Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пайгина Е.С.

Цель работы заключается в теоретическом обосновании системы профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы и анализе основных тендеций современного образования в России. На основе теоретических и эмперических методов исследования автором представлена сравнительная характеристика квалификационных требований в федеральных государственных образовательных стандартах, определены тенденции, обеспечивающие современную профессиональную подготовку бакалавров социальной работы. Полученные результаты создают основу для научно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на оптимизацию системы профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы, и могут быть включены в образовательную практику вузов России, осуществляющих профессиональную подготовку бакалавров социальной работы. Статья адресована преподавателям, ведущим подготовку студентов, обучающихся по направлениям социального профиля, а также специалистам, работающим в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пайгина Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING FOR FUTURE BACHELORS IN SOCIAL WORK

The purpose of the work is to theoretically substantiate the system of professional training of future bachelors of social work and analyze the main trends in modern education in Russia. On the basis of theoretical and empirical research methods, the author presents a comparative characteristic of qualification requirements in federal state educational standards, identifies trends that provide modern professional training for bachelors of social work. The results obtained create the basis for scientific and methodological support of the educational process aimed at optimizing the system of professional training of future bachelors of social work, and can be included in the educational practice of Russian universities that provide professional training for bachelors of social work. The article is addressed to teachers leading the training of students studying in the areas of a social profile, as well as specialists working in institutions of social protection and social services for the population.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.1

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Пайгина Е. С.

Амурский государственный университет 675027, Россия, Благовещенск, Игнатьевское ш., 21

PROFESSIONAL TRAINING FOR FUTURE BACHELORS IN SOCIAL WORK

Paygina E.S.

Amur State University 675027, Russia, Blagoveshchensk, Ignatievskoe sh., 21

Аннотация. Цель работы заключается в теоретическом обосновании системы профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы и анализе основных тендеций современного образования в России. На основе теоретических и эмперических методов исследования автором представлена сравнительная характеристика квалификационных требований в федеральных государственных образовательных стандартах, определены тенденции, обеспечивающие современную профессиональную подготовку бакалавров социальной работы. Полученные результаты создают основу для научно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на оптимизацию системы профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы, и могут быть включены в образовательную практику вузов России, осуществляющих профессиональную подготовку бакалавров социальной работы. Статья адресована преподавателям, ведущим подготовку студентов, обучающихся по направлениям социального профиля, а также специалистам, работающим в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания населения.

Annotation. The purpose of the work is to theoretically substantiate the system of professional training of future bachelors of social work and analyze the main trends in modern education in Russia. On the basis of theoretical and empirical research methods, the author presents a comparative characteristic of qualification requirements in federal state educational standards, identifies trends that provide modern professional training for bachelors of social work. The results obtained create the basis for scientific and methodological support of the educational process aimed at optimizing the system of professional training of future bachelors of social work, and can be included in the educational practice of Russian universities that provide professional training for bachelors of social work. The article is addressed to teachers leading the training of students studying in the areas of a social profile, as well as specialists working in institutions of social protection and social services for the population.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональный стандарт, бакалавр социальной работы, социальная работа, социально-профессиональное взаимодействие.

Key words: professional training, professional standard, bachelor of social work, social work, social and professional interaction._

В современной России происходит переход к новому этапу развития профессионального образования - образование постепенно становится необходимым условием выживания человека в новой конкурентной среде, устойчивого экономического развития государства и национальной безопасности в целом [2].

В современных законодательных документах предусмотрены программы развития образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа», Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы»), отражающие идею модернизации образования в соответствии с потребностями социально-экономического развития страны и конкурентоспособности будущих выпускников. Необходима подготовка будущих бакалавров социальной работы, способных к социальному и профессиональному взаимодействию, сотрудничеству на основе современных принципов диалога и сотрудничества, общепринятых моральных норм и социокультурных ценностей. Так, в ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата) отмечается, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать общекультурными компетенциями: умение общаться в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); умение работать в команде, мириться с социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями (ОК-6); общепрофессиональные компетенции: умение обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдение профессионально-этических требований в процессе ее реализации (ОПК-7); профессиональные компетенции: умение осуществлять межведомственное

