Научная статья на тему 'Возможности вариативных дисциплин в формировании общепрофессиональной компетенции (ОПК-5) при обучении бакалавров социальной работы'

Возможности вариативных дисциплин в формировании общепрофессиональной компетенции (ОПК-5) при обучении бакалавров социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ФГОС / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Ю. С., Молчанова А. В.

Современная система высшего образования построена на применении компетентностного подхода как основы для подготовки профессионалов, способных решать трудовые задачи, быть готовыми к непрерывному образованию и самообразованию. В статье актуализирована значимость преемственности изучаемых дисциплин в процессе обучения бакалавров социальной работы и взаимосвязь компетентностного подхода с будущей профессиональной деятельностью. Подготовка студентов по направлению «Социальная работа» остается по-прежнему актуальной в современной России. Программа бакалавриата опирается на ряд компетенций, которые формируют у студентов необходимые способности для будущей профессии, направляют их на решение профессиональных задач. Представлена актуальность изучения дисциплин «Основы социального государства и гражданского общества» и «Управление социальными рисками», которые входят в вариативную часть учебного плана подготовки бакалавров социальной работы и направлены на формирование знаний, умений, навыков, служащих основой для усвоения последующих, специализированных предметов. С помощью методов описания, сравнения, наблюдения раскрыты возможности компетентностного подхода к образовательной деятельности и показаны некоторые примеры активных и интерактивных образовательных технологий при его использовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности вариативных дисциплин в формировании общепрофессиональной компетенции (ОПК-5) при обучении бакалавров социальной работы»

Popov Yu.I., Yakovenko O.V. 2008. Upravlenie proektami [Project Management]. Moscow: Infra-M. (In Russian).

Yakunin V.Á. 2018. Firma bez menedzhmenta. Razvitie metodov sudebno-bukhgalterskoj ekspertizy v tsifrovoj ekonomike [The company without management. Developing forensic accounting expert examination methods in digital economy]. In: Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ehkonomicheskogo universiteta ["Vestnik of Saratov State Socio-Economic University" Journal]. No. 2 (71). P. 183-186. (In Russian).

S. V. Mishina

Yelets, Russia

IMPLEMENTING THE PROJECT FOR BUILDING PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF BACHELORS OF ECONOMICS

Abstract. The research subject is building professionally significant qualities of Bachelors of Economics. The aim of the work is to show the possibilities of the project's management in building professionally significant qualities of Bachelors of Economics. The novelty of the research is conditioned by rapid changes at today's labor market within digital economy, which makes HEIs to respond actively through training highly marketable professionals. The article contains a description of the project aimed to solve the problem. The article presents the matrix of professionally significant qualities. The matrix base is made up of qualities-relations, individual and personal qualities, special abilities and qualities, social and personal qualities. The contents of these clusters correlate with soft skills, accumulating the requirements of digital economy, which is manifested in the articulation of critical thinking, teamwork skills, client focus, etc. On implementating the project, the goal was achieved by following a particular system mechanism - a hidden curriculum, that is a curriculum superstructure. To implement the project there were used technologies of portfolio and individual trajectory of the student's professional development as mechanisms of control and self-control. Diagnostic tests proved the effectiveness of the project. Diagnostics revealed a great dynamics in professional skills and socially and individually significant abilities and qualities. As post-project activities, it is planned to dessiminate the practice for implementing bachelor's programmes in Management, Human Resource Management, Trading, State and Municipal Management.

Key words: higher education; professionally significant qualities; project management; hidden curriculum.

About the author: Svetlana Viktorovna Mishina, PhD Applicant at the Department of Pedagogy and Educational Technology, Senior Lecturer of the Department of Accounting and Auditing.

Place of employment: Bunin Yelets State University.

Мишина С.В. Реализация проекта по формированию профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 96-103.

Mishina S.V. Implementing the project for building professionally significant qualities of bachelors of economics // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019. No. 1. P. 96-103.

УДК378.147 Ю. С. Плотникова, А.В. Молчанова

Омск, Россия

ВОЗМОЖНОСТИ ВАРИАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (ОПК-5) ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация. Современная система высшего образования построена на применении компетентностного подхода как основы для подготовки профессионалов, способных решать трудовые задачи, быть готовыми к непрерывному образованию и самообразованию.

