УДК 378.147.88
Doi: 10.31773/2078-1768-2023-62-247-258
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛИСТА
Мирная Раушания Рафисовна, доцент кафедры музыкального искусства, Казанский государственный институт культуры (г. Казань, РФ). E-mail: [email protected]
Эстрадно-джазовая вокальная педагогика предполагает широкий охват граней и сторон обучения, начиная от физиологических процессов до художественных аспектов интерпретации песен множества жанров и стилей, относящихся к различным историческим эпохам, и несет в себе актуальную потребность воспитания первоклассного музыканта, творческой личности с высоким уровнем исполнительской культуры.
В статье рассмотрены организационно-педагогические условия эффективного воспитания исполнительской культуры эстрадно-джазового вокалиста. Основные из них - это актуализация опыта обучающегося, соответствие используемых методик и технологий обучения индивидуальным особенностям обучающегося - индивидуальная траектория развития, диверсификация уровней сопровождения образовательного процесса (индивидуальный, дифференцированный и интегративный подходы) и разнообразие исполнительской практики. В соответствии с уровнем актуализации опыта обучающегося рассмотрены следующие педагогические технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, технология творческого поиска, научно-исследовательские, модульные, музыкально-стилевая, личного портфолио обучающегося. В качестве компонентов индивидуального образовательного маршрута выделяются такие, как целевой, содержательный, технологический, диагностический и результативный компонент.
Методологическую основу исследования составили теоретические методы (анализ, обобщение, конкретизация) и эмпирические методы (изучение и обобщение опыта). К используемым материалам исследования относятся документы основной профессиональной образовательной программы 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады» (профиль «Эстрадно-джазовое пение»): учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практик.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, педагогический процесс, исполнительская культура, эстрадно-джазовый вокалист, педагогические технологии.
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE EDUCATION OF THE PERFORMING CULTURE OF A POP-JAZZ VOCALIST
Mirnaya Raushaniya Rafisovna, Associate Professor of Department of Musical Art, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Pop-jazz vocal pedagogy covers a wide range of aspects of learning, ranging from physiological processes to artistic aspects of the interpretation of songs of many genres and styles belonging to various historical epochs, and carries the urgent need to educate a high-class performer, a creative unit with a high level of performing culture.
The article considers the organizational and pedagogical conditions for the effective education of the performing culture of a pop-jazz vocalist. Among the main organizational and pedagogical conditions of
this process are mentioned: actualization of the student's experience, compliance of the teaching methods and technologies used with the individual characteristics of the student: individual development trajectory, diversification of the levels of support of the educational process: individual, differentiated and integrative approaches and a variety of performing practices. In accordance with the level of actualization of the student's experience, pedagogical technologies are considered: information and communication, health-saving, technology of creative search, research, modular, music-style, personal portfolio of the student. The following components are distinguished as components of an individual educational route: a target component, a content component, a technological component, a diagnostic component, and an effective component.
The methodological basis of the study consisted of: theoretical methods (analysis, generalization, concretization), empirical methods (study and generalization of experience), the research materials used include documents of the main professional educational program 53.03.01 Musical Art of Variety (profile Popjazz Singing): curriculum, work programs of disciplines, practice programs.
Keywords: organizational and pedagogical conditions, pedagogical process, performing culture, pop-jazz vocalist, pedagogical technologies.
Современная эстрада является музыкальным феноменом, привлекательным для молодых слушателей «экспрессивностью, движением и ритмом, эффектностью и блеском сценической формы, в котором сочетаются доступность, простота содержания и яркость эмоционального строя эстрадного номера» [8, с. 96]. Популярность данного массового музыкального жанра характеризуется «доступностью стилистики через опору на интонационные, образные, структурные стереотипы, тиражированностью приемов», что вызывает положительные эмоциональные реакции у слушателей через легкость восприятия и преобладание развлекательной и гедонистической функций [3, с. 3].
Эстрадно-джазовый вокалист исполняет разнообразный репертуар, определяющий приверженность к исполнительской стилистике произведений (джазовая, блюзовая, интерпретация фольклорных композиций - фолк ривайвл, авторские и бардовские песни, рок-музыка, шансон, электронная вокальная музыка и т. д.), и отличается поиском оригинальной исполнительской манеры и сценического образа. Характер звучания голоса многолик, он варьируется в зависимости от выбора вокального стиля, манеры исполнения и использования вокальных приемов (от сиплого, рычащего до чистого и нейтрального). Основой эстрадного звука является речевая позиция, которая создает условия для быстрого освоения всех техник эстрадного пения.
Эстрадное пение притягательно для молодежи и потому требует особого подхода в воспи-
тании ее исполнительской культуры, диктующей каноны, в которых передаются истинные идеалы культурных традиций. Однако некая свобода выражения лежит в основе многих эстрадных стилей, и без нее суть «эстрадности» может быть утеряна. Придерживаясь баланса традиционных и инновационных подходов в обучении эстрадному пению, определим целью исследования рассмотрение организационно-педагогических условий воспитания исполнительской культуры эстрадно-джазового вокалиста.
