Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА / УМЕНИЯ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / СТУДЕНТЫ / УНИВЕРСИТЕТ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуев Магомед Хаважиевич

Бакалаврам государственного и муниципального управления важно обладать глубокими правовыми знаниями, развитыми управленческими способностями и сформированными умениями деловой коммуникации. Для этого на этапе их профессиональной подготовки в университете важно использовать действенные педагогические технологии, направленные на всестороннее развитие личности. Большим потенциалом в этом русле обладают игровые технологии. В статье описаны возможности их применения со студентами, обучающимися по направлению «Государственное и муниципальное управление». Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыты возможности имитационной игры в формировании умений деловой коммуникации у будущих бакалавров государственного и муниципального управления. Практическую ценность представляют описанные примеры деловых игр, которые могут использоваться со студентами разных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуев Магомед Хаважиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF SIMULATION GAME IN THE FORMATION OF BUSINESS COMMUNICATION SKILLS IN FUTURE BACHELORS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

It is important for bachelors of state and municipal management to have deep legal knowledge, developed managerial abilities and well-formed business communication skills. To do this, at the stage of their professional training at the university, it is important to use effective pedagogical technologies aimed at the comprehensive development of the individual. Gaming technologies have great potential in this direction. The article describes the possibilities of their application with students studying in the direction of “State and municipal management”. The scientific novelty of the study lies in the fact that the possibilities of an imitation game in the formation of business communication skills in future bachelors of state and municipal government are revealed. The described examples of business games that can be used with students of different courses are of practical value.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Возможности имитационной игры в формировании умений деловой коммуникации у будущих бакалавров государственного и муниципального управления

Абдуев Магомед Хаважиевич,

старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова E-mail: kaf_pedagogikivo@bk.ru

Бакалаврам государственного и муниципального управления важно обладать глубокими правовыми знаниями, развитыми управленческими способностями и сформированными умениями деловой коммуникации. Для этого на этапе их профессиональной подготовки в университете важно использовать действенные педагогические технологии, направленные на всестороннее развитие личности. Большим потенциалом в этом русле обладают игровые технологии. В статье описаны возможности их применения со студентами, обучающимися по направлению «Государственное и муниципальное управление». Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыты возможности имитационной игры в формировании умений деловой коммуникации у будущих бакалавров государственного и муниципального управления. Практическую ценность представляют описанные примеры деловых игр, которые могут использоваться со студентами разных курсов.

Ключевые слова: имитационная игра, умения деловой коммуникации, студенты, университет, будущие бакалавры государственного и муниципального управления.

о с

U

см см о см см

Современные выпускники университета находятся зачастую в стрессовых условиях, когда наступает момент трудоустройства. Оказывается, что сформированных у них профессиональных компетенций недостаточно для того, чтобы занимать определенные должности, особенно если речь идет о таком секторе, как государственное и муниципальное управление. Большое значение имеет не только опыт, навыки политико-административной, организационно-управленской деятельности, но и умения вести переговоры, разрешать конфликты, убеждать. В этой связи особую значимость приобретает уже на этапе обучения в университете формирование умений деловой коммуникации у будущих бакалавров государственного и муниципального управления.

Процессы коммуникации между людьми сегодня осуществляются непрерывно. Они могут разворачиваться как в реальной, так и виртуальной среде, имея неформальный и формальный, деловой контекст. Для развития интерактивных коммуникаций рекомендуются такие средства, как использование ресурсов цифровых образовательных платформ, возможностей форумов, сетевых профессиональных сообществ [1; 2]. Однако реальное общение, имитация профессионального контекста в игре, является более эффективным средством в формировании умений деловой коммуникации.

Коммуникативные игры используются в работе со взрослыми и детьми. Они способствуют формированию благоприятного климата в образовательной среде, освоению навыков выстраивания личных границ, работе в команде, конструктивному самоутверждению, улучшению отношений с окружающими. Также в играх безопасно происходит выражение негативных чувств (обиды, агрессии, тревоги), формируется уверенность в себе [3; 4; 5]. Поэтому педагоги достаточно часто применяют игровое моделирование, имитацию ситуаций взаимоотношений в формировании коммуникативных качеств обучающихся, развитии их когнитивных способностей и регуляции эмоционального состояния. Также игры применяются для развития творческих способностей детей в работе педагога-игротехника [6].

