Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА К КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА К КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная педагогика / концертная деятельность / вокальное мастерство / студент / наставник / индивидуальность / копинг / music pedagogy / concert activity / vocal skills / student / mentor / individuality / coping

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карнаухова Вероника Александровна, Ковкина Инна Вульфовна, Маресев Дмитрий Александрович

Авторы статьи обращаются к современным проблемам подготовки студента, обучающегося джазовому вокалу в вузе. Одной из них является подготовка будущего артиста к выходу и выступлению на эстраде. Авторы отмечают, что сегодняшнее обучение эстрадно-джазового вокалиста в вузе не в полной мере учитывает особенности и специфику его реализации в условиях современного социума, требований концертной индустрии, когда адаптация к жесткой конкуренции обусловлена эффективными способами борьбы со стрессом. Педагогу, под руководством которого студент получает и совершенствует вокальное мастерство, отводится важная роль наставника, тьютора, коучера, решающего, среди прочих, и сценические проблемы подопечного. Ставя своей целью анализ проблем, с которыми сталкивается педагог при подготовке джазового певца к выступлению на эстраде, авторы обосновывают эффективность индивидуально-ориентированного подхода в процессе обучения. Подобный подход помогает выработке индивидуальной стратегии, определяющей перспективы профессионального развития. Авторы предлагают обратить внимание на два метода, которые могут быть положены в основу стратегии. Один из них ресурсно-компетентностный метод. Он учитывает личностный потенциал каждого студента и позволяет выявить вокальные способности студента, его умение двигаться, владеть своим телом, комплекс иных творческих задатков и заложенных в личности качеств. Второй метод определение творческого потенциала студента. Творческий потенциал предполагает такие свойства, как способность нестандартно мыслить, быть готовым к риску, любознательность, стремление к новизне. Подобные качества могут проявляться в разных ситуациях, в том числе сценических. Творческий потенциал студента проявляется в разных аспектах его обучения, основанного на интегративном принципе, с приоритетом дисциплин, касающихся вокальной подготовки. Авторы указывают на важность использования в современной вокальной педагогике технологии копинга совпадающего поведения, ориентированного на преодоление стрессовых ситуаций. Копинг-поведение способствует поддержанию эмоционального равновесия на сцене. В итоге владение им способствует профессиональному росту и реализации студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карнаухова Вероника Александровна, Ковкина Инна Вульфовна, Маресев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors of the article address modern problems of preparing a student studying jazz vocals at a university. One of them is preparing the future artist to go out and perform on the stage. The authors note that today’s training of a pop-jazz vocalist at a university does not fully take into account the features and specifics of its implementation in the conditions of modern society, the requirements of the concert industry, when adaptation to fierce competition is due to effective ways of dealing with stress. The teacher, under whose guidance the student acquires and improves vocal skills, has an important role as a mentor, tutor, coach, solving, among others, the stage problems of the student. Aiming to analyze the problems that a teacher faces when preparing a jazz singer to perform on the stage, the authors substantiate the effectiveness of an individual-oriented approach in the learning process. This approach helps to develop an individual strategy that determines the prospects for professional development. The authors suggest paying attention to two methods that can be used as the basis for the strategy. One of them is the resource-competence method. It takes into account the personal potential of each student and allows us to identify the student’s vocal abilities, his ability to move, control his body, a complex of other creative inclinations and qualities inherent in the personality. The second method is to determine the student’s creative potential. Creative potential presupposes such properties as the ability to think outside the box, be ready to take risks, curiosity, and the desire for novelty. Such qualities can manifest themselves in different situations, including stage ones. The student's creative potential is manifested in various aspects of his training, based on the integrative principle, with priority in disciplines related to vocal training. The authors point out the importance of using coping technology in modern vocal pedagogy coping behavior aimed at overcoming stressful situations. Coping behavior helps maintain emotional balance on stage. As a result, possession of it contributes to the professional growth and realization of the student.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА К КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

активную исследовательскую деятельность и строго разработанные задания, основанные на сложных и реалистичных проблемах [3, 11].

Выводы. Основным результатом изучения робототехнике является реализация проектной деятельности, выражающаяся в создании каждым студентом собственного оригинального продукта. Основным критерием оценки обучающихся является интеграция их способностей, работоспособности и настойчивости для достижения желаемого результата.

Для такого результата необходимы важные профессиональные навыки преподавателя, хорошая квалификация, чтобы он мог включать в свою преподавательскую деятельность все вышеперечисленные методы, а также вести проектную работу со студентами.

