Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические условия / формирование толерантного сознания / будущие психологи / динамическое обучение / культурные ценности / доверительное отношение / pedagogical conditions / formation of tolerant consciousness / future psychologists / dynamic learning / cultural values / trusting attitude

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш.Ш. Цуруев

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с развитием профессионально значимых качеств будущих психологов. Констатируется необходимость формирования толерантного сознания у данных специалистов. Исходя из теоретического анализа исследований, выполненных в данном научном поле, называются характеристики толерантного сознания личности. Определяются основные условия развития такого сознания у будущих психологов. Результатом исследования выступают педагогические условия формирования толерантного сознания у будущих психологов: применение динамических средств обучения для развития эмоциональности студентов; расширение знаний будущих психологов о ценностях представителей различных народностей и культур; содействие студентам в создании позитивного образа психолога, вызывающего доверие различных категорий населения. Дается краткая характеристика данных условий, представлены результаты эмпирического исследования, обозначены перспективы продолжения работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ш.Ш. Цуруев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING TOLERANT CONSCIOUSNESS IN FUTURE PSYCHOLOGISTS

The article discusses a current problem related to the development of professionally significant qualities in future psychologists. The necessity of developing a tolerant consciousness among these specialists is stated. Based on the theoretical analysis of the research carried out in this scientific field, the material names characteristics of the tolerant consciousness of an individual. The basic conditions for the development of such consciousness among future psychologists are determined. The result of the study is the pedagogical conditions for the formation of tolerant consciousness among future psychologists: the use of dynamic teaching aids for the development of students’ emotionality; expanding the knowledge of future psychologists about the values of representatives of different nationalities and cultures; assisting students in creating a positive image of a psychologist that inspires trust among various categories of the population. A brief description of these conditions is given, the results of empirical research are presented, and prospects for continuing the work are outlined.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ»

- при освоении студентами учебного плана становятся более доступными многие учебные материалы, методические рекомендации и указания;

- возрастает интенсивность учебной и учебно-исследовательской деятельности студентов, их производственной практики, повышается их самостоятельность и ответственность при выполнении учебных заданий, прохождении текущего и итогового контроля знаний;

- оптимизируются процедуры и регламенты освоения студентами содержания дисциплин учебного плана, выполнения заданий учебной и учебно-исследовательской деятельности, реализации задач учебной и производственной практики, проведения преподавателями контрольно-оценочных мероприятий, реализации социально значимых инициатив, осуществляемых во внеучебное время.

В процессе экспериментальной работы проверялась эффективность осуществления процесса формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к информационно-аналитической деятельности, основанного на применении цифровых образовательных технологий. Экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» и ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова». В исследование были вовлечены 67 студентов второго курса, осваивающих профессиональную образовательную программу по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция: 33 и 34 респондента в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах соответственно.

В процессе формирующего эксперимента в группе Э применялось специально разработанное научно-методическое обеспечение, осуществляющее дидактическую и методическую поддержку преподавателей в решении ими задач формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к информационно-аналитической деятельности. Помимо указаний относительно применения организационно-педагогических форм, методов и средств формирования соответствующей готовности, здесь были представлены регламенты применения цифровых образовательных технологий. Причем использовались такие цифро-

Библиографический список

вые образовательные технологии, которые обладают наибольшими педагогическими возможностями для формирования готовности к информационно-аналитической деятельности.

Диагностические исследования, проведенные до начала формирующего эксперимента и после его окончания, показали, что процесс формирования изучаемой готовности более эффективно осуществляется в группе Э. Процесс профессиональной подготовки студентов этой группы строился на основе применения цифровых образовательных технологий. Таким образом, экспериментальное исследование показало, что использование в профессиональной подготовке будущих бакалавров юриспруденции интерактивных и офисных технологий, тестирующих систем с автоматизированной проверкой результатов, технологий видеосвязи и совместной работы, а также технологий социальных медиа позволяет более эффективно формировать их готовность к информационно-аналитической деятельности.

