Научная статья на тему 'Методологическая основа формирования личностно-профессионального имиджа студента'

Методологическая основа формирования личностно-профессионального имиджа студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / IMAGE / PERSONALITY / PERSON-ORIENTED APPROACH / ACMEOLOGICAL APPROACH / TEACHING / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Ольга Николаевна

В статье представлен анализ научных подходов к формированию личностно-профессионального имиджа студента. С позиции личностно ориентированного и акмеологического подходов показана взаимосвязь формирования личностно-профессионального имиджа студента с качеством профессиональной подготовки будущих специалистов в современных условиях, учитывающей требования работодателей и рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF STUDENTS'' PERSONAL-PROFESSIONAL IMAGE FORMATION

The article presents the analysis of scientific approaches to the formation of students’ personal-professional image. From the perspective of student-centered and acmeological approaches the interrelation of students’ personal-professional image formation with future specialists’ training quality in the modern conditions is shown to reflect the requirements of employers and the labour market.

Текст научной работы на тему «Методологическая основа формирования личностно-профессионального имиджа студента»

3) самоанализ и оценка достигнутых результатов и сопоставление результатов с критериями, определяющими субъективную сторону педагогического творчества, а также самоутверждение в профессии через включение в исследовательскую и проектную работу по профилю деятельности, т. е. достижение объективной стороны педагогического творчества.

Формирование и развитие креативной (творческой) компетенции — комплексная задача. С одной стороны, она может быть решена при помощи осознаваемых психических процессов, основу которых составляют конкретные знания и навыки. Второй путь предполагает, в основном, участие подсознания и интуиции.

В завершении следует сказать о том, что современный научно-педагогический работник на каждом этапе профессиональной деятельности включается в решение всего ком-

плекса педагогических задач, для решения которых требуется использование всей совокупности компетенций, составляющих его профессиональную компетентность.

Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза [Электронный ресурс]. — URL:http://www. ceninauku.ru/.

Горлинский И. В. Педагогическое творчество преподавателя и пути его развития. // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД РФ. — 1997. — № 2. — С. 152-158. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения / Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник и др. // Вопросы образования. — 2008. — №1. — С. 32-64.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. : в 11 т. — М., 1950. — Т 8. — С. 35.

Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М. : Флинта, 1997. — 224 с.

УДК/UDC 378

О. Н. Валеева O. Valeeva

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА

METHODOLOGICAL BASIS OF STUDENTS' PERSONAL-PROFESSIONAL IMAGE FORMATION

В статье представлен анализ научных подходов к формированию личностно-профессио-нального имиджа студента. С позиции лич-ностно ориентированного и акмеологического подходов показана взаимосвязь формирования личностно-профессионального имиджа студента с качеством профессиональной подготовки будущих специалистов в современных условиях, учитывающей требования работодателей и рынка труда.

The article presents the analysis of scientific approaches to the formation of students' personal-professional image. From the perspective of student-centered and acmeological approaches the interrelation of students' personal-professional image formation with future specialists' training quality in the modern conditions is shown to reflect the requirements of employers and the labour market.

Ключевые слова: имидж, личность, лич-ностно ориентированный подход, акмеологи-ческий подход, деятельность преподавателя, самореализация.

Keywords: image, personality, person-oriented approach, acmeological approach, teaching, self-realization.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в государственной образовательной политике. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. зафиксировано: «В настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского обще-

ства, <...> в этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России» [4].

Необходимым условием успешной социализации и эффективной самореализации студенческой молодежи, по нашему мнению, является эффективный личностно-профес-сиональный имидж как необходимая составляющая профессиональной компетентности будущего специалиста. Личностно-професси-ональный имидж студента — это личностное свойство субъекта, транслирующее его представление о себе в совокупности визуальных качеств, поведенческих способов, внутренних и внешних биосоциальных характеристик в определенной среде жизнедеятельности, обеспечивающее оптимальную интеграцию обучающегося в социум и продуктивную деятельность в избранной сфере общественной практики. Актуальными вопросами являются разработка технологического обеспечения формирования личностно-профессионально-го имиджа студента, его взаимосвязь с качеством профессиональной подготовки будущих специалистов в современных условиях, отражающих требования работодателей и рынка труда с позиции личностно ориентированного, акмеологического подходов и ведущих принципов (личностного целеполагания, профессиональной направленности, гармонизации визуального образа, субъект-субъектного взаимодействия, рефлексии), позволяющих раскрыть разноплановые характеристики исследуемого феномена, наметить эффективную стратегию совершенствования изучаемого процесса.

Личностно ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) [2; 13; 16] обусловливает признание студента высшей ценностью и субъектом имиджмейкинг-практики; постановку обучающегося в центр имиджеформирующей деятельности, открывающей возможность для эффективной самореализации, самоопределения, самоутверждения студента как субъекта профессионального и личностного самосовершенствования.

