8. Galimzyanov, Kh.M., Popov, E.A. and Storozhevа, Yu.A. (2017), Formation and assessment of competences in the process of mastering educational programs of the Federal State Educational Standards of Higher Education: scientific and methodological manual, Astrakhan.
9. Order of the Ministry of Labor of Russia dated (2014), On approval of the professional standard "Coach", no. 193n, available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.003.pdf (accessed 25 April 2019).
10. Letter of the Ministry of Sport of the Russian Federation (2014), Recommendations for the certification of coaches engaged in sports training, no. ВМ-04-10/2554, available at: https://www.min-sport.gov.ru/upload/docs/ metodirekomendac12052014.pdf (accessed: 25 April 2019).
11. Letter of the Ministry of Sports of the Russian Federation (2015), Guidelines for the certification of coaches engaged in sports training, no. ВМ-04-10/6609, available at: http://www.min-sport.gov.ru/2015/doc/ Pismo141015.pdf (accessed: 25 April 2019).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.05.2019
УДК 796.077.5
ПОЛИАТЛОН КАК ЭФФЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И
СПОРТ
Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут; Елена Павловна Скворцова, аспирант, Сергей Викторович Ботяев, аспирант, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, г. Петропавловск, Казахстан
Аннотация
В статье рассматривается проблема спортивной специализации студентов бакалавров специальности физическая культура и спорт. Выявляется, какое влияние оказывает на процессы формирования профессиональных компетенций у студентов бакалавров, специализация полиатлон. Проведен анализ и сравнение результатов успеваемости по всем дисциплинам учебного плана бакалавриата, а также результатов всех видов педагогических практик, между студентами спортивной специализации полиатлон и студентами занимающимися другими видами спорта или не определившихся со спортивной специализацией.
Ключевые слова: полиатлон, профессиональные компетенции, физическая культура и спорт, студент-бакалавр.
POLYATHLON AS EFFECTIVE DIRECTION IN BACHELORS' TRAINING TO THE PHYSICAL CULTURE AND SPORT SPECIALITY
Valery Leonidovich Botyaev, the doctor of pedagogic sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut; Elena Pavlovna Skvortsova, the post-graduate student, Sergey Viktorovich Botyaev, the post-graduate student, M. Kozybayev North Kazakhstan State University, Petropavlovsk, Kazakhstan
Annotation
The article deals with the problem of sports specialization of undergraduate students of the physical education and sports specialty. It revealed how polyathlon specialization influences on the processes of formation of professional competences from students of bachelors. The analysis and comparison of the results of academic performance in all subjects of the undergraduate curriculum, as well as the results of all types of pedagogical practices, between the students of the sports specialization polyathlon and students, engaged in other sports or those not defined with sports specialization, has been undertaken.
Keywords: polyathlon, professional competence, physical culture and sport, bachelor student.
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы совершенствования учебного процесса студентов бакалавров на различных направлениях подготовки наверно наиболее дискутируемая тема в печатных изданиях
последних лет. Специалистами предлагаются наиболее рациональные формы и методы организации учебного процесса в системе подготовки бакалавров. На направлении подготовки Педагогическое образование, направленность Физическая культура также обозначены проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели дисциплин спортивно-предметного блока. Одна из таких проблем - это понижающийся уровень двигательной подготовленности студентов первокурсников, имеется в виду не только низкий уровень физической подготовленности, но и уровень сформированное™ умений и навыков различных видов спортивной деятельности. Даже у спортсменов высокой квалификации эти умения и навыки ограничены своим видом спорта, уже никого не удивляет, что студент, например занимающийся единоборствами, не умеет правильно бегать или прыгать, а «игровики», совсем не владеют навыками выполнения простейших акробатических или гимнастических упражнений.
