Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические принципы / развитие социальной ответственности / будущие бакалавры социальной работы / социальная активность / волонтёрская деятельность / помогающее поведение / креативный потенциал / моделирование профессиональных ситуаций / pedagogical principles / development of social responsibility / future bachelors of social work / social activity / volunteer activities / helping behavior / creative potential / modeling of professional situations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х.У. Ярычева

Статья посвящена теме, связанной с совершенствованием нравственных качеств современной молодежи. Актуализируется необходимость развития социальной ответственности у специалистов помогающих профессий, в частности будущих бакалавров социальной работы. Проводится анализ теоретических работ, в которых предлагаются пути развития социальной ответственности у молодежи, студентов различных направлений подготовки. На основе анализа научных исследований и положений нормативных документов определяются основные правила, выступающие руководствующей основой для педагогической деятельности по моральному воспитанию студентов. Результатом исследования являются педагогические принципы развития социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы: принцип популяризации добровольчества (волонтерства), принцип формирования мотивации помогающего поведения, принцип активизации креативного потенциала личности, принцип моделирования профессиональных ситуаций, принцип анализа фактов профессиональной халатности. Дается краткая характеристика содержания данных принципов, представлены результаты эмпирического исследования и перспективы дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PRINCIPLES FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN FUTURE BACHELORES OF SOCIAL WORK

The article deals with a topic related to improving the moral qualities of modern youth. The need to develop social responsibility among specialists in helping professions, in particular future bachelors of social work, is becoming urgent. An analysis of theoretical works is carried out that propose ways to develop social responsibility among young people and students of various fields of study. Based on the analysis of scientific research and the provisions of regulatory documents, the basic rules are determined, which serve as the guiding basis for pedagogical activities in the moral education of students. The result of the study is the pedagogical principles for the development of social responsibility among future bachelors of social work: the principle of popularizing volunteerism, the principle of forming motivation for helping behavior, the principle of activating the creative potential of the individual, the principle of modeling professional situations, the principle of analyzing facts of professional negligence. A brief description of the content of these principles is given, the results of empirical research and prospects for its development are presented.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

References

1. Batyuta M.B., Sidorina E.V., Shibalova E.E. Osobennosti proyavleniya tolerantnosti u buduschih psihologov i pedagogov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 435-438.

2. Umarova Z.Ya. Osobennosti sovremennogo mira i tolerantnoe soznanie. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2018; № 9 (53): 19-22.

3. Berezhnaya M.S. Razvitie tolerantnogo soznaniya lichnosti v sociokul'turnom prostranstve obrazovaniya i iskusstva. Filosofskie nauki. 2008; № 4: 58-68.

4. Il'yasov D.F., Selivanova E.A. Aktivnye metody populyarizacii nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi uchitelej obscheobrazovatel'nyh organizacij. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2022; № 2 (51): 5-18.

5. Kas'yanov A.E. Metodika dinamicheskogo obucheniya. Lesnoj vestnik/ Forestry bulletin. 2007; № 7, 114-117.

6. Nikolaeva L.A. Formirovanie kommunikativnoj tolerantnosti studentov - buduschih yuristov na osnove interaktivnogo obscheniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2007; № 7: 182-188.

7. Abakumova I.V., Kagermazova L.C., Savin V.A. Dialog kul'tur kak smyslotehnologiya formirovaniya ustanovok tolerantnogo soznaniya i povedeniya studentov vuza. Rossijskij psihologicheskijzhurnal. 2013; № 10 (1): 46-58.

8. Abdurazakova D.M. Razvitie tolerantnogo soznaniya: kul'turno-pedagogicheskij aspekt. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv. 2008; № 5: 69-73.

9. Teppeev A.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya u sotrudnikov policii kul'tury vystraivaniya doveritel'nyh otnoshenij s razlichnymi gruppami naseleniya. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2022; № 4 (53): 107-117.

10. Ozhigova L.N., Barysheva N.A. Imidzh psihologa kak osnova doveriya klienta. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2018; № 7: 70-75.

