Научная статья на тему 'Движущие силы формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы'

Движущие силы формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / STUDENTS / PEDAGOGICAL CULTURE / FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK / DRIVING FORCES / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимов Юсуп Муслимович, Гантемирова Залинаэмидиевна

Статья раскрывает вопрос формирования у студентов (будущих бакалавров социальной работы) педагогической культуры. На основе анализа современных нормативных документов в области образования доказана необходимость совершенствования профессиональных компетенций студентов в данной части. Проводится обзор научных исследований в аспекте определения понятий педагогическая культура, профессиональная культура. Выявлена специфика профессиональной деятельности бакалавров социальной работы, исходя из анализа содержания профессиональных стандартов в области социальной сферы. Представлено авторское определение понятия «педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы». Исследованы особенности формирования педагогической культуры бакалавров в вузе. Выявлены характеристики движущих сил развития личности, на основе которых определены ведущие факторы формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимов Юсуп Муслимович, Гантемирова Залинаэмидиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The driving forces behind the formation of a pedagogical culture for future bachelors of social work

The article reveals the issue of formation of pedagogical culture among students (future bachelors of social work). The necessity of perfection of professional competences of students in this part is proved on the basis of the analysis of modern normative documents in the field of education. The review of scientific researches in the aspect of definition of pedagogical culture, professional culture is conducted. The specifics of professional activity of bachelors of social work based on the analysis of the content of professional standards in the field of social sphere are revealed. The author's definition of the concept of pedagogical culture of future bachelors of social work is presented. The formation features of professional culture of bachelors in the university are investigated. Characteristics of the driving forces of personality development are revealed. Driving forces of formation of pedagogical culture of the future bachelors of social work are revealed.

Текст научной работы на тему «Движущие силы формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы»

Движущие силы формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы

Ибрагимов Юсуп Муслимович,

ассистент кафедры теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», s-rakhmat@list.ru

Гантемирова ЗалинаЭмидиевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», gantemirova@mail.ru

Статья раскрывает вопрос формирования у студентов (будущих бакалавров социальной работы) педагогической культуры. На основе анализа современных нормативных документов в области образования доказана необходимость совершенствования профессиональных компетенций студентов в данной части. Проводится обзор научных исследований в аспекте определения понятий педагогическая культура, профессиональная культура. Выявлена специфика профессиональной деятельности бакалавров социальной работы, исходя из анализа содержания профессиональных стандартов в области социальной сферы. Представлено авторское определение понятия «педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы». Исследованы особенности формирования педагогической культуры бакалавров в вузе. Выявлены характеристики движущих сил развития личности, на основе которых определены ведущие факторы формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы.

Ключевые слова: студенты, педагогическая культура, будущие бакалавры социальной работы, движущие силы, профессиональный стандарт.

Социальная сфера является самой насыщенной и противоречивой в области современных наук и общественных процессов. Поэтому специалисты социальной сферы должны быть достаточно грамотны во многих вопросах своей профессиональной деятельности. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа (уровень бакалавриата)» (от 12.01.2016 № 8) выпускники, освоившие программу, могут осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: социально-технологическая, организационно-управленческая, исследовательская и социально-проектная. Кроме того бакалавры социальной работы должны владеть и быть готовым к реализации педагогической деятельности. А это значит, что необходимо на этапе обучения в вузе очень эффективно подготовить студентов в области педагогической науки. Однако важно отметить, что, вышел новый профессиональный стандарт 5 февраля 2018 г., который существенно отличается от предыдущего. В частности, в нем указаны задачи следующих типов: социально-технологический; организационно-управленческий; проектный и научно-исследовательский. То есть не указывается педагогическая деятельность в чистом виде. Однако в новых ФГОС ВО прописан перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа. Это три стандарта: «Специалист по социальной работе» (03.001), «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» (03.006), «Специалист по работе с семьей» (03.009).

