Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / принципы формирования педагогической культуры / будущие бакалавры социальной работы / социально-проектная деятельность / медиативная компетентность / цифровые образовательные технологии / гражданская позиция / профессиональное здоровье / quality of education / principles of formation of pedagogical culture / future bachelors of social work / social project activities / mediative competence / digital educational technology / civic position / professional health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.М. Ибрагимов

В статье поднимается тема усиления ценностной основы профессиональной деятельности будущих бакалавров социальной работы. Анализируются современные социальные риски и их влияние на общественность. Актуализируется необходимость формирования педагогической культуры студентов. Описываются исследования, посвященные аксиологическим составляющим профессиональной деятельности. Делается вывод о необходимости выделения принципов, способствующих единой логике формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы. На основе изученных научных источников и документов, регламентирующих обучение и профессиональную деятельность данных бакалавров, выделяются соответствующие положения. К принципам формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы относим следующие: принцип содействия студентам в освоении социально-проектной деятельностью; принцип развития медиативной компетентности бакалавров; принцип применения педагогического потенциала цифровых образовательных технологий; принцип усиления гражданской позиции студентов; принцип освоения будущими бакалаврами способов сохранения профессионального здоровья. Предложенные решения могут быть использованы в профессиональной подготовке будущих бакалавров социальной работы, найти развитие в дальнейших экспериментальных разработках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION OF PEDAGOGICAL CULTURE OF FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK

The article discusses a theme of improving a value basis of professional activity of future bachelors of social work. Modern social risks and their impact on the public are analyzed. The necessity of forming pedagogical culture of students is actualized. Studies of axiological components of professional activity are described. The conclusion about the necessity of selecting the principles contributing to the unified logic of forming the pedagogical culture of future bachelors of social work is made. On the basis of the studied scientific sources and documents regulating the training and professional activity of the bachelors; the relevant provisions are highlighted. To the principles of formation of pedagogical culture of future bachelors of social work the researcher adds the following: the principle of assistance to students in mastering the social project activity; the principle of development of mediative competence of bachelors; the principle of application of pedagogical potential of digital educational technologies; the principle of increasing the civic position of students; the principle of mastering by future bachelors ways of maintaining professional health. The proposed solutions can be used in the professional training of future bachelors of social work, find development in further experimental developments.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

УДК 378

Ibragimov Yu.M., teaching assistant, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: s-rakhmat@list.ru

PRINCIPLES OF FORMATION OF PEDAGOGICAL CULTURE OF FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK. The article discusses a theme of improving a value basis of professional activity of future bachelors of social work. Modern social risks and their impact on the public are analyzed. The necessity of forming pedagogical culture of students is actualized. Studies of axiological components of professional activity are described. The conclusion about the necessity of selecting the principles contributing to the unified logic of forming the pedagogical culture of future bachelors of social work is made. On the basis of the studied scientific sources and documents regulating the training and professional activity of the bachelors; the relevant provisions are highlighted. To the principles of formation of pedagogical culture of future bachelors of social work the researcher adds the following: the principle of assistance to students in mastering the social project activity; the principle of development of mediative competence of bachelors; the principle of application of pedagogical potential of digital educational technologies; the principle of increasing the civic position of students; the principle of mastering by future bachelors ways of maintaining professional health. The proposed solutions can be used in the professional training of future bachelors of social work, find development in further experimental developments.

Key words: quality of education, principles of formation of pedagogical culture, future bachelors of social work, social project activities, mediative competence, digital educational technology, civic position, professional health.

Ю.М. Ибрагимов, асс., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: s-rakhmat@list.ru

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В статье поднимается тема усиления ценностной основы профессиональной деятельности будущих бакалавров социальной работы. Анализируются современные социальные риски и их влияние на общественность. Актуализируется необходимость формирования педагогической культуры студентов. Описываются исследования, посвященные аксиологическим составляющим профессиональной деятельности. Делается вывод о необходимости выделения принципов, способствующих единой логике формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы. На основе изученных научных источников и документов, регламентирующих обучение и профессиональную деятельность данных бакалавров, выделяются соответствующие положения. К принципам формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы относим следующие: принцип содействия студентам в освоении социально-проектной деятельностью; принцип развития медиативной компетентности бакалавров; принцип применения педагогического потенциала цифровых образовательных технологий; принцип усиления гражданской позиции студентов; принцип освоения будущими бакалаврами способов сохранения профессионального здоровья. Предложенные решения могут быть использованы в профессиональной подготовке будущих бакалавров социальной работы, найти развитие в дальнейших экспериментальных разработках.