Однако имитационная, деловая игра несколько отличается от коммуникативных игр своей направленностью на моделирование профессиональных

контекстов. Ученые отмечают, что с помощью имитационной игры можно воздействовать на мо-тивационную сферу личности, развивать сложные навыки (принятие решений, развитие эмпатиче-ских умений), диагностировать эмоциональное состояние будущих бакалавров [7]. Зачастую такая игра рассматривается как средство развития лидерских качеств обучающихся, являющееся «активным видом деятельности, основанным на моделировании, ... анализе ситуации, апробации поведенческих сценариев» [8, с. 96].

Имитационные игры можно использовать на дисциплинах психолого-педагогического цикла, формируя у будущих бакалавров государственного и муниципального управления умения деловой коммуникации. Они могут представлять имитацию определенных ситуаций взаимодействия государственного служащего и граждан, ситуации трудовых взаимоотношений в коллективе, ситуации взаимодействия с социальными партнерами. Однако чрезмерное увлечение преподавателя данным методом обучения является недопустимым. Н.Г. Жарких, С.С. Костыря выделяют факторы непродуктивного использования имитационных игр в обучении будущих бакалавров. Среди них: бессистемное их применение, теоретическая неподготовленность, отсутствие у преподавателей чёткого представления о результатах игры [9].

М.Г. Даниловских, О.В. Летенков выделяют этапы реализации имитационной игры: введение, фаза информации, формирование мнений и планирование стратегии, взаимодействие между группами, подготовка пленума, проведение пленарного заседания и оценка игры [7]. Авторы пишут, что игры-симуляторы могут воспроизводить как целую ситуацию, так и отельные ее фрагменты.

В.С. Антонюк, Г.В. Эрлих, М.В. Козина проанализировали игровые технологии, применяемые для подготовки кадров государственной и муниципальной службы, и отметили целый комплекс игр: дидактические, кейс-технологии, компьютерные игры, бескет-метод, деловые игры. Они подчеркивают, что наиболее результативными для формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров государственного и муниципального управления являются деловые игры [10].

В деловой игре существует определённое распределение ролей. Осваивая модели поведения, будущие бакалавры государственного и муниципального управления, получают опыт управления ситуациями и людьми, подчинения и выполнения различных функций. Как правило, среди ролей, которые получают будущие бакалавры в игре, выделяются: роль руководителя, роль починенного, роль секретаря, роль представителя населения, роль представителей различных организаций (бизнеса, образования, здравоохранения, социальной защиты, СМИ и пр.).

Погружаясь в разные роли, имитируя особенности характера взаимоотношений между представителями власти и институтами гражданско-

го общества, СМИ, предпринимателями, будущие бакалавры государственного и муниципального управления развивают различные умения деловой коммуникации: поддержание контакта, слушание собеседника, аргументация своей позиции, противостояние манипуляциям.

Данные игры могут быть направлены на освоение студентами традиционных управленских функций и видов деятельности, в которых их коммуникация протекает без затруднений. Также имитационные игры могут предполагать развитие навыков деловой коммуникации в кризисных ситуациях, являющихся более сложными для будущих бакалавров.

Сегодня надо готовить будущих руководителей к ситуациям неопределенности, кризисным сценариям развития событий, к нестандартным решениям и действиям. События последних лет показали неготовность как населения, так и различных организаций, представителей власти к сложным, неожиданным вызовам общества: политическим экономическим, социальным. Важно учить будущих бакалавров ориентироваться в меняющихся реалиях, управлять процессами не только внедрения инноваций, но и кризисного управления, убеждающей коммуникации.

Деловые игры могут имитировать непосредственно производственные события или моделировать особенности взаимоотношений людей в какой-то кризисной ситуации. Например, в деловой игре «Взаперти» студентам необходимо представить, что они оказались закрытыми в офисе. Они должны выбрать 10 предметов, необходимых для выживания в течение трех дней команды из 15 человек. Или в игре «Тонущий корабль» группе студентов необходимо удержаться на небольшом пространстве (лист ватмана, который постепенно уменьшается).