В данных документах подчеркивается, что будущий бакалавр социальной работы должен знать «основы педагогики, воспитания», «основы воспитания и развития детей в условиях институционализации» [9]. Также будущему бакалавру необходимо знать «социальную педагогику» [10]. Это указывает на важность педагогической компетентности будущего бакалавра социальной работы.

Вместе с тем, одних только теоретических знаний и практических умений в области педагогики в современном мире для осуществления педагогической деятельности недостаточно. Сегодня работников социальной сферы нередко критикуют за формальный подход к своей работе, отсутствие ценностных основ работы. Поэтому необходимо у будущих бакалавров социальной работы формировать педагогическую культуру. Причем такая культура должна иметь специфику с учетом особенностей профессиональной деятельности специалистов в области социальной работы. Поэтому уместно обратиться к обзору работ, посвященных вопросу педагогической культуры, особенностей ее формирования и специфике деятельности бакалавров социальной работы.

О.Е. Костенко раскрывает педагогическую культуру как органическое единство культурной самодеятельности социального субъекта, а также его ценности (духовные и материальные) [6]. Отмечается, что такие ценности

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

СП ^

о

сч

выступают результатом культурного преобразования не только субъекта, но и действительности его окружающей.

Б. Шомирзоев рассматривает педагогическую культуру не в обобщенном плане, а применительно к деятельности педагога. Раскрывая ее как элемент часть общечеловеческой культуры, который объединяет историко-культурный педагогический опыт, а также выступает регулятором сферы педагогического взаимодействия [13]. Ученый подчеркивает, что общество выступает совокупным субъектом педагогической культуры. Оно определяет направления процессов социализации личности, взаимодействие учителя и родителей, деятельность педагогических сообществ. В дальнейших публикациях данный ученый развивает свои положения о педагогической культуре, подчеркивая, что в ее центре находится личность ученика. Очень интересной является описываемая Б. Шомирзоевым созидательная сущность педагогической культуры [14], которая отражается в разрешении различных педагогических и социальных противоречий. Они связаны с противоречиями взаимодействия педагога с детьми современной эпохи, их ценностями, способностями, процессами социализации. Это вынуждает учителя интегрировать традиционные подходы и творческий поиск, быть подвижным, динамичным.

Мы полностью согласны, что педагогическая деятельность должна учитывать современные социальные контексты: виртуальные технологии, социальное неблагополучие определенных категорий граждан, увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Большое количество публикаций, посвященных педагогической культуре, можно обнаружить у В.Л. Бенина. Если их обобщить, то можно сделать следующий вывод. Педагогическая культура зависит от жизненного опыта учителя, его мудрости и знаний. Она включает в себя педагогическую этику, эстетику, мастерство и философское мировоззрение [2; 3]. Примечательно, что автором допускается значимость не только рациональных составляющих в педагогической культуре, но и иррациональных, а точнее интуиции. Получается, что учителю полезно не только знать элементарные основы обучения, воспитания и развития современных школьников, но и уметь прислушиваться к собственному чутью, внутреннему подсказчику (интуиции).

Таким образом, можно заключить, что педагогическая культура рассматривается как:

а) часть общей культуры общества и личности;

б) основывается на гуманистическом подходе и ценностных аспектах личности;

в) способствует качественному взаимодействию педагога с учеником, его родителями и коллегами;

г) включает в себя этические аспекты педагогической деятельности;

д) способствует новому типу мышления (творческому, креативному);

е) учитывает воздействие на детей современных социальных, технологических, экономических сфер.

Однако важно понимать, что педагогическая культура отличается у представителей различных профессий. Проанализируем область деятельности бакалавров социальной работы и научные работы, посвященные исследуемой теме. Изначально обратимся к ранее упоминаемым профессиональным стандартам, которые являются основополагающими запросами к современному бакалавру социальной работы. В таблице 1 в обобщенном плане обозначены направления деятельности будущих бакалавров социальной работы в зависимости от того, в каком аспекте они будут профессионально совершенствоваться.

