Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛИСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сценическое движение / сценическая пластика вокалиста / требования к профессиональной подготовки эстрадно-джазового вокалиста в вузе / stage movement / stage plasticity of a vocalist / requirements for professional training of a popjazz vocalist at a university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очкуренко А.С.

В статье уделяется внимание вопросам повышения уровня сценической выразительности эстрадно-джазового исполнения на этапе профессиональной подготовки студентов в вузе. Кроме того, дается понимание специфики сценических движений эстрадноджазового исполнителя; анализируются особенности функционирования нервной системы в процессе вокального и сценического исполнения; определяются подходы к решению актуальных задач профессиональной подготовки студентов эстрадно-джазового профиля. Проблема организации сценического номера исполнителя связана с двойственной основой современной эстетики эстрадно-джазового пения – технической и психо-физиологической, художественно-творческой. Анализ процесса создания сценического номера позволил определить педагогические задачи совершенствования техники сценического движения, на основе продуктивной гуманизации образования – на основе создания условий для самореализации самоопределения и раскрытия творческого потенциала личности. Исходя из этого, совершенствование ценностных доминант эстрадно-джазового образования определяется реалиями междисциплинарного обогащения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Очкуренко А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TASKS OF IMPROVING THE TECHNIQUE OF STAGE MOVEMENT OF A POP-JAZZ VOCALIST

The article pays attention to the issues of increasing the level of stage expressiveness of popjazz performance at the stage of professional training of students at the university. In addition, it is given by understanding the specifics of the stage movements of a pop-jazz performer; the features of the functioning of the nervous system in the processes of vocal and stage performance are analyzed; approaches to solving urgent problems of professional training of pop-jazz students are determined. The problem of organizing a performer’s stage performance is associated with the dual basis of modern aesthetics of pop-jazz singing technical and psycho-physiological, artistic and creative. The analysis of the process of creating a stage performance made it possible to determine the stages of improving the technique of stage movement, on the basis of the productive humanization of education on the basis of creating conditions for self-realization of self-determination and disclosure of the creative potential of an individual. Proceeding from this, the improvement of the value dominants of pop-jazz education is determined by the realities of interdisciplinary enrichment.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛИСТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ТЕХНИКИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛИСТА

УДК 37.013 : 793.3 : 78.036.9

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-168-174

А. С. Очк у р енк о

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область,

Российская Федерация

Научный руководитель: доктор. пед. наук, профессор Т.В. Христидис

Аннотация: В статье уделяется внимание вопросам повышения уровня сценической

выразительности эстрадно-джазового исполнения на этапе профессиональной

подготовки

студентов в вузе. Кроме того, дается понимание специфики сценических

движений эстрадно-

джазового исполнителя; анализируются особенности функционирования нервной

системы

в процессе вокального и сценического исполнения; определяются подходы к решению

актуальных задач профессиональной подготовки студентов эстрадно-джазового

профиля.

Проблема организации сценического номера исполнителя связана с двойственной

основой

современной эстетики эстрадно-джазового пения – технической и

психо-физиологической,

художественно-творческой. Анализ процесса создания сценического номера позволил

определить педагогические задачи совершенствования техники сценического

движения,

на основе продуктивной гуманизации образования – на основе создания условий

для самореализации самоопределения и раскрытия творческого потенциала личности.

Исходя

из этого, совершенствование ценностных доминант эстрадно-джазового образования

определяется реалиями междисциплинарного обогащения.

Ключевые слова: сценическое движение, сценическая пластика вокалиста, требования

к профессиональной подготовки эстрадно-джазового вокалиста в вузе.

Для цитирования: Очкуренко А.С. Педагогические задачи совершенствования техники

сценического движения эстрадно-джазового вокалиста // Вестник Московского

государственного университета культуры и искусств. 2021. № 6. С. 168-174.

http://doi.

org/10.24412/1997-0803-2021-6104-168-174

PEDAGOGICAL TASKS OF IMPROVING THE TECHNIQUE

OF STAGE MOVEMENT OF A POP-JAZZ VOCALIST

Al e xa ndr a S. O ch k ur e n ko

Moscow State Institute of Culture, Khimki city, Moscow Region, Russian

Federation

Supervisor: doctor. ped. sci., professor T.V. Christides

ОЧКУРЕНКО АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА – аспирантка кафедры гуманитарных и социально-