Статья поступила в редакцию 12.11.23

УДК 378.4

Yarycheva Kh.U., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia),

E-mail: kaf_pedagogikivo@bk.ru

PEDAGOGICAL PRINCIPLES FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN FUTURE BACHELORES OF SOCIAL WORK. The article deals with a topic related to improving the moral qualities of modern youth. The need to develop social responsibility among specialists in helping professions, in particular future bachelors of social work, is becoming urgent. An analysis of theoretical works is carried out that propose ways to develop social responsibility among young people and students of various fields of study. Based on the analysis of scientific research and the provisions of regulatory documents, the basic rules are determined, which serve as the guiding basis for pedagogical activities in the moral education of students. The result of the study is the pedagogical principles for the development of social responsibility among future bachelors of social work: the principle of popularizing volunteerism, the principle of forming motivation for helping behavior, the principle of activating the creative potential of the individual, the principle of modeling professional situations, the principle of analyzing facts of professional negligence. A brief description of the content of these principles is given, the results of empirical research and prospects for its development are presented.

Key words: pedagogical principles, development of social responsibility, future bachelors of social work, social activity, volunteer activities, helping behavior, creative potential, modeling of professional situations

Х.У. Ярычева, соискатель, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: kaf_pedagogikivo@bk.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Статья посвящена теме, связанной с совершенствованием нравственных качеств современной молодежи. Актуализируется необходимость развития социальной ответственности у специалистов помогающих профессий, в частности будущих бакалавров социальной работы. Проводится анализ теоретических работ, в которых предлагаются пути развития социальной ответственности у молодежи, студентов различных направлений подготовки. На основе анализа научных исследований и положений нормативных документов определяются основные правила, выступающие руководствующей основой для педагогической деятельности по моральному воспитанию студентов. Результатом исследования являются педагогические принципы развития социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы: принцип популяризации добровольчества (волонтерства), принцип формирования мотивации помогающего поведения, принцип активизации креативного потенциала личности, принцип моделирования профессиональных ситуаций, принцип анализа фактов профессиональной халатности. Дается краткая характеристика содержания данных принципов, представлены результаты эмпирического исследования и перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: педагогические принципы, развитие социальной ответственности, будущие бакалавры социальной работы, социальная активность, волонтёрская деятельность, помогающее поведение, креативный потенциал, моделирование профессиональных ситуаций

Целесообразность формирования социально ответственного поведения у современной молодёжи не вызывает сомнения. Сегодня все чаще демонстрируются примеры безнравственных поступков, аморальных действий людей разного возраста, социального статуса и профессиональной деятельности. Отсутствие должного внимания к нравственному воспитанию личности будущего специалиста, особенно работающего в сфере социальной помощи населению, приводит к низкому качеству оказываемых гражданам услуг, развитию конфликтов, недоверию к государству. Социальная ответственность гражданского общества рассматривается как приоритетное направление государственной политики, отмеченное в федеральном проекте «Социальная активность», входящим в национальный проект «Образование».

Особое значение имеет развитие социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы, которые в процессе обучения в вузе должны приобретать не только профессиональные знания, но и совершенствовать личностные качества. Поэтому стоит обозначить основополагающие положения, выступающие руководством для преподавателей вузов, осуществляющих профессиональную подготовку студентов, обучающихся по направлению 39.03.02 Социальная работа.

Цель исследования - разработать и теоретически обосновать принципы развития социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы. Задачи исследования: изучить научные предпосылки рассматриваемого вопроса; теоретически обосновать принципы развития социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы; провести эмпирическую оцен-

ку эффективности педагогической деятельности, выстроенной в соответствии с данными принципами.