взаимодействие и координацию деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и / или индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги и другие меры социальной защиты населения (ПК-7); возможность создания условий для обеспечения государственно-частного партнерства при реализации социальной работы (ПК-12). Однако эти компетенции охватывают только определенные аспекты социального и профессионального взаимодействия, в связи с чем возникает необходимость в подготовке бакалавра социальной работы, способного осуществлять и регулировать продуктивную и скоординированную совместную профессиональную деятельность между ним и клиентами, а также учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения в целях повышения эффективности социальной работы для решения проблем различных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, для обеспечения социального благополучия, стабильности в обществе и улучшения социальной политики в целом.

Организация подготовки будущих бакалавров осуществляется на основе ФГОС и соответствует профессиональному стандарту специалиста. Данный подход рассматривается как методологическая база, формируемая при сохранении фундаментальных положений, для развития профессиональных компетенций с упором на практику (В.А. Адольф, В.И. Байденко, В.А. Болотов, Е.Ф. Зеер).

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросам заявленной научной проблемы, показал, что, несмотря на широту охвата различных аспектов, до сих пор нет специальных исследований по указанной теме. Дальнейшее научное развитие требует таких теоретических аспектов, как: целостное понимание понятия «социальное и профессиональное взаимодействие»; «компетентность социального и профессионального взаимодействия в социальной работе»; педагогические условия, способствующие эффективному формированию у будущих бакалавров социальной работы компетенции социально-профессионального взаимодействия в процессе профессиональной подготовки.

Отсутствие теоретических аспектов в педагогической литературе обусловило определение объекта и предмета исследования, выбор цели исследования и постановку его конкретных научных и научно-практических задач.

В рамках высоких требований общества к социальной работе в целом и к профессиональной подготовке кадров, выполняющих социальную работу, ФГОС ориентирован на компетентностный подход, предусматривающий оценку качества социальное образование.

Такой подход предусмотрен в соответствии с доминирующими тенденциями развития образования, расширены возможности мобильной социальной работы. При реализации многоуровневой системы подготовки кадров для социальной сферы важен компетентностный подход. В рамках формирования работодателями кадровой политики и управления персоналом приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. № 677н разработан и утвержден профессиональный стандарт социального работника.

Он основан на предоставлении социальных услуг клиентам социальной обслуживающей организации. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 571н разработан и утвержден профессиональный стандарт специалиста по социальной работе. Содержание настоящего профессионального стандарта описывает деятельность по планированию, организации, контролю и реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения. В настоящее время в стране завершается масштабная реформа системы оплаты труда и ее переход от привязки уровня квалификации к системе профессиональных стандартов [6]. Переход на профессиональные стандарты преследует еще одну цель: приведение системы подготовки специалистов всех уровней профессионального образования в соответствие с реальными требованиями каждой профессии. Это позволит выпускникам стать по-настоящему молодыми специалистами, востребованными в различных сферах экономики. Но прежде чем рассматривать применение профессиональных стандартов, необходимо понять, что они собой представляют.

Для этого обратимся к основному документу, регулирующему отношения в сфере труда - Трудовому кодексу. С 01.01.2017 г. началась обновленная глава 31 этого закона, которая еще в 2012 г. официально включала такие понятия, как «профессиональный стандарт» и «квалификация» (статья 195.1) [7].

Под квалификацией закон понимает определенный уровень опыта, а также составляющую его триады - знания, навыки и умения. Описание этой квалификации, которая необходима для успешного выполнения работником должностных функций, будет профессиональным стандартом. Другими словами, профессиональный стандарт - это система требований к сотруднику, отраженная в нормативном документе. Он устанавливает и фиксирует требования в определенной профессиональной области. На сегодняшний день разработано и утверждено более 1500 таких документов. Процесс профессиональной подготовки социальных работников в вузах осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования третьего поколения.

Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что «решение проблемы кардинального улучшения системы профессионального образования, качества подготовки кадров в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет решающее значение для будущего страны». Профессиональное образование в высших учебных заведениях как часть социального института образования ставит задачу подготовки работников сложных видов труда, способных управлять технологическими системами и коллективами людей [3].

