Научная статья на тему 'Организационные условия формирования личностно-профессионального имиджа специалиста стуктурного подразделения'

Организационные условия формирования личностно-профессионального имиджа специалиста стуктурного подразделения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СПЕЦИАЛИСТА СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СПЕЦИАЛИСТА / СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ИМИДЖ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИМИДЖ-ДИАГНОСТИКА / ИМЕДЖЕФОРМИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERSONAL AND PROFESSIONAL IMAGE OF A SPECIALIST OF A STRUCTURAL UNIT / POTENTIAL / POTENTIAL OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY / ORGANIZATIONAL CONDITIONS OF FORMATION / PERSONAL AND PROFESSIONAL IMAGE OF A SPECIALIST / STRUCTURAL UNIT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / MOTIVATION / IMAGE DESIGN / IMAGE DIAGNOSTICS / IMAGE-FORMING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яблонских Юлия Павловна

В статье рассматривается совокупность организационных условий (мотивационных условий, направленных на формирование и стимулирование мотивации обладания личностно-профессиональным имиджем; методико-технологических условий, направленных на организацию процесса формирования личностно-профессиональным имиджем; личностно-развивающих условий, запускающих формирование личностно-профессионального имиджа специалиста за счет экстериоризации внутренних качеств и компетенций рефлексии, саморефлексии и творческой самопрезентации), выступающих необходимым и достаточным регулятивом формирования личностно-профессионального специалиста структурного подразделения вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яблонских Юлия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CONDITIONS OF FORMATION OF PERSONAL-PROFESSIONAL IMAGE OF A SPECIALIST STRUCTURED UNITS

The article deals with a set of organizational conditions (motivational conditions aimed at the formation and stimulation of motivation to possess a personal and professional image; meto-wild-technological conditions aimed at organizing the process of formation of personal and professional image; personal and developmental conditions that trigger the formation of personal and professional image of a specialist due to the exteriorization of internal qualities and competencies of reflection, self-reflection and creative self-presentation), acting as a necessary and sufficient regulator of the formation of a personal and professional specialist of the structural unit of the University.

Текст научной работы на тему «Организационные условия формирования личностно-профессионального имиджа специалиста стуктурного подразделения»

контролирует вопрос о накоплении оценок и использовании их мотивирующей роли в обучении, об объеме домашних заданий и т.д.

Выводы. Очень важной проблемой в деятельности классного руководителя с учителями является организация помощи неуспевающим школьникам. Конечно, данную работу должен проводить каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в тесном контакте с учениками, иногда может определить причины снижения успеваемости того или иного школьника и попросить учителя учесть это в своей работе. Не менее важной стороной работы классного руководителя с учителями является активизация внеклассной деятельности - кружков, олимпиад по различным предметам, выставок творчества.

Кроме того, сам классный руководитель нуждается в помощи учителей в организации внеурочной воспитательной деятельности. По его просьбе учителя проводят с учениками беседы на научные, нравственные и эстетические темы, берут участие в классных собраниях, в проведении общественно полезной работы и т.д. Следовательно, тесное взаимодействие классного руководителя с другими учителями помогает ему повысить содержательность и успешность учебно-воспитательной работы.

Литература:

1. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Н.И. Болдырев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 223 с. - Б. ц.

2. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: [Текст]: учеб. пособие. / В.С. Селиванов; под. ред. В.А. Сластенина. - М.: центр Академия, 2000. - 336 с.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; рец.: В.Т. Волов, В.Л. Савиных. - М.: Юрайт, 2014. - 314 с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 307.

4. Сковородкина, И.З. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие для исп-ия в учеб. процессе образоват. учр-ий, реализ. программы СПО по спец. «Преподавание в начальных классах» / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; рец. Н.Л. Селиванова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2015. - 320 с. - (Проф. образование).

5. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие / Ю.П. Азаров, Л.М. Байтенова, Е.П. Белозерцев и др.; Под ред. Л.И. Рувинского. - М.: Просвещение, 1989. - 335 с.