В статье актуализирована значимость преемственности изучаемых дисциплин в процессе обучения бакалавров социальной работы и взаимосвязь компетентностного подхода с будущей профессиональной деятельностью. Подготовка студентов по направлению «Социальная работа» остается по-прежнему актуальной в современной России. Программа бакалавриата опирается на ряд компетенций, которые формируют у студентов необходимые способности для будущей профессии, направляют их на решение профессиональных задач.

Представлена актуальность изучения дисциплин «Основы социального государства и гражданского общества» и «Управление социальными рисками», которые входят в вариативную часть учебного плана подготовки бакалавров социальной работы и направлены на формирование знаний, умений, навыков, служащих

основой для усвоения последующих, специализированных предметов. С помощью методов описания, сравнения, наблюдения раскрыты возможности компетентностного подхода к образовательной деятельности и показаны некоторые примеры активных и интерактивных образовательных технологий при его использовании.

Ключевые слова: компетенции; ФГОС; социальная работа; социальное государство; гражданское общество; социальные риски.

Сведения об авторах: Юлия Сергеевна Плотникова1, кандидат социологических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных коммуникаций; Анна Вадимовна Молчанова2, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных коммуникаций.

Место работы: Омский государственный технический университет1,2.

Контактная информация: 1,2644050, Россия, г. Омск, пр. Мира, д. 11; e-mail: [email protected].

Современная социальная реальность, в которой многие люди не могут самостоятельно найти выход из сложной жизненной ситуации, по-прежнему актуализирует роль социальной работы. В России в квалификационном справочнике профессия «специалист по социальной работе» появилась в 1991 г. В Омском регионе в 1996 г. на базе Омского государственного технического университета была начата подготовка по этой специальности. Кафедрой социологии, социальной работы и политологии Омского государственного технического университета накоплен многолетний опыт подготовки специалистов социальной сферы, который в настоящее время применяется в обучении бакалавров.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (далее - ФГОС) область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 - «Социальная работа», включает: «социальную защиту населения; социальное обслуживание; сферы образования, здравоохранения, культуры; медико-социальную экспертизу; пенитенциарную систему и систему организаций, регулирующих занятость, миграцию, помощь в чрезвычайных ситуациях; предприятия и фирмы различных видов деятельности и форм собственности, некоммерческие организации».

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной защите.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Проблемы современного высшего образования поднимают многие отечественные ученые, в частности, компетентностный подход описывается такими авторами как И.В. Коня-

хина (Коняхина 2012), И.П. Мединцева (Ме-динцева 2012), Л.В. Будяк (Будяк 2011) и др. Монография «Компетентностный подход в образовательном процессе» наиболее полно отражает современное состояние системы образования, применение указанного подхода как требования современного общества и социального института образования, компетенции и модели их формирования, а также характеризует образовательную среду как условие современного образовательного процесса (Федоров и др. 2012). Троянской С.Л. разработано учебное пособие «Основы компетентностного подхода в высшем образовании». Компетенция в нем трактуется как интегральная характеристика обучающегося, отражающая его способности использовать всю совокупность имеющихся знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств для решения проблем (Троянская 2016).

Применению компетентностного подхода в процессе обучения по направлению «Социальная работа» посвящены статьи Л.Л. Романовой (Романова 2013), И.В. Бурцевой (Бурцева 2012). Авторы сходятся во мнении, что компетентный специалист должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, но и способностью и готовностью реализовать их в работе. В статьях дана характеристика компетенций, формируемых в рамках подготовки бакалавров социальной работы.

Таким образом, в научной литературе подробно раскрыты понятия «компетентност-ный подход», «компетенции», существует обзор компетенций, формируемых при профессиональной подготовке бакалавров социальной работы, однако работ по формированию конкретных компетенций практически нет, что подтверждает актуальность статьи.

Для примера рассмотрим формирование общепрофессиональной компетенции-5 (далее ОПК-5), которая сформулирована в ФГОС следующим образом: «способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, нацио-

нального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан» (Приказ от 12.01.2016 № 8 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 -«Социальная работа» (уровень бакалавриата).

Указанная компетенция формируется путем преподавания нескольких дисциплин, например, социологии, теории и этики социальной работы, социального благополучия и социальной квалиметрии, организации социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, конфликтологии в социальной работе и др. К этой группе также относятся дисциплины «Управление социальными рисками» и «Основы социального государства и гражданского общества», входящие в вариативную часть учебной программы. Рассмотрим на примере этих двух дисциплин возможности компетент-ностного подхода применительно к социальной работе.