С 20'11 года в Российской Федерации вве'дено двухуровневое выс'шее профессиональное образование: первый уро'вень - бакала'вриат. Стандартный ср'ок очной фо'рмы обучения для получения степени бака'лавра - чет'ыре года. Вто'рой уровень - магистратура. Нормативный ср'ок очной фо'рмы обучения для получения степени маги'стра - два го'да на осн'ове степени бакал'авра. Специальность со сро'ком обучения не ме'нее 5 лет сохра'нится только по неко'торым специальностям, пере'чень которых утверждается Правительством Росси'йской Федерации [4'].

Для уточ'нения изменений квалифик'ационных требований к подготовке специалистов по социа'льной работе и бакал'авров нами был пров'еден сравнительный ана'лиз ФГОС (таб'лица 1).

Таблица 1

Срав'нение квалификационных требо'ваний к специалисту по социа'льной _работе и бакалавру социальной раб'оты_

Квалификационные требо'вания, предъявляемые к специ'алисту по социа'льной работе (Ф'ГОС ВПО 20'04) Квалификационные требов'аниями, предъявляемые к бака'лавру социальной раб'оты (ФГОС ВО 20'11)

- Тенде'нции, этапы разв'ития социальной раб'оты, как социа'льного института, как в Рос'сии, так и за рубе'жом. - Поня'тие, категории, прин'ципы, закономерности, фор'мы, уровни - Тенд'енции становления и осно'вные периоды разв'ития социальной раб'оты как социа'льного института, как в Рос'сии, так и за рубе'жом. - Поня'тие, категории, прин'ципы, закономерности, фо'рмы и уро'вни социальной работы, специфику, прогнозирование, проектирование и моделирование в социа'льное работе . - Сущно'стная характеристика, содер'жание, инструментарий, методы, ви'ды и техно'логии социальной раб'оты. - Экономи'ческая, организационно-управленческая и ценностная составляющая в социальной раб'оте. - Социоло'гический анализ. - Психоло'гические основы социа'льной работы. - Педагог'ические теории, осно'вные формы и мет'оды обучения и воспитания. - Педагог'ическая работа в организации, учреждении или слу'жбе ; социально-медицинские осн'овы здоровья граж'дан. - Прав'овое обеспечение социа'льной работы.

социальной раб'оты, специфика, прогноз'ирование и проектирование в социа'льной работе. - Сущно'стная характеристика, содер'жание, инструментарий, мет'оды, виды техно'логий в социа'льной работе в разл'ичных сферах с разли'чными категориями и груп'пами населения . - Профессионально-этическая, организационно-управленческая, экономическая осн'ова и проб'лемы в социальной раб'оте. - Основы психо'логии, виды и техно'логии психосоциальной раб'оты . - Педагог'ические теории, осно'вные формы и мет'оды социально-педагогической раб'оты в социа'льном учреждении или слу'жбе . - Социа'льная медицина . - Прав'овое обеспечение социа'льной работы.

Дипломированный специ'алист должен изучить опыт: Бакалавр социа'льной работы обя'зан изучить оп'ыт:

- Практической работы в орган'изации и слу'жбе по социа'льной защите и социа'льному обслуживаниюнаселения в различн'ыхсферах и с разли'чными категориями и груп'пами населения . - Орган'изации и управления'социальными учреждениями и службами . - Получения и обра'ботки информации о системес'оциальной работы, проведения, анализа и монит'оринга развития объе'ктов социальной раб'оты. - Учас'тияв исследовательско- аналитической работе. - Организации и прове'дения, психосоциальной, социально- пе'дагогическойи социально-медицинской раб'оты . - Практической работы в органи'зации, учреждении и слу'жбе в социа'льной защите и социа'льном обслуживании. - Орган'изации и управленияу'чреждениями и социа'льными службами. - Получения и обработки'информации о сист'емах социальной раб'оты. - Прове'дения, анализа и монит'оринга состояний и развитияобъек'товсоциальной работы. - Использования информационныхтехнологий всоци'альных учреждениях. - Исследовател*ьскойработы, составления рефе'рата и написание адекватной исследовател*ьскойработы.

