Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / будущие бакалавры / культура профессиональной коммуникации / организация продуктивного сотрудничества / цифровая среда / виртуальная коммуникация / higher education / future bachelors / culture of professional communication / organization of productive cooperation / digital environment / virtual communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.С. Фаргиева

В статье актуализирована задача поиска средств формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров в системе высшего образования. Цель исследования: обоснование возможностей формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров в процессе организации продуктивного сотрудничества в цифровой среде. Для достижения цели проведен анализ научных источников, отражающих существующие педагогические способы процесса формирования исследуемого качества. С опорой на теоретико-практические доказательные научные исследования сделан вывод о влиянии продуктивного сотрудничества в цифровой среде на формирование культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. На основании анализа научной литературы предложен авторский алгоритм организации учебно-профессионального сотрудничества будущих бакалавров с применением цифровых ресурсов и сервисов, позволяющих осуществлять виртуальную коммуникацию. Научная новизна исследования: обоснована возможность применения такого педагогического средства, как организация продуктивного сотрудничества в цифровой среде для формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. Теоретическая значимость: полученные выводы обогащают научные представления о способах формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. Практическая значимость: разработанный алгоритм организации учебно-профессионального сотрудничества в цифровой среде может быть использован для формирования коммуникативных умений и навыков у бакалавров различных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З.С. Фаргиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRODUCTIVE COOPERATION IN THE DIGITAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMING A CULTURE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION IN FUTURE BACHELORATES

As part of the ongoing research, the article updates the task of searching for means of developing a culture of professional communication among future bachelors in the higher education system. The study substantiates ways to form a culture of professional communication among future bachelors in the process of organizing productive cooperation in the digital environment. The researcher carries out an analysis of scientific sources reflecting existing pedagogical methods of the process of formation of the quality under study. Based on theoretical and practical evidence-based scientific research, a conclusion is made about the influence of productive cooperation in the digital environment on the formation of a culture of professional communication among future bachelors. Based on an analysis of scientific literature, the author’s algorithm for organizing educational and professional cooperation of future bachelors using digital resources and services that allow virtual communication is proposed. The scientific novelty of the research is the possibility of using such a pedagogical tool as organizing productive cooperation in the digital environment to form a culture of professional communication among future bachelors. Theoretical significance is realized in findings that enrich scientific ideas about ways to form a culture of professional communication among future bachelors. Practical significance concerns the developed algorithm for organizing educational and professional cooperation in the digital environment that can be used to develop communication skills in bachelors of various fields of study.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ»

ответственность за результат При подведении итогов изучения пройденного материала студенты испытывают чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, они начинают понимать, что сами принимают решения и результаты, это их зона ответственности.

Проведенное исследование показало, что использование модели смешанного обучения стимулирует учебный процесс, повышает самоорганизацию и самодисциплину студентов, приводит к повышению уровня знаний.

Рассмотренная нами модель смешанного обучения во взаимодействии с системой электронного и дистанционного обучения отвечает современным тенденциям. Отметим, что результативность в достижении основных целей, которые ставят высшие учебные заведения, обеспечивается за счет постоянного

Библиографический список

проведения исследовательской работы по развитию онлайн-курсов. Современная система образования предполагает наличие большого количества часов самостоятельной работы студентов, поэтому электронные онлайн-курсы, предоставляя необходимые материалы, задания и возможность обратной связи на удаленном расстоянии, крайне важны для обучающихся. Кроме того, появляется возможность выстраивания индивидуального графика обучения, создания условий для погружения студента в профессиональную деятельность. Электронные онлайн-курсы распространяются все больше, предоставляя новые возможности для реализации педагогических технологий, тем самым обеспечивая качество обучения и формирование грамотных, самостоятельных и творческих специалистов.

1. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения. Молодой ученый. 2015; № 7: 809-811.

2. Ильяшенко Л.К., Ваганова О.И., Смирнова З.В., Прохорова М.П., Гладкова М.Н. Формирование компетентности будущих инженеров в условиях контекстного обучения. Международный журнал машиностроения и технологий. 2018; Т. 9, № 4: 1001-1007.

3. Смирнова З., Ваганова О., Шевченко С., Книжная А., Огородова М., Гладкова М. Оценка образовательных результатов студентов программы бакалавриата. Математика. Образование. 2016; № 11 (10): 3469-3475.