Научная новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических оснований организации и осуществления в вузе процесса развития социальной ответственности будущих бакалавров социальной работы, основанных на учете педагогических принципов: популяризации добровольчества (волонтерства), формирования мотивации помогающего поведения, активизации креативного потенциала личности, моделирования профессиональных ситуаций, анализа фактов профессиональной халатности. Теоретическая значимость работы заключается в том, что предложенные педагогические принципы развивают научные представления о совершенствовании профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная практика развития социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы, основанная на учете предложенных педагогических принципов, является результативной. Она может быть рекомендована для изучения и широкого применения в профессиональной подготовке студентов по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

В научных публикациях подчеркивается важность формирования или развития личностной, социальной, профессиональной ответственности у субъектов различных возрастных категорий и трудовых областей: старшеклассников [1], молодых сотрудников полиции [2], будущих педагогов [3], железнодорожников [4] и даже преподавателей вуза [5]. Социальная ответственность специалистов рассматривается как профессионально значимое качество [3], которое «ба-

зируется на чувстве долга, предполагает уважительное отношение к людям» [4, с. 183], «добросовестное выполнение служебных обязанностей» [5, с. 75]. Данные характеристики универсальны и применимы к работникам различных трудовых сфер. Однако у специалистов социальной работы такая ответственность должна проявляться, прежде всего, в бескорыстном служении людям и способности оказать им профессиональную помощь с учетом специфики жизненной ситуации.

Соответственно социальная ответственность будущих бакалавров социальной работы рассматривается как профессионально значимое качество, выраженное в добросовестном отношении к профессиональным обязанностям, развитом чувстве долга, бескорыстном стремлении в оказании помощи гражданам, нуждающимся в социальной помощи.

Данное качество является динамично развивающимся в определённых обстоятельствах, мотивационной среде, которая может быть создана в вузе. Е.Н. Хаматнурова, М.А. Кудрина уровень ответственности специалиста связывают с воспитательной работой, которая предполагает прямое влияние «на организованность, дисциплину и моральное состояние» личности [6, с. 54]. С.С. Быкова рекомендует повысить воспитательный потенциал учебных дисциплин, предлагать студентам решать практико-ориентированные ситуации, включать данный аспект в итоговый экзамен [3]. По словам О.В. Баркуновой, С.С. Седовой, О.А. Смирновой, формирование социально ответственного поведения студентов связано с их вовлечением в «культурно-массовые фестивали, конкурсы; деятельность волонтерских инициативных групп и отрядов» [7, с. 126]. Ю.В. Баурова отмечает, что «применение в учебном процессе ролевых игр, групповых дискуссий, «круглых столов», проектной деятельности, вовлечение студентов в самостоятельную работу, ... повышают эффективность процесса формирования социальной ответственности студентов» [8, с. 341]. Таким образом, различные варианты учебной и внеучебной деятельности, применение активных методов обучения, волонтерские практики и различные варианты социальной активности личности обладают возможностями для развития социальной ответственности будущих работников различных трудовых областей. Вполне очевидно, что данные варианты педагогической деятельности способствуют совершенствованию интеллектуальных, коммуникативных и моральных качеств, проявляющихся в активности, устойчивости и мобильности студентов.

Таким образом, развитие социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы предполагает специально организованный педагогический процесс, который связан с использованием воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности с целью повышения продуктивной активности, моральной устойчивости, коммуникативной мобильности студентов.

При выстраивании такой деятельности важно придерживаться неких общих подходов, руководствоваться определенными правилами, иными словами -опираться на принципы развития социальной ответственности. Л.П. Николаева называет принципы развития социальной ответственности будущих железнодорожников, среди которых «принцип гуманистической направленности образовательного пространства; принцип целостности образовательного и воспитательного процесса; принцип творческого начала; принцип последовательности и систематичности организуемых воздействий» [4, с. 184]. Ю.Ю. Чечурова принципы социальной ответственности рассматривает через призму моральных обязательств [9]. Соответственно, работа в данном направлении должна предполагать гуманистическую ориентацию, системность и целостность педагогической деятельности, творческий и последовательный ее характер, направленный на формирование моральных обязательств личности. Итак, обзор ряда научных работ обеспечивает основание для определения факторов развития социальной ответственности будущих бакалавров; принципов, которые нами не обнаружены в исследованиях ученых. Стоит отметить, что не только научные исследования, но и государственные инициативы также выступают ориентирами в данном аспекте.

