Эволюция процесса профессиональной вузовской подготовки эстрадных вокалистов в России
Ющенко Наталья Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой исполнительских искусств, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» E-mail: [email protected]
В статье представлено комплексное исследование историко-теоретических и методических аспектов процесса профессиональной вузовской подготовки эстрадных вокалистов в России. В работе рассмотрена ретроспектива становления отечественного эстрадно-джазового образования; проанализирована типология распространения направления «Музыкальное искусство эстрады» в вузах страны; охарактеризованы основные позиции теории и методики обучения эстрадному вокалу. Особое внимание уделено проблемам различий в освоении джазовой и поп-музыки, овладения вокально-стилевой техникой эстрадно-джазового пения, интеграции ведущих зарубежных методик в образовательный процесс вузов и его обогащения творческими методами развития будущего эстрадного вокалиста. Автор приходит к выводу, что вокально-эстрадное искусство выступает востребованным и перспективным направлением российского профессионального музыкального образования, в котором накоплены традиции и опыт подготовки исполнителей и педагогов.
Ключевые слова: музыкальное искусство эстрады, эстрадно-джазовое образование, эстрадное пение, профессиональное музыкальное образование, подготовка эстрадного вокалиста.
Характерным явлением отечественной массовой музыкальной культуры последних десятилетий стала многократно возросшая популярность вокального творчества. Привлекательность имиджа эстрадного певца и престиж его деятельности сформировали в обществе, особенно в его молодежной части, запрос на соответствующую музыкально-исполнительскую подготовку, что привело к значительной переориентации вокального образования на эстрадно-джазовую сферу. Вместе с тем, динамичный характер развития музыкальной культуры как социально обусловленного процесса определяет необходимость выявления тех позиций профессионального музыкального образования, которые позволят сохранить востребованность в его системе эстрадного вокального искусства и определить актуальные направления его совершенствования.
Эстрадное пение как концепт современной вузовской подготовки студентов-музыкантов следует рассматривать в историко-культурном и социальном контексте: «Музыкальная эстрада и эстрадно-джазовое образование постигаются в единстве с духовными исканиями эпохи, ее философскими, общепедагогическими и художественно-эстетическими течениями», - отмечал В.Г. Кузнецов [5, с. 3]. На институциональное оформление отечественной школы музыкально-эстрадного исполнительства в значительной мере повлиял социальный статус искусства эстрады, сложившийся в нашей стране в советский период - его позиционирование как легкой и «несерьезной» музыки, не требующей, в отличие от академических жанров, специальной подготовки. Многие советские эстрадные певцы имели либо классическое вокальное образование, либо осваивали певческое мастерство самостоятельно.
С распространением в России во второй половине ХХ в. новых музыкально-стилевых направлений, и, прежде всего, джаза, потребность в квалифицированных исполнительских и педагогических кадрах, возросла. Появлению эстрадно-джазовой специализации в музыкальных вузах предшествовало создание в Ленинграде и в Москве известными российскими джазменами (П. Нисман, Ю. Козырев, В. Кузнецов, А. Козлов, И. Бриль и др.) джазовых студий и школ, а также открытие в 197476 гг. эстрадных отделений в двадцати музыкальных училищах страны [1, с. 9].
В пространство российской высшей школы эстрадно-джазовое образование вошло сравнительно недавно - его официальная история началась почти одновременно в двух музыкальных ву-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см о см
зах России. В 1982 г. в Ростовском музыкально-педагогическом институте по инициативе К.А. На-заретова была открыта кафедра эстрадно-джазовой музыки [7], а в 1984 г. в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнеси-ных, при активном участии И.Д. Кобзона, было создано отделение музыкального искусства эстрады [1, с. 9]. Дальнейшее развитие высшего образования в этой области осуществлялось по мере открытия в вузах культуры соответствующих кафедр и факультетов. Так, в 1991 г. была учреждена кафедра эстрадных оркестров и ансамблей в МГУ-КИ (кафедра эстрадно-джазового пения откроется в этом вузе в 2002 г. и ее первой заведующей станет Нани Брегвадзе); в 1996 г. создается Факультет эстрадного искусства и художественной коммуникации в СПбГУКИ и т.д. [5].
