Научная статья на тему 'Педагогическая стратегия формирования профессиональной устойчивости у студентов - будущих бакалавров социальной работы'

Педагогическая стратегия формирования профессиональной устойчивости у студентов - будущих бакалавров социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахабова С.А.

Определена роль профессиональной устойчивости в обеспечении конкурентных преимуществ будущих бакалавров социальной работы. Исходя из анализа теоретических источников, выделены ее существенные признаки. Представлена педагогическая стратегия формирования профессиональной устойчивости на примере подготовки будущих бакалавров социальной работы в вузе. Определены ее целевые установки, описаны этапы реализации цели и задач. Охарактеризованы педагогические условия реализации стратегии: использование потенциала волонтерской и благотворительной деятельности; освоение практики взаимодействия со средствами массовой информации с целью привлечения внимания населения к различным социальным проблемам; ознакомление с успешными отечественными и зарубежными практиками популяризации опыта социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахабова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая стратегия формирования профессиональной устойчивости у студентов - будущих бакалавров социальной работы»

Педагогическая стратегия формирования профессиональной устойчивости у студентов - будущих бакалавров социальной работы

Вахабова Селима Асламбековна,

старший преподаватель кафедры «Теория и технология социальной работы», Чеченский государственный университет, metod-08@mail.ru

Определена роль профессиональной устойчивости в обеспечении конкурентных преимуществ будущих бакалавров социальной работы. Исходя из анализа теоретических источников, выделены ее существенные признаки. Представлена педагогическая стратегия формирования профессиональной устойчивости на примере подготовки будущих бакалавров социальной работы в вузе. Определены ее целевые установки, описаны этапы реализации цели и задач. Охарактеризованы педагогические условия реализации стратегии: использование потенциала волонтерской и благотворительной деятельности; освоение практики взаимодействия со средствами массовой информации с целью привлечения внимания населения к различным социальным проблемам; ознакомление с успешными отечественными и зарубежными практиками популяризации опыта социальной работы.

Ключевые слова: профессиональная устойчивость, социальная работа, будущие бакалавры социальной работы, педагогическая стратегия.

о

Е

£

СП

0

ео

01 г

Основная идея данной статьи поддерживается положением о том, что в числе профессионально и личностно важных качеств будущих бакалавров социальной работы в последние годы вполне обосновано на передний план выдвигается профессиональная устойчивость. Ее наличие у социальных работников дает им возможность благополучно форсировать неблагоприятные воздействия различных профессиональных факторов, которые с высокой долей вероятности присутствует в деятельности по социальному обслуживанию населения. Профессиональная устойчивость способствует успешному осуществлению коммуникации с различными категориями клиентов, помогает преодолевать потенциально возможные манипуляции и давлении со стороны различных групп населения, а также нивелировать эскалацию конфликтов. Также имеются данные, в соответствии с которыми специалисты, обладающие хорошо сформированной профессиональной устойчивостью, в меньшей степени предрасположены к профессиональным деструкциям, деформации и профессиональному выгоранию. Поэтому формирование профессиональной устойчивости представляется актуальной и перспективной задачей образовательных организаций высшего образования, которые осуществляют подготовку будущих бакалавров социальной работы. Профессиональная устойчивость, сформированная у них еще на этапе подготовке в вузе, даст им великолепную возможность качественно и на высоком уровне осуществлять социальную поддержку различных групп населения.

В понимании профессиональной устойчивости мы придерживается позиции ряда авторов, которые исследуют ее с различных точек зрения, выделяя при этом многообразие существенных признаков. Например, Л.П. Гадзаова профессиональную устойчивость современных студентов исследует во взаимосвязи с межкультурной компетентностью. Это позволяет ей в интерпретации профессиональной устойчивости высветить единство знаниевой и личностно-креативной составляющей. Причем личностно-креативная составляющую позиционируется как умение гибко ориентироваться в современной объективной реальности, оперативно, творчески и при этом прагматично подхо-

дить к решению различного рода задач, прежде всего, проблемных [1].

