Критерии оценки: 1) соответствие содержания доклада заявленной теме 2) степень раскрытия темы 3) умение доступно и понятно передать содержание доклада в виде презентации 4) актуальность источников информации 5) ораторское искусство и ответы на вопросы.
Данные задания помогут в формировании компетенций связанных с умением разрабатывать различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии обучения; со способностью разрабатывать внеурочные мероприятия.
Представленные задания были апробированы на курсах повышения квалификации для учителей "Формирование практической математической грамотности школьников", «Международные исследования качества образования (PISA) как фактор развития компетенции педагога», на занятиях с магистрантами по предмету "Практикоориентированное обучение математике".
Выводы. Специфика подготовки учителя математики состоит в том, что математика имеет большой потенциал, ее инструменты необходимы для изучения подавляющего большинства школьных дисциплин и несомненно для нормального функционирования каждого человека во взрослой жизни. Это касается и развития у школьников финансовой грамотности, являющейся неотъемлемой частью жизни человека. Вузам важно не только получить профессионала владеющего математическим инструментарием, но и грамотного методиста, способного через свой предмет подготовить ученика к дальнейшей жизни, важно показать, что знания, умения, полученные на уроках математики несут практическую ценность. Для этого педагог должен мастерски уметь включать практикоориентированные задания в курс математики. Поэтому основное внимание при подготовке студентов педагогического направления к деятельности по формированию финансовой грамотности школьников при обучении математике необходимо уделять не только их знаниям экономики и финансов, но и способностям будущего педагога к: разработке основных и дополнительных образовательных программ; разработке отдельных их компонент, которые будут направлены на формирование и развитие функциональной грамотности школьников (математической, финансовой, естественнонаучной, читательской); возможностям будущих учителей осуществлять грамотный контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся; умению выявлять и корректировать трудности в обучении конкретному предмету и смежным предметам; возможностям работать с разными группами учеников; возможностям использовать современные технологии для достижения требуемых ФГОС результатов.
Важно при подготовке бакалавров уделять особое внимание методической подготовке, научить их разрабатывать рабочие программы дисциплин с учетом включения метапредметных результатов обучения, с учетом междисциплинарного подхода. Необходимо показать студенту, что задача учителя состоит и в том, чтобы научить использовать математику в других дисциплинах, в обычной жизни, а для этого он должен быть хорошим методистом, который умеет разрабатывать рабочие программы, который ответственно подходит к выбору форм и средств обучения, который может грамотно подобрать или разработать задание.
Литература:
1. Айзман, Р.И. Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность: учебное пособие для вузов / Р.И. Айзман, Н.О. Новикова. - Москва: Изд-во Юрайт, 2022 (Высшее образование). - 214 с.
2. Зверева, Л.Г. Формирование финансовой грамотности школьников на уроках математики / Л.Г.Зверева, Р.А. Бельченко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - №1-1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov-na-urokah-matematiki (дата обращения: 10.11.2022).
3. Муравин, Г.К. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 9 класса / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - М.: Дрофа, 2017. - 45 с.
4. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: [утверждена Правительством РФ: распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р]. - URL: https://static.government.ru . (дата обращения 25.11.2022).
5. ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования. "Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте "Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся"": сайт. - URL: http://skiv.instrao.ru/ (дата обращения 25.11.2022).