Как видно из таблицы, у бакалавров социальной работы достаточно широкая область профессиональной

деятельности. Затрагивает она вопросы помощи детям, семьям и гражданам, а также социальным группам. Общеизвестно, что в большей степени бакалавр социальной работы осуществляет свою работу в области предупреждения или разрешения трудной жизненной ситуации граждан. Это говорит о том, что целесообразно осуществлять сопровождение бережно, осторожно, по принципу «Не навреди!». То есть педагогическая культура должна включать в себя глубокое понимание проблем людей и эффективных подходов оказания им помощи.

Таблица 1

Анализ профессиональных стандартов в области социальной

Специалист органа Специалист по Специалист по

опеки и работе с семьей социальной работе

попечительства ...

- предотвращение - помощь разным - оказание помощи

нарушений, типам семей, гражданам,

- защита прав, - выявление - помощь

интересов, гарантий семейного социальным

детей, неблагополучия, группам,

- надзор за - разработка - предупреждение

деятельностью программы или преодоление

опекунов и реабилитации, трудной жизненной

попечителей [9]. реинтеграции ситуации,

ребенка и семьи в - предоставление

социум, социальных услуг

- изменение или мер

отношений между социальной

членами семьи, поддержки [11].

- улучшение

социально-

психологической

обстановки в семье,

- повышение

родительской

ответственности

[10].

Также важно понимать не только характер испытываемых гражданами проблем, но и их возрастные и личностные особенности. Работая с детьми, нужно учитывать их возрастные характеристики (дошкольный, младший школьный или подростковый возраста) и советующие особенности этих периодов. Взаимодействуя со взрослыми, уместно принимать во внимание их личностные особенности. Они в старшем возрасте проявляются в большей мере, нежели возрастные. Хотя все эти аспекты взаимосвязаны. Итак, специфические особенности деятельности бакалавров социальной работы заключаются в:

а) предупреждении развития негативных последствий воздействия на человека различных факторов;

б) содействии гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

в) оказании социальной поддержки семьям;

г) защите прав детей, оказавшихся без попечения родителей.

Эти особенности должны влиять на педагогическую культуру будущего бакалавра социальной работы. По сути, речь идет о педагогической поддержке граждан, находящихся в сложных социальных условиях.

Стоит отметить, что феномен педагогической культуры бакалавров социальной работы слабо исследован в трудах ученых. В большей степени говорится об их профессиональной культуре. Н.А. Бочарникова рассматривает профессиональную культуру бакалавра социальной работы в двух планах: внутреннем и внешнем [4]. В первом плане - как накопленный им социальный опыт, составная часть социальной работы, а также эмоционально-чувственное к ней отношение (внутренняя куль-

тура). Во втором плане - как индивидуальный стиль профессиональной деятельности, интегрирующий социально-педагогический компонент и отношенческие вещи (внешняя профессиональная культура).

А.П. Поздняков, описывая профессиональную культуру специалиста социальной работы, выделяет два блока: профессионально-технологический и социально-нравственный. Первый образуют компетентность, опыт, мастерство специалиста социальной работы. А второй (социально-нравственный) включает в себя ценностные ориентации, волевые, нравственные, творческие качества специалиста, его отношение как к процессу, так и результату социальной работы, а также его субъектам и объектам.

Итак, педагогическая культура будущего бакалавра социальной работы интегрирует его общую культуру и профессиональную, она является элементом, составляющей таких культур. На основании обзора работ, посвященных педагогической культуре специалистов, особенностей деятельности будущего бакалавра социальной работы и изучения профессиональной культуры, можно сформулировать определение. Педагогическая культура будущего бакалавра социальной работы представляет собой интегративное личностно-профессиональное образование, включающее в себя целенаправленную мотивированную деятельность специалистов, ориентированную на оказание педагогической поддержки гражданам, испытывающим деструктивное влияние негативных факторов. Педагогическая культура включает в себя сочетание морально-нравственных и профессионально-педагогических качеств личности.