Педагогика

УДК 377.00

кандидат педагогических наук, доцент Яблонских Юлия Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА СТУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается совокупность организационных условий (мотивационных условий, направленных на формирование и стимулирование мотивации обладания личностно-профессиональным имиджем; методико-технологических условий, направленных на организацию процесса формирования личностно-профессиональным имиджем; личностно-развивающих условий, запускающих формирование личностно-профессионального имиджа специалиста за счет экстериоризации внутренних качеств и компетенций рефлексии, саморефлексии и творческой самопрезентации), выступающих необходимым и достаточным регулятивом формирования личностно-профессионального специалиста структурного подразделения вуза.

Ключевые слова: личностно-профессиональный имидж специалиста структурного подразделения, потенциал, потенциал педагогического университета, организационные условия формирования личностно-профессиональный имидж специалиста структурного подразделения образовательной организации высшего образования, мотивация, имидж-проектирование, имидж-диагностика, имеджеформирующая деятельность.

An^tatton. The article deals with a set of organizational conditions (motivational conditions aimed at the formation and stimulation of motivation to possess a personal and professional image; meto-wild-technological conditions aimed at organizing the process of formation of personal and professional image; personal and developmental conditions that trigger the formation of personal and professional image of a specialist due to the exteriorization of internal qualities and competencies of reflection, self-reflection and creative self-presentation), acting as a necessary and sufficient regulator of the formation of a personal and professional specialist of the structural unit of the University.

Keywords: personal and professional image of a specialist of a structural unit, potential, potential of a pedagogical University, organizational conditions of formation of personal and professional image of a specialist of a structural unit of an educational organization of higher education, motivation, image design, image diagnostics, image-forming activity.

Введение. Деятельность по формированию личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения - это сложно-динамичный, целенаправленно-управляемый и самоуправляемый процесс, обеспечивающий эмоционально-ценностное отношение специалиста к окружающей действительности, профессии, другим людям, самому себе, развитие общих качеств и внешних поведенческих характеристик менеджера среднего звена, необходимых для регулирования деятельности управленцев начального звена и эффективной самопрезентации себя как профессионала и личности в разнообразных сферах социальной практики. Характерной чертой данного процесса становится то, что он гарантирует получение запланированного заранее желаемого результата в виде позитивного образа специалиста структурного подразделения, характеризующегося определенными качествами (профессиональной компетентностью, лидерской направленностью, высокой коммуникабельностью, умением самостоятельно получать и применять новые знания, социальной и профессиональной активностью, адекватной самооценкой, способностью к самоанализу, положительной Я-концепцией, культурой профессионального действия, общения и познания, стратегическим и тактическим мышлением, готовностью

принимать ответственные решения и умением предвидеть их последствия, способностью к плодотворному сотрудничеству, эффективному управлению большими коллективами людей, мобильностью.

Формирование личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения, являясь многоэтапным процессом экстериоризации, осуществляется более эффективно при соблюдении ряда организационных условий, выполнение которых способствует синтезу профессионального и личностного самопознания, самоопределения и самоимиджирования.

Изложение основного материала статьи. Реализация ресурсов (культурно-корпоративного, коммуникативно-интерактивного, организационно-управленческого) и заложенных в них возможностей (направленность на ценности профессиональной деятельности и личностного развития менеджера среднего звена; многообразие практики управленческой деятельности; многоуровневость имиджеформирующего взаимодействия, опыта профессиональной и межличностной коммуникации; нацеленность на совершенствование деятельности управленческого персонала) потенциала педагогического университета в формировании личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения предполагает их взаимную дополняемость и эффективно осуществляется в контексте внедрения процессной модели формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения ОГПУ и реализации совокупности организационных условий, апробация которых обеспечивает оптимальность и качество осуществляемой деятельности.