С начала своего становления отечественное эстрадно-джазовое образование рассматривалось в единстве и одновременной специфичности вокальной и инструментальной ипостасей эстрадной музыки, что отразилось как в общем названии специальности - «Музыкальное искусство эстрады», так и в ее дифференциации по видам исполнительства: эстрадно-джазовое пение и инструменты эстрадного оркестра.
В 2011 г., в русле Болонского процесса, знаменовавшего переход российского образования к двухступенчатой системе подготовки, специа-литет «Музыкальное искусство эстрады» (шифр 050500) был преобразован в одноименный бакалавриат (шифр 071600). В 2016 г., в связи с актуализацией федеральных стандартов третьего поколения, направление «Музыкальное искусство эстрады» получило единый шифр 53.03.01, а содержание самого стандарта впоследствии уточнялось несколько раз [9].
На современном этапе профессиональное эстрадно-джазовое образование в нашей стране реализуется на уровнях среднего и высшего образования (ступени бакалавриата и магистратуры). При этом пространство вузовской подготовки эстрадных вокалистов обширно как в географическом смысле, так и в отношении типов вузов, осуществляющих подготовку по рассматриваемому направлению, и которые можно разделить на пять сегментов.
В первую очередь, это профильные музыкальные вузы: РАМ им. Гнесиных; четыре государственных консерватории - Ростовская, Петрозаводская, Волгоградская, Астраханская и Магни-торская, а также МГИМ им. А.Г. Шнитке и ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова.
Вторая, самая многочисленная подгруппа - это институты и университеты культуры, действующие в крупных российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Смоленске, Краснодаре, Самаре, Казани, Уфе, Чебоксарах, Перми, Челябинске, Тюмени, Кемерове, Улан-Удэ, Хабаровске, Владивостоке и др. [3]. Нужно отметить, что именно институты культуры стояли у истоков создания системы подготовки артистов музыкальной эстра-
ды и остаются ее базовыми площадками по сей день [1, с. 10].
Третья подгруппа включает «непрофильные» вузы - классические университеты, в которых открыты факультеты (институты) искусств и реализуется направление «Музыкальное искусство эстрады». В качестве примера приведем РГСУ (Москва), ТГУ им. Г.Р. Державина (Тамбов), ОмГУ им. Ф.М. Достоевского (Омск), СГУ им. Н.Г. Чернышевского (Саратов), РГУ им. А.Н. Косыгина (Москва) и др. [3].
Значительный вклад в развитие отечественного эстрадно-джазового образования вносят педагогические вузы, во многих из которых осуществляется подготовка студентов по профилю «Дополнительное образование в области эстрадно-джазового искусства» (МПГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, МГПУ и др.).
И, наконец, музыкально-эстрадное образование активно продвигается в вузах негосударственной и частной учредительных форм - таких, как Институт современного искусства, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Московский гуманитарный университет и др. [3].
Таким образом, на сегодняшний день профессиональная подготовка специалистов в области искусства музыкальной эстрады осуществляется в нескольких десятках вузов России, что не только предоставляет широкие возможности для самоопределения творческой молодежи, но и формирует общее профессионально-педагогическое пространство, развивает традиции отечественной эстрадно-джазовой школы, а также создает конкурентную образовательную среду.
Методика преподавания эстрадно-джазового вокала формировалась двумя путями. В первую очередь, она основывалась на универсальных для академического и эстрадного пения установках об организации голосового аппарата и развитии базовых вокальных навыков. При этом методическое решение специфических задач эстрадного исполнительства (особенно в джазовой музыке) - например, освоение фразировки, ритмики, мелизматики осуществлялось преимущественно эмпирическим путем, на основе трансляции преподавателями собственных исполнительских умений. В конце ХХ в. накопленный в отечественной музыкальной педагогике опыт обучения эстрадно-джазовому пению на уровнях профессионального и дополнительного образования потребовал научного обобщения.
На необходимость научно-методологического обоснования профессионального образования в сфере музыкальной эстрады, его психолого-педагогической концептуализации указал В.Г. Кузнецов (2005) [5]. Ученый охарактеризовал эстрадно-джазовое образование как «целостную дидактическую систему, обеспечивающую процесс и результат усвоения систематизированных знаний, способов и опыта многообразной личностно-ориентированной деятельности в области эстрадного и джазового искусства» [5, с. 8].
