Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания у будущих бакалавров социальной работы моральной ответственности'

Педагогические условия воспитания у будущих бакалавров социальной работы моральной ответственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная работа / будущие бакалавры социальной работы / моральная ответственность / профессиональное воспитание / волонтерские практики / моральная дилемма / social work / future bachelors of social work / moral responsibility / professional education / volunteer practices / moral dilemma

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаджимурадова Таиса Хусаиновна

В части совершенствования и повышения качества профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы обоснована необходимость воспитания у них моральной ответственность. Моральная ответственность рассматривается как атрибутивная характеристика профессиональной деятельности специалистов помогающий профессий и фактор качественного осуществления будущими социальными работниками функций по социальному обеспечению населения. Определены существенные признаки моральной ответственности применительно к трудовой деятельности в сегменте социальной работы. Обоснованы педагогические условия воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе. Сделан акцент на развитии внутренней готовности указанной категории будущих специалистов к осуществлению волонтерской деятельности, а также использовании метода моральных дилемм для развития у них социального опыта. Показаны методические особенности применения данных педагогических условий в практике профессионального воспитания будущих бакалавров социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATION OF FUTURE BACHELORS SOCIAL WORK MORAL RESPONSIBILITY

In terms of improving and improving the quality of professional training of future bachelors of social work, the necessity of fostering moral responsibility in them is substantiated. Moral responsibility is considered as an attributive characteristic of the professional activity of specialists, helping professions and a factor in the qualitative implementation of functions of social security by future social workers. The essential signs of moral responsibility in relation to labor activity in the segment of social work have been determined. The pedagogical conditions for the upbringing of moral responsibility in future bachelors of social work in the process of vocational training at a university have been substantiated. The emphasis is made on the development of the internal readiness of this category of future specialists to carry out volunteer activities, as well as the use of the method of moral dilemmas to develop their social experience. The methodological features of the application of these pedagogical conditions in the practice of professional education of future bachelors of social work are shown.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания у будущих бакалавров социальной работы моральной ответственности»

Педагогические условия воспитания у будущих бакалавров социальной работы моральной ответственности

Хаджимурадова Таиса Хусаиновна,

старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

E-mail: pedagogy_kafedra@mail.ru

В части совершенствования и повышения качества профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы обоснована необходимость воспитания у них моральной ответственность. Моральная ответственность рассматривается как атрибутивная характеристика профессиональной деятельности специалистов помогающий профессий и фактор качественного осуществления будущими социальными работниками функций по социальному обеспечению населения. Определены существенные признаки моральной ответственности применительно к трудовой деятельности в сегменте социальной работы. Обоснованы педагогические условия воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе. Сделан акцент на развитии внутренней готовности указанной категории будущих специалистов к осуществлению волонтерской деятельности, а также использовании метода моральных дилемм для развития у них социального опыта. Показаны методические особенности применения данных педагогических условий в практике профессионального воспитания будущих бакалавров социальной работы.

Ключевые слова: социальная работа, будущие бакалавры социальной работы, моральная ответственность, профессиональное воспитание, волонтерские практики, моральная дилемма.

Практика отмечается заметным усложнением содержания и технологий профессиональной подготовки кадров, будущая профессиональная деятельность которых связана с сегментом социальной работы и социального обслуживания населения. Причиной тому являются серьезные изменения в жизни современного общества, его структуре и ценностных ориентациях. Будущим бакалаврам социальной работы необходимо быстро адаптироваться к таким условиям профессиональной деятельности и осуществлять ее на высоком уровне качества. В числе важных особенностей профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы является ее направленность на всесторонний учет специфики предстоящей работы по социальному обслуживанию и обеспечению населения. Во многом эта специфика обнаруживается в характере их взаимодействия с разнообразным контингентом населения, отличающимся возрастными, образовательными и социальными контекстами. Такое взаимодействие зачастую предполагает необходимость погружения в личные проблемы граждан, проявления причастности к ним и участия в их решении. Совершенно очевидно, что такая специфика социального взаимодействия находит отражение в многообразии личностных и профессиональных качеств, которые требуется сформировать у будущих бакалавров социальной работы в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Одним из таких качеств, по нашему мнению, является моральная ответственность. Поэтому научная задача по ее воспитанию и определению необходимых для этого педагогических условий представляется актуальной и весьма перспективной.

