Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА / ВОЕННО-МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Светлана Валерьевна, Баранюк Надежда Михайловна

В статье представлены результаты диссертационного исследования - педагогические пути и условия совершенствования процесса военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах. Авторы подтверждают гипотезу исследования результатами реализации целевой педагогической программы в воспитательном процессе довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцова Светлана Валерьевна, Баранюк Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL WAYS OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION IN SUVOROV SCHOOL

The article presents the results of the dissertation research - pedagogical ways and conditions for improving the process of military-patriotic education in Suvorov military schools. The authors confirm the hypothesis of the study by the results of the implementation of the target pedagogical program in the educational process of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ»

Чаще всего родители получали данную информацию от воспитателя (62,49%), видели материал на сайте детского сада (29,21%) или в группе «Образование Сургутского района» (9,19%). Таким образом, мы можем сделать вывод что организация взаимодействия воспитателя и родителя является неотъемлемой частью воспитательной работы в дошкольном учреждении [2, С. 951, размещение информации на сайте или в социальных сетях не считается первичным источником получения информации для родителей.

На вопрос о необходимости знакомства детей с разными профессиями в детском саду ответили «Да» 97,41% родителей и 95,40% хотели бы, чтобы воспитатели в детском саду расширяли представление ребенка о разных профессиях, что свидетельствует об их заинтересованности в разностороннем развитии детей. 93,56% самостоятельно беседуют со своим ребенком о разных профессиях, о своей профессии рассказывают 88,33% респондентов.

По мнению родителей в детском саду необходимо знакомить с самыми распространенными профессиями (доктор, водитель, учитель, пожарный, и т.д.) - 36,56%, за знакомство с современными профессиями выступили 4,65% анкетируемых, профессии будущего отметили всего 2,69%. Однако, большинство родителей считают, что детей необходимо знакомить со всеми вышеперечисленными профессиями - этот вариант выбрали 56% человек.

Далее хотелось бы вернуться к проблемам, с которыми сталкиваются кураторы и воспитатели. Напомним, что на первое место педагоги ставят проблему отсутствия заинтересованности родителей - так считают 30,56% кураторов и 20,48% воспитателей. Однако, данные мониторинга показали, что 85,74% родителей хотели бы больше узнать о вопросе ранней профориентации дошкольников и 79,03% готовы принять активное участие в профориентации ребенка. Данные результаты могут свидетельствовать об отсутствии системной работы педагогов с родителями, незнании ими реальных потребностей семей воспитанников. Следовательно, необходимо вести речь об изменении форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников в вопросах организации профориентационной работы, расширять их представления о будущем рынке труда и профессиях будущего, а для этого апробировать новые формы взаимодействия, в том числе в дистанционном формате.

Выводы. Полученные результаты исследования позволили выявить существующие проблемы организации профориентационной работы в детском саду, наметить дальнейшие пути изменения существующей ситуации.

Анализ результатов анкетирования и опыта дошкольных образовательных организаций свидетельствует, что при планировании мероприятий профориентационной направленности с детьми старшего дошкольного возраста необходимо сформировать четкую последовательность действий в процессе ознакомления воспитанников с профессиями, подобрать инструментарий для диагностики полученных результатов, организовать курсовую подготовку воспитателей и специалистов, курирующих профориентационную работу в учреждении, пополнить предметно-развивающую среду. При комплексной работе по этим четырем направлениям можно будет говорить об эффективности профориентационных мероприятий в дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Алябьева, Е.А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. - 176 с.

2. Антонова, М.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / М.В. Антонова, И.В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 2. -С. 93-96.

3. Белова, Е.Е. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте / Е.Е. Белова, Т.Г. Ханова // Педагогический вестник. - 2020. - № 16. - С. 4-6.

4. Евдокимова, В.М. Проблема развития профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста / В.М. Евдокимова // Наука и образование: Новое время. - 2017. - № 3. - С. 744-747.

5. Иванова, Н.В. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3. - С. 38-46.

6. Михайлова, Н.Л. Сущность и типология культурных практик ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста / Н.Л. Михайлова, Е.Н. Швейд // Современные технологии: тенденции и перспективы развития: сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф., Петрозаводск, 18 ноября 2021 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. - С. 55-62.

7. Нуриева, А.Р. Ранняя профориентационная работа с детьми в дошкольных образовательных организациях / А.Р. Нуриева, Р.Ф. Миннуллина, А.И. Черняховская // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№71-3. - С. 123-126.

8. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. - 2018. - №10. - С. 64-69.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, доцент кафедры №7 Шевцова Светлана Валерьевна

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской Федерации Российской Федерации (г. Москва); адъюнкт Баранюк Надежда Михайловна

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской Федерации Российской Федерации (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ

УЧИЛИЩАХ

Аннотация. В статье представлены результаты диссертационного исследования - педагогические пути и условия совершенствования процесса военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах. Авторы подтверждают гипотезу исследования результатами реализации целевой педагогической программы в воспитательном процессе довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: педагогические пути, военно-патриотическое воспитание, суворовские военные училища, военно-мемуарная литература, информационно-техническое обеспечение.

Annotation. The article presents the results of the dissertation research - pedagogical ways and conditions for improving the process of military-patriotic education in Suvorov military schools. The authors confirm the hypothesis of the study by the results of the implementation of the target pedagogical program in the educational process of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Key words: pedagogical ways, military-patriotic education, Suvorov military schools, military memoir literature, information and technical support.

Введение. Военно-патриотическое воспитание является одним из основных компонентов обучения в суворовских военных училищах. Организация данной деятельности направлена на формирование патриотических качеств личности суворовцев, идей служения Отечеству, способности к вооруженной защите государства, формированию гордости за подвиги в русской военной истории, сохранение воинских традиций и ритуалов.

Изложение основного материала статьи. Педагогические пути - это эффективные условия и формы, создающиеся в образовательном процессе для обеспечения организации и проведения данного процесса, позволяющие решать поставленные цели и задачи.

В ходе комплексно-теоретического анализа и результатов опытно-экспериментального исследования было установлено, что педагогические пути повышения эффективности военно-патриотического воспитания суворовцев на идеях отечественных полководцев подразделяются на две группы ( рис. 1).

Педагогические пути и условия военно-патриотического воспитания суворовцев

Популяризация отечественной военно-мемуарной литературы:

ус ло ви я

1. Использование потенциала военно-мемуарной литературы в процессе проведения вечеров памяти, круглых столов, посвященных Дням воинской славы;

2. Проведение в подразделениях училищ читательских конференций, с повествованием о книгах, обсуждением исторических событий; проведение военно-исторических тематических выставок;

3. Организация встреч с участниками боевых действий или свидетелями событий;

4. Включение в план урока по учебным дисциплинам, военно-патриотической составляющей, опирающуюся на отечественную военно-мемуарную литературу: подготовку докладов, презентаций.

Информационно-техническое оснащение процесса военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах:

ус ло ви я

О

1. Работа суворовцев с программой для ЭВМ «Военно-патриотическое воспитание: героическое прошлое и современность»;

2. Участие суворовцев в работе суворовского радио «Эхо войны»;

3. Военно-патриотическая игра «Полководец».

Рисунок 1. Педагогические пути повышения эффективности военно-патриотического воспитания суворовцев

Популяризация отечественной военно-мемуарной литературы представляет собой совокупность мероприятий по внедрению и применению в воспитательном процессе мемуарной литературы, которая передает читателю личную биографию и жизненный опыт посредством художественного текста [1]. Одной из многих задач военных мемуаров является формирование идей, взглядов, принципов личности суворовца в целом.

Военные мемуары разделяются на две группы:

1. Написанные лично полководцем;

2. Созданные очевидцами событий, историками, журналистами.

Местом распространения отечественной военно-мемуарной литературы выступают библиотеки организованные при суворовских военных училищах.

В настоящее время в суворовских военных училищах ведут свою деятельность 11 библиотек [2]. Основными задачами являются:

- популяризация среди суворовцев научной и художественной литературы;

- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- проведение военно-исторических и патриотических мероприятий.

Анализ библиотечного фонда суворовских военных училищ показал разнообразную тематику военно-мемуарных произведений:

- А.В. Суворов «Наука побеждать», «Полковое учреждение»;

- Г.К. Жуков «Воспоминания и размышления»;

- И.С. Конев «Записки командующего»;

- К.К. Рокоссовский «Солдатский долг»;

- И.Х. Баграмян «Так начиналась война»;

- П.С. Нахимов «Адмирал Ее Величества»;

- Ф.Ф. Ушаков «Святое русское воинство»;

- М.И. Кутузов «Тактика победы»;

- А.П. Ермолов «Записки русского генерала»;

- А.А. Брусилов «Мои воспоминания; Брусиловский прорыв»;

- М.Д. Скобелев «Стою за правду и за Армию» [1].

Суворовцы самостоятельно и в часы воспитательной работы под руководством, изучали, обсуждали прочитанный материал, делились мыслями, впечатлениями, сравнивали образ жизни полководца и жизнь суворовца, офицера.

Реализация данного педагогического пути эффективна при следующих условиях:

1. Использование потенциала военно-мемуарной литературы в процессе проведения вечеров памяти, круглых столов, посвященных Дням воинской славы.