В докторской работе Е.Л. Рыбаковой (2007) также была представлена концепция системы профессионального образования в области музыкального искусства эстрады, базовыми составляющими которой исследователь назвала традиции отечественной академической школы; трехуровневый состав системы; широкие культурологические и междисциплинарные основания эстрадного образования [8, с. 5].
За первые десятилетия XXI в. был сформирован корпус научных исследований, освещающих различные аспекты теории и практики овладения мастерством эстрадно-джазового вокала, его личностно-развивающий, культуротворче-ский и социально-педагогический потенциал. В их числе кандидатские диссертации Ю.В. Степняка (2000), О.Я. Клиппа (2003), И.В. Сахновой (2008), О.Л. Монд (2010), А.С. Зайцевой (2012), А.Б. Арутюновой (2013), Л.М. Коваль (2013), Н.С. Ющен-ко (2013), Н.Н. Илларионовой (2014), П.В. Свиридова (2014), Т.А. Будницкой (2016), Н.А. Егоровой (2018), С.С. Куко (2019), К.Г. Плаксиной (2019) и др. Накоплен и богатый дидактический материал обучения студентов-эстрадников: это вокально-джазовые вокализы, этюды и упражнения, школы джазового и эстрадного вокала, пособия по джазовому сольфеджио, учебники по джазовой импровизации и аранжировке, репертуарные песенные сборники и др.
Несмотря на солидный объем научных и методических работ, созданных к настоящему времени, существует ряд проблемных позиций, обнаруживающихся в процессе профессиональной подготовки эстрадных вокалистов.
Прежде всего, это соединение в рамках одной специализации двух видов вокала - эстрадной и джазовой манер пения. В образовательном стандарте направления «Музыкальное искусство эстрады» представлено описание профессиональных компетенций, где, в частности, говорится о необходимости формирования у выпускников «готовности к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего мастерства в области эстрадного и джазового исполнительства; готовности постоянно расширять и накапливать репертуар в области эстрадного и джазового искусства» (ПК-9, ПК-10) и т.д. [9]. Как следует из приведенной цитаты, в образовательном стандарте джазовое и эстрадное исполнительство разделяются. Очевидно, что различие между ними берет начало в жанрово-стилевой сущности этих подвидов вокального искусства, определяющих, в свою очередь, специфику их музыкального претворения. При этом джазовый вокал представляет сложнейшую технику, подразумевающую овладение певцом комплексом навыков. К основным из них следует отнести: оригинальное звукоформирование (саунд), связанное с трактовкой голоса как джазового инструмента и предполагающее специфическое интонирование и вокально-слоговую импровизацию (скэт); постижение стилевых разновидностей джаза (свинг,
соул, фьюжн и др.) и особенностей их вокального воплощения; способность к осмыслению пения в единстве с гармонической основой композиции; освоение джазовой фразировки, ритмоакцентуа-ции и мн.др.
С этим сопряжен и еще один важный момент подготовки эстрадных вокалистов: высокая степень ориентации методики современного вокала на зарубежную эстрадную музыку, представленную разнообразными жанрово-стилевыми направлениями. Отметим, что сами термины «эстрадная музыка» и «эстрадный вокал» в понятийном отношении интерпретируются в наше время неоднозначно. Л.С. Майковская и Д.И. Гемаддиев полагают эти понятия «терминологическими рудиментами», утратившими «полноценность референци-альной функции» [6, с. 91]. Исследователи указывают на их «западные аналоги», как на более точно отражающие суть рассматриваемых явлений определения, а именно: «Contemporary Commercial Music» (CCM) (современная коммерческая музыка), «Contemporary Commercial Singing» (CCS) (современное коммерческое пение); «Popular Music Education» (РМЕ) (музыкальное образование в сфере популярной музыки) [6, с. 92].