Педагогика
УДК 378.095
старший преподаватель Агапова Екатерина Геннадиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия музыки имени Гнесиных» (г. Москва)
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭСТРАДНЫХ
ВОКАЛИСТОВ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования исполнительской культуры эстрадных вокалистов, обосновано значение интегративного подхода в обучении эстрадных вокалистов. Обеспечение интегративного содержания учебных дисциплин связано не только с изучением вокального исполнительства, но и с ознакомлением художественно-творческой деятельности, которая проявляется в занятиях другими музыкальными дисциплинами, танцем, основами сценического движения и т.д. Автор охарактеризовал понятие «исполнительская культура эстрадных вокалистов» как совокупность технической и художественно-образной сторон исполняемых произведений, которая несет в себе традиции и новации в интерпретации идеи замысла композитора, стиля и жанра сочинений, их формы и содержания, раскрывая творческий потенциал личности студента на уровне эстетического сознания и эстетической деятельности, исполнительских умений и навыков в сочетании с опытом публичных выступлений. Автор выявил структуру исполнительской культуры эстрадных вокалистов, которая включает следующие компоненты: профессионально важные качества, индивидуальные качества, сценическая культура, эмоционально-психологическая подготовка. Профессионально важные качества обеспечивают будущую успешную профессиональную деятельность эстрадных вокалистов. Индивидуальные качества формируются в условиях активной познавательной деятельности, музыкальной практики, толкования музыкальных и художественных ценностей. Они развиваются в процессе различных видов музыкально-познавательной деятельности эстрадных вокалистов, предполагающей восприятие музыки и ее исполнение. Важным аспектом сценической культуры эстрадных вокалистов является культура звука - это тон, создающий настроение и передающий глубину, яркость и содержательность исполнения. Одним из показателей сценической культуры считается имидж исполнителя который отражает внутренний мир, как самого артиста, так и его образа, передаваемый различными видами сценического воплощения художественного образа исполняемого произведения. Яркое сценическое воплощение музыкального образа
требует эмоционально-психологической подготовки. Во многом реакция на сценическую ситуацию зависит не только от прошлого опыта и мастерства артиста, но и от его способа реагировать на факторы, вызывающие стресс, сопротивляемости эмоциональной истощаемости. Формирование исполнительской культуры на основе интегративного подхода является процессом синтеза учебных дисциплин, творческого развития, вокальной подготовки, формирования техники исполнения, а также применением многообразных творческих форм обучения, способствующие повышению уровня готовности эстрадных вокалистов к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: интегративный подход, исполнительская культура, структура исполнительской культуры эстрадных вокалистов, обучение эстрадных вокалистов, компетенции.
Annotation. The article defines the features of the educational process of pop vocalists. The article considers the problem of formation of the performing culture of pop vocalists, substantiates the importance of an integrative approach in the training of pop vocalists. The provision of integrative content of academic disciplines is connected not only with the study of vocal performance, but also with the introduction of artistic and creative activity, which manifests itself in classes in other musical disciplines, dance, the basics of stage movement, etc. The scientific novelty of the study lies in the definition of the concept of "performing culture of pop vocalists". We define the performing culture of pop vocalists as a set of technical and artistic-imaginative aspects of the performed works, which carries traditions and innovations in the interpretation of the composer's idea, style and genre of compositions, their form and content, revealing the creative potential of the student's personality at the level of the aesthete.
Key words: integrative approach, performing culture, structure of the performing culture of pop vocalists, training of pop vocalists, competencies.
Введение. Актуальность исследования обусловлена перспективами развития системы высшего образования в сфере музыкального искусства, определяющими новые требования к качеству подготовки студентов, повышению профессиональной культуры обучающихся, которая требует постоянного саморазвития и самосовершенствования в творческой деятельности.
Одной из задач современного музыкального образования является формирование профессионально грамотного эстрадного вокалиста, обладающего историческими и теоретическими знаниями, способного разбираться в явлениях исполнительского искусства и культуры. В связи с этим в образовательном процессе эстрадных вокалистов возникает необходимость пересмотра содержания обучения, которое включает применение интегративного подхода.
Изложение основного материала статьи. Ученые И.В. Яковлев и Н.О. Яковлева считают, что интегративный подход в процессе обучения рассматривается «с разных сторон интеграции (внутрипредметной, индивидуальной, внутриличностной, межпредметной)» [14, С. 45]. Интегративный подход способствует пониманию теоретических и практических аспектов пения и воспитанию высокой исполнительской культуры эстрадных вокалистов.
Педагог Т.Д. Смелкова отмечает, что такой подход обеспечивает «обоснованность исполнительского процесса, знания истории развития вокального искусства и способствует объединению вокально-исполнительской практики и задач вокального образования» [9, С. 57].
Исследователь И.К. Назаренко утверждает, что в формировании единой культуры знание музыкальных традиций и истории их развития является важным, так как полное практическое познание вокального искусства невозможно без осознания опыта и нравственно-художественных ориентиров предыдущих поколений: «правильное интонирование без высокой музыкальной культуры исключено» [5, С. 409].
Межличностному и личностному росту эстрадных вокалистов способствует понимание единой культуры в рамках российской, а также и мировой исполнительской культуры.
По мнению Р.Х. Гильмеевой, совершенствованию процесса подготовки эстрадных вокалистов способствует обеспечение интегративного содержания учебных дисциплин, которое связано не только с изучением вокального исполнительства, но и с ознакомлением художественно-творческой деятельности, которая проявляется в занятиях другими музыкальными дисциплинами, танцем, основами сценического движения и т.д. [2].