Такие игры развивают навыки сотрудничества, командного мышления, взаимопомощи, что необходимо для деловой коммуникации с населением, партнёрами. То есть создают фундамент коммуникации, которая уточняется в дальнейшем уже в конкретных профессиональных контекстах.

Другие игры могут имитировать непосредственно трудовой контекст. Так, деловая игра «Пресс-конференция» предполагает ответы руководителя администрации города на провокационные вопросы граждан по теме: «Ограничительные меры в период распространения эпидемии COV-Ю-19». Студентам необходимо найти убедительные аргументы с целью достижения понимания необходимости перестройки образа жизни и работы на определенный период. На данной пресс-конференции вопросы задают представители различных сфер: образования, здравоохранения, туризма, культуры и пр. Студентам, играющим роль представителя власти, необходимо корректно, убедительно, грамотно призвать граждан к сохранению спокойствия.

В деловой игре «Увольнение» руководителю крупной организации необходимо сократить ряд

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

сотрудников. Ситуация обусловлена появлением новых технологий на предприятии, которые заменяют механические функции человека. Для усложнения ситуации даются описательные характеристика каждого сотрудника, среди которых есть многодетные родители, молодые специалисты, опытные (незаменимые) работники с большим стажем, родители детей с инвалидностью и пр.

Игры первого типа наиболее эффективно проводить со студентами первого и второго курсов, у которых еще не сформированы профессиональные компетенции, но формируются первоначальные умения деловой коммуникации. Игры второго типа целесообразно применять с будущими бакалаврами 3 и 4 годов обучения.

Каждая игра выстраивается по определенному алгоритму. Во-первых, присутствует вводный момент, само описание проблемной ситуации, которую нужно сымитировать в игре. Во-вторых, реализуется основная часть, в которой непосредственно разыгрываются события, представленные в легенде. В-третьих, используется рефлексия в третьей части игры. Студенты анализируют успешность выстроенных способов взаимодействия, адекватность применяемых вербальных и невербальных средств общения, результативность деловой коммуникации. Также анализу подвергается учет специфических особенностей субъектов коммуникации, законность применяемых мер в конкретных ситуациях, проявление лидерских качеств будущими бакалаврами государственного и муниципального управления.

Преподаватель в конце каждой игры подводит итоги, дает рекомендации студентам в соответствии с проявленными ими умениями деловой коммуникации. Также будущими бакалаврами осуществляется самооценка и взаимооценивание друг друга и анализируются совпадения. То есть исследуется адекватность самооценки личности, которая также является важным условием успешных деловых коммуникаций.

Итак, от руководителей различного уровня зависит то, каким образом население воспринимает определенную информацию, чувствует социальную защищенность, государственною поддержку. В современных сложных условиях специалистам государственного и муниципального управления приходится непросто. Им необходимо принимать важные управленские решения, достойно выстраивать отношения с различными организациями и гражданами, вести планово-экономическую деятельность. Для того, чтобы сформировать необходимые для этого компетенции, мотивацию к заботе о населении, готовность к выполнению сложных дел, целесообразно применять игровые технологии в период обучения студентов в университете. Имитационные игры позволяют моделировать профессиональные ситуации и безопасно осваивать в них нужные компетенции, развивать определённые личностные качеств, формировать умения деловой коммуникации.

В игре будущие бакалавры государственного и муниципального управления учатся оперировать информационными данными, развиваются их нравственные качества, осваиваются навыки противодействия ложной информации и пр. Таким образом, имитационная игра имеет большой потенциал для формирования умений деловой коммуникации у будущих бакалавров государственного и муниципального управления. Основным ее преимуществом является возможность интегрировать в себе все педагогические возможности для всестороннего развития личности студентов.

Литература

1. Селиванова Е. А., Семиздралова О.А. Повышение мотивации педагогов к непрерывному профессиональному развитию в интерактивных коммуникациях // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2021. - № 4 (49). - С. 75-82.

2. Чивилев А.А. Современные коммуникативные технологии в системе повышения квалификации работников образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 2 (43). - С. 118-129.

3. Фопель К.В. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1. -М.: Генезис, 1998. - 160 с.