Зарубежный репертуар составляет значительную часть программ музыкально-исполнительских дисциплин, охватывая многообразные стилевые ответвления песенной эстрады: диско, латина, кантри, блюз, госпел, фанк, соул, рэгги, рок-н-ролл и др. Многие из актуальных стилей интегрировали выразительные возможности разных музыкальных направлений (фолк-рок, ритм-энд-блюз, ро-кабилли и др.) [10]. Подобная широта жанрово-стилевого диапазона обеспечивает в вузовском процессе не только репертуарную вариативность, но и ставит задачу овладения обучающимся особенностями исполнения основных стилей эстрадной и джазовой музыки [10].
В комплекс вокально-стилевой техники современного эстрадного вокалиста входит множество компонентов, связанных с приемами мелизматики (runs, riffs, curls, loops, licks и др.); звукоизвлече-ния и звуковых эффектов: соул-техника, скэт-им-провизация, техника и приемы вибрато, глиссан-дирование (slide), бэлтинг (belting), твэнг (twang), эффекты «свисткового» регистра (whistle register), полуголоса (subtone), «рычания» (growling), «всхлипывания» (sob), йодль, приемы «расщепления» (strohbass, fry) и др. [2].
Даже краткое перечисление современного вокального «инструментария» указывает, по крайней мере, на две проблемы в его освоении. Первую составляет вопрос билингвизма эстрадной терминологии, англоязычной по своему происхождению, и нуждающейся в профессионально адекватном толковании на русском языке. И второе - это необходимость в изучении как творчества зарубежных вокалистов, демонстрирующих владение перечисленными исполнительскими приемами, так и в исследовании зарубежных методических руководств, в которых раскрываются технологии
сэ о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
освоения данных навыков. На сегодняшний день в мировой вокальной практике широкое распространение получили несколько результативных методик. Их авторами являются Сэт Риггс, Джо Эстилл, Шерил Портер, Кэтрин Садолин, Жаннетт ЛаВетри, Боб Столофф и др. [4]. Вместе с тем, далеко не все из них введены в оборот российской музыкальной педагогики в силу отсутствия переводов или недостаточного тиража русскоязычных изданий. Таким образом, по мнению исследователей, без изучения и грамотной адаптации зарубежного исполнительского и педагогического опыта, из профессионального фокуса отечественной эстрадно-джазовой методики может быть исключен значительный пласт творчески значимого музыкального материала [2; 4; б].
И, наконец, хотелось бы обозначить еще один важный вопрос проблематики профессиональной подготовки эстрадного вокалиста: это необходимость отбора педагогически целесообразных технологий и методов обучения эстрадному и джазовому пению. Безусловно, основной состав дидактического комплекса эстрадного вокала совпадает с методикой академического сольного пения, однако имеются и специфические различия. Они касаются как форм преподавания эстрадного вокала, в котором сегодня большой популярностью пользуются различные варианты коуч-тренинга, так и содержательных аспектов методики. В частности, одним из широко распространенных приемов в обучении эстрадно-джазовому пению является так называемый метод «снятия» песни с аудио- или видеозаписи (как правило, это произведение на иностранном языке). Суть данного метода заключается в копировании обучающимся не только вокальной партии, но и манеры пения, мелизма-тики, динамических, агогических и других аспектов интерпретации «оригинала». Совершенно очевидно, что подобный прием носит репродуктивно-подражательный характер, и его интенсивное применение не принесет пользы в развитии творческой индивидуальности студента, в отличие, например, от методов, формирующих у начинающих исполнителей навыки вокальной импровизации.
Подводя итог, следует отметить, что вокально-эстрадное искусство выступает сегодня одним из самых востребованных и перспективных направлений профессионального музыкального образования. В России создана эффективная система эстрадно-джазового образования, накоплены богатые традиции и опыт подготовки певцов-исполнителей и педагогов-вокалистов. Вместе с тем, потенциал данной системы полностью не реализован, и может быть актуализирован за счет освоения ведущих мировых методик и обогащения творческими методами развития бу-5 дущего эстрадного вокалиста.
с=
и
3 Литература
сэ см
с, 1. Будницкая Т.А. История становления профес-^ сионального джазового образования в Рос-
сии и США: сравнительный анализ // Вестник МГОУ. 2012. № 2. С. 5-10.
2. Будницкая Т.А. Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2016. 206 с.