Дисциплина «Основы социального государства и гражданского общества» опирается в своих исследованиях на теоретические и методологические положения нескольких социально-гуманитарных наук. Ее преподавание отличается тем, что она носит интеграционный (междисциплинарный) характер. Данная дисциплина позволяет рассмотреть сущность государства как политического института, который призван поддерживать баланс между разными социальными группами, с помощью активной социальной политики осуществлять социальную защиту своих граждан. В курсе понятие «гражданское общество» раскрывается с точки зрения необходимого агента социальной помощи и поддержки граждан. Данный материал в целом необходим для начала освоения студентами бакалавриата по направлению «Социальная работа» специальных дисциплин, поскольку дает общее представление о социальной справедливости, о том, каким должно быть современное высокоразвитое государство и гражданское общество, что позволяет студентам понимать и оценивать уровень развития этих социальных институтов, а в дальнейшем поможет социальным работникам сопоставлять макроуровень развития общества с трудной жизненной ситуацией отдельных клиентов.

Дисциплина «Управление социальными рисками» предполагает получение теоретических знаний и практических навыков в области оценки и управления социальными рисками. Это достигается через освоение теоретических подходов к изучению рисков, рассмотрение значимых социальных проблем через призму теорий риска, что необходимо при формировании представления о специфике социальной работы в группах риска в трех основных направлениях: социальная профилактика, адаптация, реабилитация.

Разберем более подробно, через какие тематические модули идет освоение указанной компетенции по дескрипторам «знания, умения, владения» в рамках исследуемых в статье дисциплин.

При освоении основ социального государства и гражданского общества студент должен знать основы современной концепции развития социального государства; уметь давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам; владеть историческими методами анализа различных явлений и процессов.

Для социальной работы важна «способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального», заявленная в ОПК-5, формируемая путем изучения первого модуля дисциплины «Исторические и теоретико-методологические основы социального государства и гражданского общества». В процессе освоения конкретных тем указанного модуля приобретаются знания становления и развития идей социального государства и гражданского общества, а также основ современного функционирования этих социальных институтов. Формируется умение давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, а также владение историческими методами анализа различных явлений и процессов, что дает возможность будущему социальному работнику выявлять причины трудных жизненных ситуаций на всех уровнях организации общества.

Путем изучения модулей «Социальное государство» и «Гражданское общество» осваивается вторая часть компетенции «способность учитывать в профессиональной деятельности особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп». В итоге студенты приобретают умение

давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, разрабатывать предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также владение методами анализа социальных явлений и процессов, что в дальнейшем пригодится при постановке социального диагноза.

Посредством изучения следующих тем дисциплины: «Цели, приоритеты и функции социального государства», «Программы социального развития», «Политика в области занятости населения в сфере образования и социальной поддержки», «Функции социального государства», «Основные характеристики и оценка состояния социального государства», «Социальные нормы и нормативы», «Гражданская инициатива и общественные объединения граждан» формируется часть компетенции «способность учитывать в профессиональной деятельности инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан». Студенты получают знания современного функционирования социального государства, социальной политики Российской Федерации, владение методами оценки современного состояния социального государства и гражданского общества.

Знания, полученные по предшествующей дисциплине («Основы социального государства и гражданского общества»), во многом помогают студентам более глубоко освоить последующую дисциплину («Управление социальными рисками»). Темы, посвященные критериям и измерителям уровня и качества жизни населения, дают возможность в дальнейшем понять специфику некоторых социальных рисков в современной России. Темы: «Развитие социального государства в России и за рубежом», «Зарубежный и отечественный опыт формирования и реализации социальной политики», «Деятельность международных организаций по формированию норм социальной ориентации» являются основой для понимания процессов управления социальными рисками.

Перейдем к рассмотрению возможностей формирования ОПК-5 в рамках дисциплины «Управление социальными рисками». Темы «Теоретико-методологические подходы к исследованию социальных рисков» и «Современное общество как среда порождения риска», дающие основные представления (знания) о природе рисков, об опасностях современного общества на глобальном и региональном уровнях, об основных подходах к восприятию рисков, формируют у студентов умение самостоятельно анализировать вероятности и неопреде-

ленности современных социальных проблем и «способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального», которые в дальнейшем социальный работник может применить в своей профессиональной деятельности при анализе причин социальных рисков на макро-, мезо- и микроуровнях.