Проведенные нами ранее исследования показали, что современные студенты значительно уступают по уровню развития двигательных способностей своим оппонентам прошлых лет. И в большей степени, это разница, наблюдается в показателях развития координационных способностей, которые, в свою очередь, формируются только в активной мо-торно-двигательной деятельности. В последние годы усугубляется еще одна тенденция, все больше студентов не могут определиться со спортивной специализацией, которой они должны заниматься на протяжении всего периода обучения в вузе. Студенты прекрасно понимают, что, в этом возрасте, уже не смогут овладеть, например, гимнастическими упражнениями, или другими обязательными видами спорта. Этому есть и объективные причины, например, существующая ранее классификационная программа категории «Б» в гимнастике ушла в бытие, некогда пропагандируемая «командная» гимнастика, в которой проводились даже международные соревнования, также исчезла, или стала очень мастеровитой, имеется в виду участие в соревнованиях только спортсменов высокой квалификации. И такая ситуация складывается во многих видах спорта.
В вузах Казахстана данная проблема успешно решается с помощью очень популярного в республике вида спорта - полиатлон. Спорт, в котором технические навыки не играют столь большой роли как в единоборствах, спортивных играх или гимнастике, но, в тоже время, спортсмены полиатлонисты владеют техникой передвижения на лыжах, плавания, бега, знают специфику стрелковой подготовки, но самый большой плюс этого направления специализации - это всесторонняя физическая и многоборная техническая подготовка. Все это создает хороший фундамент для освоения большинства дисциплин спортивно-предметного блока и, в первую очередь, это касается дисциплин «Гимнастика с методикой преподавания» и "Легкая атлетика с методикой преподавания".
В Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева в последнее время, наблюдается настоящий бум увлеченности и популярности такого вида спорта, как полиатлон. Конечно, здесь велика роль тренера, организатора этого процесса. Начиная с 1999 г. и по сегодняшний день, в университете секцию по летнему, зимнему и лыжерол-лерному полиатлону возглавляет, старший преподаватель кафедры «Теория и методика физического и военного воспитания» Наумов Александр Владимирович - МС по летнему, зимнему Президентскому многоборью и лыжероллерному полиатлону, двукратный серебряный призёр Кубка Мира по зимнему многоборью. За последние годы в вузе подготовлено 2 МСМК Казахстана, 18 МС Казахстана, более 20 КМС и более 60 спортсменов массовых разрядов по полиатлону. Подавляющее большинство этих спортсменов, до поступления в вуз, не имели спортивной квалификации и находились в поиске спортивной специализации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В педагогическом эксперименте участвовали студенты бакалавры выпускного курса, специальности Физическая культура и спорт (п=21). Была поставлена задача, провести сравнительный анализ уровня сформированности профессионально важных
компетенций у студентов бакалавров различной спортивной специализации. Выявить, как на общем фоне успеваемости выглядят студенты, спортивной специализации полиатлон.
Анализу подверглись процессы формирования профессионально важных компетенций, которые формируются не только в процессе практического выполнения упражнений дисциплин спортивно-предметного блока, но и базовых, профилирующих дисциплин из теоретического раздела. Так же, одним из важных критериев сформированности профессиональных компетенций была оценка за прохождение педагогической практики в общеобразовательной школе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Учебные достижения (знания, умения, навыки и сформированность профессиональных компетенции) обучающихся оценивались по 100-бальной шкале, которая принята в международной практике и в вузах Казахстана.
Анализируя полученные результаты, можно говорить, что студенты, специализация полиатлон, имеют высокие показатели успеваемости по большинству рассматриваемых дисциплин, что подтверждает самый высокий средний бал успеваемости. Высокие баллы студенты «полиатлонисты» демонстрируют на дисциплинах спортивно-предметного блока, особенно хорошо ими осваиваются дисциплины циклического характера: легкая атлетика, плавание, лыжная подготовка.