И.А. Клюшникова в трактовке профессиональной устойчивости будущих учителей ОБЖ смещает акценты на рассмотрение «совокупности профессионально-педагогических знаний и умений, мотивационных и эмоционально-волевых качеств личности» [2, с. 9]. При этом подчеркивается, что наличие данных качеств у специалиста способствуют успешному осуществлению деятельности на протяжении длительного времени, сохраняя работоспособность и интерес к ней. Интересным представляет разворот автора к продолжительной мотивации к деятельности. Совершено очевидно, что сформированная профессиональная устойчивость будет существенным основанием для профилактики профессионального выгорания у учителя.

Н.Е. Мажар в толковании профессиональной устойчивости учителя особое внимание обращает на стабильность его профессиональных намерений, интересов и направленности личности [3].

К исследованию профессиональной устойчивости учителя обращается также В.В. Гузь. В соответствии с его позицией данное профессионально-личностное качество обнаруживается в стабилизации ценностных оснований, а также волевых и эмоциональных состояний [4, с. 10].

Ракурс исследования Е.А. Журавлевой несколько ближе к предмету нашей статьи. Она анализирует профессиональную устойчивость у социальных педагогов. Ее прочтение профессиональной устойчивости характеризуется выделением в данном интегральном качестве личности когнитивно-операциональной, эмоционально-волевой и мотивационной составляющих [5].

Интерес для нас представляет также позиция В.А. Кучера в силу того, что он обращается к профессиональной устойчивости специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в экстремальных условиях. Отметим, что деятельность социальных работников характеризуется такими же профессиональными началами. Определяя соответствующее понятие, В.А. Кучер использует когнитивные и поведенческие основания деятельности специалиста [6]. Причем в числе поведенческих оснований он выделяет представления и знания будущих офицеров о содержании и характере предстоящей деятельности. А поведенческие основания связывает с навыками и возможными моделями поведения.

В целом, можно констатировать интегративный характер профессиональной устойчивости, ее направленность на обеспечение успешного осуществления человеком профессиональных задач. Уточнение понятия профессиональной устойчивости для будущих бакалавров социальной работы основывается на понимании характеристик и особенности их профессиональной деятельности.

Опираясь на соответствующие профессиональные стандарты для специалистов социальной сферы, мы выделили следующие особенности деятельности будущих бакалавров:

- оказание социальной помощи лицам, которые в силу тех или иных причин пребывают в сложной жизненной ситуации;

- взаимодействие с различными категориями людей, многие из которых подходят под описание «сложный контингент» (инвалиды, пожилые граждане, осужденные лица, жертвы насилия и т.п.);

- осуществление комплексной социальной помощи, предполагающей наличие психолого-педагогических, медицинских и юридических знаний.

Исходя из этого, нами определены ведущие характеристики профессиональной устойчивости будущих бакалавров рассматриваемого сегмента профессиональной жизнедеятельности. Сюда включены: умение и способности противостоять профессиональным деструкциям и стрессовым состояниям; демонстрация моральной устойчивости и гибкости, способность отражать негативное внешнее воздействие, а также осуществлять влияние на него; высокий уровень самоорганизации, саморегуляции и работоспособности, а также устойчивое желание к самосовершенствованию в профессиональной сфере; наличие моральной силы и эмоциональной уравновешенности, стойкости волевой сферы, а также развитые коммуникативные качества.

Полагаем, что выделенные признаки дают наиболее полное представление о профессиональной устойчивости будущих бакалавров социальной работы. Однако отметим, что данное профессионально-личностное качество дает возможность обеспечивать на протяжении длительного времени стабильную мотивацию, оптимальную личностную мобильность и устойчивость к различного рода социальным фрустраторам, которые с избытком представлены в социальной работе.

В научной литературе представлены различные стратегии формирования профессиональной устойчивости. Причем соответствующие стратегии изучаются на примере профессиональной подготовки будущих специалистов различных отраслей профессиональной жизнедеятельности. Например, З.К. Каргиева, исследует факторы формирования профессиональной устойчивости у будущих педагогов. В их числе она выделяет: направленность студентов на формирование академической успешности; устойчивость морального удовлетворения выбранным аспектом профессиональной деятельности; нацеленность на овладение коммуникативными и организаторскими качествами [7].