Проектная деятельность выступает как основная образовательная траектория, которая позволяет сочетать весь накопленный дидактический опыт и цифровые инновации, которые являются важной составляющей профессионального образования.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Методические рекомендации применения цифровых платформ в профессиональных образовательных организациях / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№72(4). -С.34-36

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровой Форсайт» - образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, И.П. Тихоновецкая, Н.Д. Вьюн // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. -№2.

3. Гладкова, М.Н. Применение проектных образовательных технологий в учебном процессе вуза / М.Н. Гладкова, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т.7. - № 2(23). - С. 209-212. - EDN OWNWLR

4. Лебедева, Т.Н. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т.Н. Лебедева, O.P. Шефер, C.B. Крайнева, H.A. Белоусова, E.H. Эрентраут, Ю.А. Ахкамова // Вестник Мининского университета. -2022. -Т.10. -№3.

5. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, В.И. Ериков [и др.]. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 185 с. -EDN DFNXEI

6. Фирсов, М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, A.B. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2020. -№3(53).

7. Филатова, О.Н. Мехатроника и робототехника в современном профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Е.Л. Ермолаева, Е.С. Илюшина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2021. -№4(58).

8. Филатова, О.Н. Формирование инженерного мышления у обучающихся на занятиях образовательной робототехники / О.Н. Филатова, О.Ю. Рябков, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. -С. 245-247. - EDN QMQESF

9. Филатова, О.Н. Геймификация образовательного процесса / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, О.Н. Никитина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№77-2. - С. 379-381

10. Филатова, О.Н. Инновации в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, М.В. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№77-3. - С. 376-379

11. Филатова, О.Н. Формирование проектных умений педагогов профессионального обучения в контексте требований профессиональных стандартов / О.Н. Филатова, М.П. Прохорова, Е.Ю. Молькова // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 60-1. -С. 332-336

12. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova II The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - C. 452-459

13. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova // Eecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -T. 200. - C. 940-947

14. Petrov, Y.N. Change of the Eevel of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Toad / Y.N. Petrov, A.Y. Petrov, N.S. Petrova, N.V. Syrova, O.N. Filatova // Eecture Notes in Networks and Systems. - 2020. -T. 129. - C. 925-932

Педагогика

УДК 378.14

кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ковкина Инна Вульфовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Маресев Дмитрий Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА К

КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Авторы статьи обращаются к современным проблемам подготовки студента, обучающегося джазовому вокалу в вузе. Одной из них является подготовка будущего артиста к выходу и выступлению на эстраде. Авторы отмечают, что сегодняшнее обучение эстрадно-джазового вокалиста в вузе не в полной мере учитывает особенности и специфику его реализации в условиях современного социума, требований концертной индустрии, когда адаптация к жесткой конкуренции обусловлена эффективными способами борьбы со стрессом. Педагогу, под руководством которого студент получает и совершенствует вокальное мастерство, отводится важная роль наставника, тьютора, коучера, решающего, среди прочих, и сценические проблемы подопечного. Ставя своей целью анализ проблем, с которыми сталкивается педагог при подготовке джазового певца к выступлению на эстраде, авторы обосновывают эффективность индивидуально-ориентированного

подхода в процессе обучения. Подобный подход помогает выработке индивидуальной стратегии, определяющей перспективы профессионального развития. Авторы предлагают обратить внимание на два метода, которые могут быть положены в основу стратегии. Один из них - ресурсно-компетентностный метод. Он учитывает личностный потенциал каждого студента и позволяет выявить вокальные способности студента, его умение двигаться, владеть своим телом, комплекс иных творческих задатков и заложенных в личности качеств. Второй метод - определение творческого потенциала студента. Творческий потенциал предполагает такие свойства, как способность нестандартно мыслить, быть готовым к риску, любознательность, стремление к новизне. Подобные качества могут проявляться в разных ситуациях, в том числе сценических. Творческий потенциал студента проявляется в разных аспектах его обучения, основанного на интегративном принципе, с приоритетом дисциплин, касающихся вокальной подготовки. Авторы указывают на важность использования в современной вокальной педагогике технологии копинга - совладающего поведения, ориентированного на преодоление стрессовых ситуаций. Копинг-поведение способствует поддержанию эмоционального равновесия на сцене. В итоге владение им способствует профессиональному росту и реализации студента.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, концертная деятельность, вокальное мастерство, студент, наставник, индивидуальность, копинг.

