старшеклассников, являются наиболее разработанным структурным элементом в изучаемой нами системе. На современном этапе принято рассматривать ряд таких организационно-педагогических условий. В.Н. Кузнецова выделяет следующие из них:
1 Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/253446 (дата обращения: 17.09.2018).
https://mir-nauki.com
ориентированный на личность подход в профориентационной работе; осознанность и активность учащихся в выборе профессии; полиформность работы профориентационного содержания [2, с. 20].
Другим часто называемым условием эффективности профессионального самоопределения во взаимодействии школы и вуза является преемственность. В частности, на вертикальном уровне - это преемственность между средним и высшим образованием (Л.Р. Радченко [3], И.И. Гуткина [4]). Педагогические условия взаимодействия школы и вуза, обеспечивающие непрерывность подготовки будущего специалиста, стали предметом исследования Т.В. Рыжовой [5]. Обеспечение преемственности посредством интеграции программ среднего общего и среднего профессионального образования вкупе с разработкой пакета нормативно-правовых документов, регулирующих взаимодействие школы и вуза, представлено в диссертационном исследовании С.Н. Рягина [6].
Исследователь Н.Б. Протасова говоря о педагогических условиях, обусловливающих эффективность процесса выбора профессии учащимися, называет следующие: обеспечение преемственности в диаде «гимназия-вуз»; применение ориентированного на личность подхода в организации процессов гимназического воспитания и образования; педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения; осуществление мониторинга деятельности учащихся и студентов в выборе профессии [7, с. 8].
А.А. Попов рассматривает преемственность как принцип, суть которого в том, что он ориентирует учителя на реализацию непрерывности в приобретении, расширении и преобразовании учащимися опыта социума. Принцип обеспечивается благодаря обоснованным с точки зрения науки и практики целеполаганию, содержанию, деятельности субъектов образования. Важное значение при этом имеет отбор эффективных форм, методов и средств обучения, направленных на реализацию индивидуальной траектории, доступной для коррекции на всех этапах образования [8, с. 8].
Наряду с этим автор очерчивает круг организационно-педагогических условий ориентированного на профессию образования в диаде «школа-вуз». Это профориентационная работа со школьниками, цель которой - осознание учащимися требований к студентам, к вузовским правилам и нормам; стимулирование учебной мотивации школьников; формирование у них умения учиться самостоятельно, организовывать процесс самоподготовки
Беря во внимание, что принцип в педагогике принято связывать с идеями или требованиями, следование которым позволяет достигать педагогических целей, то преемственность в деятельности субъектов профориентации действительно можно считать принципом. Единодушие исследователей по вопросу наделения преемственности особым «статусом» в профориентационной деятельности, позволяет рассматривать ее как само собой разумеющееся необходимое условие ее эффективности, многократно доказанное и обоснованное.
Другим неоднозначно трактуемым условием эффективности взаимодействия школы и вуза в профориентационной работе является партнерство. По сути партнерство является одним из видов социального взаимодействия наряду с соперничеством и конфликтом. И также, как и преемственность, выступает единственно оправданным форматом взаимодействия относительно других его видов. Ю.А. Сардушкина наделяет «партнёрство» конкретизированным значением и предлагает понимать его как обоюдовыгодный обмен разнообразными ресурсами для достижения референтных для обеих сторон (высшего и среднего учебных заведений) целей. Согласно этой формулировке полагается, что ресурсы,
[8, с. 7].
https://mir-nauki.com
подлежащие обмену, «стоимостно» равнозначны. Однако на деле, возможности вуза в ресурсном обеспечении процесса профессионального самоопределения шире.
Также Ю.А. Сардушкина доказывает, что реализация вузом программы профориентации, состоящей из отдельных модулей (элективных курсов) и обеспечивающей становление у старшеклассников умения делать осознанный самостоятельный выбор, является целесообразным условием результативности работы по профориентации в его взаимодействии со школой [9, с. 20].
Р.Г. Сабирова формулирует следующие условия успешной подготовки школьников к выбору профессии - наличие заинтересованности в труде, приобретение ЗУНов, имеющих отношение к будущей профессии, мировоззренческая зрелость, сформированность интересов, способностей и склонностей, достаточный уровень общей культуры личности выпускников средней школы [10, с. 16].