Так, в ранее упомянутом федеральном проекте «Социальная активность» выделяются такие направления деятельности различных организаций и объединений, как проведение мероприятий по популяризации добровольчества (волон-терства) [9]. Это важно для максимального вовлечения различных граждан, в том числе и молодежи, в данный процесс, в связи с чем уместно выделить такой принцип, как популяризация добровольчества (волонтерства) среди студентов. Данную популяризацию преподаватели могут осуществлять путем информирования студентов о перспективах этого вида помощи людям, животным, окружающему миру. Кроме того, следует знакомить студентов с собственными выгодами, получаемыми от такой деятельности: дополнительные баллы при поступлении в вуз (например, для получения 2-го высшего образования), повышение конкурентных преимуществ при трудоустройстве, освобождение от определённых налогов, возможность путешествий, самопродвижения и развития гибких навыков. Важно показать значимость оказания добровольной помощи разным людям и преимущества этой деятельности как для общества, так и для конкретной личности: той, которой помогают, и той, которая помогает. В этой работе уместно организовывать встречи с волонтёрами, беседы с ними, демонстрировать их вклад в развитие благосостояния общества.

Второй принцип предполагает формирование мотивации помогающего поведения студентов социальной работы. Преподавателям, кураторами и другим специалистам следует показать студентам важность их профессии и возможность проявить себя, оказать помощь не только людям, но и животным, окру-

жающей среде. Если продолжать речь о волонтерстве, то стоит отметить, что выделяют социальное, культурное, экологическое, патриотическое, спортивное и прочие виды волонтерства. Будущие бакалавры социальной работы могут проявить себя, прежде всего, в социальном волонтерстве, организовывая досуг различных категорий граждан, оказывая помощь бездомным, больным детям, лицам, находящимся в закрытых организациях. Помимо прочего, они могут участвовать в проектах по сохранению исторической памяти (патриотическое волон-терство), культурного наследия страны (культурное волонтерство), озеленении городских территорий (экологическое волонтерство) и пр. Кроме волонтёрской деятельности, они могут оказывать помощь своим близким, друзьям, выступать в роли психолога, наставника, тьютора и пр. Тем самым, оказывая реальную поддержку разным людям в той или иной форме, у будущих бакалавров формируется и развивается мотивация помогающего поведения, очень важная для развития социальной ответственности.

Следующий принцип развития социальной ответственности связывается с активизацией креативного потенциала личности. Он предполагает включение в учебные занятия заданий, развивающих креативное мышление студентов. Использование проблемных, исследовательских, проектных технологий; включение эвристических методов обучения (мозгового штурма, метода синектики, метода ассоциаций) обеспечивают развитие способностей оперативно принимать решения, рассуждать, выдвигать нестандартные способы преодоления трудностей будущими бакалаврами. Оказывая социальную помощь гражданам, они часто попадают в затруднительные ситуации, которые требуют новых подходов, что зависит от креативного потенциала личности. Также в рамках внеучебной деятельности студенты могут развивать свой креативный потенциал, принимая участие в различных конкурсах, акциях, соревнованиях, фестивалях, научных мероприятиях и пр.

Четвертый принцип обозначим как принцип моделирования профессиональных ситуаций. Он предполагает создание на учебных занятиях ситуаций, требующих проявления как профессиональных знаний студентов, так и этических качеств, важных для работы с людьми. К таким качествам относятся: эмпатия, доброжелательность, отзывчивость, терпеливость, настойчивость, то есть все, что составляет социальную ответственность будущих бакалавров социальной работы. Данные ситуации предполагают моделирование, к примеру, трудных жизненных ситуаций, в которых оказываются люди определенных социальных характеристик. Подобные ситуации, создаваемые на учебных занятиях, предполагают выбор этически верных способов оказания гражданам социальной помощи, проявление профессиональных знаний и креативного потенциала будущих бакалавров.