Таким образом, представленные в статье материалы подтверждают выдвинутое предположение о целесообразности применения цифровых образовательных технологий для повышения эффективности процесса формирования у будущих бакалавров юриспруденции готовности к информационно-аналитической деятельности. Данный вывод подтвержден результатами анализа научных источников, а также данными формирующего эксперимента. В частности, было установлено, что наибольшими возможностями для интенсификации исследуемого процесса обладают такие дидактические средства, как интерактивные и офисные технологии, тестирующие системы с автоматизированной проверкой результатов, технологии видеосвязи и совместной работы, а также технологии социальных медиа. Полученные результаты обладают признаками научной новизны, а предложенная методика может применяться в широкой практике профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции. Изучение педагогического потенциала иных цифровых образовательных технологий для эффективного формирования исследуемого качества может составить перспективы дальнейших исследований.

1. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогической науки в связи с цифровой трансформацией образования. Проблемы развития дидактики в условиях цифровой трансформации образования. Москва: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2022: 87-97.

2. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Бочкина Н.А. Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследований и практик). Образование и наука. 2020; Т. 22, № 6: 137-175.

3. Быстрова Н.В., Ремизова Е.А., Ермолаева Е.Л. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 69-3: 14-17.

4. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования. Педагогическая информатика. 2019; № 1: 108-121.

5. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коновалова Е.Ю., Воронина И.Р Цифровые технологии в образовательном пространстве. Балтийский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 2 (31): 53-56.

6. Залавина Т.Ю. Значимость развития цифровых навыков и цифровых образовательных технологий при обучении аудированию. Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание. Челябинск: ЮУГИИ им. П.И. Чайковского, 2020: 263-267.

7. Ломовцева Н.В. Современные цифровые образовательные технологии: Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов. Акмеология профессионального образования. Екатеринбург: РГППУ 2019: 242-249.

8. Воробьев ГА., Фомина Т.П. Сетевые модели и цифровые технологии в повышении квалификации учителей математики. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023; № 2 (55): 92-101.

9. Потемкина Т.В., Щавелева Е.Н. Развитие цифровых компетенций учителей: анализ международного опыта. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023; № 2 (55): 29-38.

10. Уразманова Ф.Н., Савичева Ю.О. Особенности сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023; № 1 (54): 74-82.

References

1. Robert I.V. Razvitie ponyatijnogo apparata pedagogicheskoj nauki v svyazi s cifrovoj transformaciej obrazovaniya. Problemy razvitiya didakiiki v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya. Moskva: RGU nefti i gaza (NIU) imeni I.M. Gubkina, 2022: 87-97.

2. Bordovskaya N.V., Koshkina E.A., Bochkina N.A. Obrazovatel'nye tehnologii v sovremennoj vysshej shkole (analiz otechestvennyh i zarubezhnyh issledovanij i praktik). Obrazovanie i nauka. 2020; T. 22, № 6: 137-175.

3. Bystrova N.V., Remizova E.A., Ermolaeva E.L. Realizaciya 'elektronnogo obucheniya v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 69-3: 14-17.

4. Robert I.V. Razvitie ponyatijnogo apparata pedagogiki: cifrovye informacionnye tehnologii obrazovaniya. Pedagogicheskaya informatika. 2019; № 1: 108-121.

5. Vaganova O.I., Gladkov A.V., Konovalova E.Yu., Voronina I.R. Cifrovye tehnologii v obrazovatel'nom prostranstve. Baltijskijgumanitarnyjzhurnal. 2020; T. 9, № 2 (31): 53-56.

6. Zalavina T.Yu. Znachimost' razvitiya cifrovyh navykov i cifrovyh obrazovatel'nyh tehnologij pri obuchenii audirovaniyu. Hudozhestvennoe proizvedenie v sovremennoj kuliure: tvorchestvo- ispolnitel'stvo- gumanitarnoeznanie. Chelyabinsk: YuUGII im. P.I. Chajkovskogo, 2020: 263-267.