Педагогические и организационные условия, обеспечивающие профессиональное самоопредление школьников в образовательном пространстве «школа - дополнительное образование - вуз», выявлены и обоснованы С.Ю. Аверьяновой. При этом разработчик разделяет педагогические и организационные условия. В первую группу вошли: готовность педагогов (мотивационная, операционная, рефлексивная) использовать разнообразные методы, средства, формы обучения; согласие обучающихся на новые формы обучения, достаточный уровень мотивации с их стороны к работе в созданных условиях; осуществление новых дифференцированных форм контроля качества усвоения материала (как по профильным, так и по элективным дисциплинам), а также оценка сформированности соответствующих компетенций в предполагаемой профессии; мониторинг показателей развития личности школьников; обеспечение образовательного процесса дидактико-методическим материалом. Во второй группе: комфортность среды дополнительного образования, в которой происходит профессиональное самоопределение; развитие отношений партнерства с представителями социума, способными оказывать влияние на формирование самоопределения школьников в профессии; выработка алгоритмов сотрудничества в названном пространстве; создание соответствующей технико-материальной основы взаимодействия, обеспечивающей преподавание профильных дисциплин и элективных курсов, наличие площадки для практики и профессиональных проб; администрирование целостного образовательного пространства; кадровое и финансовое обеспечение образовательного процесса [11, с. 18].
Г.Н. Попкова пишет о взаимосвязанных организационно-педагогических условиях успешного профессионального самоопределения: создание единого образовательного пространства, специальная подготовка педагогов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников; повышение уровня активного самосовершенствования в ценностных и жизненных ориентациях учащихся [12, с. 23].
Д.М. Юсупова подчеркивает важность педагогической интеграции и преемственности педагогических процессов в школе и вузе, способствующих осуществлению профессионально направленного учебно-воспитательного процесса, как основы для организации совместной деятельности учителей школ и преподавателей вузов по совершенствованию системы профессионального воспитания старшеклассников. Д.М. Юсупова подчеркивает важность педагогической интеграции и преемственности педагогических процессов в школе и вузе. Это позволит, по мнению автора, так организовать совместную деятельность учителей школ и преподавателей вузов, чтобы оно было ориентировано на совершенствование всей системы воспитания старшеклассников - будущих профессионалов. Автор называет педагогические условия, обеспечивающие формирование высокого уровня профессиональных интересов в ходе сотрудничества школы и вуза:
а) осознанное принятие учителями и преподавателями факта необходимости сотрудничества в деле формирования профессиональных качеств;
б) деятельность педагогов всех субъектов профориентации должна быть согласованной;
в) весь педагогический процесс должен стать профессионально ориентированным;
г) предпрофессиональная деятельность должна войти в жизнь старших школьников органично, согласно механизму формирования необходимого профессионального качества;
д) компетентность педагогов в диагностике уровня сформированности профессиональных интересов и в организации деятельности по формированию этих интересов;
е) деятельность педагогов, включённых в процесс профориентации на всех уровнях, должна протекать в атмосфере сотрудничества и взаимодействия [13, с. 21-22].
А.А. Попов рассматривает не условия, а принципы непрерывности, технологичности, вариативности и завершенности обучения. Также подчеркивается необходимость учета образовательных потребностей учащихся и социального заказа их родителей [14].
Н.В. Таржуманян доказывает, что основными условиями, необходимыми для реализации технологии социально-педагогического сопровождения выбора профессии старшими школьниками в едином образовательном пространстве, выступают: согласованность действий всех стркутур и субъектов образовательного континуума по социально-педагогической поддержке профориентации; опора на индивидуальные возможности и особенности учащихся при организации и осуществлении деятельности по социально-педагогической поддержке профессионального выбора; соответствие качественного уровня развития социокультурной среды образовательного пространства воспитательно-образовательным нуждам старшеклассников; готовность участников социально-педагогического сопровождения профориентации старших школьников к реализации стоящих перед ними задач [15, с. 10].
Таким образом, условия, от наличия или создания которых зависит эффективность взаимодействия субъектов профориентации в процессе профессионального самоопределения, представляют собой обширный перечень разнообразных требований, правил, обстоятельств и др. При этом они могут выступать как необходимые качественные характеристики субъектов профориентации. То есть, школьники, школа, вузы и другие субъекты профориентационной системы, каждый со своей стороны, должны отвечать тем или иным требованиям или обеспечивать те или иные условия для ее эффективности. Говоря о школьниках, чаще всего исследователи говорят о различных аспектах сформированности их субъектности. Говоря о школе и вузе, имеют в виду педагогические подходы, принципы, технологии.
Если выявление и научное обоснование разнообразных организационно-педагогических условий эффективности взаимодействия школы и вуза в процессе профессионального самоопределения представляет собой большое исследовательское поле, то модель и механизмы взаимодействия разработаны в меньшей степени.