Интегративный подход в образовательном процессе эстрадных вокалистов предполагает взаимодействие между дисциплинами учебного плана студентов направления подготовки 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады» профиля «Эстрадно-джазовое пение». Такая связь установлена не только с индивидуальными творческими дисциплинами (например, «Эстрадно-джазовое пение», «Вокально-джазовая импровизация», «Фортепиано»), но и с музыкально-историческими (такие дисциплины, как: «История музыки (зарубежной, отечественной)», «Анализ музыки второй половины XX - начала XXI века», «Теория музыки», «История исполнительского искусства», История эстрадной и джазовой музыки и др.) и психолого-педагогическими дисциплинами (например, «Музыкальная педагогика и психология» и др.).
Учебный план эстрадных вокалистов содержит такие дисциплины как: «Танец, сценическое движение», «Основы современного танца», «Джаз-модерн», «Основы актерского мастерства», «Работа с режиссером», «Подготовка концертных номеров», которые расширяют кругозор студентов, развивают внимание, двигательную память, творческое воображение, которые в дальнейшем помогут студентам создавать яркие и запоминающиеся сценические образы.
Важной в подготовки эстрадных вокалистов является исполнительская практика, которая позволяет студентам познакомиться с будущей профессиональной музыкально-исполнительской деятельностью и является показателем их профессиональных качеств. Исполнительская практика отражает интеграцию музыкальной и методической подготовки в решении задачи повышения качества исполнительской культуры эстрадных вокалистов в их практической деятельности, а так же показывает уровень сформированности компетенций.
Перечисленные дисциплины создают систему знаний, интегрирующую студентов в будущую профессиональную деятельность, а также отвечают требованиям интеграции смежных «сценических» дисциплин, направленных на освоение универсальных (например, УК-2 - способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; УК-6 - способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни), общепрофессиональных (ОПК-2 - способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные традиционными видами нотации) [12] и профессиональных компетенций (ПК-1 - способен осуществлять на профессиональном уровне музыкально-исполнительскую деятельность в качестве эстрадного певца сольно и в составе эстрадного ансамбля; ПК-2 - способен создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения; ПК-3 - способен самостоятельно готовиться к репетиционной сольной и репетиционной ансамблевой работе; ПК-11 - способен к демонстрации достижений музыкального искусства в рамках своей музыкально-исполнительской работы на различных сценических площадках (в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры)), способствует качественному формированию общей, музыкальной и исполнительской культуры эстрадных вокалистов.
Интегративный подход в учебно-воспитательном процессе студентов связан и с применением творческих форм обучения: открытые занятия, мастер-классы, творческие мастерские, концерты, конкурсы, конференции, прослушивание
аудио- и видеозаписей с последующим анализом, которые способствуют становлению целостной исполнительской культуры эстрадных вокалистов.
Рассмотрим понятие «исполнительская культура».
Е.В. Маргатова считает, что исполнительская культура включает в себя «различные качественные характеристики: прочную базу полученных теоретических и практических знаний, умений, глубокое понимание эстетических и психологических особенностей исполнительского процесса, а также культуру звука и техническое мастерство исполнителя, особенности трактовки музыкального произведения, возможности художественного воздействия на слушателя и т.д.» [4, С. 105].
У Линьсян рассматривает исполнительскую культуру как «совокупность технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений и состоит из: традиций и новаций в расшифровке замысла композитора, форм и содержания, стилей и жанров сочинений, раскрывая творческий потенциал на уровне эстетического сознания обучающихся» [10, С. 10].
В.В. Дубовский в исполнительскую культуру включает «эстетическое сознание (интерес, потребность, вкус, способности, ценностные ориентации, кругозор, мировоззрение в целом)» [3, С. 245].
Л.Т. Файзрахманова отмечает, что «в исполнительской культуре музыканта сочетаются теоретические знания, исполнительские умения и навыки, проявляются эмоциональная и интеллектуальная воспитанность, художественный вкус, реализуется его креативный потенциал» [11, С. 101].
Таким образом, исполнительскую культуру эстрадных вокалистов определяем как совокупность технической и художественно-образной сторон исполняемых произведений, которая несет в себе традиции и новации в интерпретации идеи замысла композитора, стиля и жанра сочинений, их формы и содержания, раскрывая творческий потенциал личности студента на уровне эстетического сознания и эстетической деятельности, исполнительских умений и навыков в сочетании с опытом публичных выступлений.
Е.В. Маргатова определяет следующие структурные компоненты исполнительской культуры: «сценическое воплощение художественного образа (актерское мастерство, хореография); знание и исполнение вокальной музыки и стилевых особенностей различных песен; постоянное саморазвитие и самосовершенствование; художественный вкус; эмоциональное и рациональное развитие личности; свободное и естественное проживание исполняемого образа» [4, С. 106].
