Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ - ВОСПИТАНИЮ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ - ВОСПИТАНИЮ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА / СУВОРОВЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Светлана Валерьевна, Матвейчук Надежда Михайловна

В статье анализируются наиболее эффективные методологические подходы к проблеме организации и проведения мероприятий военно-патриотической направленности в суворовских военных училищах. Авторы раскрывают сущностную взаимосвязь основных структурных элементов научных подходов: аксиологического, антропологического, личностно-деятельностного, личностно-социально-деятельностного, средового, системного и других, выявленных в процессе изучения предметной области военной педагогики. Особое внимание в статье уделено взаимосвязи всех компонентов военного воспитания в суворовских училищах с позиции вышеперечисленных подходов, что позволяет наиболее качественно организовать военно-патриотические мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцова Светлана Валерьевна, Матвейчук Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO MILITARY-PATRIOTIC - EDUCATION IN SUVOROV MILITARY SCHOOLS

The article analyzes the most effective methodological approaches to the problem of organizing and conducting military-patriotic events in Suvorov military schools. The authors reveal the essential relationship of the main structural elements of scientific approaches: axiological, anthropological, personal-activity, personal-social-activity, environmental, systemic, and others, identified in the process of studying the subject area of military pedagogy. Special attention is paid to the interrelation of all components of military education in Suvorov schools from the position of the above-mentioned approaches, which makes it possible to organize military-patriotic events in the best possible way.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ - ВОСПИТАНИЮ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ»

Педагогика

УДК 37.013

доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры №7 Шевцова Светлана Валерьевна

Военный университет Министерства Обороны Российской Федерации (г. Москва); адъюнкт, преподаватель Матвейчук Надежда Михайловна

Военный институт физической культуры Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ - ВОСПИТАНИЮ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ

Аннотация. В статье анализируются наиболее эффективные методологические подходы к проблеме организации и проведения мероприятий военно-патриотической направленности в суворовских военных училищах. Авторы раскрывают сущностную взаимосвязь основных структурных элементов научных подходов: аксиологического, антропологического, личностно-деятельностного, личностно-социально-деятельностного, средового, системного и других, выявленных в процессе изучения предметной области военной педагогики. Особое внимание в статье уделено взаимосвязи всех компонентов военного воспитания в суворовских училищах с позиции вышеперечисленных подходов, что позволяет наиболее качественно организовать военно-патриотические мероприятия.

Ключевые слова: методологические подходы, патриотизм, военная педагогика, воспитание, воспитательная работа, военно-патриотическое воспитание, суворовские военные училища, суворовцы.

Annotation. The article analyzes the most effective methodological approaches to the problem of organizing and conducting military-patriotic events in Suvorov military schools. The authors reveal the essential relationship of the main structural elements of scientific approaches: axiological, anthropological, personal-activity, personal-social-activity, environmental, systemic, and others, identified in the process of studying the subject area of military pedagogy. Special attention is paid to the interrelation of all components of military education in Suvorov schools from the position of the above-mentioned approaches, which makes it possible to organize military-patriotic events in the best possible way.

Keywords: methodological approaches, patriotism, military pedagogy, education, educational work, military-patriotic education, Suvorov military schools, Suvorov residents.

Введение. Военно-патриотическое воспитание является одним из основных компонентов подготовки в суворовских военных училищах и организация данной деятельности направлена на формирование патриотических качеств личности суворовцев. Несмотря на большое количество работ, посвящённых сущностным характеристикам и содержанию воспитания (Б.Г. Ананьев, А.В. Барабанщиков, В.А. Беликов, Л.С. Выготский, В.А. Караковский, А.В. Кирьянов, И.Б. Котов, С.А. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Ю.С. Мануйлов, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, К.Д. Ушинский, Г.И. Чижаков, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щурков, Э.Г. Юдин, Е.А. Ямбург) проблема применения методологии данного процесса в суворовских училищах не решена. Отсутствие научно обоснованных методологических подходов является слабым звеном системы военно-патриотического воспитания в военных училищах.

Изложение основного материала статьи. Анализ воспитательной работы в суворовских военных училищах (Московское СВУ, Тверское СВУ, Тульское СВУ) свидетельствует, что военно-патриотическое воспитание является составной частью гражданственно-патриотического и рассматривается, как целенаправленная систематическая деятельность, ориентированная на формирование и развитие у суворовцев патриотического сознания, патриотических чувств, готовности к выполнению долга по защите интересов страны [1]. Организация военно-патриотического воспитания основана на усвоении ими патриотических ценностей (любовь к Родине, своей семье, гордость за героическое прошлое, и др.), которые способствуют обеспечению готовности действовать в соответствии с нормами морали, принципами гражданской идентичности. Научные подходы выступают основой педагогической системы, определяющие стратегию решения актуальных военно-профессиональных проблем с позиций педагогической науки, предполагающие применение соответствующих принципов, средств и способов практической деятельности [2].