«Способность учитывать в профессиональной деятельности особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп» формируется путем изучения тем «Классификация рисков» и «Основные объекты из групп риска в социальной работе и их характеристика». В рамках этих тем студенты получают знания о специфических особенностях лиц из групп риска, их половозрастных и социально-психологических характеристиках, что является основой для понимания трудных жизненных ситуаций клиентов социальных служб.

Модуль «Практика социальной работы с лицами из групп риска» позволяет получить знания по основам социальной защиты, реабилитации лиц из группы риска, профилактике рискогенных ситуаций. Разбираются примеры и стратегии управления социальными рисками, что в свою очередь способствует формированию навыков применения социальных технологий в этой сфере и «способности учитывать в профессиональной деятельности инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан».

В современном обществе риски являются неотъемлемой частью жизнедеятельности людей. Особую актуальность приобретают социальные риски. Для безопасности отдельных личностей, групп и общества в целом важнейшим направлением социальной политики государства является разработка системы мероприятий по управлению социальными рисками. Социальная работа как профессиональная деятельность призвана, в том числе, реализовывать на практике основные технологии управления социальными рисками. Для обеспечения достойного уровня жизни граждан, реализации принципа социальной справедливости управление социальными рисками должно лежать в основе политики социального государства. Так как именно такое государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия и риски,

предполагает конституционно-правовое гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина.

Перечисленные выше положения показывают актуальность дисциплин «Управление социальными рисками» и «Основы социального государства и гражданского общества», а главное - их синергизм в образовательном процессе по направлению «Социальная работа».

Специфика современного образовательного процесса диктует нам требования использования новых технологий формирования компетенций, в частности, активных и интерактивных форм. К примеру, в Положении системы менеджмента качества ОмГТУ (Положение «Об использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий» ОмГТУ 75.03-2012) к таковым относятся:

1) информационно-развивающие, целью которых является подготовка специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации;

2) деятельностные практико-ориентиро-ванные. Цель - подготовка специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи;

3) личностно ориентированные. Целью этого вида технологий является формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно корректировать свою учебно-познавательную деятельность.

Освоение дисциплин «Управление социальными рисками» и «Основы социального государства и гражданского общества» строится традиционно с помощью лекций и практических занятий. Наиболее эффективными для формирования компетенции ОПК-5 являются интерактивные технологии и методы обучения. Эти методы реализуются в режиме взаимодействия студентов не только с преподавателями, но и между собой и предполагают доминирование активности студентов в процессе обучения. Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску информации. Задачей становится создание условий для проявления студентами инициативы.

Социальная работа является специфичной деятельностью, в основе которой лежит постоянное социальное взаимодействие с различными категориями граждан, а активные и интерактивные технологии, в том числе, закрепляют навыки социального взаимодействия. Приведем примеры некоторых интерактивных

технологий и методов, которые используются при изучении рассматриваемых дисциплин, способствующих более эффективному формированию компетенций будущего специалиста.

Для эффективной работы на практических занятиях по дисциплине «Основы социального государства и гражданского общества» применяются образовательная технология «Дебаты» и прием «Продвинутая лекция».

Например, при изучении темы «Государство» используется технология «Дебаты». Студентам заранее задается тема, объясняются правила проведения игры; формируются команды. Работа предполагает три этапа. На этапе вызова преподаватель формулирует тему, обсуждает ее со студентами. Тема должна вызывать интерес. Затем следует стадия реализации, на которой должна проявляться активность студентов, осуществляться прирост информации, обмен мнениями и вопросами по теме. Преподаватель лишь фиксирует результаты. Обсуждение полученной информации, а также самого обучающего приема проходит на этапе рефлексии. В ходе реализации этой образовательной технологии студенты отрабатывают навыки публичного выступления, учатся правильно задавать вопросы, анализировать информацию, делать выводы и формируют способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, что является частью ОПК-5.

Тема «Политическое участие» может быть раскрыта с помощью приема «Продвинутая лекция». Студентам предлагается работать в парах. Преподаватель дает задание подумать, обсудить и записать, что такое «политическое участие», затем читает текст об этом общественном феномене, при этом один из участников пары фиксирует совпадения со своими набросками, а второй - новую информацию. Позже происходит обсуждение. Таким образом, студенты актуализируют уже имеющуюся у них информацию, а также добавляют новую. При использовании этого приема у студентов направления «Социальная работа» частично формируется способность учитывать в профессиональной деятельности особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп (ОПК-5).