Мы исходим из того, что моральная ответственность может быть истолкована как профессионально важное качество личности. Наиболее явно оно обнаруживается в обстоятельствах, характеризующихся необходимостью осуществления морального выбора. Такой моральный выбор в большей степени отвечает специфике помогающих профессий, которые получили распространение в сфере медицинского обеспечения населения, социально-психологической, педагогической и правоохранительной деятельности. Социальные работники также относятся к сфере помогающих профессий в силу того, что они вступают во взаимодействие с людьми, которые, как правило, испытывают или переживают сложные жизненные ситуации и социальные проблемы. Как уже было отмечено, в силу специфики деятельности социальным работникам приходится вникать в жизнен-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ные и социальные проблемы разных людей. Выражая причастность к решению их проблем, им нередко приходится переживать ситуации морального выбора.

Уточнение содержания понятия «моральная ответственность будущих бакалавров социальной работы» осуществляется с опорой на современные научные исследования, где определены существенные признаки более общего понятия - «профессиональная ответственность» [1; 2; 7 и др.] и уточнена специфика профессиональной деятельности специалистов в области социальной работы [3; 4; 6 и др.]. В результате чего было установлено, что моральная ответственность может быть определена в качестве профессионально важной характеристики будущих бакалавров социальной работы, символизирующей собой эмоционально-ценностное отношение к деятельности по социальному обслуживанию и обеспечению населения, ее содержанию, специфике и субъектам. Такое эмоционально-ценностное отношение служит системообразующим элементом моральной ответственности, который дополняется и расширяется за счет глубоких и целостных представлений об общечеловеческих и профессиональных этических нормах, эталонах и моделях поведения. Важно место в моральной ответственности уделяется умению будущих бакалавров социальной работы осуществлять выбор профессиональных решений и анализировать их последствия с точки зрения обеспечения социального благополучия граждан. Заметное внимание также уделяется способности проводить анализ осуществляемой деятельности с точки зрения норм и принципов общественной морали.

Приведенное нами определение подчеркивает метапрофессиональный характер данного личностно-профессионального качества будущих бакалавров социальной работы. В силу своего специфического содержания моральная ответственность может быть истолкована в качестве форм регуляции человека к осуществляемой трудовой деятельности, способа производимых нормативно закрепленных трудовых действий. Моральная ответственность является отражением профессионального поведения будущих бакалавров социальной работы в части формулирования тех или иных высказываний, а также демонстрацией отношения к социальной работе и ее субъектам.

В данной статье ставится вопрос о воспитании моральной ответственности, которое рассматривается нами в качестве самостоятельного аспекта профессионального воспитания будущих бакалавров социальной работы. При этом оно определяется как целенаправленное и производимое на систематических основаниях педагогическое воздействие на их сознание, ценностный ряд и по-5 ведение. Результатом такого воздействия, соб-§ ственно, и выступает сформированная моральная £ ответственность.

еЗ Совершенно очевидно, что понимание о воспи-ав тании моральной ответственности будущих бака-

лавров социальной работы будет неполным, если не указать требуемые для этого педагогические средства. Их роль в данной статье выполняют педагогические условия.

Первое педагогическое условие заключается в развитии внутренней готовности будущих бакалавров социальной работы к осуществлению волонтерской деятельности. Для этого нами применяется кейс-метод, позволяющий не только расширить психолого-педагогические знания, но и сформировать потребность и желание участвовать в волонтерских практиках.

По сути, основная целевая установка, связанная с реализацией данного педагогического условия, находит воплощение в обогащении психолого-педагогических знаний будущих бакалавров социальной работы. Подразумеваются, прежде всего, знания в области возрастной психологии, а также представления о регуляции эмоционального отношения к выполняемой деятельности и ее результатам. В частности, понимание психологических механизмов самообладания, соблюдения внутреннего локуса контроля и преодоления эмоционального напряжения является важным фактором повышения эффективности принятия решений. Кроме того, у будущих бакалавров социальной работы важно формировать устойчивое представление о локусе контроля. Это позволит иметь четкое понимание о границах своей ответственности в различных ситуациях осуществления профессиональной деятельности.

Отдельного внимания в рамках реализации первого педагогического условия заслуживает аспект, связанный с формированием у будущих бакалавров социальной работы представлений о рефлексивном мышлении. Побудительным основанием для этого стали результаты исследования В.В. Скубаева, который показал результативные практики применения социальными работниками рефлексивных умений [5]. Именно рефлексия позволяет устанавливать причинно-следственные связи между принимаемыми решениями и их последствиями, находить альтернативные и более эффективные способы деятельности и определять ее перспективы. Совершенно очевидно, что рефлексивные умения существенно увеличивают профессиональные возможности будущих бакалавров социальной работы в условиях и ситуациях морального выбора.

Для того, чтобы более результативно обеспечивать актуализацию и формирование указанных психолого-педагогических знаний, нами предлагается использовать кейс-метод. Преимущества и методические особенности применения данного метода в профессиональном образовании достаточно широко представлены в научной литературе. Мы бы хотели обратить внимание на исследование М.П. Целых, в котором раскрываются опыт и перспективы использования данного метода в отечественной и зарубежной практике подготовки социальных работников [8].