Специалист по социа'льной работе обя'зан владеть: Выпускник со степ'енью бакалавра дол'жен владеть:

- Методами работы с отдельными лицами и разли'чными категориями населения.

- Мето дами рационального распре деления и орган изации труда, принятияупр'авленческого решения в социальном учреждении или слу'жбе. - Мето'дами координацииконтактной

социальной работы, проведением консультационных мероприятий и профилактич'ескойработыс объектамисоциальной раб'оты. - Мето'дами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и монитор'инговой работы.

- Мето'дами образовательно-воспитательной раб оты в социа льном

учреждении и слу жбе.

- Профессиональными технологиямисоциальной раб оты в организациях и социа'льных службах.

- Методами'групповой работы и отдельными лицами.

- Мето'дами рациональнойорганизациитрудовой деятельности, умением приниматьуправленческие

решения в орга нахи учрежденияхсоциальной сфе ры. - Методамивзаимодействия в сисЛеме государственных и

негосуда рственных учреждений и органи заций, координацией свя'зей в социа'льной работе, прове'дением консультационных мероп'риятий и профилакЛической работы с объектами социальной работы.

- Мето'дами аналитической, прогнозно-'экспертной и

монитор инговой работы.

- Мето'дами психолого-педагогической работы.

- Методамиобразовате'льно-воспитательной работы в

органи'зацияхи социальных служ'бах.

Таким образом, разница ме'жду специалистом и бакалавром состоит в то'м, что специ'алист подготовлен для практической работы в отр'асли по выбра'нному направлению, бака'лавр не обла'дает достаточными знан'иями и компет'енциями для осуществления практико-ориентированной профессиональной деятельности.

Программа бакалавриата делится на прикладную и академи'ческую. Бакалавры обуч'аются в осно'вном по вто'рому направлению, так как для прикладного еще не соз'даны условия. Подго'товка будущего бака'лавра осуществляется с уче'том компетентностного подх'ода, но глу'бина профессиональных и специ'альных компетенций недостаточна, и поэЛому бакалавру необх'одимо продолжить уч'ебу и дополнительно получить зна'ния, умения, нав'ыки, освоить труд'овые действия в рам'ках магистратуры.

Важным аспе'ктом профессионального обуч'ения является получение профессионального опыЛа. От бака'лавра социальной раб'оты требуется осуществлять свою деятельность на пракЛике, взаимодействуя с разли'чными категориями населения, а та'кже регулируя вопросы межведомственного взаимод'ействия, в св'язи с чем практическая деятельность стано'вится неотъемлемым фактором его профессионального становления и разв ития.

Отсутствие практи ческой подготовки во вр емя обучения - проб лема формирования компе тенции социально-профессионального взаимод'ействия в будущей деятельности. Прог'рамма подготовки бакалавров включает специализ'ированную программу обуч'ения, в том чи'сле практическую, кот'орая предполагает исследовательскую или научно-пед'агогическую деятельность [6'].

Анализ профессиональной подготовки позволяет выделить следующие поколения государственных образовательных стандартов.

Стандарты выс'шего профессионального образо'вания: стандарты пер'вого поколения (утверждены с 20'00 г. и именуются государственными образова'тельными стандартами); стан'дарты второго поко'ления (утверждены с 20'05 г. и именуются государственными образоваЛельными стандартами) [4'], ориентированные на приобр етение учащимися зна ний, навыков и уме ний; стандарты трет ьего поколения (утверждены с 20'09 г.) [7'], согласно кот'орым высшее образ'ование должно разв'ивать общекультурные и профессиональные компетенции у студе'нтов.

Характеристика государственных образовательных станд'артов трех поко'лений в сф'ере социальной раб'оты свидетельствует о то'м, что подголовка первых специалистов была ориентирована на практическую деятельность, второе и тре'тье поколения станд'артов осуществляют обуч'ение на осн'ове компетентностного подх'ода. Вузы впр'аве выбирать дисци'плины с дидактическими единицами, направленными на формирование необходимых компет'енций, в том чи'сле компетенций социального и профессионального взаимодействия.

Несмотря на активный процесс работы над содержанием подготовки выпускников, возникли следующие проблемы учебной подготовки .