экономических наук Московского государственного института культуры

OCHKURENKO ALEXANDRA SERGEEVNA – postgraduate student Department of Pedagogy,

Psychology

and Philosophy Moscow State Institute of Culture

© Очкуренкоа А. С., 2021

Abstract: The article pays attention to the issues of increasing the level of

stage expressiveness of pop-

jazz performance at the stage of professional training of students at the

university. In addition, it is

given by understanding the specifics of the stage movements of a pop-jazz

performer; the features of

the functioning of the nervous system in the processes of vocal and stage

performance are analyzed;

approaches to solving urgent problems of professional training of pop-jazz

students are determined.

The problem of organizing a performer’s stage performance is associated with

the dual basis of modern

aesthetics of pop-jazz singing - technical and psycho-physiological, artistic

and creative. The analysis of

the process of creating a stage performance made it possible to determine the

stages of improving the

technique of stage movement, on the basis of the productive humanization of

education - on the basis

of creating conditions for self-realization of self-determination and

disclosure of the creative potential of

an individual. Proceeding from this, the improvement of the value dominants of

pop-jazz education is

determined by the realities of interdisciplinary enrichment.

Keywords: stage movement, stage plasticity of a vocalist, requirements for

professional training of a pop-

jazz vocalist at a university.

For citation: Ochkurenko A.S Pedagogical tasks of improving the technique of

stage movement of a pop-

jazz vocalist. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts

(Vestnik MGUKI). 2021, no. 6

(104), pp. 168-174. (In Russ.).

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-168-174

Профессиональное образование в области

эстрадно-джазового исполнительства ста-

новится самым востребованным в последнее

десятилетие и это связано с возросшим инте-

ресом к блюзу и др. жанрам джазовой музыки,

соединившим музыкальные культуры разных

народов, традиции неакадемического пения,

метафоричность образов, оригинальность

импровизации, использования полиритмии

и синкопирования, отличительную тембровую

окраску голоса (инструмента), скэт и другие

приемы пения. Очевидно, что востребо-

ванность вокального и инструментального

эстрадно-джазового исполнительства влияет

на развитие новой профессиональной куль-

туры, что актуализирует различные аспек-

ты учебно-творческого развития студентов

в вузе. Появляется совершенно иная пластика

движений, поведение на сцене, которое де-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

монстрируют отечественные эстрадно-джа-

зовые исполнители, прошедшие стажировку

за рубежом. С открытием в российских вузах

культуры и искусств кафедр эстрадно-джа-

зового пения (эстрадно-джазового испол-

нительства) стало возможным выстроить

не только систему профессиональной подго-

товки, но и совершенствовать содержание.

Этапы профессиональной подготовки

эстрадно-джазовых исполнителей претерпе-

вают особые трансформации на начальном,

предпрофессиональном и высшем этапе об-

разовании. Различные аспекты подготовки

становятся предметом научного изучения.

Прежде всего, за период активного развития

эстрадно-джазового исполнительства кар-

динально изменились условия и требования

к профессиональной подготовке эстрад-

но-джазового вокалиста. Сегодня нужно

не только овладеть техникой исполнения, уме-

ниями выразительно подать музыкальный

материал, выстроить драматургию содержа-

ния исполняемого номера, но и органично

выстроить сценическое движение.

Анализ теоретических источников пока-

зывает неоднозначность существующих подхо-

дов к решению художественно-творческих за-

дач эстрадно-джазового исполнительства. Так,

известные труды по вокальной и театральной

педагогике и психологии имеют свою направ-

ленность на изучение и исследование проблем

сценического движения и танца. В вокальной

педагогике Л.Б. Дмитриева, в театральной пе-

дагогике К.С. Станиславского даются важные

положения развития вокально-сценического

мастерства. Однако, эстрадно-джазовая му-

зыка и вокал предполагают и определенные

специфические задачи, которые студенты как

будущие вокалисты должны решать в процессе

учебной и дальнейшей профессиональной де-

ятельности. Поэтому труды Н.Б. Гонтаренко,

В.Д. Григорьева, Б. Столоффа, И.А. Цукановой

имеют важное методологическое значение, по-

скольку помогают преподавателю по предмету

«Танец. Сценическое движение» понимать

природу эстрадно-джазового исполнительства,

эстрадно-джазовой вокализации.