Анализ литературы позволил выделить основные типы методологических подходов, способствующих эффективной реализации процесса военно-патриотического воспитания суворовцев: аксиологический, антропологический, личностно-деятельностный, личностно-социально-деятельностный, рефлексивно-деятельностный, системный, средовой подходы (Рис. 1).

Рисунок 1. Методологические подходы к процессу военно-патриотического воспитания суворовцев

Рассматривая содержание выбранных подходов, во-первых отметим аксиологический подход - как направление методологии, выделяемое на основе философского учения о природе ценностей, их места в структуре современного мира. Методологической основой воспитания и целью указанного подхода является формирование личности, введение её в мир ценностей и оказание ей помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций (В.А. Караковский [3, С2], А.В. Кирьянова [4], И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [5], Г.И. Чижакова [6], Н.Е. Щуркова [7], Е.А. Ямбург [8]). Базу аксиологического подхода составляет философская теория ценностей, которая по мнению В.А. Сластёнина, представляет «аксиологическую пружину» [9], придающую активность всей системе ценностей в целом (рис. 2).

Элементы аксиологического подхода

Основные понятии Принципы Методы

- Ценность; - Традиций и - С тимулирования долга и

- Ценностная ориентация: ценностей; ответственное ти;

- Ценностное сознание; - Эмпатийпости: - 1 [роб.тематитации:

- Ценностное поведение. - Равноправия - Формирования ценностных

философских интересов.

взглядов, в рамках

системы ценностей.

Рисунок 2. Элементы аксиологического подхода

Изучение данного подхода позволит: сформировать содержание процесса военно-патриотического воспитания и эффективно применить педагогические средства для целенаправленного влияния на развитие патриотических качеств и чувств суворовцев; выделить основные ценности в воспитании суворовцев, используя средства информационной среды; изучить патриотизм и процесс военно-патриотического воспитания, опираясь на отечественные ценности, последовательно формируя духовные; воспитывать семейные, культурные, личностные ценности; качественно развивать интерес к историческим, военным и боевым традициям России.

Во-вторых, следующий антропологический подход позволяет концентрировать внимание на личности человека, обращая внимание на особенности духовного развития под влиянием исторических условий и факторов (Рис. 3).

Элементы антронолотичеекото подхода

^ I N

Основные понятии При ЕШИНЫ Методы

- Целос тнос ть человека и - Осмысления -Ретроспективный;

природы; значимости - Интерпретации;

- Процесс развития личности: человека; - Идентификации;

- Единство общего и - Человек-предмет - Биографический;

личностного в человеке; понимания; - Казусный.

- Пластичность качеств -1 [оиск средств и

ЛИЧНОСТИ. условий

становления

ЛИЧНОСТИ.

Рисунок 3. Элементы антропологического подхода

Антропологический подход долгое время являлся основой концепции природосообразности воспитания, впоследствии получившая свое продолжение в трудах К.Д. Ушинского [10]. Следует отметить, что антропологический подход отражается в практике «рефлексивной педагогики», в вопросах формирования навыков волевого саморегулирования, выступающего приоритетным направлением повышения эффективности процесса военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах. Важно сформировать патриотические чувства и качества у суворовцев в ходе воспитательной и повседневной деятельности при выполнении элементов распорядка дня (подъем государственного флага РФ, исполнение гимна РФ, строевая подготовка, вечерняя поверка). По мнению Б.М. Бим-Бада [11], в данный промежуток времени происходит формирование жизненной и личностной стратегии, в которой патриотизм играет немаловажную роль.