Wikipedia, ссылаясь на А.И. Уёмова и ISO/IEC/IEEE 24765:2010 Systems and software engineering Vocabulary, определяет модель как систему, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции. Взаимодействие школы и вуза представляет собой процесс, поэтому из всех видов моделей для описания процесса наиболее подходит функциональная модель, предназначенная для изучения особенностей работы
(функционирования) системы и её назначения во взаимосвязи с внутренними и внешними элементами.
Механизм - в обширном смысле - способ, которым сила переходит в действие; также -совокупность всех средств, необходимых для приведения в действие того или другого акта нашей деятельности. Это также, в переносном значении, внутреннее устройство, система функционирования чего-нибудь, аппарат какого-нибудь вида деятельности. Например, государственный механизм, т. е. совокупность разного рода учреждений, в деятельности которых осуществляется власть и выражается жизнь государства2.
Понятия модель и механизм зачастую описываются учеными как синонимичные. Вместе с тем, между ними есть существенная разница, связанная с динамическим характером механизма - он обеспечивает движение, описывает, каким именно образом функционирует модель.
А.В. Лученков и Н.Ф. Логинов классифицируют модели взаимодействия школы и вуза, центральным элементом в их классификации выступает школа. Всего они выделяют три модели: «Школа - центр», «Школа - партнер», «Школа - младший брат» [16]. Признавая, что большинство исследователей так или иначе сводят взаимодействие школы и вуза к взаимовыгодному партнерству, авторы ставят под сомнение реальное равенство субъект-субъектных отношений. За школой признается большая ответственность, так как она формирует заказ. Способность школы выстроить собственную программу профориентационной деятельности, при этом не с одним, а с несколькими вузами, показатель ее зрелости.
Г.А. Сикорская доказывает, что направленному решению проблемы профессионального самоопределения учащихся в парадигме успешной личностной самореализации призвано способствовать введение на старшей ступени школы профильного обучения. Автор предлагает прогностическую модель научно-педагогического обеспечения профильного образования старшеклассников, цель которой - повышение качества профильного образования старшеклассников. Образовательное пространство компетентностного взаимодействия «школа-вуз», по мнению Г.А. Сикорской, есть сфера педагогического опосредования. Прогностическое утверждение образовательного успеха будущих студентов в условиях преемственной целостности профильной подготовки старшеклассников - это ведущая концептуальная идея. Модель включает в себя направления педагогического совершенствования (теоретико-методологическое, научно-методическое, общепедагогическое, поведенческо-деятельностное). Несложно заметить, что у каждого направления свой «исполнитель». Однако роль высшей школы представляется превалирующей. Поведенческо-деятельностное направление предполагает обогащение жизненного опыта старшеклассников. Школьник здесь выступает и в роли объекта, и в роли субъекта процесса профессионального самоопределения.
Также модель содержит принципы развивающей эффективности (опережающая адекватность, содержательно-функциональное соответствие, профильная оптимизация обучения, добровольность образовательного сотрудничества), критерии (субъектно-технологический, личностный, дидактический, акмеологический), уровни (аналитической ориентации, целевой прогностики, программного планирования, поведенческой реализации, акмеологической рефлексии), этапы реализации концепции, факторы успешности, закономерности (обусловленность личностно-развивающей эффективности научно-педагогического обеспечения высоким уровнем содержательно-функционального развития
2 Словарь иностранных слов русского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/42123/MEXAHroM (дата обращения: 17.09.2018).
https://mir-nauki.com
каждого из структурных компонентов; прямая зависимость содержания и логики научно-педагогического обеспечения профильного обучения старшеклассников от объективной достоверности прогностических данных). Механизм образовательной реализации предполагает ценностно-дидактическую актуализацию образовательного потенциала прогностического подхода [17, с. 35].
Г.А. Сикорская подчеркивает важность создания условий для преемственной подготовки в системе школа-вуз, как структурном компоненте университетской образовательной интеграции. Научно-педагогическое обеспечение профильного образования старшеклассников выступает, с точки зрения исследователя, реальным фактором успешного профессионального самоопределения [17, с. 7-8]. При этом, содержательный функционал научно-методического обеспечения профильного образования старшеклассников формируется и корректируется исходя из достоверных результатов прогноза направлений развития системы образования, научной области знания, производственно-промышленного потенциала региона и состояния рынка труда. Очевидно, что практическая реализация этой сложной задачи не может быть возложена на школу, отчасти она может быть возложена на вуз, но львиную долю мероприятий по прогностическому планированию должна быть возложена на соответствующие государственные органы.
Н.В. Таржуманян предлагает свою модель единого образовательного пространства обеспечения социально-педагогического сопровождения профессиональной ориентации старшеклассников. Модель призвана продемонстрировать совместное движение субъекта сопровождения и объекта (старшеклассника), направленное на содействие в осмыслении своих возможностей в профессиональном самоопределении в той сфере, в которой он может определиться, овладеть профессией и реализовать себя [18, стр. 16].