Среди зарубежных авторов работы Сета

Риггса – известного педагога эстрадного во-

кала в мире - «Пойте как звезды», «Как стать

звездой» дают представления о методике

обучения вокалу. Так, Сет Риггс отмечает

ошибки работы с вокалистами, о чем он пи-

шет: «Большинство преподавателей не могут

понять, что когда вокалист открывает рот ему

не нужно одновременно думать о двадца-

ти разных вещах. Для того, чтобы получить

первые положительные результаты, вам до-

статочно позаниматься вокалом всего лишь

несколько недель. Независимо от того, что

вы поете, поп, рок, оперу или мюзикл, вы

должны владеть приемами пения, которые

позволят вам расслабиться и сконцентри-

роваться на актерской игре» [3]. Создание

сценического образа возможно на основе раз-

ного понимания самого действия, его целей

и сверхзадач. Анализ статики и динами-

ки сценического движения, по мнению

польского исследователя проблемы «тела

в пространстве театра» из Лодзинского уни-

верситета Д. Ларионова, приводит к расшире-

нию привычных приемов трактуемого (музы-

кального, драматургического) произведения

[6, с. 145-147].

Включение танца в содержание профес-

сиональной подготовки вокалиста имеет

определенные ограничения, которые связаны

с тем, что танец не является доминирующим

средством сценического номера, а выступает

средством, усиливающим художественный

образ исполняемого эстрадно-джазового про-

изведения. Жаки Грин Хаас подчеркивает, что

благодаря сценическому движению возникает

эмоциональная связь между исполнителем

и зрителем, что способствует передаче идеи

с помощью движений, тем самым происходит

обогащение внутреннего мира человека [5].

Важно понимание танца как уникальной воз-

можности человека использовать свои физи-

ческие способности для передачи различного

спектра эмоциональных состояний – печаль,

любовь, переживания и др.

Очевидно, что пластика движений эстрад-

но-джазового вокалиста – это в идеале баланс

мышечной культуры, грации, ритма и ско-

рости. Поэтому Жаки Грин Хаас отмечает,

что на «рынке художественных достижений,

от исполнителя потребуется высокая духов-

ная и физическая подготовка. Необходимость

постоянно покорять публику еще никогда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не была так велика» [7]. Поэтому моделируе-

мый результат профессиональной подготовки

эстрадно-джазового исполнителя, должен

отражать способности создавать сценический

образ на основе воплощения индивидуаль-

но-творческих, ценностных представлений

вокалиста. В связи с этим каждый обучаю-

щийся эстрадно-джазовому исполнительству

с первых шагов в профессию должен развивать

свой саунд (неповторимое звучание) соответ-

ствующий его индивидуальности, природно-

му дарованию и темпераменту и др. В своей

работе В.Ю. Никитин, обращает внимание

на специфику джазового танца, который на-

правлен на особую организацию тела, контро-

ля движения [1, с.7-10].

Современная модель эстрадно-джазово-

го исполнителя - синтез сложных элементов

вокально-технического, пластического, пси-

хофизиологического, художественно-творче-

ского развития обучающихся в вузе. В основе

профессиональной подготовки эстрадно-джа-

зового исполнителя заложен процесс созда-

ния художественно-творческого продукта,

которым можно считать сценический номер.

Сценический номер воплощает, прежде всего,

техническую подготовку обучающегося (этому

уделяется внимание с первых дней обучения

в вузе); его индивидуальность, влияющую

на создание сценического образа и других

выразительных приемов исполнения. Наряду

с этим, креативность и творчество обучаю-

щегося придают сценическому номеру яркую

выразительность и оригинальность, способ-

ствуют самовыражению, самореализации,

раскрытию его индивидуальности и т.д. Худо-

жественно-творческий компонент професси-

ональной подготовки позволяет довести сце-

нический образ до совершенства, проявиться

оригинальности и индивидуальности испол-

нителя, эмоциональной выразительности.

Перевес в профессиональном обра-

зовании эстрадно-джазового исполнителя

в сторону вокально-технической подготов-

ки (работа голосового аппарата) приводит

к недостаточному развитию пластических уме-

ний и навыков. Важно понимать, что требо-

вания к голосообразованию также актуальны

и для пластического его подкрепления, ос-

нованного на работе разных групп мышц.