Следует подчеркнуть, что это сложное личностно-про-фессиональное образование, которое не формируется само по себе. Поэтому необходимо создать на этапе обучения в вузе определенную среду, способствующую формированию педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы. Иными словами, важно определить движущие силы такого формирования. Мы проанализировали ряд исследований, которые раскрывают характер образовательного процесса в вузе, ориентированного на развитие профессиональной культуры студентов социального профиля. Остановимся на двух, в наибольшей степени представляющих такие движущие силы.

Н.Е. Строгова описывает компоненты образовательного пространства педагогического университета, влияющие на формирование профессиональной культуры будущих бакалавров, но педагогического образования (таблица 2).

Н.Е. Строгова утверждает, что системообразующим компонентом образовательной системы вуза является погружение студентов в профессиональную культуру. Важно «запустить» для них процесс осмысливания ценностей, норм и образцов такой культуры [12]. Мы считаем, что данные выводы могут быть применимы и для определения движущих сил формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы. Интенсивное включение будущих бакалавров социальной работы в разнообразную жизнь вуза позволит им стать активными субъектами построения собственной жизненной и профессиональной карьеры. Это важно для осознания массы возможностей для формирования ценностных аспектов будущей трудовой деятельности.

А.П. Поздняков выделяет этапы формирования профессиональной культуры будущего специалиста социальной работы с 1 по 5 курс. В первые годы обучения осуществляется становление инвариантного блока культуры личности, ее общей культуры. На 1 и 2 курсе студенты осваивают социогуманитарный блок учебных дисциплин. На втором этапе происходит формирование профессиональной культуры. Студенты 2 и 3 курса изучают общепрофессиональный блок дисциплин. Это способствует

формированию профессиональной культуры, но без специализации. И, наконец, на третьем этапе (4-5 курс) формирование профессиональной культуры у будущего специалиста социальной работы определяется освоением специального блока предметов [8].

Таблица 2

Компоненты образовательного пространства, способствующие формированию профессиональной культуры

№ п/п Название компонента Содержание компонента формирования профессиональной культуры бакалавра

1. Информационн ый компонент Предметные и общепрофессиональные дисциплины, учебные программы, планы и факультативные курсы. Акцент на вариативной части учебных планов, содержательном наполнении внеаудиторной деятельности.

2. Деятельностны й компонент Организация аудиторной и внеаудиторной работы. Участие студентов в проектной, исследовательской, оздоровительной, творческой деятельности.

3. Социальный компонент Организация социальных отношений студентов в образовательной системе вуза. Выстраивание внутренних (обучающиеся, преподаватели, студенческие объединения) и внешних контактов.

4. Событийный компонент Совокупность событий в среде вуза (день открытых дверей, творческий отчёт, вечер встречи выпускников, посвящение в первокурсники).

5 Поведенческий компонент Единая траектория поведения, установившиеся нормы и правила поведения преподавателей и обучающихся, создающие благоприятной атмосферы, влияющей на рост профессиональной культуры студентов.

6 Эмоциональны й компонент Выстраивание отношений доверия, сотрудничества и эмпатии будущих бакалавров, что побуждает обучающихся чаще обращаться к личному опыту, осмысливать разные ситуации.

7 Материальный компонент Имидж и дизайн образовательной организации, государственная символика и собственные символы вуза. Информационные стенды структурных подразделений,технические средства (Интернет, видео- и аудиоматериалы и пр.).

8 Здоровьесберег ающий компонент Оптимальное составление расписания, учет физиологических возможностей студентов, активное включение студентов в оздоровительную деятельность.

Мы согласны, что формирование профессиональной культуры будущего бакалавра социальной работ это поэтапный процесс, основным потенциалом которого выступают учебные дисциплины. Эти аспекты применимы и к формированию педагогической культуры у студентов по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа (уровень бакалавриата)».

Однако важно определить движущие силы такого формирования. Под движущими силами развития понимается определенный механизм, выстроенный на внутренних противоречиях личности. Эти противоречия возникают под влиянием меняющихся социальных условий и ориентируют человека на новые способы поведения. Основное противоречие связано с возникающими новыми потребностями и средствами их удовлетворения, которыми владеет человек

о о и и т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А

ы о

и А

X X т

о с

СП ^

о

сч

[1]. В условиях определения движущих сил воспитания рассматриваются возможностями педагога для удовлетворения потребностей развития личности. Его задачей выступает инициация активности самого обучающегося регулирующей деятельностью педагога [5].

