Выявлены и наиболее исследованы следующие сущностные характеристики образовательной среды: развивающий потенциал, адаптивность, здоровьесбережение, коррекционно-педагогическая и инклюзивная направленность. Обозначены общие подходы, но остаётся малоисследованной проблема проектирования и формирования вариативной образовательной среды.
Литература:
1. Асмолов А.Г. В мире вариативного образования. Предисловие к книге В.А. Ясвина Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - С. 4-6
2. Дементьев Г.Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях: Дис. ... канд. социол. наук. - М. - 2000. - 191 с.
3. Катунова М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей: Дис.....канд. пед. наук, - СПб, 1998. - с. 21, 74
4. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка - М.: Русский язык, 1998 - 834 с.
5. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Москва, 1997 - 193 с.
6. Маркович Д. Ж. Общая социология: учебник для вузов: пер. с сербского. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1998 . - 432 с.
7. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб: Питер, 2007. - 352 с.
8. Портянская Л.Л., Рябцев В.К., Слободчиков В.И. Принцип вариативности в образовании // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. - М.: ИПИ РАО, 1997. - С. 56-71.
9. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
10. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М.: Инноватор-Bennetcollege., 1997. С. 177-184.
11. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. - М.: Академический Проект, 2003. - 560 с.
12. Социология: энциклопедия. - Минск: Книжный дом, 2003. - 1131 с.
13. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2007. 639 с.
14. Сычев Ю. В. Микросреда и личность. Философские и социальные аспекты. - М.: Мысль, 1974. - 191 с.
15. Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - с. 39 - 45
16. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
17. Юсупов В.З. Горбунова Е.И. Исследование вариативности образовательной среды дошкольной образовательной организации // Дошкольное воспитание. - 2017, - № 6. - С. 4-10.
Педагогика
УДК 377.00
кандидат педагогических наук, доцент Яблонских Юлия Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Сизинцева Наталия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация. В статье рассматривается потенциал педагогического университета как особая качественная характеристика образовательной организации высшего образования, определяющая успешность формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения за счет взаимной дополняемости ресурсов, и заложенных в них возможностей.
Ключевые слова: личностно-профессиональный имидж специалиста структурного подразделения, потенциал, потенциал педагогического университета, ресурсы педагогического потенциала образовательной организации высшего образования.
An^tatton. The article deals with the potential of the pedagogical University as a special qualitative characteristic of the educational organization of higher education, which determines the success of the formation of personal and professional image of a specialist of the structural unit due to the mutual complementarity of resources, and the opportunities inherent in them.
Keywords: personal and professional image of the specialist of the structural unit, the potential, the potential of the pedagogical University, the resources of the pedagogical potential of the educational organization of higher education.
Введение. Современная ситуация, сложившаяся на рынке труда, а также акцентирование внимания к роли руководителя, от компетентности и профессионализма которого зависит эффективность деятельности образовательной организации высшего образования, обуславливают потребность в формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения. Это в полной мере относится к личности специалиста структурного подразделения, действующего и принимающего решения на оперативно-тактическом уровне, имеющего подчиненных (прямых или косвенных), но не имеющего право принимать стратегические решения (руководитель с ограниченной зоной ответственности). Значимым при этом выступает личностно-профессиональный имидж специалиста структурного подразделения, оптимальное формирование которого позволит устанавливать конструктивные отношения с руководителями, коллегами и подчиненными, на основе личной привлекательности (харизмы), авторитетности и влиятельности, создавать необходимые условия для эффективной работы коллектива и отдельных работников.
Формирование личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения обусловливает развитие перспективного самосознания (проектирование новых целей саморазвития), лидерской самоидентификации (актуализации индивидных и личностных особенностей в индивидуальном стиле управления), оптимального взаимодействия (построение эффективных связей с партнерами и организациями); способности к созданию инноваций (результативность в реализации новых подходов в управлении средствами визионерского мышления) и определяет оптимальную реализацию функций управленческой деятельности.