Деятельность преподавателя по формированию личностно-профессионального имиджа студента, основанная на положениях

личностно ориентированного подхода, предполагает выстраивание эффективной межличностной коммуникации, продуктивного социального и профессионального взаимодействия; позволяет увидеть в обучающемся уникальную личность с ее индивидуальными особенностями и профессиональными предпочтениями; ориентирует на создание диапазона выбора содержания, методов и форм имиджеформирующей направленности; обусловливает организацию педагогического сопровождения конструирования студентом образа «Я», поддерживающего новое поведение, новый стиль жизнедеятельности обучающегося и закрепление результата сформированного у него личностно-профессионального имиджа.

Согласно положениям личностно ориентированного подхода, содержание процесса формирования личностно-профессионально-го имиджа студента базируется на следующих составляющих: аксиологической (введение в мир ценностей и оказание помощи студенту в выборе личностно значимой системы ориентиров построения оптимального образа «Я», присвоения, использования знаков и символов идеальных имидж-носителей; освоение социокультурных эталонов, построение на их основе собственного конкурентоспособного персонального бренда; когнитивной (обеспечение разноаспектными знаниями о сущности личностно-профессионального имиджа, о себе как субъекте самосовершенствования, порождающими новые смысловые связи подготовки студента в вузе и определяющими значимость сконструированного жизнестиля носителя имиджа для личностной, социальной и профессиональной успешности); творческой (формирование и развитие разнообразных способов овладения имидж-технологиями, методами и приемами имиджеформирующей деятельности); собственно личностной (развитие рефлексивной способности, овладение способами самопознания, саморегуляции, самосовершенствования, развития адекватности образа «Я» — «Я» реальное, «Я» идеальное и «Я» в глазах других людей, формирование активной жизненной позиции и пр.).

Специфика личностно ориентированного подхода детерминирует успешность формирования личностно-профессионального имиджа студента как результата межличностного взаимодействия, обеспечивающего конструирование уникальной системы его ценностных отношений с носителями разнообразных

имиджей в контексте становления «имиджевого мышления», определяющего осознание своих личностных и профессиональных возможностей, выработку индивидуального стиля жизнедеятельности, построение перспектив личностного и профессионального роста.

Личностно ориентированный подход обеспечивает оптимальное достижение поставленных целей исследования на основе принципа:

— личностного целеполагания [14], предполагающего опору на способность студента самостоятельно ставить цели и конкретизировать задачи (определение содержания, форм и методов имиджеформирующей деятельности, овладение техникой устной речи, конструирование внешнего образа, соответствующего условиям профессиональной деятельности), необходимые для формирования личностно-профессионального имиджа [10];

— гармонии визуального образа, определяющего значимость конструирования визуальной привлекательности студента — носителя имиджа: гармония его внешнего образа, согласованность, стройность в сочетании визуального, зрительного облика, образ мышления, способы действий, поступков в контексте восприятия качеств обучающегося другими людьми; использование эффективных приемов коррекции для создания идеального образа личности и профессионала с учетом основных закономерностей межличностной перцепции [15];

— субъект-субъектного взаимодействия, ориентированного на вовлечение студентов в продуктивные социальные и профессиональные отношения на основе паритета (диалога и взаимопонимания), в ходе которого реализуется стремление субъектов идеально представиться посредством определенных имидж-сигналов своими имидж-особенностями (личностными и профессиональными) друг в друге в рамках резонансного взаимоизменения (смыслов, идей, поведения).

Значимым в формировании личностно-профессионального имиджа студента вуза является акмеологический подход (А. А. Бода-лев, A. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.), определяющий поиск способов и путей, актуализирующих прогрессивное развитие обучающегося в направлении достижения вершин (акме) личностного и профессионального саморазвития и самосовершенствования [1; 5; 9].

А. А. Бодалев отмечает, что в период обучения в вузе формируются малые акме как

предвестники макроакме человека, зависящие от того, как складывается личностное и профессиональное развитие в студенческие годы, когда активно формируется жизненная стратегия личности, рассчитанная на успешную жизнедеятельность и перспективу устойчивого положения человека в современном социуме [6].

Данный подход предполагает создание условий для активного поиска обучающимся своей системы мировидения, презентационного стиля, успешной философии жизни по достижению вершин (акме) в разнообразных сферах социальной практики; обеспечивает закономерное поступательное интегративное развитие студента как субъекта социальных взаимодействий, субъекта прогрессивного саморазвития и самосовершенствования, субъекта будущей высокопродуктивной профессиональной деятельности и «внешних» условий этого интегративного развития [11].

