Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / РЕСУРСЫ / ИМИДЖ СТУДЕНТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / RISKS / RESOURCES / IMAGE OF THE STUDENT / TEACHING POTENTIAL / EDUCATIONAL ORGANIZATION / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева О. Н.

Обоснованы и в ходе эксперимента подтверждены потенциальные возможности образовательной организации в формировании имиджа студента. Дано авторское определение понятия «имидж студента», обоснована значимость педагогического потенциала образовательной организации в формировании имиджа студента. Выявлены организационно-образовательные и личностные риски, расширяющие научные представления о прогнозировании эффективности формирования имиджа студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MEANS OF FORMATION OF IMAGE OF A STUDENT IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

The potential of the educational organization in the formation of the image of the student is substantiated and confirmed during the experiment. The author's definition of the concept «student image» is given, the importance of the educational potential of the educational organization in the formation of the student's image is substantiated. Organizational, educational and personal risks that expand scientific ideas about forecasting the effectiveness of the formation of the student's image are identified.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 37.017.7

Валеева О.Н., к.пед.н. социальный педагог Оренбургский медицинский колледж Оренбургский институт путей сообщения - филиал СамГУПС

Россия, г. Оренбург ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация:

Обоснованы и в ходе эксперимента подтверждены потенциальные возможности образовательной организации в формировании имиджа студента. Дано авторское определение понятия «имидж студента», обоснована значимость педагогического потенциала образовательной организации в формировании имиджа студента. Выявлены организационно -образовательные и личностные риски, расширяющие научные представления о прогнозировании эффективности формирования имиджа студента.

Ключевые слова: риски, ресурсы, имидж студента, педагогический потенциал, образовательная организация, личностное развитие.

Valeeva O., сandidate of Science social teacher of Orenburg medical College Orenburg Institute of communications

Russia, Orenburg PEDAGOGICAL MEANS OF FORMATION OF IMAGE OF A STUDENT IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract:

The potential of the educational organization in the formation of the image of the student is substantiated and confirmed during the experiment. The author's definition of the concept «student image» is given, the importance of the educational potential of the educational organization in the formation of the student's image is substantiated. Organizational, educational and personal risks that expand scientific ideas about forecasting the effectiveness of the formation of the student's image are identified.

Keywords: risks, resources, the image of the student, teaching potential, educational organization, personal development.

Социокультурные и социально-экономические преобразования современного социума требуют формирование конкурентоспособной и оптимально адаптирующейся личности обучающегося к постоянно

изменяющимся условиям социальной действительности; подготовки профессионально компетентного выпускника образовательной организации, открытого для постоянного саморазвития, осмысленного выбора целей реализации жизненного пути. Успешность презентации личностной уникальности, конструктивного коммуникативного взаимодействия обеспечивает имидж студента как важнейший ресурс продуктивного осуществления деятельности в избранной сфере общественной практики.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., в Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации до 2020 г., в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 г. в рамках проекта «Карьера», в Государственной программе «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 гг. отражена значимость внедрения современной модели образования, обеспечивающей подготовку высокообразованных и высококвалифицированных молодых людей, способных к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию, самообучению, эффективному самопродвижению, мобильности, построению карьеры, соответствующей требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества. Таким образом, актуализируется проблема формирования имиджа студента в образовательной организации, что выражается в активизации всех процессов «самости»: самообразования, самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования, самореализации, саморазвития обучающегося (Л.М. Семенова) для эффективного функционирования в многообразных областях социальной и профессиональной действительности.