В музыкальном образовании «организационно-педагогические условия» необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с «педагогическим процессом», так как эти условия проявляются именно там и создаются с целью его оптимизации. Педагогический процесс есть развивающееся взаимодействие субъектов и объектов образовательной среды, которое направлено на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. В структуру педагогического процесса входят организационно-педагогические условия, которые помогают оптимизировать образовательную деятельность и приводят к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств обучающихся. Под организационно-педагогическими условиями в воспитании исполнительской культуры музыкантов подразумевается целенаправленно созданная среда, в которой постоянно взаимодействуют музыкально-педагогические факторы, позволяющие преподавателю успешно осуществлять образовательную и воспитательную работу. В музыкальном
образовании вопросы организационно-педагогических условий рассматривались в исследованиях Е. А. Ануфриева, Г. И. Батыршиной, Е. В. Марга-товой, Н. Х. Нургаяновой, В. П. Оснача и др.
Например, Н. Х. Нургаянова выделяет следующие организационно-педагогические условия: 1) вокальное обучение, дидактически сопровождаемое индивидуальными программами, репертуарными списками, практическими заданиями, методическими рекомендациями для аудиторной и самостоятельной работы студентов, материалами диагностики качества вокальной подготовки, техническими средствами обучения и разработкой учебно-методических комплексов дисциплин по профилю; 2) аудиторную и внеаудиторную учебную, самостоятельную, концертно-практи-ческую деятельность, преследующую весь комплекс практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей и по своему образу носящую интегрированный характер; 3) использование мониторинга (системной диагностики качественных и количественных характеристик эффективности развития критериальных компонентов вокально-исполнительской культуры) как средства оценки динамики формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки [6, с. 16-17]. Автор делает акцент на образовательных ресурсах, учебной и внеучебной деятельности, а также оценке качества усвоенного материала, рассматривает установки организационной среды и ориентируется на традиционный опыт вокальной педагогики. Предложенные Н. Х. Нургаяновой педагогические условия имеют большую дидактическую силу и определяют критерии целостности вокального образования, исключая при этом поиски инновационных инструментов в креативном и нелинейном воспитании исполнителя.
Приведенные выше педагогические условия, на наш взгляд актуальны, но они не в полной мере дают представление о воспитании исполнительской культуры у современных эстрадно-джазовых вокалистов. На основе анализа практического опыта реализации образовательной программы «Эстрадно-джазовое пение» в Казанском государственном институте культуры, где студенты получают исполнительско-педагогическую квалификацию «Концертный исполнитель, артист ансамбля, преподаватель», наиболее полно рас-
крывается комплекс организационно-педагогических условий, который отражает специфику организации педагогического процесса, способствует оптимизации и интенсификации процесса воспитания исполнительской культуры вокалистов и соответствует доминирующим тенденциям современной педагогики.
Воспитание исполнительской культуры эстрадно-джазового вокалиста осуществляется, прежде всего, на основе актуализации опыта обучающегося, которая способствует приобретению интегративного теоретико-практического опыта личности, характеризующегося нравственно-этической и художественно-эстетической культурой, высоким мастерством в исполнительской деятельности, эмоционально-образным воплощением музыкальных произведений и способностью органичного взаимодействия со зрителем. Под актуализацией субъективного опыта обучающегося понимается деятельность педагога, которая направлена на стимулирование к применению ранее приобретенных знаний, умений, навыков в той или иной учебной ситуации. Деятельность преподавателя эстрадно-джазового вокала подразумевает учебную (контактную) работу, применение педагогических технологий и регуляцию самостоятельной деятельности студента, от которой неизбежно зависит качественное изменение исполнительской культуры, то есть это те вне-учебные условия, которые раскрывают творческий потенциал студента. К современным педагогическим технологиям, применяемым в классе вокала, мы относим: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, научно-исследовательские, модульные, музыкально-стилевые, а также технологии творческого поиска и личного портфолио.
В настоящее время к требованиям условий образовательной среды относятся новые технологические инструменты - цифровые технологии, которые расширяют спектр педагогических технологий в классе современного вокала и увеличивают исследовательское поле охвата методической информации, ранее малодоступной, а также открывают новые горизонты в раскрытии сущности вокальной педагогики.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Важнейшими современными устройствами информационно-коммуникационных
технологий являются компьютеры, телефоны, планшеты, снабженные соответствующим программным обеспечением и позволяющие расширить образовательные возможности учебных программ. Вследствие тенденций цифровизации, ИКТ активно внедряются в образование и рассматриваются как 1) средства обучения, повышающие его и эффективность; 2) инструменты обучения в качестве методов творческого развития обучающихся; 3) средства автоматизации процессов контроля и оценки; 4) средства коммуникации с целью передачи и приобретения педагогического опыта, а также ознакомления с учебной литературы; 5) средства интеллектуального досуга.
Процессы использования цифрового образовательного контента и цифровых технологий, а также дистанционного освоения образовательных программ в области вокальной педагогики в последнее время подвержены интенсификации. Это связано с цифровой трансформацией жизнедеятельности общества. Информационно-коммуникационные технологии позволяют расширить доступ к дополнительным формам освоения учебного материала, что стимулирует студента к погружению в специфику профессии. Например, в период пандемии такими формами стали доступные интерактивные вокальные марафоны, интенсивы, конференции с обратной связью, которые также раскрыли возможности освоения зарубежных вокальных методик.
Вопрос применения ИКТ да и в целом циф-ровизация отрасли имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, открываются новые актуальные возможности, основанные на совершенствовании методов отбора и формирования содержания образования, повышения эффективности обучения за счет его индивидуализации и дифференциации, внесении актуальных изменений в сложившиеся формы обучения и т. п., с другой - ограничение живого общения и потеря коммуникативной функции; снижение практики социального взаимодействия и общения; затруднение перехода от знаковой экранной системы к системе практических действий; колоссальное увеличение объема информации и отвлечение от сути обучения; формирование шаблонного мышления и утеря творческого уникального «Я»; негативное влияние на здоровье.