Ключевые слова: качество образования, принципы формирования педагогической культуры, будущие бакалавры социальной работы, социально-проектная деятельность, медиативная компетентность, цифровые образовательные технологии, гражданская позиция, профессиональное здоровье.

Специалисты социальной сферы работают сегодня в очень непростых условиях. Рост экономической напряженности, эпидемиологическая обстановка в стране и мире, нарастание социальных проблем являются тому причиной. Общественный кризис провоцирует усиление личностных проблем: повышение тревожности, неуверенности в завтрашнем дне у многих людей, усиление уязвимости особо чувствительных слоев населения (детей и подростков, пенсионеров, инвалидов, сирот и пр.). Все это значительно осложняет профессиональную деятельность бакалавров социальной работы и требует от них высокого уровня профессионализма, самоотдачи, способности корректно выстраивать коммуникации с различными категориями населения, успешно осуществлять социальную поддержку. Поэтому к качеству профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы возникает множество требований. От них требуются сегодня не только высокий уровень знаний, хорошая практическая подготовка, но и общий уровень культуры, наличие моральных принципов и ценностных ориентаций.

Исходя из того, что спектр видов деятельности у бакалавров социальной работы достаточной широкий, им важно обладать целым комплексом профессиональных компетенций: в области психологии, юриспруденции, медицины и педагогики. Педагогика рассматривает их не только применительно к сфере образования, но и гораздо шире. Часто социальному работнику приходится работать с родителями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, апеллировать к зрелости их педагогической позиции. Или же бакалавр социальной работы может работать с молодежью, пожилыми людьми, которые тоже нуждаются в педагогических знаниях. Однако важно давать информацию не в виде нравоучений, назиданий, увещеваний, а в форме мудрого совета, ценной рекомендации. Поэтому мы считаем, что у будущих бакалавров социальной работы важно формировать педагогическую культуру.

О роли культуры, в частности профессиональной, сегодня пишется во многих научных разработках. Н.А. Бочарникова рассматривает два вида профессиональной культуры будущих бакалавров социальной работы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя профессиональная культура отождествляется с личностным социальным опытом бакалавра, эмоционально окрашенным отношением к ней. Внешняя профессиональная культура бакалавра проявляется в индивидуальном стиле профессиональной деятельности, которая содержит в себе социально-педагогический компонент [1]. По ее мнению, такая культура развивается в культурно-организованной деятельности в вузе, и при этом сам бакалавр социальной работы должен участвовать в развитии культуры труда как условия его приобщения к духовному богатству общества.

К.В. Конорева утверждает о важности развития духовной культуры у будущих социальных педагогов. Она пишет о том, что данный специалист выполняет

важную миссию, закладывая в души людей высокие принципы и ценности. Соответственно, ему самому необходимо отличатся гуманностью, толерантностью, коммуникативными способностями, добротой, честностью и способностью оказать поддержку [2]. Для развития такой культуры предлагается целый комплекс внеучебных мероприятий - образовательно-теоретических и массово-практических.

С.Р. Умархаджиева пишет о формировании управленческой культуры бакалавров социальной работы в вузе [3] для того, чтобы они умели применять управленческие решения, активизировать личностные и организационные ресурсы (финансовые, правовые, информационные). Другие ученые выделяют разные виды культуры, которые необходимо формировать у будущих и действующих специалистов профессиональной деятельности: культуру командной работы [4], психолого-педагогическую культуру [5], цифровую культуру [6], культуру профессионально-проектной деятельности [7] и т.п. Как можно обнаружить, все эти виды культуры входят в одну категорию профессиональной культуры и активизируются при решении тех или иных трудовых задач.

