Научная статья на тему 'ДИСЦИПЛИНА "ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ" В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ'

ДИСЦИПЛИНА "ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ" В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТ / БАКАЛАВР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ОБУЧЕНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / PLANNING / DESIGN / ORGANIZATION / ORGANIZATIONAL DESIGN / STUDENT / BACHELOR / STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION / STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEE / EDUCATION / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Ольга Сергеевна, Чистова Марина Валерьевна, Бабаян Анжела Владиславовна

Статья посвящена образовательному потенциалу учебной дисциплины "Планирование и проектирование организаций" в подготовке бакалавров - будущих государственных и муниципальных служащих. Представлен опыт преподавания данной дисциплины в ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" обучающимся по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (профиль "Региональное и муниципальное управление"). Показано, что изучение дисциплины нацелено на формирование у студентов знаний основных теорий, концепций и ключевых проблем планирования и проектирования организаций, выработку базовых умений и навыков в области применения существующих теорий и подходов к планированию и проектированию организаций с позиций системного подхода. В результате обучающиеся осваивают сложный и трудоемкий процесс организационного проектирования, основанный на комплексном подходе, требующий всестороннего рассмотрения проблематики, привлечения широкого спектра инструментария, что является важным для профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Ольга Сергеевна, Чистова Марина Валерьевна, Бабаян Анжела Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discipline "Planning and design of organizations" in the preparation of bachelors-future state and municipal employees

The article is devoted to the educational potential of the discipline "Planning and design of organizations" in the preparation of bachelors-future state and municipal employees. The experience of teaching this discipline in the FGBOU VO "Pyatigorsk state University" students in the direction of training 38.03.04 State and municipal management (profile "Regional and municipal management"). It is shown that the study of this discipline is aimed at formation at students knowledge of the main theories, concepts and key issues of planning and design organizations, developing basic skills in the application of existing theories and approaches to planning and design organizations from the standpoint of system approach. As a result, students master a complex and time-consuming process of organizational design, based on an integrated approach, requiring a comprehensive consideration of issues, involving a wide range of tools, which is important for the training of state and municipal employees.

Текст научной работы на тему «ДИСЦИПЛИНА "ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ" В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ»

кого мастерства и профессиональной устойчивости.

Для того, чтобы добиться положительных результатов, педагогу следует изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний потенциал, на основе которого будет строиться дальнейшее профессиональное и личностное развитие. Педагог, способный давать оценку своему труду, сопоставляет тенденции, которые происходят в образовании, со своей деятельностью.

Самоанализ в целом направлен на выявление, изучение и, при необходимости, корректировку видов профессиональной деятельности педагога. Самоанализ позволяет спроектировать профессиональную траекторию, обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального саморазвития, что в дальнейшем будет свидетельствовать о профессиональном развитии педагога.

Литература:

1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания : монография. - Волгоград : Перемена, 2001.-102 с.

2. Даутова О.Б. Инновации в учебно-познавательной деятельности // Инновации и образование : Сборник материалов конференции. Серия "Symposium". - Выпуск 29. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2019. - С. 262264.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учебное пособие. - М.: Академия. - 2015. - 102 с.

4. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб., 2017.-80 с.

5. Словарь педагогического обихода / под ред. Л.М. Лузиной. - Псков : ПГПИ, 2018. - 270 с.

6. Становление профессиональной культуры у будущих учителей / Каткова Л. В., Смыковская Т.К., Руденко Т. Б. // Наука, образование, общество. -2016.-С. 134-137.

7. Торгунская Н. Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций // Знание. Понимание. Умение. - 2016. - №1. - С. 15-19.

8. ФГОС ООП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/(дата обращения: 25.08.19).

9. ФЗ "Об образовании в Российской Федера- ' ции" от 29.12.2012 №273. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.08.19).

10. Шиянов E.H. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественных теорий личности. - Ростов-н/Д., 2015. - 84 с.

т

1-й

о си

-0 0-

ш <

со со

=s% кд7 Г

S

251

DISCIPLINE "PLANNING AND DESIGN OF ORGANIZA TIONS"IN THE PREPARA TION OF BACHELORS-FUTURE STA ТЕ AND MUNICIPAL EMPLOYEES

Yeremina Olga Sergeevna, PhD of Historical sciences, Associate Professor Chistova Marina Valerievna, PhD of Economics sciences, Associate Professor Babayan Anzhela Viadisiavovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor

Department of Creative and Innovative Management and Law, Pyatigorsk state University, Pyatigorsk

The article is devoted to the educational potential of the discipline "Planning and design of organizations" in the preparation of bachelors-future state and municipal employees. The experience of teaching this discipline in the FGBOUVO "Pyatigorsk state University"students in the direction of training38.03.04State and municipal management (profile "Regional and municipal management"), it is shown that the study of this discipline is aimed at formation at students knowledge of the main theories, concepts and key issues of planning and design organizations, developing basic skills in the application of existing theories and approaches to planning and design organizations from the standpoint of system approach. As a result, students master a compiexand time-consuming process of organizational design, based on an integrated approach, requiring a comprehensive consideration of issues, involving a wide range of tools, which is important for the training of state and municipal employees.