7. Lomovceva N.V. Sovremennye cifrovye obrazovatel'nye tehnologii: Osnovnye harakteristiki massovyh otkrytyh onlajn-kursov. Akmeologiya professional'nogo obrazovaniya. Ekaterinburg: RGPPU, 2019: 242-249.

8. Vorob'ev G.A., Fomina T.P. Setevye modeli i cifrovye tehnologii v povyshenii kvalifikacii uchitelej matematiki. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2023; № 2 (55): 92-101.

9. Potemkina T.V., Schaveleva E.N. Razvitie cifrovyh kompetencij uchitelej: analiz mezhdunarodnogo opyta. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2023; № 2 (55): 29-38.

10. Urazmanova F.N., Savicheva Yu.O. Osobennosti soprovozhdeniya nepreryvnogo professional'nogo razvitiya pedagogicheskih kadrov v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2023; № 1 (54): 74-82.

Статья поступила в редакцию 07.11.23

УДК 378.4

Tsuruyev Sh.Sh., senior lecturer, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: stsuruyev@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING TOLERANT CONSCIOUSNESS IN FUTURE PSYCHOLOGISTS. The article discusses a current problem related to the development of professionally significant qualities in future psychologists. The necessity of developing a tolerant consciousness among these specialists is stated. Based on the theoretical analysis of the research carried out in this scientific field, the material names characteristics of the tolerant consciousness of an

individual. The basic conditions for the development of such consciousness among future psychologists are determined. The result of the study is the pedagogical conditions for the formation of tolerant consciousness among future psychologists: the use of dynamic teaching aids for the development of students' emotionality; expanding the knowledge of future psychologists about the values of representatives of different nationalities and cultures; assisting students in creating a positive image of a psychologist that inspires trust among various categories of the population. A brief description of these conditions is given, the results of empirical research are presented, and prospects for continuing the work are outlined.

Key words: pedagogical conditions, formation of tolerant consciousness, future psychologists, dynamic learning, cultural values, trusting attitude

Ш.Ш. Цуруее, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: stsuruyev@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с развитием профессионально значимых качеств будущих психологов. Констатируется необходимость формирования толерантного сознания у данных специалистов. Исходя из теоретического анализа исследований, выполненных в данном научном поле, называются характеристики толерантного сознания личности. Определяются основные условия развития такого сознания у будущих психологов. Результатом исследования выступают педагогические условия формирования толерантного сознания у будущих психологов: применение динамических средств обучения для развития эмоциональности студентов; расширение знаний будущих психологов о ценностях представителей различных народностей и культур; содействие студентам в создании позитивного образа психолога, вызывающего доверие различных категорий населения. Дается краткая характеристика данных условий, представлены результаты эмпирического исследования, обозначены перспективы продолжения работы.

Ключевые слова: педагогические условия, формирование толерантного сознания, будущие психологи, динамическое обучение, культурные ценности, доверительное отношение

Современное общество характеризуется высокой нестабильностью во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. В связи с этим повышается уровень психической напряженности у населения, возрастает агрессивность, тревожность, фрустрация, неуверенность у детей и взрослых. Соответственно, увеличивается значимость оказания квалифицированной психологической помощи гражданам, растет запрос на профессиональных психологов. Специалисты данной профессии работают с людьми, имеющими различные психологические проявления, обусловленные временными или устойчивыми жизненными трудностями, предполагающими наличие нарушений в развитии, психологических травм, поведенческих девиаций разной степени выраженности и пр. Поэтому выпускники психологических факультетов должны быть способными не только продемонстрировать высокий уровень знаний, но и проявлять важные нравственные характеристики, повышающие качество оказываемой психологической помощи населению. Среди таких проявлений личности отметим особое значение толерантного сознания у будущих психологов, формирование которого должно стать одним из приоритетных направлений педагогической работы в вузе.