Реализация акмеологического подхода к личностно-профессионального имиджу студента вуза ориентирует на осознание обучающимся ценностей личности и будущей профессиональной деятельности; рефлексивное отношение к собственной имиджеформирую-щей деятельности, что обеспечивает условия для ее более глубокого осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования, построения целостной системы самопроявления; выявление личностных ресурсов и формирование навыков построения эффективных стратегий профессионального роста, плана, карьеры, имиджа; развитие адекватной самооценки [7]. Значимым также является развитие акмеологической позиции обучающегося, избирающей в качестве приоритетных ценностей жизненный успех и духовность. Акмеологический подход задает ориентир развитию акмеологической позиции студента для оптимального формирования личностно-профессионального имиджа: предоставление возможностей для проявления активности; создание атмосферы престижности высокого уровня достижений, активности обучающегося на пути творческой самореализации; наличие примеров, образцов для подражания в среде общения; социальное одобрение гуманистических идеалов и ценностей; постепенное усиление степени свободы обучающегося по мере его взросления, которое проявляется в «позволении» иметь свои цели и пути их достижения; наличие образовательной среды вуза, которая обеспечивает

одновременно развитие бинарных способностей: к акмедвижению и самосохранению, к автономии и сотрудничеству на основе умений планирования и формирования четкого образа желаемого результата [12].

Акмеологические механизмы формирования личностно-профессионального имиджа студента действуют как механизмы: самоопределения (сопоставление образа «Я» с результатами собственной деятельности); самопроявления (конкретизация чувственных переживаний своего «Я»); самоутверждения (внешнее самоутверждение посредством создания приемлемого образа себя в глазах других людей и внутреннее самоутверждение посредством создания непротиворечивого образа самого себя в собственных глазах); самореализации (верификация, подтверждение и практическое воплощение в своих действиях и поступках себя как субъекта того или иного вида активности) [8].

Акмеологический подход представлен:

— принципом профессиональной направленности, отражающим диалектику взаимодействия комплексного развития личности и специфического профессионального развития, позволяющую целенаправленно формировать мотивационно-ценностное отношение студента к профессиональной деятельности, развивать потребности в постоянном обновлении профессиональных знаний и умений, ориентировать на достижение высот профессионализма;

— принципом рефлексии, определяющим активную роль студента как свободного и ответственного субъекта самосознания, смыс-лообразования, самоопределения и самодеятельности, рефлексирующего изменения в разнообразных видах жизнедеятельности и во внутреннем мире своего сознания, ориентируясь в возникающем проблемном поле своего и общественного бытия, проектируя и реализуя собственное экзистенциальное поведение и продуктивную имджеформиру-ющую деятельность, преобразовывая собственную личность и окружающий социум в рамках выбора новых путей и моделей взаимодействия, общения, поведения, соотнося собственный личностно-профессиональный имидж, возможности своего «Я» с тем, что требует профессиональная деятельность [3].

Таким образом, процесс формирования личностно-профессионального имиджа студента строится на основе преемственной реа-

лизации концептуальных идей личностно ориентированного, акмеологического подходов и ведущих принципов (личностного целепо-лагания, профессиональной направленности, гармонизации визуального образа, субъект-субъектного взаимодействия, рефлексии), являющихся организационно-технологической основой педагогического сопровождения исследуемого феномена.

1. Бодалев А. А. Психология о личности. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 192 с.

2. Стратегия воспитания в образовательной системе России / Е. В. Бондаревская [и др.] ; под общ. ред. И. А. Зимней. — 2-е изд. — М. : Издат. сервис, 2004. — 478 с.

3. Водопьянов Д. А., Елисеенко А. С., Серегин К. С. Взаимодействие подходов психологического изучения рефлексивности личностно-профессионального развития // Рефлексивные процессы и управление : сб. материалов VIII Междунар. симпозиума / под ред. В. Е. Лепского. — М. : Когито-Центр, 2011. -.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р). — URL: http://base.garant. ru/70379634/#block_21.

5. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. — 752 с.

6. Ермакова Л. И. Развитие акмеологической позиции будущего учителя в процессе педагогической практики : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2010. — 23 с.

7. Заводчиков Д. П., Янгулов Я. Е. Акмеологический подход к профессиональному становлению личности как теоретико-методологическая основа непрерывного профессионального образования // Личность в профессионально-образовательном пространстве : материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием. — Екатеринбург, 2013. — С. 40-44.

8. Костенко Е. П. Акмеологическая концепция развития имиджа политика : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2008. — 52 с.

9. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. — 81 с.

10. Матюшина Ю. И. Формирование профессионального имиджа у будущего переводчика : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Калининград, 2010. — 21 с.

11. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа : учеб. пособие для вузов. — М. : Аспект-пресс, 2002. — 223 с.

12. Полетаева Н. М. Валеологическая воспитательная система образовательного учреждения : моногр. — СПб. : ЛОИРО, 2001. — 190 с.

1 3. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Сла-стенина, И. А. Колесниковой. — М. : Академия, 2008. — 256 с.

14. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М. : Высш. шк., 2007. — 639 с.

1 5. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. — М. : Народное образование, 2002. — 576 с.

16. Якиманская, И. С. Педагогическая психология. Основные проблемы. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. — 648 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.