Изложение основного материала статьи. Рассматривая деятельность по формированию личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения, необходимо отметить, что это сложно-динамичный, целенаправленно-управляемый и самоуправляемый процесс, обеспечивающий эмоционально-ценностное отношение специалиста к окружающей действительности, профессии, другим людям, самому себе, развитие общих качеств и внешних поведенческих характеристик менеджера среднего звена, необходимых для регулирования деятельности управленцев начального звена и эффективной самопрезентации себя как профессионала и личности в разнообразных сферах социальной практики. Характерной чертой данного процесса становится то, что он гарантирует получение запланированного заранее желаемого результата в виде позитивного образа специалиста структурного подразделения, характеризующегося определенными качествами (профессиональной компетентностью, лидерской направленностью, высокой коммуникабельностью, умением самостоятельно получать и применять новые знания, социальной и профессиональной активностью, адекватной самооценкой, способностью к самоанализу, положительной Я-концепцией, культурой профессионального действия, общения и познания, стратегическим и тактическим мышлением, готовностью принимать ответственные решения и умением предвидеть их последствия, способностью к плодотворному сотрудничеству, эффективному управлению большими коллективами людей, мобильностью).
Необходимо акцентировать внимание на то, что менеджер среднего звена, характеризующийся высоким уровнем сформированности личностно-профессионального имиджа - это не просто носитель совокупности визуальных качеств, поведенческих способов, внутренних и внешних биосоциальных характеристик, он также является и субъектом собственного развития и профессиональной деятельности, способным к их преобразованию, перспективному прогнозированию и самосовершенствованию. При этом сформированность личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения отражает гармоничное сочетание профессиональной компетентности и высокого уровня самоактуализации, в том числе, целостное видение себя как будущего профессионала и самосовершенствующейся личности на протяжении всей жизни, развитые умения самостоятельного решения с высокой степенью компетентности задач системного развития коллектива, образовательной организации на основе многофункционального характера, оптимальное использование в зависимости от обстоятельств методы тактического и стратегического управления, своевременное внесение необходимых корректив для «процветания организации». Качественные характеристики сформированности личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения можно представить в многомерной модели имиджеологического пространства: «статусность» - конкурентоспособный, авторитетный; «оценка» - интересный, внушающий доверие, привлекательный; «значимость-близость» - высокопрофессиональный, перспективный, актуальный и т.д. [3, 5].
Процесс формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения представляет собой последовательную смену этапов, направленных на достижение цели исследования. В это же время динамика данного процесса носит спирально-восходящий характер, и допускает его коррекцию в ходе осуществления (О. А. Комиссарова). Вступая в организационные отношения, менеджеру среднего звена необходимо проявлять не только знания, умения навыки при выполнении профессиональных обязанностей, но учитывать особенности образовательной организации высшего образования (педагогического университета), в которой приходится решать управленческие задачи. Профессиональная деятельность, качество ее выполнения зависит не только от внутренних (психологических) возможностей быть субъектом управления, но и внешних условий (потенциала образовательной организации - педагогического университета), в которых он работает, осуществляет свои профессиональные функции, управленческое взаимодействие. Нормы, правила, традиции, сложившиеся в образовательной организации высшего образования, могут способствовать или препятствовать реализации задач формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения (Т.В. Самарина). И.Г. Артемьева, В.В. Козлов, изучая условия профессиональной деятельности менеджеров среднего звена, делают вывод о наличии взаимосвязи между потенциалом организации (социальная структура, система здоровьесбережения, эргономичность рабочих мест, материальное стимулирование труда, организация труда и досуга и т.д.), удовлетворенностью профессиональной деятельностью руководителя и формированием личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения [1].
В этой связи необходимо рассмотреть потенциал педагогического университета с целью выявления оптимальных резервов формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения.
Обобщенная категория «потенциал» трактуется как возможности, средства, запасы, источники личности, социума, государства, социальных институтов, обусловливающие достижение определенных целей в заданной сфере и оптимальное решение каких-либо поставленных задач (Большой энциклопедический словарь). Рассмотрение исследуемой дефиниции позволило выделить существенные особенности потенциала как: латентной возможности, которая обладает достаточной силой для проявления; устойчивой совокупности накопленных системой наличных свойств в процессе становления, обусловливающих ее способность к оптимальному функционированию и развитию; структурного ресурса достаточной мощности, проявляющегося в деятельности; целостного образования, содержащего движущие силы постоянного дальнейшего развития; меры возможного проявления действования какой-либо функции и т.д.