Таблица - Анализ результатов успеваемости студентов бакалавров специальности Физическая культура и спорт_
Дисциплины Учебные достижения студентов различной специализации (в баллах по 100-бальной шкале)
«Полиатлон» Сложно-ко-ординацион-ные виды спорта Единоборства Циклические виды спорта Игровые виды спорта Без спортивной специализации
Теоретические базовые и профилирующие дисциплины 83,8±0,9 87,2±0,8 75,9±2,1 81,3±1,5 79,6±2,1 78±3
Гимнастика с методикой преподавания 88,4±1,1 95,3±0,5 79,1±1,9 77,4±2,3 73,1±2,2 60,3±4,4
Плавание с методикой преподавания 95,3±0,8 88,2±1,3 80,9±1,8 88,1±1,4 88,8±1,5 72,1±3,4
Лыжный спорт с методикой преподавания 94,8±0,7 85,1±1,1 79,2±1,6 93,2±0,9 80±1,6 70,3±3,1
Легкая атлетика с методикой преподавания 96,5±0,8 89,1±1,0 83,3±1,8 94,3±0,8 82±1,7 74,9±2,9
Баскетбол с методикой преподавания 84,2±1,2 85,2±0,9 80±1,7 85,1±1,5 95,3±1,1 77,1±2,1
Волейбол с методикой преподавания 87,4±1,0 87,1±0,8 82,1±1,3 87±1,4 97,1±0,9 76±1,8
Футбол с методикой преподавания 88,2±0,9 88,1±1,1 89,2±1,4 86±1,2 96,1±1,0 78,1±1,8
Все виды педагогических практик 94,2±1,1 94±0,8 89,4±1,5 91,3±1,6 90±1,4 82,1±2,2
Средний бал успеваемости 90,3±1,7 88,8±1,2 82,1±1,6 87,1±1,9 86,8±3 74,3±2,2
Достаточно высокие баллы студенты «полиатлонисты» имеют на дисциплинах из раздела спортивные игры, где они по уровню сформированности умений и навыков уступают только студентам данной специализации.
Вызывает удовлетворение и высокий бал за прохождение педагогической практики в школе. Здесь студенты, специализация полиатлон, имеют самый высокий балл успеваемости. Педагогическая практика в учебных планах бакалавриата представлена достаточно большими периодами реализации, от одного месяца, до целого семестра. За одну практику
студент попадает на различные разделы программы физического воспитанию в школе, это лыжная подготовка, спортивные игры, легкая атлетика, а также гимнастика. Такой перечень направлений требует от студента «многоборной» подготовки, что успешно демонстрируют студенты «полиатлонисты».
Наиболее низкие баллы успеваемости «полиатлонисты» имеют на базовых теоретических и профилирующих дисциплинах, но эти баллы, все равно, значительно выше, чем у студентов других специализаций.
Наверно необходимо сказать, что самая низкая успеваемость выявлена у студентов так и не определившихся со спортивной специализацией, или прекратившими активные занятия спортом. Они имеют низкий балл успеваемости по всем разделам и направлениям подготовки бакалавриата.
Отдельного разговора заслуживает анализ успеваемости на дисциплине «Гимнастика с методикой преподавания», где только две группы студентов, «полиатлонисты» и занимающиеся сложно-координационными видами спорта (акробатика, гимнастика, художественная гимнастика, эстетическая гимнастика) имеют баллы выше 80. Остальные группы студентов демонстрируют откровенно слабые результаты, что объясняется низким уровнем развития двигательных способностей и, в первую очередь, координационных, которые определяют возможности успешного освоения практического материала на занятиях дисциплины «Гимнастика с методикой преподавания».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное педагогическое исследование показало, что такое направление в спортивной подготовке как полиатлон заслуживает пристального внимания. Благодаря своей доступности, многоборности, все сезонности, а это возможность активно заниматься и выступать на соревнованиях, как летом, так и зимой (летний, зимний полиатлон), делают его все более популярным и востребованным среди студентов бакалавров специальности физическая культура.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гильмутдинов, Т.С. Построение тренировочного процесса студентов полиатлонистов в подготовительном периоде / Т.С. Гильмутдинов // Полиатлон. - 2000. - № 1-2. - С. 18-20.
2. Ермолаев, В.М. Унификация полиатлона и совершенствование оценки его результатов / В.М. Ермолаев, А.В. Гришин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 3. - С. 85-87.