Цель исследования - разработать и теоретически обосновать педагогические условия формирования толерантного сознания у будущих психологов. Задачи исследования: проанализировать имеющиеся разработки в данном направлении; охарактеризовать педагогические условия формирования толерантного сознания у будущих психологов; провести эмпирическую проверку результативности деятельности по реализации данных условий в профессиональной подготовке студентов.

Научная новизна исследования состоит в определении педагогических условий формирования толерантного сознания у будущих психологов, которые предполагают применение динамических средств обучения для развития эмоциональности студентов; расширение знаний будущих психологов о ценностях представителей различных народностей и культур; содействие студентам в создании позитивного образа психолога, вызывающего доверие различных категорий населения. Теоретическая значимость работы заключается в том, что предложенные педагогические условия развивают научные взгляды на совершенствование процесса обучения в вузе студентов - будущих психологов. Практическая значимость статьи заключается в том, что описанная практика реализации педагогических условий формирования толерантного сознания у будущих психологов может быть рекомендована для применения на психологических факультетах современных вузов.

Ученые подчеркивают важность сформированности данного качества у каждого сознательного гражданина нашего общества и, прежде всего, специалиста психологического профиля. Отмечается, что толерантность выступает «ин-тегративным качеством, проявляющимся в готовности и способности человека слышать и уважать мнение других, ... признать равенство, отказаться от доминирования и насилия» [1, с. 435]. При этом толерантное сознание рассматривается как более устойчивая характеристика личности, которая «ставит индивида перед необходимостью осмысленно подойти к проблемам, причиняющим ущерб как самому человеку, так и окружающим его людям и обществу в целом» [2, с. 3]. М.С. Бережная подчёркивает, что существует широкое понимание толерантного сознания от «нервно-психической устойчивости до ее оценки как нравственного императива личности» [3, с. 59]. Второй подход нам импонирует в большей степени, так как считаем, что для будущих психологов толерантное сознание должно быть устойчивым проявлением, нравственной категорией личности.

На данном основании толерантное сознание будущих психологов рассматривается нами как нравственный императив личности, выраженный в способности понимать разных людей, уважать их мнение, осмысленно подходить к оказа-

нию психологической помощи и сознательно выстраивать собственные стратегии поведения, внося конструктивные преобразования в развитие общества.

Для формирования толерантного сознания будущих психологов необходимо определить педагогические условия, создание которых в вузе позволит выстроить данную деятельность системно и комплексно. На наш взгляд, большое значение имеет вовлечение и погружение студентов в образовательный процесс, применение активных методов обучения для повышения нравственного сознания, психологических знаний и развития нужных для помощи людям личностных качеств студентов.

К примеру, для расширения психолого-педагогических знаний учителей предлагаются такие методы, как кинопедагогика, метод сгущения информации, кейс-метод [4]. Они обеспечивают эмоциональность подачи информации, яркость и образность, диалогичность, структурированность, динамичность, оптимальность по времени и пр. А.Е. Касьянов раскрывает методику динамического обучения, в которой большая часть времени уделяется деятельностным формам работы студентов, проявлению их активности, что обеспечивает «увеличение скорости освоения учебной дисциплины и повышение качества образования» [5, с. 117]. Л.А. Николаева предлагает для формирования коммуникативной толерантности студентов использовать интерактивные методы обучения: ролевую игру, проектную работу, мозговой штурм [6]. Указанные методы динамического обучения способствуют приобретению студентами важных психолого-педагогических знаний и умений слушать, понимать, сочувствовать, поддерживать, убеждать, мотивировать, принимать, уважать. Данные характеристики способствуют развитию эмоциональности, которая является фундаментом для формирования толерантного сознания будущих психологов. Поэтому в качестве первого педагогического условия назовем применение динамических средств обучения для развития эмоциональности студентов. Данное условие предполагает обучение будущих психологов в режиме активного усвоения информации, диалоговых форм взаимодействия через организацию деловых игр, решение профессиональных задач, анализ материалов кинофильмов, в которых демонстрируются практики оказания психологической помощи взрослым и детям. Применение диалоговых (дискуссии, беседы, мозговой штурм), визуальных (фильмы, презентации, интеллект-карты), практических (деловая игра, кейсы) методов обучения создает ситуацию погружения в образовательный процесс, способствует интенсивному освоению практических умений, качественному процессу интериориза-ции полученных знаний будущими психологами.