Понятие культуры шире, чем компетенции, так как оно включает в себя важный, универсальный для осуществления различных трудовых функций компонент ценностей. Ценности личности должны быть согласованы с базовыми социально-нравственными категориями, которые пытается донести до людей с раннего возраста наука педагогика. Итак, исходя из вышесказанного, отметим необходимость формирования педагогической культуры у будущих бакалавров социальной работы. А для этого целесообразно определить принципы осуществления такой деятельности при обучении студентов в вузе.

Исследователи отмечают, что выделение принципов обучения специалистов способствует обеспечению единого подхода, непротиворечивой методологии осуществления данного процесса [8]. Несомненно, что преподаватели в вузе, обучающие будущих бакалавров социальной работы, имеют индивидуальные убеждения, свой уникальный методический стиль, авторские методики, предпочтительные приемы и методы обучения и пр. Но при всем при этом им важно действовать в одной логике при осуществлении процесса формирования педагогической культуры студентов. Этому и будут способствовать выделенные нами принципы.

Первый принцип мы связываем с осуществлением содействия студентам в освоении социально-проектной деятельности как одного из актуальных на сегодняшний день направлений в реализации трудовых функций. Обосновывая свое утверждение, сошлемся на положения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки и 39.03.02 Социальная работа. В данном документе четко обозначен такой

вид решаемых задач будущим выпускником, как проектные задачи. Также среди универсальных компетенций, которыми должен овладеть бакалавр, выделяют «разработку и реализацию проектов» [9]. Социальное проектирование выступает сегодня очень актуальным явлением. Разработку и реализацию проектов в различных сферах жизни (экология, культура, медицина, образование) поддерживают государственные структуры для улучшения качества жизни населения. Поэтому будущим бакалаврам социальной работы необходимо осваивать возможности социально-проектной деятельности.

В качестве второго принципа формирования педагогической культуры назовем принцип развития медиативной компетентности. На наш взгляд, сегодня является очень важным формировать и совершенствовать у специалистов социальной сферы умение грамотно предупреждать или разрешать конфликты. Это связано с тем, что они непосредственным образом практически ежедневно взаимодействуют с социально уязвленными категориями населения. Будущие бакалавры могут работать в органах опеки и попечительства и принимать участие в лишении прав родителей, не исполняющих свои обязанности, которые нарушают права детей, применяют по отношению к ним разные виды насилия. Несомненно, что этот вид деятельности высоко конфликтен. Также выпускники вузов, осваивающие программу бакалавриата по социальной работе, могут оказывать поддержку семьям с детьми-инвалидами. Часто такие родители в силу своей постоянной усталости от необходимости ухаживать за своим ребенком и равнодушным отношением общественности становятся достаточно раздраженными и, соответственно, агрессивными. Да и многие другие люди - безработные, пенсионеры, одинокие родители - могут быть достаточно конфликтны. Чтобы не допускать эскалации этого явления, будущим бакалаврам социальной работы важно быть компетентными в области медиации споров.

Третий принцип, который стоит определить в процессе формирования педагогической культуры студентов, обозначим как принцип освоения педагогического потенциала цифровых образовательных технологий. Студенты сегодня хорошо ориентируются в виртуальном пространстве сети Интернет. Однако порой их пребывание в данной среде носит развлекательный характер. Чтобы не только отдыхать, но и учиться, работать, также можно эффективно использовать педагогический потенциал социальных сетей, профессиональных порталов, сайтов для родителей с информацией юридического, психолого-педагогического характера и пр. В век информационных технологий просто необходимо уметь работать с цифровыми ресурсами, так как ведение профессиональной документации также является неотъемлемым видом деятельности бакалавров социальной работы. Определенные профессиональные консультации сможет получать и сам социальный работник, не выходя из дома или своего рабочего места. Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях пандемии, когда работа на расстоянии более целесообразна. К ней тоже важно готовить будущих бакалавров социальной работы.