Keywords: planning; design; organization; organizational design; student; bachelor; state and municipal administration, state and municipal employee; education; University.

ДИСЦИПЛИНА "ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ" В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья посвящена образовательному потенциалу учебной дисциплины "Планирование и проектирование организаций" в подготовке бакалавров - будущих государственных и муниципальных служащих. Представлен опыт преподавания данной дисциплины в ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университе т"обучающимся по направлению подготовки38.03.04Государствен-ное и муниципальное управление (профиль "Региональное и муниципальное управление"). Показано, что изучение дисциплины нацелено на формирование у студентов знаний основных теорий, концепций и ключевых проблем

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08

© Еремина О.С., 2019 © Чистова М.В., 2019 ©Бабаян A.B., 2019

планирования и проектирования организаций, выработку базовых умений и навыков в области применения существующих теорий и подходов к планированию и проектированию организаций с позиций системного подхода. В результате обучающиеся осваивают сложный и трудоемкий процесс организационного проектирования, основанный на комплексном подходе, требующий всестороннего рассмотрения проблематики, привлечения широкого спектра инструментария, что является важным для профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих.

Ключевые слова: планирование; проектирование; организация; организационное проектирование; студент; бакалавр; государственное и муниципальное управление, государственный и муниципальный служащий; обучения; университет.

ЕРЕМИНА Ольга Сергеевна,

кандидат исторических наук, доцент

ЧИСТОВА Марина Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент

БАБАЯН Анжела Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор

Кафедра креативно-инновационного управления и права, Пятигорский государственный университет, Пятигорск

Государственный и муниципальный служащий - профессия, требующая от личности творческого подхода к выполняемым функциям, высокого теоретического уровня знаний, сформированности необходимых умений и навыков. Эффективность государственного регулирования экономики, политики и других сфер жизнедеятельности общества обусловливается во многом высоким уровнем профессионализма государственных и муниципальных служащих, что в свою очередь зависит от качественной профессиональной подготовки будущих работников государственной и муниципальной службы в учреждениях высшего образования.

Многосторонний процесс деятельности учреждений профессионального образования состоит из ряда факторов, способствующих подготовке квалифицированных специалистов, и от того, как организован данный процесс, зависит глубина и прочность знаний и умений будущего специалиста,успешность будущей профессиональной деятельность [1,135]. А.П. Горбунов рекомендует преподавателю высшей школы организовывать процесс обучения исходя из того, что во главу угла результативности процесса обучения, включающего получение научно-исследовательских результатов и воспитание личности, должно быть поставлено формирование у студентов мышления, оперирующего знаниями и способного самостоятельно вырабатывать знания и использовать их в практике деятельности [2,130].

В ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" на протяжении ряда лет осуществляется профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих. Миссия основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (профиль "Региональное и муниципальное управление") состоит в подготовке управленческих кадров, ориентированных на реализацию общественных интересов и строгое соблюдение законности и этики; обладающих необходимыми в области государственного и муниципального управления компетенциями. Целями данной образовательной программы выступает, по замыслу ее разработчиков, удовлетворение потребности общества в кадрах управления, которые владеют методологическими основами государственного и муниципального управления, организационно-правовыми основами управления, а также подготовка личности, способной успешно работать в избранной профессиональной сфере [8].

Как указывает H.A. Устина, эффективность деятельности муниципальных органов власти обеспечивается комплексом факторов, среди которых особое место занимает организационная составляющая

административного управления [9, 130]. Реализуемая в ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" программа бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (профиль "Региональное и муниципальное управление") определяет основными видами профессиональной деятельности организационно-управленческую и организа-ционно-регулирующую деятельность. Анализ профессиональной подготовки будущих государственных и муниципальных служащих в данном университете показывает, что повышению качества образовательного процесса служит тщательный выбор преподаваемых дисциплин вариативной части образовательной программы и определение их содержательного наполнения.

Дисциплина "Планирование и проектирование организаций" относится к вариативной части дисциплин образовательной программы высшего образования и изучается будущими государственными и муниципальными служащими в 5 семестре. Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин "Региональное управление и территориальное планирование", "Теория управления" и является основой для изучения таких дисциплин, как "Управленческий консалтинг" и "Инновационный менеджмент". Знакомство с планированием и проектированием организаций нацелено на формирование у студентов знаний основных теорий, концепций и ключевых проблем планирования и проектирования организаций, выработку базовых умений и навыков в области применения существующих теорий и подходов к планированию и проектированию организаций с позиций системного подхода. Целью преподавания данной дисциплины является подготовка бакалавра, владеющего основами планирования и проектирования организаций и системным подходом к данным процессам.