Также отметим, что, по словам И.В. Абакумовой, Л.Ц. Кагермазовой, В.А. Савина, в воспитании будущих специалистов необходимо учитывать мно-гоязычность, поликультурность, полиментальность общества. Поэтому для формирования установок толерантного сознания студентов рекомендуется использовать такую смыслотехнологию, как диалог культур, предлагается применять положения смысловой педагогики, выступающей новым психолого-педагогическим направлением обучения студентов [7]. Д.М. Абдуразакова тоже рекомендует при разработке педагогических условий формирования толерантности студентов «учитывать ... мультикультуризацию и глобализацию общества, поликультурность образования, открытость к осуществлению межкультурного диалога» [8, с. 72]. Поэтому развитие представлений у будущих психологов о культурах разных народов, их обычаях, религиозных верованиях и традициях, а также изучение собственной культуры позволит более точно понять не только психологические, личностные, индивидуальные, но и культурные особенности индивидов. Поэтому второе педагогическое условие формирования толерантного сознания студентов свяжем с расширением знаний будущих психологов о ценностях представителей различных народностей и культур. В рамках реализации данного условия предполагается изучение будущими психологами культурных особен-

ностей граждан многонационального российского государства, которые важно учитывать при осуществлении их психологического сопровождения. Необходимо знакомить будущих психологов с культурными ценностями, табуированными темами, которые не следует затрагивать при оказании им психологической помощи. Эту деятельность уместно осуществлять в рамках изучения различных дисци -плин (истории, философии, психологии) и через реализацию мероприятий воспитательного характера: конкурсов, акций, праздников, фестивалей и пр. Также уместно вовлекать студентов в проектную деятельность, инициировать их соци -альную активность для приобретения знаний будущими психологами об особенностях межкультурной коммуникации.

Еще одно педагогическое условие свяжем с освоением студентами способов выстраивания доверительного отношения с гражданами, популяризацией психологических знаний и развитием потребностей населения разных возрастных и социальных категорий в обращении при необходимости за психологической помощью. Несмотря на развитие общества и возрастающий его интерес к психологическим знаниям, у части населения отмечается высокое недоверие к психологической службе и данным специалистам. Для развития у специалистов культуры выстраивания доверительных отношений с населением рекомендуется моделировать экстремальные условия межкультурной коммуникации применять тренинг и материалы художественных фильмов, в которых показывается располагающая к себе личность [9].

Л.Н. Ожигова, Н.А. Барышева рассматривают имидж психолога как основу доверия клиента. Авторы проводят исследования восприятия визуального образа психолога клиентами и описывают характеристики делового стиля, который вызывает доверие [10]. Соответственно, не только профессионализм и личностные качества, но и внешний облик имеют большое значение для выстраивания доверительных отношений психолога с гражданами. Поэтому в профессиональной подготовке следует уделять внимание формированию комплексных представлений об образе психолога, вызывающего доверие населения. Итак, третье педагогическое условие сформулируем как содействие студентам в создании позитивного образа психолога, вызывающего доверие различных категорий населения. При реализации данного условия преподаватели знакомят будущих психологов с факторами, вызывающими доверие к психологу, его внешними и внутренними характеристиками, стилем поведения, манерой общения, проявлениями толерантного сознания при взаимодействии с разными людьми. Для этого применяется анализ ситуаций из практики работы психологов, изучение мнения граждан, моделирование профессиональных ситуаций, например, первичной консультации клиента. Студенты создают идеальный образ психолога, анализируют особенности восприятия такого образа различными возрастными (дошкольниками, школьниками, взрослыми и пр.) и социальными категориями граждан с учётом профессиональных, гендерных, национальных и других особенностей.