При этом, субъекты образовательного пространства в модели Н.В. Таржуманян - это институты гражданского общества (сфера производства, центр занятости, организации социокультурной сферы, учреждения повышения квалификации, общеобразовательные и профессиональные образовательные организации, центры дополнительного образования). Субъекты профориентации - преподаватели, специалисты, родители. Старшеклассники в модели занимают обособленное место и позиционируются в качестве объекта воздействия. Автор называет направления профориентации: просветительская, воспитательная, практико-ориентированная, исследовательская, трудовая, самообразование и самовоспитание старшеклассников. Механизм представлен в технологии социально-педагогического сопровождения, этапами которой являются информационно-диагностический, мотивационно-целевой, планово-прогностический, организационно-исполнительский, мониторинговый, контрольно-оценочный.
Представляет интерес модель процесса профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия-вуз», предложенная Н.Б. Протасовой. Автор справедливо отмечает, что любая модель является теоретическим воспроизведением возможного алгоритма педагогического сопровождения и коррекции движения личности к достижению поставленной цели [19, с. 14]. Разработанная Н.Б. Протасовой модель позволила реализовать на практике систему педагогических условий профессионального самоопределения учащихся. Осознание гимназистами взаимосвязи между собственными способностями, интересами, индивидуальными качествами и потребностями социума в специалистах определённых профессий составляет основной механизм их профессионального самоопределения. Следствием такого осознания являются расширенные возможности для самореализации личности в наиболее подходящей для нее профессиональной среде. Личностно-профессиональное саморазвитие - системообразующий фактор жизнедеятельности,
https://mir-nauki.com
обеспечивающий выбор гимназистами профессии. При этом они выступают в роли субъектов профессионального самоопределения.
Модель Н.Б. Протасовой включает в себя (на уровне субъектов) гимназию и учреждение высшего профессионального образования, объединенных общей целью - профессиональным самоопределением учащихся. Также в модели раскрывается содержание работы по профессиональному самоопределению - методы, подходы, технологии. Выделены критерии оценивания качества профессионального самоопределения, принципы гимназического образования и педагогические условия, от которых зависит эффективность самоопределения.
Модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников предложена Г.Н. Попковой. Модель состоит из четырех взаимосвязанных блоков. Целевой блок включает в себя запрос ученика и заказ общества. Содержательный блок представлен полем развития (индивидуальный образовательно-профессиональный проект, социально-образовательное пространство), условиями, о которых мы уже упоминали выше, и направлениями деятельности - образовательным (развитие ценностных ориентаций), социальным (формирование допрофессионального опыта применения знаний и умений в образовательном пространстве), познавательно-профессиональным - развитие навыков самоопределения и самореализации в деятельности. Процессуальный блок включает в себя методы, программы сопровождения, средства. Аналитико-результативный блок подразумевает анализ, коррекцию, прогнозирование. Педагогическое сопровождение при этом понимается как комплекс совместных поэтапных действий участников образовательного пространства в профессиональном самоопределении [20, с. 15].
Рассмотренные нами модели были представлены в виде графических схем, раскрывающих взаимосвязь элементов системы, ее структуру. А осуществляемое между структурными элементами модели взаимодействие нашло отражение в описании его механизмов. И, наконец, хронологически закономерно рассмотрение форм взаимодействия школы и вуза после того, как определены концептуальные основы взаимодействия школы и вуза, идеи и условия, модели и механизмы.
Форма по С.И. Ожегову - способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением3. Анализ существующих работ по проблемам профессионального самоопределения показал, что профориентационные мероприятия включают в себя множество разнообразных форм. Зачастую их перечисление является основной отчетной стратегией о проделанной профориентационной работе. Однако в отрыве от других структурных компонентов системы их применение может способствовать достижению лишь случайных результатов. Ясность замысла относительно целей профориентации повлечет за собой и более ясное представление о конкретных формах его реализации. Осознание цели, разработка общей стратегии или концепции профориентационной работы, моделирование процесса, подбор средств согласно стратегии позволят достигать более надежных результатов в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.
3 Толковый словарь Ожегова... (дата обращения: 17.09.2018). Страница 8 из 11
56PDMN518
ЛИТЕРАТУРА
1. Раимханова А.Ж. Вызовы времени и их влияние на облик системы профориентации в лице ее основных субъектов: старшеклассника, школы и вуза.
- Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. Сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. - №6 (12).
- М. Изд. «Интернаука», 218. - 114 с.