В качестве основных организационных условий, мы выдвигаем:

1) мотивационные условия, направленные на формирование и стимулирование мотивации обладания личностно-профессиональным имиджем;

2) методико-технологические условия, направленные на организацию процесса формирования личностно-профессионального имиджа;

3) личностно-развивающие условия, запускающие формирование личностно-профессионального имиджа за счет экстериоризации внутренних качеств и компетенций рефлексии, саморефлексии и творческой самопрезентации.

Организационные условия определяются как «совокупность педагогически согласованных внешних обстоятельств, сконструированных и реализуемых для актуализации возможностей и ресурсов потенциала педагогического университета в целях достижения оптимального формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения. Совокупность организационных условий была нацелена на: формирование социально привлекательного образа, позволяющего менеджеру легко и эффективно входить в социальные группы, вступать во взаимодействие с другими людьми и эффективно управлять ими; «предупреждение и минимизацию отрицательной профессиональной направленности менеджеров среднего звена; развитие потребности следовать к перспективным направлениям работы, самоактуализироваться в труде; развитие навыков восстановления нервной системы после выполнения служебных нагрузок; понимание испытуемыми возможности получения поддержки, в ситуациях появления трудностей, связанных с возникновением проблем достижения успехов в труде и формирования собственного личностно-профессионального имиджа» [8].

Подробно рассмотрим вышеназванные организационные условия, обеспечивающие реализацию возможностей и ресурсов педагогического потенциала педагогического университета.

Мотивационные условия, направленные на формирование и стимулирование мотивации обладания личностно-профессиональным имиджем - первое педагогическое условие, реализованное в ходе экспериментальной работы, были направлены на формирование «личностно-ценностного отношения» [9, с. 80] специалиста структурного подразделения к обладанию личностно-профессиональным имиджем, потребности овладения им как «важным средством познания и преобразования действительности, в которой осуществляется профессиональная деятельность менеджера» [9, с. 80].

Мотивацию мы рассматриваем как «процесс формирования мотивов / актуализацию потребностей, обеспечивающих активность» [9, с. 80] специалиста структурного подразделения ОГПУ; при этом стимулирование выступает как внешнее побуждение специалиста структурного подразделения ОГПУ к осмыслению необходимости обладания личностно-профессиональным имиджем.

Эффективное формирование личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения ОГПУ происходит под влиянием следующих мотивов: мотив продвижения по социальной лестнице, престиж деятельности (стремление к профессиональному развитию и планированию профессиональной карьеры, построению успешной карьеры, мотивация достижений [Шадриков]); мотив постоянного непрерывного самообразования, самореализации в профессиональной деятельности, способность к самомотивированию; широкие социальные мотивы (быть полезным обществу, чувство ответственности, мотив осознания социальной необходимости, долженствования, желание качественно выполнять профессиональную деятельность) [3].

Содержание личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения ОГПУ «отражает пересечение «Я-образа» (каким видит себя менеджер среднего звена), его идеального «Я» (каким бы он хотел себя видеть) и его образа у других (то, каким видят его люди, с которыми он вступает в профессиональное взаимодействие)» [4]. Для обладания специалистом структурного подразделения ОГПУ личностно-профессиональным имиджем «актуален вопрос: возможно ли совпадение имиджа, «Я-образа», идеального «Я» и «образа себя у других» по своему содержанию. Расхождения между данными структурами служат источником активности, выражающейся в деятельности» [4] по овладению специалистом структурного подразделения личностно-профессиональным имиджем. Потребность и готовность изменения Я-концепции специалиста структурного подразделения ОГПУ выражалась в развитии у него интереса к самому себе и к миру; обучении приёмам самопознания, самооценивания, саморазвития; повышении самооценки (Д.В. Березина) [2], проведении дискуссий: «Преодоление застенчивости», «Убеждение в деловом общении», «Развитие уверенности и позитивной точки зрения», «Разрешение конкретных ситуаций», «Правила оформления внешнего вида» и др.

