Научная статья на тему 'Изучение особенностей формирования личности медиаменеджера в условиях изменения внешней и внутренней среды'

Изучение особенностей формирования личности медиаменеджера в условиях изменения внешней и внутренней среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-NC-ND
182
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАМЕНЕДЖЕР / МЕДИАОТРАСЛЬ / ПРОФЕССИОГРАММА / ЛИЧНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КАНАЛ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / MEDIA MANAGER / MEDIA INDUSTRY PROFESSIOGRAM / PERSONALITY / MANAGER / TV CHANNEL / MANAGING ACTIVITIES / CREATIVE AND PRODUCTING ACTIVITIES / PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зиновьева Елена Борисовна

В данной статье представлен результат исследования социально-психологических аспектов управления телевизионными творческо-производственными группами, которое осуществлялось в неразрывной связи с изучением личностно-профессиональных качеств и умений субъектов управления медиаменеджеров. Разработан обобщенный вариант профессиограммы медиаменеджера, требования к квалификации, условия деятельности медиаменеджеров, социально-психологические факторы деятельности. Представлены основные особенности профессиограммы и психограммы телевизионного медиаменеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of specifics of forming media manager personality in the conditions of changing external and internal environment

This article represents the result of the research of sociopsychological aspects of managing TV creative and production groups which was done in indissoluble connection with the study of personal and professional qualities and competencies of subjects of the management managers. The research worked out generalized version of media manager professiogram, demands to their qualifications, conditions of work of media managers and socio-psychological factors of his work. Main specifics of professiogram and psychogram of TV media manager were presented.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей формирования личности медиаменеджера в условиях изменения внешней и внутренней среды»

Е.Б. Зиновьева

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕДИАМЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

В данной статье представлен результат исследования социально-психологических аспектов управления телевизионными творческо-произ-водственными группами, которое осуществлялось в неразрывной связи с изучением личностно-профессиональных качеств и умений субъектов управления - медиаменеджеров. Разработан обобщенный вариант про-фессиограммы медиаменеджера, требования к квалификации, условия деятельности медиаменеджеров, социально-психологические факторы деятельности. Представлены основные особенности профессиограммы и психограммы телевизионного медиаменеджера.

Ключевые слова: медиаменеджер, медиаотрасль, профессиограмма, личность, руководитель, телевизионный канал, управленческая деятельность, творческо-производственная деятельность, личностно-профессио-нальные качества.

Социально-экономические, политические и духовные преобразования, происходящие в России в последние годы, повлекли за собой радикальные изменения сложившейся системы управления всеми сферами жизнедеятельности общества и каждой его подсистемы в отдельности. Командно-административные методы управления страной, действовавшие в течение многих лет, уступают место социальным и экономическим формам управления в финансовой сфере, на производстве, в экономике в целом.

С изменением системы государственного управления, под воздействием внешней среды родился управленец нового типа, который, выполняя поставленные задачи, решая возникающие проблемы, способствует развитию общества, строительству новых форм общежития. В то же время, оказавшись в первых рядах строителей

© Зиновьева Е.Б., 2016

новой жизни, менеджер новой формации продолжает и сам формироваться как личность.

В этой связи для теории и практики психологии управления становится актуальной проблема выявления и изучения особенностей формирования личности менеджера в условиях изменения внешней и внутренней среды, разработка методического инструментария для психологического обеспечения деятельности управленца.

Особенно кардинально изменились формы управления в медиаотрасли. В связи с этим разработка профессиограммы руководителя творческо-производственного телевизионного подразделения, группы (медиаменеджера) на основе единства личности и деятельности становится актуальной и своевременной.

В соответствии с поставленной задачей изучение социально-психологических аспектов управления телевизионными творчес-ко-производственными группами должно осуществляться в неразрывной связи с изучением личностно-профессиональных качеств и умений субъектов управления - медиаменеджеров. Напомним, что в зависимости от вида телевизионного канала или компании основными творческо-производственными группами являются: дирекции (информационных и публицистических программ), студии (художественного вещания), редакции (научно-популярных программ). Иногда в структуру дирекции входят студии или редакции и творческие группы. Считается, что телевизионными медиа-менеджерами являются руководители телевизионных каналов или компаний и их заместители, руководители дирекций, студий и редакций (и их заместители, если эти подразделения являются крупными), а также руководители специальных дирекций (по связям с общественностью, международным связям, программирования и др.).