4. Саттарова О.Е. Информационные технологии как средство совершенствования качества подготовки и повышения квалификации провизоров. Фармация. 2009; № 7: 44-47.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва: Педагогика, 1995.

6. Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль. ЯОИУУ, 1991. References

1. Loginova A.V. Smeshannoe obuchenie: preimuschestva, ogranicheniya i opaseniya. Molodoj uchenyj. 2015; № 7: 809-811.

2. Il'yashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prohorova M.P., Gladkova M.N. Formirovanie kompetentnosti buduschih inzhenerov v usloviyah kontekstnogo obucheniya. Mezhdunarodnyj zhurnal mashinostroeniya i tehnologij. 2018; T. 9, № 4: 1001-1007.

3. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Knizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Ocenka obrazovatel'nyh rezul'tatov studentov programmy bakalavriata. Matematika. Obrazovanie. 2016; № 11 (10): 3469-3475.

4. Sattarova O.E. Informacionnye tehnologii kak sredstvo sovershenstvovaniya kachestva podgotovki i povysheniya kvalifikacii provizorov. Farmaciya. 2009; № 7: 44-47.

5. Bespal'ko V.P. Pedagogika i progressivnye tehnologii obucheniya. Moskva: Pedagogika, 1995.

6. Celevko G.K., Basov A.V. Novoe pedagogicheskoe myshlenie: pedagogicheskijpoisk i 'eksperimentirovanie. Yaroslavl'. YaOIUU, 1991.

Статья поступила в редакцию 19.11.23

УДК 378

Fargieva Z.S., teaching assistant, Department of Mathematics and Information Computing Technology, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: kafedra916@gmail.com

ORGANIZATION OF PRODUCTIVE COOPERATION IN THE DIGITAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMING A CULTURE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION IN FUTURE BACHELORATES. As part of the ongoing research, the article updates the task of searching for means of developing a culture of professional communication among future bachelors in the higher education system. The study substantiates ways to form a culture of professional communication among future bachelors in the process of organizing productive cooperation in the digital environment. The researcher carries out an analysis of scientific sources reflecting existing pedagogical methods of the process of formation of the quality under study. Based on theoretical and practical evidence-based scientific research, a conclusion is made about the influence of productive cooperation in the digital environment on the formation of a culture of professional communication among future bachelors. Based on an analysis of scientific literature, the author's algorithm for organizing educational and professional cooperation of future bachelors using digital resources and services that allow virtual communication is proposed. The scientific novelty of the research is the possibility of using such a pedagogical tool as organizing productive cooperation in the digital environment to form a culture of professional communication among future bachelors. Theoretical significance is realized in findings that enrich scientific ideas about ways to form a culture of professional communication among future bachelors. Practical significance concerns the developed algorithm for organizing educational and professional cooperation in the digital environment that can be used to develop communication skills in bachelors of various fields of study.

Key words: higher education, future bachelors, culture of professional communication, organization of productive cooperation, digital environment, virtual communication

З.С. Фаргиева, асс, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: kafedra916@gmail.com

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

В статье актуализирована задача поиска средств формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров в системе высшего образования. Цель исследования: обоснование возможностей формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров в процессе организации продуктивного сотрудничества в цифровой среде. Для достижения цели проведен анализ научных источников, отражающих существующие педагогические способы процесса формирования исследуемого качества. С опорой на теоретико-практические доказательные научные исследования сделан вывод о влиянии продуктивного сотрудничества в цифровой среде на формирование культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. На основании анализа научной литературы предложен авторский алгоритм организации учебно-профессионального сотрудничества будущих бакалавров с применением цифровых ресурсов и сервисов, позволяющих осуществлять виртуальную коммуникацию. Научная новизна исследования: обоснована возможность применения такого педагогического средства, как организация продуктивного сотрудничества в цифровой среде для формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. Теоретическая значимость: полученные выводы обогащают научные представления о способах формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. Практическая значимость: разработанный алгоритм организации учебно-профессионального сотрудничества в цифровой среде может быть использован для формирования коммуникативных умений и навыков у бакалавров различных направлений подготовки.