При выделении четвертого принципа сошлемся на актуальность усиления гражданской позиции студентов. Она выделена как универсальная компетенция в вышеупомянутых ФГОС ВО и приобретает сегодня особую значимость. Говоря о культуре, важно связывать ее с ценностями духовно-нравственного, граждан-ско-патриотического воспитания детей и молодежи. Сегодня в тех же социальных сетях находится большое количестве ложной информации, призывов к экстремистской, противоправной и даже террористической деятельности. Многие студенты сами проявляют активность, вступающую в конфликт с законом, это грозит им не только отчислением из вуза, но и более серьезными последствиями: административным или уголовным наказанием. Впоследствии у них могут возникнуть серьезные трудности в трудоустройстве и построении личной жизни. Сегодня любой комментарий, любой репост или картинка определенного провокационного характера легко обнаруживается специальными службами. После прошедших этой весной массовых несанкционированных митингов, в которых вовлекались подростки и студенты, многие из них попали в поле зрения правоохранительных органов. Поэтому целесообразно развивать адекватное мировоззрение студентов в вузе. С другой стороны, будущие бакалавры социальной работы сами могут работать с трудными подростками, имеющими несформированную гражданскую позицию. В этой связи считаем, что наличие сформированной гражданской позиции у студентов позволит им вести себя осознанно и формировать эти качества у будущих клиентов.

И, наконец, пятый принцип формирования педагогической культуры будущих бакалавров связывается нами с необходимостью освоения ими способов сохранения профессионального здоровья. Специалисты помогающих профессий, к которым также относятся будущие бакалавры социальной работы, находятся в группе риска по профессиональному выгоранию. Оказывая социальную поддержку другим людям, в ней нуждающимся, сложно остаться неравнодушным

Библиографический список

к их проблемам. В результате такие чувства, как грусть, страх, отчаяние, обида, злость, испытываемые этими людьми, становятся частью эмоциональных состояний и самих специалистов социальной работы. Если стараться быть равнодушным к людским проблемам, то сложно им качественно оказать поддержку. Если же все время подключаться к их переживаниям, то сложно самому не уйти в депрессию, раздражительность и страдания. Поэтому важно найти некий баланс между этими состояниями, научиться регулировать собственные эмоции, восстанавливаться после пережитых потрясений. Этими позициями и обусловлен выделенный нами принцип освоения будущими бакалаврами способов сохранения профессионального здоровья. Таких способов может быть очень много -различных экспресс-техник и длительных упражнений. Они могут быть связаны с активными и пассивными способами снятия эмоционального напряжения, предполагать работу в группе или индивидуальные практики. Чем больше вариаций будет знакомо студентам, тем проще им в дальнейшем будет сориентироваться в тяжелых эмоционально окрашенных профессиональных ситуациях.

Описанные принципы нашли применение в формировании педагогической культуры у студентов, обучающихся в Чеченском государственном университете по направлению профессиональной подготовки бакалавриата 39.03.02 Социальная работа. Они осуществлялись при обучении будущих бакалавров социальной работы на втором и третьем курсах, отражаясь в реализации ряда учебных дисциплин: «Этические основы социальной работы», «Теория социальной работы», «Социальная педагогика» и «Основы социального образования». Кроме того, был разработан курс по выбору «Педагогическая культура современной молодежи», который целенаправленно способствовал решению поставленной задачи по формированию педагогической культуры у студентов-бакалавров.

Для достижения максимального эффекта проводились интерактивные лекции, практические занятия, результат, помимо прочего, закреплялся на практике по получению профессиональных умений. Перед руководителями практики была поставлена задача способствовать максимальному применению описанных принципов. В отзывах руководителей практики важно было отразить степень сформированности того или иного качества/компетенции в соответствии с принципами: умение осуществлять социально-проектную деятельность, медиативная компетентность, гражданская позиция, способность к применению цифровых образовательных технологий и сохранению профессионального здоровья.

Итак, процесс формирования педагогической культуры является сложным и важным в профессиональной подготовке будущих бакалавров социальной работы. Для того чтобы их профессиональная деятельность была эффективной, необходимо владеть целым комплексом компетенций, формируемых на ценностной основе, которые в своем единстве образуют педагогическую культуру личности. Определение единой логики в образовательном процессе вуза для достижения указанной цели обеспечивается за счет выделения неких постулатов, основополагающих правил, иными словами, принципов.

Исходя из того, что будущие бакалавры социальной работы должны решать проектные задачи, уметь грамотно вести себя в конфликтных ситуациях, применять современные технологии в работе, быть образцом для своих клиентов и уметь уберечь себя от профессиональных заболеваний, нами были выделены следующие принципы. Резюмируем их: принцип содействия студентам в освоении социально-проектной деятельности; принцип развития медиативной компетентности бакалавров; принцип применения педагогического потенциала цифровых образовательных технологий; принцип усиления гражданской позиции студентов; принцип освоения будущими бакалаврами способов сохранения профессионального здоровья.