В рамках преподавания дисциплины «Управление социальными рисками», как показала проверка остаточных знаний студентов,

наиболее эффективна технология «кейс-стади»: учебные ситуации, приближенные к реальности, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора конкретных ситуаций риска обучающиеся учатся действовать в команде, проводить анализ и принимать управленческие решения. Как показывает опыт, наиболее понятными для студентов ситуации риска становятся при их рассмотрении через призму конкретных социальных проблем. Именно это наблюдение и легло в основу занятий с применением метода кейс-стади, правила применения которого покажем далее в рамках изучения сущности и содержание социальных проблем.

Для начала напомним, что в науке социальные проблемы, по оценке некоторых авторов, понимаются в двух значениях: как «проблемы обстоятельств» и как «проблемы общества».

Первое охватывает проблемы оказания «социальной помощи» (бедные, маргиналы, социальные обстоятельства), вопросы «социального обеспечения» (внерабочее время, семейная жизнь, жизнь пожилых людей и. т. д.), т.е. проблемы, с которыми сталкиваются в силу своей профессии социальные работники. Второе по своему значению близко к понятию «социальный вопрос». Это значение содержится также в таких выражениях, как «социальное партнерство», «социальное право», «социальный конфликт» и т. д., т. е. во всем, что касается отношений между социальными группами, регулируемыми социальной политикой (Симонова 2008: 212). Студенты получают на лекци-

ях подробную информацию об этих двух подходах, на семинарах тема закрепляется путем применения метода кейс-стади. Суть заключается в том, что группа делится на две подгруппы, в рамках каждой подгруппы выбирается «государство» и «социальные работники». Также выбираются два «эксперта», которые кратко повторяют теоретические подходы к объяснению социальных проблем и социальных рисков. Затем «государство» объясняет конкретную проблему с точки зрения второго подхода, «социальные работники» - с точки зрения первого. Проблемы, предлагаемые для обсуждения, должны находиться в сфере трудной жизненной ситуации клиентов социальной работы. Работа в таком формате позволяет учесть все части заявленной компетенции и сформировать необходимые для специалиста социальной работы навыки.

Подводя итог, следует подчеркнуть необходимость сравнительного аналитического подхода к компетенциям, формируемым у студентов направления подготовки бакалавриата «Социальная работа». На примере двух дисциплин вариативной части учебной программы «Управление социальными рисками» и «Основы социального государства и гражданского общества» проанализировано формирование значимой общепрофессиональной компетенции (ОПК-5), дана характеристика формируемых знаний, умений и владений, которые осваиваются в рамках этих дисциплин. Таким образом, с помощью последовательно формируемых компетенций реализуется современный подход к процессу обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Будяк Л.В. 2011. Компетентностный подход в высшем образовании // Вектор науки ТГУ 1(4), 31-35.

Бурцева И.В. 2012. Компетентностный подход в контексте профессиональной подготовки бакалавров социальной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы 24-2, 149-154.

Коняхина И.В. 2012. Компетентностный подход в высшем образовании (теоретический аспект) // Вестник ТГПУ 11(126), 68-71.

Мединцева И.П. 2012. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: Материалы II Международной научной конференции (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди. URL: https: //moluch. ru/conf/ped/archive/65/3148/ (2018. 01 нояб.).

Положение «Об использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий» ОмГТУ 75.03-2012. URL: http://omgtu.ru/educational_activities/dokumenty_smk/ polozheniya_obrazovatelnaya_deyatelnost.php (2018. 01 нояб.)

Романова Л.Л. 2013. Компетентностный подход к профессиональной подготовке бакалавров социальной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы 33-2, 136-140.

Симонова Т.М. 2008. Социальные проблемы и трактовка в отечественной социологии: историческая ретроспектива // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. № 2, 211-215.

Троянская С.Л. 2016. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: Учебное пособие. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет».

Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. 2012. Компетентностный подход в образовательном процессе. Омск: Омскбланкиздат.