С целью коррекции, формирования и развития мотивационных установок обладания специалистом структурного подразделения ОГПУ личностно-профессиональным имиджем нами были использованы тренинги: «тренинг разумной активности», включающий тренинговые упражнения, направленные на коррекцию сбалансированной мотивации достижения успеха; «ментальный тренинг», ориентированный на развитие гибкости эмоциональных процессов, способности перерабатывать информацию и принимать

самостоятельно решения в нестандартных управленческих ситуациях; «тренинг эмоциональной удовлетворенности», направленный на формирование положительных переживаний личностной значимости достигнутых результатов в формировании личностно-профессионального имиджа; «тренинг ролевой пластичности», определяющий развитие умений действовать решительно, применять гибкие стратегии личностно-профессиональной самопрезентации в личностном общении, профессиональной деятельности (Т.В. Самарина).

Рассмотрим второе организационное условие - методико-технологические условия, направленные на организацию процесса формирования личностно-профессионального имиджа.

С целью эффективного формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения ОГПУ в работе со специалистами структурного подразделения нами использовались разнообразные организационно-деятельностные формы: имидж-проектирование, имиджеформирующие практикумы, тренинги имиджирования и др., направленные расширение диапазона знаний об имидже, их составляющих, формирование нового качественного состояния владения личностно-профессиональным имиджем [7].

Имидж-проектирование как одна из эффективных форма работы по формированию личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения включала: диагностику проблем специалистов (оценка уровня развития личностно-профессионального имиджа, анализ внешности, индивидуальных особенностей, речь, невербалика, особенности общения); моделирование (разработку эталонного имиджа: внешности, стиля поведения, речевых характеристик и т.д.); имидж-консультации (консультации модельера, парикмахера, стилиста и др. специалистов); воплощение имидж-проекта (ролевая игра по овладению новым образом); оценку образа профессиональным сообществом [7].

Имидж-проектирование включало разработку мини-проектов («Знаковые характеристики личностно-профессионального имиджа», «Значение самопрезентации в профессиональной карьере», «Идеал личности -Идеал профессионала», «Посредством личностно-профессионального имиджа к успеху» [3] и др., направленные на осмысление специалистами структурного подразделения основных компонентов личностно-профессионального имиджа, способствующие построению перспективной траектории своего профессионального и личностного становления в контексте развития / коррекций умений и навыков анализа сложных, разноплановых условий управленческой деятельности и их коллективного обсуждения.

Для оптимального усвоения приемов личностно-профессионального самоменеджмента и самопрезентации» изучались стратегии самопрезентации по Р. Баумейстеру, Э. Джонсу и Р. Чалдини; проектировалась стратегия самопродвижения, демонстрировались способы самопрезентации и виды самопрезентаций (устной, письменной, телефонной, электронной, видео-презентаций) [3]. Результаты экспериментальной работы показали, что увеличение набора стратегий самопрезентации, поведенческих паттернов в сфере личностных и профессиональных действий и операций, дают возможность менеджерам среднего звена выбирать наиболее оптимальные способы общения, определять наиболее результативную линию поведения в процессе управленческой деятельности, обеспечивают получение наибольшего эффекта в формировании оптимального личностно-профессионального имиджа. При этом применялся: комплекс методов и средств, направленных на развитие у испытуемых способностей концентрирования своего внимания на проблеме, умений переключения его на нерешенные задачи, что в конечном итоге позволяло держать в поле своего внимания весь континуум управленческих и технологических процессов, их эффективность; ряд упражнений, направленных на скорость и точность восприятия управленческой информации, умение принимать эффективные управленческие решения и умение грамотно, на понятном языке доводить их до подчиненных, вычленять наиболее важные и срочные, а также специфицировать распоряжения управленческого и технологического содержания.