Annotation. The authors of the article address modern problems of preparing a student studying jazz vocals at a university. One of them is preparing the future artist to go out and perform on the stage. The authors note that today's training of a pop-jazz vocalist at a university does not fully take into account the features and specifics of its implementation in the conditions of modern society, the requirements of the concert industry, when adaptation to fierce competition is due to effective ways of dealing with stress. The teacher, under whose guidance the student acquires and improves vocal skills, has an important role as a mentor, tutor, coach, solving, among others, the stage problems of the student. Aiming to analyze the problems that a teacher faces when preparing a jazz singer to perform on the stage, the authors substantiate the effectiveness of an individual-oriented approach in the learning process. This approach helps to develop an individual strategy that determines the prospects for professional development. The authors suggest paying attention to two methods that can be used as the basis for the strategy. One of them is the resource-competence method. It takes into account the personal potential of each student and allows us to identify the student's vocal abilities, his ability to move, control his body, a complex of other creative inclinations and qualities inherent in the personality. The second method is to determine the student's creative potential. Creative potential presupposes such properties as the ability to think outside the box, be ready to take risks, curiosity, and the desire for novelty. Such qualities can manifest themselves in different situations, including stage ones. The student's creative potential is manifested in various aspects of his training, based on the integrative principle, with priority in disciplines related to vocal training. The authors point out the importance of using coping technology in modern vocal pedagogy - coping behavior aimed at overcoming stressful situations. Coping behavior helps maintain emotional balance on stage. As a result, possession of it contributes to the professional growth and realization of the student.

Key words: music pedagogy, concert activity, vocal skills, student, mentor, individuality, coping.

Введение. Проблемы боязни сцены, преодоления стресса во время выступления на ней, адаптации к сценическому пространству, борьбы с волнением на протяжении многих лет были главными в музыкальной педагогике. Можно многому научить подопечного и, однако, не быть уверенным в том, что, выйдя на эстраду, он не потеряет своих навыков. С подобными ситуациями сталкивались представители практически всех исполнительских специальностей и их педагоги. Развитие механизмов саморегуляции в процессе выступления и способы преодоления стресса являются важной частью профессиональной подготовки и студентов эстрадно-джазового вокала. Молодой певец может обладать яркой внешностью, замечательной пластикой и прекрасными вокальными данными, но, испытав волнение и сценический зажим, не сможет их проявить. О значимости проблемы сценического дискомфорта говорили многие крупные музыканты, однако, многое в ней еще остается малоизученным. В работе О.А. Блоха «Преодоление стресса публичных выступлений у музыкантов исполнителей» говорится: «Процесс преодоления стресса публичных выступлений следует рассматривать в следующей поэтапности: волнение до концертного выступления; волнение во время концертного выступления; волнение, связанное с оценкой выступления (личностной и окружающих)» [1, С. 186]. Тот же автор пишет о важности педагогического примера в поведении на эстраде.

Современные исследования свидетельствуют о том, что состояние подготовки эстрадно-джазового вокалиста в вузе не в полной мере учитывает особенности и специфику его реализации в условиях современного социума, когда адаптация к жесткой конкурентной среде связана с эффективными способами борьбы со стрессом, умением отстоять свой стиль и эффективно коммуницировать с единомышленниками. Сегодня к концертной деятельности эстрадно-джазовых вокалистов предъявляются особые требования - творческие, артистические, технические (владение специальной аппаратурой), интеллектуальные и - не в последнюю очередь - психологические. Последние проявляются непосредственно в поведении на сцене, где волнение подчас не способствует реализации задуманного.

Бесспорно то, что будущность эстрадно-джазового вокалиста зависит не только от уровня его профессиональной подготовки, но и умения контролировать свое эмоциональное состояние в процессе выступления. Почти все исполнители знают, что волнение, между тем, необходимо, без него выступление может быть вялым и оттого незапоминающимся. Однако, чтобы стресс не помешал выполнению технических и выразительных задач, студенту нужно овладеть техникой психической саморегуляции, стратегией копинг-поведения. Сделать он это может под руководством опытного педагога. Однако практика показывает, что здесь вступает в действие «диссонанс», имеющийся в сегодняшней практике педагогов по вокалу: они зачастую не обладают необходимым уровнем знаний в сфере современных психологических методик. В свою очередь, практикующие специалисты в области психологии, авторы научных разработок, не имеют отношения к методике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин, в частности, вокала. Совместить эти два поля - важная для современной музыкальной педагогики задача.