При этом, разнонаправленные усилия мышц

голосового аппарата и тела не способствуют

созданию целостного гармоничного сцениче-

ского действия [7].

Исходя из вышесказанного, методологи-

ческой основой постановки и решения педа-

гогических задач совершенствования техники

сценического движения эстрадно-джазового

вокалиста послужило утверждение, что ка-

ждое выступление современного исполни-

теля на сцене должно являться триединым

воплощением вокального, музыкального

и сценического искусства, на что указывал

К.С. Станиславский, в работе «Моя жизнь

в искусстве». Такое единение позволит сфор-

мировать устойчивый концепт профессио-

нального развития и в практике подготовки

эстрадно-джазовых вокалистов равновесно

уделять внимание каждому из указанных ком-

понентов. К.С. Станиславский считал, что

«три искусства… должны быть слитны, и на-

правлены к одной общей цели, … кроме того,

…если одно искусство будет воздействовать

на зрителя, а другое – мешать воздействию,

…результат получится нежелательный [5].

Анализ пластики сценического высту-

пления российских эстрадно-джазовых ис-

полнителей характеризуется ограниченными,

однообразными движениями на протяжении

всего выступления, а наибольшая вырази-

тельность достигается в тембровой окраске

голоса, мелизматике и т.д.

Хореографу, работающему со студента-

ми эстрадно-джазового профиля подготовки

сложно организовать сценическое движение

без учета требований, которые определяет пе-

дагог по вокалу. Чаще, как правило, возникают

вопросы об определении характеристик джа-

зового голоса (открытый, глубокий, с опорой

на брюшное и диафрагмальное дыхание и т.д.);

поиск способов и приемов устойчивого разви-

тия голоса – звукоизвлечения, интонирования

и др. В поставленных педагогом задачах, связь

с пластикой сценического движения не про-

слеживается, хотя затрагивает деятельность

определенных мышц. Решение создавших-

ся трудностей возможно через интеграцию

усилий по созданию сценического образа

и образа, который определяется смыслом ис-

полняемого произведения (текстом). Важной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в этом направлении выступает идея Моше

Фельдкрайза - «осознавание через движение».

Автор метода обратил внимание на миро-

вой опыт работы с телом. Он определил, что

все мировые «системы развития личности»

«… рассматривают тело и ум как единое целое,

как постоянный психофизический процесс,

в котором изменения на любом уровне воз-

действуют на остальные части» [9, с.3]. Каждая

система развития Райхианская, биоэнерген-

тическая (связаны с эмоционально напря-

женными блоками в теле), метод Александера

(направлен на естественное развитие тела)

специализируется на определенной области

физического функционирования. Метод Шар-

лотты Селвер и метод сенсорной релаксации

основываются на ощущениях, прикоснове-

ниях, осознании тела и мира вокруг. Метод

Фельденкрайза направлен на восстановление

физической эффективности и грации. Пред-

ставленные подходы к развитию тела стремят-

ся к его расслаблению. Эстрадно-джазовый

исполнитель с первых шагов в профессию

должен понимать, как достичь естественности

в движениях на сцене, как устранить ненуж-

ные мышечные зажимы, напряжение и т.д.

В связи с этим, важно, чтобы в сложившейся

современной практике профессиональной

подготовки эстрадно-джазового исполнителя

каждый элемент (технический и психофи-

зиологический, художественно-творческий)

должен быть представлен во всей полноте.

Содержание изучаемых дисциплин должно

ориентировать студентов на развитие всего

комплекса умений - вокально-технических,

художественно-творческих, пластических и др.

О технике эстрадно – джазового испол-

нения написано немало, важно указать, что

обучающемуся необходимо овладеть осно-

вами пения, спецификой технических прие-

мов; раскрыть индивидуальные особенности

исполнителя, найти свой стиль сценического

движения, развить умения и навыки творче-

ского самовыражения и др. Перечисленные

педагогические задачи решаются в системе

общего и индивидуально-творческого раз-

вития эстрадно-джазового исполнителя,

т.к. все элементы профессиональной подго-

товки взаимосвязаны и совершенствование

вокальной техники неразрывно связано с раз-

витием танцевальных умений и сценического

движения эстрадно-джазового вокалиста.