Специально подчеркнем, что изложенные в данной и некоторых других статьях преимуще-

ства кейс-метода говорят в пользу его большого прикладного значения при освоении психолого-педагогических знаний, обеспечивающих направленность будущих бакалавров социальной работы к участию в волонтерских практиках. В основе волонтерских практик находятся различные виды внеучебной деятельности будущих бакалавров социальной работы, организуемые и осуществляемые на самоуправляемой основе. В качестве содержания такой деятельности выступает многообразие значимых с социальной точки зрения услуг и помощи населению, которые предоставляются на добровольной основе. Также многообразными могут быть формы волонтерской деятельности. Наибольшее распространение получили такие формы, как социальное проектирование, разработка интеллектуально-творческих продуктов, социальная практика, социальное просвещение и т.д.

Осваивая практику решения изложенных в кейсах ситуаций или проблем, будущие бакалавры социальной работы приобретают основу для того, чтобы проверить и применить свои психолого-педагогические знания. Появляется возможность опереться на данные знания при осуществлении анализа принятых решений, сравнении их с альтернативными вариантами развития событий, моделирования возможных последствий.

Второе педагогическое условие связано с использованием метода моральных дилемм для развития социального опыта будущих бакалавров социальной работы. Применение данного метода предполагает решение задач нравственно-этического плана, содержание которых основывается как на реальных, так и выдуманных ситуациях. Практика подтверждает, что решение таких задач заметно отражается на быстроте принятия решений, развитии критического мышления и нравственных чувств.

Методические особенности применения метода моральных дилемм в нравственном воспитании студентов раскрывает Н.И. Холод [9]. Изложенная ею практика строится на материале английского языка, изучаемого студентами в вузе. При этом дилемма представляет собой ситуацию, вызывающую значительные трудности в части осуществления выбора какого-либо решения. Более того, такие ситуации имеют непосредственное отношение к внутреннему миру человека, что и определяет их моральную направленность. Нравственно-этетическая ситуация, определяющая моральную дилемму, заставляет проводить анализ всех ее контекстов, в том числе с позиции существующих моральных норм и правил.

Преимуществом метода моральных дилемм является его универсальность. Он может использоваться в качестве самостоятельной проблемной ситуации, а также в качестве составной части кейс-задания. Кроме того, метод вполне уместен и на этапе рефлексии приобретенного социального опыта. Последнее, например, может найти, выражение в случаях, когда будущие бакалавры

социальной работы описывают не только положительные результаты и успехи участия в волонтерских практиках, но и затруднения или проблемы, преодоление которых потребовало от них ответственного морального выбора.

Мы уже отмечали, что содержательную поддержку для проектирования нравственно-этических задач могут обеспечивать как реальные, так и выдуманные ситуации. Главное требование заключается в том, чтобы в нравственно-этической задаче описывалась ситуация в сфере человеческих отношений. В этом плане богатую основу для проектирования такого рода ситуаций создают материалы художественного кино, где представлены ситуации сложного морального выбора героев.

Таким образом, можно утверждать, что методически правильное использование метода моральных дилемм, методически продуманные способы конструирования нравственно-этических задач позволяют создавать, так называемый «эффект участия». В результате решения таких задач будущие бакалавры социальной работы испытывают эмоции, сходные тем, которые переживают конкретные участники описываемых в задачах событий. Совершенно очевидно, что подобный подход, при котором будущие бакалавры социальной работы видят себя на месте реальных участников ситуаций нравственно-этического выбора, положительно отражается на совершенствовании их социального опыта.

На основе выделенных педагогических условий была разработана методика воспитания у будущих бакалавров социальной работы моральной ответственности. Она проходила экспериментальную проверку в Чеченском государственном университете. В экспериментальную выборку вошли 47 студентов данного университета, которые проходили профессиональную подготовку по направлению 39.03.02 Социальная работа. Оценка эффективности методики осуществлялась по таким критериям моральной ответственности, как ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный. Установленная положительная динамика в критериях моральной ответственности студентов экспериментальной группы дала основания сделать вывод о высокой эффективности методики и возможности ее применения в широкой практике профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы.