Данные принципы могут стать основой для определения содержательных и организационных направлений обучения будущих бакалавров по направлению подготовки «Социальная работа». Они формулировались в соответствии с логикой времени, спецификой профессиональной деятельности бакалавров, в соответствии с актуальной нормативно-правовой базой и научными разработками. Указанные принципы могут найти свое дальнейшее развитие в экспериментальных исследованиях, посвященных формированию педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы или практической деятельности преподавателей.

Будущие бакалавры социальной работы отвечают за физическое, психическое и духовное состояние людей, нуждающихся в их поддержке. В связи с высокой ответственностью представителей данного рода профессиональной деятельности возникает необходимость их качественной подготовки. Одним и профессиональных феноменов в их готовности к труду выступает педагогическая культура. Для обеспечения непротиворечивости ее формирования требуется единая логика деятельности преподавателей, что вызвало необходимость выделения описанных выше принципов.

1. Бочарникова Н.А. Формирование профессиональной культуры у бакалавров социальной работы. Вестник Забайкальского государственного университета. 2011; № 6: 31 - 36.

2. Конорева К.В. Роль внеучебных мероприятий в повышении духовной культуры будущих социальных педагогов. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2010; № 2: 257 - 262.

3. Умархаджиева С.Р Формирование управленческой культуры бакалавров социальной работы в вузе. Материалы конференции профессорско-преподавательского состава, посвященной 80-летию Чеченского государственного университета. 2018: 361 - 365.

4. Хохлов А.В. Культура командной работы как конкурентное преимущество руководителя общеобразовательной организации. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019; № 2 (39): 5 - 14.

5. Селиванова Е.А., Коваленко Е.В. Роль обмена знаниями в развитии психолого-педагогической культуры учителей. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019; № 3 (40): 50 - 57.

6. Шаухалова Ра., Ярычев Н.У Цифровая культура студентов бакалавриата как конкурентное преимущество современного специалиста. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 348 - 350.

7. Васильева Т.В. Формирование в вузе культуры профессионально-проектной деятельности бакалавров социальной работы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

8. Ильясов Д.Ф., Буров К.С., Ярычев Н.У и др. Принципы отбора содержания повышения квалификации педагогов, обучающиеся которых показывают стабильно низкие образовательные результаты. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019; № 3 (40): 5 - 23.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2018 г N 76. Available at: http://fgosvo.ru/uploadf¡les/FG0S%20V0%203++/ BaW390302_B_3_15062021.pdf

References

1. Bocharnikova N.A. Formirovanie professional'noj kul'tury u bakalavrov social'noj raboty. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 6: 31 - 36.

2. Konoreva K.V. Rol' vneuchebnyh meropriyatij v povyshenii duhovnoj kul'tury buduschih social'nyh pedagogov. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chehova. 2010; № 2: 257 - 262.

3. Umarhadzhieva S.R. Formirovanie upravlencheskoj kul'tury bakalavrov social'noj raboty v vuze. Materialy konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, posvyaschennoj 80-letiyu Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018: 361 - 365.

4. Hohlov A.V. Kul'tura komandnoj raboty kak konkurentnoe preimuschestvo rukovoditelya obscheobrazovatel'noj organizacii. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2019; № 2 (39): 5 - 14.

5. Selivanova E.A., Kovalenko E.V. Rol' obmena znaniyami v razvitii psihologo-pedagogicheskoj kul'tury uchitelej. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2019; № 3 (40): 50 - 57.

6. Shauhalova R.A., Yarychev N.U. Cifrovaya kul'tura studentov bakalavriata kak konkurentnoe preimuschestvo sovremennogo specialista. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 348 - 350.

7. Vasil'eva T. V. Formirovanie v vuze kul'tury professional'no-proektnoj deyatel'nosti bakalavrov social'noj raboty. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

8. Il'yasov D.F., Burov K.S., Yarychev N.U. i dr. Principy otbora soderzhaniya povysheniya kvalifikacii pedagogov, obuchayuschiesya kotoryh pokazyvayut stabil'no nizkie obrazovatel'nye rezul'taty. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2019; № 3 (40): 5 - 23.