В-третьих, следует обратить внимание на - личностно-деятельностный подход, основой которого являются исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского [12], А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Барабанщикова, В.А. Сластёнина, В.А. Беликова. Основные положения данного подхода раскрывают взаимосвязь личности и деятельности. Рассматривая сущность данного подхода, следует различать его составные компоненты: личностный и деятельностный подходы. Личность формируется в результате общения с людьми и характерных для нее отношений, поэтому необходимо постоянно создавать психолого-педагогическое единство субъектов для получения межличностного результата деятельности. Личностный подход в военно-патриотическом воспитании осуществляет ориентацию на личность, особенности, потребности, позволяющие создавать ориентируемые на суворовца ситуации, которые раскрывают и формируют его активность. Определяя цель мероприятий военно-патриотического воспитания, следует учитывать индивидуально-психологические особенности коллектива, что позволит успешно организовать процесс и активировать личность. С.Л. Рубинштейн отмечал, «сделать личностный аспект единственным -значит закрыть путь для исследования закономерностей психической деятельности» [13]. Понятие «деятельность» первоначально закрепилось в немецкой классической философии. Позже, С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выготский [13], выделили основные виды деятельности - труд и игра. В педагогике, реализация деятельностного подхода требует переориентацию воспитательной деятельности, которая должна быть направлена на решение задач самими суворовцами, под руководством воспитателя (Рис. 4).

Элементы личностно-деителышстного подхода

^ I N

Основные понятии Принципы Методы

- Действие; - Предметности; - Моделирования и анализа;

- Мотив; - Активное Iи; - Кри тического мышления:

- Условия деятельности; - Выбора; - Рефлексивные;

- Самовыражение; - Творчества и - Педагогической поддержки.

- Индивидуальнос ть. успеха.

Рисунок 4. Элементы личностно-деятельностного подхода

Применительно к процессу военно-патриотического воспитания, личностно-деятельностный подход позволяет эффективно организовать воспитательно-патриотическую деятельность, учитывая интересы, жизненные планы, ценностные ориентации суворовцев. Офицер-воспитатель должен планировать военно-патриотическую работу, объективно оценивать результаты, непрерывно активировать личностный потенциал, для создания условий саморазвития суворовцев в процессе воспитания.

В-четвертых, анализ организации военно-патриотического воспитания с точки зрения личностно-социально - деятельностного подхода подразумевает процесс взаимодействия субъектов и объектов военно-патриотического воспитания в ходе образовательной деятельности (Рис. 5).

Элементы личностно-социалыю-дентелышстшн о подхода

^ I ^

Основные понятии При И НИНЫ Методы

- Действие: - Предметности; - Моделирования и апатита:

- Мотив: - Активности: - Критического мышления;

- Среда: - Выбора; - Рефлексивные;

- Самовыражение. - Творчества и - Педагогической

успеха. поддержки.

Рисунок 5. Элементы личностно-социально-деятельностного подхода

Положения личностно-социально-деятельностного подхода были разработаны

А.В. Барабанщиковым, которые являются основой военной педагогики и ориентированы на всестороннее изучение личности под влиянием факторов развития: среды, воспитания, деятельности, внутренней активности [14, С. 4-57]. Организация военно-патриотического воспитания в условиях данного подхода предусматривает личное общение суворовцев, через систему их целей, мотивов, способов и результатов, направленных на овладения теоретическими знаниями (определения патриотизма, основных понятий: долг, честь, мужество, отвага, трудолюбие, гуманность, уважение человеческого достоинства, справедливость, честность и обязательность, взаимное доверие, ответственность). К основным видам деятельности в суворовских военных училищах относятся: учебная деятельность (дополнительное образование, проектная деятельность, самостоятельная подготовка) и воспитательная работа [15]. Ведущее место занимает воспитательная работа, так как именно в данном процессе достигаются основные цели подготовки будущих защитников Отечества.

В-пятых, рассматривая рефлексивно-деятельностный подход к пониманию патриотизма следует в единстве процессов рефлексии, осознания, переживания и изменения границ возможностей в деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, И.Н. Семенов) [16]. Рефлексия - мыслительный процесс, позволяющий проанализировать действия, поступки, направленные на осознание себя, познавательных процессов, опыта, знаний, отношений. В военно-патриотическом воспитании рефлексия способствует развитию творческих способностей, преобразованию внутреннего мира, выявлению потребностей для постоянного совершенствования норм, регулирующих поведение. Рефлексия выступает условием саморазвития личности (Рис. 6).

Элементы рефлексивно-деятельноетного подхода

^ I N

Основные понятии Принципы Методы

- Деятельность; - Зависимости и - Стимулирования;

- Самооценка: свободы: - «Мозговой штурм»;

- Самокоррекция; - Активности и - Прогнозирования:

- «Я-образ». адаптивности: - Творческого поиска.

- Самореализации.

