3) самоанализ и оценка достигнутых результатов и сопоставление результатов с критериями, определяющими субъективную сторону педагогического творчества, а также самоутверждение в профессии через включение в исследовательскую и проектную работу по профилю деятельности, т. е. достижение объективной стороны педагогического творчества.
Формирование и развитие креативной (творческой) компетенции — комплексная задача. С одной стороны, она может быть решена при помощи осознаваемых психических процессов, основу которых составляют конкретные знания и навыки. Второй путь предполагает, в основном, участие подсознания и интуиции.
В завершении следует сказать о том, что современный научно-педагогический работник на каждом этапе профессиональной деятельности включается в решение всего ком-
плекса педагогических задач, для решения которых требуется использование всей совокупности компетенций, составляющих его профессиональную компетентность.
Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза [Электронный ресурс]. — URL:http://www. ceninauku.ru/.
Горлинский И. В. Педагогическое творчество преподавателя и пути его развития. // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД РФ. — 1997. — № 2. — С. 152-158. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения / Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник и др. // Вопросы образования. — 2008. — №1. — С. 32-64.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. : в 11 т. — М., 1950. — Т 8. — С. 35.
Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М. : Флинта, 1997. — 224 с.
УДК/UDC 378
О. Н. Валеева O. Valeeva
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА
METHODOLOGICAL BASIS OF STUDENTS' PERSONAL-PROFESSIONAL IMAGE FORMATION
В статье представлен анализ научных подходов к формированию личностно-профессио-нального имиджа студента. С позиции лич-ностно ориентированного и акмеологического подходов показана взаимосвязь формирования личностно-профессионального имиджа студента с качеством профессиональной подготовки будущих специалистов в современных условиях, учитывающей требования работодателей и рынка труда.
The article presents the analysis of scientific approaches to the formation of students' personal-professional image. From the perspective of student-centered and acmeological approaches the interrelation of students' personal-professional image formation with future specialists' training quality in the modern conditions is shown to reflect the requirements of employers and the labour market.
Ключевые слова: имидж, личность, лич-ностно ориентированный подход, акмеологи-ческий подход, деятельность преподавателя, самореализация.
Keywords: image, personality, person-oriented approach, acmeological approach, teaching, self-realization.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в государственной образовательной политике. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. зафиксировано: «В настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского обще-
ства, <...> в этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России» [4].
Необходимым условием успешной социализации и эффективной самореализации студенческой молодежи, по нашему мнению, является эффективный личностно-профес-сиональный имидж как необходимая составляющая профессиональной компетентности будущего специалиста. Личностно-професси-ональный имидж студента — это личностное свойство субъекта, транслирующее его представление о себе в совокупности визуальных качеств, поведенческих способов, внутренних и внешних биосоциальных характеристик в определенной среде жизнедеятельности, обеспечивающее оптимальную интеграцию обучающегося в социум и продуктивную деятельность в избранной сфере общественной практики. Актуальными вопросами являются разработка технологического обеспечения формирования личностно-профессионально-го имиджа студента, его взаимосвязь с качеством профессиональной подготовки будущих специалистов в современных условиях, отражающих требования работодателей и рынка труда с позиции личностно ориентированного, акмеологического подходов и ведущих принципов (личностного целеполагания, профессиональной направленности, гармонизации визуального образа, субъект-субъектного взаимодействия, рефлексии), позволяющих раскрыть разноплановые характеристики исследуемого феномена, наметить эффективную стратегию совершенствования изучаемого процесса.
Личностно ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) [2; 13; 16] обусловливает признание студента высшей ценностью и субъектом имиджмейкинг-практики; постановку обучающегося в центр имиджеформирующей деятельности, открывающей возможность для эффективной самореализации, самоопределения, самоутверждения студента как субъекта профессионального и личностного самосовершенствования.
Деятельность преподавателя по формированию личностно-профессионального имиджа студента, основанная на положениях
личностно ориентированного подхода, предполагает выстраивание эффективной межличностной коммуникации, продуктивного социального и профессионального взаимодействия; позволяет увидеть в обучающемся уникальную личность с ее индивидуальными особенностями и профессиональными предпочтениями; ориентирует на создание диапазона выбора содержания, методов и форм имиджеформирующей направленности; обусловливает организацию педагогического сопровождения конструирования студентом образа «Я», поддерживающего новое поведение, новый стиль жизнедеятельности обучающегося и закрепление результата сформированного у него личностно-профессионального имиджа.