Итак, в качестве педагогических условий формирования толерантного сознания у будущих психологов назовем следующие: применение динамических средств обучения для развития эмоциональности студентов; расширение знаний будущих психологов о ценностях представителей различных народностей и культур; содействие студентам в создании позитивного образа психолога, вызы -вающего доверие различных категорий населения. Указанные условия прошли апробацию в течение 2022-2023 учебного года со студентами - будущими психо -логами, обучающимися на 2 курсе.

Для оценки эффективности описанных условий нами было проведено исследование. Оно предполагало изучение уровня толерантности у будущих психологов 2 курса Чеченского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 48 студентов. В качестве инструментария применялся экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова и др.). Было проведено два замера - в сентябре 2022 года и в апреле 2023 года (табл. 1).

В результате обнаружена положительная динамика увеличения доли студентов с высоким уровнем толерантности (с 25% до 37,50%) и существенные изменения в количестве респондентов с низким уровнем толерантности (снижение с 31,25% до 16,67%). Также мы изучили средние данные группы по видам толерантности: этнической, социальной, личностной. Стоит отметить, что менее

Таблица 1

Результатыисследованияуровнятолерантностиубудущихпсихологов

Уровень/год 2022, % 2023, % Динамика

высокий 25,00 37,50 +12,5

средний 43,75 45,83 + 2,08

низкий 31,25 16,67 -14,58

сформирована у будущих психологов этническая толерантность и более выра-женасоциальная.Вре зультатеформ ирующего эксперимента.предполагающего реализацию описанных выше условий, намечается их положительная динамика (рас.1).

Ре с. Г. Тиды толеуаатносьо рбудущре психологов (динамика)

На начало учебного года этническая толерантность составляла в среднем по группе 21 балл, на конец - 35 баллов. Такие же положительные изменения вы-далены и ао долгим исдумьонаранаиааун:соцаалиааН Гданамикаоа1Тбаллов) и толерантности как черты личности (личностной) - динамика на 12 баллов. Эти Нагультатыуразываатге эффективностьперагагеческоганоецесед.преепола-гающего формирование толерантного сознания у студентов, и результативность .[ледьюылериыхподагогьч аежьтуслов ий.

Таким образом, в статье представлено педагогическое обоснование необ-ео.ыноеаи фopмиааоения сеын^отноносознаидя у еудущихпсихологов,даон oпьeыеаааие дaнрсге напeеaтива. Р исследанании pакpпHoсaны, еЛocнoаоьы и охараааеритортры педоегеическиеуслувияфgтсиpнкaпнр толе^льнего со-уторос с будуыьх щсрус^.:). Пуадставледы аеарлатагы аыоеоичесгего иссле-.тоания ^оото хвас^атое™ yаоаащнрдоиааааr■oв, еиучающ ихся на 2ка|хо дена гогического университета. Показаны положительные изменения в уровнях и видах толерантности: этнической, социальной и толерантности как черты личности (личностной). Полученные данные свидетельствуют об эффективности предложенных педагогических условий, связанных с применением динамических средств обучения для развития эмоциональности студентов; расширением знаний будущих психологов о ценностях представителей различных народностей и культур; содействием студентам в создании позитивного образа психолога, вызывающего доверие различных категорий населения.

Продолжение данного исследования видится перспективным: планируется разработка комплекса мероприятий, реализуемых в рамках внеучебной деятельности будущих психологов, направленных на повышение этнической толерантности.

Библиографический список

1. Батюта М.Б., Сидорина Е.В., Шибалова Е.Е. Особенности проявления толерантности у будущих психологов и педагогов. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 435-438.