Хочется отметить, что в обучении эстрадно-джазовых вокалистов информационно-ком-
муникационные технологии используются лишь как дополнительные средства в углублении теоретико-практического содержания программы. Так, с помощью ИКТ у студентов появляется возможность в изучении вокальных методик Ирины Цукановой, Шерилл Портер, Веры Фокс, Джо Эстилл, Карины Купер и др., что несомненно выводит ИКТ в ряд важнейших образовательных технологий. Помимо расширения методического содержания ИКТ применяются в освоении дисциплин «Музыкальная информатика», «Цифровые технологии в культуре и образовании», которые соответствуют тенденциям времени и направлены на расширение актуальных компетенций в музыкально-творческой среде.
Например, дисциплина «Инновационные методики работы с обучающимися» предполагает проведение семинарских занятий, где студенты на основе применения ИКТ демонстрируют передовые вокальные практики и технологии, пробуют выполнять упражнения в группах, получая при этом фундаментальные знания из различных сервисов. В изучении методики Ирины Цукановой используется видеохостинг УоШлЬе, предоставляющий пользователям услуги показа видео (вокальный видеоблог «Уроки вокала Ирины Цукановой "Спой со мной"»: https://youtu. be/J0VrarjLSGo, https://youtu.be/M21JYyBZZ4Q, https://youtu.be/0kIIGL-xFhY и т. д.). Или, например, на занятиях по «Специальности» используется сайт https://x-minus.club/, содержащий большую коллекцию минусовых фонограмм и текстов песен, позволяющий повышать и понижать тональность, ускорять и замедлять темп песни.
Здоровьесберегающие технологии. Обучение пению - процесс достаточно трудоемкий и требующий от педагога глубоких знаний анатомии голосового аппарата и выработанной системы занятий, способствующих развитию голоса и подтвержденных качественным результатом.
Голос - музыкальный инструмент, состоящий из голосовых складок, хрящей и мышц, системы дыхания и подверженный различным профессиональным нарушениям. На характеристики голосообразования влияют органы дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем, эндокринных желез и органов желудочно-кишечного тракта. Функциональные изменения голоса могут
развиваться от сильного эмоционального стресса, при психических отклонениях, в результате перенапряжений голосового аппарата в ходе продолжительного пения или неправильной вокальной установки.
Под понятием «голососбережения» понимается не только «охрана голоса» в контексте гигиенических рекомендаций, но и различные компоненты системы профилактики дисфоний [2, с. 141]. Голососбережение может напрямую зависеть от качественного использования голосового аппарата, коррекции и профилактики голосовых нарушений.
Например, к здоровьесберегающим технологиям, которые мы успешно применяем в своей практике, относим: 1) изучение дисциплины «Устройство и гигиена певческого голоса», решающей задачи формирования научных представлений о структурно-функциональной организации, работе голосового аппарата и осознанного отношения к певческому процессу, выработки установки на соблюдение правил гигиены голоса с целью сохранения творческого долголетия; 2) применение техник резонансного пения и погружение в специфику западной аутентичной вокальной педагогики, где в обучении пению акцент делается на прогреве голосового аппарата через техники тихого звука (Карина Купер) или технологии речевого пения (Сэт Риггс), в контролируемом управлении структурами голосового аппарата (Джо Эстилл), а также вокальной осознанности в контексте экстремальных техник и видов расщеплений (согласно классификации Веры Фокс, они делятся на фальцетный механизм falsetto + fry; свистковый механизм whistle; миксование фрай и свисткового механизма fry & fryscream; грудной механизм compression; грудной, микст + интенсивное сжатие черпало-надгортанного сфинктера + тонус мышц пресса false chord; грудной механизм или фальцетный механизм + соб-заглубление rattle; грудной или фальцетный механизм + суживание черпало-надгортанного сфинктера drive; фальцетно-хрящевой гроул growl), способствующих сбережению вокальной функции голосового аппарата, расширению вокального диапазона и укреплению профессиональных умений и навыков в целом.
Технология творческого поиска. Как педагогическая технология «творчество» проявляется
в интенсивной трудовой деятельности, состоящей в способности изменять окружающую действительность и соответствующей собственным потребностям, целям и взглядам. Творчество и поиск тесно взаимосвязаны и направлены на обогащение человека и раскрытие его универсальных возможностей. Творчество увлекательно и интересно, оно основано на свободе действий, а его суть связана с глубинной сущностью человека. Овладение полноценным процессом творчества - главный критерий духовного развития исполнителя.
Применение технологии творческого поиска в исполнительской практике открывает новые возможности, нестандартные решения, отклоняющиеся от принятых стереотипов, что способствует оригинальным исполнительским находкам и увлекательности процесса поиска музыкальных идей. В обучении эстрадно-джазового вокалиста технология творческого поиска связана прежде всего с раскрытием индивидуальности исполнителя, с подбором уникальных голосовых установок (манера, стилистика, характер подачи и т. п.), имиджа, слушательской аудитории. Творческий поиск в обучении эстрадно-джазовых вокалистов характеризуется как воспроизводящий (понимание и воспроизведение знаний по представленным канонам), интерпретирующий (выявление смысла изученного содержания, стремление применить знания в измененных условиях) и творческий (высокий интерес, глубокое проникновение в сущность явлений и нахождение нового способа достижения целей) [4, с. 173].