Д.Т. Хацаевой развивает позиции З.К. Каргие-вой, делая возможным их применение по отношению к будущих врачам. При этом, наряду с выше названными факторами, она также указывает на значимость когнитивного компонента у будущих врачей. В качестве доказательной базы она приводит положение о том, что жизнь и здоровье пациентов всецело зависит от знаниевой основы профессиональной деятельности врача [8].

В педагогической стратегии формирования профессиональной устойчивости у менеджеров Е.Н. Холодова делает большую ставку не только

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

ео

01 г

на развитие профессионализма личности, но и на развитие профессионализма деятельности. Отмечается заметная роль в этом процессе информационной основы профессиональной деятельности, оптимизация условий трудовой деятельности менеджеров и ее организации [9].

Е.М. Николаева в педагогической стратегии формирования профессиональной устойчивости у специалистов, работающих в ГПС МЧС России, выделяет несколько этапов. На первом этапе основное внимание отводится развитию психофизиологической устойчивости, а также общей выносливости. Ресурсы подготовки на данном этапе сосредоточены и на развитии умения форсировать различного рода естественные и искусственные барьеры. На втором этапе развиваются навыки быстрого действия в коллективе или группе, формируется ловкость, а также ряд волевых и эмоциональных качеств. Третий этап связан с освоением техник профессиональной деятельности по ликвидации различного рода естественных и природный стихий. Отводится внимание развитию устойчивости к стрессу и страху, причем на фоне возможной высокой степени утомления [10].

С точки зрения построения педагогической стратегия формирования профессиональной устойчивости ближе представляет подход Е.М. Николаева, так как он более структурирован. В нашем же случае построение педагогической стратегии мы сочли нужным начать с определения ее целевых оснований. Так, в частности, в определении цели соответствующей стратегии мы сделали упор на использовании содержательных и организационно-педагогических ресурсов профессиональной подготовки в вузе для развития у студентов, обучающихся по направлению 39.03.02 Социальная работа, на формировании профессиональной мотивации, совершенствовании социальной мобильности, обеспечении продуктивной работоспособности. Предполагается, что сфор-мирмированные личностно-профессиональные качества будут достаточны для осуществления основной деятельности по обеспечению социальной поддержки граждан и при этом быть устойчивыми к социальным фрустраторам.

В педагогической стратегии нами выделены три этапа. На первом этапе внимание фокусировалось на систематизации у студентов представлений о профессиональной устойчивости как явлении и профессиональной характеристике. Причем в понимании профессиональной устойчивости как характеристики студенты опирались на требования профессиональных стандартов. Также на этом этапе значительное место отводилось определению способов развития профессиональной мотивации у студентов. Кроме того, обращалось внимание на формирование у будущих бакалавров социальной работы устойчивого желания самосовершенствоваться как в личностном, так и профессиональном плане.

На втором этапе осуществляется определение дисциплин учебного плана, в большей степени обладающих педагогических потенциалом для

формирования профессиональной устойчивости. В числе такого рода дисциплин: «Социальная работа с молодежью», «Социальная работа с пожилыми людьми», «Гендерология и феминология», «Семьеведение». Данные дисциплины позволяют студентам глубоко разобраться в возрастных особенностях граждан, требующих социальной поддержки и сопровождения. Дисциплины «Этические основы социальной работы», «Правовые основы социальной работы», «Экономические основы социальной работы», «Социология социальной работы», «Психология социальной работы», «Юве-нология» позволяют расширить представления будущих бакалавров социальной работы в части этических, психолого-педагогических и юридических основ социальной работы. Дисциплины «Технология социальной работы», «Система социального мониторинга», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» позволяют расширить у студентов набор техник и приемов социальной работы с различными категориями граждан.