Таким образом, воспитание у будущих бакалавров социальной работы моральной ответственности является важным и перспективным направлением совершенствования процесса их профессиональной подготовки. В основе моральной ответственности лежит устойчивое эмоционально-ценностное отношение к деятельности по социальному обеспечению населения, умение осуществлять выбор эффективных профессиональных решений и анализировать их последствия, способность осуществлять рефлексию своей деятельности с точки зрения норм и принци-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

пов общественной морали. При этом сам процесс воспитания моральной ответственности определяется в статье в качестве самостоятельного аспекта профессионального воспитания будущих бакалавров социальной работы. Для него характерно целенаправленное и систематически осуществляемое воздействие на их сознание, ценностный ряд и поведение. Ожидаемым результатом профессионального воспитания служит моральная ответственность. В качестве педагогических условий успешной организации данного процесса называется развитие внутренней готовности будущих бакалавров социальной работы к осуществлению волонтерской деятельности, а также использование метода моральных дилемм для развития их социального опыта. Методика воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы показала свою высокую эффективность в процессе апробации в Чеченском государственном университете.

Литература

1. Алферова Е.И., Зеер Э.Ф. Психологические особенности ответственности учителей в процессе профессионального становления // Образование и наука. - 2007. - № 6. - С. 59-70.

2. Волкова Т.К. К вопросу о развитии ответственности учителя в общеобразовательной школе // Научная жизнь. - 2010. - № 4. - С. 108110.

3. Котенёва Е.Б. Психологические аспекты изучения успешности профессиональной деятельности и ее показатели в деятельности социальных работников // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2012. - № 3. - С. 12-16.

4. Плешакова О.В. Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника // Вестник Башкирского университета. - 2007. - № 3. - С. 208-211.

5. Скубаев В.В. Роль рефлексии на пути профессиональной деятельности социального работника // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2010. - № 15. - С. 43-47.

6. Слободина, С.Н., Лопаткин В.М. Факторы, влияющие на совершенствование профессиональной деятельности социальных работников // Сибирский педагогический журнал. -2007.- № 2. - С. 133-137.

7. Суслова Н.В. К вопросу о профессиональной ответственности педагога-музыканта // Музыкальное искусство и образование. - 2020. -№ 3. - С. 129-148.

8. Целых М.П. Кейс-метод в профессиональной подготовке социальных работников США // Из-

вестия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2005. - № S12. -С.134-142.

9. Холод Н.И. Моральные дилеммы как средство нравственного воспитания студентов при обучении иностранному языку // Ярославский педагогический вестник - 2016. - № 3. - С. 6871.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATION OF FUTURE BACHELORS SOCIAL WORK MORAL RESPONSIBILITY

Khadzhimuradova T. Kh.

Chechen State University

In terms of improving and improving the quality of professional training of future bachelors of social work, the necessity of fostering moral responsibility in them is substantiated. Moral responsibility is considered as an attributive characteristic of the professional activity of specialists, helping professions and a factor in the qualitative implementation of functions of social security by future social workers. The essential signs of moral responsibility in relation to labor activity in the segment of social work have been determined. The pedagogical conditions for the upbringing of moral responsibility in future bachelors of social work in the process of vocational training at a university have been substantiated. The emphasis is made on the development of the internal readiness of this category of future specialists to carry out volunteer activities, as well as the use of the method of moral dilemmas to develop their social experience. The methodological features of the application of these pedagogical conditions in the practice of professional education of future bachelors of social work are shown.

Keywords: social work, future bachelors of social work, moral responsibility, professional education, volunteer practices, moral dilemma.

References

1. Alferova E. I., Zeer E.F. Psychological features of teachers' responsibility in the process of professional formation, Education and Science, 2007, No. 6, pp. 59-70.

2. Volkova T.K. The development of the responsibility of the teacher in the general education school, Scientific Life, 2010, No. 4, pp. 108-110.

3. Koteneva E. B. Psychological aspects of studying the success of professional activity and its indicators in the activities of social workers, North Caucasus Psychological Bulletin, 2012, No. 3, pp. 12-16.

4. Pleshakova O.V. The components of psychological readiness for professional activity of a social worker, Bulletin of Bashkir University, 2007, No. 3, pp. 208-211.

5. Skubaev V.V. The role of reflexion on the way of professional activity of a social worker, Psychology and Pedagogy: Methodology and Problems of Practical Application, 2010, No. 15, pp. 43-47.

6. Slobodina S. N., Lopatkin V.M. Factors influencing the improvement of professional activity of social workers, Siberian Pedagogical Journal, 2007, No. 2, pp. 133-137.

7. Suslova N.V. The question of the professional responsibility of the teacher-musician, Musical Art and Education, 2020, No. 3, pp. 129-148.

8. Tselikh M.P. Case method in the professional training of social workers in the United States, News of Higher Education Institutions. North Caucasus region. Series: Social Sciences, 2005, No. S12, pp. 134-142.

9. Kholod N.I. Moral dilemmas as a means of moral education of students in teaching a foreign language, Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2016, No. 3, pp. 68-71.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.