Творческий поиск тесно связан с научно-исследовательской технологией, Он также основан на мыслительных процессах в решении проблемных ситуаций, поисков способов познания и начинается с вопросов. Как я должен петь? Какой звук использовать? Какие вокальные приемы уместны? Как мое творчество воспримет слушатель? Кто я как исполнитель? Для кого я пою?
Например, творческий поиск уникальной манеры исполнения flow осуществляется на дисциплине «Специальность (вокал)», в рамках изучения темы «Исполнительские штрихи, поиск манеры исполнения», с помощью следующего алгоритма действий: 1) анализа отечественных и зарубежных исполнительских вокальных манер; 2) записи собственного голоса, его анализа и
осознания его уникальности; 3) практических действий под любой ритмический бит, предполагающий чтение и распевание несложного стихотворения в различных техниках и манерах, со сменой положения языка, губ, широты открытости рта, характера и эмоций.
Научно-исследовательские технологии. Применение технологии научных исследований сопровождает весь образовательный путь эстрадно-джазового вокалиста. Глубокий интерес к исследованию голоса и вокальной практики зарождается, как правило, в процессе исполнительской работы, когда тема волнует студента и связана с опытом его работы в классе. Искреннее увлечение предстоящей работой создает атмосферу творческого поиска, от того эти две технологии часто перекликаются. В практике обучения вокалистов постановка научных проблем достаточно обширна и варьируется от написания научных работ, статей, рефератов, курсовых работ до подготовки выпускной (бакалаврской) работы, где тщательно и глубоко прорабатываются вопросы эстрадно-джазовой методики, педагогики и исполнительства, включая изучение исполнительских интерпретаций и междисциплинарных основ воспитания профессионального певца. Наука способствует построению целостного взгляда на процесс пения и место исполнителя в нем.
Например, студенты профиля «Эстрадно-джазовое пение» принимают участие в исследовательских практиках в соответствии с темами выпускных квалификационных работ, сформулированных в соответствии с общей тематикой: «Воспитание пластической культуры певца в системе обучения вокалиста эстрадного отделения высшей школы», «Сравнительный анализ исполнительской джазовой манеры ведущих российских и американских вокалистов», «Формирование джазовой вокальной стилистики в искусстве ансамблевого пения» и т. д. Или, например, в рамках Недели молодежной науки «Молодежь. Наука. Культура» студенты готовят научные доклады со следующей тематикой: «Проблема подготовки начинающего эстрадно-джазового вокалиста к концертному выступлению», «Влияние джазового искусства на мировоззрение и художественные вкусы молодежи» и т. д.
Модульные технологии. Под модульным обучением понимается наличие в образовательной
программе или учебном предмете совокупности тематических блоков, близких по тематике и основанных на достижении единых педагогических целей, которые включают различные виды работ по одной обширной теме. Модуль строится на учебных и добавочных элементах, а его содержание раскрывается через блоки, которые могут варьироваться в зависимости от целей и конкретного человека.
Применяя модульные технологии в образовательной программе эстрадно-джазового вокала, мы учитываем междисциплинарность и строим программу по принципу от простого - к сложному, от теории - к практике. В структуру модульного обучения входят следующие виды работ: лекционные и практические (семинарские) занятия, индивидуальные занятия, самостоятельная работа, консультации, зачеты и экзамены, а также выполнение выпускной квалификационной работы. Среди учебных элементов модуля: введение, учебные цели и задачи, творческие задания (кейсы), упражнения, заключение, список рекомендуемой литературы, глоссарий. Эффективность применения модульного обучения основана на принципе самостоятельной работы обучающегося и формирования у него профессиональных компетенций.
Понятие «модуль», исходя из сущности обучения эстрадно-джазовому пению, можно разделить на несколько элементов: 1) модуль как часть учебной дисциплины, в его содержании одна смысловая единица. Например, в учебной дисциплине «Искусство эстрадного исполнительства» практический опыт подготовки вокалиста рассматривается по следующим уровням: начальный, базовый и продвинутый с погружением в стилистические особенности исполнительства (органику индивидуального звучания голоса, интонирование, фразировку, способы звукоиз-влечения, соответствие саунда инструментальному сопровождению, вокальную импровизацию); 2) модуль как учебно-информационная единица, содержащая в переделах одной дисциплины конечные и закономерно сформированные части учебного материала. Например, дисциплина «Теория и история певческого звука» состоит из 10 крупных тем, определяющих принципы типологии певческих культур, сущность и древние формы певческого искусства, особенности
певческого искусства в отечественной традиции и т. п.; 3) модуль как междисциплинарная структура, содержащая тематики различных учебных дисциплин одной специальности. Например, междисциплинарная тематика, встречающаяся в профессиональных дисциплинах: «Устройство и гигиена певческого голоса» (строение гортани, механизм дыхания, тембр и окраска звука, строение и деятельность диафрагмы и т. п.); «Инновационные методики работы с обучающимися» (система раскрепощения гортани - основного певческого органа вокалиста по Сэту Риггсу, методика диагностики проблем вокалистов И. Б. Бар-хатовой и т. п.); 4) модуль как комплекс учебных дисциплин для присвоения квалификационной характеристики. Так, в формировании профессиональной компетенции «способен демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания» участвуют дисциплины профессионального цикла «Специальность», «Пластическое воспитание, танец», «Техника речи», «Актерское мастерство» и т. д.; 5) модуль как система направлений профессионального обучения. В образовательной программе среди видов и типов задач профессиональной деятельности выделяются художественно-творческий и педагогический (со своими компетенциями и дисциплинами в соответствии с видом деятельности) [1, с. 439].