Ключевые слова: высшее образование, будущие бакалавры, культура профессиональной коммуникации, организация продуктивного сотрудничества, цифровая среда, виртуальная коммуникация

Способность к осуществлению эффективной коммуникации играет особую роль в профессиональной деятельности. Обсуждая модели важнейших навыков будущего, профессиональные сообщества выдвигают коммуникативную компетентность в качестве важнейшего качества личности современного специалиста. Существует мнение о том, что специалисты организаций предпочитают решать профессиональные задачи посредством делового общения. В свою очередь, потребители услуг более комфортно себя чувствуют в условиях непосредственной коммуникации с представителями различных организаций. Это обусловливает требования к наличию коммуникативных навыков у современных специалистов. Такой социальный запрос нашел отражение в определении результатов профессиональной подготовки будущих бакалавров. В частности, в качестве результата высшего образования определяется освоенность коммуникативной компетентности. Вместе с тем современная профессиональная среда характеризуется наличием ценностей, этики, регламентов общения. С этой точки зрения коммуникативные навыки предстают как элемент профессиональной культуры специалиста. В этом случае имеется в виду культура профессионального общения. Это сформированная система профессиональных ценностных ориентаций, социально-психологических знаний, коммуникативных умений, отражающихся в манере делового общения и поведении сотрудника.

Задача формирования культуры профессиональной коммуникации особенно важна на этапе профессионального образования. Именно на этом этапе усваиваются ценностные и профессиональные установки, которые будущий бакалавр будет учитывать при организации делового общения в процессе профессиональной деятельности. Существуют различные способы формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. Среди них необходимо выделить такой ресурс высшего образования, как учебная коммуникация в цифровой среде. Выбор данного способа обусловлен несколькими факторами. Существует тенденция к цифровизации высшего образования. Кроме того, электронные ресурсы и сервисы выступают не только как инструмент профессиональной деятельности, но и как средство коммуникации. В данных условиях целесообразно нацеливать будущих бакалавров на применение стратегии продуктивного сотрудничества, в том числе в виртуальной среде. Изложенные основания позволяют определить цель исследования как обоснование возможностей формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров в процессе организации продуктивного сотрудничества в цифровой среде. Достижение данной цели обеспечивают задачи: 1) анализ научных источников, отражающих особенности и способы процесса формирования профессиональной коммуникации; 2) обоснование возможностей организации продуктивного сотрудничества в цифровой среде для формирования исследуемого качества; 3) проектирование алгоритма организации учебно-профессионального сотрудничества будущих бакалавров в цифровой образовательной среде; 4) формулирование выводов и перспектив исследования.

Научная новизна исследования заключается в обосновании возможностей использования такого педагогического средства, как организация продуктивного сотрудничества в цифровой среде для формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. Отмечается теоретическая значимость полученных выводов для обогащения научных представлений о способах формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. Практическая значимость видится в возможности применения алгоритма организации учебно-профессионального сотрудничеств в цифровой среде для формирования коммуникативных умений и навыков у бакалавров различных направлений подготовки.

В ходе анализа научной литературы были выявлены признаки культуры профессиональной коммуникации как научного понятия. Так, Н.В. Курилович выявляет в данном понятии ценностные и нормативные элементы, которые определяют используемые стратегии профессиональной коммуникации [1]. С.Л. Герасименко пишет о важности формирования эмоционального, поведенческого и рефлексивного компонентов профессионального общения [2]. Н.Л. Стеняшина дополняет существующие интерпретации содержания исследуемого понятия когнитивным компонентом [3]. Существуют исследования, посвященные выявлению специфики данного качества по отношению к различным профессиям. Данные сведения позволяют перейти к изучению процесса формирования исследуемого качества в условиях вуза. Это последовательный процесс освоения необходимых компонентов культуры профессионального общения в рамках педагогического взаимодействия. Он предполагает содействие будущим бакалаврам в: а) освоении знаний о профессиональной коммуникации; а) выработке положительного отношения к этическим нормам и ценностям делового общения; в) отработке умений конструктивного общения, в том числе в условиях конфликтов; г) получении эмоционально позитивного опыта применения полученных знаний и умений в ситуациях, имитирующих виды профессиональной деятельности; д) освоении навыков рефлексии осуществляемой коммуникации.