В идеале педагог, обращающийся к проявлениям сценического волнения своего подопечного, по-видимому, должен выступить в роли наставника, тьютора, коуча, готового разделить проблемы своего ученика и направить его в русло их решения, настроив на позитивный лад. Это - принципиально иной тип педагога, т.к. он не только обучает, но и воспитывает. В данном случае его деятельность отвечает задаче духовного и психологического совершенствования студента, открывает и в натуре самого наставника новые, социально востребованные, аспекты. Исследователи пишут: «Коучинг представляет собой разновидность сопровождающей деятельности. Ключевой задачей коучера является работа с целью; развитие сильных сторон обучающихся, наиболее эффективных способов достижения цели» [4].

Еще одной важной ролью педагога-наставника, коучера является решение задач, связанных с самоопределением и саморазвитием подопечного. Педагог должен стать источником, стимулом к самосовершенствованию и самообучению студента, запустить необходимые механизмы, имеющиеся для этого в самом ученике. Тогда проблемы, возникающие на его профессиональном пути, в том числе и связанные с саморегуляцией, будут решаться им самим. На эту важную роль современного педагога указывает исследователь: «Бег по тонкому льду - такова метафора современного способа бытия

человека: лишь понимая необходимость «ежемгновенного» изменения, он способен быть устойчивым. ... Педагог -помощник в человеческом самоопределении» [5]. Добавим, что во всех случаях результативными способами действий педагога окажутся те, которые будут исходить из особенностей психики, способностей, темперамента и иных, индивидуальных характеристик студента.

Все сказанное обусловило актуальность обращения к избранной теме.

Целью статьи является анализ основных проблем, с которыми сталкивается педагог при подготовке джазового певца к выступлению на эстраде, а также обоснование эффективности индивидуально-ориентированного педагогического подхода в процессе их решения.

Изложение основного материала статьи. С термином «индивидуальность» в психологии связывают индивидуальные особенности личности. Индивидуальность - это комплекс человеческих качеств, который характеризует уникальность личности среди себе подобных, в социуме. Она проявляется в чертах характера, темперамента, в специфике потребностей и интересов, в работе интеллекта и многом другом. Что же касается творческой индивидуальности, то она обеспечивает целеустремленность и самостоятельность личности в процессе творческой работы, в воплощении оригинальных замыслов и

Поэтому так важен индивидуальный подход в образовании, о чем размышляли многие педагоги и ученые. Однако, несмотря на это, он и сейчас далеко не всегда реализован. Между тем, в обучении творческим специальностям и направлениям он особенно важен, ведь результатом здесь всегда становится уникальная личность.

Представители современной педагогической науки не раз подчеркивали, что образование должно давать возможность выбора студентом самостоятельного маршрута. В обучении студентов эстрадно-джазового вокала он порой просто необходим, и должен быть ориентирован на индивидуальный подход, учитывающий способности и психо-физиологические черты студента, предоставив ему возможность достичь желаемого положительного результата. Подобный подход формирует условия для проявления индивидуальности в процессе подготовки в вузе: в процессе обучения студенты ориентированы на свои познавательные и образовательные интересы, осознают цели своей профессиональной подготовки, учатся планировать собственные ближайшие и отдаленные перспективы.

В обучении эстрадно-джазовому вокалу у опекающего студента наставника должно сложиться четкое понимание того, что представляет собой его подопечный, то есть знание об его вокально-физиологических и личностных качествах. Индивидуально-ориентированный подход предполагает определение уникальной стратегии профессионального развития студента, соответствующей его возрасту, характеру, темпераменту, природным задаткам и способностям. У каждого студента подобная стратегия будет своя.

Подготовка к концертной деятельности является важной составляющей данной стратегии. Для того, чтобы определить, над чем в первую очередь следует работать педагогу при подготовке вокалиста-эстрадника к концертной деятельности, необходимо сформировать комплекс методов, выявляющий его индивидуальные качества. Ресурсно-компетентностный метод учитывает личностный потенциал каждого студента в рамках будущей профессиональной деятельности. Внедрение в практику подобного метода предъявляет особые требования к педагогу, который должен демонстрировать знания физиологии, психологии и педагогики, но зато этот метод позволяет выявить вокальные способности студента, его умение двигаться, владеть своим телом, комплекс иных творческих задатков и заложенных в личности качеств.