Одной из эффективных организационных форм работы по формированию личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения ОГПУ выступала имидж-диагностика, включающая упражнения на характеристику качеств того или иного лица. На начальном этапе это фото изображения незнакомых людей. Специалисты структурного подразделения делились своими впечатлениями и пытались определить сферу деятельности изображенного человека, характер, успешность и т.д. Как правило, в основном такие характеристики совпадали. На следующем этапе проводился анализ «сигналов», которые посылали информацию о человеке, и делался вывод о мере необходимости использования подобных примеров. На завершающем этапе упражнения проводились с участием самих специалистов, которые соотносили свои ожидания с мнением коллег и получали информацию о соответствии сформированного личностно-профессионального имиджа своим целям [7].

В рамках имидж-диагностики специалисты структурного подразделения выполняли упражнение «Фишка известного человека», направленное на анализ личностно-профессиональных имиджевых особенностей (природные данные, приобретенные навыки-привычки, имиджевые фишки, которые делают их узнаваемыми и запечатлеваемыми в памяти миллионов людей) известных политиков, артистов, руководителей государств, успешных профессионалов, бизнесменов, что позволило им удержать в сознании те личностно-профессиональные имиджи, которые характеризуют умонастроения, поведение людей, образ их жизни и формы активности, способы привнесения порядка в свою жизнь и жизнь общества [5, 3].

Рассмотрим третье педагогическое условие - личностно-развивающие условия, запускающие формирование личностно-профессионального имиджа за счет экстериоризации внутренних качеств и компетенций рефлексии, саморефлексии и творческой самопрезентации.

Системообразующими в организации процесса формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения ОГПУ выступали вопросы самоорганизации и самопроектирования, что давало возможность обеспечить личностно-интегративный смысл восприятия информации специалистами структурного подразделения и рефлексию его самодвижения в процессе формирования личностно-профессионального имиджа.

Рефлексивный подход к обучению и парадигма развивающего образования, требуют учета следующих аспектов: «системности (знания должны быть вписаны в систему мировоззрения, системность обеспечивает сохранность и быструю актуализацию полученных знаний); концептуальности (знания должны усваиваться в наиболее общем виде с отработкой навыков их конкретизации); субъективности (обучаемый должен быть активным участником учебного процесса); приоритета внутренней мотивации над внешней [7].

Имиджеформирующая деятельность, понимаемая нами как сознательно регулируемая (активная) форма

взаимодействия субъекта с окружающей средой и мотивированный процесс использования различных средств для достижения цели, которой является создание определенного мнения о чем-либо (в данном случае, об личностно-профессиональном имидже специалиста структурного подразделения) [10, 3], невозможна без постановки личных и профессионально значимых целей, освоения основ тайм-менеджмента, целеполагания. Так, на имидж-практикуме специалистам структурного подразделения предлагалось составить «Матрицу управления временем» [6, 1, 11], чтобы определить, каким образом способ ежедневного выполнения дел влияет на общую эффективность и достижение важных целей профессиональной деятельности и личностных достижений. Специалистам предлагалось проанализировать свой обычный день и проранжировать выполнение ежедневных дел с точки зрения выбора их важности и срочности. Далее на основе полученных результатов специалистам структурного подразделения предлагалось проанализировать ошибки в выполнении ежедневных задач и сформулировать личные и профессиональные цели, используя технику целеполагания Smart на основании определенных критериев, использование которых определяет грамотное выстраивание профессиональной и личностной траектории развития.

Реализация данного имидж-практикума позволила специалистам структурного подразделения видеть перспективу возможностей достижения целей, сознательно прогнозировать совершенствование своего личностно-профессионального имиджа для будущего, также развить способность к самоуправлению и управлению окружающей ситуацией, готовность к трудностям и к ситуации управленческой неопределенности.