В границах второго этапа также проводится выбор способов оптимизация образовательного процесса посредством включения современных образовательных технологий. В числе таких технологий нами выделены цифровые, здоровьесберегающие, визуально-графические, тренинговые технологии. Особо отметим потенциал визуально-графических технологий, которые уместно применять наряду с цифровыми инструментами. Целесообразность применения таких технологий обусловливается психологическими особенностями современного человека. А именно неустойчивым вниманием, оперированием большими объемами информации, повышенной утомляемостью. Соответственно, чтобы наиболее эффективно усвоить материал, будет полезно его переработать в наглядные модели. Это могут быть схемы, пиктограммы, различные анимации. Такая систематизация информации, с одной стороны, лучше воспринимается, а, с другой стороны, лучше запоминается.

Третий этап предполагает активное применение в образовательном процессе различных методов формирования профессиональной устойчивости. В числе наиболее продуктивных методов мы бы назвали решение ситуационных задач, выполнение кинезиологических упражнений, использование дыхательных техник, тренинговые техники, мозговой штурм, дебаты, самоанализ своих знаний и компетенций и др.

Важным дополнением к педагогической стратегии формирования профессиональной устойчивости у будущих бакалавров социальной работы являются педагогические условия. Первое условие состоит в использовании потенциала волонтерской и благотворительной деятельности. Речь идет, естественно, о приобретении студентами опыта такого рода деятельности уже на этапе профессионального обучения в вузе. Это, как показывает проведенное нами исследование, стимулирует развитие у будущих бакалавров нравственных и этических качеств, а также устойчивой

мотивации к предстоящей профессиональной деятельности.

Второе педагогическое условие касается использования потенциала средств массовой информации с целью привлечения внимания населения к различным социальным проблемам. В данном случае предполагается формирование у студентов практики взаимодействия со средствами массовой информации именно в плане достижения указанной целевой установки. Нетрудно предположить, что это способствует совершенствованию коммуникативных навыков студентов, причем в части взаимодействия с различными группами населения, в том числе попадающих под описание «сложный контингент». Отметим, что в последнем случае появляется реальная возможность масштабировать информацию о нужной помощи населению именно посредством взаимодействия со средствами массовой информации.

Третье педагогическое условие допускает возможность привлекать будущих бакалавров социальной работы к ознакомлению с удачными практиками популяризации опыта социальной работы. Причем речь может идти об удачном опыт или практике социальной работы, существующем не только в нашей стране, но и за рубежом. Мы полагаем, что осуществление данного условия является надежным способом преодоления эмоционального выгорания будущих специалистов, поскольку видится в плане развития эмоционально-волевой регуляции. Также подчеркнем, что реализация данного условия может быть идентифицирована со стороны населения как реальная имиджевая составляющая социальной службы и, соответственно, способствует повышению меры доверия к работникам социальной сферы.

Педагогическая стратегия проходила апробацию на базе Чеченского государственного университета. В эмпирическом исследовании приняло участие 145 студентов, которые проходили профессиональную подготовку по направлению 39.03.02 Социальная работа. Полученные экспериментальные данные подтвердили высокую эффективность педагогической стратегии формирования профессиональной устойчивости у будущих бакалавров социальной работы. Были даны рекомендации по широкому ее использованию в системе профессиональной подготовки будущих социальных работников. Отдельные элементы педагогических стратегии рекомендовались для использования в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки практикующих социальных работников.

Таким образом, в статье представлена педагогическая стратегия формирования профессиональной устойчивости у будущих бакалавров социальной работы. Определены ее целевые установки, описаны этапы реализации цели и задач. Охарактеризованы педагогические условия реализации стратегии. Эффективность педагогической стратегии подтверждена данными экспериментальной работы.

Литература

1. Гадзаова, Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза / Л.П. Гадзаова. - Владикавказ: Изд-во Северо-Осетинского гос. ун-та им. К. Л. Хетагурова, 2015. - 150 с.

2. Клюшникова, И.А. Формирование профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А. Клюшникова. - Ставрополь, 2005. -193 с.

3. Мажар, Н.Е. О профессиональной устойчивости социально активной личности учителя / Н.Е. Мажар // Формирование социально активной личности учителя. - М., 1986. - С. 31-55.