4. Практическая психология в педагогической деятельности учителя: Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров. В пяти книгах. Развитие коммуникативной сферы / Д.Ф. Ильясов, К.С. Буров, Е.А. Селиванова [и др.]. - Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2019. - 184 с.

5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет Психологические игры, упражнения, сказки. - Москва: Генезис, 2006. - 176 с.

6. Суркова Н.А. Актуальные векторы профессионального развития педагогов дополнительного образования: импровизация в игротехнике / Н.А. Суркова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. -№ 1(46). - С. 75-85.

7. Даниловских М. Г., Летенков О.В. Имитационная игра как метод обучения // Интерактивная наука. - 2022. - № 8 (73). - С. 25-27.

8. Османов М.М. Деловая игра как средство развития лидерских качеств сотрудников ОВД в процессе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 1 (50). - С. 93102.

9. Жарких Н. Г., Костыря С.С. Имитационные игры в организации обучения бакалавров // Ученые записки Орловского государственно-

го университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2020. - № 3 (88). - С. 167-170. 10. Антонюк В.С., Эрлих Г.В., Козина М.В. Игровые технологии как форма активизации подготовки кадров государственной и муниципальной службы // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019.- № 3. -С.123-152.

POSSIBILITIES OF SIMULATION GAME IN THE FORMATION OF BUSINESS COMMUNICATION SKILLS IN FUTURE BACHELORS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Abduev M. Kh.

Chechen State University named after A.A. Kadyrov

It is important for bachelors of state and municipal management to have deep legal knowledge, developed managerial abilities and well-formed business communication skills. To do this, at the stage of their professional training at the university, it is important to use effective pedagogical technologies aimed at the comprehensive development of the individual. Gaming technologies have great potential in this direction. The article describes the possibilities of their application with students studying in the direction of "State and municipal management". The scientific novelty of the study lies in the fact that the possibilities of an imitation game in the formation of business communication skills in future bachelors of state and municipal government are revealed. The described examples of business games that can be used with students of different courses are of practical value.

Keywords: simulation game, business communication skills, students, university, future bachelors of state and municipal government.

References

1. Selivanova E. A., Semizdralova O.A. Increasing the motivation of teachers for continuous professional development in interactive communications // Scientific support for the system of advanced training of personnel. 2021. No. 4 (49). pp. 75-82.

2. Chivilev A.A. Modern communication technologies in the system of advanced training of educational workers // Scientific support for the system of advanced training of personnel. -2020. - No. 2 (43). - S. 118-129.

3. Fopel KV How to teach children to cooperate? Psychological games and exercises: A practical guide: Per. from German: In 4 volumes. T. 1. - M.: Genesis, 1998. - 160 p.

4. Practical psychology in the pedagogical activity of a teacher: A textbook for students of advanced training courses for teaching staff. In five books. Development of the communicative sphere / D.F. Ilyasov, K.S. Burov, E.A. Selivanova [and others]. - Chelyabinsk: Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educational Workers, 2019. - 184 p.

5. Khukhlaeva O.V. Practical materials for working with children aged 3-9 years Psychological games, exercises, fairy tales. -M.: Genesis, 2006. - 176 p.

6. Surkova N.A. Actual vectors of professional development of teachers of additional education: improvisation in game technology / N.A. Surkova // Scientific support for the system of advanced training of personnel. - 2021. - No. 1 (46). - S. 75-85.

7. Danilovskikh M. G., Letenkov O.V. Imitation game as a teaching method // Interactive Science. - 2022. - No. 8 (73). - S. 25-27.

8. Osmanov M.M. Business game as a means of developing leadership qualities of police officers in the process of advanced training // Scientific support for the advanced training system. -2022. - No. 1 (50). - S. 93-102.

9. Zharkikh N. G., Kostyrya S.S. Imitation games in the organization of bachelor's education. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Humanities and social sciences. - 2020. - No. 3 (88). - S. 167-170.

10. Antonyuk V. S., Erlikh G.V., Kozina M.V. Game technologies as a form of activating the training of personnel of the state and municipal service // Issues of state and municipal management. -2019. - No. 3. - P. 123-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.