Мероприятия воспитательной работы формируются на принципах (целенаправленности, последовательности, систематичности, индивидуального подхода, патриотичности).

2. Проведение в подразделениях училищ читательских конференций, повествование о книгах, обсуждение исторических событий; проведение военно-исторических тематических выставок.

Цели и задачи воспитательных мероприятий должны иметь научную направленность, содержание материала соответствовать возрасту суворовцев и программному материалу по общеобразовательным предметам;

3. Организация встреч с участниками боевых действий или свидетелями событий.

Реализуя данное условие, следует предусматривать организацию выставок военно-мемуарной литературы непосредственно при проведении мероприятия. Выставка должна быть подобрана в соответствии с темой встречи, ее приглашенными гостями и возрастом суворовцев. В ходе доклада следует опираться на материалы выставки, использовать демонстрацию литературы и приглашать суворовцев для ознакомления.

4. Включение в план урока по учебным дисциплинам, военно-патриотической составляющей, опирающуюся на отечественную военно-мемуарную литературу.

Для достижения эффективного результата при реализации данного условия следует подбирать исторические факты и события учитывая некоторые факторы:

- соответствие исторического материала учебной программе конкретной дисциплины;

- соответствие информации возрасту обучающихся и отсутствие пояснений;

- влияние исторического наследия на формирование мотивов будущей военно-профессиональной деятельности суворовца.

Популяризация отечественной военно-мемуарной литературы-эффективный путь повышения уровня военно-патриотического воспитания суворовцев на идеях отечественных полководцев. При реализации мероприятий офицеру-воспитателю необходимо формировать военно-мемуарный фонд с учётом возраста и интересов суворовцев.

Информационно-техническое оснащение процесса военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах - применение электронных ресурсов в процессе проведения мероприятий воспитательной работы, направленных на формирование и развитие патриотических качеств и чувств.

В ходе реализации целевой педагогической программы установлено, что основными условиями информационного обеспечения воспитательного процесса являются:

1. Работа суворовцев с программой для ЭВМ «Военно-патриотическое воспитание: героическое прошлое и современность», которая отражает, систематизирует биографические данные отечественных полководцев. В ней цитируются заветы, идеи, мысли и используются знаменитые выражения и высказывания военачальников.

Задачи программы:

- сформировать банк данных с биографией отечественных полководцев, подобрать военно-исторические фильмы;

- обобщить сведения о патриотических организациях, сформировать фотоархив военно-патриотической деятельности;

- составить контрольный тест по теоретическому материалу.

Использование данной программы в экспериментальном исследовании показало заинтересованность и творчество суворовцев при работе с электронными ресурсами. Предложенная программа для ЭВМ позволит улучшить организацию и проведение мероприятий военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах и кадетских корпусах МО РФ с применением героического наследия полководцев России.

2. Участие суворовцев в работе суворовского радио «Эхо войны» - комплекс мероприятий, направленных на проведение воспитательной работы с суворовцами во время урочной деятельности, посредством радио [4].

Задачи:

- пропагандировать в воспитательной среде суворовских военных училищ военно-патриотическую информацию об исторических событиях путем пресс-релиза;

- закрепить биографические знания суворовцев об отечественных полководцах и мотивировать к дальнейшему изучению данного направления;

- совершенствовать воспитательную среду суворовских военных училищ, путем внесения данного мероприятия в план воспитательной работы;

- закрепить за каждым учебным курсом училищ тематический раздел радио, мотивировать и вовлечь всех суворовцев в подготовку выпусков.

Выводы. Как показало выполненное исследование, данный путь военно-патриотического воспитания достаточно эффективен [2]. Суворовцы проявляли активность и добросовестность в ходе подготовки к устным выступлениям. Данное педагогическое условие способствует расширению кругозора суворовцев, формированию патриотических качеств и чувств, гордости за свою страну и ее героическое прошлое.

3. Военно-патриотическая игра «Полководец».

Задачи игры:

- формировать у суворовцев устойчивый интерес к героическому прошлому России;

- воспитывать чувство гордости за победы нашей армии в военных конфликтах;

- закреплять знания суворовцев об исторических событиях, формировать способность применять знания на практике и в ходе бесед.

В ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что данное средство военно-патриотического воспитания, показало себя, как наиболее эффективная и творческая форма военно-патриотической работы с суворовцами 12-13 лет. Использование данной военно-патриотической игры проходило не только в часы, отведенные для воспитательной работы с экспериментальной группой, а также суворовцы практиковались в свободное время, что доказывает эффективность данного пути военно-патриотического воспитания.