REFERENCES

Budyak L.V. 2011. Kompetentnostnyj podkhod v vysshem obrazovanii [Competence approach in higher education]. In: Vektor nauki TGU [Science Vektor of Togliatti State University]. No. 1(4). P. 31-35. (In Russian).

Burtseva I.V. 2012. Kompetentnostnyj podkhod v kontekste professional'noj podgotovki bakalavrov sotsial'noj raboty [Competence approach in the context of Bachelor of Social Work professional training]. In: Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy [Psychology and Pedagogy: methods and problems]. No. 24-2. P. 149-154. (In Russian).

Konyahina I.V. 2012. Kompetentnostnyj podkhod v vysshem obrazovanii (teoreticheskij aspekt) [Competence approach in higher education (theoretical aspect)]. In: Vestnik TGPU [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. No. 11(126). P. 68-71. (In Russian).

MedintsevaI.P. 2012. Kompetentnostnyj podkhod v obrazovanii [Competence approach in education]. In: Peda-gogicheskoe masterstvo: Materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Pedagogical skills: Materials of the II International Scientific Conference]. Moscow: Buki-Vedi. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (01/11/2018). (In Russian).

Polozhenie «Ob ispol'zovanii v uchebnom protsesse aktivnykh i interaktivnykh form provedeniya uchebnykh za-nyatij» [Provision "On using active and interactive forms of training sessions in the educational process"]. Omsk State Technical University 75.03-2012. URL: http://omgtu.ru/educational_activities/dokumenty_smk/ polozheniya_obrazovatelnaya_deyatelnost.php (01.11.2018). (In Russian).

Romanova L.L. 2013. Kompetentnostnyj podkhod k professional'noj podgotovke bakalavrov sotsial'noj raboty [Competence approach to professional training of Bachelor of Social Work]. In: Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy [Psychology and Pedagogy: methods and problems]. No. 33-2. P. 136-140. (In Russian).

Simonova T.M. 2008. Sotsial'nye problemy i traktovka v otechestvennoj sotsiologii: istoricheskaya retrospektiva [Social problems and interpretation in Russian sociology: a historical retrospective]. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta [Saint Petersburg University Bulletin]. Series 12. Sociology. No. 2. P. 211-215. (In Russian).

Troyanskaya S.L. 2016. Osnovy kompetentnostnogo podkhoda v vysshem obrazovanii: Uchebnoe posobie [Competence Approach Basics in Higher Education: Textbook.]. Izhevsk: Izd. centr «Udmurtskij universitet». (In Russian).

Fedorov A.E., Metelev S.E., Solovyov A.A., Shlyakova E. V. 2012. Kompetentnostnyj podkhod v obrazovatel'nom processe [Competence approach in educational process]. Omsk: Omskblankizdat. (In Russian).

Yu.S. Plotnikova, A. V. Molchanova

Omsk, Russia

POTENTIAL OF ELECTIVES IN BUILDING GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE (GPC-5) WHEN TEACHING BACHELORS OF SOCIAL WORK

Abstract. Today's system of higher education is focused on implementing the competency-based approach to train professionals who are able to solve urgent occupational tasks and ready for life-long learning.

The article demonstrates the importance of consistency in teaching-learning bachelors of Social Work and the relation of the competency-based training to further professional activities. Training students of Social and Welfare Work programmes remains urgent in contemporary Russia. The bachelor's programme is based on a number of competencies that nurture the skills necessary for future profession and help to resolve of occupational tasks.

The authors justify the relevance of teaching-learning such courses as "Fundamentals of a social state and civil society" and "Social Risk Management", which are included in the optional part of the curriculum for bachelors of Social and Welfare Work and are aimed at building competencies and skills that are fundamental for successful specialized training. The potential of competency-based training is revealed through procedures of description, comparison, observation, and some examples of active and interactive educational technologies.

Key words: competence; State Educational Standards; social work; welfare state; civil society; social risks.

About the authors: Yuliya Sergeevna Plotnikova1, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social Communications; Anna Vadimovna Molchanova2, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social Communications.

Place of employment: Omsk State Technical University1,2.

Плотникова Ю.С., Молчанова А.В. Возможности вариативных дисциплин в формировании общепрофессиональной компетенции (ОПК-5) при обучении бакалавров социальной работы // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 103-109.

Plotnikova J.S., Molchanova A.V. Possibilities of variable disciplines in the formation of General professional competence (MIC-5) in the training of bachelors of social work // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019. № 1. P. 103-1109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.