Поэтому в процессе изучения студентами

предметов - «Танец, сцендвижение», «Джаз –

модерн», «Основы современной хореографии»

включались различные упражнения, задания,

с целью познания механизмов управления

телом, его понимания. Так, был использован

метод Моши Фельденкрайза. Метод учит по-

нимать, как действует тело в соответствии

с конституцией тела, способностями человека,

учит понимать «собственный ритм». Студен-

ту, который стремится научиться управлять

движением тела необходимо понимать свое

состояние, а это задача непростая. М. Фель-

денкрайз, по этому поводу писал, что пока

тело находится в напряженном состоянии,

пластика движений будет ограничена. Кроме

того, создание сценического образа – это, пре-

жде всего, понимание всех его компонентов –

движения, ощущения, чувств. Как показывает

концертно-экзаменационная практика, сту-

денты проходят контрольные этапы обучения

- исполняют произведения разной сложности

(в каждом семестре и выпускном, итоговом

экзамене), но пластика движений существен-

но не изменяется, она не выразительна и т.д.

Проанализировав состояние тела, мышечно-

го корсета можно увидеть, что тело напря-

жено, движения стереотипны. Практически

у всех студентов одни и те же движения, хотя

произведения разные, стили разные и т.д. Пре-

имущественно - это движение рук, изредка

вовлекаются плечи, ноги прикованы к сцене.

Научить двигаться студентов вовремя

исполнения сложно, нет и мотивации к этому

развитию у большинства, поскольку вокаль-

но-техническая подготовка отнимает время

и силы. В своей работе М.П. Фельденкрайзер

писал, что динамика индивидуального дей-

ствия исходит от образа себя. «Все мы гово-

рим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разно-

му, каждый в соответствии с тем образом себя,

который он построил за годы своей жизни.

Чтобы изменить образ действия, нужно изме-

нить образ себя, который мы в себе несем. Это

подразумевает изменение динамики реакции,

а не просто замену одного действия другим.

Такое изменение включает изменение не толь-

ко образа себя, но также природы мотивации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и мобилизации всех частей тела, участвующих

в действии» [9, с.12].

Опрос обучающихся по эстрадно-джа-

зовому профилю подготовки Московского

института культуры и РАМ имени Гнесиных,

показал, что со стороны студентов нет долж-

ного уровня понимания межпредметной вза-

имосвязи дисциплин узкоспециальных и тех,

которые направлены на создание пластической

культуры исполнителя - «Танец, сцендвиже-

ние», «Джаз – модерн», «Основы современной

хореографии». Тогда как в учебных планах

по профилю подготовки эти дисциплины,

по своему содержанию, призваны подгото-

вить обучающихся к успешной деятельности

по созданию сценического номера. Результаты

опроса показали, что среди 67 респондентов -

студентов 2 и 3 курсов, отношение к танцу,

сценическому движению – как к развлечению,

для них важно: «научиться петь», «освоить

манеру», «овладеть мелизматикой», «научиться

не форсировать звук» и др. Данных суждений

придерживались 64% опрошенных респонден-

тов (43 из 67 обучающихся по эстрадно-джа-

зовому профилю подготовки в двух вузах).

Но наряду с этим, у 36% респондентов было

понимание важности изучения предметов –

«Танец, сцендвижение», «Джаз – модерн»,

«Основы современной хореографии». Про-

веденный опрос показал необходимость

целенаправленного решения указанных пе-

дагогических задач включение в программу

учебных предметов - «Танец, сцендвижение»,

«Джаз – модерн», «Основы современной хоре-

ографии», адаптированных к реальным воз-

можностям обучающихся базовых движений,

с учетом индивидуально-личностных особен-

ностей, создание условий для самореализации

и творческого развития, формирования яркой,

самобытной исполнительской манеры. Од-

ной из педагогических задач (которой следует

уделить особое внимание) является задача

повышения учебной мотивации студентов

к изучению указанных предметов.