В результате изучения дисциплины "Планирование и проектирований организаций" у студентов должны быть сформированы способности: к проектированию организационных структур, участию в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планированию и осуществлению мероприятий, распределению и делегированию полномочий с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-2); к проектированию организационной структуры, распределению полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-14). У

будущих бакалавров должны быть сформированы навыки планирования и организации деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-22).

Планирование и проектирование организаций - сложный и трудоемкий процесс, поскольку основан на комплексном подходе, требует всестороннего рассмотрения проблематики, привлечения широкого спектра инструментария. Знание теории и практики планирования и проектирования организаций для будущих государственных и муниципальных служащих важно по многим причинам. Одной из них является тот факт, что государственный и муниципальный служащий должен владеть основами управления как целенаправленным планируемым, координируемым и организуемым процессом, способствующим достижению результата. Важной компетенцией государственного и муниципального служащего выступает способность к планированию, проектированию и перепроектированию системы управления организации для адаптации к быстро изменяющимся условиям и для соответствия целям развития организации.

Основной проблемой при изучении дисциплины "Планирование и проектирование организаций" выступает освоение теории и практики организационного проектирования. Организационное проектирование рассматривается современными учеными как целенаправленный процесс создания и упорядочивания организационно-структурных элементов, что позволяет достигать поставленных перед учреждением целей. При этом учитывается состояние внешней среды, технологии производства, количество сотрудников, взаимоотношения между ними и др. [5, 87]. Организационное проектирование определяется В.Л. Семико-вым, В.Д. Ушаковым как разработка проектов новых или комплекс работ по совершенствованию деятельности существующих организаций (фирм, компаний, служб и т.п.) [6, 4].

В процессе обучения у студентов актуализируются полученные входе изучения дисциплины "Теория управления" знания о том, что организация представляет собой динамическую систему, характеризующуюся присутствием социальной, экономической, информационной, технической и других подсистем и элементов; большого числа связей между под-

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

254

системами и между элементами; связей между организацией и внешней средой; движением внутри организации информационных и материальных потоков.

Студенты усваивают необходимые знания о процессе формирования методологии организационного проектирования, в котором выделены этапы, отражающие эволюцию концепций управления. Трансформация методологии организационного проектирования, отражающая эволюцию концепций управления, демонстрирует переход от технократического рационализма к современной инновационной парадигме менеджмента. [4, 223].

Обучение планированию и проектированию организаций в силу специфики самого процесса планирования и проектирования как преимущественно практического вида деятельности значительно отличается от традиционных процессов передачи знаний в гуманитарных и естественных областях знаний, в связи с чем предусмотрено выполнение студентами на каждом занятии практико-ориен-тированных заданий.

Будущие государственные и муниципальные служащие входе бесед подчеркивали практическую значимость изучения современных проблем планирования и проектирования организаций. Особо отмечается студентами важность актуальной в настоящее время информации о том, что основой конструирования инновационных моделей организаций я вля ются та кие фа кторы, ка к децентрал иза ция управления, дебюрократизация организационного устройства, демократизация отношений и эффективность горизонтальных связей между структурными подразделениями.

Как показывает наша практика, тема занятия "Методы проектирования организации" вызывает всегда интересу студентов. Основываясь на анализе практического применения методологии проектирования организаций, студенты знакомятся с наиболее часто применяемыми методами проектирования структур управления организации: методом экспертно-аналитических оценок, методом аналогий, методом структуризации целей, методом организационного моделирования, проблемным подходом к построению организационных структур управления.

Изучение дисциплины "Планирование и проектирование организаций" позволяет актуализировать у будущих государственных и муниципальных служащих знания таких характеристик организации, как роль и место организации в отрасли,состояние производствен-

но-хозяиственнои деятельности предприятия, производственная структура предприятия, организационная структура управления, особенности взаимодействия организации с внешней средой, инновационная деятельность организации.

Тематика лекционных и практических, семинарских занятий выстроены так, что содержание дисциплины дает студентам возможность последовательно определять детерминированность элементов системы управления организации, сущность взаимодействия подразделений органов управления. Исследование детерминированности элементов структуры организации позволяет обучающимся самостоятельно выявлять степень влияния деятельности одного подразделения на другие, устанавливать, что "отсутствие такого влияния со стороны конкретного подразделения говорит о его неспособности реализовать одну из целей функционирования организации и, следовательно, делает его лишним в данной структуре управления" [7, 233].