Таким образом, реализация педагогических путей для повышения военно-патриотического воспитания суворовцев на идеях отечественных полководцев, способствует подготовке подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах Российской Федерации, подчеркивая важность сохранения истории страны и уважения к воинским и боевым традициям.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Матвейчук, Н.М. Сущность, содержание и структура военно-патриотического воспитания суворовцев на идеях отечественных полководцев / Н.М. Матвейчук // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67-4. -С. 257-261.

2. Библиотеки образовательных организаций. - URL: https://ens.mil.ru/education/Biblioteka (дата обращения: 03.04.2022).

3. Алёхин, И.А. Военно-патриотическое воспитание суворовцев на идеях отечественных полководцев: героическое прошлое и современность / И.А. Алехин, С.В. Шевцова, Е.И. Федак, В.И. Баранюк, Н.М. Матвейчук. - Москва. -Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2021667671. - 2021.

4. Шевцова, С.В. Использование информационно-образовательных ресурсов в процессе военно-патриотического воспитания суворовцев / С.В. Шевцова, Н.М. Баранюк-Пермь // Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в современном мире». - Пермь. - 2021. - С. 315-317.

Педагогика

УДК 378.14:37.013.2:004.51

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей педагогики и образовательных технологий Шумакова Александра Викторовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий Яшуткин Вячеслав Анатольевич Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования и социально-культурных проектов Брыкалова Ольга Григорьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена важной проблеме, имеющей научно-теоретическое и прикладное педагогическое значение - проблеме обеспечения безопасной образовательной среды высшего учебного заведения педагогического профиля средствами инновационных педагогических технологий. Авторы правомерно осуществляют анализ исследовательского проблемного поля в рамках смыслового значения таких категорий и понятий, как «безопасность», «безопасная образовательная среда» «инновационная педагогическая деятельность» и «инновационные педагогические технологии». В статье обосновываются возможности использования инновационных педагогических технологий в обеспечении безопасной образовательной среды педагогического вуза.

Ключевые слова: «безопасность», «безопасная образовательная среда» «инновационная педагогическая деятельность», «инновационные педагогические технологии», «творчество», «свобода», «необходимость».

Annotation. The article is devoted to an important problem of scientific, theoretical and applied pedagogical significance - the problem of ensuring a safe educational environment of a higher educational institution of pedagogical profile by means of innovative pedagogical technologies. The authors legitimately analyze the research problem field within the semantic meaning of such categories and concepts as "safety", "safe educational environment", "innovative pedagogical activity" and "innovative pedagogical technologies". The article substantiates the possibilities of using innovative pedagogical technologies in ensuring a safe educational environment of a pedagogical university.

Key words: "safety", "safe educational environment", "innovative pedagogical activity", "innovative pedagogical technologies", "creativity", "freedom", "necessity".

Введение. Исследовательская проблема статьи требует рассмотрения сущности понятия «безопасная образовательная среда». Именно смысловые характеристики данного понятия определяют должную теоретическую базу для решения проблемы обеспечения безопасности обозначенной среды в педагогическом вузе.

Безопасная образовательная среда в содержательном понимании является сложным, неоднозначно трактуемым междисциплинарным понятием, изучаемым целым рядом научных дисциплин [4]. Именно по причине междисциплинарного статуса в современной науке не разработано ее (среды) универсального определения. Каждый автор понимает ее сущность по-своему, с той или иной долей определенной специфики. Исходя из этого, обращение к определению базовых характеристик безопасной образовательной среды всегда своевременно и актуально.

Особую значимость для реальной практики профессиональной подготовки будущих педагогов имеет изучение процесса и результатов обеспечения безопасности образовательной среды педагогического вуза, так как именно такая среда создает оптимальные условия для полноценного развития личности соответствующих специалистов. При этом, важно понимать, что деятельность по обеспечению безопасного состояния процесса профессиональной педагогической подготовки априори предполагает использование инновационных педагогических технологий, так как именно передовые технологические подходы в полной мере позволяют эффективно осуществлять обозначенную деятельность. Необходимо также понимать, что использование инновационных технологий в обеспечении безопасной образовательной среды педагогического вуза предполагает создание условий, которые определяют нормативные требование к соответствующей деятельности.

Все сказанное доказывает актуальность исследовательской проблемы, которая актуализирована в данной статье.

Изложение основного материала статьи. Обратимся к рассмотрению понятия безопасной образовательной среды, первоначально проанализировав базовую категорию безопасности. Так, Ф.К. Мугулов считает, что наиболее общее определение безопасности надо разрабатывать, учитывая всю необходимую целостную совокупность признаков, которые отражают устойчивую защищенность объекта от разноплановых угроз и опасностей, влияние которых потенциально может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.