Потенциал педагогического университета мы рассматриваем как особую качественную характеристику образовательной организации высшего образования, отражающую наличие актуальных ресурсов (культурно-корпоративного, коммуникативно-интерактивного, организационно-управленческого), и заложенных в них возможностей (направленность на ценности профессиональной деятельности и личностного развития менеджера среднего звена; многообразие практики управленческой деятельности; многоуровневость имиджеформирующего взаимодействия, опыта профессиональной и межличностной коммуникации;
нацеленность на совершенствование деятельности управленческого персонала), определяющих успешность формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения.
Культурно-корпоративный ресурс педагогического потенциала образовательной организации высшего образования представлен духовно-нравственной атмосферой педагогического университета, организационной идеологией и корпоративной культурой (в виде понятых и принятых всеми членами организации нормами, имеющих общее объединяющее ядро - миссия организации, система ценностей и т.п.), стилем руководства, уникальными знаково-символическими атрибутами организации, социально-психологическим климатом, условиями труда, содержанием работы, социальной ответственностью организации, презентационными ритуалами, обычаями, символическими средствами выражения индивидуальности и «окультуренности» самовыражения профессионалов.
Культурно-корпоративный ресурс потенциала педагогического университета позволяет создать у специалистов структурных подразделений педагогического университета ряд жизненно-важных нравственно-психологических установок, способствующих формированию личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения: установку специалистов на ответственное отношение к выполнению профессиональных обязаннстей; установку на достойное участие в деятельности педагогического университета; установку на ответственное отношение к получению профессиональных знаний, к формированию соответствующих навыков; установку на уважительное отношение к руководству педагогического университета; установку всех специалистов структурных подразделений педагогического университета на доброжелательное отношение к коллегам или другим сотрудникам; установку на требовательное и ответственное отношение каждого специалиста структурных подразделений к самому себе как представителю педагогического университета. Каждый вид установок в педагогическом университете наполняется конкретным содержанием и представляет собой внутреннюю мотивацию специалистов структурного подразделения на выполнение поставленных профессиональных задач и презентацию себя как личности и компетентного профессионала [10].
Коммуникативно-интерактивный ресурс потенциала педагогического университета предполагает организацию субъект-субъектного имиджевого взаимодействия, основанного на взаимном интересе, уважении, сотрудничестве, сотворчестве, обмене информацией, конструировании продуктивных совместных связей субъектов профессиональной деятельности, обеспечивающего вариативность применения специалистом структурного подразделения стратегий самопрезентации в различных сферах социальных отношений, средств создания образа, управления создаваемым о себе впечатлением.
Коммуникативно-интерактивный ресурс отображает идею множественности формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения, связанного с мировоззрением и потребностью в личностной самореализации, развитой способности индивида воспринимать ожидания аудитории и отвечать на них, создавая разные имиджи, ориентированные на восприятие (И. А. Федоров). При этом личностно-профессиональный имидж специалиста структурного подразделения конструируется, с одной стороны, непосредственно, на основе тех отдельных впечатлений, производимых им на окружающих, которые наблюдают за ним и вступают с ним в общение и взаимодействие; с другой - косвенно, на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам [9].