Профессиограмма медиаменеджеров разрабатывалась с помощью профессиографического анализа1. Данный анализ проводился автором и под его непосредственным руководством на протяжении нескольких лет в различных телевизионных компаниях (ТВЦ, «Культура», ВГТРК). В процессе профессиографического анализа использовались следующие конкретные методы:

- наблюдение;

- изучение результатов деятельности, анализ ошибок;

- экспертные оценки (экспертами являлись руководители дирекций, студий и редакций, всего 17 человек);

- обобщались результаты исследований в этой области;

- использовался собственный опыт работы в «электронных СМИ», опыт коллег.

Полученные результаты анализа и информация структурировались по традиционным схемам, разработанным исследователями психологии труда и управления.

Представим обобщенный вариант профессиограммы медиаменеджера.

Роль и место в системе средств массовой информации

Медиаменеджер является ключевой фигурой в любой телевизионной компании, на любом телевизионном канале. Именно медиаменеджер определяет художественную или информационную политику дирекции, студии или редакции. Участвует в разработке «политики» или «идеологии» телевизионного канала или компании. Разрабатывает перспективные и оперативные планы работы или программы, осуществляет общее руководство и контроль исполнения. Разрабатывает принципы и направления кадровой политики, участвует в подборе кадров на ответственные должности.

С точки зрения психологии управления медиаменеджер - это субъект управления, то есть «управленец», отличающийся большой самостоятельностью в работе, несущий персональную ответственность за работу крупного структурного подразделения, принимающий во многих случаях окончательные решения. Именно проявления субъектности в управлении являются главными отличительными особенностями современного телевизионного медиа-менеджера.

Деятельность медиаменеджера телевизионной компании или канала с точки зрения профессионального типа относится к классу деятельностей системы «человек - человек» и «человек - коллектив», «человек - большие социальные группы» (по классификации Е.А. Климова), что обусловливает высокие психологические требования к личностно-профессиональным качествам и умениям.

Должностные обязанности медиаменеджера

Медиаменеджер осуществляет управление деятельностью дирекции, студии или канала по широкому спектру функций, организует ее планирование и выполнение. Анализирует и решает творческие, организационно-технические, экономические, кадровые и психологические проблемы. Осуществляет подбор и расстановку кадров, обеспечивает трудовую мотивацию и мотивацию личност-но-профессионального развития. Организует связи с деловыми партнерами. Осуществляет координацию деятельности в рамках своей

компетенции. Принимает решения по наиболее эффективному использованию имеющихся ресурсов. Привлекает экспертов к решению возникающих задач и проблем. Осуществляет непосредственные творческие и деловые контакты (и руководит ими).

В принципе у каждого медиаменеджера имеется должностная инструкция и перечень функциональных обязанностей, однако, по мнению экспертов, никто из них не работает, что называется, «от и до». Спектр реальных дел и обязанностей намного шире, и это воспринимается как нормальное явление. Причем нередко медиа-менеджер несет персональную ответственность за выполнение управленческих функций, которые даже не входят в его должностные обязанности.

Медиаменеджер должен знать профессиональные основы и специфику творческой деятельности возглавляемого им телевизионного подразделения, законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность СМИ; профессиональную специфику в своей области; конъюнктуру медиарынка, теорию и практику менеджмента и делового администрирования; порядок разработки планов, договоров, творческих и коммерческих предложений; психологию и социологию управления персоналом; психологию и социологию телевизионной аудитории; психологию общения и деловых коммуникаций; методы оценки деловых и личностных качеств работников и партнеров по совместной деятельности; основы делопроизводства; методы информационного обеспечения деятельности и взаимодействий; основы законодательства о труде; правила и нормы охраны труда; передовой и отечественный зарубежный опыт в сфере своей деятельности.

Требования к квалификации: высшее профессиональное образование. Желательна дополнительная профессиональная подготовка по специальным дисциплинам. Обязателен опыт работы по данному профилю и творческие достижения.

Этические проблемы деятельности медиаменеджеров

Ввиду того что медиаменеджеры работают в творческо-произ-водственных организациях и имеют дело с неординарными творческими личностями, включенными в производственный процесс с жесткой регламентацией, их управленческая деятельность должна отличаться большой гибкостью, разнообразием стилей и коммуникаций. По мнению экспертов, в деловых коммуникациях медиа-менеджеров должный эффект достигается за счет ориентации на

«субъект-объектную» парадигму, т. е. за счет применения манипу-лятивных психологических воздействий. В то же время такая ориентация может входить в противоречие со стратегическими целями развития организации, наносит ущерб ее деловой репутации и имиджу. Поэтому медиаменеджер в своей деятельности должен ориентироваться на идеологию «паблик рилейшнз»2.