Музыкально-стилевая технология. Эстрадно-джазовый жанр достаточно многолик, разнообразие музыкальных стилей в вокальной педагогике очень сложно охватить и освоить за короткое время. В учебный репертуар могут включаться музыкальные стили: блюз, джаз, рок, поп-музыка, фанк, электронная музыка, кантри, шансон и авторская песня, хип-хоп, латиноамериканская музыка, регги, рэп и т. д. Организованный подход, а именно музыкально-стилевая технология, позволяет погрузиться в стилистические разновидности эстрадной музыки и требует от исполнителя высокого профессионализма. Проблемы, связанные с анализом явлений стиля, стилевой атрибуцией для современного исполнителя очень актуальны. Во-первых, специфика любого стиля предполагает выявление вклада, осуществленного автором, школой, эпохой, историческим периодом. Во-вторых, установление выразительных средств музыки и исполнительский акт, без
которых не мыслимы выявление стилевой специфики и соотнесение стиля с музыкальным языком или произведением. Предпосылкой для выявления музыкального стиля является изучение языка музыкального произведения, особенностей мелодики, гармонии, формы, синтаксиса, фактуры и т. п. В использовании музыкально-стилевой технологии применяются методы слуховой экспертизы, сравнительная стилевая характеристика, доклад-презентация современной эстрадной стилистики, семестровое изучение музыкального стиля (например, в одном семестре - рок-музыка, в другом - мюзикловая композиция, в третьем -блюз и т. д.).
Например, в дисциплине «Специальность (вокал)» предусмотрено изучение раздела «Развитие чувства стиля», основанного на слуховом анализе характера звука и фразировки, соответствующей различным стилям и жанрам вокальной музыки, а также исполнении музыкальных произведений различных стилей характерным звуком и фразировкой (от романса до рока).
Технология личного портфолио. В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады» «электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок на эти работы» [9].
Личное (электронное) портфолио - эффективная возможность представления проделанной работы к заочной оценке личных достижений студента. Как правило, электронное портфолио вокалиста выполняет ряд функций: диагностическая - фиксирует профессиональный рост и изменения за период обучения, целеполагания -поддерживает образовательные и воспитательные цели, мотивационная - побуждает достигать лучших результатов, содержательная - раскрывает полный спектр выполняемых работ, развивающая - обеспечивает непрерывность образовательного процесса от года к году, рейтинговая - представляет диапазон навыков и умений.
Технология личного портфолио помогает решать важные педагогические задачи (поддержка и стимулирование учебной мотивации студентов; поощрение активности, самостоятельности, расширение возможностей самообучения, формирование умений планирования учебной деятельно-
сти; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности и т. д.) и является современной эффективной формой оценивания. Портфолио может использоваться для презентаций личного опыта вокалиста и усилить глубину и широту взаимосвязей между другими учреждениями, например, внутри самого заведения (может использоваться научными сотрудниками по всему циклу дисциплин образовательной программы), между образовательной организацией и заказчиками-работодателями (при приеме на работу), тем самым обеспечивает укрепление общей образовательной деятельности и приверженность своей миссии.
Личное (электронное) портфолио включает в себя копии дипломов различных конкурсов-фестивалей, сертификаты прослушанных курсов и мастер-классов, благодарственные письма концертной работы, рецензии и отзывы по практикам и научным работам студента, афиши концертных выступлений и т. д. В современной образовательной среде технология электронного портфолио рассматривается как наиболее функциональный способ оценки творческой, учебной и научно-исследовательской деятельности студента, который повышает его компетентностный рост, активизирует мотивацию и оптимизирует способности самостоятельного планирования деятельности, что в целом благотворно влияет на весь образовательный процесс.
Например, личное (электронное) портфолио студентов профиля «Эстрадно-джазовое пение» выгружается в личный кабинет виртуальной обучающей среды вуза Moodle в течение всей продолжительности обучения и отслеживается преподавателем для определения рейтинговой оценки, а также для поощрений в виде повышенных стипендий, объявлений благодарностей ректора Казанского государственного института культуры и т. д.
Для приобретения личностного опыта обучающегося (когнитивного, музыкально-творческого, эстетического, эмоционально-образного и коммуникативного) в изучении музыкально-теоретических дисциплин применяются такие средства, как написание музыкальных диктантов и задач; сольфеджирование; построение гармонических последовательностей; просмотры музыкальных исторических документальных и художественных фильмов, мюзиклов, видеоклипов, концертов,
премий, творческих встреч; тематические семинары; специальные лекции; изучение основной и дополнительной литературы по курсам; в изучении профессиональных дисциплин используются такие средства, как участие в конкурсах и концертах; научные исследования; творческие эссе по изучаемым темам и их дальнейшее обсуждение; практическая подготовка (исполнительская, педагогическая и преддипломная практики); посещение мастер-классов и концертов и т. д.
Соответствие используемых методик и технологий обучения индивидуальным особенностям обучающегося - индивидуальная траектория развития. Она обеспечивает множественность вариаций при выборе целей, способов, мотивов и средств достижения развития исполнительской культуры эстрадного исполнителя. Гибкость и творчество в мышлении гарантируют движение в развитии исполнителя.