Используя особенности субъект-субъектного взаимодействия между сотрудниками организации процесс формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения предусматривает построение взаимодействия не только внутри педагогического университета (в связях и отношениях руководитель-специалист, преподаватель-специалист, специалист-специалист), но и вне ее, так как «закрытость» образовательной системы университета может обеспечить отчуждение специалиста от реалий жизни. В связи с этим актуализируется возможность организации взаимодействия между университетом и другими государственными структурами: организация связей, контактов, ведущих к обогащению результатов профессиональной деятельности; организацию отношений, общения людей разного возраста (руководителей, специалистов структурных подразделений университета, педагогов, обучающихся, представителей других учреждений), в основе которых — добровольность, общность интересов, полезность [4]. При актуализации данного ресурса обеспечивается свободный доступ специалистов к ресурсам Интернет (поисковая система, видео на канале, электронные библиотеки, ресурсные порталы, форумы, чаты, YouTube, Skype, подкасты, вики, блоги, электронная почта и т.п.), обусловливающий функциональный аспект «апробирования» новых способов имиджирования собственного образа в условиях виртуальной реальности [8].
Коммуникативно-интерактивный ресурс потенциала педагогического университета нацелен на активизацию субъектной позиции менеджера среднего звена, овладение умениями конструирования продуктивных межличностных отношений, развитие профессионально и личностно-значимых качеств (способности к сотрудничеству, взаимовыручке, инициативности, психологической гибкости, эмпатии, эмоциональной привлекательности, рефлексивности, культуры мысли и речи и т.д.)» (Л. М. Митина). Использование коммуникативно-интерактивного ресурса потенциала педагогического университета в формировании личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения отображает реализацию идеи о том, что в постоянно изменяющихся условиях современного рынка труда приоритет отдается такому менеджеру среднего звена, который реализует командный тип лидера («от лидерства сверху - к лидерству изнутри») с позиции соответствующей власти и определенных полномочий, обладает умениями продуктивного выстраивания и регулирования взаимоотношений между субъектами в ходе совместной деятельности для обеспечения устойчивого функционирования и развития системы образования; работы в команде, «принятия ответственности за определенные решения и достижения взаимопонимания, кооперации во взаимодействии с другими; конструирования пролонгированной профессиональной коммуникации с участниками образовательных отношений, социальными партнерами и местным сообществом для обмена информацией, управленческими идеями, опытом работы с коллегами; четкого выражения собственных мыслей, доказательств своей точки зрения» [6]. Привлекательный личностно-профессиональный имидж сотрудника, деловая репутация, умение позиционировать итоги своего труда, личных достижений (К.С. Гурчиани) во многом зависит от умений специалистов структурного подразделения обеспечить слаженность и гармоничность отношений в коллективе (А.Е. Павлова).
Организационно-управленческий ресурс потенциала педагогического университета, относится к содержанию управления кадровыми ресурсами образовательной организации (в контексте повышения
качества деятельности управленческих кадров и качества производимых услуг) для обеспечения оптимального формирования личностно-профессионально имиджа специалиста структурного подразделения. Работа в рамках актуализации данного ресурса предусматривает улучшение качественного состава руководителей всех уровней управления, достижение оптимальной расстановки и ротации руководителей, сокращение периода адаптации в должности вновь назначенных работников, качественное выполнение специалистами структурного подразделения текущих и стратегических задач, стоящих перед вузом и его подразделением [2].
Значимым при реализации организационно-управленческого ресурса выступают идеи руководства педагогического университета, к достижению которых должен стремиться каждый сотрудник (система норм, условий и ценностей, выбранных, созданных, разделяемых и поддерживаемых коллективом). Что обеспечивает интеграцию усилий сотрудников вуза и минимизацию затрат на достижение своих целей, способствует становлению у специалистов структурного подразделения четкого представления об их роли в деятельности вуза, и соответственно формирование оптимального личностно-профессионального имиджа управленческих кадров как залога «процветания» педагогического университета. Акцент при этом делается на условия труда и трудовые отношения, включающих требования психофизиологии, эргономики труда, технической эстетики, регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства к сотрудникам вуза, а именно: эффективная организация труда сотрудников, создание условия для удовлетворения их потребностей; обеспечение справедливого распределения трудовых функций между работниками; мотивация труда персонала, создание необходимого мотивационного поля; получение от каждого сотрудника максимально эффективной работы; соответствие принятых условий труда требованиям санитарии, экологии и безопасности; обеспечение современным учебным оборудованием; доступность использования компьютерной техники и ее современных возможностей.