3. Кейно, А.Ю. Методика подготовки зимних полиатлонистов в годичном цикле тренировочного процесса / А.Ю. Кейно, Е.С. Ильиных // Вестник Тамбовского университета. Серия : Естественнонаучные и технические науки. - 2001. - Т. 6, вып. 1. - С. 116-117.
4. Моисеев, Ю.В. Полиатлон как фактор всестороннего физического развития студентов / Ю.В. Моисеев // Вестник Ижевской сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 3. - С. 86-88.
5. Шилько, В.Г. Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов / В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 9. - С. 51-52.
REFERENCES
1. Gilmutdinov, S.T. (2000), "Construction of the training process students Polyathlonists in the preparatory period", Polyathlon, No. 1-2, pp. 18-20.
2. Ermolaev, V.M. and Grishin, A.V. (2009), "Unification of the polyathlon and improving the assessment of its results", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 85-87.
3. Cano A.Yu. and Ilinykh, E.S. (2001), "Methods of preparation of winter polyathlon in the annual cycle of training process", Bulletin of the University of Tambov. Series: natural science and technical science, Vol. 6, Issue 1, pp. 116-117.
4. Moiseev Yu.V. (2012), "The polyathlon as a factor of students' comprehensive physical development", The Messenger of Izhevsk Agricultural Academy, No. 3, pp. 86-88.
5. Shilko V.G. (2002), "Sports and specific technologies of physical culture formation of students", Theory and the practice of physical culture, No. 9, pp. 51-52.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.04.2019
УДК 796.032
РАЗВИТИЕ ВИДОВ СПОРТА, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРОГРАММУ ИГР ОЛИМПИАД
Андрей Павлович Бровкин, аспирант, Волгоградская государственная академия физической культуры; Михаил Никонорович Комаров, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Марат Ринатович Шакиров,
преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет
Аннотация
В статье рассматривается уровень развития видов спорта, претендующих на включение в программу Игр Олимпиад. Для этого использовались три блока показателей: «история развития международных федераций олимпийских видов спорта», «развитие видов спорта в процессе олимпийского движения», «развитие видов спорта в рамках чемпионатов мира», «информационная деятельность видов спорта». У всех главных претендентов на включение в программу Игр Олимпиад наблюдается отставание по блокам информационного оснащения вида спорта и истории функционирования международной спортивной федерации.
Ключевые слова: программа Игр Олимпиад, Олимпийские игры, анализ, развитие видов спорта, конкурентоспособность.
DEVELOPMENT OF THE SPORTS APPLYING FOR INCLUSION IN THE PROGRAM OF THE OLYMPIC GAMES
Andrey Petrovich Brovkin, the post-graduate student, Volgograd State Academy of Physical Culture; Mikhail Nikonorovich Komarov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, senior lecturer, Marat Rinatovich Shakirov, the teacher, Moscow State University of Psychology and Education
Annotation
At the article, the level of the sports development, applying for inclusion in the program of the Olympic Games, is considered. Three blocks of indicators were used for this purpose: "history of development of the international federations of the Olympic sports", "development of sports in the course of the Olympic Movement", "development of sports within the World Cups", "information activities of sports". At all main contenders to inclusion in the program of the Olympic Games there is observed a lag on blocks of the sport information equipment and the international sports federation functioning history.
Keywords: program of the Olympic Games, Olympic Games, analysis, development of sports, competitiveness.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Олимпийской хартии в программе Игр Олимпиад на постоянной основе находится 28 международных спортивных федераций, которые образуют ядро программы, другие виды спорта или соревновательные дисциплины могут быть включены по пожеланию города организатора или по инициативе Международного олимпийского комитета [2]. В 2020 году в Токио будут проходить Игры XXXII Олимпиады, в программу которых включены 4 новых вида спорта: скейтбординг, спортивное скалолазание, серфинг и каратэ [3]. В этой связи нами был проведен анализ уровня их развития.