Экспериментальное воздействие заключалось в проведении упражнений, которые учитывали профессиональные ситуации, связанные с выполнением функциональных обязанностей менеджерами среднего звена. Моделирование и воспроизводство таких ситуаций осуществлялось в рамках определенных заданий. Участники эксперимента в рамках сформированных компонентов личностно-профессионального имиджа учились занимать в процессе выполнения своих функциональных обязанностей различные позиции в отношении к старшим руководителям и подчиненным: «под руководителем», «наравне с руководителем» «над руководителем», с последующим обсуждением полезности каждой из них при достижении успеха в работе. В рамках организации обратной связи, рефлексивных упражнений, происходила проработка своего поведения, осмысление собственного личностно-профессионального имиджа, а также действия и операции участников экспериментальной работы (самоотчеты, самодиагностика) (Т.В. Самарина).

Выводы. Таким образом, совокупность организационных условий, выделенных в результате теоретического анализа и экспериментальной работы (мотивационные условия, направленные на формирование и стимулирование мотивации обладания личностно-профессиональным имиджем; методико-технологические условия, направленные на организацию процесса формирования личностно-профессионального имиджа; личностно-развивающие условия, запускающие формирование личностно-профессионального имиджа за счет экстериоризации внутренних качеств и компетенций рефлексии, саморефлексии и творческой самопрезентации), выступает необходимым и достаточным регулятивом эффективной реализации возможностей (направленность на ценности профессиональной деятельности и личностного развития менеджера среднего звена; многообразие практики управленческой деятельности; многоуровневость имиджеформирующего взаимодействия, опыта профессиональной и межличностной коммуникации; нацеленность на совершенствование деятельности управленческого персонала) и ресурсов (культурно-корпоративного, коммуникативно-интерактивного, организационно-управленческого) потенциала педагогического университета в формировании личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения ОГПУ.

Литература:

1. Архангельский, Г.А. Тайм-менеджмент: учеб. пособие / Г.А. Архангельский, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина, С.В. Бехтерев. - М.: Московская финансовая промышленная академия, 2011. - 304 с.

2. Березина, Д.В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2006. - 23 с.

3. Валеева, О.Н. Педагогический потенциал образовательной организации как средство формирования имиджа студента дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Валеева Ольга Николаевна. - Оренбург, 2016. - 183 с.

4. Гурчиани, К.С. Структура профессионального имиджа руководителей среднего звена: автореф. дис. ... канд. психол. наук / К.С. Гурчиани. - Ярославль, 2011. - 26 с.

5. Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем / Е.В. Змановская. - СПб.: Речь, 2005. - 158 с.

6. Кови, С.Р. Семь навыков высокоэффектиных людей: мощные инструменты развития личности / С.Р. Кови; Пер. с англ. - 10-е изд., доп. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 396 с.

7. Попова, Л.Г. Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Г. Попова. - М., 2003. - 24 с.

8. Самарина, Т.В. Успешность деятельности менеджеров среднего звена в зависимости от уровня конкурентности профессиональной среды: автореф. дис. ... псих. наук / Т.В. Самарина. - М., 2017. - 24 с.

9. Тарасенко, В.В. Формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Тарасенко Владимир Владимирович. - Оренбург, 2010. - 201 с.

10. Щербакова, Е.А. Психологические аспекты имиджформирующей деятельности студента в процессе обучения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pglu.ru/upload/iblock/b56/uch_2014_vii_53.pdf.

11. Tomlinson H. Educational Leadership: Personal Growth for Professional Development / H. Tomlinson. -Sage Publications, 2004. - P. 240.

Педагогика

УДК 378.02:81-13

кандидат педагогических наук, доцент Ягенич Лариса Викторовна

Институт иностранной филологии Федерального государственного автономного Образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Кушнарева Татьяна Ивановна Институт иностранной филологии Федерального государственного автономного Образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА

ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация. В статье представлен обзор психолого-педагогической литературы и нормативных документов по вопросу готовности обучающихся ВУЗов к чтению литературы на иностранном языке на примере обучающихся по направлению «Ветеринария». Определено понятие «готовность к чтению литературы по специальности на иностранном языке». В работе описаны лингвистический, профессиональный, информационный и процессуальный структурные компоненты готовности обучающихся к чтению литературы.