На основании выше изложенного, в качестве движущих сил формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы мы рассматриваем процесс выстраивания особой среды в вузе. В данной среде ведущую роль играет активизация потенциала различных учебных дисциплин социогуманитарных, общепрофессиональных и специализированных. При этом целесообразно задействовать не только учебный процесс, но и всю культурную среду вуза. Включение студентов в активную спортивную, творческую, коммуникативную, до-суговую, событийную деятельность будет способствовать эффективному процессу формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы.

При этом особое внимание уделяется процессу коммуникации между преподавателем и студентами, между самими обучающимися и их будущими работодателями, потребителями социальных услуг. Поэтому важную роль мы отводим и производственной практике, в которой будущие бакалавры осуществляют разного рода коммуникацию. В данных коммуникациях студенты осознают потребности граждан, влияние неблагоприятной социальной ситуации на них. Также это формирует понимание собственных возможностей и профессиональных дефицитов. По сути, это и порождает те противоречия, которые лежат в основе движущих сил развития личности и формирования необходимого профессионального качества. В данном случае педагогической культуры.

Итак, движущими силами формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы является наполненная событийными отношениями ценностно насыщенная и коммуникативно обогащенная среда современного вуза. Она должна учитывать запросы граждан и потенциальные возможности будущих бакалавров социальной работы, инициируя активную жизненную позицию студентов в развитии своей педагогической и общей культуры.

Таким образом, заключим, что профессиональная деятельность будущего бакалавра социальной работы связана с необходимостью использования педагогических подходов в работе с детьми, их родителями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для этого необходимо бакалавру владеть педагогической культурой. Под данным феноменом мы понимаем сложное личностно-профессиональное образование, интегрирующее в себе целенаправленную мотивированную деятельность специалистов, ориентированную на оказание педагогической поддержки гражданам, испытывающим деструктивное влияние негативных факторов. Для развития такой культуры необходимо активизировать движущие силы среды вуза. В качестве таких движущих сил формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы является наполненная событийными отношениями ценностно насыщенная и коммуникативно обогащенная среда современного вуза. Такая среда должна быть ориентирована на формирование активной жизненной позиции студентов в развитии своей педагогической и общей культуры. Основанная цель такой деятельности - это оказание педагогической поддержки в дальнейшем гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Литература

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937 с.

2. Бенин В.Л. Культура. Образование. Толерантность. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 192 с.

3. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: курс лекций. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2016. - 379 с.

4. Бочарникова Н. А. Формирование профессиональной культуры у бакалавров социальной работы // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2011. -№ 6 (73). - С. 31-36.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2005. - 173 с.

6. Педагогическая культура: кол. моногр. / отв. ред. В.Л. Бенин, В.В. Власенко. - СПб.: Эйдос, 2012. - 730 с.

7. Поздняков А.П. Профессиональная культура специалиста социальной работы: структура и этапы ее развития в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 7 (51). - С. 199-204.

8. Профессиональный стандарт «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» // Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 680н; URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/03.006.pdf (дата обращения: 06.12.2019).

9. Профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей» // Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 683н; URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/03.009.pdf (дата обращения: 08.12.2019).

10. Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» [Электронный ресурс] // Приказ Минтруда России от 22.10.2013 N 571н; URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/03.001.pdf (дата обращения: 12.12.2019).

11. Костенко О.Е. Понятие педагогической культуры // Вестник Омского университета. - 2000. - №.3. - С.117-120.

12. Строгова Н.Е. Влияние образовательного пространства университета на формирование профессиональной культуры будущих бакалавров педагогического образования // Мир науки, культуры, образования. - 2018.

- № 1(68). - С. 187-189.