Особенностью последних десятилетий в образовании является гуманизация и индивидуализация обучения, ориентированных на саморазвитие личности обучающегося и преподавателя. Реализации задач индивидуализации способствует разработка и внедрение индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации потенциала студента в образовательном процессе. Она учитывает сильные стороны, предпочтения студента и опирается на компетенции, необходимые рынку труда [5, с. 85].
Определение выбора образовательной траектории эстрадно-джазового вокалиста определяется комплексом факторов:
- во-первых, особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося в достижении необходимого результата, этот фактор находит свое отражение в необходимом акценте воспитания исполнительской культуры, а именно в раскрытии индивидуальности исполнителя, которая подчеркивается с помощью удачного репертуара, исполнительской манеры и созданного сценического образа;
- во-вторых, профессионализмом педагога, который должен постоянно развиваться и совершенствовать методы обучения и воспитания, применять активные действенные технологии для каждого конкретного ученика и учебной ситуации;
- в-третьих, возможностями образовательной среды удовлетворить потребности обучающихся, современной материально-технической базой, учебно-методическим обеспечением, в котором содержание отвечает современным вызовам образования и несет актуальные опорные знания и способы действий, обеспечением художественно-творческой среды, способствующей развитию мотивации, заинтересованности и исполнительскому росту эстрадно-джазового исполнителя.
При подготовке индивидуального образовательного маршрута учитываются следующие критерии: уровень образования, особенности вокального развития, исполнительская зрелость, склонность к вокальной стилистике, работоспособность и темп усвоения учебного материала.
Компоненты индивидуального образовательного маршрута:
Целевой компонент включает цели и задачи вокального образования: от глобальной цели (всестороннее и гармоничное развитие личности исполнителя) до конкретных задач в формировании отдельных исполнительских качеств и элементов (выработка кантилены, четкой дикции и артикуляции, владение ровным дыханием и т. п.). Цели обучения есть идеальное предвосхищение конечных результатов исполнительской деятельности эстрадного певца. Целевые установки определяют смысл, способы организации и активизации учебно-познавательной деятельности. Целепо-лагание подразумевает решение трех основных групп взаимосвязанных целей: образовательных (профессиональные ЗУНы); развивающие (мышление, память, творческие способности); воспитательные (нравственность и эстетическая культура, научное мировоззрение).
Например, в основной профессиональной образовательной программе «Эстрадно-джазовое пение» обозначена крупная цель: углубленная и качественная подготовка конкурентоспособных и компетентных профессионалов, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной культуры, фундаментальными знаниями в области музыкального искусства эстрады, способных и готовых к самостоятельной творческой и педагогической деятельности, востребованной обществом и государством. Или, например, к целям дисциплины «Основы вокальной импровизации» относятся усвоение теоретических и практиче-
ских основ джазового искусства, ознакомление с лучшими образцами вокальной импровизации знаменитых зарубежных и отечественных исполнителей.
Содержательный компонент включает обоснование структуры и содержания учебных предметов, отражает смысл обучения, устанавливает междисциплинарные и внутрипредметные связи. В обучении эстрадно-джазовому пению содержательный компонент состоит из системы основных специфических знаний и навыков (элементарных сведений о музыке, голосовом аппарате, истории эстрадно-джазовой музыки, понимании стилистических особенностей исполнительства, средствах музыкальной выразительности, использовании вокальных приемов и т. д.), опыта творческо-ис-полнительской деятельности (слуховые навыки -восприятие и внутрислуховое представление, звукообразование, эмоциональная выразительность исполнения и т. д.) и формировании системы ценностей, открывающих опыт эмоционально-волевого отношения к мирозданию (формирование эмоционального и интеллектуального настроя, активная жизненная позиция, содержательный вокальный репертуар и т. д.).
Технологический компонент определяет необходимость использования педагогических технологий, методов, методик и систем обучения и воспитания. Центром всей образовательной системы является личностно ориентированная технология, раскрывающая собственный опыт вокалиста и нацеленная на становление его личности путем организации творческой познавательной деятельности, основу данной технологии составляют индивидуализация и дифференциация обучения. Это знания, умения и навыки использования голоса как уникального исполнительского инструмента, способного будоражить души слушателей и находить положительные отклики у некоторого идеального сообщества музыкантов.
Личностно ориентированная технология особенно широко представлена в дисциплине «Основы музыкальной арт-терапии», соответствующей педагогической направленности программы, где студентами применяются музыко-терапевтиче-ские практики: ритмическая импровизация как способ психической разгрузки, вокалотерапия как метод активной музыкотерапии, певческая импровизация как источник коммуникации. Здесь также
будет уместно вспомнить использование различных технологий, которые мы привели в организационно-педагогическом условии актуализации опыта обучающегося.
Диагностический компонент определяет диагностический инструментарий оценки уровня освоения образовательной траектории, включает выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей исполнителя, отслеживание динамики развития и коррекции образовательного процесса, диагностику уровня сформирован-ности исполнительской культуры. В исследовательской практике диагностики исполнительской культуры этрадно-джазовых вокалистов в соответствии с опорой на развитие психических процессов музыкально-исполнительской деятельности используются инструменты диагностической оценки различных качеств обучающихся: тесты и опросники по методикам Г. Айзенка (определение темперамента), Г. Шмишека и Г. Леонгарда (диагностика типа акцентуации личности), В. И. Пе-трушина (тесты на отношение к педагогической, композиторской, музыковедческой деятельности); В. Г. Касимова (тест на отношение к исполнительской деятельности); Ч. Д. Спилбергера (опросник диагностики тревожности); Ю. А. Ца-гарелли (диагностика музыкальных способностей и профессионально важных качеств, формирования профессионального мастерства музыканта); методика Gold-MSI (диагностика музыкальности); диагностика Т. С. Князевой (музыкальные задачи) и т. д.