Рисунок 6. Элементы личностно-социально-деятельностного подхода

Основу рефлексивно-деятельностного подхода составляет теория деятельности, при которой внешняя и внутренняя активность личности направлена на достижение значимых целей. В контексте военно-патриотического воспитания данный подход раскрывает овладение знаниями, повышающими уровень военно-патриотического сознания. В процессе военно-патриотического воспитания важно, чтобы суворовец понимал себя, свое поведение, отношение других людей к его деятельности. В этом случае он сможет осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию культуры отношений, формируя ядро рефлексивно-деятельностного подхода. Осмысляя собственную деятельность, суворовцы регулируют активность, развивают творческие способности, систему ценностей, формирующую смысл воспитательной работы.

В-шестых, системный подход является не менее важным в вопросах изучения военно-патриотического воспитания, в основе которого лежит исследование объектов, как систем. Вклад в разработку данного подхода внесли С.А. Кузьмин, В.В. Сериков, Э.Г. Юдин, В.А. Сластёнин [17]. Использование системного подхода в рамках исследуемой проблемы, выступает методологической ориентацией, посредством опоры на основные понятия, принципы и методы изучения и преобразования объектов, выявление структурных компонентов патриотизма и их взаимосвязи (цели воспитания, субъекты и объекты педагогического процесса, содержание, формы) (Рис. 7).

Элементы системною подхода

^ J N

Основные понятии Принципы Методы

- Цель; - Целое гное 1 и: - Моделирования:

- Система; - Иерархичности: - Системно-структурного анализа:

- Процесс; - Струкгуризации; - Функциональный;

- Функция. - Множественности. - Апатита и синтеза.

Рисунок 7. Элементы системного подхода

Использование системного подхода в военно-патриотическом воспитании позволяет: рассматривать данный процесс с позиции теории систем и обеспечения учета взаимосвязи всех компонентов воспитания; повышать эффективность организации и управления системой военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах; непрерывно исследовать и совершенствовать процесс, применяя средства информационного обеспечения.

В-седьмых, средовой подход связан с актуализацией проблемы влияния среды на развитие личности, что способствовало разработке понятийного аппарата (Ю.С. Мануйлов) [18]. Применение средового подхода в воспитании предоставляет возможность использовать специфику воспитательной среды образовательного учреждения, её особенностей, без которой педагогический коллектив не сможет качественно решать задачи воспитания (Рис. 8).

Элементы средового подхода

/ IN

Основные понятия Принципы Методы

- Внутренний распорядок Лингвистической - С'редовая диашос гика;

дня; обусловленности; - Средовое проектирование:

- Социум; Преобладания - Моделирования.

- Подразделения (группы); внешнего над

- Семья. внутренним; - Сообьектности;

Рисунок 8. Элементы средового подхода

Согласно данному подходу, для эффективного воздействия воспитательной среды на личность суворовцев, следует объединять ее содержание с воспитательной системой. А.С. Макаренко отмечал, что не следует активно вмешиваться в педагогику среды - изучая строить ее и строя изучать. Воспитывает не сам воспитатель, а среда [19, с. 47]. Ю.С. Мануйлов в своих исследованиях отмечает, что среда это то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и «осредняет» личность. При этом осреднять - значит типизировать. Посредствовать - значит побуждать, помогать, позволять, порождать что-либо. Опосредовать - значит преломлять, влиять, в смысле облагораживать. Средовой подход трактует как отношение человека к среде и среды к человеку [18, с. 34].

Выводы. Таким образом, рассмотрение вышеизложенных методологических подходов позволяет эффективно сформировать, организовать и совершенствовать процесс военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах, с точностью выявлять основные проблемы и тенденции развития патриотических качеств суворовцев, применяя выявленные подходы на практике.

Литература:

1. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях: Социально-философский анализ: дис. ... д-ра философ. наук: - М., 1998. - 488 с.

2. План воспитательной работы Московского суворовского военного училища на 2019-2020 учебный год. URL: https://msvu.mil.ru/About/Dokumenty/ (дата обращения 19.01.2021 г.)

3. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников.1993. №3. - С. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кирьянова А.В. Ориентация личности в мире ценностей: Монография. - М.: Дом педагогики. 2009. - 318 с.

5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999. - 288 с.

6. Чижакова Г.И. Ценности в образовании и образование, как ценность. Монография. - Красноярск, 1996. 339 с.

7. Щуркова Н.Е. О программе воспитания в школе. - М.: Новая школа, 1993. 23 с.

8. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 1996. 346 с.

9. Потемкин А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Потемкин Андрей Валерьевич. - Тольятти, 2009. - 256 с.

10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: в 11 т. - М.: Л., 1951. - Т. 8.