Изучение теории и практики планирования и проектирования организаций убеждает будущих государственных и муниципальных служащих в важности творческого подхода к выполнению обязанностей, важности наличия соответствующего инструментария, глубоких знаний относительно того, как достичь требуемый результат. Не уходит от внимания в ходе преподавания дисциплины "Планирование и проектирование организаций" проблема профессиональной подготовки сотрудников и их адаптация в профессиональной среде. Как справедливо отмечает К.С. Дрогобыцкая, эти "параметры организационногодизайна специфицируют требования, предъявляемые к кандидатам на ту или иную должность", а также помогают определить, какими знаниями и навыками должны обладать их сотрудники и каких норм поведения должны придерживаться [3,70].

Как показывает опыт преподавания дисциплины "Планирование и проектирование организации", ее изучение вносит определенный вклад в формирование необходимых для будущей профессиональной деятельности компетенций. Знание теоретических и практических основ планирования и проектирования организаций выступает базой для осуществления организационных нововведений, основанных на совокупности методов организационного, управленческого, экономического исследования различных факторов и системных характеристик организаций, что

несомненно важно для профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.

Литература:

1. Бабаян A.B. Из истории организации самостоятельной работы студентов вузов в дореволюционной России//Фундаментальные исследования.

- 2008. - №9. - С.135-137.

2. Горбунов А.П. Инновационное управление как средство достижения нового качества университета // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2007. - №3-4. -С.129-131.

3. Дрогобыцкая К.С. Параметризация организационного проектирования // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2013.

- №2. - С. 69-74.

4. Козлова К.А., Буньковский В.И. Методология проектирования организационных структур управления // Сборник научных трудов Ангарско-

го государственного технического университета. - 2008. - №1. - Том 1. - С. 223-229.

5. Савин Ю.В. Принципы и факторы организационного проектирования инновационного пред-п риятия // Я росла вский педагоги чески й вестни к. -2013.- №1. - Том I (Гуманитарные науки). - С.87-93.

6. Семиков В.Л., Ушаков В.Д. Основы организационного проектирования //Технологии технос-ферной безопасности. - 2010. - Выпуск №1 (29). -С. 4.

7. Шаповалов А.Г. Научно-организационное проектирование как объект исследования // Проблемы современной экономики (Новосибирск). -2010. №2-2.-С.231-235.

8. https://pglu.ru/upload/iblock/217/OPOP-RMU-_NOYABR2019_1_.pdf)

9. Устина H.A. Организационное проектирование управления муниципальным образованием как фактор повышения конкурентоспособности территорий // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2008. - №6. - С. 32-41.

ОЭ

»-и

О си

-О Q-

Ш <

СО

со

APPLICA TIONOF GAMES OF THE PEOPLES OF THE WORLD AT VARIOUS STAGES OF ENGLISH LESSON IN THE THIRD GRADE

Zavyalova Tamara Gennadyevna, teacher of English, Municipal secondary school №27, Syktyvkar, Republic of Komi

The article considers communicative games, classifications and their functions as the most effective way of teaching children with different levels of training. We studied the games of different Nations, selected and adapted the most relevant for use at different stages of English lessons in the third grade in order to improve the quality of training. The paper shows the rationality of using these games in the structure of the lesson.

Keywords: game; communicative game; motivation; games of the peoples of the world.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГР НАРОДОВ МИРА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ТРЕТЬЕМ

КЛАССЕ

В статье рассмотрены коммуникативные игры, классификации и их функции как наиболее эффективный способ обучения детей с разными уровнями подготовки. Изучены игры разных народов, отобраны и адаптированы наиболее релевантные для использования их на разных этапах уроков английского языка в третьем классе с целью повышения качества обучения. Показана рациональность использования данных игр в структуре урока. Ключевые слова: игра; коммуникативная игра;мотивация; игры народов мира.

УДК 372.881.1 ВАК РФ 13.00.01

©Завьялова Т.Г.,2019

КД7 Г

S

255

Английский язык всё более становится в современной жизни языком международного общения и бизнеса. Изучение английского языка начинается во втором классе. Для детей это нечто новое, другой язык, другая культура, другой мир. Исходя из возрастных особенностей учащихся, преподавание иностранного языка у младших школьников должно быть увлекательным, запоминающимся. Повысить мотивацию, сохранить и развить у школьников интерес к предмету - это и есть основная задача учителя. Ведущим методом здесь является игровой метод, опирающийся на игровые ситуации, в результате чего детям будут легко запоминаться и лексические единицы, и грамматические явления.

Игра - сложный социокультурный феномен, неотъемлемая жизнь человека, сопровождающая его от рождения до последних дней, отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке. [1 ]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАВЬЯЛОВА Тамара Г°ннадьевна, учитель английского языка, Муниципальная общеобразовательная школа №27, Сыктывкар, Республика Коми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.