Процесс формирования компонентов культуры профессиональной коммуникации поддерживается с помощью различных форм и методов. Н.Л. Сте-няшина в разработанной модели предлагает использовать интересные формы обучения: творческие мастерские и лаборатории, тренинг, самопрезентация, соревнование команд, защита проектов [3]. С.Л. Герасименко предлагает развертывать данную деятельность в рамках изучения иностранного языка. При этом используются такие методы, как решение педагогических задач, имитационное

моделирование профессиональных ситуаций, метод деловой игры [2]. Коллектив авторов демонстрирует позитивные результаты применения диалоговых методов обучения [4]. И.В. Сагалаева предлагает использовать комплекс форм и методов работы, предполагающих организацию коммуникации студентов в рамках учебной и исследовательской деятельности. Интересно, что различные методы применяются в зависимости от этапа формирования необходимого качества и учитывают контекст профессиональной деятельности [5]. Е.А. Терехова пишет о необходимости использования таких способов обучения, которые основаны на командном взаимодействии. В ходе подобной работы студенты осваивают знания о психологии общения, получают опыт межличностной коммуникации, осваивают способы бесконфликтного общения [6].

Таким образом, в научной периодике предлагаются различные способы формирования культуры профессионального общения. При этом в источниках литературы недостаточно рассмотрены ресурсы коммуникации в цифровой среде. Вместе с тем данный вид обмена информацией активно используется в системе высшего образования. При обосновании возможностей формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров в процессе организации продуктивного сотрудничества в цифровой среде будем ориентироваться на ряд теоретических положений.

Первое положение заключается в позитивном характере использования стратегии организации продуктивного сотрудничества в образовательной сфере. В отечественной науке и практике закрепились идеи педагогики сотрудничества. Основываясь на этих идеях, М.С. Селимханов проинтерпретировал их применительно к процессу совершенствования социального опыта студентов. При этом продуктивное сотрудничество понимается автором как объединение ресурсов субъектов образовательного взаимодействия для достижения единой учебной цели. В ходе проведенного автором исследования было доказано, что применение данного педагогического средства существенно обогащает практики выстраивания эффективных коммуникаций студентов и выступает основой для совершенствования их социального опыта [7]. Разделяя позицию автора, будем использовать термин «продуктивное сотрудничество» применительно к организации коммуникативной деятельности студентов.

Второе положение заключается в принципиальной применимости средств цифровой коммуникации в образовательных целях. В научной литературе существуют исследования, посвященные изучению потенциала использования цифровых ресурсов и сервисов для организации учебного и профессионального общения. Так, Н.Н. Максютова и А.С. Ли констатировали необходимость использования ресурсов онлайн-курсов в системе профессионального образования [8]. Такие курсы могут поддерживать развитие культуры профессиональной коммуникации. А.М. Шамаев пишет о том, что освоение информационно-коммуникационных технологий влияет на освоение специалистами современных способов социального взаимодействия с населением [9]. А.П Донской, О.А. Сахно и В.Н. Макашова обратились к исследованию такого средства профессиональной коммуникации, как профессиональные сетевые сообщества. В таких сообществах можно получить совет, поддержку, консультационную помощь [10]. Считаем важной задачей ознакомить студентов с инструментами, обеспечивающими коммуникацию с опытными коллегами в условиях, когда непосредственное общение затруднено. Исследование ПВ. Валеевой затрагивает такую задачу, как освоение студентами цифрового этикета, используемого в учебной коммуникации [11].

Синтезируя рассмотренные выше научные идеи, можем высказать предположение о том, что цифровая среда выступает не только источником информации и коммуникации. Современные возможности цифровых технологий позволяют организовать сотрудничество студентов в различных видах учебной деятельности. Данные технологии можно использовать в целях популяризации ценностей сотрудничества и формирования культуры профессиональной коммуникации. Полученные результаты позволяют разработать алгоритм организации продуктивного учебно-профессионального сотрудничества будущих бакалавров в цифровой образовательной среде с учетом направленности такого сотрудничества на формирование культуры профессиональной коммуникации.