11. Бим-Бад Б.М. Об образовательном и практическом значении курса истории педагогики // Теоретико-методологические вопросы истории педагогики. - М.: 1986. 253 с.

12. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов. М.,1981. 286 с.

13. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1973. - 424 с.

14. Барабанщиков А.В. Вопросы педагогики. Теория обучения советских воинов: монография / А.В. Барабанщиков. - М.: ВПА, 1960. 109 с.

15. Приказ Министра обороны РФ от 21.07.2014 г. № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальными наименованиями «президентское суворовское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «суворовский (морской) корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», и находящихся в ведении Министерства обороны РФ, приёма в указанные образовательные организации» URL:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110268 /(дата обращения 12.01.2021 г.)

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. -Т. 1. 485 с.

17. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

18. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра пед. наук / Ю.С. Мануйлов. - М., 1997. 193 с.

19. Хрестоматия по истории педагогики / сост. И.Е. Лакин [и др.]. - М.: Высш. шк., 1971. - 608 с.

Педагогика

УДК 37.036

кандидат педагогических наук, доцент Шевченко Григорий Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы методологической подготовки учителя музыки. Автор стремится доказать значение организации исследовательской деятельности будущих учителей как необходимого условия их успешной работы в школе. В этой связи главное отводится внедрению в учебный процесс в вузе системы самостоятельных исследовательских заданий уже на начальных этапах обучения. Предлагаются варианты экспериментальных заданий и варианты их выполнения студентами.

Ключевые слова: методология, методология музыкального образования, методика музыкального образования, музыкально-педагогическая деятельность, исследовательская деятельность.

Annotation. The article deals with the issues of methodological training of a music teacher. The author seeks to prove the importance of organizing the research activities of future teachers as a necessary condition for their successful work in school. The main thing is given to the introduction of a system of independent research tasks into the educational process at the university already at the initial stages of training. Variants of experimental tasks and options for their implementation by students are proposed. Key words: methodology, methodology of music education, methodology of music education, music pedagogical activity, research activity.

Keywords: methodology, methodology of music education, methodology of music education, music pedagogical activity, research activities.

Введение.Наблюдая за педагогической деятельностью учителей музыки, которые недавно закончили вузы по направлению подготовки «Педагогическое образование», часто приходишь к выводу о том, что их профессиональная деятельность носит характер спонтанности, в некотором смысле неосознанности. Кажется, что не всегда начинающий педагог знает, с чего начать, куда дальше двигаться, как выстроить стратегию обучения. Это выражается в том, что педагог не придает значения долгосрочному планированию тематизма учебной программы, а конкретные уроки не в полной мере реализуют их тематическое значение. Трудности возникают и в процессе общения молодых учителей с учащимися (неспособность адекватно оценить творческие возможности школьников, понять их интересы и склонности, найти с ними эмоциональный контакт).

В то же время иногда мы видим, что уроки таких учителей могут демонстрировать и эффектность, даже убедительность, некоторые элементы креативности, в которых учителя проявляют артистизм, собственный подход к обучению. Это говорит о том, что учителя имеют определенный уровень музыкально-педагогической подготовки и могут быть успешными педагогами. «Конечно, - утверждает Э.Б. Абдуллин, -главная задача педагога-музыканта состоит в том, чтобы заниматься преподавательской деятельностью. И в то же время трудно представить себе творчески работающего преподавателя музыки, который не анализирует результаты своей деятельности и деятельности учеников» [1, с. 6]. Наша задача - обратить внимание на некоторые недостатки в подготовке будущих учителей музыки в вузе, ее совершенствование, которое связано с вопросами методологического обеспечения учебного процесса уже на первых курсах обучения студентов.

Изложение основного материала статьи. Некоторый формализм в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе объясняется тем, что большая часть времени в учебном процессе отводится многим, конечно очень важным, дисциплинам из разных областей научного знания (педагогика, психология, эстетика, цикл музыкальных дисциплин и др.), где познавательный аспект часто не находит своего применения в самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся. Между тем, знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе изучения этих предметов, должны проявляться в логике основной профессии педагога-музыканта, обеспечивать поиск собственного творческого пути, что невозможно без организации исследовательской деятельности именно в сфере конкретного предмета или на уровне межпредметных связей. Чаще всего такая возможность у студентов появляется только на заключительном этапе обучения, когда они приступают к написанию квалификационной работы. Поэтому очень часто мы встречаемся с проблемой возникновения у студентов ощущения непреодолимой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.