5. Вострокнутов С.И. Педагогические основы формирования гуманитарной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. ... д-р пед. наук / С.И. Вострокнутов. - Ярославль, 2009. - 39 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2003. - 1134 с.
7. Гурулева Н. Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента / Н.Е.Гурулева // Молодой ученый. - 2015. - №9. -С. 1045-1047.
8.Зятева Л.А. Социокультурная среда как основа социально-ориентированной деятельности образовательной организации / Л.А. Зятева // Вестник Брянского госуниверситета. - 2016. - №1. -С. 351-355.
9.Исаева К. А. Формирование толерантных качеств школьников в процессе поликультурного образования: (на примере Республики Казахстан): дис. ... канд. пед. наук/ К.А. Исаева. - Душанбе, 2016. - 195 с.
10. Кунанбаева С.С. Теория и практика современного иноязычного образования : монография/ С.С. Кунанбаева. - Алматы, 2010. - 286 с.
11.Макаренко A.C. Педагогическая поэма: гл. Преображение /A.C. Макаренко. - М., 2003. - С. 559.
12. Маслова В.А. Лингвокультурология / A.B. Мас-лова. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
13.Матиенко A.B. Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования: дис...д-ра пед. наук:13.00.01 /A.B. Матиенко.- Иркутск, 2008. - 347 с.
14. Пахотина С. В. Формирование социокультурной компетенции студентов (на примере факультета физической культуры) : монография / С.В. Пахотина. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014,- 141 с.
15.Савонько Е.И., Хизроева Е.И. Устойчивость мотивации как фактор овладения иностранным языкам / Е.И. Савонько, Е.И. Хизроева // Психологические основы интенсификации обучения ИЯ в вузе: сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. -Вып. 283. - М.: МГПИИЯ, 1987. - 144 с.
16. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур : монография / П.В.Сысоев. - Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.-145 с.
17.Ферхо С.И. Воспитание казахстанского патриотизма: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]/С.И.Ферхо//Казахстанская правда.-2013. - 20 июня, http://www.parlam.kz/ru/blogs/ferho/ Details/4/10985
WAYS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER
Druzhinina Mariya Vyacheslavovna, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor of Department of Translation and Applied Linguistics
Zagorodnyuk Anastasia Niko/aevna, Postgraduate student
Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk
The article reveals the content of the concept of "professional development" of the teacher. The work is based on the analysis of modern researches in the field of professional pedagogical education, normative documents, results of questioning of teachers of schools of Arkhangelsk. The authors reveal approaches to the interpretation of the content of the basic concepts that make up the conceptual and terminological apparatus of the problem ("professional competence" "professional development"). The description of resource opportunities of professional development, expansion of communications within professional community and introspection in professional development of the teacher is presented. The results of the study conducted by the authors con vincingly demonstrate the preferences of practicing teachers in the choice of ways of professional development - training on advanced training courses, communication with colleagues at school and reading professional literature. On the basis of the conducted research by means of questioning in work methods of professional development of the teacher are analyzed.
Keywords: methods of professional development; professional competence; professionalism; introspection.
СПОСОБЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
В статье раскрывается содержание понятия "профессиональное развитие"педагога. Работа построена на анализе современных исследований в области профессионального педагогического образования, нормативных документов, результатах анкетирования учителей школ г. Архангельска. Авторами раскрыты подходы к интерпретации содержания базовых понятий, составляющих понятийно-терминологический аппарат проблемы ("профессиональная компетентность" "профессиональное развитие"). Представлено описание ресурсных возможностей повышения квалификации, расширение коммуникаций внутри профессионального сообщества и самоанализа в профессиональном развитии педагога. Результаты исследования, проведенного авторами, убедительно демонстрируют предпочтения практикующих педагогов в выборе способов профессионального развития - обучение на курсах повышения квалификации, общение с коллегами в школе и чтение профессиональной литературы. На основании проведенного исследования путем анкетирования в работе анализируются способы профессионального развития педагога.
УДК 378
ВАК РФ 13.00.08
©Дружинина М.В, 2019 © Загороднюк А.Н., 2019
Ключевые слова: способы профессионального развития; профессиональная компетентность; профессионализм; самоанализ.
ДРУЖИНИНА Мария Вячеславовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры Перевода и прикладной лингвистики
ЗАГОРОДНЮК Анастасия Николаевна, аспирант
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что современное общество нуждается в компетентных во всех профессиональных сферах специалистах. Достичь этого возможно путем решения проблемы совершенствования профессионализма педагогов. Для того, чтобы обеспечить соответствие профессиональной компетентности педагога вызовам современного общества нужно создать все необходимые условия для переподготовки и повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений.