В первую очередь следует определить цель применения ресурсов цифровой образовательной среды, которая будет заключаться в формировании культуры профессиональной коммуникации будущих бакалавров. Далее необходимо провести диагностическое исследование в форме анкетирования или беседы. Необходимо выявить интерес будущих бакалавров работе в цифровой среде, готовность к использованию цифровых технологий и участию в их разработке, предпочтения в выборе средств электронной коммуникации, осведомленность о правилах конструктивного виртуального общения. Следующим этапом работы будет определение содержательной основы учебной коммуникации: освоение психолого-педагогических знаний в сфере делового общения; изучение инструментов, используемых в профессиональной коммуникации; поддержка производственной практики; помощь в организации учебно-исследовательской деятельности; социальное проектирование. На этом этапе важно определить образовательный продукт деятельности будущих бакалавров, который будет свидетельствовать о результативности сотрудничества. Далее выбираются цифровые средства, которые позволят организовать коммуникацию. В качестве таких средств можно рассматривать средства онлайн-коммуникации в рамках учебной деятельности; образовательный ресурс в виде дистанционного учебного курса, предполагающий возможность обратной связи; группу в социальной сети для учебной коммуника-

ции и консультативной деятельности; профессиональные сетевые сообщества; многопользовательские средства поддержи проектной деятельности. Затем устанавливаются участники виртуального общения: вся учебная группа; проектные команды; студенты, осуществляющие индивидуальное взаимодействие между собой или с преподавателем. Выбираются модераторы групп. Вырабатываются основные этические правила коммуникации. Важно акцентировать внимание на то, что в виртуальном общении, так же, как и в непосредственном, поддерживаются ценности и этические нормы позитивной социальной коммуникации. Следующим этапом служит апробация способов виртуальной коммуникации. На этом этапе реализуется основное содержание взаимодействия. Для этого можно использовать известные формы организации учебной деятельности: учебное проектирование, командную работу, деловую игру, имитационное моделирование. Завершающим этапом организации продуктивного сотрудничества будет этап обсуждения полученных результатов и рефлексия успешности освоения коммуникативных умений. Результатом реализации предложенного алгоритма будет получение будущими бакалаврами опыта продуктивного взаимодействия в цифровой среде; апробация знаний и умений в сфере коммуникации; изучение возможностей применения привычных цифровых инструментов в условиях учебной деятельности; ознакомление с новыми средствами профессиональной деятельности; выработка отношения к правилам виртуальной коммуникации.

В качестве заключения сформулируем основные выводы и перспективы проведенного исследования.

Библиографический список

В системе высшего образования назрела необходимость поиска эффективных средств формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. Данная образовательная задача подтверждается анализом научной литературы. В научной периодике обсуждается сущность и содержание понятия «культура профессиональной коммуникации». Для его формирования в образовательном взаимодействии предлагаются различные формы и методы. При этом в изученных научных источниках недостаточное внимание уделяется изучению возможностей цифровой среды в исследуемом процессе. С опорой на теоретико-практические доказательные научные исследования обоснована возможность организации продуктивного сотрудничества в цифровой среде для формирования исследуемого качества. В частности, учитывались следующие положения: перспективность применения идеи продуктивного сотрудничество в системе высшего образования; наличие потенциала цифровых ресурсов и сервисов для организации учебной и профессиональной коммуникации. На основании анализа научной литературы предложен авторский алгоритм организации учебно-профессионального сотрудничества будущих бакалавров в цифровой образовательной среде. Перспективы исследования связываются с возможностями применения предложенного алгоритма при разработке методического обеспечения организации продуктивной коммуникации будущих бакалавров, а также при проектировании плана эмпирической проверки сделанных выводов. Представленные выводы подтверждают достижение основной цели и выполнение задач исследования.

1. Курилович Н.В. Культура профессионального общения: анализ понятий. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010; № 9 (89): 67-72.

2. Герасименко С.Л. Коммуникативная культура профессиональной деятельности врача и ее развитие в условиях медицинского вуза. Гаудеамус. Психолого-педагогический журнал. 2007; Т. 1, № 11: 126-132.

3. Стеняшина Н.Л. Формирование коммуникативной культуры будущих бакалавров менеджмента как педагогически организованный процесс в вузе. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017; № 4: 96-99.

4. Сырова Н.В., Коротеева О.Д., Чумакова Л.А. Формирование коммуникативной культуры будущих бакалавров-педагогов через диалоговое взаимодействие. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-1: 324-327.

5. Сагалаева И.В. Технология формирования профессионально-коммуникативной культуры у студентов экономических специальностей. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008; № 74-2: 245-249.