2. Кузнецова В.Н. Совместная работа школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Саратов, 2008 г. - 24 с.
3. Радченко Л.Р. Преемственность школы и вуза в профессиональной подготовке учащихся на старшей ступени общего образования: на материале немецкого языка. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Ульяновск. - 2003 г. - 23 с.
4. Гуткина И.И. Вопросы преемственности в системе непрерывного образования. -М.: Академический проект, 2000. - 184 с.
5. Рыжова Т.В. Педагогические условия формирования специалиста во взаимодействии школы и вуза: диссертация кандидата педагогических наук. -Москва, 2001. - 156 с.
6. Рягин С.Н. Преемственность среднего и общего образования в условиях их системных изменений: диссертация доктора педагогических наук. - Москва, 2010. - 409 с.: ил.
7. Протасова Н.Б. Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия-вуз». - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Йошкар-Ола, 2012. - 24 с.
8. Попов А.А. Организационно-педагогические условия профессионально-ориентированного образования в системе «школа-вуз». - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Самара, 2017. - 24 с.
9. Сардушкина Е.Ю. Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Самара.: ООО «Издательство Ас Гард», 2013. - 23 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01006567090.pdf (дата обращения: 12.03.2018).
10. Сабирова Р.Г. Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к получению профессионального образования: - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Киров, 2004. - 20 с.
11. Аверьянова С.Ю. Образовательное пространство «школа-дополнительное образование-вуз» как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Ростов-на-Дону, 2010. - 22 с.
12. Попкова Г.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Самара, 2013. - 26 с.
https://mir-nauki.com
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Юсупова Д.М. Педагогическая технология формирования профессиональных интересов у старшеклассников в условиях оптимального взаимодействия школы с вузами: на материалах Республики Таджикистан. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Курган-Тюбе, 2012. - 24 с.
Попов А.А. Организационно-педагогические условия профессионально-ориентированного образования в системе «школа-вуз». С. 21.
Таржуманян Н.В. Социально-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации старшеклассников в едином образовательном пространстве. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2015. - 27 с.
Лученков А.В., Логинова Н.Ф. Модели взаимодействия школы и вуза. URL: https://docplayer.ru/51250425-Modeli-vzaimodeystviya-shkoly-i-vuza.html (дата обращения: 19.09.2018).
Сикорская Г.А. Научно-педагогическое обеспечение профильного образования старшеклассников: автореферат диссертации на соискание научной степени доктора педагогических наук. - Оренбург, 2010. - 49 с.
Таржуманян Н.В. Социально-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации старшеклассников в едином образовательном пространстве. С. 16.
Протасова Н.Б. Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия-вуз». С. 14.
Попкова Г.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. С. 15.
Raimkhanova Aigul Zholdybekovna
L.N. Gumilyov Eurasian national university, Astana, Kazakhstan
E-mail: [email protected]
Conditions, models, mechanisms and forms of interaction between the school and the university as structural elements of the organizational and pedagogical support of the process of high-school students' professional self-determination
Abstract. The article presents a theoretical analysis of various approaches to understanding of the pedagogical support components of the process of senior students' professional self-determination. The author focuses on the existence of such a problem in career guidance as the lack of consistency in its organization, and proposes to consider the conditions, models, mechanisms and forms of interaction between the school and the university as structural components of the process of vocational guidance.
The analysis of works on the pedagogical support during the process of professional self-determination allowed the author to demonstrate the similarities and differences in the theoretical views of modern researchers.
It was noted, that the various conditions of interaction between the subjects of the professional orientation system become the subject of research more frequently. However, the conditions themselves are often interpreted as principles. Thus, the principle most frequently mentioned in dissertation research is the continuity (in some cases, consistency) between secondary and higher education. The question of the ambiguously interpreted concept of "partnership" between the subjects of the vocational guidance system is also raised. The conditions of interaction are considered at various levels: as requirements for higher education institutions; as requirements for secondary schools; as requirements for the formation of individual personal qualities among high school students.
Further, the author draws attention to the representation of models of interaction between higher and secondary educational institutions in scientific works, which are most often represented in a graphical manner. At the same time, the author notes that the mechanisms of interaction, endowed with such a mandatory quality as dynamism, are not clearly presented in scientific works. The article notes that the structural elements of the process under study are most often used in the reporting strategies for vocational guidance work by specific forms of interaction in the school-university dyad, apart from other components of the system. The author concludes that the system allows to achieve more reliable results in the process of professional self-determination of high school students.
Keywords: professional self-determination; vocational guidance; conditions for effective interaction between the school and mechanisms of the vocational guidance system; forms of vocational guidance