Следующий принцип мы связываем с проведением совместно со студентами анализа фактов профессиональной халатности. Для того чтобы развивать социальную ответственность личности, важно демонстрировать последствия ее безответственности в различных сферах, в том числе профессиональной. В СМИ, кино, сети Интернет освещаются случаи, в которых показывается, каким образом пострадали те или иные граждане (дети-сироты, инвалиды, многодетные, беженцы) в результате индифферентного и даже халатного отношения к ним социальных работников и других специалистов помогающих профессий. Совместно с будущими бакалаврами целесообразно анализировать такие ситуации и оценивать способность социальных работников проявить свои профессиональные знания, моральные качества и необходимые умения по отношению к данным гражданам. Также оценивается ущерб, который был нанесён данным гражданам: моральный, материальный, физический или комплексный. Предлагается представить себя на месте пострадавшего, осознать, какая помощь ему необходима, и как можно было бы предотвратить данные негативные явления. Такой способ обучения на чужих ошибках позволяет в дальнейшем более ответственно относиться к собственным профессиональным решениям, прогнозировать их последствия и виды ответственности (моральной, правовой), которые можно понести в результате халатности.

Итак, к педагогическим принципам развития социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы отнесём следующие: принцип популяризации добровольчества (волонтерства), принцип формирования мотивации помогающего поведения, принцип активизации креативного потенциала личности, принцип моделирования профессиональных ситуаций, принцип анализа фактов профессиональной халатности.

Опора на данные принципы в педагогическом процессе способствует расширению теоретических знаний и практических умений у будущих бакалавров, а главное - воспитанию у них этических качеств, образующих социальную ответственность. Опора на данные положения в учебной и внеучебной деятельности студентов позволяет преподавателям, кураторам групп и другим специалистам (например, руководителям производственной практики, социальным партнерам вузов, организаторам различных мероприятий и волонтёрских проектов) выстроить системную, комплексную, пролонгированную работу по развитию социальной ответственности студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

Для оценки эффективности педагогической деятельности, выстроенной в соответствии с описанными принципами, была проведена диагностика. В исследовании приняли участие 56 студентов 2 курса, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа в Чеченском государственном универ-

Рис.1. Оценка эффективностипедагогической деятельности, выстроенной в соответствии с описанными выше принципами

ситете имени А.А. Кадырова. В качестве инструментария применялась методика «Многомерно-функциональная диагностика ответственности (ОТВ-70)» [11,с.36].Полученныерезультатыпредставлены на рис. 1.

Проведенная диагностика показала, что в начале года выявлено 19 (33,98%), авкоене7(РНы5%) сездентов сеевыраженыые рроызнзотзезетррн-

ности. Изменилось и число респондентов с нейтральным (ситуативным) проявлением ответственности с 21 (37,5%) в начале года до 29 (57,79%) в конце учебного года. Также выявилось возрастание количества опрошенных с выраженной ответственностью с 16 (28,57%) до 20 (35,71%). Данная динамика свидетельствует о возможности широкого применения практики развития социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы, основанной на учете предложенных педагогических принципов.

Таким образом, в статье определены принципы развития социальной ответственности у студентов и описаны особенности их отражения в обучении будущих бакалавров социальной работы. Выдвинутая цель, предполагающая разработку и теоретическое обоснование принципов развития социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы, достигнута. В качестве перспектив продолжения данной работы выступает разработка методических рекомендаций для преподавателей вузов по учету данных принципов в организации учебной и внеучебной деятельности будущих бакалавров, развитию волонтёрских проектов, организации конкурсов и акций, направленных на развитие социальной ответственности обучающихся вузов.

Библиографический список

1. Селиванова Е.А. Роль педагога-психолога в формировании у старшеклассников ответственного отношения к созданию семьи. Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XIX Международной научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2020: 334-341.

2. Гедугошев РР Педагогические условия развития социальной ответственности у молодых сотрудников полиции в системе повышения квалификации. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022; № 4 (53): 98-106.

3. Быкова С.С. Становление профессиональной ответственности будущего педагога: психолого-педагогический контекст. Вестник Вятского государственного университета. 2018; № 1: 81-88.

4. Николаева Л.П. Развитие социальной ответственности будущих железнодорожников в образовательном пространстве железнодорожного техникума. Вестник Оренбургского государственного университета. 2012; № 2 (138): 182-186.

5. Петропавловская А.В. Социальная ответственность преподавателя вуза. Экономика и социум. 2016; № 1 (20): 753-758.