Структуру исполнительского мастерства певца М.С. Богомольный представляет, как совокупность следующих компонентов: «музыкально-эстетический: общая и исполнительская культура певца, эстетика звука и вкуса; индивидуальный: физиологические и психологические особенности певца; технический: теория вопроса в области музыковедения и сопутствующих областей знаний (актерское мастерство, сценическая речь, танец, педагогика и психология); психофизиологический: сочетание вокальной техники и музыкальной драматургии; творческий: способность певца к самостоятельной трактовке музыкального произведения; эмоционально-настраивающий: адаптация к сценическому волнению, перевоплощение и внутренний контроль; коммуникативно-активизирующий: самостоятельная работа над ошибками, сотрудничество с преподавателем» [1, С. 277].
В структуре исполнительской культуры эстрадных вокалистов выделим следующие компоненты: профессионально важные качества; индивидуальные качества; сценическая культура; эмоционально-психологическая подготовка (рис. 1).
исполнительская культура
эстрадных вокалистов
1 1 г
профессионально важные качества индивидуаль ные качества 4—► сценическая культура ■4 энодаонально-пс ихологиче с кая подготовка
Рисунок 1. Структура исполнительской культуры эстрадных вокалистов
Профессионально важными качествами, которые обеспечивают будущую успешную профессиональную деятельность эстрадных вокалистов, являются: высокая профессиональная квалификация, комплексно сочетающая исследовательскую, научную и профессиональную музыкальную деятельность; реализацию исполнительской культуры и свойств личности в профессиональной музыкальной деятельности; постановка голосового аппарата и развитие певческого голоса, владение вокальной техникой и манера звукоизвлечения; безупречное владение нотной грамотой и гармонией; инструментальное стилевое мышление, чистое интонирование; понимание музыкальной фразировки; владение четкой артикуляцией; культура мышления и артистизм; культура вокального интонирования и сценического воплощения; нахождение контакта со слушателями; хороший музыкальный слух; чувство ритма; умение свободно двигаться, танцевать.
Е.С. Романова считает, что «индивидуальными качествами эстрадных вокалистов являются экспрессивность, волевые качества, память, внимание, умение импровизировать, оригинальность» [8, С. 234]. Решение вокально-художественных задач в изучении произведений формирует следующий комплекс индивидуальных качеств: задатки, тип темперамента, характер, исполнительскую волю, психологическую стабильность, уверенность, ответственность, развитие креативной личности, организаторские способности (необходимые руководителю ансамбля, вокального коллектива), индивидуальную культуру, интеллигентность, активность.
Важным аспектом сценической культуры эстрадных вокалистов является культура звука. Исследователь А.И. Ямпольский отмечает, что «важное место занимает воспитание культуры звука, которая создает свой стиль исполнения и яркость звуковых красок, а в процессе занятий начинают применяться звуковые нюансы, акцентировки и фразировки. Это позволяет исполнителю постепенно стать художником своего исполнения» [15, С. 18]. Культура звука эстрадных вокалистов - это тон, создающий настроение и передающий глубину, яркость и содержательность исполнения.
Одним из показателей сценической культуры считается имидж исполнителя. Имидж отражает внутренний мир, как самого артиста, так и его образа, передаваемый различными видами сценического воплощения художественного образа исполняемого произведения (вокальной техникой, хореографией, актерским мастерством и т.д.). Правильно сформированный имидж позволяет эстрадным вокалистам не только легче адаптироваться к предстоящему выступлению, но и донести до зрителя содержание музыкального произведения. Ученый В.М. Шепель считает, что имидж состоит из «целого ряда параметров, которые необходимо проработать эстрадному вокалисту: создание индивидуальной картограммы, картограммы художественного персонажа произведения, личностный настрой исполнителя, «фейсбилдинг», кинесика и жесты, «очарование словом», «очарование звуком», энергетика и харизматичность, система самозащиты (стрессоустойчивость, самообладание)» [13, С. 72].
Большое значение имеет соответствие внешнего вида содержанию произведения. В эстрадном вокальном искусстве внешний вид не только является неотъемлемой частью образа, но и характеризует стиль сочинения. Необходимо учитывать не только качество и степень комфорта сценического костюма, но и его соответствие уровню мероприятия.
Яркое сценическое воплощение музыкального образа требует эмоционально-психологической подготовки. Во многом реакция на сценическую ситуацию зависит не только от прошлого опыта и мастерства артиста, но и от его способа реагировать на факторы, вызывающие стресс, сопротивляемости эмоциональной истощаемости.