Важен и метод, предполагающий оценку творческого потенциала студента. На значение творческого потенциала в контексте преодоления стрессовых ситуаций обращает внимание И.В. Малышев [3], указывающий на то, что, чем выше подобный потенциал, тем вероятнее успех в процессе активного противостояния стрессу. На эту взаимосвязь указывает также и Н.С. Колиенко [2]. Творческий потенциал предполагает такие свойства, как способность нестандартно мыслить, быть готовым к риску, любознательность, стремление к новизне. Подобные качества могут проявляться в разных ситуациях и явлениях, в том числе и во внешнем, сценическом образе, который студент избирает для себя, в его стиле. Огромное значение в современной эстрадной практике имеет формирование индивидуального сценического образа, обретение своего собственного, неповторимого исполнительского стиля, своей узнаваемой певческой манеры. Это - первостепенная задача начинающего вокалиста и его педагога. Сверхзадачей эстрадно-джазового обучения является формирование уникального и узнаваемого голоса.

Сегодня в основу подготовки эстрадно-джазового певца в высшем учебном заведении положен принцип интеграции различных дисциплин, как специальных, так и общемузыкальных. Основной дисциплиной среди них является «Вокальный класс». На занятиях в нем отрабатываются такие навыки, как дыхание, вокальная фразировка, ритмика и акцентуация, чистота интонации, речевая артикуляция, сценическая речь, точная подача материала, умение выстроить драматургию произведения и сформировать художественный образ. Здесь же осваиваются основы вокальной техники, азы естественной артикуляции и хорошей дикции. Тренинги по ее улучшению важны, так большинство вокалистов-эстрадников сталкиваются с иностранными, англоязычными текстами, где дикция, четкость произнесения слов становятся сложной задачей. Приобретенные навыки дополняются такой дисциплиной, как «Постановка голоса», важной частью которой является овладение голососберегающими техниками, которые необходимы при активной концертной деятельности. Важнейшей задачей в обучении является также развитие внутреннего слуха и чистой вокальной интонации, которые формируются в процессе освоения сольфеджио и вокального ансамбля. Сумма приобретенных качеств дополняется богатством знаний, усвоенных на дисциплинах «Танец и сценическое движение», «Джазовая гармония», «Аранжировка», «Импровизация», в процессе изучения которых формируется понимание стиля, свобода во владении пластикой и многое другое.

При подготовке к концертному выступлению преподавателю следует обратить внимание студента на сумму эффективных методов подготовки и настройки на него [6].

Перед выступлением педагоги не редко сталкиваются с ситуацией, когда студенты в преддверии выхода на сцену начинают пропускать занятия, зацикливаясь на возможных негативных последствиях, словно бы «программируя» их. Подобные проявления можно предотвратить при помощи современных методов психорегуляции и изучения опыта выдающихся музыкантов.

В подобных случаях важным является и умение педагога настроить студента на позитив, на адекватное восприятие собственных недочетов, их преодоление, проявление воли и выдержки. Это - одна из главнейших задач в процессе обучения эстрадному вокалу.

Для преодоления студентом-эстрадником сценического волнения педагог может обратиться к разработке стратегии копинг-поведения, направленной на подготовку к выходу на сцену. Для этого необходимо выявить: мотивационную готовность, характеризующую направленность студента, потребность к осуществлению показа итогов своей деятельности на эстраде, художественно-операционную готовность, позволяющую незамедлительно реагировать на непредвиденные обстоятельства в процессе выступления, корректировать свои действия.

Как уже указывалось, интенсивное развитие современной эстрадно-джазовой индустрии диктует требования к качеству и содержанию профессиональной подготовки вокалистов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда, в сфере шоу-бизнеса, успешно преодолеть стресс, проявив артистизм и владение высокой вокальной техникой. Вот почему в современной вокальной педагогике широко используются технологии копинга - совладающего поведения, ориентированного на преодоление стрессовых ситуаций. Данная технология особенно полезна молодым артистам на сцене. Копинг-поведение способствует поддержанию эмоционального равновесия, нивелирует воздействие неблагоприятных факторов, поддерживает профессиональные коммуникации с публикой и другими участниками сценического действия.