В рам'ках первой проб'лемы следует отмеЛить, что про'цесс модернизации государсЛвенного образовательного стандарта потребовал детального рассмотрения результатов как в теоретическом, так и в практическом плане в социа'льной работе. Второй проблемный асп'ект - это экспериментальная площадка, на кот'орой апробировали инновационный вариант стандарта высшего профессионального образования, включ'ающий образовательную программу и учеб'ник. Третьим проблемным аспектом ст'ала необходимость повы'шения научно-педагогического уро'вня кадров, работающих по направлению «Социальная рабоЛа». Так, по'сле создания стандарта первого поко'ления было отме'чено, что

специалисты по социа'льной работе не только проводят консультации и оказ'ывают специализированную пом'ощь, но и пров'одят исследовательскую и аналитическую работу по проблемам, связанным с социа'льным статусом различных групп населения. в цел'ях: разработки проектов и программ социальной раб'оты; принимать организационное, управленческое и административное участие в раб'оте социальных сл'ужб и различных учреждений; содействовать интеграции различных государственных и общественных организаций в це'лях обеспечения необходимой социальной защ'иты и пом'ощи населению. В сис'теме практической социа'льной работы произошел ряд значительных изменений, кот'орые привели к разра'ботке государственных образов'ательных стандартов выс'шего профессионального образ'ования второго поколения, которые в области социальной раб'оты были утвер'ждены на законодательном уровне [4] .

ФГОС третьего поколения содержит учебный план, формирующий профессиональные компетенции. Компетентный подход - это но'вое положение, включ'енное в уче'бную программу. Пер'еход высшего профессионального образования на федер'альный стандарт третьего поколения и зам'ена основной образов'ательной программы на компетен'тностную, включая внед'рение технологического подх'ода.

В хо'де применения дан'ного подхода предполагается наличие обобщ'енной концепции психолого-пе'дагогических концепций и тео'рии организации учеб'ного процесса. В конкр'етных вузах образов ательные технологии опреде ляются, систематизируются и описы ваются в фор мах, удобных для практической реализации препода'вателями любого уро'вня.

Технологизация в обуч'ении - это направленный педагогический про'цесс в нау'ке, исследующий закономерности и прин'ципы оптимального пуТи эффективного достижения образовательной це'ли, который соста'вляет основу технологического подхода в проц'ессе обучения и разв'ития студентов. Дру'гими словами, это трансформация и внед'рение некой иннова'ционной методики в существующую систему обуч'ения. Образовательные стандарты нового поколения в Рос'сии основаны на осно'вных принципах Болон'ского процесса, ориентированы на результаты обучения, кот'орые выражаются в фор'мате компетенции и учитывают затраты на опл'ату труда в заче'тной единице.

Обязательным усло'вием разработки стандарта является уча'стие в проц'ессе профессионального объединения работодателей, включ'ение, по возможности, новых профессиональных стандартов при формулировании необходимой компетенции выпускника. Содер'жание и наполнение переменной поло'вины в образов'ательной программе стано'вится важной зад'ачей для вуз'ов, с пом'ощью которой учебно-ме'тодические объединения или дру'гие компетентные гру'ппы экспертов должны создать рекоме'ндуемую примерную осно'вную образовательную программу по конкр'етной области подго'товки [2].

Актуальна и значима модульная подготовка в выс'шем профессиональном образо'вании, предусматривающая компетен'тностный подход и це'ль реализации Боло'нской декларации, в св'язи с чем мо'жно выявить тенденции, обеспечивающие современную профессиональную подготовку бакалавров социа'льной работы.

Первая тенденция не включает обязательное изуч'ение каждого компо'нента дидактической системы и уме'ние наглядно предс'тавить его в моду'льной программе и моду'лях; разделить содер'жание изучаемых дисц'иплин на внутрипр'едметный завершенный комп'онент учебных материалов (темы, разд'елы) и в обязательном порядке. В зависимости от объ'ема контента количество часов мо'жет быть увеличено с 35 до 8-'12 модулей.