6. Терехова Е.А. Проблемы формирования культуры делового общения у студентов, обучающихся на юридических факультетах вузов. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023; № 7.2 (26): 187-194.

7. Селимханов М.С. Ведущие принципы организации продуктивного сотрудничества студентов для совершенствования их социального опыта. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020; Т. 12, № 3 (49): 88-93.

8. Максютова Н.Н., Ли А.С. Дополнительное профессиональное образование в области разработки онлайн-курсов для преподавателей колледжа. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022; № 1 (50): 58-64.

9. Шамаев А.М. Использование современных информационно-коммуникационных технологий для развития культуры социального взаимодействия с населением у сотрудников полиции. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023; № 1 (54): 95-104.

10. Донской А.Г, Сахно О.А., Профессиональные сетевые сообщества как ресурс неформального повышения квалификации педагогических работников. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021; № 2 (47): 15-30.

11. Валеева Г.В. Цифровой этикет в виртуальном образовательном пространстве университета. Гуманитарные ведомости ТГПУ. 2022; № 3 (43): 104-115.

References

1. Kurilovich N.V. Kul'tura professional'nogo obscheniya: analiz ponyatij. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2010; № 9 (89): 67-72.

2. Gerasimenko S.L. Kommunikativnaya kul'tura professional'noj deyatel'nosti vracha i ee razvitie v usloviyah medicinskogo vuza. Gaudeamus. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal. 2007; T. 1, № 11: 126-132.

3. Stenyashina N.L. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury buduschih bakalavrov menedzhmenta kak pedagogicheski organizovannyj process v vuze. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2017; № 4: 96-99.

4. Syrova N.V., Koroteeva O.D., Chumakova L.A. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury buduschih bakalavrov-pedagogov cherez dialogovoe vzaimodejstvie. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-1: 324-327.

5. Sagalaeva I.V. Tehnologiya formirovaniya professional'no-kommunikativnoj kul'tury u studentov 'ekonomicheskih special'nostej. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008; № 74-2: 245-249.

6. Terehova E.A. Problemy formirovaniya kul'tury delovogo obscheniya u studentov, obuchayuschihsya na yuridicheskih fakul'tetah vuzov. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2023; № 7.2 (26): 187-194.

7. Selimhanov M.S. Veduschie principy organizacii produktivnogo sotrudnichestva studentov dlya sovershenstvovaniya ih social'nogo opyta. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2020; T. 12, № 3 (49): 88-93.

8. Maksyutova N.N., Li A.S. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v oblasti razrabotki onlajn-kursov dlya prepodavatelej kolledzha. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2022; № 1 (50): 58-64.

9. Shamaev A.M. Ispol'zovanie sovremennyh informacionno-kommunikacionnyh tehnologij dlya razvitiya kul'tury social'nogo vzaimodejstviya s naseleniem u sotrudnikov policii. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2023; № 1 (54): 95-104.

10. Donskoj A.G., Sahno O.A., Professional'nye setevye soobschestva kak resurs neformal'nogo povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2021; № 2 (47): 15-30.

11. Valeeva G.V. Cifrovoj 'etiket v virtual'nom obrazovatel'nom prostranstve universiteta. Gumanitarnye vedomosti TGPU. 2022; № 3 (43): 104-115.

Статья поступила в редакцию 12.11.23

УДК 37.035

Shatalov M.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Leningrad Regional Institute for Educational Development (St. Petersburg, Russia),

E-mail: m_a_shatalov@loiro.ru

Solonko P.A., postgraduate, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: solonko@academykotin.ru

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE METHODS FOR INTEGRATING RESOURCES OF THE ALL-RUSSIAN CHILDREN AND YOUTH MILITARY-PATRIOTIC MOVEMENT "YUNARMIA" IN TRAINING THE BASICS OF LIFE SAFETY. The article discusses results of the study related to the justification of a three-level methodology for the development of a methodology for integrating the resources of the All-Russian children's and youth military-patriotic movement "Yunarmia" in the process of teaching the basics of life safety in order to increase the efficiency of achieving educational results associated with the patriotic education of students. As the main components of the methodology, both methodological approaches widely used in pedagogy (systemic, axiological, activity-based, integrative, problem-based, technological) and the historical-geographical approach proposed by the authors of the article are substantiated, which determines the priority of interdisciplinary inte-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.