Таким образом, решение педагогических

задач, связанных с совершенствованием про-

фессиональной подготовки эстрадно-джазо-

вого вокалиста, предполагает использование

ресурсов содержания учебных предметов -

«Танец, сцендвижение», «Джаз – модерн»,

«Основы современной хореографии», ва-

риативные формы и методы целенаправ-

ленного формирования умений и навыков

сценической деятельности во взаимосвязи

со способностями и природными данны-

ми студентов, усложнение учебных задач

на основе расширения психофизического

и художественного аспектов. Кроме того,

результатом изучения учебных предметов

является формирование у студента умений

и навыков, позволяющих пластически точно

иллюстрировать вокальное произведение, а в

перспективе - создать индивидуальный стиль

сценической деятельности, уметь управлять

своим телом, выполнять разной сложности

движения. Чтобы создать органичный сце-

нический образ эстрадно-джазовый испол-

нитель должен двигаться, чувствовать, раз-

мышлять, он должен испытывать эмоции,

которые убеждают слушателей, включают

их в процесс сопереживания.

Спи с о к ли т ер а т у р ы

1. Никитин В.Ю. Джазовый танец. История. Методика. Практика: уч. – метод. пос.

Москва: МГУКИ,

2014. – 312с.

2. Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертно-исполнительской

деятельности: Метод.

реком. / Сост. Г. О. Тарасенко, под ред. Д. И. Борозенец. – Донецк : РДНТК,

2020.- 20 с.

3. Риггс С. Пойте как звезды. / С. Риггс; пер. с англ.О. Н. Ильиной и А. Н.

Ильиной. – Санкт Петербург:

Питер, 2007. – 120с.

4. Спинжар Н.Ф. Введение в педагогику художественного образования [Текст]:

учеб. пос. / Н.Ф. Спинжар. –

Москва: МГИК, 2021. – 171с.

5. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве / Константин Станиславский. -

Москва : АСТ : Зебра Е,

2009. - 604, [3] с.

6. Театр – пространство – тело- диалог. Исследования в современном театре /

Пер. с польск. Под ред. М.

Голачинской, И. Гушпита. – Харьков.: Изд-во Гуманитарный центр , 2017. – 312с.

7. Хаас Ж.Г. Анатомия танца. / Ж.Г. Хаас; пер. с англ. В.М. Боженова. – Минск:

Попурри, 2019. – 296с.

8. Фельденкрайз М.П. Искусство движения. Уроки мастера / Пер. с англ. А.

Заславской. — Москва: Изд-

во Эксмо, 2003. - 352 с,

9. Фельденкрайз М.П. Осознавание через движение. Москва: Институт гуманитарных

исследований,

2001. – 151с.

10. Христидис Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Московского

государственного университета культуры и искусств. 2015. №1 (63). С.172-176.

R ef er en c e s

1. Nikitin V.Yu. Jazz dance. Story. Methodology. Practice: uch. - method.

settlement Moscow: MGUKI, 2014. -

312p.

2. Preparation of a novice pop vocalist for a concert performing activity:

Method. recommend. / Comp.

G.O. Tarasenko, ed. D. I. Borozenets. – Donetsk : RDNTK, 2020.- 20 p

3. Riggs S. Sing Like a Star. / S. Riggs; per. from English.O. N. Ilyina and A.

N. Ilyina. - St. Petersburg: Peter,

2007. - 120p.

4. Spinzhar N.F. Introduction to the Pedagogy of Art Education [Text]: Proc.

settlement / N.F. Spinjar. - Moscow:

MGIK, 2021. - 171s.

5. Stanislavsky K.S. My life in art / Konstantin Stanislavsky. - Moscow: AST:

Zebra E, 2009. - 604, [3] p.

6. Theater - space - body-dialogue. Research in modern theater / Per. from

Polish. Ed. M. Golachinskaya,

I.Gushpit. - Kharkiv.: Publishing House of the Humanitarian Center, 2017. -

312p.

7. Haas Zh.G. Dance Anatomy. / J.G. Haas; per. from English. V.M. Bozhenova. -

Minsk: Potpourri, 2019. - 296 p.

8. . Feldenkrais M.P. The art of movement. Master’s Lessons / Per. from

English. A. Zaslavskaya. - Moscow: Eksmo

Publishing House, 2003. - 352 s,

9. Feldenkrais M.P. Awareness through movement. Moscow: Institute for

Humanitarian Research, 2001. - 151p.

10. Christidis T.V. Psychological and pedagogical support of students at the

university // Bulletin of the Moscow

State University of Culture and Arts. 2015. No. 1 (63). pp.172-176.

Поступила в редакцию 30.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.