Так, на сегодняшний день основным требованиям, предъявляемым к педагогу, является обязательное прохождение профессиональной переподготовки и повышение квалификации. Ко всему прочему,Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет минимальный объем часов, для реализации программ по повышению квалификации педагога, которые реализуют программу основного общего образования в объеме 108 часов [8].
Целью настоящего исследования является выявление эффективных способов профессионального развития педагога.
Профессиональное развитие - это сознательная деятельность, направленная на повышение качества и объема знаний, умений и навыков. Такие ученые, как Л. В. Каткова, Т.К. Смыковская, Т.Б. Ру-денко, рассматривая проблему профессионального развития, говорят, прежде всего о профессионализме личности и профессионализме деятельности, данные термины, по их мнению, являются синонимами понятия "профессиональная компетентность" [6].
По мнению Б.Ф. Исаева, под профессиональной компетентностью понимается характеристика личностных и деловых качеств специалистов, в которой отражается уровень знаний, навыков и умений педагогов [3,37].
В свою очередь Н.Л. Торгунская говорит о том, что профессиональная компетентность - это знания, навыки и умения, а в том числе приемы и способы их реализации в деятельности педагога. Т.е. профессиональная компетентность - это гармоничное сочетание элементов подструктур деятельностного и коммуникативного характера [4].
В статье речь идет не столько о профессиональной компетентности, сколько о проблеме профессионального развития педагога. В настоящее время в литературе встречаются несколько терминов, а именно: профессиональное развитие и профессиональный рост педагога. Чаще всего они являются синонимами.
Так, Б.Ф. Исаев считает, что под профессиональным развитием понимается становление, рост, интеграция и реализация всех качеств личности при осуществлении профессионального труда [3].
Мы предположили, что считать понятия "профессиональный рост" и "профессиональное развитие" идентичными не совсем правильно. Профессиональный рост - это внутренний мотиватор личности к развитию. Профессиональное развитие - является непосредственной зоной ответственности самого человека, желающего стать успешным и остаться в профессии [5]. Это процесс, в результате которого человеку удается сохранить на протяжении всей профессиональной деятельности качественный уровень своих профессиональных умений и навыков.
Профессиональная подготовка учителя продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности педагога. Система на-
учно-методической работы, ориентированная на повышение уровня знаний, и, как следствие, квалификации способствует этому в первую очередь. Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" педагоги имеют право получать дополнительное педагогическое образование не реже чем 1 раз в 3 года [9]. Предполагается, что в процессе этого обучения происходит профессиональный рост педагога, что свидетельствует о его профессиональном развитии.
Профессиональное развитие педагога - это процесс развития, интеграции и внедрения в педагогическую работу профессионально важных личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и навыков; функциональная качественная трансформация педагогом своего внутреннего мира, что в результате ведет к сознательно новому образу жизни [2,30].
Н.М. Борытко в своей книге "Педагог в пространствах современного воспитания" утверждает, что для профессионального развития необходимо, чтобы педагог всегда руководствовался целенаправленной деятельностью по усовершенствованию своей профессиональной квалификации, повышению личностного профессионально-педагогического потенциала. Это, в свою очередь, необходимо для сознательного целеустремленного педагогического творчества, где учитывается его высший уровень - создание и разработка авторских систем по педагогике.
И.А. Колесникова считает, что высшим уровнем профессиональной деятельности педагога является педагогическая инновация, которая включает в себя внедрение и апробирование новых, современных мыслей, основ и методов в учебный процесс, значительно изменяя и повышая их качество [4,47].
В России все педагоги обязательно обучаются на соответствующих курсах повышения квалификации. В последние годы активно создаются профессиональные педагогические сообщества, где работники образования получают консультационную поддержку.
В работе педагогам оказывают помощь Интернет-ресурсы: Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", сетевые сообщества учителей, личные сайты учителей, образовательный портал Инфоурок и др.
Действенным способом повышения профессионализма является профессиональное общение с коллегами. Специалист, работающий со школьниками, должен постоянно развиваться как личность: быть интересным со-
беседником, передавать духовно-нравственные ценности детям и повышать уровень своей квалификации.
Образование и повышение квалификации должны быть систематическими и непрерывными. Постоянное обучение должно стать стилем жизни педагога.