Ключевые слова: структура готовности, чтение литературы по специальности на иностранном языке, структурные компоненты: лингвистический, профессиональный, информационный, процессуальный.

Annotation. In the article, we introduce the review of psychological and pedagogical literature, regulatory documents on the readiness of students at higher educational institutions (by the field of study: "Veterinary") to read the literature in a foreign language. We also define the concept of "readiness to read the literature for specific purposes in a foreign language". The paper describes the linguistic, professional, informational and procedural structural components of the readiness of students to read the literature for specific purposes in a foreign language.

Keywords: the structure of the readiness, reading the literature for specific purposes in a foreign language, structural components: linguistic, professional, informational, procedural.

Введение. Готовность личности к различным видам деятельности привлекала внимание многих ученых. В мировой науке есть немало исследований, связанных с проблемами готовности личности к определенным видам деятельности.

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов, одним из которых является требование ко всем выпускникам высших учебных заведений, и к выпускникам по направлению подготовки «Ветеринария» в частности, развития умений, связанных с получением профессионально значимой информации из профессиональных источников на иностранных языках в наше время бурного развития науки и усиления взаимосвязей в мире. Эффективное формирование готовности обучающихся к чтению профессиональной литературы на иностранном языке невозможно без создания определенных условий в учебно-воспитательном процессе, способствующих его протеканию и улучшающих качество подготовки будущих специалистов.

Изложение основного материала статьи. Целью данного статьи является определение структурных компонентов готовности обучающихся ВУЗов к чтению литературы на иностранном языке на примере обучающихся по направлению «Ветеринария».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу и нормативные документы по исследуемому вопросу; 2) определить понятие «готовность к чтению литературы по специальности на иностранном языке».

Изложение основного материала статьи. Анализ фундаментальных исследований феномена готовности позволяет выделить основные этапы развития данного явления.

В конце XIX - начале XX столетия готовность к деятельности изучалась с проникновением в природу психических процессов человека. По мнению Д.М. Узнадзе [5] готовность к деятельности связана с понятием установки, которая определяется как целостное образование, характеризующее личностное состояние субъекта, на основе которого возникает деятельность определенного характера и направленности.

На втором этапе готовность толкуется как феномен стойкости человека к внешнему и внутреннему влиянию. Такое понимание готовности было определено исследованием нейрофизиологических механизмов, регуляции и саморегуляции поведения человека.

Следующий этап готовности связан с научными исследованиями в области теории деятельности, в частности эмоционально-волевого, интеллектуального потенциала личности. Готовность характеризуется как качественный показатель саморегуляции на разных уровнях прохождения процессов, которые определяют поведение человека: социальном, психологическом, физиологическом (А.Д. Ганюшкин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович).

Предложенное М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [1] понимание психологической готовности является важным для понимания сути феномена и принятия за основу во многих исследованиях. Ученые доказали, что состояние готовности имеет сложную динамическую структуру и является выражением множества эмоций, мотивационных и волевых сторон психики человека в их соотношении с внешним влиянием и последующих заданий. Авторы рассматривают готовность как выборочную и прогнозированную активность личности на этапе её подготовки к определенному виду деятельности. Существенным является их вклад о двусторонности понятия «готовность» - как качества, так и психологического состояния личности.

В 80 - 90-ые годы проблема готовности в педагогике исследуется достаточно широко. При этом авторы изучают психологическую готовность (В.А. Моляко), мотивационную (Дональд Т. Кэмпбэлл), морально-психологическую (Л.В. Кондрашова), профессиональную (Д.С. Мазоха).

На современном этапе разработаны: 1) общие вопросы, связанные с источниками деформации готовности обучающихся и их негативным влиянием на дальнейшую карьеру (В.С. Тимофеев, А.А. Борисова, О.Е. Аврунев [4]); 2) критерии и уровни сформированности готовности обучающихся ВУЗов к общению в мультикультурной среде (Гайсина [2]); 3) формирование готовности обучающихся в заведениях среднего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.