С.Г. Овсепян отмечает, что «эстрадно-джазовое исполнительство - сложный психофизиологический процесс, который включает в себя не только акустическое явление - извлечение звука, но и сложное психологическое явление - создание художественного образа» [6, С. 102]. С.А. Петрухина считает, что «подготовка к концертному выступлению - это один из важнейших этапов подготовки педагогом профессионального исполнителя, успех выступления которого будет зависеть не только от степени надежности выученной программы, но и от владения методами эмоционально-психологической саморегуляции на сцене» [7, С. 123].
Главной проблемой в эмоционально-психологической подготовке эстрадного исполнителя к выступлению является сценическое волнение, состояние стресса. Оно может проявляться у студента в зависимости от его индивидуальных особенностей как подъем, паника или апатия. Умение справляться со стрессом позволяет эстрадным вокалистам реализовать на высоком уровне их исполнительскую культуру.
Выводы. Таким образом, формирование исполнительской культуры на основе интегративного подхода является процессом синтеза учебных дисциплин, творческого развития, вокальной подготовки, формирования техники исполнения, а также применением творческих форм обучения, способствующие становлению целостной исполнительской культуры эстрадных вокалистов. Структурными компонентами исполнительской культуры эстрадных вокалистов являются: профессионально важные качества, индивидуальные качества, сценическая культура, эмоционально-психологическая подготовка, которые содействуют развитию личности, формированию исполнительской культуры эстрадных вокалистов и способствуют повышению уровня готовности к будущей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Богомольный, М.С. К анализу понятия «исполнительское мастерство вокалистов» / М.С. Богомольный // Гуманитарное пространство. М. - Т. 9, № 3. - 2020. - С. 273-278
2. Гильмеева, Р.Х. Междисциплинарная интеграция как условие формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза / Р.Х. Гильмеева, Е.В. Зеленкова // КПЖ. - 2013. - № 5 (100). - URL: https://cybereninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnaya-integratsiya-kak- uslovie-formirovaniya-pedagogicheskoy-kompetentnosti-studentov-muzykalnogo-vuza (дата обращения: 01.11.2022).
3. Дубовский, В.В. Формирование исполнительской культуры эстрадного певца: художественно-эстетические и вокально-технические аспекты (на основе анализа исполнительской деятельности и принципов творчества Муслима Магомаева) / В.В. Дубовский // Проблемы музыкально-исполнительского искусства и образования. - М.: Чеховский Печатный Двор, 2018. - С. 241-247
4. Маргатова, Е.В. Исполнительская культура эстрадного певца как высшая форма его профессиональной деятельности / Е.В. Маргатова // Наука и школа. - М.: МПГУ, 2012. - № 5. - С. 103-106
5. Назаренко, И.К. Искусство пения / И.К. Назаренко. - М.: Музыка, 1968. - 624 с.
6. Овсепян, С.Г. Влияние художественных принципов на процесс исполнения эстрадно-джазового произведения / С.Г. Овсепян // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - М.: МГИК, 2022. - С. 99-106
7. Петрухина, С.А. К проблеме сценического волнения: эмоционально-психологическая подготовка к концертному выступлению как необходимое условие воспитания студента-вокалиста / С.А. Петрухина // Известия юго-западного государственного университета, 2016. - № 1 (18). - С. 117-124
8. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. / Е. Романова. -СПб.: Питер, 2003. - 464 с.
9. Смелкова, Т.Д. Вокально-исполнительская культура в современном образовательном пространстве / Т.Д. Смелкова // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 1. - С. 56-60
10. Линьсян, У. Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / У. Линьсян. - М., 2010. - 24 с.
11. Файзрахманова, Л.М. Формирование исполнительской культуры школьного учителя музыки в курсе «Вопросы истории фортепианного искусства и исполнительства» / Л.М. Файзрахманова // Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии. - Вып.2. - Саранск, 1998. - С. 100-103.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады» [Электронный ресурс] / Минобрнауки России (Приказ № 563 от 15 июня 2017 г.). - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-53-03-01-muzykalnoe-iskusstvo-estrady-563/ (дата обращения: 02.11.2022).
13. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям / В.М. Шепель. - М.: Народное образование, 2002. - 408 с.
14. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева, Изд-во РБИУ, 2010. - 317 с.
15. Ямпольский, А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей / А.И. Ямпольский // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики / сост. С. Сапожников. - М.: Музыка, 1968. - 147 с.