Гуманистическая направленность контрольно-оценочной деятельности и развитие способностей к самооценке и саморазвитию обеспечивают обучающимся совершенствование их учебной деятельности, углубление и усиление мотивов познания, единство основополагающих компонентов (эмоциональных реакций, реальной ситуации и общении), доминирование мотивации к самообучению, самооценке и саморазвитию студента, наличие креативной образовательной среды и самостоятельной работы.
Результативный компонент формулирует ожидаемые результаты. Предполагает достижение высоких показателей у 90 % обучающихся, сочетает контроль с самоконтролем итогов учебно-познавательной деятельности, включает объективность оценки формирования професси-
ональных компетенций, служит основанием для развития рефлексии и самоанализа участников образовательного процесса и формирует новые потребности в самосовершенствовании исполнителя и педагога.
В образовательном процессе направления «Эстрадно-джазовое пение» результативности соответствуют фонды оценочных средств рабочих программ дисциплин, в которых отражаются уровни освоения и требуемые ожидаемые результаты. Так, например, в требованиях к владению спецификой исполнения джазовых произведений на дифференцированном зачете по дисциплине «Основы джазовой импровизации» обозначены следующие уровневые результаты: базовый уровень - исполнение одного квадрата сложной вокальной импровизации, подготовленного на занятиях; средний уровень - исполнение двух джазовых стандартов с элементами импровизации, подготовленных на занятиях; высокий уровень - исполнение двух-трех джазовых стандартов с элементами импровизации, подготовленных самостоятельно.
В творческой работе (раскрытии индивидуальности исполнителя, подборе характерного репертуара и поиске сценического имиджа) используются средства совместного обсуждения и диалога, утверждения программы, манеры исполнения, костюма и сценического поведения на основе 1) принципов подбора репертуара в соответствии с возрастными особенностями, вокально-техническими возможностями исполнителя; высокой художественной ценности произведений; позитивного эмоционального настроя исполнителя (имеется ввиду жизненная позиция); доступности образного содержания музыкальных произведений; идейного и жанрового разнообразия; актуального запроса общества и жизнедеятельности (патриотические, воспитательные, военные произведения, посвященные праздничным датам); поднятия уровня исполнительского профессионального мастерства и т. д.; 2) рекомендаций по созданию картограммы исполнителя (выявление индивидуальных, личностных и профессиональных характеристик певца) и картограммы художественного персонажа исполняемого произведения; разработке и освоению индивидуальной «Я-концепции» (сущность, структура, самоустановка), включающей «фейсбилдинг» (выражение
лица, мимика, макияж, грим, волосы, прическа), кинесику (жесты, манера поведения), дизайн одежды, манеру общения, атмоферу «очаровы-вания звуком», особую энергетику и харизматич-ность; стрессоустойчивость и физическую самозащиту [7, с. 111-112].
Диверсификация уровней сопровождения образовательного процесса (индивидуальный, дифференцированный и интегративный подходы) обеспечивает полное воплощение целей и задач обучения эстрадных вокалистов и повышение качественных характеристик их исполнительской культуры, возможности вариативности образовательных услуг, программ, подходов, в ее основе лежит принцип структурирования системы образования.
Для достижения диверсификации уровней сопровождения и повышения степени реализации индивидуального, дифференцированного и интегративного подходов, как и соответствия применяемых методик и технологий обучения индивидуальным особенностям обучающихся, в качестве средств используется учебный материал в соответствии с уровнями подготовки обучающихся (I уровень - музыкальный колледж; II уровень - музыкальная школа; III уровень -без базового музыкального образования). Учебный материал представлен в виде теоретических и практических пособий, научной литературы, нотных и хрестоматийных изданий, учебных материалов, эффективных методик обучения, сборников вокально-тренировочных упражнений и распевок и соответствует принципу разнообразия исполнительской практики.
Принцип разнообразия исполнительской практики. Сценическое выступление обучающихся позволяет продемонстрировать владение исполнительской культурой, а также динамику развития студента. Опыт публичных выступлений есть путь к повышению самооценки исполнителя. Изучая свои ощущения от концертных выступлений (сильные и слабые стороны), исполнитель сознательно способен воспроизводить успешное состояние в последующем, подытожить достигнутое и наметить перспективы творческого роста. Для фиксации и презентации результатов деятельности в форме концертных выступлений психолого-педагогическими средствами являются активное участие в концертной и конкурсной де-
ятельности; технические зачеты и экзаменационные показы в виде сольного и ансамблевого номера, концертного блока, отделения и полноценного концерта.
Диверсификация уровней сопровождения образовательного процесса включает ведение карты достижений (индивидуального плана работы) в текущих, промежуточных и итоговых испытаниях; электронное портфолио результатов международных, всероссийских конкурсов и фестивалей; пройденные дополнительные вокальные, актерские и танцевальные курсы (в том числе онлайн); джем-сейшны в джазовых клубах; сессии в звукозаписывающих студиях; самостоятельную дополнительную работу по освоению изучаемыхдисциплин с помощью информационно -коммуникативной среды и т. д.