Условия деятельности медиаменеджеров

Деятельность осуществляется в основном в условиях офиса, поэтому эффективность зависит и от уровня функционального комфорта на рабочем месте. Имеют место частые (оперативные) перемещения в другие офисы (летучки, совещания и пр.) и студийные комплексы. Режим труда практически не нормирован. Отсутствует разделение времени работы на активную деятельность и отдых. В то же время основной особенностью деятельности медиа-менеджеров является частое возникновение экстремальных управленческих ситуаций, действие разнообразных экстремальных факторов различной силы и интенсивности, прогнозировать появление которых весьма сложно. Данные экстремальные факторы оказывают сильное негативное влияние на процесс и результативность телевизионной творческо-производственной деятельности, отсюда значительное время тратится на компенсацию их действия, урегулирование возникшего дисбаланса в работе. Это обусловливает не только частое возникновение сильных производственных стрессов, но и неравномерность распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели, месяца и года. Темп работы также неравномерный в силу действия частых психоэмоциональных и психоэнергетических перегрузок. Отсутствуют факторы производственного травматизма. Возможны профессиональные заболевания, вызванные длящимся производственным психологическим стрессом и психическими перегрузками. Мероприятия по охране здоровья медиаме-неджеров носят общий характер.

Социально-психологические факторы деятельности

Деятельность медиаменеджера является весьма значимой, связана с реализацией больших возможностей влияния, поэтому очень престижна. Многими она рассматривается как важная ступень дальнейшего карьерного движения. Профессия медиаменеджера

предусматривает сочетание индивидуальной творческой и управленческой деятельности. Численность подразделения, управляемого медиаменеджером, весьма велика (десятки и сотни человек), к тому же она может динамично изменяться как по количеству, так и по составу. К работе привлекаются квалифицированные специалисты, творческие личности, в основном ориентированные на самореализацию, успех, профессиональные и иные достижения, поэтому велика вероятность внутренней конкуренции. Для таких субъектов деятельности характерна внешняя нормативность поведения, принятая в телевизионном сообществе, при частом сокрытии истинной мотивации деятельности. Поэтому группа требует постоянного контроля. Стили деятельности руководителей часто варьируются в зависимости от ситуации, но преобладают гибкие авторитарный и демократический. Ориентация на корпоративные отношения и корпоративный стиль управления колеблется в значительном диапазоне, но может сводиться лишь к внешним проявлениям. Поощряется инициатива, приносящая позитивный результат.

Практические психические (функциональные) состояния в процессе деятельности

В процессе выполнения деятельности медиаменеджер находится преимущественно в сложных негативных психических состояниях, имеющих различную степень выраженности в зависимости от условий деятельности и индивидуальных особенностей субъекта. В этих состояниях доминируют: высокая психическая напряженность, часто превышающая продуктивный уровень, и психическое и физическое переутомление. Индивидуальная выраженность функциональных состояний различная, поэтому уровень функциональной готовности выше у тех медиаменед-жеров, у которых природно обусловленный высокий уровень произвольной саморегуляции. Большинством медиаменеджеров произвольная саморегуляция негативных психических состояний осуществляется, главным образом, за счет волевых усилий, реже - с использованием психоэмоциональной словесно-образной саморегуляции. Применение специальных психотехнологий управления функциональным состоянием затруднено в силу специфики деятельности, связанной с хроническим дефицитом времени и необходимостью осуществлять постоянное деловое общение. Компенсация негативных психических состояний, кумулятивно накопляемых в процессе работы менеджера, осуществляется сугубо индивидуально.

Психограмма медиаменеджера

Разработка психограммы осуществлялась с опорой на традиционные методы, главными из которых в силу специфики деятельности медиаменеджеров были наблюдение, интервьюирование, экспертные оценки. В частности, в силу высокой занятости медиа-менеджеров, необходимости частого решения оперативных вопросов не было возможности использовать методы инструментальной психологической диагностики. Применялись методы неинструментальной психологической диагностики3. Тем не менее, несмотря на имеющиеся методические трудности, проведенные исследования позволяют сделать следующее заключение.