6. Хаматнурова Е.Н., Кудрина М.А. Разработка программы воспитательной работы с сотрудниками государственной противопожарной службы России. Научноеобеспече-ние системы повышения квалификации кадров. 2022; № 3 (52): 54-62.

7. Баркунова О.В., Седова С.С., Смирнова О.А. Формирование социально ответственного поведения студентов вуза. Современные наукоемкие технологии. 2021; № 5: 124-128.

8. Баурова Ю.В. Основы формирования социальной ответственности студента современного вуза. Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016; № 16 (3): 338-343.

9. Чечурова Ю.Ю. Принципы социальной ответственности при оценке деятельности организации по управлению персоналом. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2019; № 4 (49): 52-57.

10. Социальная активность. Федеральный проект. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/soc_activity/

11. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты: монография. Сургут: РИО СурГПУ, 2013.

References

1. Seiivanova E.A. Rol' pedagoga-psihologa v formirovanii u starsheklassnikov otvetstvennogo otnosheniya k sozdaniyu sem'i. Modernizaciya sistemy professional'nogo obrazovaniya na osnove reguliruemogo 'evolyucionirovaniya: materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk: ChIPPKRO, 2020: 334-341.

2. Gedugoshev R.R. Pedagogicheskie usloviya razvitiya social'noj otvetstvennosti u molodyh sotrudnikov policii v sisteme povysheniya kvalifikacii. Nauchnoe obespecheniesistemy povysheniya kvalifikaciikadrov. 2022; № 4 (53): 98-106.

3. Bykova S.S. Stanovlenie professional'noj otvetstvennosti buduschego pedagoga: psihologo-pedagogicheskij kontekst. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; № 1: 81-88.

4. Nikolaeva L.P. Razvitie social'noj otvetstvennosti buduschih zheleznodorozhnikov v obrazovatel'nom prostranstve zheleznodorozhnogo tehnikuma. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 2 (138): 182-186.

5. Petropavlovskaya A.V. Social'naya otvetstvennost' prepodavatelya vuza. 'Ekonomika i socium. 2016; № 1 (20): 753-758.

6. Hamatnurova E.N., Kudrina M.A. Razrabotka programmy vospitatel'noj raboty s sotrudnikami gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby Rossii. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2022; № 3 (52): 54-62.

7. Barkunova O.V., Sedova S.S., Smirnova O.A. Formirovanie social'no otvetstvennogo povedeniya studentov vuza. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2021; № 5: 124-128.

8. Baurova Yu.V. Osnovy formirovaniya social'noj otvetstvennosti studenta sovremennogo vuza. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2016; № 16 (3): 338-343.

9. Chechurova Yu.Yu. Principy social'noj otvetstvennosti pri ocenke deyatel'nosti organizacii po upravleniyu personalom. Vestnik TvGU. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2019; № 4 (49): 52-57.

10. Social'naya akiivnost'. Federal'nyj proekt. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/soc_activity/

11. Pryadein V.P. Psihodiagnostika lichnosti: izbrannye psihologicheskie metodiki i testy: monografiya. Surgut: RIO SurGPU, 2013.

Статья поступила в редакцию 08.11.23

УДК 373.51

Amerkhanova G.Sh, senior teacher, Department of Technology and Design, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: galateya1979@list.ru

Aslakhanov S-A.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Theory and Methods of Physical Education Teaching, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: said210843@mail.ru

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ETHNODESIGN IN THE EDUCATIONAL PROCESS COMPREHENSIVE SCHOOL. The article reveals a question of the use of

ethnodesign in a general education school as an innovative means of education and upbringing. The relevance of the study of ethnodesign in terms of its pedagogical potential is substantiated, the need for methodical development of the use of ethnodesign in secondary school is emphasized. The concept of this notion as a direction of modern art and a special type of educational and cognitive activity of students is defined. The article considers key aspects of ethnodesigning, which determine its educational and educational opportunities as a means of learning. Advantages of using ethnodesign in the educational process of secondary school are described. Special attention is paid to the ways of using it in project-research activities and students. The conclusion about the high pedagogical potential of ethnodesign as a means of education and upbringing is substantiated.

Key words: ethnodesign, educational process, project activity, pedagogical potential

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.