Педагог должен не только стремиться овладеть новыми знаниями и технологиями, но и внедрять их в свою деятельность.
Важнейшее значение для профессионального развития педагога имеют навыки самоанализа. В этом проявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности. Как уже было определено выше, профессиональное развитие представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования. Педагогу следует уметь видеть процесс со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Современное общество выдвигает новые требования к подготовке, и в связи с этим, необходимо постоянно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Анализ, сопоставление, обобщение - отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся немного времени. Процесс должен быть постоянным, чтобы адекватно понимать различные образовательные ситуации.
Как указывает Н.М. Борытко, педагогу следует проводить не только анализ результатов своей деятельности, но и самоанализ форм и методов передачи знаний, навыков и умений. На основе самоанализа деятельности происходит систематизация деятельности и, в результате, достижение поставленных целей [1, 54].
В рамках данной работы было проведено исследование, направленное на выявление наиболее эффективных способов профессионального развития педагога.
В исследовании приняли участие 50 педагогов школ города Архангельска. Им было предложено ответить на вопросы анкеты.
В выборе ответов на вопрос "Какие из нижеперечисленных каналов информации оказывают наибольшее влияние на ваш реальный профессиональный рост", ответы распределились следующим образом:
Наиболее популярными стали варианты -обучение на курсах в институте повышения квалификации, общение с коллегами в школе и чтение профессиональной литературы.
40% педагогов также отметили важность участия в конференциях, семинарах, мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства. 20% - подчеркнули необходимость участия в сетевых сообществах в Интернете.
Данные результаты свидетельствуют, что педагогам необходимо и важно находить различные каналы информации, которые будут способствовать их профессиональному росту.
На вопрос об использовании в своей деятельности современного оборудования 90% педагогов ответили, что активно используют только проектор и компьютер учителя. 10% -мало используют в своей профессиональной деятельности информационные технологии. При этом 60% опрашиваемых отметили, что готовы использовать такое оборудование, как интерактивную доску и интерактивный стол, однако испытывают трудности в ее освоении, несмотря на то, что прекрасно работают на компьютере.
Учитывая, что интерактивная доска является современным и эффективным средством обучения, необходимо больше внимания уделять обучению педагогов работе с данным оборудованием.
На вопрос об участии в различных педагогических сообществах ответы распределились следующим образом:
100% - неоднократно принимали участие в работе сообщества pedsovet.org. 40% -принимали участие в работе Глобальной школьной лаборатории С1оЬаИаЬ. Из них 20% - активные участники сети творческих учителей.
Анализ ответов на третий вопрос позволяет резюмировать, что педагоги активно используют многие программные продукты в своей профессиональной деятельности.
На вопрос "Какие из перечисленных вариантов использования Интернет Вы реализуете в своей работе?" 80% - отметили скачивание нужных материалов, 20% - публикация собственных материалов.
Анализ ответов показал, что менее освоенным ресурсом для педагогов остается сеть Интернет.
Большинство педагогов на вопрос "Что, на Ваш взгляд, ограничивает Ваш профессиональный рост?" отметили ограниченность полезных профессиональных контактов и недостаточность информации о дополнительных образовательных программах - (80%).
На 6 вопрос 80% педагогов ответили, что участие в сетевых сообществах не заменяет обучения на курсах повышения квалификации,
но открывает дополнительные возможности для профессионального роста. И только 20% считает, что участие в существующих сообществах имеет недостаточно информации для повышения квалификации.
Отвечая на 7 и 8 вопросы, все педагоги (100%) отметили, что самоанализ своей педагогической деятельности - это важнейший инструмент профессионального развития. Все 50 педагогов используют в своей деятельности самоанализ и развивают рефлексию своей педагогической деятельности.
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы: большое значение в эффективности педагогической работы имеют профессиональные качества, которые требуют постоянного развития. Достичь постоянного профессионального развития возможно только путем решения проблемы совершенствования профессионализма педагогов.
Единство теоретической и практической подготовленности к реализации педагогической деятельности, характеризуемой профессионализмом педагога, называется профессиональной компетентностью учителя. Компетентный учитель - это профессионал, специалист, который имеет необходимые знания в области педагогики и смежных наук, способный грамотно спроектировать собственную деятельность, эффективно управлять педагогическим процессом и понимать изменения в системе образования.