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 39.03.02 Social'naya rabota. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 5 fevralya 2018 g. N 76. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/390302_B_3_15062021.pdf

Статья поступила в редакцию 13.07.21

УДК 519.2 (075.8): 373.51

Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; Orenburg State University

(Orenburg, Russia), E-mail: KolobovAN@ya.ru

FEATURES OF TEACHING ELEMENTS OF PROBABILITY THEORY IN A SCHOOL MATHEMATICS COURSE. The article discusses features of teaching elements of probability theory in the school mathematics course, in particular, the need to use the elective course of "Elements of probability theory". The question of solving the problem of the lack of the necessary methodological tools when teaching students the elements of probability theory becomes quite relevant. One of the possible solutions to this problem may be the development of the elective course "Elements of probability theory", as well as the study of this section of mathematics through game technologies, in particular, using quizzes - team games aimed at qualitative assimilation of the material. Thus, students can feel the importance of mathematics in professional life and get acquainted with examples of applications of mathematics that go beyond the scope of the subject being studied. The method of introducing the main methods of studying this issue is implemented in a specific educational process at the elective course in the MOAU "Gymnasium No. 5" in Orenburg and allows to increase the efficiency of mastering the studied material by students.

Key words: probability theory, elective course, quiz, educational activities, game technologies.

А.Н. Колобов, канд. техн. наук, доц., Оренбургского государственного педагогического университета имени В.П. Чкалова,

доц. Оренбургского государственного университета, г. Оренбург, E-mail: KolobovAN@ya.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

В данной статье рассмотрены особенности обучения элементам теории вероятностей в школьном курсе математики, в частности необходимость использования элективного курса «Элементы теории вероятностей». Действительно, приобретает актуальность вопрос о решении проблемы, заключающейся в отсутствии необходимого методического инструментария при обучении школьников элементам теории вероятностей. Одним из возможных решений поставленной проблемы, на наш взгляд, может быть разработка элективного курса «Элементы теории вероятностей», а также изучение данного раздела математики посредством игровых технологий, в частности с использованием квизов - командных игр, направленных на качественное усвоение материала. Таким образом, обучающиеся могут оценить значение математики в профессиональной жизни и познакомиться с примерами приложений математики, которые выходят за рамки изучаемого предмета. Представленные в статье методические особенности изучения данного вопроса были реализованы в конкретном учебном процессе на элективном курсе в МОАУ «Гимназия № 5» г. Оренбурга и позволили повысить эффективность усвоения изучаемого материала обучающимися.

Ключевые слова: теория вероятностей, элективный курс, квиз, учебная деятельность, игровые технологии.

Понимание основ теории вероятностей необходимо в самых разнообразных видах человеческой деятельности, как в прикладной, так и в повседневной, так как люди должны осознавать, что наш мир состоит из случайных событий, через которые пробиваются закономерности.

Психология человека такова, что он сам устанавливает неправильную связь между действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Подобное объяснение было впервые предложено американским психологом Б.Ф. Скиннером. Таким образом, возникают суеверия. Примером суеверия может послужить встреча с черной кошкой, которое основано на частотных совпадениях небольших неприятностей и переходом дороги кошкой с темным однотонным окрасом.

Знакомство с теорией вероятностей происходит в школьном курсе математики. Несмотря на то, что это направление является одним из важных разде-

лов математики, доступной литературы по данному направлению недостаточно, это является неблагоприятным фактором на пути изучения теории вероятностей. Именно поэтому остро встает вопрос о включении методически грамотно выстроенного курса элементов теории вероятностей в школьный курс математики.

Каждый человек использует в своей жизни фразы со словами «вероятность», «случай», «риск», «шанс». Примерами таких фраз являются следующие: «вероятно, на каникулах мы пойдем в поход», «ты, случайно, не знаешь, когда закроется магазин?», «рискованно прыгать с парашютом», «мне предоставили шанс выступить еще раз». Эти конструкции используются для определения того, произойдет ли данное событие или нет.

Ученые изучают понятие вероятностей уже несколько сотен лет, но все же сказать о завершенности и ясности данной темы невозможно. Первые упомина-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.