Таким образом, за счет специальных событийных мероприятий компании пытаются принять активное участие в социальной жизни своей целевой аудитории, максимально приблизить ее к себе. В этом случае нестандартность форм специальных мероприятий способна привлечь массовые аудитории и создать реальный информационный повод [6]. Причины эффективности этого метода с тысячелетней историей лежат в области психологии. Во-первых, люди лучше запоминают то, что пережили на чувственном уровне. Во-вторых, потребители, как правило, олицетворяют компанию с теми или иными эмоциями и испытывают благодарность за подаренный опыт. И, наконец, в-третьих, целевая группа лучше воспринимает то, что предлагается ненавязчиво, поскольку публика посещает специальные мероприятия добровольно и у нее сохраняется ощущение собственного выбора.
Библиографический список
1. Хашковский А. События, которые мы создаем // The Chic Г. - 2005. - № 10.
2. Boorstin D.J. The Image. A Guide to Pseudo-Events in America: 25th ed. - N.Y., 1992. - 167 p.
3. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность / Г.Л. Тульчинский. - СПб., 2001. - 260 с.
4. Ильинский С.В. Энциклопедический словарь по PR и рекламе. Ч. 2. - М., 2007. - 331 с.
5. Шумович А. Великолепные мероприятия. Технология и практика event management / А. Шумо-вич. -М„ 2007.-33 с.
6. Василенко А.Б. ПИАР крупных российских корпораций / А.Б. Василенко. - М., 2002. - 304 с.
Е.А. Павлов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА КУРСАНТОВ В ХОДЕ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ
РАБОТЫ
Аннотация. В данной статье рассматривается один из педагогических путей повышения эффективности процесса развития профессионального творчества курсантов в ходе рационализаторской работы.
Ключевые слова: мотив, мотивация, стимулирование, рационализаторская работа, профессиональное творчество.
Содержание мероприятий по развитию профессионального творчества курсантов в ходе рационализаторской работы целесообразно рассматривать как комплекс разнообразных мер, направленных на создание необходимых условий для повышения уровня развития творчества. Одной из таких характерных мер, активизирующих творческую деятельность при создании условий для пробуждения творческих возможностей и активизации творческих усилий, является мотивация. Под мотивацией в педагогической литературе понимается совокупность стойких мотивов, устойчиво определяющих содержание и характер деятельности личности специалиста [2, с. 35].
Содержанием активизирующей работы является формирование у субъекта неудовле-
© Павлов Е.А., 2013
творенности существующим положением дел, критической оценкой достигнутого, стремления к творчеству, новизны, инициативы, ответственности за качество проделанной работы, а также создание соответствующих условий, в которых профессиональное творчество приобретает для субъекта личностный смысл. Воспитание личности является сложной задачей, так как ее решение связано с формированием положительной мотивации, мировоззрения субъекта, с воздействием на творчество «изнутри», т.е. активизацией самого творческого процесса.
Единого определения мотива, как следует из анализа научных источников, в психолого-педагогической литературе не сложилось. Если проанализировать наиболее характерные определения мотива, то можно увидеть, что мотив рассматривается в обобщенном виде как побудительный стимул, связанный с другими компонентами деятельности, чаще всего с потребностью. Например, А.Н. Леонтьев рассматривает мотивы как «определенные» потребности [3, с. 190], а A.B. Петровский - как побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением определенных потребностей [4, с. 110]. В военной психологии под мотивом понимается внутренняя сила, побуждающая человека к постановке цели и к действиям по достижению этой цели [6, с. 58]. Установлено, что творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации [5, с. 165].
Наиболее полными и законченными теориями мотивации в отечественной науке являются концепции C.JI. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Оба автора рассматривают проблему мотивации в рамках общепсихологической теории деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна в качестве мотива выступают возникшие на основе потребностей более или менее осознанные динамические тенденции, проявляющиеся в форме различных стремлений личности. Всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает связь индивида с чем-то, находящимся вне его, соотношения внутреннего и внешнего. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотив - предмет материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в котором конкретизируется определенная потребность.
Рассматривая профессиональное творчество как совокупность личностных черт или как интеллектуальные способности индивида, не все исследователи учитывают важную составляющую творчества - внутреннюю мотивацию личности к созданию творческого продукта (потребность творить). Анализ устойчивости (ситуативности) профессионального творчества показывает, что оно в решающей степени зависит от индивидуальных особенностей личности и уровня ее мотивации. Невостребованность результатов профессионального творчества сдерживает процесс его развития, снижает уровень творческой мотивации. В свою очередь, своевременная оценка результатов профессионального творчества стимулирует творческие действия. Согласно исследованиям В.Г. Асеева [1], мотивация - это глубинные образования, пронизывающие направленность личности, характер, эмоции и ценности, способы деятельности, психические процессы, это переживания и потребности, внутренняя активность, самостоятельность, побуждения, активные действия и отношение человека к действительности .