Под влиянием эффективной реализации необходимых организационно-управленческих ресурсов: системы управления и соуправления образовательной организацией, работы с информацией, управленческой культуры, управленческого тактического и стратегического проектирования и др. происходит развитие интеллектуально-образовательных, морально-этических, социально-психологических, мотивационно-волевых человеческих потенциалов (профессиональная компетентность, стремление к саморазвитию, к профессиональному росту, профессиональные и общечеловеческие ценностные ориентации, организационная культура и т.д.) (К. Б. Комаров, С.А. Хазова), что оказывает влияние на формирование личностно-профессионального имиджа специалистов структурного подразделения.
При работе с управленческим персоналом в рамках внутривузовской системы по формированию личностно-профессионального имиджа уделяется внимание следующим аспектам: максимально делегировать полномочия сотрудникам; намеренно ограничивать вмешательство вышестоящего управленца в сферу деятельности и полномочия нижестоящего руководителя; регламентировать нововведения; поощрять и развивать горизонтальные связи; создавать систему коллективных органов выработки и принятия решений; развивать взаимодействие сотрудников с руководителями различных уровней. Эффективная кадровая политика при работе с управленческим персоналом — это не только высокая эффективность деятельности структурных подразделений и педагогического университета в целом, но и всесторонняя социальная защищенность менеджера среднего звена, благоприятный морально-психологический климат, комфортные условия труда, широкие возможности для самореализации и формирования презентационного стиля специалиста среднего звена - коммуникабельности, организационных способностей, умения брать на себя ответственность, оперативно принимать решения, способности к эмпатии, гибкости и вместе с тем твердости, умения находить компромиссы, ассертивности, аттрактивности, харизмы, обаяния, которые помогают ему утвердиться в качестве активной личности и успешного профессионала, для эффективной профессиональной деятельности которого важны хорошая репутация, позитивное общественное мнение, престиж и привлекательный имидж в глазах общественности [7].
Выводы. Таким образом, теоретический анализ и практический опыт по исследуемой проблематике позволил уточнить содержательные характеристики потенциала педагогического университета в формировании личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения. Потенциал педагогического университета это особая качественная характеристика образовательной организации высшего образования, отражающая наличие актуальных ресурсов (культурно-корпоративного, коммуникативно-интерактивного, организационно-управленческого), и заложенных в них возможностей (направленность на ценности профессиональной деятельности и личностного развития менеджера среднего звена; многообразие практики управленческой деятельности; многоуровневость имиджеформирующего взаимодействия, опыта профессиональной и межличностной коммуникации; нацеленность на совершенствование деятельности управленческого персонала), определяющих успешность формирования личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения.
Результатом проявления возможностей и ресурсов потенциала педагогического университета являются разнообразные качественные изменения в уровне сформированности личностно-профессионального имиджа специалиста структурного подразделения по когнитивному, мотивационному и деятельностному критериям и соответствующим им показателям.
Литература:
1. Артемьева Т.В., Хасанова Л.Ф. Личностно-психологические детерминанты межличностного взаимопонимания / Т.В. Артемьева, Л.Ф. Хасанова // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-18. - С. 71-73.
2. Ганаева, Е.А. Проектирование индивидуальных образовательных стратегий профессионального развития руководителей образовательных организаций: культурно-антропологический подход / Е.А. Ганаева, С.В. Масловская, А.П. Мальцев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2016. - № 9. - С. 46-50.
3. Левина, Н. С. Развитие системы подготовки менеджеров в современном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. С. Левина. - М., 2012. - 26 с.
4. Мартынова, Н. В. Профессиональный имидж преподавателя как условие самореализации в современном образовательном пространстве / Н. В. Мартынова: сб. конфер. НИЦ Социосфера. - 2014. - № 30. - С. 54-58.
5. Матюшина, Ю. И. Формирование профессионального имиджа у будущего переводчика: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. И. Матюшина. - Калининград, 2010. - 21 с.
6. Плужникова, Ю. А. Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Плужникова. - Рязань, 2008. - 22 с.
7. Семенова, Л. М. Имиджелогическая подготовка специалиста по связям с общественностью в вузе: монография / Л. М. Семенова. - Челябинск: Издательский Центр ЮУрГУ, 2010. - 294 с.