Согласно положениям личностно ориентированного подхода, содержание процесса формирования личностно-профессионально-го имиджа студента базируется на следующих составляющих: аксиологической (введение в мир ценностей и оказание помощи студенту в выборе личностно значимой системы ориентиров построения оптимального образа «Я», присвоения, использования знаков и символов идеальных имидж-носителей; освоение социокультурных эталонов, построение на их основе собственного конкурентоспособного персонального бренда; когнитивной (обеспечение разноаспектными знаниями о сущности личностно-профессионального имиджа, о себе как субъекте самосовершенствования, порождающими новые смысловые связи подготовки студента в вузе и определяющими значимость сконструированного жизнестиля носителя имиджа для личностной, социальной и профессиональной успешности); творческой (формирование и развитие разнообразных способов овладения имидж-технологиями, методами и приемами имиджеформирующей деятельности); собственно личностной (развитие рефлексивной способности, овладение способами самопознания, саморегуляции, самосовершенствования, развития адекватности образа «Я» — «Я» реальное, «Я» идеальное и «Я» в глазах других людей, формирование активной жизненной позиции и пр.).
Специфика личностно ориентированного подхода детерминирует успешность формирования личностно-профессионального имиджа студента как результата межличностного взаимодействия, обеспечивающего конструирование уникальной системы его ценностных отношений с носителями разнообразных
имиджей в контексте становления «имиджевого мышления», определяющего осознание своих личностных и профессиональных возможностей, выработку индивидуального стиля жизнедеятельности, построение перспектив личностного и профессионального роста.
Личностно ориентированный подход обеспечивает оптимальное достижение поставленных целей исследования на основе принципа:
— личностного целеполагания [14], предполагающего опору на способность студента самостоятельно ставить цели и конкретизировать задачи (определение содержания, форм и методов имиджеформирующей деятельности, овладение техникой устной речи, конструирование внешнего образа, соответствующего условиям профессиональной деятельности), необходимые для формирования личностно-профессионального имиджа [10];
— гармонии визуального образа, определяющего значимость конструирования визуальной привлекательности студента — носителя имиджа: гармония его внешнего образа, согласованность, стройность в сочетании визуального, зрительного облика, образ мышления, способы действий, поступков в контексте восприятия качеств обучающегося другими людьми; использование эффективных приемов коррекции для создания идеального образа личности и профессионала с учетом основных закономерностей межличностной перцепции [15];
— субъект-субъектного взаимодействия, ориентированного на вовлечение студентов в продуктивные социальные и профессиональные отношения на основе паритета (диалога и взаимопонимания), в ходе которого реализуется стремление субъектов идеально представиться посредством определенных имидж-сигналов своими имидж-особенностями (личностными и профессиональными) друг в друге в рамках резонансного взаимоизменения (смыслов, идей, поведения).
Значимым в формировании личностно-профессионального имиджа студента вуза является акмеологический подход (А. А. Бода-лев, A. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.), определяющий поиск способов и путей, актуализирующих прогрессивное развитие обучающегося в направлении достижения вершин (акме) личностного и профессионального саморазвития и самосовершенствования [1; 5; 9].
А. А. Бодалев отмечает, что в период обучения в вузе формируются малые акме как
предвестники макроакме человека, зависящие от того, как складывается личностное и профессиональное развитие в студенческие годы, когда активно формируется жизненная стратегия личности, рассчитанная на успешную жизнедеятельность и перспективу устойчивого положения человека в современном социуме [6].
Данный подход предполагает создание условий для активного поиска обучающимся своей системы мировидения, презентационного стиля, успешной философии жизни по достижению вершин (акме) в разнообразных сферах социальной практики; обеспечивает закономерное поступательное интегративное развитие студента как субъекта социальных взаимодействий, субъекта прогрессивного саморазвития и самосовершенствования, субъекта будущей высокопродуктивной профессиональной деятельности и «внешних» условий этого интегративного развития [11].
Реализация акмеологического подхода к личностно-профессионального имиджу студента вуза ориентирует на осознание обучающимся ценностей личности и будущей профессиональной деятельности; рефлексивное отношение к собственной имиджеформирую-щей деятельности, что обеспечивает условия для ее более глубокого осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования, построения целостной системы самопроявления; выявление личностных ресурсов и формирование навыков построения эффективных стратегий профессионального роста, плана, карьеры, имиджа; развитие адекватной самооценки [7]. Значимым также является развитие акмеологической позиции обучающегося, избирающей в качестве приоритетных ценностей жизненный успех и духовность. Акмеологический подход задает ориентир развитию акмеологической позиции студента для оптимального формирования личностно-профессионального имиджа: предоставление возможностей для проявления активности; создание атмосферы престижности высокого уровня достижений, активности обучающегося на пути творческой самореализации; наличие примеров, образцов для подражания в среде общения; социальное одобрение гуманистических идеалов и ценностей; постепенное усиление степени свободы обучающегося по мере его взросления, которое проявляется в «позволении» иметь свои цели и пути их достижения; наличие образовательной среды вуза, которая обеспечивает
одновременно развитие бинарных способностей: к акмедвижению и самосохранению, к автономии и сотрудничеству на основе умений планирования и формирования четкого образа желаемого результата [12].