Но если прямое обучение творчеству невозможно, то вполне реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность [5, с. 168]. Важнейшим условием развития профессионального творчества курсантов
является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни курсант, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную проблему, что обогащает и усиливает множество мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение при этом приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с курсантом.
К основным и важным качествам в деятельности профессорско-преподавательского состава относятся умение слушать и понимать обучаемых. Педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава проявляется через призму личности преподавателя и вместе с тем предполагает его умение раскрывать свои личностные качества в интересах достижения педагогических целей. Мышление преподавателя характеризуется самостоятельностью, ясностью, четкостью, логичностью, последовательностью и гибкостью. Педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава высшей военной школы опирается на педагогическую наблюдательность, творческое воображение.
Преподаватель военного вуза видит свою задачу не только в совершенствовании личной деятельности, но и в «вооружении» такой же одержимостью своих курсантов. Профессорско-преподавательский состав с первых занятий предупреждает обучаемых, что они не должны рассчитывать на простое приобретение готовых знаний и решений, пригодных на все случаи жизни. В последующем, умело подбирая учебный материал, преподаватель побуждает обучаемых к творческим размышлениям, развивает у них интерес и инициативу, стимулирует к поиску наиболее рациональных решений различных вопросов и самостоятельному углубленному изучению рекомендованных источников знаний.
Как известно, в любом учебном заведении профессорско-преподавательский состав -это не только коллектив учителей и воспитателей, он еще и коллектив исследователей, научных работников. Учебно-воспитательная и научно-исследовательская деятельность (рационализаторская работа) для профессорско-преподавательского состава вуза являются взаимосвязанными и взаимообусловленными сферами приложения сил. Сочетать учебно-воспитательную и научно-исследовательскую деятельность (рационализаторскую работу) есть прямая служебная обязанность и нравственный долг преподавателя высшей военной школы, а умение эффективно решать эту задачу - важнейший показатель общей и педагогической культуры профессорско-преподавательского состава.
Устремленность преподавателя к самосовершенствованию приводит его к постоянной работе над своим духовно-нравственным, профессиональным, психолого-педагогическим самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность преподавателя характеризуется, как правило, постоянным творческим поиском, неудовлетворенностью уровнем профессионального развития, активностью в решении педагогических задач. Важное значение в формировании и развитии у профессорско-преподавательского состава вуза устойчивой мотивации к педагогической деятельности имеет повышение ответственности преподавателей за качество их педагогической деятельности.
Формирование устойчивой мотивации преподавателя к самосовершенствованию в значительной мере зависит от обеспечения такого условия в работе руководства военного вуза и кафедр, как стимулирование проявлений высоких результатов своей деятельности. Стимулирование профессорско-преподавательского состава военного вуза в профессионально-педагогической сфере отличается разнообразием имеющихся форм, например: выпуск бюллетеней передового опыта, публикации в периодической печати, фото на доске почета, положительные отзывы на различных заседаниях и совещаниях, поощрения руководством различных уровней и др. Также в формировании устойчивой мотивации профессорско-преподавательского состава вуза к самосовершенствованию и повышению эффективности педагогической деятельности важная роль отводится созданию для этого благоприятных условий (учебно-материальных, бытовых, временных) и др.
Таким образом, теоретический анализ исследуемой проблемы свидетельствует, что развитию профессионального творчества курсантов во многом способствуют такие элементы как мотивация и стимулирование профессорско-преподавательского состава к рационализаторской работе, являющиеся важными направлениями в решении задач профессиональной подготовки выпускников военных вузов на более качественном уровне.
Библиографический список
1. Асеев В.Г. Мотивы поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976.
2. Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике и педагогике высшей военной школы / Под ред. П.Н. Городова. - М.: ВПА, 1990. - 35 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 190 с.
4. Петровский A.B. Общая психология / A.B. Петровский. - М.: Просвещение, 1986. - 110 с.
5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - М„ 2005. - С. 165-168.
6. Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина / Н.Ф. Феденко. - М.: ВПА, 1966. -58 с.
В.Х. Тавасиев
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОЙ
ОСЕТИИ В XX ВЕКЕ
Аннотация. В статье анализируются изменения численности населения Северной Осетии в XX веке. Рассматриваются особенности этнического, полового и возрастного состава населения.
Ключевые слова: численность населения, естественный прирост, миграции, этнический, половой, возрастной состав населения, этногенез.
По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в современных границах Северной Осетии проживало 197,6 тыс. чел., в том числе в горах - 40,0
© Тавасиев В.Х., 2013