8. Симонова, И. Ф. Педагогика имиджа: монография / И.Ф. Симонова. - СПб., 2012. - 304 с.
9. Федоров, И. А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: автореф. ... д-ра социол. наук / И. А. Федоров. - Тамбов, 1998. - 20 с.
10. Шамов, И. В. Развитие корпоративной культуры студентов в образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Шамов. - Казань, 2017. - 25 с.
Педагогика
УДК: 37.064.2:316.647.5
доктор педагогических наук, профессор Якса Наталья Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Хацаюк Наталия Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной толерантности будущего учителя с позиций профессиографического подхода. Проведен анализ понятий «профессиографический подход» и «коммуникативная толерантность»; представлены данные исследования сформированности данного феномена у студентов.
Ключевые слова: профессиографический подход, коммуникативная толерантность; модель личности учителя; профессиограмма, методика исследования.
Annotation. The article is devoted to the problem of the future teacher's communicative tolerance formation from the standpoint of the professiographical approach. The analysis of the concepts of "professiographical approach" and "communicative tolerance" was carried out; the data of the study of this phenomenon formation among the students was presented as well.
Keywords: professiographical approach, communicative tolerance, teacher's personality model; professiogram, research methodology.
Введение. Проблема профессиональной подготовки студентов университета к педагогической деятельности не утрачивает своей актуальности, что подтверждается многочисленными научными исследованиями в этой области (С. К. Абильдина, Н. В. Горбунова, А. В. Глузман, Н. А. Глузман, Н. В. Ипполитова, Ш. Т. Кулиева, В. В. Осадчий, Ж. Е. Сарсекеева и т.д.). В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.13 №30550), указывается, что одной из трудовых функций учителя является функция воспитательной деятельности, которая, в свою очередь, включает в себя такие необходимые умения, как «общение с детьми, признание их достоинства, понимание и принятие их», а так же «защита достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях» [8]. Качественное выполнение данной функции, на наш взгляд, напрямую связано с наличием такой личностной и профессиональной характеристики специалиста, как коммуникативная толерантность.
Изложение основного материала статьи. Следует отметить, что одним из наиболее эффективных подходов к формированию профессиональной компетентности, а затем и педагогического мастерства будущего учителя, составной частью которых является коммуникативная толерантность, по-прежнему остается профессиографический подход, с помощью которого может осуществляться подготовка будущего учителя к профессиональной педагогической деятельности через формирование необходимых качеств будущего специалиста и составление профессиограммы. Согласимся с определением профессиограммы, данным Головиным С. Ю., как: «подробным описанием некоей профессии через систему требований, предъявляемых ею к работнику, - включая качества личности, особенности мыслительных процессов, знания, умения и навыки, нужные для успешного овладения этой профессией» [5, С. 173].
Профессия учителя является сложной, носящей полифункциональный характер, в связи с чем количество профессиональных признаков входящих в ее состав, достаточно велико, как и велико, в свою очередь, число функций, выполняемых педагогом. И профессиограмма, в этом контексте, выполняет роль модели будущего специалиста. Как справедливо указывают М. В. Щербакова и В. В. Ковалев: «Профессиограмма представляет собой модель деятельности и личности учителя, отражающую его основные функции, круг теоретических знаний, перечень педагогических умений и навыков, интегративные профессионально личностные качества. Следовательно, профессиограмма моделирует результат, который должен быть достигнут в процессе обучения и воспитания в вузе и самостоятельной педагогической деятельности. Профессиограмму можно использовать как инструмент диагностики готовности к профессиональной деятельности» [12, С. 17].
В рамках нашего исследования особый интерес представляет психологически ориентированная профессиограмма предложенная Е. И. Гарбером и В. В. Козача, включающая в себя два основных компонента: внешнюю картину труда, состоящую из объективных условий, в рамках которых осуществляется трудовая деятельность (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренней картины труда, то есть характеристики личности специалиста (типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структура научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, воля, внимание, память, психомоторика) [7].