Акмеологические механизмы формирования личностно-профессионального имиджа студента действуют как механизмы: самоопределения (сопоставление образа «Я» с результатами собственной деятельности); самопроявления (конкретизация чувственных переживаний своего «Я»); самоутверждения (внешнее самоутверждение посредством создания приемлемого образа себя в глазах других людей и внутреннее самоутверждение посредством создания непротиворечивого образа самого себя в собственных глазах); самореализации (верификация, подтверждение и практическое воплощение в своих действиях и поступках себя как субъекта того или иного вида активности) [8].
Акмеологический подход представлен:
— принципом профессиональной направленности, отражающим диалектику взаимодействия комплексного развития личности и специфического профессионального развития, позволяющую целенаправленно формировать мотивационно-ценностное отношение студента к профессиональной деятельности, развивать потребности в постоянном обновлении профессиональных знаний и умений, ориентировать на достижение высот профессионализма;
— принципом рефлексии, определяющим активную роль студента как свободного и ответственного субъекта самосознания, смыс-лообразования, самоопределения и самодеятельности, рефлексирующего изменения в разнообразных видах жизнедеятельности и во внутреннем мире своего сознания, ориентируясь в возникающем проблемном поле своего и общественного бытия, проектируя и реализуя собственное экзистенциальное поведение и продуктивную имджеформиру-ющую деятельность, преобразовывая собственную личность и окружающий социум в рамках выбора новых путей и моделей взаимодействия, общения, поведения, соотнося собственный личностно-профессиональный имидж, возможности своего «Я» с тем, что требует профессиональная деятельность [3].
Таким образом, процесс формирования личностно-профессионального имиджа студента строится на основе преемственной реа-
лизации концептуальных идей личностно ориентированного, акмеологического подходов и ведущих принципов (личностного целепо-лагания, профессиональной направленности, гармонизации визуального образа, субъект-субъектного взаимодействия, рефлексии), являющихся организационно-технологической основой педагогического сопровождения исследуемого феномена.
1. Бодалев А. А. Психология о личности. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 192 с.
2. Стратегия воспитания в образовательной системе России / Е. В. Бондаревская [и др.] ; под общ. ред. И. А. Зимней. — 2-е изд. — М. : Издат. сервис, 2004. — 478 с.
3. Водопьянов Д. А., Елисеенко А. С., Серегин К. С. Взаимодействие подходов психологического изучения рефлексивности личностно-профессионального развития // Рефлексивные процессы и управление : сб. материалов VIII Междунар. симпозиума / под ред. В. Е. Лепского. — М. : Когито-Центр, 2011. -.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р). — URL: http://base.garant. ru/70379634/#block_21.
5. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. — 752 с.
6. Ермакова Л. И. Развитие акмеологической позиции будущего учителя в процессе педагогической практики : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2010. — 23 с.
7. Заводчиков Д. П., Янгулов Я. Е. Акмеологический подход к профессиональному становлению личности как теоретико-методологическая основа непрерывного профессионального образования // Личность в профессионально-образовательном пространстве : материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием. — Екатеринбург, 2013. — С. 40-44.
8. Костенко Е. П. Акмеологическая концепция развития имиджа политика : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2008. — 52 с.
9. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. — 81 с.
10. Матюшина Ю. И. Формирование профессионального имиджа у будущего переводчика : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Калининград, 2010. — 21 с.
11. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа : учеб. пособие для вузов. — М. : Аспект-пресс, 2002. — 223 с.
12. Полетаева Н. М. Валеологическая воспитательная система образовательного учреждения : моногр. — СПб. : ЛОИРО, 2001. — 190 с.
1 3. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Сла-стенина, И. А. Колесниковой. — М. : Академия, 2008. — 256 с.
14. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М. : Высш. шк., 2007. — 639 с.
1 5. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. — М. : Народное образование, 2002. — 576 с.
16. Якиманская, И. С. Педагогическая психология. Основные проблемы. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. — 648 с.