2. Умарова З.Я. Особенности современного мира и толерантное сознание. Общество: философия, история, культура. 2018; № 9 (53): 19-22.

3. Бережная М.С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства. Философские науки. 2008; № 4: 58-68.

4. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А. Активные методы популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022; № 2 (51): 5-18.

5. Касьянов А.Е. Методика динамического обучения. Лесной вестник/ Forestry bulletin. 2007; № 7, 114-117.

6. Николаева Л.А. Формирование коммуникативной толерантности студентов - будущих юристов на основе интерактивного общения. Сибирский педагогический журнал. 2007; № 7: 182-188.

7. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Савин В.А. Диалог культур как смыслотехнология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза. Российский психологический журнал. 2013; № 10 (1): 46-58.

8. Абдуразакова Д.М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008; № 5: 69-73.

9. Теппеев А.А. Педагогические условия развития у сотрудников полиции культуры выстраивания доверительных отношений с различными группами населения. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022; № 4 (53): 107-117.

10. Ожигова Л.Н., Барышева Н.А. Имидж психолога как основа доверия клиента. Общество: социология, психология, педагогика. 2018; № 7: 70-75.

References

1. Batyuta M.B., Sidorina E.V., Shibalova E.E. Osobennosti proyavleniya tolerantnosti u buduschih psihologov i pedagogov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 435-438.

2. Umarova Z.Ya. Osobennosti sovremennogo mira i tolerantnoe soznanie. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2018; № 9 (53): 19-22.

3. Berezhnaya M.S. Razvitie tolerantnogo soznaniya lichnosti v sociokul'turnom prostranstve obrazovaniya i iskusstva. Filosofskie nauki. 2008; № 4: 58-68.

4. Il'yasov D.F., Selivanova E.A. Aktivnye metody populyarizacii nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi uchitelej obscheobrazovatel'nyh organizacij. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2022; № 2 (51): 5-18.

5. Kas'yanov A.E. Metodika dinamicheskogo obucheniya. Lesnoj vestnik/ Forestry bulletin. 2007; № 7, 114-117.

6. Nikolaeva L.A. Formirovanie kommunikativnoj tolerantnosti studentov - buduschih yuristov na osnove interaktivnogo obscheniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2007; № 7: 182-188.

7. Abakumova I.V., Kagermazova L.C., Savin V.A. Dialog kul'tur kak smyslotehnologiya formirovaniya ustanovok tolerantnogo soznaniya i povedeniya studentov vuza. Rossijskij psihologicheskijzhurnal. 2013; № 10 (1): 46-58.

8. Abdurazakova D.M. Razvitie tolerantnogo soznaniya: kul'turno-pedagogicheskij aspekt. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv. 2008; № 5: 69-73.

9. Teppeev A.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya u sotrudnikov policii kul'tury vystraivaniya doveritel'nyh otnoshenij s razlichnymi gruppami naseleniya. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2022; № 4 (53): 107-117.

10. Ozhigova L.N., Barysheva N.A. Imidzh psihologa kak osnova doveriya klienta. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2018; № 7: 70-75.

Статья поступила в редакцию 12.11.23

УДК 378.4

Yarycheva Kh.U., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia),

E-mail: kaf_pedagogikivo@bk.ru

PEDAGOGICAL PRINCIPLES FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN FUTURE BACHELORES OF SOCIAL WORK. The article deals with a topic related to improving the moral qualities of modern youth. The need to develop social responsibility among specialists in helping professions, in particular future bachelors of social work, is becoming urgent. An analysis of theoretical works is carried out that propose ways to develop social responsibility among young people and students of various fields of study. Based on the analysis of scientific research and the provisions of regulatory documents, the basic rules are determined, which serve as the guiding basis for pedagogical activities in the moral education of students. The result of the study is the pedagogical principles for the development of social responsibility among future bachelors of social work: the principle of popularizing volunteerism, the principle of forming motivation for helping behavior, the principle of activating the creative potential of the individual, the principle of modeling professional situations, the principle of analyzing facts of professional negligence. A brief description of the content of these principles is given, the results of empirical research and prospects for its development are presented.