Вторую тенденцию сле'дует отнести к ориентации на конкр'етную цель препод'авания каждого модуля. В рам'ках соответствующих требо'ваний ФГОС нов'ого поколения мод'ель специалиста (квалификационные характеристики и содер'жание предмета) устанавливает перечень зна'ний и компет'енций, которые дол'жен приобрести обучаю'щийся; устанавливает сис'тему контроля достижения конечной це'ли в обуч'ении [4].

Третья тенденция - это гармонизация соотношения зна'ний студентов и уро'вня подготовки. Ит'ак, нижний, репроду'ктивный уровень подго'товки - это требо'вание от уче'ника воспроизводить зна'ния и нав'ыки. Наличие эт'ого уровня мо'жет повлиять на сис'тему получения максимально возможных и миним'ально возможных бал'лов; студент им'еет право выб'ора, следовательно, про'цесс изучения пред'мета может осуществляться путем пере'хода от репроду'ктивного к продуктивному или творч'ескому уровню.

Четвертое направление - это сис'тема разработки зад'ачи для каж'дого ученика. Учи'теля планируют различные мероприятия, в том чис'ле: разработку прое'кта, решение проб'лемы, выполнение лабораторных работ, практические задания, соста'вление справочного пла'на, письменный или уст'ный ответ на теоретический вопрос. Це'ль, задачи и об'ъем практических ра'бот определены ФГ'ОС по напра'влению подготовки «бак'алавр социальной раб'оты» с учетом основных поло'жений Болонской декла'рации.

Практические зан'ятия для студ'ентов по напра'влению «Бакалавр социа'льной работы» разра'ботаны в соотве'тствии с требов'аниями ФГОС по напра'влению «Социальная рабо'та», опять же с учетом основных поло'жений Болонской декла'рации. Осуществление практических занятий студ'ентов во вр'емя обучения не требу'ется.

Основными вид'ами практики для студе'нтов, обучающихся по осно'вной образовательной программе высшего образо'вания, являются уче'бная и производственная практики. В результате их сд'ачи студент

полу'чает практические нав'ыки работы, кот'орые использует при написании реферата, курс'овой работы и дипл'омной работы, гото'вится к учеб'ному семинару и экза'мену. В документации по прак'тике устанавливаются обра'зцы, формы и ви'ды отчетности студентов о прохо'ждении практики, формы промежуточного и итогового контроля могут быТь установлены согл'асно учебной программе вуза с уче'том требований Государственного образовательного стандарта высшего образования [5].

Особенностью сис'темы высшего образования является способность создавать образов'ательную и профессиональную среду, в которой ресурсы вс'ех университетов увеличиваются за счет потенциала социального института или дру'гого социального партнера. Новые предметы в уче'бном процессе, раскрывая свой потенциал, позволяют да'ть будущим выпус'кникам качественное образование и поднять его на бо'лее высокий уров'ень; при этом повышается прикладная компетентность студентов и приобретаются специфические нав'ыки профессиональной деятельности. Изменения стандарта второго поколения направлены на усво'ение выпускником, имеющим высшее профессиональное образование в области социальной раб'оты, достаточных зна'ний о чело'веке, о гендерно-'возрастных и дру'гих характеристиках чело'века. Выпускник должен обладать знаниями в психологической, этической, социа'льной, правовой сф'ере социальной раб'оты с различными категориями клие'нтов, как на индивидуальном уровне, так и с социа'льной группой [1'4].

Таким обра'зом, процессы подголовки специалистов по социа'льной работе развивались вместе с разв'итием самого российского государства, нач'иная с прояв'ления чувства сопереживания, сострадания к нужда'ющимся (милостыня, лече'ние, обеспечение жил'ьем, открытие богад'елен, домов медсе'стер) и заканчивая становлением социальной работы как профе'ссии, формированием трудовых функций.