Выводы. Итак, одной из главных проблем, которую сегодня решает музыкальная педагогика, опираясь на новейшие методы, в том числе заимствованные из смежных наук, в частности, психологии, является формирование готовности студента эстрадно-джазового вокала к осуществлению концертной деятельности. Такая готовность должна эффективно обеспечивать совершенствование студента в избранной профессиональной сфере после окончания вуза, поскольку является существенной предпосылкой для его дальнейшего творческого успеха и реализации.

Литература:

1. Блох, O.A. Преодоление стресса публичных выступлений у музыкантов исполнителей / O.A. Блох // Вестник МГУКИ. -2013. - № 5 (55). - С. 185-190

2. Колиенко, Н.С. Влияние творческого мышления и межличностного доверия на выбор копинг-стратегий в юношеском возрасте: автореферат дис. ... канд. психологических наук: 19.00.05 / Колиенко Наталья Сергеевна. -Ярославль, 2010,- 27 с.

3. Малышев, И.В. Взаимосвязь творческого потенциала и копинг-стрессовых стратегий личности у студентов вуза / И.В. Малышев // Изв. Сарат. Ун-та Нов. Сер. Сер. Философия. Психология, Педагогика. - 2013. - № 3-1. - URL: htpps://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tvorcheskogo-potentsiala-i-koping-stressovyh-sytategiy-lichnosti-u studentov-vuza (дата обращения: 26.11.2023)

4. Мухина, Т.Г. Анализ соотношения понятий «наставничество» и «кураторство» в педагогической практике / Т.Г. Мухина, Т.В. Филиппова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 3. - С. 4. - DOI: 10.26795/23071281-2023-11-3-4

5. Петрова, Г.И. Самоопределение человека в высшем образовании: возможности антропологического и технологического решения проблемы / Г.И. Петрова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 1. - С. 2. -DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-2

6. Стражникова, Т.И. Моделирование процесса формирования готовности будущего эстрадного вокалиста к концертной деятельности в вузе / Т.И. Стражникова, С.С. Широкова // Научный журнал КУбГАУ. - 2013. - № 85. - URL: htpps://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-formirovaniya-gotovnosti-buduschego-estradnogo-vokalista-k-kontsertnoy-deyatelnosti-v-vuze (дата обращения: 26.11.2023)

Педагогика

УДК 378

аспирант Кашицин Арсений Михайлович

НОЧУВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); аспирант Черняк Татьяна Гайковна

НОЧУВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сорокопуд Юнна Валерьевна

АНО ВО «Московский международный университет» (г. Москва);

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ КЛАСТЕРА ПРОЕКТОВ ЦЕНТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

«НИТИ»

Аннотация. Статья описывает курс профессиональной подготовки и повышения квалификации, реализуемый в кластере проектов Центра педагогического мастерства «НИТИ», который нацелен на обучение педагогов и других работников образовательных организаций современным инструментам управления, навыкам менеджмента и развития предприятия, управлению персоналом [9]. В рамках работы рассмотрены методологические основы образовательной программы «Современные инструменты управления образовательным процессом».

Ключевые слова: центр педагогического мастерства, кластер нити, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, управление образовательной организацией.

Annotation. The article describes a professional training course implemented in the cluster of projects of the Center for Pedagogical Excellence "NITI". Course gives teachers and other employees of educational organizations knowledge of modern management and HR tools, management and enterprise development skills [9]. Current work considers the methodological foundations of the educational program "Modern tools for managing the educational process".

Key words: center of pedagogical excellence, educational cluster, professional retraining, advanced training, management of an educational organization.

Введение. В последние годы набирает популярность разработка специальных учебных программ для руководителей школ, вузов и других образовательных организаций, в которые внедрены инструменты управления бизнесом и элементы технологий и сферы консалтинга [2, 5, 8]. Это свидетельствует о том, что в текущей экономической реальности образовательная организация для реализации успешной деятельности должна менять подход к работе и использовать эффективные технологии, которые зарекомендовали себя в коммерческих отраслях.

Например, на 2018 год в г. Москва, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области, открыто 144 негосударственных общеобразовательных организаций, без учета вечерних и сменных [6]. Методы оценки эффективности деятельности подобных структур схожи с теми, что применяются для ассессмента в крупных компаниях. Зачастую, хорошая частная школа должна не только обеспечивать учащихся качественным образованием, но и приносить прибыль, так как это является жизненно важным аспектом для ее дальнейшего существования. В связи с этим, руководители школ (директор, административные работники) должны обладать соответствующими компетенциями, чтобы обеспечить максимально эффективную работу организации с точки зрения управления, ведения финансов, кадровой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.