Key words: pedagogical principles, development of social responsibility, future bachelors of social work, social activity, volunteer activities, helping behavior, creative potential, modeling of professional situations

Х.У. Ярычева, соискатель, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: kaf_pedagogikivo@bk.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Статья посвящена теме, связанной с совершенствованием нравственных качеств современной молодежи. Актуализируется необходимость развития социальной ответственности у специалистов помогающих профессий, в частности будущих бакалавров социальной работы. Проводится анализ теоретических работ, в которых предлагаются пути развития социальной ответственности у молодежи, студентов различных направлений подготовки. На основе анализа научных исследований и положений нормативных документов определяются основные правила, выступающие руководствующей основой для педагогической деятельности по моральному воспитанию студентов. Результатом исследования являются педагогические принципы развития социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы: принцип популяризации добровольчества (волонтерства), принцип формирования мотивации помогающего поведения, принцип активизации креативного потенциала личности, принцип моделирования профессиональных ситуаций, принцип анализа фактов профессиональной халатности. Дается краткая характеристика содержания данных принципов, представлены результаты эмпирического исследования и перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: педагогические принципы, развитие социальной ответственности, будущие бакалавры социальной работы, социальная активность, волонтёрская деятельность, помогающее поведение, креативный потенциал, моделирование профессиональных ситуаций

Целесообразность формирования социально ответственного поведения у современной молодёжи не вызывает сомнения. Сегодня все чаще демонстрируются примеры безнравственных поступков, аморальных действий людей разного возраста, социального статуса и профессиональной деятельности. Отсутствие должного внимания к нравственному воспитанию личности будущего специалиста, особенно работающего в сфере социальной помощи населению, приводит к низкому качеству оказываемых гражданам услуг, развитию конфликтов, недоверию к государству. Социальная ответственность гражданского общества рассматривается как приоритетное направление государственной политики, отмеченное в федеральном проекте «Социальная активность», входящим в национальный проект «Образование».

Особое значение имеет развитие социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы, которые в процессе обучения в вузе должны приобретать не только профессиональные знания, но и совершенствовать личностные качества. Поэтому стоит обозначить основополагающие положения, выступающие руководством для преподавателей вузов, осуществляющих профессиональную подготовку студентов, обучающихся по направлению 39.03.02 Социальная работа.

Цель исследования - разработать и теоретически обосновать принципы развития социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы. Задачи исследования: изучить научные предпосылки рассматриваемого вопроса; теоретически обосновать принципы развития социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы; провести эмпирическую оцен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ку эффективности педагогической деятельности, выстроенной в соответствии с данными принципами.

Научная новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических оснований организации и осуществления в вузе процесса развития социальной ответственности будущих бакалавров социальной работы, основанных на учете педагогических принципов: популяризации добровольчества (волонтерства), формирования мотивации помогающего поведения, активизации креативного потенциала личности, моделирования профессиональных ситуаций, анализа фактов профессиональной халатности. Теоретическая значимость работы заключается в том, что предложенные педагогические принципы развивают научные представления о совершенствовании профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная практика развития социальной ответственности у будущих бакалавров социальной работы, основанная на учете предложенных педагогических принципов, является результативной. Она может быть рекомендована для изучения и широкого применения в профессиональной подготовке студентов по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

В научных публикациях подчеркивается важность формирования или развития личностной, социальной, профессиональной ответственности у субъектов различных возрастных категорий и трудовых областей: старшеклассников [1], молодых сотрудников полиции [2], будущих педагогов [3], железнодорожников [4] и даже преподавателей вуза [5]. Социальная ответственность специалистов рассматривается как профессионально значимое качество [3], которое «ба-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.