Профессиональная подголовка социальных работников сегодня претерпела ряд изме'нений в соотве'тствии с установленными документами, регулирующими государственные образов'ательные стандарты, профессиональный стандарт социального работника и программы развития образо'вания. Это Федер'альный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Нацио'нальная доктрина образования в Российской Федерации», Федер'альные государственные стандарты высшего образования первого, вто'рого и третьего поколений, которые отражают ид'ею модернизации в Рос'сии. система образования в св'язи с тенде'нциями социально-экономического развития страны. В рам'ках Болонского соглашения Россия вст'ала на пу'ть развития двухуровневой системы образо'вания, а но'вые стандарты отразили переход от модели обучения, основ'анной на знаниях, к мод'ели образования, основ'анной на компетенциях, в кот'орой упор дела'ется на формирование ключевых компетенций для обеспечения конкурентоспособности будущих бакалавров социальной работы, способных к взаимодействию, в том чи'сле кооперации и консолидации, которые осно'ваны на совре'менных принципах сотрудничества и диалога, общепринятых моральных нормах и социоку'льтурных ценностях.

Отметим, что ФГ'ОС нового поко'ления имеет как положительные стороны, так и недосЛатки, требующие разработки и внедрения новых мет'одик в уче'бный процесс. Российские ученые рассмотрели проблемы профессиональной подготовки и, в частности, потребность в ключевых компетенциях, позволяющих формировать профессиональную готовность будущих бакалавров.

Однако раб'от, посвященных формированию компетенции социально-про'фессионального взаимодействия бака лавра социальной раб оты, недостаточно, в св язи с чем мы счи таем необходимым глу'боко рассмотреть про'цесс профессиональной подголовки будущего бака'лавра социальной раб'оты с уче'том что современные подходы в эт'ом обучении ориентированы непосредственно на социальное и профессиональное взаимодействие с отдельными людьми, груп'пами, организациями, общесЛвом, в св'язи с эт'им возникает необходимость формирования у буду'щего бакалавра социальной работы компетенции социального и профессионального взаимодействия в проц'ессе профессиональной подголовки. обучение персо нала.

Список литературы

1.Албегова, И.'Ф. Введение в специальность «Социальная раб'ота» / И.'Ф. Албегова. - Ярославль, 2014. - 170 с.

2.Беспалько, В.'П. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитательного проц'есса подготовки специалистов / В.'П. Беспалько, Ю.'Г. Татур. - М.: Выс'шая школа, 20'14. - 144 с.

3.Ковчина Наталья Викторовна. «Подготовка будущего бака'лавра к социальному взаимодействию в профессиональной сфере»: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / [Ме'сто защиты: Красно'ярский государственный педагог'ический университет им.В.П.Ас'тафьева].- Красноярск, 20 '15 URL: http ://dissove't.kspu. ru/d/3 6/

4.Кочемасова, Л.'А. Развитие профессиональной компетентности социального работника в проц'ессе практической подголовки с уче'том региональных особенностей / Л.'А. Кочемасова // Личность, семья и обще'ство: вопросы педаг'огики и психо'логии, 2014. - № 39'-2. - С. 8-'13

5.Кустов, Ю.'А. Формирование социально-'культурной компетентности будущих специалистов как педагог'ическая проблема / Ю.'А. Кустов, Ю.'А. Лившиц, С.'В. Стацук // Вес'тник Волжского универ'ситета им. В.'Н. Татищева, 20'13. - Т. 2. - № 4 (1'4). - С. 118-'124.

6.Мартыненко, А.'В. Подготовка профессиональных социальных работников медико-социального про'филя / А.'В. Мартыненко // Российский медицинский жур'нал, 2013. - № 6. - С. 11'2.

7.Полевая, Н. М., Лей'фа, А. В. Профессиональная подготовка в ву'зе специалистов по социа'льной работе на осн'ове интегративного подх'ода: Монография I Н. М. Поле'вая, А. В. Лей'фа. - Благов'ещенск: Амурский гос. ун'-т, 2013. - 192 с.

8. Радионова, Н.'Ф. Взаимодействие педа'гогов и ста'рших школьников: технология и творч'ество: Учеб. пос'обие I Н.'Ф. Радионова : Лени'нгр. гос. пе'д. ин-т им. А. И. Герц'ена. - Л. : ЛГ'ПИ, 1989. - 84 с.

9. Топчий, Л.В. Проб'лемы гуманитарной подго'товки и нравственного развития специалиста по социа'льной работе I Л.'В. Топчий II Научно-тео'ретический сборник МГ'СУ. М.: 20'14. - №3. -С.105'-117. - C. 92.