4. Гузь, В.В. Формирование профессионально личностной устойчивости учителя: дис. . канд. пед. наук / В.В. Гузь. - М., 2007. -195 с.

5. Журавлева, Е.А. Формирование профессиональной устойчивости социального педагога в условиях обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Журавлева. - М., 2004. - 277 с.

6. Кучер, В.А. Формирование профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск МВД РФ в образовательной среде современного военного вуза: дис. д-ра пед. наук / В.А. Кучер. -Владикавказ, 2012. - 432 с.

7. Каргиева, З.К. Формирование профессиональной устойчивости студентов университета -будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / З.К. Каргиева. - Ленинград, 1983. - 186 с.

8. Хацаева, Д.Т. Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинских вузов -будущих врачей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Д.Т. Хацаева. - Владикавказ, 2000. - 129 с.

9. Холодова, Е.Н. Психолого-педагогические факторы развития профессиональной устойчивости менеджеров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.Н. Холодова. - Владикавказ, 2003. - 130 с.

10. Николаева, Е.М. Методика развития профессиональной устойчивости у сотрудников ГПС МЧС России к эффективному выполнению слу-жебно-боевых задач: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.М. Николаева. - СПб., 2010. - 23 с.

Pedagogical strategy of professional sustainability formation

among students - future bachelors of social work Vakhabova S.A.

Chechen State University

The role of professional sustainability in ensuring competitive advantages of future bachelors of social work is defined. Its significant features are highlighted based on the analysis of theoretical sources. The pedagogical strategy of professional stability formation on an example of training of the future bachelors of social work in higher education institution is presented. Its objectives are defined. And the stages of implementing the goal and objectives are described. The pedagogical conditions of the strategy implementation are described: using the potential of volunteer and charitable activities; mastering the practice of interaction with the mass media in order to attract the attention of the population to various social problems; familiarization with successful domestic and foreign practices of popularization of social work experience. Keywords: professional sustainability, social work, future bachelors of social work, pedagogical strategy.

о о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

0

01 n А ы О и А X X m

7. Kargieva, Z.K. Formation of professional stability of university

students - future teachers: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.01 / Z.K. Kargieva. - Leningrad, 1983.- 186 p.

8. Khatsaev, D.T. The development of professional stability in stu-

dents of medical universities - future doctors: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.01 / D.T. Khatsaev. - Vladikavkaz, 2000 .-- 129 p.

9. Kholodova, E.N. Psychological and pedagogical factors of devel-

opment of professional stability of managers: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.01 / E.N. Kholodova. - Vladikavkaz, 2003 .-130 p.

10. Nikolaev, E.M. The methodology for the development of professional sustainability among the employees of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia for the effective performance of service and combat missions: author. dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.08 / E.M. Nikolaev. - SPb., 2010 .-23 p.

Vladikavkaz, 2012 .-- 432 p.

o

E

£

en ^

0 w

eo

01 Z

References

1. Gadzaova, L.P. Formation of intercultural competence and pro-

fessional stability of a new generation of university students / L.P. Gadzaova. - Vladikavkaz: Publishing house of the North Ossetian state. University of them. K.L. Khetagurova, 2015 .-150 p.

2. Klyushnikova, I.A. Formation of professional stability of students

to pedagogical activity: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.08 / I.A. Klyushnikov. - Stavropol, 2005 .-- 193 p.

3. Mazhar, N.E. On the professional stability of the socially active

personality of a teacher / N.E. Mazhar // Formation of a socially active teacher's personality. - M., 1986. - S. 31-55.

4. Guz, V.V. The formation of professionally personal stability of a

teacher: dis. ... cand. ped sciences / V.V. Goose. - M., 2007. -195 p.

5. Zhuravleva, EA Formation of professional sustainability of a so-

cial educator in the conditions of study at a university: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.08 / E.A. Zhuravleva. - M., 2004 .-277 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The coachman, V.A. Formation of professional stability of officers

of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the educational environment of a modern military university: dis. Dr. ped. sciences / V.A. Coachman. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.