Однако в реальной практике не уделяется должного внимания формированию имиджа студента в образовательной организации высшего образования. Результаты анкетного опроса позволили констатировать, что современные обучающиеся недостаточно осознают роль и значение имиджа как фактора становления профессионализма и самоэффективности в разнообразных сферах деятельности; у 36 % студентов выявлены разрозненные представления об имидже, его составляющих, способах оптимизации и методах имиджеформирующей деятельности; 42 % респондентов показали недостаточное владение способами презентации стиля социально и профессионально одобряемого поведения и его регулирования с целью произвести желаемое впечатление; 47 % опрошенных продемонстрировали неумение раскрыть наиболее привлекательные индивидуальные, личностные качества, достоинства в образовательной, квазипрофессиональной и социальной деятельности.

Студенты образовательной организации высшего образования не в

полной мере охвачены имиджеформирующей деятельностью. Они стихийно и самостоятельно (эмпирическим путем проб и ошибок) приобретают теоретические и практические знания, позволяющие выстраивать свой образ в мире. Роль педагогического потенциала образовательной организации высшего образования, его возможности и ресурсное обеспечение в контексте формирования имиджа студента явно недооценены и недостаточно исследованы.

Решение указанных проблем требует глубокого теоретического осмысления феномена педагогического потенциала образовательной организации высшего образования как средства формирования имиджа студента. Цель исследования: обосновать и в ходе эксперимента проверить потенциальные возможности образовательной организации в формировании имиджа студента.

Основные методы исследования: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая, математическая обработка и графическая интерпретация экспериментальных данных, контент-анализ, анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ учебной и внеаудиторной деятельности, констатирующий эксперимент; моделирование, формирующий эксперимент. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостностью исходных методологических и теоретических позиций; использованием комплементарных исследовательских методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования, длительным изучением образовательной практики в контексте исследуемой проблематики и организации экспериментальной работы в образовательных организациях; сопоставлением полученных результатов с результатами других исследований, близких по тематике; качественной и количественной обоснованностью и интерпретацией эмпирических данных; репрезентативностью выборки обследованных студентов; устойчивой повторяемостью основных результатов экспериментальной работы в условиях различных вузов; подтверждением гипотезы исследования статистической значимостью данных эксперимента, проверенных с помощью критерия ф - углового преобразования Фишера.

Актуальность темы исследования обусловлена социальным заказом общества и требованиями к качеству подготовки студента в образовательной организации в контексте формирования его имиджа как ресурса ценностного преобразования современной действительности, создания образа выпускника, конкурентоспособного, востребованного, устремленного к

самосовершенствованию и самореализации в разнообразных областях социальной, личностной и профессиональной практики.

Установлено, что имидж студента - это личностное свойство субъекта, транслирующее его представление о себе в совокупности визуальных качеств,

способов поведения, внутренних и внешних биосоциальных характеристик в определенной среде жизнедеятельности, обеспечивающее оптимальную интеграцию обучающегося в социум и продуктивное осуществление деятельности в избранной сфере общественной практики3.

Доказано, что педагогический потенциал образовательной организации выступает значимым средством формирования имиджа студента, так как отражает целостность специфических блоков («Ценности», «Информация», «Отношения», «Окружение) за счет взаимной дополняемости ресурсов (имиджево-ценностного, информационно-содержательного,

коммуникативно-интерактивного, организационно-функционального),

обеспечивая многообразие выбора практики имиджеформирующей деятельности, многоуровневость имиджевого взаимодействия, опыта межсубъктного общения, направленность образовательного процесса на ценности профессиональной деятельности и личностного развития обучающегося в пространственно-предметной и информационно-технической оснащенности образовательного процесса.

Доказано, что совокупность педагогических условий (целенаправленное расширение диапазона знаний обучающегося о сущности имиджа, о себе как субъекте профессионального и личностного самосовершенствования; реализация педагогического сопровождения имиджеформирующей деятельности студента; вовлечение субъектов образования в продуктивное социальное и профессиональное взаимодействие) является необходимым и достаточным регулятивом формирования имиджа студента в образовательной организации.

Установлено, что научно-методическое обеспечение формирования имиджа студента в совокупности педагогических средств выступает программно-технологической базой комплексного проектирования и эффективного осуществления образовательного процесса в рамках качественного социального, профессионального и личностного становления обучающегося в образовательной организации высшего образования.