3. Вузы по специальности «Музыкальное искусство эстрады» (53.03.01) в России 2024. Бакалавриат // Vuzopedia. Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vuzope-dia.ru/spec/75/vuzy?page=1 (дата обращения: 21.02.2024).
4. Кац М.Л. Преимущества отечественных и зарубежных методов обучения эстрадному вокалу // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2020. Т. 19. № 4 (157). С. 194-202.
5. Кузнецов В.Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка: история, теория, профессиональная подготовка: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02, 13.00.08. М., 2005. 601 с.
6. Майковская Л.С., Гемаддиев Д.И. Основные тенденции и ориентиры в современной эстрадно-джазовой вокальной педагогике // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10. № 4. С. 89-100.
7. Российская государственная консерватория им. С.В. Рахманинов: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// rostcons.ru/departments/dep_jazz.html (дата обращения: 21.02.2024).
8. Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России: автореф. дис. . д-ра культурологии: 24.00.01. СПб., 2007. 43 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады»: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 563 (редакция с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71713996/ (дата обращения: 21.02.2024).
10. Ющенко Н.С. Музыкально-исполнительское искусство (эстрадный вокал): рабочая программа учебной дисциплины. М.: Перспектива, 2021.38 с.
THE EVOLUTION OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL UNIVERSITY TRAINING OF POP VOCALISTS IN RUSSIA
Yushchenko N.S.
Russian State Social University
The article presents a comprehensive study of the historical, theoretical and methodological aspects of the process of professional university training of pop vocalists in Russia. The paper considers a retrospective of the formation of Russian pop and jazz education; analyzes the typology of the spread of the direction "Musical art of pop music" in the country's universities; describes the main positions of the theory and methodology of teaching popular vocals mu-
sic. Special attention are paid to the problems of differences in the development of jazz and pop music, mastering the vocal and stylistic technique of pop and jazz singing, integrating leading foreign techniques into the educational process of universities and enriching it with creative methods of developing a future pop vocalist. The author comes to the conclusion that vocal and pop art is a sought-after and promising area of Russian professional music education, which has accumulated traditions and experience in training performers and teachers.
Keywords: popular music art, popular music and jazz education, pop singing, professional music education, training of a pop vocalist.
Reference
1. Budnitskaya T.A. The history of the formation of professional jazz education in Russia and the USA: a comparative analysis // Bulletin of Moscow State University. 2012. No. 2. Pp.5-10.
2. Budnitskaya T.A. Formation of stylistic skills of jazz vocals in conditions of university education: dis. ... candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02. M., 2016. 206 p.
3. Universities specializing in the Musical art of pop music (03/53.01) in Russia 2024. Bachelor's degree // Vuzopedia. Russia [Electronic resource]. URL: https://vuzopedia.ru/spec/75/ vuzy?page=1 (date of application: 02/21/2024).
4. Katz M.L. Advantages of domestic and foreign methods of teaching pop vocals // Scientific notes of the Russian State Social University. 2020. T.19. № 4 (157). Pp. 194-202.
5. Kuznetsov V.G. Pop and jazz education in Russia: history, theory, vocational training: history, theory, vocational training: dis. ... doctor of pedagogical sciences: 13.00.02, 13.00.08. M., 2005. 601 p.
6. Maikovskaya L.S., Gemaddiev D.I. The main trends and guidelines in modern pop-jazz vocal pedagogy // Musical art and education. 2022. Vol.10. No. 4. Pp.89-100.
7. Russian State Conservatory named after S.V. Rachmaninov: official website [Electronic resource]. URL: https://rostcons.ru/ departments/depjazz.html (date of reference: 02/21/2024).
8. Rybakova E. L. The development of the musical art of pop in the artistic culture of Russia: abstract of the dissertation of the Doctor of Cultural Studies: 24.00.01. St. Petersburg, 2007. 43 p.
9. Federal State educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of preparation 53.03.01 "Musical art of variety": approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 15, 2017 No. 563 (revised version with amendments and additions) [Electronic resource]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71713996 / (date of access: 02/21/2024).
10. Yushchenko N.S. Musical and performing arts (pop vocal): the working program of the discipline. M.: Perspektiva, 2021. 38 p.