Для формирования коммуникативных, личностных и профессиональных качеств учителя, позволяющих ему достигать высоких результатов в собственной педагогической деятельности, необходимо непрерывное профессиональное развитие. По мнению педагогов, наиболее эффективными способами профессионального развития являются обучение на курсах в институте повышения квалификации, общение с коллегами в школе и чтение профессиональной литературы. Также необходимо осваивать и использовать в своей деятельности современные информационные технологии.
Профессиональное развитие педагога -это организованный процесс приобщения к профессиональному труду через управление обстоятельствами, способствующими формированию профессиональной направленности; через интерес к своей профессии и понимание общественного смысла профессионального труда, его значимости для педагога лично; через применение и дальнейшее развитие профессиональной этики, педагогичес-
кого мастерства и профессиональной устойчивости.
Для того, чтобы добиться положительных результатов, педагогу следует изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний потенциал, на основе которого будет строиться дальнейшее профессиональное и личностное развитие. Педагог, способный давать оценку своему труду, сопоставляет тенденции, которые происходят в образовании, со своей деятельностью.
Самоанализ в целом направлен на выявление, изучение и, при необходимости, корректировку видов профессиональной деятельности педагога. Самоанализ позволяет спроектировать профессиональную траекторию, обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального саморазвития, что в дальнейшем будет свидетельствовать о профессиональном развитии педагога.
Литература:
1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания : монография. - Волгоград : Перемена, 2001.-102 с.
2. Даутова О.Б. Инновации в учебно-познавательной деятельности // Инновации и образование : Сборник материалов конференции. Серия "Symposium". - Выпуск 29. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2019. - С. 262264.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учебное пособие. - М.: Академия. - 2015. - 102 с.
4. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб., 2017.-80 с.
5. Словарь педагогического обихода / под ред. Л.М. Лузиной. - Псков : ПГПИ, 2018. - 270 с.
6. Становление профессиональной культуры у будущих учителей / Каткова Л. В., Смыковская Т.К., Руденко Т. Б. // Наука, образование, общество. -2016.-С. 134-137.
7. Торгунская Н. Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций // Знание. Понимание. Умение. - 2016. - №1. - С. 15-19.
8. ФГОС ООП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/(дата обращения: 25.08.19).
9. ФЗ "Об образовании в Российской Федера- ' ции" от 29.12.2012 №273. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.08.19).
10. Шиянов E.H. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественных теорий личности. - Ростов-н/Д., 2015. - 84 с.
т
1-й
о си
-0 0-
ш <
со со
=s% кд7 Г
S
251
DISCIPLINE 'PLANNING AND DESIGN OF ORGANIZA TIONS"IN THE PREPARA TION OF BACHELORS-FUTURE STA ТЕ AND MUNICIPAL EMPLOYEES
Yeremina Olga Sergeevna, PhD of Historical sciences, Associate Professor Chistova Marina Valerievna, PhD of Economics sciences, Associate Professor Babayan Anzhela Vladislavovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor
Department of Creative and Innovative Management and Law, Pyatigorsk state University, Pyatigorsk
The article is devoted to the educational potential of the discipline "Planning and design of organizations" in the preparation of bachelors-future state and municipal employees. The experience of teaching this discipline in the FGBOUVO "Pyatigorsk state University"students in the direction of training38.03.04State and municipal management (profile "Regional and municipal management"), it is shown that the study of this discipline is aimed at formation at students knowledge of the main theories, concepts and key issues of planning and design organizations, developing basic skills in the application of existing theories and approaches to planning and design organizations from the standpoint of system approach. As a result, students master a compiexand time-consuming process of organizational design, based on an integrated approach, requiring a comprehensive consideration of issues, involving a wide range of tools, which is important for the training of state and municipal employees.
Keywords: planning; design; organization; organizational design; student; bachelor; state and municipal administration, state and municipal employee; education; University.
ДИСЦИПЛИНА "ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ" В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Статья посвящена образовательному потенциалу учебной дисциплины "Планирование и проектирование организаций" в подготовке бакалавров - будущих государственных и муниципальных служащих. Представлен опыт преподавания данной дисциплины в ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университе т"обучающимся по направлению подготовки38.03.04Государствен-ное и муниципальное управление (профиль "Региональное и муниципальное управление"). Показано, что изучение дисциплины нацелено на формирование у студентов знаний основных теорий, концепций и ключевых проблем
УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08
© Еремина О.С., 2019 © Чистова М.В., 2019 ©Бабаян A.B., 2019