Обосновано, что знание и учет выявленных рисков (организационно-образовательные: жесткие стереотипные стандарты измерения академического образовательного уровня студента в контексте недостаточного внимания к личностному развитию обучающегося; эпизодичность внедрения в образовательный процесс дисциплин и технологий имиджеформирующей направленности; недооценка профессорско-преподавательским составом значимости формирования имиджа студента как компонента личностной и профессиональной

3 Валеева, О.Н. Психолого-педагогические аспекты формирования личностно-профессионального имиджа студента [Электронный ресурс] / О.Н. Валеева, Л.Г. Пак // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21975

успешности; личностные: стереотипность и стандартизация конструирования студентом собственного имиджа; неосознанное использование непродуктивных форм самовыражения в контексте возрастных характеристик, препятствующих полноценной самореализации обучающегося; пассивность, конформизм и недостаточно выраженный интерес к будущей профессии и личностному самосовершенствованию; затруднения в коммуникации с профессорско-преподавательским составом и сверстниками; неумение продуктивно использовать возможности и ресурсы педагогического потенциала образовательной организации в целях формирования студентом собственного имиджа) позволяют прогнозировать пути их минимизации и редукции в целях повышения успешности формирования позитивного имиджа студента в образовательной организации.

Обосновано, что оценка рейтинга преподавателей призвана стимулировать их к саморазвитию в разнообразной деятельности, что будет способствовать формированию его позитивного индивидуального имиджа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и полученные результаты могут быть использованы педагогическими работниками многоуровневого образования при разработке программ и технологий целенаправленного формирования имиджа студента в образовательной организации посредством:

- разработки критериально-диагностического инструментария отслеживания динамики сформированности имиджа студента (по когнитивному, мотивационному, деятельностному критериям и соответствующим им показателям);

- определения перспектив практического использования структурно-функциональной модели формирования имиджа студента в образовательной организации, представляющей интерес для педагогов, ориентированных на достижение качественных результатов профессионального, социального и личностного становления обучающегося в соответствии с учетом социального заказа общества, требованиями ФГОС4;

- создания системы практических рекомендаций совершенствования процесса формирования имиджа студента, включающей программу спецкурса «Основы имиджелогии профессионала», направления имиджеформирующей деятельности (познание, профессионально-ориентированное общение, практика имиджирования), вариативные методы (морфологический анализ (матрица возможностей), метод развития критического мышления, тайм-менеджмент, Smart-целеполагание, визуализация); формы (коуч-сессии, видео-тренинг, ярмарка имидж-

4 Валеева, О.Н. Методологические основы формирования личностно-профессионального имиджа студента / О.Н. Валеева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2 (22). - С. 152-156.

креативных идей, имидж-практикум, имидж-кейсы, подиумная дискуссия), использования данного курса в учебном процессе образовательных организаций города и области.

Использованные источники:

1. Валеева, О.Н. Психолого-педагогические аспекты формирования личностно-профессионального имиджа студента [Электронный ресурс] / О.Н. Валеева, Л.Г. Пак // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21975

2. Валеева, О.Н. Методологические основы формирования личностно -профессионального имиджа студента / О.Н. Валеева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2 (22). - С. 152-156.

3. Егорова, Ю.Н. Формирование имиджа студента в современном социуме / Ю.Н. Егорова, Е.В. Конькина, А.Н. Попов, А.А. Булатов // Междисциплинарное взаимодействие в контексте подготовки специалистов железнодорожной отрасли: монография. - СамГУПС, ОрИПС.- Уфа, 2017. -С. 6-14.

4. Латышев, Д.В. Имидж студента как средство брендоформирования в маркетинговой деятельности вуза / Т.М. Гомаюнова, Д.В. Латышев // Наука. Мысль. 2017. - № 2. - С. 176-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.