Выводы. Реализация организационно-педагогических условий воспитания исполнительской культуры эстрадно-джазового вокалиста повышает познавательную активность и интенсифицирует мотивационно-смысловую сферу личности студента, расширяет границы и уровень амбициозности исполнителя, формирует эффективную образовательную среду, в которой учитываются источники стимулирования объектов воспитания, ориентации на конструктивные отношения, оптимальные особенности функционирования психолого-педагогических факторов, понимание поведенческих проявлений личности и т. д.
Таким образом, предложенные и реализованные организационно-педагогические условия эффективного воспитания эстрадно-джазового вокалиста органически включены в структуру факторов, процессов и явлений образовательной среды. В них отражаются основные требования организационной деятельности субъектно-объ-ектных отношений, целенаправленно реализуемых психолого-педагогических воздействий, ориентированных на реализацию комплекса мер по достижению воспитания исполнительской культуры и способствующих повышению эффективности образовательного процесса в целом. Учитывая используемые в организационно-педагогическом процессе средства возможно отобрать и выстроить устойчивые оптимальные формы обучения, способствующие наиболее полному раскрытию индивидуальности исполнителя и повышению уровня его исполнительской культуры.
Литература
1. Голованова Ю. В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2013. - № 12 (59). - С. 437-442. - URL: https://moluch.ru/archive/59/8492/ (дата обращения: 06.01.2023).
2. Кустяева А. Р. Голососбережение при обучении пению студентов в вузе: современное состояние и пути внедрения в профессиональное пространство // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 3. - С. 140-147.
3. Маевская И. В. Жанрово-стилистические аспекты отечественной эстрадной песни второй половины XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Ростов/н Д., 2020. - 28 с.
4. Михайлова А. О. Творческий поиск как ресурс управления развитием творческой активности школьников // Инновационная наука. - 2019. - № 6. - С. 171-174.
5. Никифорова Ю. О. Индивидуальная образовательная траектория как обязательный элемент деятельности вуза // Вопросы педагогики. - 2020. - № 8-2. - С. 85-88.
6. Нургаянова Н. Х. Педагогические условия формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2010. - 22 с.
7. Петренко Е. В. Формирование сценического имиджа эстрадных певцов // Преподаватель XXI век. - 2015. -№ 3-1. - С. 108-116.
8. Подпоринова Н. О. Современное вокальное эстрадное искусство в контексте российской музыкальной традиции ХХ века // Культурная жизнь Юга России. - 2016. - № 1(60). - С. 94-97.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2017 года № 563 (ред. от 08.02.2021).
References
1. Golovanova Yu.V. Modul'nost' v obrazovanii: metodiki, sushchnost', tekhnologii [Modularity in education: methods, essence, technologies]. Molodoy иекепуу [Ayoung scientist], 2013, no. 12(59), pp. 437-442. (In Russ.). Available at: https://moluch.ru/archive/59/8492 (accessed 06.01.2023).
2. Kustyaeva A.R. Golososberezhenie pri obuchenii peniyu studentov v vuze: sovremennoe sostoyanie i puti vnedreniya v professional'noe prostranstvo [Voice saving when teaching students to sing at the university: the current state and ways of introducing it into the professional space]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kazan State University ofCulture and Arts], 2022, no. 3, pp. 140-147. (In Russ.).
3. Maevskaya I.V. Zhanrovo-stilisticheskie aspekty otechestvennoy estradnoy pesni vtoroy poloviny XX veka: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Genre and stylistic aspects of Russian pop songs of the second half of the 20th century. Abstract of diss. of PhD Art History]. Rostov-on-Don, 2020. 28 p. (In Russ.).
4. Mikhaylova A.O. Tvorcheskiy poisk kak resurs upravleniya razvitiem tvorcheskoy aktivnosti shkol'nikov [Creative search as a resource for managing the development of schoolchildren's creative activity]. Innovatsionnaya nauka [Innovative science], 2019, no. 6, pp. 171-174. (In Russ.).
5. Nikiforova Yu.O. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya kak obyazatel'nyy element deyatel'nosti vuza [Individual educational trajectory as an obligatory element of the activity of the university]. Voprosy pedagogiki [Questions of Pedagogy], 2020, no. 8-2, pp. 85-88. (In Russ.).
6. Nurgayanova N.Kh. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya vokal'no-ispolnitel'skoy kul'tury budushchego uchitelya muzyki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of the vocal-performing culture of the future music teacher. Abstract of diss. of PhD in Pedagogy]. Kazan, 2010. 22 p. (In Russ.).
7. Petrenko E.V. Formirovanie stsenicheskogo imidzha estradnykh pevtsov [Formation of the stage image of pop singers]. Prepodavatel'XXIvek[LecturerXXIcentury], 2015, no. 3-1, pp. 108-116. (In Russ.).
8. Podporinova N.O. Sovremennoe vokal'noe estradnoe iskusstvo v kontekste rossiyskoy muzykal'noy traditsii XX veka [Contemporary Vocal Variety Art in the Context of the Russian Musical Tradition of the 20th Century]. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii [Cultural Life of the South of Russia], 2016, no. 1(60), pp. 94-97. (In Russ.).
9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 53.03.01 «Muzykal'noe iskusstvo estrady», utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 15 iyunya 2017 goda № 563 (red. ot 08.02.2021) [Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of preparation 53.03.01 "Musical Variety Art", approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 15, 2017 no. 563 (ed. from 08.02.2021)]. (In Russ.).