10. Фирсов, М.'В. Теория социа'льной работы : уче'бное пособие для студ'ентов высших уче'бных заведений I М.'В. Фирсов, Е. Г. Студе'нова. - 4-е из'д. - Мос'ква : Гауд'еамус : Ак'ад. проект, 20'09. - С. 510

11. ХолосТова, Е.И. Социа'льная работа: исто'рия, теория прак'тика: учебник для бакал'авров I Е. 'И. Холостова. - М.: Юра'йт, 2012. - 905 с.

12. Шаба'нова, О.В. Креативный подход к сис'теме профессиональной под гот'овки социальных работников в ву'зе I О.'В. Шабанова II Отечественный жур'нал социальной раб'оты. - 20'13. - № 3 (5'4). -С. 116-'120.

13. Шмел'ева, М.В. Профессиональная подготовка социальных работников к социально '-правовому консультированию I М.'В. Шмелева II отечественный журнал социа'льной работы, 20'13. - № 3 (5'4). -С. 121-11.

14. Яры'гин, А.Н. Управление качеством подго'товки будущих специалистов I А.'Н. Ярыгин II Век'тор науки Тольятт'инского государственного универ'ситета, 2011. - № 4. - С. 504-'510.

References

1. Albegova, I.F. Introduction to the specialty "Social work" I I.F. Albegova. - Yaroslavl, 2014. - 170 p.

2. Bespalko, V.P. System-methodological support of the educational process of training specialists I V.P. Bespalko, Yu.G. Tatur. - M .: Higher school, 2014 .-- 144 p.

4. Kochemasova, L.A. Development of professional competence of a social worker in the process of practical training taking into account regional characteristics I L.A. Kochemasova II Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology, 2014. - No. 39-2. - S. 8-13

5. Bushes, Yu.A. Formation of socio-cultural competence of future specialists as a pedagogical problem I Yu.A. Kustov, Yu.A. Livshits, S.V. Statsuk II Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishcheva, 2013. - T. 2. -No. 4 (14). - S. 118-124.

6. Martynenko, A.V. Training of professional social workers of medical and social profile I A.V. Martynenko II Russian medical journal, 2013. - No. 6. - P. 112.

7. Polevaya, NM, Leifa, AV Professional training at the university of specialists in social work on the basis of an integrative approach: Monograph I NM Polevaya, AV Leifa. - Blagoveshchensk: Amursky state un-t, 2013 . -192 p.

8. Radionova, N.F. Interaction between teachers and senior students: technology and creativity: Textbook. manual I N.F. Radionova: Leningrad. state ped. in-t them. A. I. Herzen. - L.: LGPI, 1989 .- 84 p.

9.Topchy, L.V. Problems of humanitarian training and moral development of a specialist in social work I L.V. Topchy II Scientific and theoretical collection of MGSU. M .: 2014. - No. 3. - S.105-117. - P. 92.

10.Firsov, M.V. Theory of social work: a textbook for students of higher educational institutions I M.V. Firsov, E. G. Studenova. - 4th ed. - Moscow: Gaudeamus: Acad. project, 2009 .-- P. 510

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kholostova, E.I. Social work: history, theory, practice: textbook for bachelors I E.I. Kholostova. - M .: Yurayt, 2012 .- 905 p.

12.Shabanova, O. V. A creative approach to the system of professional preparation of social workers at the university I O.V. Shabanova II Domestic ny journal of social work. - 2013. - No. 3 (54). - S. 116-120

13.Shmeleva, M.V. Professional training of social workers to social and legal advice I M.V. Shmeleva II domestic military journal of social work, 2013. - № 3 (54). - S. 121-11.

14.Yarygin, A.N. Management of the quality of training of future specialists I A.N. Yarygin II Science Vector of Togliatti State University, 2011. - No. 4. - P. 504-510.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТ ОРАХ

Пайгина Евгения Сергеевна - доц'ент, кандидат педагог'ических наук, Амур'ский государственный универ'ситет

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Paigina Evg'enia Sergeevna - asso'ciate professor, candidate of pedag'ogical sciences, Amur State Unive'rsity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.