13.Шомирзоев Б. Инновационная направленность и педагогическая культура современного учителя // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2010.

- № 4 (24). - С.91-99.

14. Шомирзоев Б.М., Хасанов Д.Р. Формирование культуры учителя в условиях развития инновационных технологий // Наука и школа. - 2014. - № 2. - С. 21-23.

The driving forces behind the formation of a pedagogical culture

for future bachelors of social work Ibragimov Yu.M., Gantemirova Z.E.

Chechen State University

The article reveals the issue of formation of pedagogical culture among students (future bachelors of social work). The necessity of perfection of professional competences of students in this part is proved on the basis of the analysis of modern normative documents in the field of education. The review of scientific researches in the aspect of definition of pedagogical culture, professional culture is conducted. The specifics of professional activity of bachelors of social work based on the analysis of the content of professional standards in the field of social sphere are revealed. The author's definition of the concept of pedagogical culture of future bachelors of social work is presented. The formation features of professional culture of bachelors in the university are investigated. Characteristics of the driving forces of personality development are revealed. Driving forces of formation of pedagogical culture of the future bachelors of social work are revealed.

Keywords: students, pedagogical culture, future bachelors of social

work, driving forces, professional standard. References

1. Bezrukova V.S. Fundamentals of spiritual culture (encyclopedic

dictionary of a teacher). - Yekaterinburg: Business Book, 2000. -937 p.

2. Benin V.L. The culture. Education. Tolerance. Ufa: Publishing

House of BSPU, 2011 .-- 192 p.

3. Benin V.L. Pedagogical culturology: course of lectures. 2nd ed.,

Erased. M .: FLINT, 2016 .-- 379 p.

4. Bocharnikova N. A. Formation of a professional culture among

bachelors of social work // Bulletin of the Trans-Baikal State University. - 2011. - No. 6 (73). - S. 31-36.

5. Kodzhaspirova G.M. Pedagogical Dictionary: for students of higher. and Wednesday ped textbook. institutions / G. M. Kodzaspirova, A. Yu. Kodzaspirov. - 2nd ed., Erased. - M.: Academia, 2005 .-- 173 p.

6. Pedagogical culture: count. monograph / holes ed. V.L. Benin, V.V.

Vlasenko. - St. Petersburg: Eidos, 2012 .-- 730 p.

7. Pozdnyakov A.P. Professional culture of a specialist in social work:

structure and stages of its development at a university // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. - 2007. - No. 7 (51). - S. 199-204.

8. Professional standard "Specialist of the guardianship and guardianship authority for minors" // Order of the Ministry of Labor of Russia of November 18, 2013 No. 680n; URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/03.006.pdf (accessed December 6, 2019).

9. Professional standard "Specialist in work with the family" // Order

of the Ministry of Labor of Russia of November 18, 2013 No. 683n; URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/03.009.pdf (accessed December 12, 2019).

10. Professional standard "Specialist in social work" [Electronic resource] // Order of the Ministry of Labor of Russia of 10.22.2013 N 571H; URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/03.001.pdf (accessed 12.12.2019).

11. Kostenko O.E. The concept of pedagogical culture // Bulletin of the Omsk University. - 2000. - No. 3. - S.117-120.

12. Strogova N.E. The influence of the educational space of the university on the formation of the professional culture of future bachelors of teacher education // World of Science, Culture, Education. - 2018 .-- No. 1 (68). - S. 187-189.

13. Shomirzoev B. Innovation orientation and pedagogical culture of a modern teacher // Uchenye Zapiski Khujand State University named after Academician B. Gafurov. Humanitarian sciences. -2010. - No. 4 (24). - S. 91-99.

14. Shomirzoev B.M., Khasanov D.R. The formation of the teacher's culture in the conditions of development of innovative technologies // Science and School. - 2014. - No. 2. - S. 21-23.

o

o

00

■o

m

5

m

X

X

o

m

n

m

b

A

-i

O

-i

X

£

m

O

X

o

m

O

01

■o

A

u

o

00

A

X

X

m

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.