Профессиональная направленность медиаменеджера обусловлена действием комплекса причин - мотивами профессиональных достижений, карьерным ростом, направленностью на общение и взаимодействие, повышением уровня личной субъектности и др. С этим и связаны профессиональные и личные интересы. Профессиональные стандарты и эталоны определяются как особенностями направленности личности, так и опытом профессиональных взаимодействий, поэтому могут изменяться в широком диапазоне. Мировоззренческие позиции находятся под влиянием нацеленности на деятельность в условиях конкуренции и потребности в самореализации. Многих менеджеров отличает нацеленность на лич-ностно-профессиональное развитие и совершенствование.

Требования к сенсорно-перцептивным свойствам, особенностям мышления и памяти обусловлены спецификой деятельности как управленческой. Преобладающий тип мышления - конкретно-рациональный, близкий по своему содержанию к мышлению типов личности ощущающему (по К. Юнгу) и эксплуататорскому (по Э. Фромму). У многих медиаменеджеров отмечена склонность к макиавеллизму. Интеллектуальные качества высокие. В структуре интеллектуальной деятельности преобладают креативные, аналитические и прогностические функции. Особенно ценится системность анализа и мышления. Отмечена интеллектуальная активность и направленность на интеллектуальное развитие.

Способности отличаются разнообразием. Выделяются - интеллектуальные, творческие, коммуникативные, организаторские.

Характерологические особенности также обусловлены спецификой деятельности: преобладают волевые качества, активность, предприимчивость, настойчивость, решительность, артистизм. Характерологические особенности коррелируют с личностно-про-фессиональными качествами - целеустремленностью, инициативностью, ответственностью, сообразительностью, способностью

принимать различные по своему характеру решения. Отмечены психические акцентуации (в частности, повышенная маниакальность и демонстративность), причем у успешных менеджеров они выступают и как психологические профессионально важные качества.

Медиаменеджеров высокого уровня отличает хороший самоконтроль, психическая устойчивость, высокий уровень эмоциональной саморегуляции, самообладание. У многих - высокая работоспособность.

Следует отметить общую коммуникабельность медиаменед-жеров, направленность на взаимодействие и общение. Коммуникативные умения и свойства находятся на высоком уровне и под постоянным контролем.

У медиаменеджеров отмечена потребность в освоении и использовании передового опыта.

Нравственная регуляция поведения и отношений находится под большим влиянием профессиональных ценностей и норм, уровня корпоративной культуры организации.

Гендерные ограничения в деятельности медиаменеджеров практически отсутствуют, потому что вырабатывается такой индивидуальный стиль деятельности и управления, когда проявляются компенсаторные психологические механизмы. Возрастные ограничения реально существуют, однако обусловлены соответствием критериям мобильности, опыта, общей эффективности деятельности.

Выявленные особенности деятельности и личностно-профес-сиональные свойства медиаменеджеров позволяют выявить психологические корреляты коммуникативной и психологической компетентности и организовать ее успешное развитие.

Проведенный экспертный опрос по методике пяти качеств (А.А. Кроник) позволил определить главные, по мнению телевизионных профессионалов, личностно-профессиональные качества, необходимые медиаменеджерам для эффективной работы:

- сила личности;

- психологическая устойчивость;

- высокая профессиональная эрудиция;

- системность мышления;

- креативность;

- умение принимать эффективные и оперативные решения;

- толерантность;

- психологическая компетентность;

- гибкость и решительность.

Таковы основные особенности профессиограммы и психограммы телевизионного медиаменеджера4.

В психолого-акмеологических исследованиях ведется разработка проблемы профессионализма творческих и руководящих работников телевидения и других СМИ. Однако пока работа осуществляется преимущественно на уровне постановки проблемы и требует более глубокого изучения.

Примечания

1 См., напр.: Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 1979.

2 Хейвуд Р. Все о «паблик рилейшнз»: Как добиться успеха в бизнесе, используя связи с общественностью. М.: ЛБЗ, 1999; ЧумиковА.Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2001; и др.

3 Зазыкин В.Г. Психология проницательности. М.: РАГС, 2006.

4 Зиновьева Е.Б. Социально-психологические составляющие управления телевизионными творческо-производственными группами: Дис. ... канд. психол. наук. М.: Гос. ун-т упр., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.